Напоминание

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ, ПЕРВЫЙ - ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ", СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 3 ГОДА


Автор: Симонова Тамара Георгиевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств г. Полярные Зори"
Населённый пункт: г. Полярные Зори Мурманской области
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ, ПЕРВЫЙ - ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ", СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 3 ГОДА
Раздел: дополнительное образование





Назад





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПОПРЕДМЕТУ «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ, ПЕРВЫЙ - ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ», СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 3 ГОДА Составители: Давиденко Ольга Адольфовна, Симонова Тамара Георгиевна МБУ ДО ДШИ г. Полярные Зори Мурманской области
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая программа составлена на основе авторской рабочей программы по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ О.А. Давиденко, Т.Г. Симоновой.
Цель

программы


формирование основ музыкальной культуры обучающихся и приобщение к шедеврам мировой классики с раннего школьного возраста.
Основные задачи:
 Создать предпосылки для дальнейшего музыкального, личностного развития, последующего освоения и приобщения обучающихся к музыкальному искусству;  Формировать основы культуры слушания и осознанное отношение к музыке;  Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох, направлений и стилей;  Расширять эмоциональное отношение к музыке на основе восприятия;  Ра зви ва т ь музыкальное мышление, творческих способностей и воображения обучающихся;  Способствовать развитию интереса детей к познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью;  Воспитывать желание слушать и исполнять музыку;  Поддерживать проявления оценочного отношения к музыке, ее исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса.  Развивать способности запоминать музыкальное произведение и анализировать его.
Кроме традиционных форм работы, над реализацией вышеизложенных задач, используются следующие формы и методы:
формы работы
: беседа с учащимися, слушание музыкальных произведений (фрагментов), анализ отдельных выразительных средств; определение характера музыкального произведения с помощью соответствующего эпитета (например «Гном» Мусоргского из сюиты «Картинки с выставки» — «испуганный», «трагический»); объяснение (аргументация) ребёнком своей мысли или ощущения музыки при помощи средств выразительности, использованных композитором; сочинение дома стихов, рассказов, несюжетных рисунков по прослушанной музыке;
методы работы
: словесный; наглядный; практический; метод активизации зрительного и слухового восприятия; метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений; метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий).
Отличительные особенности программы:
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Восприятие музыки детьми начинается с распознавания эмоций, входящих в структуру музыкального содержания. Для развития эмоциональной отзывчивости детей, используется полихудожественный подход, позволяющий применять синтез искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки.
Сроки реализации программы:
Данная программа рассчитана на 1 года обучения, для детей в возрасте с 6- 7 лет. В соответствии с учебным планом, на предмет «Слушание музыки» отводится 36 часов в год, из расчета - 1 час в неделю. Принцип построения программы – тематический.
Музыкальный материал подобран по возможности яркий, образный, доступный детскому восприятию. Предмет «Слушание музыки» является неотъемлемой частью музыкальных дисциплин и занимает важнейшее место в учебно-воспитательном процессе музыкальных школ. Специфика курса Слушание музыки состоит в том, что главным в нем является живое восприятие и осмысление музыки. Целенаправленное воздействие шедевров мирового музыкального искусства формирует основы музыкальной культуры обучающихся, как части их духовной культуры.
Примерные формы проведения уроков и домашних заданий:
Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается проведение новых форм:  Интегрированный урок (слушание музыки + сольфеджио; слушание музыки + хор).  Урок – сказка (может иметь различные формы: и собственно «сказка» - прослушивание, обсуждение, и некоторая доля театральности на уроке – ролевые задания).  Комплексный урок (включающий материал из разных областей искусства, не только музыкального).  Открытые уроки с присутствием родителей.  Урок – путешествие в прошлое, настоящее и будущее.  Урок – состязание.  Урок – игра на закрепление пройденного материала.  Конкурсы, викторины, познавательные игры по слушанию музыки. Участие детей в таких уроках, помогает в игровой форме закрепить знания, умения и навыки. Также способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности. Домашние задания на закрепление пройденного в классе материала должны быть небольшими по объёму и доступными по трудности: сочинение
небольших историй, рассказов по пройденной теме и прослушанным произведениям; подбор загадок, картинок, стихов к прослушанным произведениям; создание звуковых эскизов (изображение на инструменте образов музыкальных произведений); нарисовать рисунок к прослушанному произведению.
Примерные условия реализации данной программы:
наличие учебных групп (не менее 3 человек); наличие фоно - и аудиотеки; осуществление тесной связи с преподавателями по специальности и хоровому классу, музыкальной литературе; соблюдение межпредметных связей; активный поиск новых форм и методов преподавания слушания музыки, самообразование педагогов.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Предмет «Слушание музыки» ориентирован в большей степени на музыкальное и интеллектуальное развитие детей, чем на заучивании ими определенных понятий и терминов. Курс «Слушание музыки» даёт возможность приобщить детей к музыкальному искусству практически с начального этапа обучения в школе. В тесной связи с другими предметами – эта дисциплина способствует формированию музыкального вкуса и культуры эстетического восприятия музыки, расширению общего кругозора обучающегося, накоплению музыкального багажа знаний, а также развитию музыкально – литературного лексикона обучающихся. По окончании первого года обучения обучающийся должен определять общий характер и образный строй произведения; выявлять выразительные средства музыки; узнавать тембры музыкальных инструментов. Чтобы проверить степень освоения материала без лишнего нажима и назидания, дается ряд творческих заданий. Они помогут выявить знания, умения и навыки учеников, а также станут не столько критерием оценки, сколько любимой формой работы на уроке.
Механизм

оценки:
фронтальный опрос; беглый текущий опрос; музыкальная викторина; систематическая проверка домашнего задания;
самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по индивидуальным карточкам; контрольные уроки в конце каждой четверти.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения



