Рабочая программа педагога дополнительного образования
Автор: Денисова Наталья Николаевна Должность: методист Учебное заведение: МБУ ДО Орловского ДДТ Населённый пункт: п. Орловский, Ростовская область Наименование материала: статья Тема: Рабочая программа педагога дополнительного образования Раздел: дополнительное образование
Рабочая программа педагога дополнительного образования.
Нормативно-правовой аспект
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
(принят
Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации
26 декабря 2012 года, опубликовано в «Российской газете» 31 декабря 2012 г.,
вступил в силу: 1 сентября 2013 г.) (далее – Закон);
- Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об
утверждении
порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»
(зарегистрировано в Минюсте России 27 ноября 2013 г. № 30468) (далее –
Порядок);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014
№
41
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.4.3172-14
«Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18 ноября
2015 г. № 09-3242).
В соответствии со статьей 2 п.14 Закона дополнительное образование -
вид
образования,
который
направлен
на
всестороннее
удовлетворение
образовательных
потребностей
человека
в
интеллектуальном,
духовно-
нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и
не сопровождается повышением уровня образования.
Дополнительное
образование
детей
направлено
на
формирование
и
развитие
творческих
способностей,
удовлетворение
их
индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном,
нравственном
и
физическом
совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в
обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку
детей, проявивших выдающиеся способности (статья 75 п.1).
Образовательная
программа
(статья
2
п.9)
-
комплекс
основных
характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты),
организационно-педагогических
условий,
форм
аттестации учащихся,
который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика,
иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
К дополнительным образовательным программам (статья 12 п.4, статья
75
п.2)
относятся
дополнительные
общеобразовательные
программы
-
дополнительные
общеразвивающие
программы,
дополнительные
предпрофессиональные программы.
Дополнительные
общеобразовательные
программы,
реализуемые
в
образовательных организациях, могут иметь следующие направленности:
- техническую;
- физкультурно-спортивную;
- художественную;
- туристско-краеведческую;
- социально-педагогическую;
- естественнонаучную.
Образовательные
программы
самостоятельно
разрабатываются
и
утверждаются
организацией,
осуществляющей
образовательную
деятельность (статья 12 п.5, статья 28 п.3.6 Закона).
Право
педагогических
работников
на
разработку
и
применение
авторских
программ
и
методов
обучения
и
воспитания
в
пределах
реализуемой образовательной программы закреплено статьей 47 п.п.3.3, 3.5
Закона.
Дополнительные
общеобразовательные
программы
реализуются
в
течение всего календарного года, включая каникулярное время (Порядок п.6).
Для
работы
в
летний
период
педагоги
дополнительного
образования
на
основании
локального
акта
организации
могут
раз раб атывать
дополнительные программы или дополнительные модули (подпрограммы,
разделы) к основной общеобразовательной программе.
В
учреждении
дополнительного
образования
детей
реализуются
следующие дополнительные общеобразовательные программы:
-
типовая
(рекомендованные
Министерством
образования
и
науки
Российской Федерации);
-
модифицированная
(рабочая,
адаптированная)
скорректирована
конкретным
педагогом,
авторским
коллективом
на
основе
типовых
или
авторских
программ
с
внесением
изменения
в
отбор
содержания,
тем,
порядка их изучения, изменения в распределении часов, в отборе материала
по темам и разделам;
- экспериментальная (авторская программа в период апробации);
-авторская
(программа
разработана
педагогом
или
коллективом
педагогов,
успешно
прошедшая
период
апробации,
рекомендованная
методическим
(педагогическим)
советом
образовательного
учреждения,
имеющая
внешние
рецензии,
принявшая
участие
в
профессиональных
конкурсах
педагогического
мастерства,
конкурсе
авторских
программ
на
муниципальном, региональном или федеральном уровнях).
Содержание дополнительных образовательных программ
Образовательные
организации
свободны
в
определении
содержания
образования,
выборе
учебно-методического
обеспечения,
образовательных
технологий по реализуемым ими образовательным программам (статья 28
п.2).
Сроки реализации программ зависят от поставленных целей и объема
содержания. Для достижения высоких результатов и оказания качественных
услуг дополнительного образования срок реализации программ):
- общекультурного (ознакомительного) уровня от 3 месяцев до 2-х лет;
- общекультурного (базового) уровня от 1 года до 3 лет;
- углубленного уровня от 1 года;
Предварительное обучение ребенка по ознакомительной программе не
обязательно
для
зачисления
его
в
группу,
обучающуюся
по
программе
базового уровня.
