Роль репертуара в формировании духовно-нравственной культуры школьников
Автор: Скорова Татьяна Юрьевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МОУ "Гимназия №10" Населённый пункт: город Железногорск, Курская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Роль репертуара в формировании духовно-нравственной культуры школьников Раздел: дополнительное образование
открытого урока по хору
Учитель: Скорова Татьяна Юрьевна
Концертмейстер: Кулешова Светлана Сергеевна
Дата проведения: 21 Января 2015 года
Класс: 6-8
Предмет: Хоровой класс
Тема урока: «Роль репертуара в формировании духовно-нравственной культуры
школьников».
Форма проведения: творческая лаборатория.
Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков.
Цель урока: накопление музыкально-теоретических знаний.
Задачи:
Образовательные: формирование у обучающихся основных певческих навыков.
К ним мы можем отнести:
певческую установку;
певческое дыхание и опору звука;
высокую вокальную позицию;
точное интонирование;
ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;
использование различных видов звуковедения;
дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.
Развивающие:
продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;
продолжение развития гармонического слуха;
развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать,
умения анализировать, сопоставлять;
Воспитательные:
воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой
манере;
воспитание организованности;
внимания, естественности в момент коллективного музицирования.
Методы обучения:
наглядный (слуховой и зрительный);
словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);
индуктивный;
дедуктивный;
проблемно – поисковый;
объяснительно–иллюстративный
в
сочетании
с
репродуктивным
(вокальные
иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приёмы:
творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и
создающие поисковые ситуации;
применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся,
групповой индивидуальный опрос;
побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
вариативность заданий при повторении упражнений;
представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
юмор,
одобрение,
поощрение
успехов
учащихся
с
целью
стимуляции
их
интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие
работоспособность детей.
Психологические условия на уроке:
· психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;
· личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;
· учёт индивидуальных особенностей;
· дифференцированный подход.
Оборудование : фортепиано, стулья, хоровые партии, компьютер, мультимедиа проектор.
музыкальный материал:
- фонограмма Л.Долиной «Солдатка»,
- видеоролик мужское танго «Белое, черное».
План занятия
I.. Организационный этап.
а) приветствие, психологический настрой учащихся;
б) сообщение темы урока и его задач;
в) вступительная часть.
II. Основная часть.
1. Распевание на примере русской народной пенсии «Как пойду я на быструю речку»
2. Работа над произведениями «Солдатка», «Парижское танго».
III. Заключительная часть
Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока). Домашнее задание.
Ход урока
Старший хор – это коллектив с определенным опытом, дисциплиной, дети знакомы с
музыкальной
грамотой,
осваивают
многоголосие.
Моя
цель
–
создание
не
«хорового
кружка», а скорее храма искусства, что дети будут здесь не развлекаться, обогащаться,
духовно расти.
Выбор репертуара – это не одномоментный акт, это длительный процесс. Нужно
гибко
реагировать
в
учебно-воспитательном
плане
на
новые
веяния
в
современной
музыкальной жизни, знать закономерности музыкально-певческого развития детей и уметь
предугадать
динамику
этого
развития
под
влиянием
отобранного
репертуара.
К
сожалению, нотные издания для детского хора не столь объемны и разнообразны, как,
например,
фортепианная
литература.
И
хотя
в
последние
годы
появились
новые
интересные хоровые сборники, постоянно ощущается так называемый «репертуарный
голод»,
недостаток
сочинений,
в
который
бы
сочетались
неоспоримые
музыкально-
поэтические достоинства и педагогическая целесообразность.
Работа над произведениями – основная, центральная часть занятий. Много
произведений не успеть разучить на занятии, но очень желательно, чтобы о каждом
сочинении у ребят сложился цельный образ, чтобы оно понравилось детям. Ведь, как
известно, первое впечатление бывает самым ярким и особенно глубоко врезается в память.
Как правило, песня учится три-четыре урока. Иногда, выучив произведение, полезно
дать ему «отлежаться», а затем снова вернуться к нему. Чтобы выученное произведение
звучало, его надо «впевать», работая над певческой и исполнительской свободой, а также
над одухотворенным исполнением. Впетое произведение дети поют свободно, не думая о
технических
трудностях,
исполнение
впетого
произведения
дает
возможность
для
исполнительской импровизации, т е живого исполнения.
В процессе работы на одном занятии, хорошо совмещать разные произведения и разные
этапы работы над ними. Работы самые разные: в одной песне – первое знакомство и
разучивание, в другой – работа над фразой, в третьей – разучивание нового куплета, в
четвертой – работа над исполнением и т.д.