Наименование тем

кол-во

часов

1-я четверть
1. Роль музыки в нашей жизни 1 2. Содержание музыкальных произведений: 1) События исторического прошлого. 2) Образы природы в музыке. 3) Сказочные образы в музыке. 3 3 Средства музыкальной выразительности. 4 Контрольный урок приложение 1 1
2-я четверть
4. В мире музыкальных инструментов. 6 5. Повторение. Контрольный урок приложение 2 3
3-я четверть
6. Беседа о жанрах. Знакомство с жанрами в литературе, живописи, музыке. 1 7. Вокальная музыка. 4 8. Инструментальная музыка. Марши. 2 9. Повторение. Контрольный урок приложение 3 3
4-я четверть
10. Инструментальная музыка. Танцы. 4 11. Повторение. Контрольный урок 2 12. Повторение материала первого года обучения. 2
Итого

36 часов

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Роль музыки в нашей жизни
Урок 1. Музыка вокруг нас. Авторы и исполнители. Музыкальные примеры:
1. И. Дунаевский. «Марш веселых ребят», слова Лебедева-Кумача. 2. В. Агапкин. «Прощание Славянки». 3. Л. Бетховен. «Лунная соната», 1 часть.
Тема 2. Содержание музыкальных произведений
Урок 2. События исторического прошлого в музыке. Музыкальные примеры: 1. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский», V ч., «Ледовое побоище» (фрагмент). 2. М. Глинка. Хор «Славься» из эпилога оперы «Иван Сусанин». 3. А. Бородин. Ария Игоря из 2 д. оперы «Князь Игорь». Урок 3. Картины природы в музыке. Музыкальные примеры: 1. Э. Григ. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». 2. П. Чайковский. «Времена года»: «Песнь жаворонка», «На тройке», «Осенняя песнь». Урок 4. Мир сказки в музыке. Музыкальные примеры: 1. М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила». 2. П. Чайковский. «Шоколад (испанский танец), «Чай» (китайский час), танец феи Драже из балета «Щелкунчик». 3. М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках» из фортепианного цикла «Картинки с выставки». 4. Н. Римский-Корсаков. «Белка» из оперы «Сказка о царе Салтане».
Тема 3. Выразительные средства музыки
Урок 5. Ритм. Темп. Основные музыкальные темпы: Largo, Adagio, Andante, Moderato, Allegro, Presto. Музыкальные примеры: 1. Л. Бетховен. «Мотив судьбы» из 5 симфонии. 2. М. Равель. «Болеро» (фрагмент).
3. А. Хачатурян. «Танец юношей» (лезгинка) из балета «Гаянэ». 4. Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане». 5. Э. Григ. «Смерть Озе» из сюиты «Пер Гюнт». 6. П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков», «Похороны куклы», «Новая кукла» из «Детского альбома». 7.Сен-Санс «Антилопы», «Черепахи» Урок 6. Регистры. Лады. Главные лады европейской музыки – мажор, минор. Музыкальные примеры: 1. Н. Римский-Корсаков. «Белка» и «Тридцать три богатыря» из оперы «Сказка о царе Салтане». 2. Э. Григ. «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт». 3. Мусоргский «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов» 4. П. Чайковский. «Песня жаворонка», «Болезнь куклы», «Сладкая греза» из «Детского альбома». Урок 7. Музыкальные тембры. Знакомство с тембрами различных инструментов на примере симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и Волк». Урок 8. Мелодия как основа музыкального произведения. Мелодия как самостоятельное художественное произведение (народная песня). Типы мелодий: песенная, речитативная, инструментальная. Аккомпанемент. Музыкальные примеры: 1. «Ай, во поле липонька» - русская народная песня. 2. Речитатив и ария Сусанина из 4 д. оперы М. Глинки «Иван Сусанин». 3. Ф. Шопен. Ноктюрн Es dur/ 4. К. Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика» 5. П. Чайковский. «Болезнь куклы» из «Детского альбома».
Урок 9. Контрольный урок (см. «Приложение№1)
Тема 4. В мире музыкальных инструментов
Урок 10. Клавишные: клавикорд, клавесин, фортепиано, рояль. Музыкальные примеры: 1. И. Бах Французская сюита №5. Сарабанда и Жига (клавесин) 2. Ф. Куперен. Пьесы для клавесина «Барабанщики», «Пряхи». 3. И. Бах. ХТК. Прелюдия и фуга C dur, Прелюдия и фуга c moll из 1 тома (клавесин). Урок 11. Струнно-смычковые: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Скрипичные мастера: Амати, Гварнери, Страдивари. Музыкальные примеры: 1. А. Вивальди. Концерт для двух скрипок, виолончели и клавесина ор. 3. № 11 d moll (фрагмент). 2. И. Бах. Сюита № 5 с moll для виолончели. « 1 Прелюдия. № 5 Гаворт (фрагменты). 3. Г. Венявский. Мазурка для скрипки и фортепиано a moll. 4.Сен-Санс «Слон» (соло контрабаса) 5. Сен-Санс «Лебедь» Урок 12. Струнно-щипковые: арфа, лютия, мандолина, гитара, домра, балалайка, гусли. Музыкальные примеры: 1. П. Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик». Вступление (арфа). 2. Цыганская венгерка (гитары). 3. «Коробейники» (балалайка, гитара). 4. «Я с комариком плясала» (балалайка). 5. «Светит месяц, светит ясный» (звончатые гусли, баян). 6. Сибирская полечка (балалайка и русский народный оркестр им. Андреева).
7. С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта», 3 д. 3 к. «Утренняя серенада» (мандалины). 8. Д. Шостакович. Сцена на ярмарке из к/ф «Овод» (домра, ансамбль народных инструментов). Урок 13. Баян. Аккордеон. Музыкальные примеры: «Сибирская проходочка», «Светит месяц», «Осенний сон», «Память цветов». Урок 14. Деревянные-духовые: флейта, гобой, кларнет, фагот. Ранние предшественники духовных инструментов. 1. П. Чайковский. Китайский танец «Чай» из ба лет а «Щелкунчик» (флейта, фагот). 2. П. Чайковский. «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик» (флейта). 3. А. Вивальди. Концерт для гобоя, струнных и клавесина C dur. Соч. 8 № 12 (фрагмент). 4. П. Чайковский. Симфония № 1, 2 ч., основная тема (гобой). 5. С. Прокофьев. «Золушка». «Урок танца» (фагот). 6. Н. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка», 3 д. Песня Леля (соло кларнета). Урок 15. Медные-духовые: труба, валторна, тромбон, туба. Музыкальные примеры: 1. П. Чайковский. «Щелкунчик» Испанский танец (труба). 2. С. Прокофьев. «Золушка». «Принц и сапожники» (туба, труба с сурдиной). 3. П. Чайковский. «Щелкунчик». Танец пастушков (средняя часть – трубы). 4. А. Бородин. Симфония № 2, 3 ч., главная тема (валторна). 5. П. Чайковский. Симфония №5, 2 ч. (валторна).
