Автор: Размолодина Татьяна Михайловна Должность: учитель географии Учебное заведение: МАОУ "Молчановская СОШ №2" Населённый пункт: с.Молчаново, Томская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Рефлексия на уроках географии" Раздел: среднее образование
Рефлексия – это умение обучающихся размышлять, заниматься анализом своей
деятельности и полученных при этом результатах.
Рефлексия – важная часть уроков с системно-деятельностным подходом. Элементы
рефлексии делают учеников сознательно активными, заставляют их настроиться на урок
или определённый его этап, осмыслить свою деятельность на всех этапах, оценить
полученные знания, а отсюда и - результат своей деятельности.
На уроках географии использую все виды рефлексии: настроения и эмоционального
состояния (НЭС), деятельности(Д) и рефлексию содержания учебного материала (СУД).
Предлагаю эти виды рефлексии для трёх уроков географии.
8 класс. Тема урока «Разнообразие внутренних вод России. Реки»
Этап урока «Внутренние воды России»
Этап урока «Реки»
Рефлексия содержания учебного материала (СУМ)
Приложение1. «Сундучок и шкатулки»
Сундучок прошлого
(Что я знаю?)
Шкатулка новых знаний
(Что узнал?)
Шкатулка сокровищ
(Что интересное,
удивительное?)
1.Что я знаю о внутренних
водах из географии 6,7
классов?
От каких компонентов
природы больше всего
зависят внутренние воды?
2. Какие термины я изучил
по теме «Реки»
Приложение 2.
«Гроздь», «Солнышко», «Цветок», таблица «Копилка полученных знаний»
Эта рефлексия содержания используется на стадии проверки знаний. Варианты на
разных уроках: «Гроздь», «Солнышко», «Цветок» или таблица. Всё выдаётся ребятам в
виде шаблонов, которые они заполняют, сдают на проверку, а после вклеивают их в
тетрадь. Предлагаю таблицу. Элементы первой графы таблицы записываются на ягодах
виноградной грозди, на лучах Солнца, на лепестках цветка, и ученики, заполняя их,
показывают полученные знания.
«Копилка полученных знаний» Тема «Реки»
План
Полученные знания
Самый большой бассейн
Крупные реки России
Питание
Новые термины
Водный режим рек России
Ледовый режим рек
Значение рек
Рефлексия деятельности(Д)
Приложение 3 «Как я трудился?»
Моменты урока
Оценка своей
деятельности
Внутренние воды
Падение реки
Уклон реки
Расход воды
Годовой сток
Водный режим
Ледовый режим
« + » - всю информацию изучил, усвоил главное;
«+,- » - не всё усвоил, так как не всё исследовал;
«-» - не усвоил.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния(НЭС)
Использую «Цветные карточки». «Красная» – хорошее настроение; «Синяя» – плохое.
Эти карточки предлагаю показать:
1) на переходном этапе урока от «Внутренних вод» к «Рекам» после просмотра «Слайд-
шоу российских рек».
2) в конце, после подведения результатов урока.
Итак, использование рефлексии на данном уроке географии
Этапы урока:
Рефлексии:
Название рефлексии:
1 этап урока «Внутренние
воды»
Рефлексия СУМ
Рефлексия Д
«Сундучок и шкатулки»
1 часть таблицы;
«Как я трудился?»
Переход от ВВ к рекам
Рефлексия НЭС
«Цветные карточки»
2 этап «Реки»
Рефлексия СУМ
Рефлексия Д
«Сундучок и шкатулки», 2
часть таблицы;
«Как я трудился?».
Проверка полученных
знаний
Рефлексия СУМ
«Копилка полученных
знаний»;
Другие варианты: «Гроздь»,
«Солнышко», «Цветок».
В заключение урока
Рефлексия НЭС
«Цветные карточки»
5 класс Тема урока «Землетрясения»
До и после изучения темы заполнение таблицы
«Сундучок и шкатулки»
Сундучок прошлого
(Что я знаю?)
Шкатулка новых знаний
(Что узнал?)
Шкатулка сокровищ
(Что интересное,
удивительное?)
1.Что я знаю о
землетрясениях?
В течение урока заполняем таблицу (на двоих)
«Как я трудился?» «Доволен ли собой?
Моменты урока
Оценка своей деятельности
Колебательные
движения Земли
Виды складок и
разломов
Причина
землетрясений
Термины:
землетрясение,
очаг, эпицентр
Цунами
Интенсивность
землетрясения
Сейсмология и
сейсмограф
« + » - всю информацию изучил, усвоил главное;
«+,- » - не всё усвоил, так как не всё исследовал;
«-» - не усвоил.
В конце урока заполняем «Копилку полученных знаний» в виде «Солнышка и лучиков
знаний»
8 класс . Тема «Водные ресурсы и человек»
До и после изучения темы заполнение таблицы «Сундучок и шкатулки»
Сундучок прошлого
(Что я знаю?)
Шкатулка новых знаний
(Что узнал?)
Шкатулка сокровищ
(Что интересное,
удивительное?)
1.Что я знаю об
использовании рек и озёр из
курсов географии 6,7
классов?
В течение урока заполняем таблицу
«Как я трудился?» «Доволен ли собой?»
Моменты урока
Оценка своей
деятельности
Внутренние воды
их особенности.
Водные ресурсы и
их использование
Проблемы,
связанные с
использованием
водных ресурсов
«Копилка полученных знаний» - по теме «Внутренние воды и человек»
План
Полученные знания
Самый большой
бассейн
Крупные реки
Питание
Новые термины
Водный режим
рек России
Ледовый режим
рек
Значение рек
Самое глубокое
озеро
Самое большое
по площади озеро
Значение
внутренних вод
для человека