"Формирование патриотической компетенции дошкольников по ФГОС"
Автор: Курилова Надежда Валерьевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: СП ГБОУ СОШ №3 им. М. Ф. Леонова "Детский сад "Волна"" Населённый пункт: Самарская область, Приволжский район, с. Приволжье Наименование материала: статья Тема: "Формирование патриотической компетенции дошкольников по ФГОС" Раздел: дошкольное образование
Ф О Р М И Р О В А Н И Е
П АТ Р И О Т И Ч Е С К О Й
К О М П Е Т Е Н Ц И И
ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ФГОС
Ф. И. О. Курилова Надежда Валерьевна
Должность: старший воспитатель
Сегодня, когда на фоне глубоких кризисных явлений в стране стало все более
заметной утрата нашим обществом традиционно российского патриотического
сознания,
о
необходимости
возрождения
патриотического
воспитания
заговорили на государственном уровне. Система современного отечественного
образования
призвана
обеспечить
воспитание
патриотов
России,
граждан
правового
демократического,
социального
государства,
уважающих
права
и
свободы
личности,
обладающих
высокой
нравственностью
и
проявляющих
национальную
и
религиозную
терпимость.
Об
этом
говорится
в
Законе
Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ».
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года»
отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить
историческую
преемственность
поколений;
сохранение,
распространение
и
развитие
национальной
культуры,
воспитать
патриотов
России,
граждан,
обладающих высокой толерантностью».
Противоречия,
сложившиеся
в
настоящее
время,
в
условиях
ломки
нравственных
идеалов
российского
общества,
приобретают
особую
актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников. Нельзя не
отметить
и
то,
что
в
плане
формирования
патриотизма
резко
снизился
воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования. А в
некоторых
местах
патриотизм
стал
перерождаться
в
национализм
и
за
п о с л ед н е е
в р е м я
в
н а ш е м
о б щ е с т в е
з н ач и т е л ь н о
у с и л и л и с ь
националистические настроения.
Проблема
патриотического
воспитания
всегда
занимала
одно
из
ведущих
направлений
дошкольного
образования,
где
указывалась
необходимость
воспитать ребёнка, как человека, гражданина, любящего свою Родину, свою
страну
и
окружающих
его
людей.
Взрослый
в
первую
очередь
должен
позаботиться о том, чтобы запечатлеть в памяти ребёнка всё то родное, близкое,
из чего складывается будущая успешная личность. Патриотическое воспитание
молодого поколения должно основываться на героических примерах прошлого,
подвигах солдат и простого русского народа, на знании, символики России, на
стремлении
приобщать
детей
к
общечеловеческим
ценностям. Детский сад
наряду
с
семьей
является
важнейшим
социальным
институтом
воспитания
ребенка дошкольного возраста. Воспитание служит всеобщей и необходимой
формой
развития
ребенка,
поэтому
основной
задачей
является
повышения
эффективности
и
качества
образования
детей
на
основе
всестороннего
воспитания
и
развития
личности
каждого
ребенка.
Для
этого
необходимо
создание благоприятной образовательно – воспитательной среды.
Сегодня
существует
множество
концепций,
технологий,
парциальных
программ,
в
которых
представлено
в
разных
формулировках
и
объёмах
гражданское,
патриотическое
воспитание:
«Наследие»
М.Ю.
Новицкой,
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.
Д.
Маханёвой,
«Мы
живём
в
России»
Н.Г.
Зеленовой,
Л.Е.
Осиповой,
«Маленькие россияне» под ред. Т.И. Оверчук.
Требования ФГОС ДО к результатам освоения программы предоставлены в
виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют
собой социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка
на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Познавательное
развитие
предполагает
развитие
интересов
детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных
действий,
становление
сознания;
развитие
воображения
и
творческой
активности; формирование первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках,
о
планете
Земля
как
общем
доме
людей,
об
особенностях
ее
природы, многообразии стран и народов мира.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в
детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к
истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех,
кого зовут соотечественниками. Для полноценного патриотического воспитания
мы в своей работе используем разнообразные методы и формы работы с учетом
возрастного мировосприятия детей старшей группы:
• беседы о родном селе, городе, стране;
• показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
• прослушивание аудиозаписи. (Гимн страны; птичьи голоса, звуки родного
леса и пр.);
• наблюдение (за изменениями в облике родного села; за трудом взрослых в
детском саду и в селе; за сезонными изменениями в природе и пр.)
• использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок,
разучивание песен, потешек) ;
• народные подвижные игры (городки, «Гуси-лебеди», «Колечко», «Краски»,
«Кошки-мышки» и др.)
• ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка, резьба
по дереву и т. д.) ;
• знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов;
•
организация
тематических
выставок
детских
рисунков
(«Моя
семья»,
«Портрет моей мамы», «Новый год», «Лучше папы нет на свете!» и пр.)
• физкультурный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»;
•
совместный
проект
родителей
и
детей:
«Моя
семья»,
«Мое
любимое
животное», «Мои летние каникулы»;
• участие в календарных праздниках;
• участие во всероссийских акциях «Помоги птицам»
• использование мультимедийного пособия «Символика России».
Наш
опыт
показывает,
что
процесс
нравственно-патриотического
формирования происходит более эффективно при комплексном использовании
средств
патриотического
воспитания
дошкольников:
народного
искусства,
фольклора, детской литературы, музыки, игры и т. д.
Вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с
семьей. Наш детский сад в своей работе с семьей опирается на родителей не
только как на помощников детского сада, а как на равноправных участников
формирования детской личности. Мы используем следующие формы работы с
родителями:
оформление
стенда
«Патриотический
уголок»,
организация
выставок детских рисунков, поделок, плакатов по тематике ("Улица, на которой
я живу", «Моя семья» и др.), проведен конкурс "Генеалогическое дерево моей
семьи", природоохранные акции «Посади цветок», «Изготовление кормушек»,
"Чистый поселок и тд.
Литература:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005.
2. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет / Н.Г. Комратова,
Л.Ф. Грибова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
3. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: гражданско-патриотическое воспитание
дошкольников/ Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова-М:2008-5 с.
4. Министерства образования и науки РФ. Приказ от 17.10.2013 №1155 «Об
утверждении
Федерального
государственного
стандарта
дошкольного
образования.