6. Л. Бетховен. «Три Eguale» для 4-х тромбонов (фрагмент).
Тема 5. Повторение
Уроки 16-17.Закрепление темы Музыкальные инструменты. Определение на слух инструментальных тембров в музыкальных примерах. Урок 18. Контрольный урок (см. «Приложение» №2)
Тема 6. Жанры
Урок 19. Жанр – вид искусства. Жанры в литературе, живописи. Музыкальные жанры: 1. вокальные (песня, ария, романс); 2. инструментальные (марш, вальс, полька, мазурка); 3. музыкально-театральные (опера, балет). Музыкальные примеры: 1. В. Шаинский. «Вместе весело шагать». 2. «Я встретил Вас» - старинный русский романс. 3. С. Прокофьев. Марш из сборника «Детская музыка». 4. П. Чайковский. Мазурка, полька из «Детского альбома».
Тема 7. Вокальная музыка
Урок 20. Понятие вокальной музыки. Пение a capella. Характеристика певческих голосов. Музыкальные примеры: 1. Ария Руслана «О поле, поле…» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» (бас). 2. Ария Ленского «Что день…» из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» (тенор). 3. Ария Людмилы из 4 д. оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» (сопрано). 4. Песня Марфы из оперы М. Мусоргского «Хованщина» (меццо- сопрано).
5. Ария Ольги из I к. оперы Чайковского «Евгений Онегин» (контральто). Урок 21. Песенные жанры. Русские революционные песни – яркий художественный памятник героического прошлого нашего народа. Музыкальные примеры: 1. «Смело, друзья, не теряйте» Н. Песков, сл. М. Михайлова. 2. Л. Радин. «Смело, товарищи, в ногу». 3. «Варшавянка» (русский текст Г. Кржижановского) и другие революционные песни. Урок 22. Советские массовые песни. Музыкальные примеры: 1. И. Дунаевский, сл. В. Лебедева-Кумача. «Марш веселых ребят». 2. А. Островский, сл. Л. Ошанина. «Пусть всегда будет солнце». 3. Дм. И Дан. Покрасс, сл. В. Лебедева-Кумача. «Москва майская». 4. Д. Шостакович, сл. Е. Долматовского. «Родина слышит» и другие песни. Урок 23. Знакомство с другими вокальными жанрами: ария, романс, вокальный дуэт, вокальное трио, хоровая миниатюра. Музыкальные примеры: 1. «Ночь светла» - старинный русский романс. 2. П. Булахов. «Не пробуждай воспоминаний» - романс. 3. Дуэт Татьяны и Ольги из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин». 4. Дуэт Лизы и Полины из оперы П. Чайковского «Пиковая дама». 5. В. Власов. «Фонтану бахчисарайского дворца» (вокальное трио). 6. В. Мурадели. «Сны-недотроги» (вокальный анс амбль преподавателей).
Тема 8. Инструментальная музыка
Урок 24. Марши. Особенности жанра. Виды маршей: детские, сказочно- фантастические, торжественные, военно-строевые, свадебные, траурные. Музыкальные примеры:
1. Д. Верди. Марш из оперы «Аида». 2. П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик». 3. С. Прокофьев. Марш из сборника «Детская музыка». 4. Ф. Мендельсон. «Песни без слов» (траурный марш). 5. П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков из «Детского альбома». 6. М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила». 7. В. Агапкин. «Прощание славянки». 8. С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам». 9. Ф. Мендельсон. Свадебный марш. Урок 25. Песни - марши. Музыкальные примеры: 1. И. Дунаевский, сл. Лебедева-Кумача. «Марш веселых ребят». 2. Ю. Хайт, сл. П. Германа. «Авиамарш». 3. В. Соловьев-Седой, сл. Глейзарова. «Марш нахимовцев».
Тема 9. Повтрение
Уроки 26-27. Повторение тем: «Жанры», «Вокальная и инструментальная музыка». Урок 28. Контрольный урок (см. «Приложение» №3).
Тема 10. Инструментальная музыка. Танцы
Урок 29-30. Танец. Народные танцы. Музыкальные примеры: 1. «Камаринская». 2. «Трепак» из балета П. Чайковского «Щелкунчик». 3. Гопак – украинский народный танец. 4. Бульба – белорусский народный танец. 5. Жок – молдавский народный танец. 6. Лезгинка – дагестанский народный танец.
7. Э. Григ. Норвежский танец № 2 (A dur). 8. И. Брамс. Венгерский танец № 5 (fis moll). Урок 31. Вальс. Полька. Музыкальные примеры: 1. П. Чайковский. Вальс из «Детского альбома». 2. Д. Шостакович. Вальс-шутка из балетной сюиты № 1. 3. Ф. Шуберт. Вальс h moll. 4. Ф. Шопен. Вальс cis moll. 5. П. Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик». 6. М. Глинка. «Полька». 7. П. Чайковский. Полька из «Детского альбома». 8. С. Рахманинов. Итальянская полька. 9. Д. Шостакович. Полька из балета сюиты № 1. Урок 32. Мазурка. Полонез. Музыкальные примеры: 1. Ф. Шопен. Мазурка C dur (ор.56 № 2), Полонез A dur (ор.40 № 1). 3. П. Чайковский. Мазурка из «Детского альбома». 4. М. Глинка. Мазурка и Полонез из 2 д. оперы «Иван Сусанин». 5. П. Чайковский. Полонез из 6 к. оперы «Евгений Онегин».
Тема 11. Повторение
Урок 33. Закрепление темы: «Танцевальная музыка». Урок 34. Контрольный урок.
Тема 12. Повторение материала первого года обучения
Уроки 35-36. Закрепление новых терминов и понятий. Музыкальная викторина, конкурс творческих работ учащихся.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения

№ темы

Наименование темы
кол-во часов
1-я четверть
1
Повторение:
1) Сказка в музыке. 1 2) Образы природы в музыке. 1 3) Выразительные средства. 1 4) Инструментальная музыка. 3 5) Вокальная музыка. 2 Контрольный урок приложение 4 1
2-я четверть
2
Программная музыка.
8 Контрольный урок приложение 5 1
3-я четверть
3
Музыка в театре. Опера.
9 Контрольный урок приложение 6 1
4-я четверть
4
Музыка в театре. Балет.
7 Контрольный урок приложение 7 1
Итого

36 часов

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1-я четверть

Тема 1. Повторение
Урок 1. Сказка в музыке.
Музыкальные примеры: 1. П. Чайковский. Танец феи Драже из балета «Щелкунчик». 2. М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила». 3. П. Чайковский. Китайский танец «Чай» из балета «Щелкунчик». 4. М. Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов» из «Картинок с выставки». 5. П. Чайковский. «Нянина сказка» из «Детского альбома». 6. П. Чайковский. «Баба Яга» из «Детского альбома». Урок 2. Образы природы в музыке. Музыкальные примеры: 1. Э. Григ. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». 2. М. Мусоргский. «Тюильрийский сад» из «Картинок с выставки». 3. М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». 4. П. Чайковский. «Осенняя песнь» из «Времен года». 5. П. Чайковский. «Зимнее утро» из «Детского альбома». Урок 3. Выразительные средства музыки: мелодия, ритм, темп, регистр, лад, гармония, тембр. Музыкальные примеры: 1. К. Глюк. «Мелодия». 2. А. Дворжак. «Мелодия». 3. М. Равель. «Болеро». 4. Д. Шостакович. Эпизод нашествия из 1 части «Ленинградской симфонии». 5. Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане». 6. М. Мусоргский. «Быдло» из «Картинок с выставки». 7. М. Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов» из «Картинок с выставки».
Урок 4-5. Музыкальные инструменты. Повторение пройденного и знакомство с новыми инструментами: орган, ударные инструменты. Музыкальные примеры: 1. Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада», 1 ч., тема Шехеразады (соло скрипки). 2. П. Чайковский. Опера «Евгений Онегин». Сцена письма Татьяны, раздел 2 (соло гобоя). 3. П. Чайковский. Испанский танец «Шоколад» (соло трубы). 4. И. Бах. Токката и фуга d moll (орган). 5. Б. Бриттен. Путеводитель по оркестру для молодёжи (ударные). 6. Гайдн Симфония № 103 «С тремоло литавр» Урок 6. Виды инструментальных ансамблей. Оркестр. Музыкальные примеры: 1. Г. Венявский. Мазурка для скрипки и фортепиано a moll. 2. А. Вивальди. Концерт для двух скрипок, виолончели и клавесина. 3. П. Чайковский. Первый струнный квартет, ч. 2. 4. П. Чайковский. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, a moll, ор. 50. 5. Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада», ч. 4. Урок 7-8. Вокальная музыка. Закрепление пройденного и знакомство и новыми жанрами (ариозо, ариетта, серенада, каватина, элегия, баллада). Музыкальные примеры: 1. В. Белый. «Орленок». 2. М. Глинка. «Жаворонок». 3. А. Гурилев. «Однозвучно гремит колокольчик». 4. Д. Кабалевский. «Наш край». 5. А. Островский «Пусть всегда будет солнце».
6. П. Чайковский. Дуэт Татьяны и Ольги из оперы «Евгений Онегин». 7. А. Бородин. Ария Игоря из оперы «Князь Игорь». 8. П. Чайковский. Ариозо Онегина из оперы «Евгений Онегин». 9. Ф. Шуберт. «Серенада». 10. Ф. Шуберт. «Лесной царь» (баллада). 11. Н. Римский-Корсаков. Ариетта Снегурочки из пролога оперы «Снегурочка». 12. В. Моцарт. Каватина Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро». 13. М. Глинка. Элегия «Не искушай меня без нужды». Урок 9. Контрольный урок (см. «Приложение» № 4).
2-я четверть

Тема 2. Программная музыка
Урок 10-15. Понятие программности. Источники музыкальной программы. Выразительные и изобразительные средства программной музыки. Музыкальные примеры: 1. П. Чайковский. «Времена года». 2. М. Мусоргский. «Картинки с выставки». Урок 16-17. Программная инструментальная сюита. Музыкальные примеры: К. Сен-санс. «Карнавал животных». Урок 18. Контрольный урок (см. «Приложение» № 5).
3-я четверть

Тема 3. Музыка в театре. Опера

Урок 19-23. Опера. Особенности жанра. Сказочные, исторические, лирические оперы. Либретто. Исполнители оперы. Композиция оперы. Оперные формы (увертюра, антракт, ария, речитатив, ансамбль, хор). Музыкальные примеры: Фрагменты из оперы Н. Римского0Корсакова «Сказка о царе Салтане»: 1. Вступление к 1 действию. 2. Вступление ко 2 действию. 3. Вступление к 4 действию 2-й картины «Три чуда». 4. Колыбельная (1 действие). 5. Ариозо царевны лебедь (2 действие). 6. Полет шмеля (3 действие). 7. Пролог. 8. Ариозо Милитрисы (1 действие). Урок 24-27. Знакомство с оперой Глинки «Руслан и Людмила». Музыкальные примеры: 1. Увертюра. 2. Две песни баяна (1 д.). 3. Каватина Людмилы (1 действие). 4. Сцена похищения Людмилы (1 действие). 5. Речитатив и рондо Фарлафа (2 действие). 6. Ариозо Руслана (2 действие). 7. Персидский хор (3 действие). 8. Каватина Гориславы (3 действие). 9. Ария Людмилы (4 действие). 10. Марш Черномора (4 действие). 11. Восточные танцы (4 действие). 12. Хор «Ах ты, свет Людмила» (5 действие). Урок 28. Контрольный урок (см. «Приложение» № 6).