В случае если программа предусматривает обучение ребенка только на
углубленном
уровне,
в
пояснительной
записке
к
программе
необходимо
обязательно
указать
условия
зачисления
в
группу
(уровень
необходимых
базовых знаний, умений, подготовки) и дать характеристику необходимой для
обучения по программе личностной, мотивационной, социальной готовности.
Дополнительная
общеобразовательная
программа,
как
правило,
включает следующие структурные элементы:
1.
Титульный лист.
2.
Паспорт программы (не обязательно)
3.
Пояснительная записка (в том числе – цель, задачи, планируемый
результат)
4.
Учебно-тематический план (учебный план).
5.
Содержание программы.
6.
Календарный учебный график (может разрабатываться при наличии
определенных
условий,
определяемых
образовательным
учреждением
самостоятельно).
7.
Методическое
обеспечение
дополнительной
общеобразовательной
программы (в том числе – диагностические материалы, условия реализации
программы,
методические
материалы,
рекомендации
по
организации
деятельности
по
программе,
условия
достижения
наилучшего
результата,
темы,
вызывающие
затруднения
и
пути
их
устранения,
применяемые
на
практике педагогические технологии и техники, материально-техническое
оснащение,
рабочие
программы
(модули)
курсов,
дисциплин
программы,
дидактические материалы).
8.
Список литературы.
Титульный лист. На титульном листе рекомендуется указывать:
-
наименование образовательной организации;
-
где,
когда
и
кем
рекомендована
и
утверждена
дополнительная
образовательная программа;
-
название дополнительной общеобразовательной программы;
-
возраст
детей,
на
которых
рассчитана
д о п о л н и т е л ь н а я
общеобразовательная программа;
-
срок реализации дополнительной общеобразовательной программы;
-
Ф.И.О.,
должность
разработчика
(автора/авторов)
дополнительной
общеобразовательной программы;
-
название
города,
населенного
пункта,
в
котором
реализуется
дополнительная общеобразовательная программа;
-
год разработки дополнительной общеобразовательной программы.
Паспорт
программы
(не
обязательно) .
Паспорт
программы
–
это
краткое
изложение
информации
о
дополнительной
общеобразовательной
программе и авторе.
Пояснительная
записка. В пояснительной записке к дополнительной
общеобразовательной программе следует раскрыть:
- направленность
и
профиль
дополнительной
общеобразовательной
программы и направление деятельности;
- вид программы (авторская, модифицированная и т.п.) и её уровень
(ознакомительный, базовый, углубленный);
- отличительные
особенности
программы
-
характерные
свойства,
отличающие
программу
от
других,
остальных;
новизна,
педагогическая
целесообразность программы, отличительные черты, основные идеи, которые
придают программе своеобразие);
- актуальность
(соответствие
основным
направлениям
социально-
экономического развития страны, современным достижениям в сфере науки,
техники, искусства и культуры; соответствие государственному социальному
заказу/запросам
родителей
и
детей;
обоснование
актуальности
должно
базироваться на фактах - цитатах из нормативных документов, результатах
научных
исследований,
социологических
опросов,
подтверждающих
необходимость и полезность предлагаемой программы);
- цель
(обобщенный
планируемый
результат,
на
который
направлено
обучение по программе; формулируется с учетом содержания программы,
должна быть ясна, конкретна, перспективна, измерима и реальна) и задачи
(конкретные
условия
достижения
цели
программы;
должны
быть
технологичны,
так
как
конкретизируют
процесс
достижения
результатов
обучения, воспитания и развития: научить, привить, развить, способствовать,
создать
условия,
сформировать,
воспитать
и
т.д.)
