Напоминание

Волшебный сундучок


Автор: Кирсанова Ольга Алексеевна
Должность: педагог - организатор
Учебное заведение: МБУ ДО "Шолоховский ЦТ"
Населённый пункт: ст.Вешенская, Шолоховского р-на, Ростовская обл.
Наименование материала: программа
Тема: Волшебный сундучок
Раздел: дополнительное образование





Назад




1 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр творчества Шолоховского района» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-прикладной направленности «Волшебный сундучок» 1,2,4 годы обучения, творческая группа Возраст обучающихся: 6-18 лет Срок реализации: 5 лет Автор-составитель: Педагог - организатор Кирсанова О.А. Ст. Вёшенская, 2016г.
2 Пояснительная записка. Воспитав человека – творца, Можно изменить мир. Ж.-Ж. Руссо Известно, что эстетическое отношение к действительности, рассмотренное с позиции активности субъекта, является основополагающим началом в его всестороннем развитии. В отличии от различных форм воспитания, в условиях эстетического развития задействованы все уровни развития человека как представителя рода. Приобщение детей к непреходящим общечеловеческим ценностям средствами изобразительного искусства поможет научить эмоционально – эстетически воспринимать окружающий мир, а значит, гармонизировать свои отношения с ним и даст возможность взглянуть на известные явления другими глазами. Творческая деятельность должна развивать у учащихся оригинальность способа выражения, необычный подход к выражению идей и находчивость в поисках решений поставленных перед ними задач. Во многом этому способствует предлагаемые на занятиях изобразительного искусства нетрадиционные художественные техники. На занятиях знакомство с разными способами создания художественных образов помогает детям по- новому и с интересом взглянуть на окружающий мир и мобилизовать свою фантазию. Программа «Волшебный сундучок» составлена на основе Авторской образовательной программы дополнительного образования детей декоративно-прикладного творчества «Мастерская чудес» художественно- эстетической направленности, рассчитана на возраст детей от 7-14 лет. Срок реализации 3 года. Автор программы Н.В.Веселовская, II квалификационная категория. Программа содержит 15% регионального компонента, что способствует сохранению культурного наследия Донского казачества. Работа в объединении ведется поэтапно, по ступеням совершенствования. На протяжении всех этапов тонкой нитью прослеживается темы Донской природы, казачьих традиций, быта.
Актуальность данной программы
состоит в углубленном изучении культурного наследия нашего народа средствами изобразительного искусства через эмоционально-образное восприятие окружающего мира, в создании нового стиля жизни, представляя картину возможного соединения высокоразвитой техники с ручным ремесленным трудом как особым проявлением народного творчества. При этом художественные ремесла определяются как первооснова, из которой вышли и развились все остальные виды пластических искусств. Программа объединения претерпевает изменения в связи с появлением новых техник, авторских разработок, накопленного опыта, в связи с
3 изменением современных требований к содержанию и структуре образовательных программ. Направленность программы художественно-эстетическая – программа направлена на приобщение обучаемых к основам дизайна, и выявление одаренных детей с целью развития их творческого потенциала. Педагогическая целесообразность образовательной программы состоит в формировании у учащихся чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (коллекция моделей одежды для кукол, или изготовление самой куклы), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления своих творческих способностей в работе с использованием всех изученных техник декоративно-прикладного искусства (декупаж, роспись по стеклу, ткани, коже, вязание, плетение, шитье, вышивка) при выполнении индивидуальных заданий. Новизна программы состоит в том, что совместно с воспитанниками разработана и внедрена в практику технология создания эксклюзивных композиций, содержащих нетрадиционные техники. Организация воспитательной деятельности. Дополнительное образование детей - важнейшая составляющая образовательного пространства в современном обществе. Образовательный процесс строится в парадигме развивающего обучения, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую и релаксирующую функции. Старший дошкольный возраст - конечный этап начального звена социализации ребенка. На этом этапе происходят существенные изменения в его жизни. Приход в коллектив требует от ребенка овладения системой таких составляющих социальной адаптации: умение приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях, осознание новой социальной роли «Я- дошкольник», понимание нового периода своей жизни, личностная активность в установлении гармоничных связей с социальным окружением, соблюдение определенных правил группы, требует умения нормировано вести, отстаивать собственную позицию. При переходе от другой социальной среды ребенок переживает кризис вхождения в новую социальную общность, процесс адаптации, растворение в ней детерминируется процессом индивидуализации и завершается интегрированием в социальную среду. Реализация игровых техник в работе с детьми облегчает адаптацию малышей к новым социальным условиям, помогает им адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности в обществе. В коллективе с творческой психолого- педагогической атмосферой и высоким уровнем взаимного доверия предполагается оценка знаний, умений и навыков ребенка, которая