Все вокально-хоровые навыки и умения воспитываются, прежде всего, через
художественный репертуар, который разучивается в повседневных репетициях
Главное в работе над произведением – создание его художественного образа. Это – самая
трудная и прекрасная , самая непредсказуемая, самая тонкая и никогда до конца не
понятая, требующая мастерства, и никогда не достигшая совершенства, самая главная
часть работы по воспитанию детского хора как художественного коллектива. Содержание,
звук и форма являются ее главными составляющимися.
Работу над произведением можно сравнить с работой художника, скульптора: на
холсте или глыбе камня появляются с трудом различимые контуры пейзажа или портрета,
но уже определен размер и масштаб, расположение предметов, деталей, намечено главное
и второстепенное, передний план и фон. Так и в музыке. Мы посвящаем хористов в
задуманную
исполнительскую
концепцию
в
период
разбора
сочинения.
Тогда
более
понятным и естественным для них становятся требования руководителя к деталям, менее
надоедливыми
–
многочисленные
повторения
технически,
трудных
мест,
не
кажутся
надуманными приемы выразительности, штрихи, динамика.
Каждую весну люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника –
праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям. Не было семьи,
которую бы не затронула война. С судьбами людей тесно переплелись судьбы песен. Есть
песни
о
войне,
написанные
авторами
уже
в
мирное
время.
Большинство
вокальных
произведений на эту тему – это песни воспоминания, песни – раздумья, песни – память. В
них рассказывается о далеких походах, о возвращении солдат на Родину, о боевых друзьях
– однополчанах, о фронтовой дружбе.
2015 год - будет юбилейным годом в истории России, годом 70-летия Великой Победы
в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Есть события, над которыми не властно время, которые навсегда остаются в памяти
народной, таким событием стала Великая Отечественная война, небывалая по своим
масштабам, массовому героизму на полях сражений, лишениям, самоотверженному труду
в тылу, и невыразимому трагизму.
Эта война для всего советского народа стала Великой Отечественной, потому что
весь народ бывшего Советского Союза встал на защиту Родины. До сих пор многие спорят
о причинах воли к Победе наших людей. Что двигало ими: Любовь к Родине или Вера в
Бога?! Но главное, что не вызывает споров, - наше настоящее существует благодаря их
бессмертному подвигу, движимому Любовью и Верой.
Виктор Резник «Солдатка». Аудио запись Л.Долиной
«Парижское танго»
Считается, что танго появилось примерно в 1880-м году в Аргентине. По легенде,
когда на улице Буэнос-Айреса разыгралась очередная настоящая драка за возлюбленную,
при появлении полиции юноши ловко замаскировали свой поединок под танцевальное
действо, так и появилось танго – танец двух мужчин, борющихся за избранницу или
просто за женское внимание. Лишь потом, когда этот танец стал переходить с улиц в бары,
женщины также стали танцевать его.
Париж обожает танцевать, а один любимых парижских танцев - это танго (кстати,
Париж
был
первым
европейским
городом,
который
принял
этот
танец).
В
городе
множество мест где собираются любители танго. Большая часть их находятся в залах, и
тогда за вход нужно платить, но есть и бесплатные, располагающиеся прямо под открытым
небом. Одна из них имеет свое постоянное место на набережной Сены недалеко от
Ботанического сада. Другие кочуют - люди просто договариваются, где и когда встретятся
в очередные выходные, приносят с собой музыкальный центр и начинают танцевать.
Видеоролик «Танго Белое, черное», видео Марие Матье «Парижское танго»
Таким образом, задача хора своим звучанием выражать, нести содержание
исполняемого произведения, а это невозможно сделать без выразительного преподнесения
слова.
А
задача
дирижера
–
научит
детей
петь
слова,
складывать
их
во
фразы
и
предложения. И эта работа является неотъемлемой и органической частью работы по
созданию художественного облика сочинения.
Вся вокально-техническая и художественно-эмоциональная работа над
произведением направляется на достижение исполнительских навыков и мастерства, на
передачу всех авторских замыслов композитора и поэта, что в итоге ведёт к раскрытию
художественного образа вокального произведения и к его яркости при исполнении.
Исполнение Тугаринов «Зимняя сказка», И.Хрисаниди «Ассоль»
Что нового вы сегодня узнали?
Какие хоровые произведения больше вам нравятся?
Подведение итогов
Не существует вопроса: какая музыка лучше? Вся музыка хорошая, если это Музыка.
Критерием служит одно: звучит эта музыка внутри тебя или не звучит, поешь ты ее «про
себя» или нет. Истинная музыка всегда оставит след в душе и памяти.