Автор: Донская Алина Сергеевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МБОУ "Депутатская СОШ с УИОП Населённый пункт: Усть-Янский район п. Депутатский Республика Саха Якутия Наименование материала: Методическая разработка Тема: Внеурочная деятельность "Зелёная планета" Раздел: дополнительное образование
Возраст детей: 11-16 лет
(5-9 класс)
Срок реализации: 3 года
Руководитель кружка
учитель биологии
Донская Алина Сергеевна
п. Депутатский
2016г
1
Содержание
1. Пояснительная записка стр. 3-5
2. Подготовительный этап стр. 6
3. Формы экологического просвещения стр. 7
4. Ожидаемые результаты стр.11
5. Мини – проекты стр. 12
6. Учебно - тематический план кружка «Зеленая планета» стр. 13
7. Литература стр. 20
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом
Земли, пьём воду и едим хлеб. Это налагает особую ответственность за её сохранность на
каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой
вклад в борьбу за сохранение Природы, а следовательно, и жизни на Земле.
Своим небезучастным, бережным отношением к нашему зелёному другу- лесам
каждый из нас, даже сохранив один зелёный кустик, деревце, цветок, внесёте свой вклад,
маленький, но столь важный и нужный, в сохранение природы.
Сегодня основным направлением должно стать усиление экологического воспитания.
Школа
совместно
с
лесным
хозяйством,
сельской
администрацией
планирует
работу
данного
направления:
разрабатывает
и
реализует
мероприятия
по
информированию
населения о деятельности в сфере охраны и защиты природы.
В настоящее время
дополнительное
образование
выступает
как
самостоятельный
и
самоценный
вид
образования. Он призван обеспечить индивидуальный образовательный путь ребенка,
наполнить
его
потребности
в
научно-познавательной,
духовно-нравственной,
этнокультурной,
физкультурно-оздоровительной,
организаторской,
профессиональной
деятельности. Сегодня в школе организована работа кружка «Зелёная планета», так как
сегодня на первый план выходят проблемы повышения экологического потенциала лесов,
их
охраны,
защиты,
воспроизводства.
Экологическое
просвещение
в
нашей
школе
осуществляется в рамках программы «Живи, Земля, живи!»
Программа дополнительного образования кружка «Зеленая планета» рассчитана на
3
года.
В
реализации
данной
программы
участвуют
учащиеся
среднего
и
старшего
школьного возраста (11-16 лет).
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы:
- практическая направленность;
-
развитие познавательных способностей;
-
развитие самостоятельности у школьников;
-
создание условий для получения подростками практического опыта, необходимого для
жизни в современном обществе;
-
оздоровление подростков и закрепление жизненно важных навыков.
На
территории
школы
расположены
здание
школы,
футбольное
поле,
цветники.
Пришкольный
участок
представляет
собой
единую
композицию,
где
посажены
кустарники,
однолетние
и
многолетние
растения.
Созданные
руками
детей
клумбы,
бордюры,
цветочные
партеры
приносят
эстетическое
наслаждение
и
радость
обучающимся,
их
родителям
и
всем
жителям
микрорайона.
Поэтому
требуется
постоянный уход за зелеными насаждениями, что, в свою очередь, является одной из форм
воспитания чувства ответственности, любви к природе, родной школе и своему городу. У
ребят необходимо воспитывать любовь к красоте, учить их творить красоту.
С этой целью в школе создан кружок эколого – биологического направления «Зеленая
планета»,
на
занятиях
которого
школьники
знакомятся
с
элементами
декоративного
оформления пришкольного участка, многообразием цветочных культур, с требованиями по
выращиванию различных однолетних и многолетних культур, с технологией сбора семян.
Обучающиеся школы участвуют в различных конкурсах эколого- биологического
направления районного и республиканского уровня , где занимают призовые места.
3
Традиционными стали районные экологические конкурсы, выставки рисунков, выпуски
листовок и плакатов, акции, экскурсии, субботники. Ведь отношение человека к природе
давно
стало
вопросом
нравственности.
Каждый
из
нас
несёт
ответственность
за
её
сохранение перед потомками.
Направленность дополнительной образовательной программы
Программа
направлена
на
развитие
экологической
культуры
школьников,
воспитания
нравственно-этических
норм
поведения
и
формирования
экологического
мышления в соответствии с принципами здорового образа жизни природы и человека.
