Напоминание

"Формирование профессионального самоопределения обучающихся в процессе обучения биологии"


Автор: Фаваризова Алия Габдулхаковна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" ж-д.ст.Шентала
Населённый пункт: железно-дорожная станция Шентала, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование профессионального самоопределения обучающихся в процессе обучения биологии"
Раздел: полное образование





Назад





Формирование профессионального самоопределения обучающихся

в

процессе обучения биологии
Фамилия Имя Отчество: Фаваризова Алия Габдулхаковна Должность: учитель биологии Полное наименование образовательного учреждения: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза М.Р. Попова ж.-д.ст. Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области Почтовый адрес: 446910 Самарская область железно-дорожная станция Шентала, ул.Кирпичная, д.35 Телефон: 89276596363 E-mail: afavarizova@mail. ru
Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие личности школьника, его профессиональной мотивации, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Внедрение в школьную систему предпрофильного обучения девятиклассников направлено на развитие у старшеклассников умения делать сознательный выбор профиля обучения. Однако выбор профиля обучения – это многосложный акт, который предполагает выбор не единственной на всю жизнь профессии, а постоянное проектирование и реальное построение учеником своего профессионального пути. Такое построение возможно лишь на анализе побуждений и интересов школьника, на его личной профессиональной мотивации, на широкой информированности ученика об обстановке на профессиональном рынке труда. Результаты проведенного анкетирования учащихся 9-х классов ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж-д.ст.Шентала показали: у 52% учеников низкий уровень сформированности устойчивых интересов к определенной сфере деятельности, а у 19% учеников вообще отсутствует мотивация к любой сфере деятельности. Только 28% опрошенных имели высокий уровень сформированности устойчивых интересов к одной сфере деятельности. Низкий уровень устойчивых интересов к профессиональной деятельности связан с отсутствием у учащихся умения делать обоснованный выбор,что приводит к возникновению проблем в сфере построения профессиональной карьеры у выпускников школы. Однако, решая проблему своего образовательного пути, большинство девятиклассников не ориентируются на взаимосвязь профиля обучения и будущей профессии, на информацию о
востребованности профессий на региональном и местном рынке труда, на р о л ь к у р с о в п о в ы б о р у в о с о з н а н и и п р о ф е с с и и . Поэтому целостное представление о своём профессиональном будущем у учащихся не сформировано: второстепенные мотивы, которыми руководствуется большая часть девятиклассников при выборе профессионального пути, говорят о социальной незрелости школьников. Интерес к сфере деятельности “человек - природа”, предметом труда которой являются объекты живой природы, у выпускников школы был выражен в наименьшей степени – 8%. Одна из причин это - недостаточный уровень сформированности биологической профессиональной мотивации школьников. Полученные данные свидетельствуют о неэффективной работе по формированию профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии, что становится препятствием профессиональному самоопределению старшеклассников. В результате анализа сложившейся ситуации, педагогического опыта выявлены следующие недостатки в работе по формированию профессионального самоопределения школьников: - существующая система образования недостаточно направлена на выработку у школьников умений самостоятельного и ответственного управления п р о ц е с с о м с а м о о п р е д е л е н и я в с о в р е м е н н ы х у с л о в и я х ; - мало уделяется внимания связи основ наук и образования с жизнью и практикой, содержанием и характером трудовой деятельности человека; -репродуктивные формы обучения не способны обеспечить формирование профессиональной мотивации школьников, их профессиональных способностей. Отмеченные недостатки обусловлены рядом противоречий, важнейшими из к о т о р ы х я в л я ю т с я п р о т и в о р е ч и я м е ж д у : -необходимостью усвоения выпускниками определенного объема знаний и умений и профессиональным развитием учащихся и недостаточным
д и д а к т и ч е с к и м о б е с п е ч е н и е м , п о з в о л я ю щ и м ф о р м и р о в а т ь профессионального самоопределения школьников.
Профессиональная проблема
: в программе курса биологии 9 класса (автор Н.И.Сонин) не уделено достаточного внимания дидактическому материалу, способствующему профессиональному самоопределению обучающихся. Данные противоречия послужили основой для темы педагогического проекта, гипотезой которого является следующее предположение: формирование профессиональной мотивации школьников и увеличение индивидуальных показателей сформированности профессионального самоопределения старшеклассников, возможно под вл и я н и е м профориентационо - педагогических технологий в преподавании биологии.
Ц

е

л

ь

:
р а с ш и р е н и е с о д е р ж а н и я о б у ч е н и я курса биологии 9 класса включением профориентационо - педагогических технологий, с п о с о б с т ву ю щ и х р а з в и т и ю п р о ф е с с и о н а л ь н о г о самоопределения обучающихся.
Задачи:

1.
Проанализировать программное содержание биологии в 9 классе и определить темы, в изучении которых целесообразно использовать профориентационный материал. 2. Определить формы работы на уроках, помогающие учащимся выявлять свои профессиональные интересы, склонности в процессе обучения биологии. 3. Совершенствовать собственную методику преподавания предмета биологии через углубление знаний по профориентации, педагогике и психологии личности, методах её изучения 4.Отследить динамику профессиональной готовности учеников 9 класса к выбору профессии в процессе формирования профессионального самоопределения на уроках биологии.