4-я четверть

Тема 4. Музыка в театре. Балет
Урок 29-31. Балет. Особенности жанра. Структура. Формы балетного спектакля: сольный и ансамблевый танец, кордебалет, пантомима, вариации, дивертисмент. Музыкальные примеры: Фрагменты балета П. Чайковского «Щелкунчик»: 1. Украшение и зажигание елки (1 действие). 2. Марш (1 действие). 3. Вальс снежных хлопьев (1 действие). 4. Испанский танец «Шоколад» (2 действие). 5. Арабский танец «Кофе» (2 действие). 6. Китайский танец «Чай» (2 действие). 7. Русский танец «Трепак» (2 действие). 8. Танец пастушков (2 действие). 9. Танец феи Драже (2 действие). 10. Вальс цветов (2 действие). Урок 32-35. Знакомство с балетом с. Прокофьева «Золушка». Музыкальные примеры: 1. Па де шаль (1 действие). 2. Золушка (1 действие). 3. Фея-нищенка (1 действие). 4. Урок танца (1 действие). 5. Гавот (1 действие). 6. Отъезд Золушки на бал (1 действие). 7. Дуэт Принца и Золушки (2 действие). 8. Полночь (2 действие).
9. Принц и сапожники (3 действие). 10. Первый галоп Принца (3 действие). 11. Аморозо (3 действие). Урок 36. Контрольный урок (см. «Приложение» № 7).

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Третий год обучения

№ темы

Наименование темы
кол-во часов
1-я четверть
1
Повторение:
1) Программная музыка 3 2) Музыка в театре. 5 Контрольный урок (см. «Приложение» № 8) 1
2-я четверть
2 Строение мелодии. 1 Музыкальные формы: 1) Период. Одночастная форма. 1 2) Куплетная форма. 1 3) Простая 2-х частная форма 1 4) Простая 3-х частная форма 2 5) Вариации. 2 Контрольный урок. 1
3-я четверть
3 6) Рондо. 2 7) Канон. 1 8) Циклические формы: а) сюита б) сонатно-симфонический цикл 4 9) Сонатная форма. 2 Контрольный урок. 1
4-я четверть
4 Повторение пройденных музыкальных форм. 6 Контрольный урок. 1 Музыкальная викторина на определение музыкальных форм. (см. «Приложение» № 9). 1
Итого

36 часов

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1-я четверть


Тема 1. Повторение

Урок 1-3.
Программная музыка. Повторение и закрепление пройденного материала, знакомство с новыми музыкальными произведениями. Музыкальные примеры: 1. П. Чайковский. «Времена года» (фрагменты). 2. М. Мусоргский. «Картинки с выставки» (фрагменты). 3. К. Сен-Санс. «Карнавал животных» (фрагменты).
Урок

4-8.
Музыка в театре. Закрепление пройденного материала, знакомство с новыми произведениями. Музыкальные примеры: 1. Н. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане» (фрагменты). 2. Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко»:  Песня Варяжского гостя (4 к.).  Песня Индийского гостя (4 к.).  Песня Садко с хором «Высота» (4 к.). 3. М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила» (фрагменты). 4. П. Чайковский. Балет «Щелкунчик» (фрагменты). 5. С. Прокофьев. Балет «Золушка» (фрагменты).
Урок 9.
Контрольный урок (см. «Приложение» № 8).
2-я четверть

Тема 2. Строение мелодии

Урок 10.
Строение мелодии. Членение на мотивы и фразы. Музыкальные примеры: 1. Ф. Лещинская. «Мы отважные туристы». 2. «Я на горку шла», русская народная песня.
3. «Пойду ль я, выйду ль я», русская народная песня. 4. Р. Пятц. «Кап, кап». 5. Д. Львов-Компанеец. «День рождения». 6. «Белка пела и плясала», словенская народная песня. 7. «Где ты был, мой баран?» венгерская народная песня 21.
Тема 3. Музыкальные формы

Урок 11
. Понятие музыкальной формы. Построение и цезура. Изложение и развитие. Период, его структура. Одночастная форма. Понятие музыкальной темы. Музыкальные примеры: 1. Ф. Шопен. Прелюдия A dur. 2. И. Бах. Прелюдия C dur (1 т. ХТК). 3. Д. Кабалевский. «Маленькая полька», ор. 39 № 2. 4. Русская народная песня «Выйду ль я на реченьку». 5. Ж. Арман. «Пьеса». 7. Г. Галынин. «Чижик». 8. Д. Левидова. «Песня»22.
Урок 12
. Куплетная форма. 1. Ф. Шуберт. «Форель». 2. Ф. Шуберт. «В путь» из вокального цикла «Прекрасная мельничиха». 3. Ф. Шуберт. «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь». 4. Д. Кабалевский. «Наш край». 5. М. Глинка. «Жаворонок». 6. А. Островский. «Пусть всегда будет солнце». 7. В. Соловьев-Седой. «Подмосковные вечера». 8. Д. Кабалевский. «Мельник, мальчик и осел». 9. М. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Свадебный хор (3 д.).

