"Формирование патриотических чувств дошкольников на принципе совместной деятельности детского сада и семьи"
Автор: Рязанцева Наталья Викторовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: ГБОУ СОШ №3 им. М. Ф. Леонова с.Приволжье СП "Детский сад "Волна"" Населённый пункт: Самарская область, Приволжский район, с.Приволжье Наименование материала: Статья Тема: "Формирование патриотических чувств дошкольников на принципе совместной деятельности детского сада и семьи" Раздел: дошкольное образование
И СЕМЬИ.
Ф. И. О. Рязанцева Наталья Викторовна
Должность: Музыкальный руководитель
Полное
наименование
образовательной
организации:
структурное
подразделение
государственного
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
Самарской
области
средней
общеобразовательной
школы
№3
имени М. Ф. Леонова с. Приволжье муниципального района Приволжский
Самарской области «Детский сад «Волна»»
1 сентября
2013 г. вступил в силу федеральный закон "Об образовании в
Российской
федерации"
№
273-ФЗ.
Новый
документ
ориентирован
на
социализацию
и
индивидуализацию
развития
личности
детей
дошкольного
возраста. Художественно – эстетическое развитие в музыкальной деятельности
становится
условием
и
средством
вхождение
ребёнка
в
мир
социальных
отношений. Как ребёнок будет входить в мир музыки, как будет воспринимать
представленный материал, какова будет его музыкальная эрудиция и культура,
зависит
от компетентности
музыкального руководителя, ведь язык музыки
многогранен.
Мы
все
знаем
о
том,
что
становление
личности
ребёнка
происходит в дошкольном возрасте, какой багаж знаний мы заложим в детском
саду, с таким ребёнок и пойдёт по жизни. В дошкольном детстве происходит
формирование патриотического чувства: любви и привязанности, преданности
и
ответственности,
желания
трудиться
на
благо
родного
края,
беречь
и
умножать его богатство. А родной край у ребёнка начинается с того, что он
видит, чему он радуется, что его удивляет и восхищает. В первую очередь это
его самые любимые люди, мама, папа, сестрёнка, братишка, бабушка, дедушка
его семья - его Родина. В воспитании особенно нравственно – патриотическом
значение имеет пример взрослого, а самые близкие взрослые люди это семья.
И
детский
сад
в
своей
работе
должен
опираться
на
родителей,
как
на
равноправных участников в формировании и развитии детской личности. Все
вместе должны идти в одном направлении, установить тесную взаимосвязь,
отбирать
тот
материал,
который
доступен
детям,
вызывает
у
детей
заинтересованность и интерес. Если мы взрослые сами будем знать и любить
историю своего села, своей страны, то сумеем правильно донести эти знания,
вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но если мы будем безразличны ко
всему происходящему рядом с нами, не будем гордиться и любить свою страну,
тогда
никакие
знания
не
дадут
положительного
результата.
Формирование
патриотических
чувств
-
проходит
эффективнее,
если
детский
сад
устанавливает тесную связь с семьёй. Взаимодействие семьи и дошкольного
образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа
единства
координации
усилий
ДОО,
семьи
и
общественности,
принципа
совместной
деятельности
воспитателей
и
семьи.
Важнейшим
условием
обеспечения
целостного
развития
личности
ребёнка
является
развитие
конструктивного взаимодействия с семьёй. Основной задачей в своей работе по
взаимодействию с семьёй поставила:
-
создание
условий
для
разнообразного
по
содержанию
и
формам
сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия
педагогов и родителей с детьми.
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения
детей и о возможностях детского сада и семьи в решении поставленных задач.
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами
мероприятиях, организуемых в детском саду и районе.
-
поощрение
родителей
за
внимательное
отношение
к
разнообразным
стремлениям и потребностям ребёнка, создание необходимых условий для их
удовлетворения в семье.
Всё большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности,
как проект. Создание проектов помогает в развитии партнёрских отношений,
помогает научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной
мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь
от потребностей ребёнка; достичь позитивной открытости по отношениям к
коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия
педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта. Метод проектов —
комплексный обучающий метод, который дает ребенку возможность проявить
самостоятельность
в
планировании,
организации
и
контроле
своей
деятельности,
достижении
поставленной
цели
через
детальную
разработку
проблемы,
которая
завершается
реальным
практическим
результатом,
оформленным тем или иным образом. Метод проектов формирует у детей
коммуникативные
навыки,
культуру
общения,
умение
кратко
и
доступно
формулировать мысли, терпимо относиться к умению партнеров по общению,
развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать
ее
с
помощью
современных
компьютерных
технологий.
К.
Д
Ушинский
подчёркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно
быть
народным».
Он
ввёл
в
русскую
педагогическую
литературу
термин
«народная
педагогика»,
видя
в
фольклорных
произведениях
национальную
самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. И я
поставила для себя задачу увлечь, заинтересовать не только детей, но и их
родителей,
раскрыть
перед
ними
красоту
и
воспитательную
ценность
народного
фольклора: потешек, закличек, народных праздников,
развить в
каждом
ребёнке
творческие
возможности
(потенциал).
Работу
по
восстановлению
русских
традиций
начала
с
того,
что
стала
проводить
праздники и развлечения, в основе которых присутствовал русский фольклор.
Родители, откликнулись на нашу задумку и помогли создать уголок русской
избы. В него вошли подлинные предметы русского быта и дети с огромным
удовольствием и бережным отношением к вещам играют в нём. Воспитатели
стали чаще включать в свою работу материал на основе русского фольклора,
вместе с детьми сшили мягкие игрушки: курочек, петушка, мышек. В уголок
стали приходить дети младшей
и средней группы. Предметы русского быта
используются как наглядные пособия в процессе ознакомления детей с русским
фольклором: потешки, прибаутки, загадки, песни, сказки. Такое общение с
реальными
предметами
стало
понятным
и
родным,
образы
ожили,
а
речь
приобрела
чувственную,
эмоциональную
окраску.
Родители
с
интересом
принимают участие в проведении праздников и развлечений. Шьют костюмы,
пекут пироги, блины, печенья, зимой ждут детей в гости, когда к ним придут
колядовать. Традицией стало проведение таких праздников и развлечений как:
Семик, День рождение детского сада в день Иоанна Златоуста, Капустные
посиделки,
Колядки
и
т.д.
Воспитатели
обязательно
рассказывают
детям
о
предстоящих праздниках, читают рассказы, заучивают потешки, прибаутки и
т.д. Русское народное творчество формирует лучшие чувства ребёнка, вызывает
желание что – то сделать самому, воспитывает любовь к Родине, своему народу,
природе.
Работая
совместно
с
воспитателями
над
проектами
народных
праздников, развиваем у детей воображение, фантазию, творческое мышление,
самостоятельность и другие личностные качества. Проектная деятельность не
должна быть скучной, назидательной, у ребенка она должна вызывать яркий
эмоциональный отклик.
Литература:
Примерная
основная
общеобразовательная
программа
дошкольного
образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой МОЗАИКА
СИНТЕЗ Москва, 2014ББК 74.100
Нравственно
–
патриотическое
воспитание
детей
старшего
дошкольного
возраста. М. Д. Маханёва Москва 2005г.
Журнал «Справочник музыкального руководителя» №2 2014г