"Формирование профессионального самоопределения обучающихся в процессе обучения биологии"
Автор: Фаваризова Алия Габдулхаковна Должность: учитель биологии Учебное заведение: ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" ж-д.ст.Шентала Населённый пункт: железно-дорожная станция Шентала, Самарская область Наименование материала: статья Тема: "Формирование профессионального самоопределения обучающихся в процессе обучения биологии" Раздел: полное образование
Формирование профессионального самоопределения обучающихся
в
процессе обучения биологии
Фамилия Имя Отчество: Фаваризова Алия Габдулхаковна
Должность: учитель биологии
Полное
наименование
образовательного
учреждения:
государственное
бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени
Героя Советского Союза М.Р. Попова
ж.-д.ст. Шентала
муниципального
района Шенталинский Самарской области
Почтовый адрес: 446910 Самарская область железно-дорожная станция
Шентала, ул.Кирпичная, д.35
Телефон: 89276596363
E-mail: afavarizova@mail.
ru
Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация
образования
не
только
на
усвоение
обучающимися
определенной
суммы
знаний,
умений
и
навыков,
но
и
на
развитие
личности
школьника,
его
профессиональной мотивации, на формирование у него познавательных и
созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в
обществе и активной адаптации на рынке труда. Внедрение в школьную
систему
предпрофильного обучения девятиклассников
направлено на
развитие у старшеклассников умения делать сознательный выбор профиля
обучения. Однако выбор профиля обучения – это многосложный акт, который
предполагает выбор не единственной на всю жизнь профессии, а постоянное
проектирование и реальное построение учеником своего профессионального
пути. Такое построение возможно лишь на анализе побуждений и интересов
школьника,
на
его
личной
профессиональной
мотивации,
на
широкой
информированности
ученика
об
обстановке
на
профессиональном
рынке
труда.
Результаты проведенного анкетирования учащихся 9-х классов ГБОУ СОШ
№1
«ОЦ»
ж-д.ст.Шентала
показали:
у
52%
учеников
низкий
уровень
сформированности
устойчивых
интересов
к
определенной
сфере
деятельности, а у 19% учеников вообще отсутствует мотивация к любой
сфере
деятельности.
Только
28%
опрошенных
имели
высокий
уровень
сформированности
устойчивых
интересов
к
одной
сфере
деятельности.
Низкий уровень устойчивых интересов к профессиональной деятельности
связан с отсутствием у учащихся умения делать обоснованный выбор,что
приводит к возникновению проблем в сфере построения профессиональной
карьеры
у
выпускников
школы. Однако,
решая
проблему
своего
образовательного пути, большинство девятиклассников не ориентируются на
взаимосвязь профиля обучения и будущей профессии, на информацию о
востребованности профессий на региональном и местном рынке труда, на
р о л ь
к у р с о в
п о
в ы б о р у
в
о с о з н а н и и
п р о ф е с с и и .
Поэтому целостное представление о своём профессиональном будущем у
учащихся
не
сформировано:
второстепенные
мотивы,
которыми
руководствуется
большая
часть
девятиклассников
при
выборе
профессионального
пути,
говорят
о
социальной
незрелости
школьников.
Интерес к сфере деятельности “человек - природа”, предметом труда которой
являются объекты живой природы, у выпускников школы был выражен в
наименьшей степени – 8%. Одна из причин это - недостаточный уровень
сформированности
биологической
профессиональной
мотивации
школьников.
Полученные данные свидетельствуют о неэффективной работе по
формированию
профессиональной
мотивации
школьников
в
процессе
обучения
биологии,
что
становится
препятствием
профессиональному
самоопределению
старшеклассников.
В
результате
анализа
сложившейся
ситуации, педагогического опыта выявлены следующие недостатки в работе
по
формированию
профессионального
самоопределения
школьников:
- существующая система образования недостаточно направлена на выработку
у
школьников
умений
самостоятельного
и
ответственного
управления
п р о ц е с с о м
с а м о о п р е д е л е н и я
в
с о в р е м е н н ы х
у с л о в и я х ;
- мало уделяется внимания связи основ наук и образования
с жизнью и
практикой,
содержанием
и
характером
трудовой
деятельности
человека;
-репродуктивные формы обучения не способны обеспечить формирование
профессиональной
мотивации
школьников,
их
профессиональных
способностей.