Важное значение имеет приобретение различных знаний и практических умений, только
сочетание теории с практикой дает возможность обучающимся стать истинными друзьями
природы.
Новизна
Выработка
практических
подходов,
позволяющих
судить
о
формировании
экологического сознания, ориентированного на биоцентрический подход к окружающему
миру
и
месту
человека
в
нем,
применение
ландшафтного
дизайна
на
пришкольном
участке.
Актуальность
Понимание современных проблем экологии, осознание их значимости, как для
всего человечества, так и для каждого человека в отдельности, стремление принимать
личное участие в декоративном оформлении пришкольного участка, стремление творить
красоту.
Педагогическая целесообразность
Для лучшей реализации задач экологического образования необходимо применение
методов, форм и методических приемов обучения, которые будут стимулировать
обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, способствовать
развитию творческого мышления, вовлекать обучающихся в практическую деятельность.
Сегодня основным направлением должно стать усиление экологического
воспитания.
Школа
совместно
с
лесным
хозяйством,
поселковой
администрацией
планирует
работу
данного
направления:
разрабатывает
и
реализует
мероприятия
по
информированию населения о деятельности в сфере охраны и защиты природы.
В связи с данной проблемой нами поставлены цели :
1.Прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать её, понимать
закономерности происходящие в ней.
2.Понять, как влияет наша цивилизация на окружающую нас природу.
3.Изучить основные экологические проблемы Усть-Янского района.
4
4.Определиться, как каждый из нас сможет внести достаточный вклад в дело
защиты и охраны окружающей природной среды.
5.Воспитать активных защитников природной среды.
Задачи:
1.Расширение знаний школьников о природе; воспитание гуманного, бережного
отношения ко всему живому; умения оказывать помощь природе.
2.Помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной
земли; формирование экологической культуры.
3.Организовать работу по изучению экологической ситуации Усть-Янского района.
4.Вести разъяснительную работу среди населения по природоохранной
деятельности.
5.Привличение жителей п.Депутатский к проведению экологических мероприятий.
В настоящее время вопросы охраны окружающей среды приобрели особое
значение. Актуальной стала задача развития экологического мышления, начиная со
школьной скамьи.
Воспитание экологического сознания - непростая задача.
Программа проекта «Экологическое просвещение и распространение
природоохранных идей» предназначена для учащихся 6 - 9 классов общеобразовательных
школ. Она включает материал по экологической оценке состояния окружающей среды.
Предлагаемый проект позволяет учащимся на основе комплексного подхода
получить целостное представление об экологии своего края, способствует воспитанию
гражданской позиции по отношению к природе.
Воспитание экологической культуры школьников на основе формирования системы
экологических знаний, экологических умений по ведению наблюдений, оценке
экологической ситуации своей местности, соблюдению правил поведения в природе,
организации и проведения экологических мероприятий по охране природы, развитие
экологического мышления учащихся - главная задача проекта.
В нашей школе работа по экологическому просвещению и распространению
природоохранных идей ведется по нескольким направлениям, для каждого направления
экологического образования формулируется определенная цель и разрабатываются
мероприятия для ее достижения. В них определено несколько направлений работы,
позволяющих повысить у школьников уровень экологической грамотности и привить
навыки работы с приборами, литературой, анализировать наблюдаемые процессы и
явления, участвовать в публичных выступлениях, общаться с официальными лицами,
сотрудничать с сельской администрацией, лесхозом, оказывать им посильную помощь.
Подготовительный этап проектной работы.
5
1.Организация школьников, педагогов и администрации села.
Обсуждается тема проекта. Участники встречи приходят к выводу, что данный
проект поможет решить ряд проблем улучшить экологическую ситуацию родного села.
2.Распределение участников по подгруппам и подготовка заданий для них:
2.1.ознакомление и сбор информации экологического состояния Усть-Янского
района.
2.2.подбор и исследование материалов периодической печати по вопросам
экологического состояния села, района.
2.3.установление контактов участников проекта с Экологической инспекцией
Жирновского района для получения квалификационной консультации и технической
помощи.
3.Исследование окрестности п. Депутатский, определение объёма работ по проекту,
планирование этапов его осуществления.
4.Проведение опроса жителей села с целью улучшения экологического состояния
территории и решения проблем благоустройства, что значительно повысит
воспитательные возможности проекта.
