Напоминание

Роль репертуара в формировании духовно-нравственной культуры школьников


Автор: Скорова Татьяна Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №10"
Населённый пункт: город Железногорск, Курская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Роль репертуара в формировании духовно-нравственной культуры школьников
Раздел: дополнительное образование





Назад





План – конспект

открытого урока по хору
Учитель: Скорова Татьяна Юрьевна Концертмейстер: Кулешова Светлана Сергеевна Дата проведения: 21 Января 2015 года Класс: 6-8 Предмет: Хоровой класс
Тема урока: «Роль репертуара в формировании духовно-нравственной культуры

школьников».


Форма проведения: творческая лаборатория. Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков. Цель урока: накопление музыкально-теоретических знаний. Задачи: Образовательные: формирование у обучающихся основных певческих навыков. К
ним мы можем отнести:
 певческую установку;  певческое дыхание и опору звука;  высокую вокальную позицию;  точное интонирование;  ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;  использование различных видов звуковедения;  дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.
Развивающие:
 продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;  продолжение развития гармонического слуха;  развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
Воспитательные:
 воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере;  воспитание организованности;  внимания, естественности в момент коллективного музицирования.
Методы обучения:
 наглядный (слуховой и зрительный);  словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);  индуктивный;  дедуктивный;
 проблемно – поисковый;  объяснительно–иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приёмы:
 творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;  применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;  побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;  вариативность заданий при повторении упражнений;  представление « в уме» первого звука уже на дыхании;  юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Психологические условия на уроке:
 · психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;  · личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;  · учёт индивидуальных особенностей;  · дифференцированный подход.
Оборудование
: фортепиано, стулья, хоровые партии, компьютер, мультимедиа проектор.
музыкальный материал:
- фонограмма Л.Долиной «Солдатка», - видеоролик мужское танго «Белое, черное».
План занятия
I.. Организационный этап. а) приветствие, психологический настрой учащихся;
б) сообщение темы урока и его задач;
в) вступительная часть. II. Основная часть. 1. Распевание на примере русской народной пенсии «Как пойду я на быструю речку» 2. Работа над произведениями «Солдатка», «Парижское танго». III. Заключительная часть Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока). Домашнее задание.
Ход урока