Отмеченные недостатки обусловлены рядом противоречий, важнейшими из
к о т о р ы х
я в л я ю т с я
п р о т и в о р е ч и я
м е ж д у :
-необходимостью усвоения выпускниками определенного объема знаний и
умений
и
профессиональным
развитием
учащихся
и
недостаточным
д и д а к т и ч е с к и м
о б е с п е ч е н и е м ,
п о з в о л я ю щ и м
ф о р м и р о в а т ь
профессионального самоопределения школьников.
Профессиональная проблема : в программе курса биологии 9 класса (автор
Н.И.Сонин) не уделено достаточного внимания дидактическому материалу,
способствующему профессиональному самоопределению обучающихся.
Данные противоречия послужили основой для темы педагогического
проекта,
гипотезой
которого
является
следующее
предположение:
формирование
профессиональной
мотивации
школьников
и
увеличение
индивидуальных
показателей
сформированности
профессионального
самоопределения
старшеклассников,
возможно
под
вл и я н и е м
профориентационо - педагогических технологий в преподавании биологии.
Ц
е
л
ь
: р а с ш и р е н и е
с о д е р ж а н и я
о б у ч е н и я
курса биологии 9 класса включением профориентационо - педагогических
технологий,
с п о с о б с т ву ю щ и х
р а з в и т и ю
п р о ф е с с и о н а л ь н о г о
самоопределения обучающихся.
Задачи:
1. Проанализировать
программное
содержание
биологии
в
9
классе
и
определить
темы,
в
изучении
которых
целесообразно
использовать
профориентационный материал.
2. Определить формы работы на уроках, помогающие учащимся выявлять
свои
профессиональные
интересы,
склонности
в
процессе
обучения
биологии.
3.
Совершенствовать
собственную
методику
преподавания
предмета
биологии
через
углубление
знаний
по
профориентации,
педагогике
и
психологии личности, методах её изучения
4.Отследить динамику профессиональной готовности учеников 9 класса к
выбору
профессии
в
процессе
формирования
профессионального
самоопределения на уроках биологии.
Методологической основой являются положения педагогической теории о
формировании
профессиональной
мотивации
школьников
на
разных
ступенях обучения, основанные на диагностическом исследовании личности,
тщательном учете интересов и способностей, необходимых для правильного
выбора
профессии.
Методологическую
основу
составили:
системно
–
деятельностный подход (А.Н. Аверьянов, В.Г.Афанасьев, В.Н. Садовский,
Э.Г.Юдин, С.Л. Рубинштейн); теория присвоения социально – нравственного
опыта
индивидом,
регулирующем
воздействия
норм
(С.Ф.
Анисимов,
Д.С.Лихачев);
концепции
профессионального
становления
личности
(А.Г.
Асмолов, Е.А. Климов, А.К. Маркова, С.Н. Чистякова). Анализ изученной
литературы показал, что теоретической основой для разработки проблемы
проведения
профориентационной
работы
в
общеобразовательной
школе
являются труды известных исследователей: Е.А. Климова, В.Д. Шадрикова,
Н.С.
Пряжникова,
А.П.
Чернявской
и
многих
других.
А.П.
Чернявская
выделяет
метод
индивидуальной
профориентации
как
основной
и
неотъемлемый
метод
профориентационной
работы
в
средних
и
старших
классах.
Р.Д. Каверина обращает внимание на изучение способностей школьников,
которые, по ее мнению, являются основой профориентационной работы.[9]
Дубровина
И.В.
отмечает
необходимость
начинать
профориентационную
работу еще в начальных классах и продолжать ее поэтапно на протяжении
всего времени обучения ребенка в школе.
Исследования С.В. Гриншпун
посвящены формированию личностно-делового потенциала у учащихся как
основы успешной и эффективной профориентации в школе. Е.А. Климов и
Н.С.
Пряжников
выделяют
классификацию
основных
методов
профориентационной
работы
в
школе,
причины
необходимости
ее
проведения.
Они
дают
также
анализ
основных
форм
и
методов
профориентационной
работы
в
школе
на
разных
возрастных
этапах.
Основная часть.
Виды уроков, развивающие профессиональное самоопределение
профессиями
Основные
закономернос
ти
наследственн
ости
Генетика
человека
Проблемы
генома
человека
и
причины
необходимости
работ
по
программе
«Геном
человека».
М е д и ц и н с к а я
г е н е т и к а :
наследственные
болезни
и
их
причины;
лечение
наследственных
болезней.
Можно
ли
предсказать
н а с л е д с т в е н н ы е
б о л е з н и ?
Наследуются
ли
способности?
Можно ли создать «сверхчеловека»?
Е в г е н и к а :
д е й с т в у е т
л и
естественный отбор в человеческом
обществе? Роль среды в развитии
личности.