5.Принятие решения о составлении плана работы по проекту. Для уточнения
содержания плана работы входим на контакты с другими учреждениями, уже имеющими
подобный опыт
а) Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Усть-Янского района,
б) Экологическая инспекция Усть-Янского района,
в) Редакция газеты «Заря Яны»,
г) Районный отдел сбора и обработки статистической информации.
6.Привлечение средств для реализации проекта.
Найти союзников в данном деле, которые в последствии станут спонсорами
проекта. Это, прежде всего, родители учащихся, администрация села и района, фермеры.
Формы экологического просвещения.
6
Ознакомительные. Исследовательские. Творческие.
Лекционно-семинарские, аналитические игровые.
Экскурсионные. Лабораторные Оформительские.
.
Статистические
Графические.
Агитационно-информационные.
1.
Ознакомительные формы:
Данную группу составляют учащиеся 6-7 классов. В ходе работы ученики
получают
основной
объем
информации
и
приобретают
навыки
работы
с
дополнительной
литературой,
необходимые
для
последующей
деятельности,
обогащают свои знания об экологической обстановки своего района.
Во внешкольном экологическом образовании используются в основном лекционно-
семинарские формы обучения, но этот метод дает очень сжатый объем материала,
необходимый для полного ознакомления с поставленной проблемой и достижения
желаемого
результата
при
выполнении
последующей
исследовательской
работы.
Лекционно-семинарские занятия включают изучение следующих вопросов: рельеф
нашего района, смена растительных
комплексов под воздействием человеческого
фактора, функционирование водных экосистем, питьевое водоснабжение, загрязнение
воздуха,
вещества
-
загрязнители,
понятие
о
токсичности,
влияние
загрязнения
атмосферного воздуха на здоровье человека.
Возможно
знакомство
учащихся
с
экологическими
проблемами,
имеющими
региональный и глобальный масштаб проявления. Полезно знать «вклад» родного
7
поселка
в
этот
процесс.
На
лекционно
-
познавательных
занятиях
целесообразно
использовать наглядные материалы, фотографии, рисунки и творческие работы самих
учащихся, интервью жителей поселка и их предложения об улучшении экологической
обстановки в родном селе.
Наиболее интересная форма работы для ребят - экскурсии. Экскурсии не только
вызывают живой интерес у ребят, но и очень полезная форма работы
в плане
наглядности и познавательности. При проведении экологических экскурсий важно не
только посетить природные и техногенные объекты, но и провести ознакомительные
занятия непосредственно у объекта изучения, как например сельскохозяйственные
объекты.
При проведении занятий на объекте полезно знакомить и сравнивать с базой оценки
качества окружающей среды, демонстрировать способы проведения экологических
операций. Целесообразно проводить работу по ознакомлению с видами и формами
хозяйственной деятельности человека, методами их изучения и анализа.
2.Исследовательская форма работы:
Данную группу составляют учащиеся 8-9 классов.
В исследовательских и творческих формах работы основная роль отводится самим
учащимся, преподаватель контролирует, направляет и помогает.
Исследовательские
формы
можно
разделить
на
две
группы:
на
полевые
и
аналитические.
Центральное
место
отводится
полевым
исследованиям.
Основной
целью
работы
является
получение
самостоятельных
навыков
исследования
экологических
проблем
своего
места
проживания,
более
внимательное
изучение
природных компонентов, и изменений показателей состояния окружающей среды в
результате хозяйственной деятельности человека.
Большое внимание на данном этапе следует уделять вопросам техники безопасности:
правилам поведения в лесу, у водоема, на объектах, а также о правилах пользования
лабораторным оборудованием при отборе и анализе проб.
Стационарные формы работы позволяют провести исследования временной динамики
процесса и явления, изучить более подробно основные характеристики экологических
проблем нашего села, района, дать сравнительную характеристику. Обработка проб в
основном проводится теоретически.
8
Предлагаемые практические работы:
№
п\п
Темы экскурсий и практических работ.
1.
Ознакомление с исследуемым экологическим участком.
Постановка задачи исследования.
2.
Оценка чистоты воздуха на исследуемых участках.
3.
Оценка загрязнения воздуха на проезжей дороге.
4.
Физико-химические методы исследования вод озер и
реки.
5.
Экскурсия на очистные сооружения.
6.
Описание почвенного разреза по генетическим
горизонтам на исследуемых участках.
7.
