Напоминание

Рабочая программа педагога дополнительного образования


Автор: Денисова Наталья Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО Орловского ДДТ
Населённый пункт: п. Орловский, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Рабочая программа педагога дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Рабочая программа педагога дополнительного образования.
Нормативно-правовой аспект
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, опубликовано в «Российской газете» 31 декабря 2012 г., вступил в силу: 1 сентября 2013 г.) (далее – Закон); - Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 27 ноября 2013 г. № 30468) (далее – Порядок); - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242). В соответствии со статьей 2 п.14 Закона дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно- нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности (статья 75 п.1). Образовательная программа (статья 2 п.9) - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации учащихся, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. К дополнительным образовательным программам (статья 12 п.4, статья 75 п.2) относятся дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы. Дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые в образовательных организациях, могут иметь следующие направленности: - техническую;
- физкультурно-спортивную; - художественную; - туристско-краеведческую; - социально-педагогическую; - естественнонаучную. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность (статья 12 п.5, статья 28 п.3.6 Закона). Право педагогических работников на разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы закреплено статьей 47 п.п.3.3, 3.5 Закона. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в течение всего календарного года, включая каникулярное время (Порядок п.6). Для работы в летний период педагоги дополнительного образования на основании локального акта организации могут раз раб атывать дополнительные программы или дополнительные модули (подпрограммы, разделы) к основной общеобразовательной программе. В учреждении дополнительного образования детей реализуются следующие дополнительные общеобразовательные программы: - типовая (рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации); - модифицированная (рабочая, адаптированная) скорректирована конкретным педагогом, авторским коллективом на основе типовых или авторских программ с внесением изменения в отбор содержания, тем, порядка их изучения, изменения в распределении часов, в отборе материала по темам и разделам; - экспериментальная (авторская программа в период апробации); -авторская (программа разработана педагогом или коллективом педагогов, успешно прошедшая период апробации, рекомендованная методическим (педагогическим) советом образовательного учреждения, имеющая внешние рецензии, принявшая участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства, конкурсе авторских программ на муниципальном, региональном или федеральном уровнях).
Содержание дополнительных образовательных программ
Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (статья 28 п.2). Сроки реализации программ зависят от поставленных целей и объема содержания. Для достижения высоких результатов и оказания качественных услуг дополнительного образования срок реализации программ): - общекультурного (ознакомительного) уровня от 3 месяцев до 2-х лет; - общекультурного (базового) уровня от 1 года до 3 лет; - углубленного уровня от 1 года; Предварительное обучение ребенка по ознакомительной программе не
обязательно для зачисления его в группу, обучающуюся по программе базового уровня. В случае если программа предусматривает обучение ребенка только на углубленном уровне, в пояснительной записке к программе необходимо обязательно указать условия зачисления в группу (уровень необходимых базовых знаний, умений, подготовки) и дать характеристику необходимой для обучения по программе личностной, мотивационной, социальной готовности. Дополнительная общеобразовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы: 1. Титульный лист. 2. Паспорт программы (не обязательно) 3. Пояснительная записка (в том числе – цель, задачи, планируемый результат) 4. Учебно-тематический план (учебный план). 5. Содержание программы. 6. Календарный учебный график (может разрабатываться при наличии определенных условий, определяемых образовательным учреждением самостоятельно). 7. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы (в том числе – диагностические материалы, условия реализации программы, методические материалы, рекомендации по организации деятельности по программе, условия достижения наилучшего результата, темы, вызывающие затруднения и пути их устранения, применяемые на практике педагогические технологии и техники, материально-техническое оснащение, рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы, дидактические материалы). 8. Список литературы.
Титульный лист.
На титульном листе рекомендуется указывать: - наименование образовательной организации; - где, когда и кем рекомендована и утверждена дополнительная образовательная программа; - название дополнительной общеобразовательной программы; - возраст детей, на которых рассчитана д о п о л н и т е л ь н а я общеобразовательная программа; - срок реализации дополнительной общеобразовательной программы; - Ф.И.О., должность разработчика (автора/авторов) дополнительной общеобразовательной программы; - название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная программа; - год разработки дополнительной общеобразовательной программы.
Паспорт

программы

(не

обязательно)
. Паспорт программы – это краткое изложение информации о дополнительной общеобразовательной программе и авторе.
Пояснительная