Этические
проблемы
Генетик
микробиолог
медицинский работник
Профессиональное
просвещение
Профессиональные пробы
Портфолио
«Достижения ученика»
Формы работы по формированию профессионального
самоопределения школьников.
Игровая деятельность
генетики:
генная
инженерия;
коррекция пола; пересадка органов;
клонирование; уродства; генетика и
криминалистика.
У ч е н и е
о
клетке
Вирусы
Пути
исследования
на
примере
о т к р ы т и я
в и р у с о в
Вирусные заболевания
медицинский
работник
медицинский представи
тель микробиолог
Органические
вещества
Белки
«Белковая
пища
с
точки
зрения
химии». Н а
э т о м
з а н я т и и
школьники проводили исследования
-
анализ
пищевых
продуктов
на
наличие белка; апробировали себя в
качестве лаборантов.
медицинский представитель
лаборант
микробиолог,
Нуклеиновые
кислоты
Можно
ли
по
ДНК
определить
р о д с т в е н н ы е
о т н о ш е н и я
л ю д е й . Д Н К
– э к с п е р т и з а ,
генетический
паспорт,
ДНК
в
криминалистике
микробиолог
медицинский представитель
лаборант медицинский работник
Возникновени
е
и
развитие
ж и з н и
н а
Земле
Возникновени
е
и
развитие
ж и з н и
н а
Земле
П р о е к т
« Л е н т а
в р е м е н и » .
Техническая
обработка
учебного
проекта осуществлялась на уроках
информатики совместно с учителем
биологии.
Инженер по проектной
и
р а з р е ш и т е л ь н о й
документации
Основные
экологические
факторы и их
вл и я н и е
н а
живые
организмы
П р о ф е с с и о н а л ь н ы е
п р о б ы .
п о п р о б о в а т ь
с е б я
в
р о л и
лаборантов-экологов,
прове сти
лабораторный анализ, воды, воздуха
и л и
п о ч в ы .
Лаборант-эколог
техник-технолог по охр
ане окружающей среды
юрист-
эколог инженеры-
экологи
Экология
Растительные
сообщества
Для привлечения интереса к данной
профессии учащимся предлагались
задания
по
разработке
проекта
«Цвети мое село»
профессии
садовника
цветовода-декоратора
ландшафтного
архитектора
агронома
эколога
агроэкологов
фитодизайнера
Биотехнологи
я
Селекция
Проекты по темам: «Биотехнология
в растениеводстве», «Биотехнология
в
животноводстве»,
«Открытия
в
области
медицины»,
«Генная
инженерия»,
при
выполнении
которых происходит ознакомление с
п р о ф е с с и я м и
в
о б л а с т и
биотехнологии
биотехнолог
лаборант
Для
разработки
уроков
направленных
на
формирование
профессионального
самоопределения
были
определены
в
программном
материале
темы,
в
изложении
которых
целесообразно
включить
профориентационный
материал,
были
определены
формы
подачи
профориентационного материала, наиболее соответствующего содержанию
той или иной темы; способы включения в учебный процесс специальной
деятельности
обеспечивающей
ознакомление
учащихся
с
отдельными
функциями
профессионального
труда
и
условиями
профессиональной
деятельности.
Урок – это мастерская, где необходимо создать
условия для того, чтобы
каждый ученик смог сам создать те знания, которые явились бы знаниями
профессионального самоопределения. Все, что ребенок выполняет сегодня в
с о т р уд н и ч е с т в е ,
з а вт р а
буд е т
в ы п о л н я т ь
с а м о с т о я т е л ь н о .
Развивающее обучение, проблемный метод, эвристические беседы в большей
степени
способствуют
формированию
профессиональной
мотивации
школьника.
Фактором
успешности
работы
в
рамках
технологии
развивающего
обучения
считаю,
создание
на
уроке
условий,
которые
позволят «прожить» ученику социально значимую роль.
В
старших
классах
особо
важно
развивать
ведущие
мотивы,
осуществлять практическую пробу сил в интересующей области, проводить
работу
по
определению
соответствия
между
требованиями
профессий
и
возможностями
ученика
и
параллельно
с
этим
формировать
устойчивую
позицию
выбора,
так
как
именно
в
этот
период
заканчивается
процесс
профессионального самоопределения.
Приемы создания ситуаций мыслительной активности с помощью материала связанного с
жизнью.
Ситуации
мыслительной
активности
Приемы создания ситуаций
мыслительной
активности
на уроках
Примеры
1. Ситуации выбора.