Урок 13
. Простая 2-х частная форма. Её разновидности. Музыкальные примеры: 1. Л. Бетховен. «Сурок». 2. М. Глинка. «Полька» d moll. 3. Ф. Мендельсон. «Песни без слов» для фортепиано №№ 12, 16, 37, 44. 4. А. Лядов. «Бирюльки» № 11. 5. Ф. Шуберт. «Экосез» ор. 18. 6. «Полли чаем угощает», английская народная песня. 7. «Что за гусь», чешская народная песня. 8. «Матушка моя», польская народная песня. 9. «Бульба», белорусский народный танец 23.
Урок 14-15
. Простая 3-х частная форма. Её разновидности. Музыкальные примеры: 1. Чешская народная песня «Аннушка». 2. Н. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Ария Снегурочки из пролога «С подружками по ягоды ходить». 3. П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома». 4. П. Чайковский. «Полька» из «Детского альбома». 5. П. Чайковский. «Старинная французская песенка» из «Детского альбома». 6. А. Гречанников. «Мазурка». 7. И. Бах. «Волынка». 8. Э.Григ. Вальс e moll. 9. П. Чайковский. Хор «Девицы-красавицы» из оперы «Евгений Онегин». 10. А. Бородин. Хор «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь». 11. М. Глинка. Вторая песня Баяна из оперы «Руслан и Людмила». 12. П. Чайковский. «Мазурка» из «Детского альбома». 13. П. Чайковский. «Сладкая греза» из «Детского альбома».

Урок 16-17
. Вариации. Музыкальные примеры: 1. И. Беркович. Вариации на русскую народную песню. 2. Д. Кабалевский. Легкие вариации на тему русской народной песни. 3. М. Глинка. Вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровныя». 4. В. Моцарт. Соната A dur, ч. 1. 5. М. Мусоргский. Песня Марфы из оперы «Хованщина». 6. М. Глинка. «Персидский хор» их 3 д. оперы «Руслан и Людмила». 7. М. Глинка. Симфоническая фантазия «Камаринская». 8. Д. Шостакович. Симфония № 7, ч 1. Эпизод нашествия. 9. Й. Гайдн. Симфония № 103, Es dur, ч.2 (вариации на 2 темы). 10. Д. Кабалевский. Ор. 51. Легкие вариации на тему словацкой народной песни. 11. С. Майкапар. Ор. 8 № 14. Вариации на русскую тему.
Урок

18.
Контрольный урок. Повторение пройденного. Определение музыкальных форм в музыкальных примерах.
3-я четверть

Урок 19-20
. Рондо. Музыкальные примеры: 1. Й. Гайдн. Соната D dur (финал). 2. В. Моцарт. Ария Фигаро «Мальчик резвый…» из оперы «Свадьба Фигаро». 3. М. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила». 4. С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам». 5. А. Бородин. Романс «Спящая княжна».

Урок 21
. Понятие полифонии. Имитация. Канон. Музыкальные примеры: 1. М. Глинка. Квартет «Какое чудное мгновение» из 1 д. оперы «Руслан и Людмила». 2. П. Чайковский. Дуэт Ленского и Онегина «Враги» из оперы «Евгений Онегин». 3. И. Бах. Двухголосные инвенции C dur, F dur.
Урок

22-25
. Циклические формы и жанры. Старинная сюита, характеристика танцев. Сонатно-симфонический цикл, характеристика частей. Музыкальные примеры: 1. Э. Григ. Сюита «Пер Гюнт».  1 ч. «Утро».  2 ч. «Смерть Озе».  3 ч. «Танец Анитры».  4 ч. «В пещере горного короля». 2. И. Бах. Французская сюита № 5. 3. Й. Гайдн. Соната e moll, 1-3 чч. (фрагменты).
Урок 26-27.
Сонатная форма. Общая схема. Характеристика основных разделов экспозиции. Музыкальные примеры: 1. Й. Гайдн. Соната D dur, 1 ч. 2. Й. Гайдн. Соната e moll, 1 ч. 3. В. Моцарт. Симфония № 40 g moll, 1 ч. 4. Й. Гайдн. Симфония № 103 Es dur, 1 ч.
Урок 28.
Контрольный урок.
4-я четверть

Тема 4. Повторение


Урок 29-34
. Повторение всех пройденных музыкальных форм.
Урок 35.
Контрольный урок (см. «Приложение» № 9).
Урок 36.
Музыкальная викторина по теме «Музыкальные формы».
Приложение 1
Вопросы к контрольному уроку по теме

«Выразительные средства музыки»

(музыкальная викторина)

Задание:

в

каждом

музыкальном

фрагменте

выделить

наиболее

важное выразительное средство.
 Э. Григ. «Смерть Озе» (темп, лад).  А. Хачатурян. Танец юношей из балета «Гаянэ» (ритм).  П. Чайковский. «Песня жаворонка» из «Детского альбома» (регистр).  К. Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» (мелодия).  Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля» (темп).  Э. Григ. «В пещере горного короля» (темп, лад).  Н. Римский-Корсаков. «Белка» из оперы «Сказка о царе Салтане» (регистр).  Л. Бетховен. «Мотив судьбы» из 5 симфонии (ритм).
Приложение 2
Вопросы к контрольному уроку по теме

«Музыкальные инструменты»

Примерные вопросы к учащимся:
1. Найдите правильный вариант расположения клавишных инструментов по мере их появления: Рояль Фортепиано Клавикорд Клавесин Клавикорд Клавесин Фортепиано Рояль Фортепиано Клавикорд Клавесин Рояль 2. Назовите струнно-смычковые музыкальные инструменты. 3. Покажите, где музыканты держали гудок. Почему со временем они перенесли его на плечо? 4. Как называлась маленькая «карманная» скрипочка и кто на ней играл? 5. Назовите итальянских скрипичных мастеров. 6. Перечислите струнно-щипковые инструменты. Выделите русские народные инструменты. 7. На какие группы делятся духовые инструменты? 8. Перечислите предметы, предшествующие духовым инструментам.
Музыкальная викторина:
Определите музыкальные инструменты в данных фрагментах:  П. Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик» (арфы, валторны).  Цыганская венгерка (гитары).  П. Чайковский. Китайский танец из балета «Щелкунчик» (фагот, флейта).  Й. Гайдн. Симфония № 103, 1 ч., вступление (виолончели, контрабасы).  П. Чайковский. Испанский танец из балета «Щелкунчик» (труба).  «Я с комариком плясала» (балалайка).  П. Чайковский. Симфония № 1, 2 ч., основная тема (гобой).  С. Прокофьев. Урок танца из балета «Золушка» (фагот).  Г. Венявский. Мазурка для скрипки и фортепиано A moll (скрипка, фортепиано).  С. Прокофьев. «Принц и сапожники» из балета «Золушка» (туба, труба).
 И. Бах. Сарабанда из французской сюиты № 5 (клавесин).  «Светит месяц, светит ясный» (звончатые гусли, баян).  А. Бородин. Симфония № 2, 3 ч. (валторна).  С. Прокофьев. «Утренняя серенада» из балета «Ромео и Джульетта» (мандолины).
Приложение 3
Вопросы к контрольному уроку по теме

