Внеурочная деятельность как способ совершенствования предметных навыков.
Автор: Морозова Людмила Владимировна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "СШ №61" Населённый пункт: г.Ульяновск Наименование материала: статья Тема: Внеурочная деятельность как способ совершенствования предметных навыков. Раздел: полное образование
Внеурочная деятельность как способ совершенствования предметных
навыков.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества
Сухомлинский В. А.
Одной из важных задач развития современного общества является формирование
нового человека, главным жизненным ориентиром которого должно быть мировоззрение.
Глубокое внимание к проблеме формирования мировоззрения у молодежи характерно для
всей деятельности государства в целом.
Актуальность данной проблемы отмечена в документах Национальной доктрины
образования,
Законе
«Об
образовании»
и
определяется
рядом
факторов,
наиболее
существенным, из которых можно назвать неуклонный рост удельного веса молодежи в
обществе.Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в
сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал
города, области и государства в целом. Поэтому актуальна.
Глобальные
социально-экономические
преобразования
выявили
потребность
в
людях
творческих,
активных
неординарно
мыслящих,
способных
нестандартно
решать
поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые
перспективные задачи.
Детство самый значительный период в жизни любого человека и
от того, каким оно будет, зависит то, насколько человек окажется, подготовлен к жизни,
насколько богат и гармоничен будет его духовный мир, каковы будут его эстетические и
художественные предпочтения и интересы, система ценностей и идеалов, насколько полно
раскроются задатки и проявятся способности. Одним словом, детство - это период, в
который активно формируется личность человека, а значит и будущее мира. Высказывание
немецкого богослова 19 в. Толука красноречиво и образно раскрывает значение этого
периода
в
жизни
человека,
общества,
социальной
и
государственной
структуры:
«Я
думаю, что мир управляется из детской».
Ребенок
-
структура
активно
развивающаяся,
поэтому
в
основе
воспитания,
образования и обучения должен стоять вектор развития. При этом необходимо, чтобы
развитие было всесторонним и полимодальным, т.е. реализующим интеллектуальную и
эмоциональную, физическую и духовную, ассоциативно-образную и художественную,
нравственную и патриотическую формы становления личности. Важно отметить, что
искусство также наделено вектором будущего и устремлено в него. Кроме того, искусство
направлено не на массы, а обращено к личности, к субъекту, что во многом определяет
силу его эмоционального воздействия на личность.
Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной
школы занимает важное место в воспитании учащихся и решает конкретные задачи:
содействовать
идейному
воспитанию
учащихся;
дать
знания
элементарных
основ
реалистического рисунка, сформировать навыки рисования с натуры, по памяти, по
представлению; ознакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного
искусства;
развивать
у
детей
изобразительные
способности,
художественный
вкус,
творческое воображение, эстетические чувства, понимание прекрасного; воспитывать
интерес и любовь к искусству
.
Занятия изобразительным искусством развивают у детей творческую активность,
эстетическое
отношение
к
действительности;
формируется
самостоятельность,
настойчивость,
целеустремленность,
аккуратность,
трудолюбие.
Учащиеся
осваивают
графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы
и
явления
окружающего
мира.
Изобразительное
искусство
помогает
развить
и
сформировать зрительное восприятие, пространственное представление, память, чувства
и другие психические процессы.
Знания,
умения,
навыки
находят
применение
на
других
уроках
и
трудовой
деятельности. Умение рисовать, зрительно представлять различные объекты необходимо во
многих
профессиях.
С
помощью
линий,
красок,
композиции,
динамики
изображения
учащийся удовлетворяет потребность рассказать, выразить свое отношение к увиденному.
Испытание
радости,
наслаждения,
встречи
с
прекрасным
способствует
воспитанию
доброты, сопереживания, сочувствия окружающим. "Детский рисунок, процесс рисования -
это частица духовной жизни ребенка", - писал В. А.
Сухомлинский.
В рамках урока
изобразительного
искусства
дети
получают
необходимые
знания,
умения
и
навыки.
