Автор: Курачева Марина Валерьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Большеокуловска СШ" Населённый пункт: село Большое Окулово Наименование материала: статья Тема: "Анализ текста публицистического стиля" Раздел: полное образование
Анализ текста публицистического стиля.
Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий
ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт
пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.
Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным
человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл,
когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с
Николаем
Ивановичем
обнажили
головы
перед
памятниками,
что
были
воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками.
И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание
народной
святыни:
был
взорван
чугунный
памятник
на
могиле
Багратиона.
Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств –
признательности
герою,
защитнику
национальной
свободы
России,
признательности русских брату-грузину. А как расценить тех, кто примерно тогда
же намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте
гибели другого героя – Тучкова: “Довольно хранить остатки рабского прошлого!” Я
родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своем архитектурном
облике
город
связан
с
именами
Растрелли,
Росси,
Кваренги,
Захарова,
Воронихина.
По
дороге
с
главного
ленинградского
аэродрома
стоял
Путевой
дворец Растрелли. Замечательно: первое большое здание города несло печать
выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко от
линии фронта, но наши бойцы сделали все, чтобы сохранить его. Прикоснись к
нему руки реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду.
Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто
там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И – горько, потому
что
утрата
любого
памятника
культуры
невосстановима:
они
ведь
всегда
индивидуальны,
материальные
приметы
прошлого
всегда
связаны
с
определенной эпохой, с конкретными мастерами.
“Запас” памятников культуры, “запас” культурной среды крайне ограничен в мире,
и он истощается со все прогрессирующей скоростью. На земле остается все
меньше места для памятников культуры и не потому, что меньше становится
земли. Все дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали, а его надо
воспитывать с самого раннего возраста.
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной
речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей
школе. И еще – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой
дом, свою землю, свое – пусть и непонятное тебе – родное слово.
Вот эти важнейшие человеческие качества и поможет тебе открыть в своей душе
история: любовь, уважение, знание.
Д.С. ЛИХАЧЕВ.
Тема: Проблема культурного наследия.
Идея: привлечь внимание к поднятой в тексте проблеме — проблеме культурного
наследия.
Вид: прозаический.
Жанр: статья
Стиль: публицистический
Стилистический анализ
Цель
данного
текста
–
передача
общественно
значимой
информации
с
одновременным воздействием на читателя, убеждение его в том, что любовь к
родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи надо
воспитывать с детства. Сфера употребления – культурные отношения. Для текста
характерна
логичность,
образность,
эмоциональность,
оценочность
и
призывность.
Текст строится как научное рассуждение: выдвигается важная
общественная
проблема: Как
относиться
к
историческому
и
культурному
наследию своей страны? Далее анализируются и оцениваются возможные пути
её
решения,
делается
вывод: Любовь к родному краю, к родной культуре, к
родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей
семье, к своему жилищу, к своей школе.
Материал располагается в строгой
логической последовательности.
Текст
также
отличается
достоверностью,
точностью
фактов,
конкретностью,
строгой обоснованностью. Для текста также характерна страстность, призывность.
Лексические особенности
Для текста характерно широкое использование:
общественно-политической
лексики: наследие,
защитник
национальной
свободы,
народная
святыня,
эпоха,
патриотизм,
индивидуальны,
материальны;
лексики,
обозначающей
понятия
морали,
этики,
культуры:
память,
памятники,
Бородинское
поле,
архитектурный
облик,
реставратор
увертюра,
Растрелли,
Росси,
Кваренги,
Захаров,
Воронихин,
Путевой
дворец, Багратион, Тучков;
с л о в ,
о б оз н ач а ю щ и х
в н у т р е н н е е
с о с то я н и е ,
п е р е ж и в а н и я :
признательность, пусто в душе и горько, любовь, уважение, поругание.
Средства эмоциональной выразительности
Для текста характерно использование образных средств, переносного значения
слов, слов с яркой эмоциональной окраской. Чтобы эффективно воздействовать
на читателя автор использует:
эпитеты
сравнения,
метафоры
и
другие
образные
с р ед с т ва
выразительности
- горестные
картины,
невиданное
поругание,
благодарные
потомки,
здание
несло
печать
выдающегося
талант,
увертюра к Ленинград;
прибегает к помощи разговорных слов - позабыл, намалевал;
фразеологических выражений - жизненный опыт, обнажили головы, линия
фронта;
риторические вопросы - Как относиться к историческому и культурному
наследию своей страны?;
лексические повторы - признательности герою, защитнику национальной
свободы России, признательности русских брату-грузину; пусто там, где
он
стоял,
пусто
в
душе…;
“
запас”
памятников
культуры, “запас”
культурной среды;
градацию - грустные, а порой и горестные картины
языковые средства юмора, иронии - кто примерно тогда же намалевал
гигантскую надпись на стене.
Синтаксические особенности
В тексте используются существительные в родительном падеже в роли
несогласованных
определений: поле
нашей
славы,
стена
монастыря,
место гибели, памятники культуры.
В
предложениях
текста
в
роли
сказуемого
часто
выступают
глаголы
в
форме повелительного наклонения, возвратные глаголы: Как относиться к
историческому и культурному наследию своей страны?
Прикоснись к
нему руки реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к
Ленинграду.
На
земле остается
все
меньше
места
для
памятников
культуры и не потому, что меньше становится земли.
Характерно использование однородных членов: В своем архитектурном
облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова,
Воронихина
.
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу
или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к
своему жилищу, к своей школе.