Ответы на вопросы, задания
Например: дать оценку,
объяснить причины выбора
Увеличение
производства
продукции
животноводства
возможно:
а)за
счет
роста
поголовья
животных
б ) з а
с ч е т
п о в ы ш е н и я
продуктивности
2.
Поиск
причинно-
следственных связей.
С о з д а н и е
л о г и ч е с к и х
цепочек
с
использованием
конкретных примеров
Моделирование
химических
процессов
Объяснение
химического
эксперимента
Почему
в
России
невысокая
продолжительность жизни?
В
районе
высокий
%
людей
с т р а д а ю щ и х
ж е л ч е -
каменной
болезнью.
Что
является причиной?
3. Ситуации
противоречия
Объяснение информации о
загадочных явлениях из
жизни человека, результатов
проведения опытов. Развитие
мыслительной деятельности
на основе
противопоставления
нескольких мнений
Например: Воробьи
полезные птицы или
вредные?
4. Ситуации прогноза
Анализ суждений учащихся о
возможных следствиях для
жизни или производства того
или иного вещества или
действия
Например: Почему не
следует убирать (сжигать)
растительный опад в парках,
скверах?
Нпример: Почему детям до
пяти лет нельзя употреблять
грибы?
На уроках повторения, систематизации и обобщения изученного материала
знакомлю учащихся со специальностями биологического профиля, которых
на рынке труда сейчас очень много, с индивидуально–психологическими
качествами
и
способностями,
необходимыми
для
овладения
этими
профессиями.
Профориентация
при
обучении
биологии
направлена
на
осуществление учащимися первичного элементарного анализа профессии.
Она должна определять два основных момента: содержание профессии и
н е о б х о д и м ы е
д л я
н е е
с п о с о б н о с т и
и
у м е н и я .
Профессиональное
просвещение.
Один
из
самых
главных
с од е р ж ат е л ь н ы х
ком п о н е н то в
п р о ф о р и е н т а ц и о н н о й
р а б о т ы
— профессиональное просвещение. Оно подразумевает сообщение учащимся
сведений о различных профессиях в области биологии, их отличительных
особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах, условиях
профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых профессией к
психофизиологическим качествам личности, способах и путях приобретения
профессии. К данному направлению также относится работа по вооружению
школьников
элементарными
профессиональными
умениями
и
навыками.
Профессиональное просвещение проводится с применением рассказа или
беседы о профессиях, связанных с биологией; использованием практических
работ,
демонстрацией
профессиональных
операций.
Выполнение
школьниками
творческих
работ,
затрагивающих
прикладные
аспекты
биологических
наук,
способствовало
развитию
интереса
к
биологии
как
области практической деятельности и влияет на процесс профессионального
с
а
м
о
о
п
р
е
д
е
л
е
н
и
я
.
Консультации о профессиях проводятся в урочное и внеурочное время, как
правило,
в
форме
индивидуальных
или
групповых
бесед
учителя
с
учащимися, экскурсий и т.п. Этому посвящались внеклассные мероприятия.
К основным формам ознакомительной профориентационной работы, с
помощью
которых
осуществляется
профессиональное
просвещение
и
п р о ф е с с и о н а л ь н о е
в о с п и т а н и е
ш к о л ь н и к о в ,
о т н о с я т с я :
профинформационный
урок;
экскурсии;
встречи
со
специалистами;
ко н ф е р е н ц и и ;
ко н к у р с ы ,
о л и м п и а д ы ,
п р е д м е т н ы е
н е д е л и .
Профессиональные пробы
– это моделирование элементов конкретного
вида
профессиональной
деятельности,
которое
способствует
осознанной
самооценке и обоснованному принятию решений. Это примеривание своих
индивидуальных особенностей к конкретному труду в соответствии с его
требованиями.
Профессиональные
пробы
осуществлялись
в
следующих
формах:
серия
последовательных
имитационных
игр;
задания
исследовательского характера.
Игровая деятельность . «Игра – это вид деятельности в условиях заданной
ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в
котором
складывается
и
совершенствуется
самоуправление
поведением».
В старшем школьном возрасте особенностями игры являются нацеленность
на самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на
деятельность. Особенно актуальны в рамках профориентационной работы
ролевые, имитационно-моделирующие и деловые игры. Эти игры направлены
на
принятие
решений
в
сложном
социальном
контексте,
обеспечивают
комплексный анализ естественнонаучных и технических проблем. Данная
форма
работы
широко
используются
в
предпрофильной
подготовке
у
ч
а
щ
и
х
с
я
.