«Жанры», «Вокальная и инструментальная музыка»

Примерные вопросы к учащимся:
1. Что такое жанр? 2. Назовите известные вам жанры в живописи и покажите их. 3. Определите по следующим фрагментам литературные и поэтические жанры: «Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло ещё не так большой руки: Лишь стоит завести очки». «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына» «Мороз и солнце, день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный…» 4. Какая музыка называется вокальной? 5. Перечислите вокальные жанры. 6. Как называется пение без инструментального сопровождения? 7. Назовите певческие голоса. 8. Перечислите инструментальные жанры. 9. Какие виды маршей вы запомнили?
Музыкальная викторина.
Определите вокальный жанр:
1. «На прививку!» (песня). 2. Назовите певческий голос: Ария Руслана из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» (бас). 3. Определите вид марша: Марш Черномора из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» (сказочно-фантастический). 4. Определите вокальный жанр: М. Глинка. «Я помню чудное мгновенье» (романс). 5. Назовите певческие голоса: П. Чайковский. Дуэт Татьяны и Ольги из оперы «Евгений Онегин» (сопрано, контральто). 6. Определите певческий голос: Песня Юродивого из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» (тенор). 7. Определите вид марша: Д. Верди. Марш из оперы «Аида» (торжественный).
Приложение 4
Вопросы к контрольному уроку по теме

«Вокальная музыка»

Примерные вопросы к учащимся:
1. Что такое жанры в музыке? 2. Назовите известные вам музыкальные жанры. 3. К каким видам музыки следует отнести песню, танец, хор, симфонию? 4. Объясните, что такое куплетное строение песни. 5. Назовите песни, в которых запев и припев контрастно. Какими музыкальными средствами это достигается? 6. Чем отличается ария от ариетты, ариозо? 7. Объясните термины: элегия, серенада, баллада.
Музыкальная викторина.
Определите жанр произведений:  М. Глинка. «Жаворонок» (песня).  Ф. Шуберт. «Серенада» (серенада).  В. Моцарт. Каватина из 1 д. оперы «Свадьба Фигаро» (каватина).  Н. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка», ариетта Снегурочки из пролога (ариетта).  М. Глинка. Элегия «Не искушай меня без нужды» (элегия).  А. Гурилев. «Однозвучно гремит колокольчик» (романс).  П. Чайковский. Опера «Евгений Онегин», ариозо Онегина из 1 к. (ариозо).  А. Бородин. Опера «Князь Игорь», ария Игоря из 2 д. (ария).  Ф. Шуберт. «Лесной царь» (баллада).
Приложение 5
Вопросы к контрольному уроку по теме

«Программная музыка»

Список произведений к музыкальной викторине:
 П. Чайковский. «На тройке» из «Времен года».  М. Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов» из «Картинок с выставки».  К. Сен-Санс. «Лебедь».  П. Чайковский. «Песнь жаворонка» из «Времен года».  М. Мусоргский. «Быдло» из «Картинок с выставки».  К. Сен-Санс. «Слоны» из «Карнавала животных».  П. Чайковский. «Подснежник из «Времен года».  М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках» из «Картинок с выставки».  К. Сен-Санс. «Аквариум» из «Карнавала животных».
Примерные вопросы к учащимся:
 Что такое программная музыка? С какой целью композиторы дают названия инструментальным произведениям?  Какие пьесы являются программными в сборниках «Детский альбом» П. Чайковского, «Детская музыка» С. Прокофьева, «Альбом для юношества» Р. Шумана?  Расскажите о пьесе П. Чайковского «На тройке». Объясните её содержание.  Расскажите о пьесах из «Карнавала животных» К. Сен-Санса. Вспомните пьесы «Королевский марш львов», «Куры и Петухи», «Антилопы», «Кенгуру» и «Слоны». Какие музыкальные средства использовал композитор, изображая голоса птиц, зверей, их движения?  Какие изобразительные приемы помогают узнать «Длинноухих» персонажей?  Темы каких персонажей вы узнали, прослушав финал «Карнавала животных»?
Приложение 6
Вопросы к контрольному уроку по теме

«Опера»

Примерные вопросы к учащимся:
 Назовите известные вам оперы. Кто их авторы?  Объясните, почему опера относится к музыкально-драматическим жанрам. Перечислите характерные черты оперного жанра.  Объясните значение терминов: увертюра, ария, музыкальный антракт, монолог, либретто, речитатив.  На сюжет каких произведений написаны оперы «Руслан и Людмила» и «Сказка о царе Салтане»?  Объясните значение терминов: вокальный дуэт, трио, квартет. Сколько в них исполнителей?  Расскажите о содержании первого действия оперы «Руслан и Людмила» и перечислите музыкальные номера этого действия.  Какими музыкальными средствами изображено похищение Людмилы?  Сравните музыкальные характеристики Руслана и Фарлафа из второго действия. Как в музыке выражены черты их характера?  Какое настроение выражено в арии Людмилы из четвертого действия?  Где и какую характеристику в опере получает Черномор? Каковы музыкальные особенности этой характеристики?  Перечислите танцы из 4 действия оперы. Кто их танцует?  В каких действиях оперы есть хоровые сцены?  Перечислите действующих лиц из опер «Руслан и Людмила» и «Сказка о царе Салтане».  В каком действии оперы «Сказка о царе Салтане» звучит фрагмент «Три чуда»? 
Музыкальная викторина по теме «Опера»:
 Увертюра к опере «Руслан и Людмила» (главная партия).  «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (3 действие).  «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» (4 действие).  Ариозо царевны Лебедь из оперы «Сказка о царе Салтане» (2 действие).  Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» (2 действие).  Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» (1 действие).  Хор «Ах ты, свет Людмила» из оперы «Руслан и Людмила» (5 действие).
 «Колыбельная» из оперы «Сказка о царе Салтане» (1 действие).  Первая песня баяна из оперы «Руслан и Людмила» (1 действие).
Приложение 7
Вопросы к контрольному уроку по теме