4 осуществляется на уровне личностных достижений. Ценностью становятся малые достижения ребенка, его усилия, преодоление трудностей на пути достижения успеха. Личностные достижения — это опыт, база, позволяющая ребенку переходить на более высокий уровень развития; это гарантия успешности дальнейшего движения. Модель социализации подростков реализует компенсаторную функцию гуманистической воспитывающей среды, осуществляет педагогическую поддержку, коррекцию самовосприятия подростков, интегрирует воспитательное влияние микросоциума на их позитивную социализацию. Цель программы – создание условий для становления Человека – творца средствами художественно – прикладного искусства. Задачи программы. Образовательные: - создать условия для овладения различными технологиями декоративно – прикладного творчества; - обучить способам создания композиций; - способствовать созданию обучающимися эксклюзивных композиций, выражающих индивидуальную неповторимость. - создавать условия для профессионального самоопределения обучающихся. Развивающие: - развивать у детей способности эмоционально – образного восприятия окружающего мира; - создать условия для развития творческих способностей и исследовательских навыков обучающихся; - создать условия для развития пространственного воображения, мышления, развития моторики пальцев рук; - способствовать развитию коммуникативности; - развивать стремление к самостоятельному выбору и принятию решения. Воспитательные: - содействовать становлению ценностно – смысловой сферы и устойчивой нравственной позиции детей; - воспитывать чувство прекрасного; - способствовать сотворчеству детей и родителей в воспитательном процессе; - воспитывать трудолюбие, отзывчивость, сострадание, настойчивость в достижении цели, умение анализировать ошибки и делать выводы. Отличительной особенность данной программы от других программ по дизайну заключаются в использовании различных техник, самостоятельно объединяя их в одном проекте. Программа рассчитана на детей от 6 до 18 лет.
5 Невозможно обучать детей не учитывая их возрастные и психофизические возможности. Младший школьный возраст - период жизни ребенка от 6 до 10 лет. В это время ведущей деятельностью становится учебная, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий. В процессе обучения формируется память, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира, человеческих отношениях. Новообразованиями возраста являются произвольность психических явлений, развитие внут реннего плана действий, р е ф л е кс и я . Индивидуальность ребенка проявляется также и в познавательных процессах. Происходит значительное расширение и углубление з н а н и й , совершенствуются умения и навыки ребенка. Этот процесс прогрессирует и к 3-5 классам приводит к тому, что у большинства детей обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности. Общие способности проявляются в скорости приобретения ребенком новых знаний, умений и навыков, а специальные – в глубине изучения отдельных школьных предметов, в специальных видах трудовой деятельности и в общении. Отрочество, подростковый возраст-период жизни человека от детства до юности. В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток обретает чувство личности. Становятся привлекательными самостоятельные формы знаний, легче осваивает способы действия, когда педагог лишь помогает ему. В этом возрасте возникают новые мотивы у ч е н и я , с в я з а н н ы е с о с о з н а н и е м ж и з н е н н о й п е р с п е к т и в ы , профессиональных намерений. Здесь важно вовремя увидеть склонности подростка и поддержать его. Имея возможность многообразного приложения своих способностей, получая удовлетворение от своего чувства творческого потенциала, ребята начинают планировать свою взрослую жизнь в нормативном пространстве общества. Рабочая программа написана на основе образовательной программы согласованной на педагогическом совете и утвержденной директором МБОУ «ДОД ЦВР» Коргутовой Е.А. 15 сентября 2016 года. Программа «Волшебный сундучок» рассчитана на 5 лет обучения:  1 год – 144 часа;  2 год – 216 часов;  4 год – 216 часов.  Творческая группа – 2часа.