записка.
В пояснительной записке к дополнительной общеобразовательной программе следует раскрыть: - направленность и профиль дополнительной общеобразовательной программы и направление деятельности;
- вид программы (авторская, модифицированная и т.п.) и её уровень (ознакомительный, базовый, углубленный); - отличительные особенности программы - характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; новизна, педагогическая целесообразность программы, отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие); - актуальность (соответствие основным направлениям социально- экономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие государственному социальному заказу/запросам родителей и детей; обоснование актуальности должно базироваться на фактах - цитатах из нормативных документов, результатах научных исследований, социологических опросов, подтверждающих необходимость и полезность предлагаемой программы); - цель (обобщенный планируемый результат, на который направлено обучение по программе; формулируется с учетом содержания программы, должна быть ясна, конкретна, перспективна, измерима и реальна) и задачи (конкретные условия достижения цели программы; должны быть технологичны, так как конкретизируют процесс достижения результатов обучения, воспитания и развития: научить, привить, развить, способствовать, создать условия, сформировать, воспитать и т.д.) дополнительной общеобразовательной программы; - адресат программы (на кого рассчитана программа: возраст, пол, круг интересов, уровень подготовки); - объе м програ ммы - с роки ре а лиза ции д о п о л н и т е л ь н о й общеобразовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе; характеризует продолжительность программы - количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения; - формы организации образовательного процесса (индивидуальные, групповые и т.д.), виды занятий (определяются содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки, экскурсии, творческие отчеты, соревнования, тренировки и другие виды учебных занятий и учебных работ) и режим занятий (периодичность и продолжительность); - ожидаемые результаты по уровням, разделам и темам программы и способы определения их результативности (планируемые результаты формулируются с учетом цели, задач и содержания программы и определяют основные знания, умения, навыки, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, приобретаемые учащимися в процессе изучения программы); при проектировании и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы необходимо ориентироваться на метапредметные и личностные результаты образования (Концепция, р. IV), а также предметные. Метапредметные результаты означают усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при
решении реальных жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупно сти спо собов универс альных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами: мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивным (знания, рефлексия д е я т е л ь н о с т и ) ; операциональным (умения, навыки); эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия). Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование; могут включать: теоретические знания по программе; практические умения, предусмотренные программой; - фо рмы п од вед е н и я и то го в р е а л и за ц и и д о п о л н и т е л ь н о й общеобразовательной программы (выставки, фестивали, конкурсы, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.)
У ч е б н о - т е м а т и ч е с к и й

п л а н .
Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы может: - содержать перечень базовых разделов и тем, включенных в программу; - быть выстроен в определённой последовательности подачи учебного материала; - быть распределен по степени сложности и времени, с разбивкой часов на теоретические и практические виды занятий; - при необходимости, иметь выделенную колонку часов на ведение дополнительных или индивидуальных занятий;
Содержание

изучаемого

материала.
Содержание изучаемого м ат е р и а л а . С од е р ж а н и е р а б о т ы п о т е м а м д о п о л н и т е л ь н о й общеобразовательной программы можно отразить через краткое описание теоретической информации (теория) и название практических работ (практика) по данной теме. Кроме того, в содержании отдельной темы могут быть указаны формы проведения занятия и формы контроля результатов работы. Содержание должно быть направлено на достижение целей программы и планируемых результатов ее освоения; это реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом.
Календарный

учебный

график

(не

обязательно).
Составление календарного учебного графика может быть актуально для программ физкультурно-спортивной, художественной и туристско-краеведческой направленности, требующих перераспределения последовательности изучения тем программы и изменения продолжительности занятий, в зависимости от педагогической целесообразности, времени года, погодно- климатических условий, графика проведения профильных соревнований,
конкурсов различного уровня. Календарный учебный график может содержать следующие сведения: - месяц и число проведения занятия; - время проведения занятия; - форма занятия; - количество часов; - тема занятия; - место проведения занятия; - форма контроля результатов.
Методическое

обеспечение

дополнительной

общеобразовательной

программы.

Список литературы.
Список литературы включает перечень основной и дополнительной литературы (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов), справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы, технологические карты); может быть составлен для разных участников образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей и оформляется в соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам.


В раздел образования