Старший хор – это коллектив с определенным опытом, дисциплиной, дети знакомы с музыкальной грамотой, осваивают многоголосие. Моя цель – создание не «хорового кружка», а скорее храма искусства, что дети будут здесь не развлекаться, обогащаться, духовно расти. Выбор репертуара – это не одномоментный акт, это длительный процесс. Нужно гибко реагировать в учебно-воспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни, знать закономерности музыкально-певческого развития детей и уметь предугадать динамику этого развития под влиянием отобранного репертуара. К сожалению, нотные издания для детского хора не столь объемны и разнообразны, как, например, фортепианная литература. И хотя в последние годы появились новые интересные хоровые сборники, постоянно ощущается так называемый «репертуарный голод», недостаток сочинений, в который бы сочетались неоспоримые музыкально- поэтические достоинства и педагогическая целесообразность. Работа над произведениями – основная, центральная часть занятий. Много произведений не успеть разучить на занятии, но очень желательно, чтобы о каждом сочинении у ребят сложился цельный образ, чтобы оно понравилось детям. Ведь, как известно, первое впечатление бывает самым ярким и особенно глубоко врезается в память. Как правило, песня учится три-четыре урока. Иногда, выучив произведение, полезно дать ему «отлежаться», а затем снова вернуться к нему. Чтобы выученное произведение звучало, его надо «впевать», работая над певческой и исполнительской свободой, а также над одухотворенным исполнением. Впетое произведение дети поют свободно, не думая о технических трудностях, исполнение впетого произведения дает возможность для исполнительской импровизации, т е живого исполнения. В процессе работы на одном занятии, хорошо совмещать разные произведения и разные этапы работы над ними. Работы самые разные: в одной песне – первое знакомство и разучивание, в другой – работа над фразой, в третьей – разучивание нового куплета, в четвертой – работа над исполнением и т.д. Все вокально-хоровые навыки и умения воспитываются, прежде всего, через художественный репертуар, который разучивается в повседневных репетициях Главное в работе над произведением – создание его художественного образа. Это – самая трудная и прекрасная , самая непредсказуемая, самая тонкая и никогда до конца не понятая, требующая мастерства, и никогда не достигшая совершенства, самая главная часть работы по воспитанию детского хора как художественного коллектива. Содержание, звук и форма являются ее главными составляющимися. Работу над произведением можно сравнить с работой художника, скульптора: на холсте или глыбе камня появляются с трудом различимые контуры пейзажа или портрета, но уже определен размер и масштаб, расположение предметов, деталей, намечено главное и второстепенное, передний план и фон. Так и в музыке. Мы посвящаем хористов в задуманную исполнительскую концепцию в период разбора сочинения. Тогда более понятным и естественным для них становятся требования руководителя к деталям, менее надоедливыми – многочисленные повторения технически, трудных мест, не кажутся надуманными приемы выразительности, штрихи, динамика. Каждую весну люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника – праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям. Не было семьи, которую бы не затронула война. С судьбами людей тесно переплелись судьбы песен. Есть песни о войне, написанные авторами уже в мирное время. Большинство вокальных произведений на эту тему – это песни воспоминания, песни – раздумья, песни – память. В
них рассказывается о далеких походах, о возвращении солдат на Родину, о боевых друзьях – однополчанах, о фронтовой дружбе. 2015 год - будет юбилейным годом в истории России, годом 70-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Есть события, над которыми не властно время, которые навсегда остаются в памяти народной, таким событием стала Великая Отечественная война, небывалая по своим масштабам, массовому героизму на полях сражений, лишениям, самоотверженному труду в тылу, и невыразимому трагизму. Эта война для всего советского народа стала Великой Отечественной, потому что весь народ бывшего Советского Союза встал на защиту Родины. До сих пор многие спорят о причинах воли к Победе наших людей. Что двигало ими: Любовь к Родине или Вера в Бога?! Но главное, что не вызывает споров, - наше настоящее существует благодаря их бессмертному подвигу, движимому Любовью и Верой.
Виктор Резник «Солдатка». Аудио запись Л.Долиной

«Парижское танго»
Считается, что танго появилось примерно в 1880-м году в Аргентине. По легенде, когда на улице Буэнос-Айреса разыгралась очередная настоящая драка за возлюбленную, при появлении полиции юноши ловко замаскировали свой поединок под танцевальное действо, так и появилось танго – танец двух мужчин, борющихся за избранницу или просто за женское внимание. Лишь потом, когда этот танец стал переходить с улиц в бары, женщины также стали танцевать его. Париж обожает танцевать, а один любимых парижских танцев - это танго (кстати, Париж был первым европейским городом, который принял этот танец). В городе множество мест где собираются любители танго. Большая часть их находятся в залах, и тогда за вход нужно платить, но есть и бесплатные, располагающиеся прямо под открытым небом. Одна из них имеет свое постоянное место на набережной Сены недалеко от Ботанического сада. Другие кочуют - люди просто договариваются, где и когда встретятся в очередные выходные, приносят с собой музыкальный центр и начинают танцевать.
Видеоролик «Танго Белое, черное», видео Марие Матье «Парижское танго»
Таким образом, задача хора своим звучанием выражать, нести содержание исполняемого произведения, а это невозможно сделать без выразительного преподнесения слова. А задача дирижера – научит детей петь слова, складывать их во фразы и предложения. И эта работа является неотъемлемой и органической частью работы по
созданию художественного облика сочинения.
Вся вокально-техническая и художественно-эмоциональная работа над произведением направляется на достижение исполнительских навыков и мастерства, на передачу всех авторских замыслов композитора и поэта, что в итоге ведёт к раскрытию художественного образа вокального произведения и к его яркости при исполнении.
Исполнение Тугаринов «Зимняя сказка», И.Хрисаниди «Ассоль»

Что нового вы сегодня узнали?

Какие хоровые произведения больше вам нравятся?


Подведение итогов
Не существует вопроса: какая музыка лучше? Вся музыка хорошая, если это Музыка. Критерием служит одно: звучит эта музыка внутри тебя или не звучит, поешь ты ее «про себя» или нет. Истинная музыка всегда оставит след в душе и памяти.


В раздел образования