Экскурсия по ознакомлению с видовым разнообразием
местной фауны.
8.
Сбор материалов о своей местности для работы и
кабинета биологии.
9.
Экскурсии по маршруту экологической тропы.
3. Творческие формы работы:
Группа состоит из учащихся 6-9 классов (сборная).
Творческие формы работы подразделяются на игровые и оформительские. Эта группа
как
бы
подводит
итог
всей
предшествующей
работы:
оформление
результатов
исследований, сбор гербария, коллекций редких растений и растений занесенных в
красную книгу, расклеивание листовок с призывом «Берегите родное село», «Я хочу
жить
в
экологически
чистом
поселке..»,
проводит
агитационную
работу
среди
населения своего села, конкурсы рисунков: «Моя малая родина в опасности», выпуск
стенгазет, оформление уголка.
В
качестве
игровых
мероприятий
проводятся
мини
спектакли,
классные
часы,
творческие посиделки, задания типа « если бы я был хозяином природы….».
9
Учащиеся высказывают свои мнения по преобразованию, изменению или сохранению
своего
природного
уголка,
разрабатывают
план,
формулируют
предложения
о
проведении мероприятий по охране природы.
4. Агитационно-информационная форма работы:
Данная группа состоит из учащихся 8 - 9 классов.
Цель работы данной группы - привлечение внимания общественности к экологическим
проблемам.
Эта форма работы является завершающей всех предыдущих этапов. На этом этапе
проводится подготовка выступлений
на конференциях, классных часах, творческих
вечерах, на школьных заседаниях с приглашением представителей общественности,
администрации.
Важная
функция
таких
встреч
заключается
в
возможности
обмена
собранной
информации среди учащихся школы, привлечение их к совместной деятельности.
Такая
форма
дает
возможность
развития
и
выражения
собственного
мнения,
приобретения навыков ведения дискуссии, привлечение внимания общественности.
Предлагаемая модель экологического типа сознания обучаемых:
№
Название этапа.
Ожидаемые результаты.
№1.
Информационно-
познавательная.
Овладение экологическими знаниями, выяснение проблем
своего района, села. Оценка экологической ситуации
территории.
№2.
Лабораторная форма
работы.
Овладение и разработка эколого-значимыми умениями:
отбор проб воды, воздуха, почв и их анализ.
№3.
Статистический.
Оценка экологической ситуации своей местности.
№4.
Отчетный
Разработка предложений по улучшению эклогической
ситуации своей местности и посильное участие в ее
улучшении.
10
Ожидаемые результаты.
Требования к знаниям и умениям участников экологической группы:
Должны знать:
1.
экологическое состояние окружающей среды своей местности, района,
области
2.
источники
загрязнения
природных
сред
и
объектов,
методы
их
картирования.
3.
влияние человека на состояние природы нашей местности.
4.
проблемы
и
пути
улучшения
качества
окружающей
среды
своего
района.
5.
меры по рациональному использованию и охране природных ресурсов.
6.
охраняемые редкие и исчезающие виды растений и животных родного
края.
Должны уметь:
1.
определять тип ландшафта.
2.
выделять
и
анализировать
ключевые
участки
при
экологических
исследованиях.
3.
выявлять формы воздействия хозяйственной деятельности человека на
окружающую среду.
4.
оценивать экологическое состояние природных сред и объектов своей
местности.
5.
владеть методами исследования природной среды своего района, села.
6.
участвовать в пропаганде экологических знаний и мерах помощи по
улучшению окружающей среды своей местности.
7.
строго соблюдать правила поведения в природе.
Разработка мини-проектов по темам:
11
1. «Экология родного края».
2. «Двор в котором я живу: - благоустройства дворов и подъездов силами местных
жителей, представителей жилищно-коммунального хозяйства, школьников».
3. «Услышим зов природы» - очистка окрестности п. Депутатский, места скопления
отходов.
4. «Информационный» -разработка и распечатка листовок с результатами исследования
экологической обстановки Усть-Янского района, сотрудничество с районной газетой «Заря
Яны».
Виды деятельности обучающихся
Работа с научно-популярной литературой;
Выращивание и уход за растениями;
Наблюдение и постановка опытов;
Охрана зеленых насаждений, птиц;
Участие в районных и республиканских конкурсах, экологических акциях;
Создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий.