6 Группа первого года обучения предполагает набор детей в количестве 15 человек дошкольного и младшего школьного возраста. Группа второго года обучения предполагает работу с 10-12 обучающимися в возрасте от 8 до 10 лет. В группе четвертого года обучения обучаются подростки от 11 до 13лет в количестве 8 -10 человек. Творческая группа предполагает работу с детьми в количестве 8 -10 человек. Этапы реализации программы. Для достижения поставленных задач работа в объединении ведется поэтапно, по ступеням совершенствования. Первая ступень предполагает завершение этапа формирования психофизических особенностей организма детей. Этот период характеризуется переходом мышления из наглядно – образного к абстрактному. Дается первоначальное представление о разных видах творчества, раскрывается значение природы в творчестве, осваивается многообразие природных форм, их заимствование в создании продуктов дизайна. Обучающиеся овладевают знаниями в области техники плетения макраме. Вторая ступень обучения ориентирует учащихся на углубленное освоение языка изобразительного искусства, формы, цвета, композиции, ритма, пространства. Важное место отводится освоению разнообразных художественных техник, изготовлению предметов украшения интерьера в технике макраме и аксессуаров из ткани. Третья ступень – мастерская совершенствования. Ребятами создаются индивидуальные и коллективные творческие проекты, защита которых проходит в форме авторских или коллективных выставок, презентаций. Лучшие работы представляются для участия в районных, областных выставках и фестивалях прикладного творчества. Формируются профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, решаются задачи профессионального самоопределения. Результативность работы по программе подтверждена высокими достижениями обучающихся, авторскими выставками и отмечены дипломами и грамотами. Основные формы реализации программы. - Индивидуальные, групповые занятия; - Интегрированные занятия (совместно с изостудией, участниками волонтерского движения, объединением «Донцы ») - Участие в выставках «Шолоховская весна», «Рождественские перезвоны», «День станицы Вешенской», отчетный концерт с выставкой «Большое родительское собрание», выставки в информационном центре при ДГТУ г. Ростова – на – Дону, участие в акциях «Подари детям сказку», «Пусть будет
7 теплой осень жизни», участие во всероссийских и международных конкурсах и фестивалях; - Экскурсии на природу, в музеи Шолоховского государственного заповедника; - Целевые экскурсии, беседы. Режим занятий:  1 год – занятия 2 раза в неделю по 2 часа;  2 год – занятия 2 раза в неделю по 3 часа;  4 год – занятия 2 раза в неделю по 3 часа;  Творческая группа-1 раз в неделю 2 часа; Между занятиями предполагается перерыв – 10 минут. Структура и организация занятия. В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий: - собственно обучающие; - общеразвивающие; - воспитательные. Собственно обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Это учебные занятия: - по передаче знаний; - по осмыслению знаний и их закреплению; - по закреплению знаний; - по формированию умений и применения знаний на практике; - тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков); - по обобщению и систематизации знаний. Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела. Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Например, традиционные праздники: «Посвящение в кружковцы», «Дни именинников», «Конкурсы мастерства», и т.д. Эти занятия тоже предполагают обучающие задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия решаются как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе.
8 Учебное занятие, являясь ограниченным по времени процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива. В связи с этим учебное занятие необходимо рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения. Прогнозируемые результаты
.