Методологической основой являются
положения педагогической теории о формировании профессиональной мотивации школьников на разных ступенях обучения, основанные на диагностическом исследовании личности, тщательном учете интересов и способностей, необходимых для правильного выбора профессии. Методологическую основу составили: системно – деятельностный подход (А.Н. Аверьянов, В.Г.Афанасьев, В.Н. Садовский, Э.Г.Юдин, С.Л. Рубинштейн); теория присвоения социально – нравственного опыта индивидом, регулирующем воздействия норм (С.Ф. Анисимов, Д.С.Лихачев); концепции профессионального становления личности (А.Г. Асмолов, Е.А. Климов, А.К. Маркова, С.Н. Чистякова). Анализ изученной литературы показал, что теоретической основой для разработки проблемы проведения профориентационной работы в общеобразовательной школе являются труды известных исследователей: Е.А. Климова, В.Д. Шадрикова, Н.С. Пряжникова, А.П. Чернявской и многих других. А.П. Чернявская выделяет метод индивидуальной профориентации как основной и неотъемлемый метод профориентационной работы в средних и старших классах. Р.Д. Каверина обращает внимание на изучение способностей школьников, которые, по ее мнению, являются основой профориентационной работы.[9] Дубровина И.В. отмечает необходимость начинать профориентационную работу еще в начальных классах и продолжать ее поэтапно на протяжении всего времени обучения ребенка в школе. Исследования С.В. Гриншпун посвящены формированию личностно-делового потенциала у учащихся как основы успешной и эффективной профориентации в школе. Е.А. Климов и Н.С. Пряжников выделяют классификацию основных методов профориентационной работы в школе, причины необходимости ее проведения. Они дают также анализ основных форм и методов профориентационной работы в школе на разных возрастных этапах.
Основная часть.


Виды уроков, развивающие профессиональное самоопределение

обучающихся.
- уроки - путешествия, суды, имитационная игра, «круглый стол», диспут, конференция, проблемный урок, исследование, экскурсия, мастерская.
Раздел

Тема

Содержание

Ознакомление

с

профессиями
Основные закономернос ти наследственн ости Генетика человека Проблемы генома человека и причины необходимости работ по программе «Геном человека». М е д и ц и н с к а я г е н е т и к а : наследственные болезни и их причины; лечение наследственных болезней. Можно ли предсказать н а с л е д с т в е н н ы е б о л е з н и ? Наследуются ли способности? Можно ли создать «сверхчеловека»? Е в г е н и к а : д е й с т в у е т л и естественный отбор в человеческом обществе? Роль среды в развитии личности. Этические проблемы Генетик микробиолог медицинский работник Профессиональное просвещение Профессиональные пробы Портфолио «Достижения ученика»
Формы работы по формированию профессионального