«Балет»

Примерные вопросы к учащимся:
 Какие театры оперы и балета вы знаете?  Что такое балет?  Объясните значение терминов: пантомима, дивертисмент.  По сказке какого писателя написан балет «Щелкунчик»?  Сколько в нем действий? Где происходит 2 действие балета?  Какие танцы из балета «Щелкунчик» вы помните? Музыка, какого танца вам больше всего понравилась? Почему? Какими словами вы можете охарактеризовать музыку своего любимого танца?  Какие инструменты наиболее ярко звучат в танце «Чай»; во вступлении «Вальсу цветов»?  В каком танце звучит челеста?  Ритм, какого танца подчеркивают кастаньеты?  На чей сюжет написан балет «Золушка»?  Назовите действующих лиц балета «Золушка».  Какие музыкальные темы связаны с образами сестер Золушки и Принца? 
Список произведений к музыкальной викторине:
П. Чайковский. Балет «Щелкунчик»:  Марш (1 действие).  Испанский танец «Шоколад» (2 действие).  Китайский танец «Чай» (2 действие).  Танец феи Драже (2 действие).  Вальс цветов (2 действие).  С. Прокофьев. Балет «Золушка»:  Па де шаль (1 действие).  Гавот (1 действие).  Отъезд Золушки на бал (1 действие).  Принц и сапожники (3 действие).  Первый галоп Принца (3 действие).
Приложение 8
Вопросы к контрольному уроку по теме

«Повторение».

Список произведений к музыкальной викторине:
П. Чайковский. «Времена года»:  «Осенняя песнь»  «На тройке» М. Мусоргский. «Картинки с выставки»:  «Балет невылупившихся птенцов»  «Избушка на курьих ножках» К. Сен-Санс. «Карнавал Животных»:  «Лебедь»  «Куры и петухи» Н. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане»:  «Полет шмеля» (3 д.). Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко»:  Песня Садко с хором «Высота» (4 д.). М. глинка. Опера «Руслан и Людмила»:  Рондо Фарлафа (2 д.).  Марш Черномора (4 д.). П. Чайковский. Балет «Щелкунчик»:  Марш (1 д.).  Танец феи Драже (2 д.).  Вальс цветов (2 д.). С. Прокофьев. Балет «Золушка»:  Урок танца (1 д.).  Фея-нищека (1 д.).  Полночь (2 д.). 
Примерные вопросы к учащимся:
 Назовите известные вам музыкальные жанры.
 Назовите известные вам оперы. Кто их авторы? Перечислите характерные черты оперного жанра.  Что такое программная музыка?  Какие пьесы являются программными? Что такое программа?  Вспомните название пьес из циклов «Времена года» П. Чайковского, «Картинки с выставки» М. Мусоргского, «Карнавал животных» К. Сен-Санса.  Какие программные пьесы вы играете или исполняли раньше? Расскажите о них.  Какие театры оперы и балета вы знаете?  Что такое балет?  Назовите известные вам балеты. Кто их авторы?  Перечислите формы балетного спектакля.
Приложение 9
Вопросы к контрольному уроку по теме

«Музыкальные формы».

Примерные вопросы к учащимся:
 Назовите простейшую музыкальную форму и её составные части.  По данным схемам определите музыкальные формы:  abaca / aba / aa1a2a3a4 / ab /  Что означают термины: Рондо Инвенция Сюита Имитация Соната Полифония Симфония Вариация Канон  Перечислите основные и дополнительные танцы старинной сюиты.  В какой форме пишутся первые части сонат и симфоний?  Расположите в правильном порядке разделы сонатной формы (варианты): Реприза Экспозиция Экспозиция Экспозиция Реприза Разработка Разработка Разработка Реприза  Расположите в правильном порядке разделы сонатного аллегро в экспозиции (варианты): Связующая Заключительная Побочная Главная Побочная Главная Главная Связующая Заключительная Побочная Связующая Побочная Главная Связующая Заключительная Заключительная
Список произведений к викторине по теме: «Музыкальные формы»
 М. Глинка. Полька (простая 2-х частная форма).
 М. Глинка. Вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровной» (вариации).  П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» (простая 3-х частная форма).  М. Глинка. Квартет «Какое чудное мгновенье» из 1 д. оперы «Руслан и Людмила» (канон).  Ж. Арман. Пьеса (период).  М. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» (рондо).  П. Чайковский. Полька из «Детского альбома» (простая 2-х частная форма).  Д. Кабалевский. Вариации на тему русской народной песни (вариации).  «Полли чаем угощает» - английская народная песня (простая 2-х частная форма).  П. Чайковский. Дуэт «Враги!» из оперы «Евгений Онегин» (канон).  В. Волков. «Светлячки» (период).  С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам» (рондо).  А. Гречанинов. Мазурка (простая 3-х частная форма).  Д. Шостакович. 7 симфония, 1 ч., эпизод нашествия (вариации).  Ф. Шуберт. Экосез ор. 18 (простая 2-х частная форма).  В. Моцарт. Ария Фигаро «Мальчик резвый…» из оперы «Свадьба Фигаро» (рондо).  Г. Галынин. «Чижик» (период).  И. Бах. «Волынка» (простая 3-х частная форма).  М. Мусоргский. Песня Марфы из оперы «Хованщина» (вариации).


В раздел образования