К концу первого года обучения ребёнок должен знать и уметь: - приёмы плетения основных узлов и узоров, их чёткое затягивание; -правила техники безопасности при работе с ручными инструментами и приспособлениями, обозначенными в программе; -природные материалы, используемые для поделок; -правила разметки бумаги с помощью шаблонов, линейки, угольника; - основные приёмы работы с различными материалами. К концу второго года ребёнок должен знать : - название и назначение инструментов и приспособлений, обозначенных в программе; - правила безопасности труда при работе ручными инструментами; - правила выполнения аппликационных работ; -основные свойства солёного теста; умет
ь:
- компоновать на листе предметы, различать и передавать сложную форму предметов; -последовательно работать над композицией, доводя работу до завершения; -наблюдать и запоминать явления природы, помогать соученикам в работе над заданием, уметь адекватно оценивать свою работу и работу товарищей; - плести вспомогательные и орнаментные узлы; - самостоятельно начинать и заканчивать работу над изделием; - сопоставлять поиск вариантов нестандартных способов решения; -выполнять работу в нужной последовательности; -осуществлять поэтапный и итоговый самоконтроль; -лепить предметы по образцу и собственному замыслу. К концу четвёртого года обучающиеся должны знать и уметь: -грамотно компоновать на листе натурные постановки, сюжетные композиции; -работая над длительными постановками вести работу по всему листу и завершать работу, не довольствуясь промежуточным результатом; -успешно применять все знания, полученные ранее для решения творческих задач;
9 -участвовать в реализации творческих проектов (подарки для детских садов, детских домов, подарки близким. Механизм стартовой проверки. При вступлении в объединение проводится диагностика субъективного опыта ребенка по следующим параметрам: - умение работать с инструментами и чертежными принадлежностями, шаблонами (ножницами, карандашом, кистью, линейкой ); - чтение схем; - умение различать предметы по форме, цвету, размеру. Механизм аттестации промежуточной проверки. В конце учебного года в объединении проходит промежуточная проверка в виде зачета, по результатам которой оцениваются знания и умения детей за текущий учебный период, что при получении баллов высокого и среднего уровней служит основанием для перевода обучающихся на следующий год обучения. Критерии оценки результатов. 1 год обучения. Теория по разделам: - « Основы художественного изображения » (понятия: композиция, типы композиции, линия горизонта, композиционный центр, компановка, основные и составные цвета, цветовой круг, беспредметная композиция, декоративная стилизация, способы лепки). -« Декоративно – прикладное искусство» ( история возникновения техники макраме, названия изученных узлов, способы крепления нитей). Практика: - создание декоративных образов на основе переработки натурального материала; - способы лепки, составление композиций; - приемы плетения. 2год обучения. Теория: -знать и называть геометрические фигуры; -знать, называть базовые формы оригами «книжка», «треугольник» (косынка), «воздушный змей» (мороженое), «конфетка». Практика: -складывать квадратный лист в разных направлениях; -уметь намечать линии; - выполнять базовые формы оригами «книжка», «треугольник» (косынка), «воздушный змей» (мороженое), «конфетка». 4год обучения. Теория: уметь определить масштаб; - этапы моделирования; - знание терминов, используемых в конструировании и моделировании ;
1 0 - постановку технической задачи; - определить пути решения технической задачи. Практика: - разработка технологической документации (эскизов, чертежей, технических рисунков); самостоятельное выполнение практической работы по технологической документации; - сборка по схемам модульного оригами; - выполнение стилизованных моделей; - изготовление модели по схематическому изображению. Для реализации данной программы необходимы следующие
комплексы:
1.Методические комплексы, состоящие: из информационного материала и конспектов; технологических и инструкционных карт; фотоальбомов с изделиями воспитанников; методических разработок и планов-конспектов занятий; методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям. 2.Материалы для контроля и определения результативности занятий: тесты, вопросники; систематизирующие и обобщающие таблицы; схемы и алгоритмы заданий. 3.Развивающие и диагностирующие процедуры: тесты, диагностические и психологические игры. 4.Дидактические материалы (демонстрационные и раздаточные). 5.Зрительный ряд: видеофильмы, фотоальбомы, репродукции, журналы, буклеты, альбомы. 6.Литературный ряд: стихи, легенды, сказки, высказывания. 7.Музыкальный ряд: аудиокассеты с подбором мелодий, соответствующих темам занятий и способствующих созданию и поддержанию творческой атмосферы. 8.Техническое и материальное оснащение. Оборудование
:
музыкальный центр, видеомагнитофон, телевизор, утюг, фен. Материалы
:
ткань, бумага, краски, калька, проволока, мука, соль, вода, материалы природного происхождения, Инструменты
:
клеевой инструмент, ножницы, шило, кусачки, иголки, булавки, кисти, подушки для плетения, инструменты для работы с солёным тестом, канцелярский нож. Учебный план 1 год обучения. Задачи 1 года обучения: -освоение техники пользования изобразительными средствами; -ознакомление с жанрами и видам изобразительного искусства; -развитие образного мышления, творческих способностей детей; -научить приёмам плетения основных узлов и узоров. Уметь:
1 1 - различать предметы по форме, размеру, цвету; -сравнивать предметы с простыми геометрическими формами; -правильно работать карандашом, кистью, смешивать краски на палитре; - узнавать символические изображения солнца, земли, воды, растений; - читать схемы; - располагать элементы оформления по всей поверхности изделия Улучшение показателей социальной адаптации обучающихся. № п/п Наименования разделов, тем. Количество часов Формы аттестации, контроля все го теор ия практ ика I Основы художественного изображения 50 13 37 1. Введение. 2 2 - собеседование 2. Композиция. 6 2 4 Тестирование,пра ктические работы. 3. Цветоведение 10 2 8 Практические работы 4. Беспредметная композиция. 10 2 8 Практическая работа, выставка 5. Декоративная стилизация 12 3 9 Практическая работа, выставка 6. Лепка 10 2 8 Практическая работа, выставка II. Работа с природным материалом 48 13 35 1. Введение 2 2 - Зачет, собеседование 2. Заготовка и обработка материалов 6 1 5 Практическая работа 3. Работа с природным материалом растительного происхождения 10 4 6 Практические работы, выставки 4. Работа с природным материалом животного происхождения 10 2 8 Практические работы, выставки 5. Работа с природными материалами минерального 10 2 8 Практическая
1 2 происхождения работа, выставка 6. Аппликация 10 2 8 Практическая работа, выставка III Декоративно – прикладное искусство – макраме 46 13 33 1. Вводное занятие 4 2 2 Зачет, практическая работа 2. Способы навеса нитей. Изготовление образцов узлов. 14 2 12 Практическая работа. 3. Плетение сувениров аксессуаров. 14 6 8 Практическая работа. 4. Плетение панно 14 3 11 Практическая работа, выставка. Итого: 144 39 105 Учебный план 2 год обучения. Задачи 2 года обучения: -повторение и закрепление навыков изобразительного искусства; -изучение и освоение основ композиции, декоративной стилизации, росписи по ткани; -обучить выполнению изделий разных форм; -развивать познавательные интересы, абстрактное, образное и логическое мышление, мотивацию к самовыражению и творческую активность; -воспитывать трудолюбие, бережное отношение к природе. № п/п Тема занятия Количество часов Формы аттестации, контроля все го теор ия практи ка I Основы художественного изображения 84 13 71 1. Цветоведение. 12 2 10 Зачет, собеседование 2. Этюды с живыми цветами, 12 2 10 Практическая
1 3 сухоцветами, осенними листьями работа 3. Формат. План композиции. 30 5 25 Практическая работа 4. Художественные опыты. 12 2 10 Практическая работа, выставка 5. Лепка. Соленое тесто. 18 2 16 Практическая работа, выставка II. Работа с природным материалом 87 10 77 1. Заготовка и обработка материалов. 12 2 10 Практическая работа 2. Работа с природным материалом растительного происхождения. 21 2 19 Практическая работа 3. Работа с природным материалом животного происхождения 18 2 16 Практическая работа 4. Работа с природными материалами минерального происхождения 18 2 16 Практическая работа 5. Аппликация 18 2 16 Практическая работа, выставка III Декоративно – прикладное искусство (макраме) 45 5 40 1. Вводное занятие. Знакомство с планом работы. 3 12 1 1 2 11 Собеседование 2. Плетение браслетов, кулонов, украшений для шпилей 12 1 11 Практическая работа 3. Кашпо для цветов. 9 1 8 Практическая работа 4. Панно-основа для выполнения смешанных техник. 9 1 8 Практическая работа, выставка Итого: 216 28 188 Учебный план 4 год обучения. Задачи 4 года обучения: -овладение решением композиционных задач; -научить применять знания для решения творческих задач;
1 4 -формировать целостность психического и физического, умственного и духовного развития личности ребёнка; -приобщать к общечеловеческим ценностям через создание ситуации успеха и коллективную творческую деятельность. № п/п Тема занятия Количество часов Формы аттестации, контроля всег о теори я прак тика I Основы художественного изображения 78 6 72 1. Графическая стилизация 15 2 13 Практическая работа 2. Батик. 15 2 13 Практическая работа 3. Витражи. 15 2 13 Практическая работа 4. Художественные опыты. 18 1 17 Практическая работа, выставка 5. Лепка. Соленое тесто. 15 2 13 Собеседование II. Работа с природным материалом 87 11 76 1. Заготовка и обработка материалов 12 2 10 Практическая работа 2. Работа с природным материалом растительного происхождения. Картины из зёрен. Цветы и букеты. 75 9 66 Практическая работа, выставка III Декоративно – прикладное искусство (макраме) 51 3 48 1. Плетение крупных изделий (триптих «сказка»). 15 1 14 Практическая работа, выставка Итого: 216 20 196 Учебный план творческой группы. Задачи обучения: -ориентирование обучающихся на креативность мышления, создание образов; -обучить применению в работе различных изоматериалов; -воспитывать готовность к социальному и профе ссиональному самоопределению. № Тема занятия Количество часов Формы