Формы итогового отчета
Сообщения о результатах своих наблюдений;
Выставка рисунков;
Викторины;
Конкурсы;
Оформление наглядных пособий;
Защиты проекта, исследовательской работы.
Проведение массовых мероприятий.
Учебно - тематический план кружка «Зеленая планета»
12
1 год обучения
№№
п/п
Тема занятия
Количество
часов
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
1
1
2.
Экскурсии на пришкольный участок
4
4
3.
Практические работы на пришкольном
участке
7
7
4.
Практические работы в зимнем саду
7
7
5.
Изучение биологических особенностей,
агротехники декоративных растений
17
12
5
6.
Биология комнатных растений
3
3
7.
Биология лекарственных растений
3
2
1
8.
Времена года в природе
3
3
9.
Экологические и познавательные акции
20
12
10
10.
Итоговое занятие
3
1
2
Итого: 70 34 36
Содержание программы первого года обучения
Вводное занятие
Знакомство с ребятами; с правилами техники безопасности при занятиях в
кружке,
выполнении
практических
заданий;
с
задачами,
стоящими
перед
обучающимися,
посещающими кружок.
Экскурсии на пришкольный участок
Экологическое и эстетическое значение пришкольного участка в разное время года, его
видовое разнообразие.
Практические работы на пришкольном участке и в зимнем саду
Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений в учебных целях.
Составление коллекции семян однолетних цветочно-декоративных растений. Засушивание
отдельных
цветков
растений
для
составления
композиций,
панно.
Ознакомление
с
внешним видом и названиями наиболее простых по выращиванию и уходу комнатных
растений, имеющихся в зимнем саду. Наблюдение за подснежным развитием травянистых
растений,
распознавание
следов
животных
на
снегу,
зарисовка
их.
Наблюдения
за
птицами.
Определение
толщины
снегового
покрова
на
открытых
пространствах
и
в
местах, защищенных деревьями и кустарниками. Подготовка семян к посеву. Наблюдение
за появлением всходов цветковых
растений, их подкормка, рыхление почвы, полив
13
цветковых
растений
проведение
опытов.
Закладка
опытов
по
выявлению
влияния
удобрений на рост и развитие цветочных культур. Пересадка комнатных растений.
Изучение биологических особенностей, агротехники декоративных растений
Эколого-социальный
проект
«Мой
цветок».
Цветы
-
радость
жизни.
Биологические
особенности однолетних, двулетних и многолетних цветочно - декоративных растений.
Легенды
о
цветах.
Викторина
«Цветоводство».
Биологическая
игра
«Бой
цветов».
Составление альбома пословиц, поговорок, загадок, стихов, сказок о цветах.
Эколого – социальный проект «Мое дерево». Составление паспортов деревьев, растущих
на
пришкольном
участке.
Биологические
особенности
древесных
и
плодово-ягодных
растений. Легенды о деревьях и кустарниках. Эколого - познавательная игра «Лесные
великаны» Составление альбома пословиц, поговорок, загадок, стихов, сказок о деревьях
и кустарниках.
Биология комнатных растений
Знакомство с комнатными растениями в зимнем саду и у обучающихся дома. Путешествия с
культурными растениями. Составление этикеток для комнатных растений.
Биология лекарственных растений
Знакомство с лекарственными растениями Устьянья. Составление альбома лекарственных
растений.
Времена года в природе
Изменения в природе в различное время года.
Экологические и познавательные акции
Операция «Ель». Конкурс листовок, плакатов, стихов, сказок в защиту ели. Районный
конкурс
«Покормите
птиц».
Операция
«Первоцветы».
Акция
«Озелени
свой
класс».
Операция «Мой двор – моя забота». Районный фестиваль птиц. Областные конкурсы
«Чистая планета», «Зеленая планета», «Царевна – лягушка» и др.
Итоговое занятие
Выставка альбомов. Фотовыставка растений. Итоги работы.
14
Учебно - тематический план кружка «Зеленая планета»
Второй год обучения
№№
п/п
Тема занятия
Количество
часов
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
1
1
2.
Экскурсии
5
5
3.
Практические работы на
пришкольном участке и в зимнем
саду.
5
5
4.
Мир растений
4
4
5.
Растения и человек.
5
5
6.
Охрана растений.
4
2
2
7.
Основы ландшафтного дизайна.
6
6
8.