дополнительной
общеобразовательной программы;
- адресат программы (на кого рассчитана программа: возраст, пол, круг
интересов, уровень подготовки);
- объе м
програ ммы
-
с роки
ре а лиза ции
д о п о л н и т е л ь н о й
общеобразовательной
программы
(продолжительность
образовательного
процесса, этапы); должен обеспечить возможность достижения планируемых
результатов,
заявленных
в
программе;
характеризует
продолжительность
программы - количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;
- формы
организации
образовательного
процесса
(индивидуальные,
групповые и т.д.), виды занятий (определяются содержанием программы и
могут
предусматривать
лекции,
практические
и
семинарские
занятия,
лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и
ролевые
игры,
тренинги,
выездные
тематические
занятия,
выполнение
самостоятельной работы, концерты, выставки, экскурсии, творческие отчеты,
соревнования, тренировки и другие виды учебных занятий и учебных работ)
и режим занятий (периодичность и продолжительность);
- ожидаемые результаты по уровням, разделам и темам программы и
способы
определения
их
результативности
(планируемые
результаты
формулируются с учетом цели, задач и содержания программы и определяют
основные
знания,
умения,
навыки,
а
также
компетенции,
личностные,
метапредметные
и
предметные
результаты,
приобретаемые
учащимися
в
процессе
изучения
программы);
при
проектировании
и
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
необходимо ориентироваться на метапредметные и личностные результаты
образования
(Концепция,
р.
IV),
а
также
предметные.
Метапредметные
результаты
означают
усвоенные
учащимися
способы
деятельности,
применяемые
ими
как
в
рамках
образовательного
процесса,
так
и
при
решении реальных жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде
совокупно сти
спо собов
универс альных
учебных
действий
и
коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Личностные результаты
включают
готовность
и
способность
учащихся
к
саморазвитию
и
личностному
самоопределению,
могут
быть
представлены
следующими
компонентами: мотивационно-ценностным (потребность в самореализации,
саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные
ориентации);
когнитивным
(знания,
рефлексия
д е я т е л ь н о с т и ) ;
операциональным
(умения,
навыки);
эмоционально-волевым
(уровень
притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые
усилия).
Предметные
результаты
содержат
в
себе
систему
основных
элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала,
и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику
предмета и направлены на их применение и преобразование; могут включать:
теоретические знания по программе; практические умения, предусмотренные
программой;
- фо рмы
п од вед е н и я
и то го в
р е а л и за ц и и
д о п о л н и т е л ь н о й
общеобразовательной
программы
(выставки,
фестивали,
конкурсы,
соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.)
У ч е б н о - т е м а т и ч е с к и й
п л а н . Учебно-тематический
план
дополнительной общеобразовательной программы может:
- содержать перечень базовых разделов и тем, включенных в программу;
- быть выстроен в определённой последовательности подачи учебного
материала;
- быть распределен по степени сложности и времени, с разбивкой часов
на теоретические и практические виды занятий;
- при
необходимости,
иметь
выделенную
колонку
часов
на
ведение
дополнительных или индивидуальных занятий;
Содержание
изучаемого
материала. Содержание
изучаемого
м ат е р и а л а .
С од е р ж а н и е
р а б о т ы
п о
т е м а м
д о п о л н и т е л ь н о й
общеобразовательной программы можно отразить через краткое описание
теоретической
информации
(теория)
и
название
практических
работ
(практика) по данной теме.
Кроме того, в содержании отдельной темы могут быть указаны формы
проведения
занятия
и
формы
контроля
результатов
работы.
Содержание
должно быть направлено на достижение целей программы и планируемых
результатов
ее
освоения;
это
реферативное
описание
разделов
и
тем
программы
в
соответствии
с
последовательностью,
заданной
учебным
планом.
Календарный
учебный
график
(не
обязательно). Составление
календарного
учебного
графика
может
быть
актуально
для
программ
физкультурно-спортивной,
художественной
и
туристско-краеведческой
направленности,
требующих
перераспределения
последовательности
изучения
тем
программы
и
изменения
продолжительности
занятий,
в
зависимости от педагогической целесообразности, времени года, погодно-
климатических
условий,
графика
проведения
профильных
соревнований,
конкурсов различного уровня.
Календарный учебный график может содержать следующие сведения:
-
месяц и число проведения занятия;
-
время проведения занятия;
-
форма занятия;
-
количество часов;
-
тема занятия;
-
место проведения занятия;
-
форма контроля результатов.
Методическое
обеспечение
дополнительной
общеобразовательной
программы.
Список литературы. Список литературы включает перечень основной и
дополнительной
литературы
(учебные
пособия,
сборники
упражнений,
контрольных
заданий,
тестов,
практических
работ
и
практикумов),
справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы,
атласы, карты, таблицы, технологические карты); может быть составлен для
разных
участников
образовательного
процесса:
педагогов,
учащихся,
родителей
и
оформляется
в
соответствии
с
требованиями
к
библиографическим ссылкам.