1 5 п/п аттестации, контроля всего теория практика I Основы худ ож е с т в е н н о го изображения. 26 2 24 Практическа я р а б о т а , выставка 1. Графическая стилизация. 6 1 1 2. Батик. 6 2 3 Витражи. 6 2 4 Художественные опыты. 4 2 5. Лепка. Соленое тесто. 4 2 II. Р а б о т а с п р и р о д н ы м материалом. 26 2 24 Практическа я р а б о т а , выставка III Декоративно – прикладное искусство (макраме). 22 2 20 Практическа я р а б о т а , выставка Итого: 74 9 65
Содержание учебного плана 1-ый год обучения.
I. Основы художественного изображения. 50часов. Введение. Знакомство с планом работы. Показ работ, просмотр литературы. Тема: Композиция. Те о р и я : знакомство детей с понятием «композиция». Компоновка, композиционный центр, линия горизонта. Типы композиции: замкнутая, открытая. Практика: композиция на свободную тему. Композиция на заданную тему (включая Донскую тематику). Художественные опыты – таинственные картины (работа по сухой и мокрой мятой поверхностям). Тема: Цветоведение. Теория: основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Цветовой круг. Практика: композиция «Мое настроение». Игра – занятие «Маленький художник». Монотипия на стекле «Волшебные кляксы», монотипия на бумаге «Цветы Дона». Тема: Беспредметная композиция. Теория: абстрактная композиция. Композиция из форм, отвлеченных от изображения конкретных предметов. Ассоциации.
1 6 Практика: изображение абстрактных композиций. Фантазии выполненные в технике хромотерапия + акварельный грунт + изображение «а ля прима». Тема : Декоративная стилизация. Теория: формотворчество. Стилизация. Практика: создание декоративных образов на основе переработки натурального материала. Стилизация образов подводного животного мира Донского края. Тема: Соленое тесто. Теория: история возникновения техники. Способы изготовления теста. Способы лепки. Глазурование теста. Практика: способы лепки цветов, деревьев, листьев, плодов. Составление цветочных и фруктовых композиций на Донскую тематику. II. Работа с природным материалом. 48 часов. Введение. Теория: ознакомление с планом работы. Инструменты. Оборудование. Приемы работы с инструментами. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Тема: заготовка и обработка материалов. Теория: заготовка, обработка, хранение природных материалов (шишек, сухоцветов, желудей, каштанов, веток, семян деревьев и трав, косточек, плодов). Экскурсия в природу. Тема: работа с природными материалами растительного происхождения. Теория:знакомство с материалом. Инструменты. Приемы работы. Практика: изготовление фигурок людей и животных. Работа надсюжетными композициями из засушенных листьев, трав, плодов. Изготовление поделок из пластилина и природного материала (крылаток ясеня, иглы сосны и ели, семян). Тема: работа с природными материалами животного происхождения. Теория: знакомство с природным материалом животного происхождения, свойствами и особенностями данного материала. Практика: освоение приемов работы с природными материалами животного происхождения. Создание сувениров, плоскостных и объемных композиций. Тема: работа с природными материалами минерального происхождения. Теория:знакомство с природным материалом минерального происхождения, свойствами и особенностями данного материала. Практика: приемы работы с природными материалами минерального происхождения. Экскурсия в прошлое – живопись на природном камне с помощью перламутровых и масляных карандашей. Изготовление рамок для композиций и фотографий с использованием мелкой гальки, ракушек, мелкого и крупного песка. Тема: аппликация
1 7 Теория: понятия: фон, эскиз, аппликация, композиция. Технология изготовления аппликации. Сплошное, контурное, смешенное изображение. Практика: выполнение аппликации из материалов природ ного происхождения. Экскурсия в природу. Изготовление коллективных работ на тему «Родные просторы», «Донской пейзаж». III. Декоративно – прикладное искусство макраме.46 часов Знакомство с историей возникновения техники макраме. Показ работ. Просмотр литературы по изготовлению изделий в технике макраме. Материалы и инструменты. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Проведение бесед на темы: «Экскурс в прошлое», «Морские узлы», «Микромакраме», «Изготовление сувениров с использованием нетрадиционных техник». Приемы плетения: способы крепления нитей для начала работы основной и рабочей нити, приемы расширения плетеного полотна. Плетение сувениров и аксессуаров. Плетение настенных панно.