Экологические и познавательные
акции, участие в конкурсах
5
5
Итого
35
18
17
Содержание программы второго года обучения
Вводное занятие
Знакомство с ребятами; с правилами техники безопасности при занятиях в кружке,
выполнении практических заданий; с задачами, стоящими перед обучащиюмися,
посещающими кружок.
Экскурсии
Экологическое и эстетическое значение пришкольного участка в разное время года, его
видовое
разнообразие.
Разнообразие
жизненных
форм
растений.
Растительные
сообщества тундры. Растения, используемые для озеленения нашего поселка. Выставка
народных промыслов.
Практические работы на пришкольном участке и в зимнем саду
Природа и фантазия. Изучение фитонцидных свойств различных растений. Искусство
составления букетов. Конкурс «Лесное меню». Изучение ядовитых растений. Оформление
альбомов «Редкие и охраняемые растения нашего района». Составление этикеток для
комнатных растений. Акция «Озелени свой класс».
15
Мир растений
Значение растений в природе и жизни человека. Жизненные формы растений, их
характеристика
и
многообразие.
Растительные
сообщества.
Состав,
строение
растительных сообществ. Естественные и искусственные сообщества. Лес – один из
основных типов растительного покрова Земли. Многообразие лесных растений. Сезонные
изменения растений.
Растения и человек
Земля – наш дом родной. Живая природа в городе. Человек в городской среде.
Городские
экосистемы.
Мы
и
транспорт.
Шумовое
загрязнение.
Лес
и
человек.
Оздоровительное и санитарно – гигиеническое значение леса. Изучение правил поведения
людей в природе.
Эстетика мира растений. Роль растений в религиях. Цветы в легендах и преданиях.
Растения
в
мифологии.
Растения
и
народное
искусство.
Промыслы
Нижегородской
области,
связанные
с
использованием
растений.
Лес
в
поэзии,
музыке,
живописи,
литературе.
Растения
и
здоровье
человека.
Растения
в
сельском
хозяйстве
и
промышленности.
Охрана растений
Влияние
человека
на
мир
растений.
Промышленность
и
растения.
Сезонные
природоохранные
мероприятия:
«Первоцветы»,
«Березовый
сок»,
«Ель».
Редкие
и
охраняемые растения нашей области.
Основы ландшафтного дизайна
Садово – парковое искусство стран Востока.
Садово – парковое искусство Западно –
Европейских
стран.
Старинные
парки
России.
Садово
–
парковое
искусство
России.
Основные
принципы
ландшафтного
дизайна:
композиция,
перспектива,
колористика
ландшафта.
Классификация
и
принципы
пространственной
композиции
садово
–
паркового ландшафта. Использование элементов композиции на пришкольном участке.
Экологические и познавательные акции
Операция «Ель». Конкурс листовок, плакатов, стихов, сказок в защиту ели. Операция
«Первоцветы». Акция «Озелени свой класс». Операция «Мой двор – моя забота». Участие в
районных конкурсах «Покормите птиц», «Весенние палы», областных конкурсах «Зеленая
планета», «Чистая планета», Царевна – лягушка» и др.
Учебно - тематический план кружка «Зеленая планета»
16
Третий год обучения
№№
п/п
Тема занятия
Количество
часов
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
1
1
2.
Экскурсии
7
7
3.
Практические работы на
пришкольном участке и в зимнем
саду.
6
6
4.
Стили ландшафтного дизайна
4
4
5.
Классификация зеленых
насаждений
3
3
6.
Виды зеленых насаждений
6
6
7.
Элементы ландшафтного дизайна
2
2
8.
Экологические и познавательные
акции, участие в конкурсах
6
6
9.
Итого
35
18
17
Содержание программы третьего года обучения
Вводное занятие
Повторение
правил техники безопасности при занятиях в кружке, выполнении
практических
заданий;
с
задачами,
стоящими
перед
обучающимися,
посещающими
кружок.
Экскурсии
Экологическое и эстетическое значение пришкольного участка в разное время года, его
видовое разнообразие. Экскурсия на окрестности п. Депутатский.
Практические работы на пришкольном участке и в зимнем саду
Составление этикеток для комнатных растений. Акция «Озелени свой класс».
Строительство альпинария. Приготовление посадочной смеси для альпинария. Посадка
растений. Уход за альпинарием.
Стили ландшафтного дизайна
17
Регулярный стиль. Пейзажный стиль. Партерные сады и сады – лабиринты. Сельский сад.