Необходимые, но не достаточные для более полного раскрытия творческих способностей
детей
и
совершенствования
графической
культуры
рисования,
так
как
уроки
изобразительного
искусства
проводятся
один
раз
в
неделю.
Известный исследователь
проблемы способностей В.И. Киреенко подчеркивал: "Если учителя только восхищаются,
не
вмешиваясь
в
дела
ребенка,
то
детская
непосредственность
в
рисунках
скоро
превратится в графическую безграмотность, которая начинает не удовлетворять и самого
развивающегося ребенка. Он начинает осознавать свою беспомощность, в результате чего
может
отказаться
от
любимого
занятия
на
всю
жизнь".
Расширить
возможности
совершенствовать
знания,
умения
и
навыки
помогают
учреждения
дополнительного
образования. Зачастую у ребят есть возможности не у всех посещать платные занятия в
художественной школе, а также они могут находится далеко от дома. Современная школа
—
это
мобильный
механизм,
который
быстро
перестраивается,
в
связи
с
новыми
условиями.
Внеурочная деятельностьучащихся объединяет все виды деятельности школьников
(кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение
задач их воспитания и социализации.
Согласно
Федеральному
базисному
учебному
плану
для
общеобразовательных
учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной
деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время,
отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах,
отличных от урочной системы обучения. Дополнительное образование играет важную
роль в развитии учащихся: помогает проявить себя, как личность; открывает и развивает
новые
возможности
проявить
себя,
как
личность;
открывает
и
развивает
новые
способности ребят; заполняет их свободное время. Это позволяет не только обучить
основам
не
только
обучить
основам
художественного
ремесла,
но
и
способствовать
формированию
индивидуальности,
стиля,
творческого
кредо
ма ленького
творца.Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать,
нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника
творческие
способности,
заложенные
природой,
педагог
должен
сам
разбираться
в
изобразительной
искусстве,
в
детском
творчестве,
владеть
необходимыми
способами
художественной деятельности. Педагог должен сам владеть изобразительными навыками
и умениями. Владея необходимыми навыками, методами обучения, педагог создает все
условия:
он,
прежде
всего,
обеспечивает
эмоционально-образное
восприятие
действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное
мышления и воображение. Внеурочная деятельность расширяет возможности педагога в
раскрытии творческого потенциала детей еще в младшей школе. Дети с удовольствием
посещают занятия по внеурочной деятельности, получают новые знания, закрепляют и
совершенствуют навыки графической грамотности.
Составляя программы по внеурочной деятельности, педагог планирует занятия со
своими воспитанниками включая самые различные формы работы. Творческий потенциал
ребенка
может
получить
развитие
в
разных
образовательных
областях,
но
наиболее
естественно,
сообразно
самой
природной
деятельности
в
области
художественного
развития. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы
учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это
важно, как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить
основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности.
В связи с этим я использую вариативные возможности в обучении школьников: провожу
беседы «В мире прекрасного» (изобразительная деятельность), знакомлю с различными
художественными
техниками,
побуждаю
учащихся
принимать
участие
в
творческих
конкурсах рисунков, применяю технологии проектного обучения. Дополнительны занятия
даю возможность к более тесному общению с детьми, они быстрее вовлекаются в процесс
участия в различных конкурсах и выставках, причем делают это с удовольствием. По моим
наблюдениям
дети
действительно
лучше
владеют
графической
грамотностью
и
с
интере сом
рассмат ривают
рисунки
товарищей,
рассуж дая
у
кого
к а к
получилось.Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает
проблема
творчества;
способностей
детей,
развитие
которых
выступает
своеобразной
гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Рисование
является
важнейшем
средством
в
формировании
личности
ребенка,
эта
изобразительная деятельность дарит детей радость познания творчества. Испытав это
чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках рассказать о том, что узнал,
увидел, пережил.
«Чувствовать, знать и уметь – полное искусство», - говорил П.П. Чистяков (83, стр.340).83
Чистяков П.П. Письма записные книжки, воспоминания. М. –Л.,1953. Педагог должен
стремится к тому, чтобы дети действительно могли чувствовать, знать и уметь – полное
искусство.
Автор учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ №61 Морозова Л.В.