самоопределения школьников.
Игровая деятельность
генетики: генная инженерия; коррекция пола; пересадка органов; клонирование; уродства; генетика и криминалистика. У ч е н и е о клетке Вирусы Пути исследования на примере о т к р ы т и я в и р у с о в Вирусные заболевания медицинский работник медицинский представи тель микробиолог Органические вещества Белки «Белковая пища с точки зрения химии». Н а э т о м з а н я т и и школьники проводили исследования - анализ пищевых продуктов на наличие белка; апробировали себя в качестве лаборантов. медицинский представитель лаборант микробиолог, Нуклеиновые кислоты Можно ли по ДНК определить р о д с т в е н н ы е о т н о ш е н и я л ю д е й . Д Н К – э к с п е р т и з а , генетический паспорт, ДНК в криминалистике микробиолог медицинский представитель лаборант медицинский работник Возникновени е и развитие ж и з н и н а Земле Возникновени е и развитие ж и з н и н а Земле П р о е к т « Л е н т а в р е м е н и » . Техническая обработка учебного проекта осуществлялась на уроках информатики совместно с учителем биологии. Инженер по проектной и р а з р е ш и т е л ь н о й документации Основные экологические факторы и их вл и я н и е н а живые организмы П р о ф е с с и о н а л ь н ы е п р о б ы . п о п р о б о в а т ь с е б я в р о л и лаборантов-экологов, прове сти лабораторный анализ, воды, воздуха и л и п о ч в ы . Лаборант-эколог техник-технолог по охр ане окружающей среды юрист- эколог инженеры- экологи Экология Растительные сообщества Для привлечения интереса к данной профессии учащимся предлагались задания по разработке проекта «Цвети мое село» профессии садовника цветовода-декоратора ландшафтного архитектора агронома эколога агроэкологов фитодизайнера Биотехнологи я Селекция Проекты по темам: «Биотехнология в растениеводстве», «Биотехнология в животноводстве», «Открытия в области медицины», «Генная инженерия», при выполнении которых происходит ознакомление с п р о ф е с с и я м и в о б л а с т и биотехнологии биотехнолог лаборант
Для разработки уроков направленных на формирование профессионального самоопределения были определены в программном материале темы, в изложении которых целесообразно включить профориентационный материал, были определены формы подачи профориентационного материала, наиболее соответствующего содержанию той или иной темы; способы включения в учебный процесс специальной деятельности обеспечивающей ознакомление учащихся с отдельными функциями профессионального труда и условиями профессиональной деятельности. Урок – это мастерская, где необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик смог сам создать те знания, которые явились бы знаниями профессионального самоопределения. Все, что ребенок выполняет сегодня в с о т р уд н и ч е с т в е , з а вт р а буд е т в ы п о л н я т ь с а м о с т о я т е л ь н о . Развивающее обучение, проблемный метод, эвристические беседы в большей степени способствуют формированию профессиональной мотивации школьника. Фактором успешности работы в рамках технологии развивающего обучения считаю, создание на уроке условий, которые позволят «прожить» ученику социально значимую роль. В старших классах особо важно развивать ведущие мотивы, осуществлять практическую пробу сил в интересующей области, проводить работу по определению соответствия между требованиями профессий и возможностями ученика и параллельно с этим формировать устойчивую позицию выбора, так как именно в этот период заканчивается процесс профессионального самоопределения. Приемы создания ситуаций мыслительной активности с помощью материала связанного с жизнью.
Ситуации

мыслительной

активности

Приемы создания ситуаций

мыслительной

активности

на уроках

Примеры
1. Ситуации выбора. Ответы на вопросы, задания Например: дать оценку,
объяснить причины выбора Увеличение производства продукции животноводства возможно: а)за счет роста поголовья животных б ) з а с ч е т п о в ы ш е н и я продуктивности 2. Поиск причинно- следственных связей. С о з д а н и е л о г и ч е с к и х цепочек с использованием конкретных примеров Моделирование химических процессов Объяснение химического эксперимента Почему в России невысокая продолжительность жизни? В районе высокий % людей с т р а д а ю щ и х ж е л ч е - каменной болезнью. Что является причиной? 3. Ситуации противоречия Объяснение информации о загадочных явлениях из жизни человека, результатов проведения опытов. Развитие мыслительной деятельности на основе противопоставления нескольких мнений Например: Воробьи полезные птицы или вредные? 4. Ситуации прогноза Анализ суждений учащихся о возможных следствиях для жизни или производства того или иного вещества или действия Например: Почему не следует убирать (сжигать) растительный опад в парках, скверах? Нпример: Почему детям до пяти лет нельзя употреблять грибы? На уроках повторения, систематизации и обобщения изученного материала знакомлю учащихся со специальностями биологического профиля, которых на рынке труда сейчас очень много, с индивидуально–психологическими качествами и способностями, необходимыми для овладения этими
профессиями. Профориентация при обучении биологии направлена на осуществление учащимися первичного элементарного анализа профессии. Она должна определять два основных момента: содержание профессии и н е о б х о д и м ы е д л я н е е с п о с о б н о с т и и у м е н и я .
Профессиональное

просвещение.
Один из самых главных с од е р ж ат е л ь н ы х ком п о н е н то в п р о ф о р и е н т а ц и о н н о й р а б о т ы — профессиональное просвещение. Оно подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях в области биологии, их отличительных особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах, условиях профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях приобретения профессии. К данному направлению также относится работа по вооружению школьников элементарными профессиональными умениями и навыками. Профессиональное просвещение проводится с применением рассказа или беседы о профессиях, связанных с биологией; использованием практических работ, демонстрацией профессиональных операций. Выполнение школьниками творческих работ, затрагивающих прикладные аспекты биологических наук, способствовало развитию интереса к биологии как области практической деятельности и влияет на процесс профессионального с а м о о п р е д е л е н и я . Консультации о профессиях проводятся в урочное и внеурочное время, как правило, в форме индивидуальных или групповых бесед учителя с учащимися, экскурсий и т.п. Этому посвящались внеклассные мероприятия. К основным формам ознакомительной профориентационной работы, с помощью которых осуществляется профессиональное просвещение и п р о ф е с с и о н а л ь н о е в о с п и т а н и е ш к о л ь н и к о в , о т н о с я т с я : профинформационный урок; экскурсии; встречи со специалистами; ко н ф е р е н ц и и ; ко н к у р с ы , о л и м п и а д ы , п р е д м е т н ы е н е д е л и .
Профессиональные пробы