Сад – уголок живой природы. Тундровый ландшафт. Тематические сады. Японский стиль.
Классификация зеленых насаждений
Парк. Лесопарки. Луго - и гидро – парки. Скверы. Бульвары. Ботанические сады.
Виды зеленых насаждений
Рощи. Аллеи. Групповые посадки. Боскеты. Живые изгороди и бордюры.
Вертикальное
озеленение.
Солитеры.
Декоративные
газоны.
Ландшафтные
цветники.
Группы. Рабатки. Миксбордеры и бордеры. Клумбы и одиночные посадки.
Элементы ландшафтного дизайна
Ограды, калитки, ворота. Террасы. Дорожки. Малые архитектурные формы.
Экологические и познавательные акции
Операция «Ель». Конкурс листовок, плакатов, стихов, сказок в защиту ели. Операция
«Первоцветы». Акция «Озелени свой класс». Операция «Мой двор – моя забота». Участие в
районных конкурсах «Покормите птиц», «Весенние палы», областных конкурсах «Зеленая
планета», «Чистая планета», «Царевна – лягушка» и др.
Ожидаемые результаты
Реализация программы может способствовать развитию и накоплению конкретных
знаний
о
разнообразии
растительного
мира;
об
условиях
обитания
отдельных
видов
растений. Кроме того, поможет формировать такие качества, как дружба, коллективизм,
личная ответственность за общее дело. Юные исследователи приобретут первые навыки в
опытнической-исследовательской
работе.
Программа
раскроет
перед
учащимися
деятельность
нашего
народа
по
разумному
использованию,
охране
и
приумножению
природных богатств.
-
Создание
среды
развития,
в
которой
подросток
является
активным
субъектом
деятельности со сформированными экологическими и поведенческими навыками.
-
Наличие у подростков стабильных умений и навыков жизнеобеспечения и сбережения
окружающей среды, знаний по краеведению.
- Декоративно- эстетическое оформление пришкольного участка.
- Создание альпийской горки и дендрария.
1 год обучения:
развитие эстетического вкуса;
активно участвовать в коллективной познавательной деятельности;
Знать:
18
биологические особенности цветковых, древесных и
кустарниковых растений;
правила ухода за растениями.
Уметь:
применять теоретические знания на практике;
2 год обучения:
Знать:
основы ландшафтного дизайна.
Уметь:
самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений;
3 год обучения:
Знать:
основные принципы ландшафтного дизайна;
различные стили ландшафтного дизайна.
Уметь:
использовать основные принципы ландшафтного дизайна;
использовать различные стили ландшафтного дизайна.
Материально- техническое обеспечение
1.
Инструкция по технике безопасности;
2.
Аптечка;
3.
Перчатки;
4.
Инвентарь: секаторы, лопаты, грабли, рыхлители, лейки, носилки, шланги
поливочные;
5.
Кабинет биологии
6.
Семена однолетних и многолетних цветов;
7.
Гербарии;
8.
Компьютер, проектор, экран.
Методическое обеспечение
Проведение занятий в эколого-биологическом кружке «Зелёная планета» направлено на
развитие художественно-эстетического вкуса обучающихся в оформлении композиций на
пришкольном
участке.
Обучающиеся
работают
индивидуально,
а
также
группами,
участвуют в викторинах, экологических акциях, интеллектуально-познавательных играх,
конкурсах областного и районного характера.
19
Список литературы:
1.Научно-популярный журнал «Здоровье и экология», №6,2008,№4,2008.
2.Энциклопедия «Я познаю мир», издательство АСТ «Астрель», 2001.
3.Энциклопедия для детей, Т.2., Биология, глав. ред. М.Д.Аксёнова-М: «Аванта+»,2001.
4.Энциклопедия «Планета Земля»,М., «Росмэн»,2000.
5.Большая книга для любознательных, М.,ООО «Росмэн-Издат»,2001.
6.Учебное
пособие
«География
Волгоградской
области»,
В.А.
Брылев,
Нижне-
Волжское книжное издательство,1989.
7. «Проектная деятельность учащихся», Н.А.Лымарева, Волгоград, «Учитель», 2007.
8. «Мир растений», Л.И.Имшенецкая, М., «Просвещение», 1964
9.Научно-популярный журнал «Здоровье и экология», №6,2008,№4,2008.
20