Имитационная игра позволяет максимально приблизить ученика к
профессиональной
жизни
и
ознакомить
его
с
разными
видами
профессиональной деятельности. В процессе игры школьник может занять
активную позицию, быть организатором, руководителем, генератором идей,
либо
работать
с
документами,
бланками,
либо
с
людьми.
Игра
дает
информацию,
показывающую,
насколько
ученик
подготовлен
к
нестандартным видам обучения, насколько он мобилен, гибок, адекватен в
том
или
ином
виде
деятельности. Наиболее
полно
задать
в
обучении
предметные
и
социальные
контексты
будущей
профессиональной
деятельности
и,
как
следствие,
смоделировать
условия,
адекватные
предполагаемой профессии позволяют деловые игры. Именно они формирует
у школьников опыт социального взаимодействия, ценностные ориентации.
Диапазон деловых игр значительно шире решения задач профессиональной
ориентации
и
выбора
профессии.
Через
деловую
игру
могут
решаться
проблемы и социальные, и политические, и экономические, и нравственные.
Портфолио «Достижений ученика» .
Самоопределению школьников в
выборе
дальнейшей
образовательной
перспективы
помогает
портфолио
–
папка
индивидуальных
учебных
достижений.
Как
правило,
портфолио
представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются различные
материалы.
Раздел «Моя
любимая
работа» объясняет,
почему
ученик
выбрал
именно
э т о т
в и д
д е я т е л ь н о с т и :
проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы);
исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы);
техническое творчество (модели, макеты, приборы, указывается конкретная
работа, дается ее краткое описание);
элективные курсы и факультативы (делается запись о названии курса, его
продолжительности, форме, в которой проходили занятия);
различные
практики
(социальная,
трудовая,
фиксируется
вид
практики,
место, в котором она проходила, ее продолжительность);
занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных
курсах (указывается название учреждения или организации, продолжитель-
ность занятий и их результаты);
участие в олимпиадах и конкурсах (указывается вид мероприятия, время его
проведения, достигнутый учеником результат);
участие
в
научных
конференциях,
учебных
семинарах
(указывается
тема
мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем
ученика).
Портфолио в педагогическом смысле – это способ фиксирования,
накопления
и
оценки
индивидуальных
достижений
школьника
в
определенный
период
его
обучения.
Оно
является
средством,
наиболее
приближенным к реальному оцениванию достижений ученика, и позволяет
ему самому определиться, в каких видах деятельности он может достичь
успехов.
Основное
назначение
портфолио
–
раскрыть
возможности
школьника, определить не только ведущие мотивы и интересы, но и запасные
варианты (на что я способен, что я могу?). Это особенно важно для осознания
себя
как
личности,
определения
собственной
перспективы
в
будущей
профессиональной деятельности. В
ходе работы использовались диагностические материалы
- Профориентационная анкета Е.Климов,
- Тест «Профессиональный тип личности».
Заключение.
Таким образом, в результате проведённой в течение учебного года
систематической работы, включающей комплекс мероприятий, направленных
на развитие профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов в
у р о ч н о й
и
в н е у р о ч н о й
д е я т е л ь н о с т и :
-на 36% увеличилось количество обучающихся, определившихся с выбором
с в о е г о
д а л ь н е й ш е г о
п у т и ;
- больше стало обучающихся, осознанно принявших решение продолжать
дальнейшее обучение в 10 химико-биологическом классе (11кл.-2 уч., 10кл.-6
уч.);
- больше стало обучающихся, которые
приняли участие в олимпиадах
разного
уровня
(2011-2012г.
-
школьный
уровень
–
18
уч-ся,
окружной
уровень
-7
уч-ся,
областной-1уч-ся,
Всероссийский
–
1
уч-ся),
дистанционные олимпиады («Снейл» - 6 уч-ся, Олимпиада «Ломоносов» – 1
уч-ся).
Вывод:
созданная
система
работы
по
формированию
профессионального
самоопределения
обучающихся
9-х
классов
в
урочной
и
внеурочной
деятельности по биологии показала свою эффективность.
Д а н н ы й
о п ы т
б у д е т
п о л е з е н
у ч и т е л я м
б и о л о г и и .
В
результате
внедрения
данной
методики
изменится
уровень
п р о ф е с с и о н а л ь н о го
с а м о о п р е д е л е н и я
о б у ч а ю щ и х с я.
Считаю
целесообразным
внедрение
данного
педагогического
опыта.
Использованные источники.
1
.
Латюшин В.В. Реализация принципа обучения с жизнью в методике
преподавания ботаники и зоологии с использованием природных
условий.
2
.
revolution.allbest
3
.
do.gendocs
4
.
persev
5
.