это моделирование элементов конкретного вида профессиональной деятельности, которое способствует осознанной
самооценке и обоснованному принятию решений. Это примеривание своих индивидуальных особенностей к конкретному труду в соответствии с его требованиями. Профессиональные пробы осуществлялись в следующих формах: серия последовательных имитационных игр; задания исследовательского характера.
Игровая деятельность
. «Игра – это вид деятельности в условиях заданной ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». В старшем школьном возрасте особенностями игры являются нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на деятельность. Особенно актуальны в рамках профориентационной работы ролевые, имитационно-моделирующие и деловые игры. Эти игры направлены на принятие решений в сложном социальном контексте, обеспечивают комплексный анализ естественнонаучных и технических проблем. Данная форма работы широко используются в предпрофильной подготовке у ч а щ и х с я . Имитационная игра позволяет максимально приблизить ученика к профессиональной жизни и ознакомить его с разными видами профессиональной деятельности. В процессе игры школьник может занять активную позицию, быть организатором, руководителем, генератором идей, либо работать с документами, бланками, либо с людьми. Игра дает информацию, показывающую, насколько ученик подготовлен к нестандартным видам обучения, насколько он мобилен, гибок, адекватен в том или ином виде деятельности. Наиболее полно задать в обучении предметные и социальные контексты будущей профессиональной деятельности и, как следствие, смоделировать условия, адекватные предполагаемой профессии позволяют деловые игры. Именно они формирует у школьников опыт социального взаимодействия, ценностные ориентации. Диапазон деловых игр значительно шире решения задач профессиональной
ориентации и выбора профессии. Через деловую игру могут решаться проблемы и социальные, и политические, и экономические, и нравственные.
Портфолио «Достижений ученика»
. Самоопределению школьников в выборе дальнейшей образовательной перспективы помогает портфолио – папка индивидуальных учебных достижений. Как правило, портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются различные материалы. Раздел «Моя любимая работа» объясняет, почему ученик выбрал именно э т о т в и д д е я т е л ь н о с т и : проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы); исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы); техническое творчество (модели, макеты, приборы, указывается конкретная работа, дается ее краткое описание); элективные курсы и факультативы (делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия); различные практики (социальная, трудовая, фиксируется вид практики, место, в котором она проходила, ее продолжительность); занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах (указывается название учреждения или организации, продолжитель- ность занятий и их результаты); участие в олимпиадах и конкурсах (указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат); участие в научных конференциях, учебных семинарах (указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика). Портфолио в педагогическом смысле – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Оно является средством, наиболее приближенным к реальному оцениванию достижений ученика, и позволяет
ему самому определиться, в каких видах деятельности он может достичь успехов. Основное назначение портфолио – раскрыть возможности школьника, определить не только ведущие мотивы и интересы, но и запасные варианты (на что я способен, что я могу?). Это особенно важно для осознания себя как личности, определения собственной перспективы в будущей профессиональной деятельности. В ходе работы использовались диагностические материалы - Профориентационная анкета Е.Климов, - Тест «Профессиональный тип личности».
Заключение.
Таким образом, в результате проведённой в течение учебного года систематической работы, включающей комплекс мероприятий, направленных на развитие профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов в у р о ч н о й и в н е у р о ч н о й д е я т е л ь н о с т и : -на 36% увеличилось количество обучающихся, определившихся с выбором с в о е г о д а л ь н е й ш е г о п у т и ; - больше стало обучающихся, осознанно принявших решение продолжать дальнейшее обучение в 10 химико-биологическом классе (11кл.-2 уч., 10кл.-6 уч.); - больше стало обучающихся, которые приняли участие в олимпиадах разного уровня (2011-2012г. - школьный уровень – 18 уч-ся, окружной уровень -7 уч-ся, областной-1уч-ся, Всероссийский – 1 уч-ся), дистанционные олимпиады («Снейл» - 6 уч-ся, Олимпиада «Ломоносов» – 1 уч-ся). Вывод: созданная система работы по формированию профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов в урочной и внеурочной деятельности по биологии показала свою эффективность.
Д а н н ы й о п ы т б у д е т п о л е з е н у ч и т е л я м б и о л о г и и . В результате внедрения данной методики изменится уровень п р о ф е с с и о н а л ь н о го с а м о о п р е д е л е н и я о б у ч а ю щ и х с я. Считаю целесообразным внедрение данного педагогического опыта.
Использованные источники.
1 . Латюшин В.В. Реализация принципа обучения с жизнью в методике преподавания ботаники и зоологии с использованием природных условий. 2 . revolution.allbest 3 . do.gendocs 4 . persev 5 .


В раздел образования