Содержание учебного плана 2-ой год обучения.
1.Основы художественного изображения. 84 часа. Тема: Цветоведение . Теория: взаимодействие цветов. Светотональность. Смешение с белым и черным цветом. Практика: рисование с натуры этюдов с живыми цветами, листьями. Зарисовки Донского пейзажа. Тема: Формат. Теория: понятие формат. Вертикальный и горизонтальный формат. Рисование в квадрате. План композиции. Практика: рисование композиций на свободную тему. Тема: Художественные опыты. Батик. Теория: История росписи ткани. Основные способы росписи ткани. Горячий батик. Способы закрепления батика. Батик + монотипия с использованием природного материала. Практика: Рисование композиций на свободную тему в технике горячий батик + монотипия с использованием природного материала. Т е м а : С о л ё н о е т е с т о . Теория: Способы окрашивания теста на этапе замеса пищевыми красителями. Этапы окрашивания. Роспись готовых фигурок. Моделирование лица. Практика: Лепка фигурок людей (по мотивам произведений М.А.Шолохова). Моделирование лиц. Проведение акций для детских садов « Подари сказку детям». Работа с природным материалом. 87 ч.
1 8 Тема: Заготовка и обработка материалов. Теория: Правила техники безопасности при работе с инструментами. Способы соединения деталей. Материалы для скрепления деталей. Практика: Самостоятельная работа по схемам при изготовлении многодетальных объёмных работ ( фигурки птиц , животных, людей с использованием природного материала: минерального, животного и растительного происхождения). Аппликация на тему « Времена года». Составление цветочных композиций из крылаток ясеня, бересты, соломки, зёрен, засушенных цветов, трав, листьев. 1.Декоративно-прикладное искусство ( Макраме)- 45 ч. Теория: Закрепление знаний ранее изученных узлов ( « Узелок на память», узел « Капуцин», узел « Серёжка», петельный узел.), приёмов и навыков плетения. Практика: Плетение браслетов, брелков, кулонов, украшений для шпилек ранее изученными узлами. Плетение кашпо (цепочка «змейка», цепочка с пико, репсовые узлы). Плетение панно для основы под композиции « Аквариум», « Подсолнухи», на свободную тему.
Содержание учебного плана 4-ый год обучения
1.Основы художественного изображения- 78ч. Тема: Графическая стилизация Практика: Графическое изображение осенней ненастной погоды ( деревья, сгибающиеся от ветра; кружащаяся листва; бегущие по хмурому небу облака), детям предлагается использовать следующие приёмы художественной выразительности: контрастная цветовая гамма ( чёрный, серый и белый цвета), штрихи или мазки по форме предмета, растушёвка или размывка для передачи пространства. Рисование стилизованных растительных форм. Тема: Батик Теория: Горячий батик. Способы резервирования ткани. Инструменты для нанесения воска. Виды ткани. Практика: Абстрактная роспись хлопчатобумажной ткани. Послойное нанесение воска чантингом. Удаление воска с поверхности ткани. Оформление работ. Тема: Витраж. Практика: Оформление бутылок, ваз, баночек. Выбор нанесения рисунка контура на поверхность окрашиваемого изделия. Заливка краски. Оформление изделия. Тема: Лепка. Солёное тесто. Теория: Создание фактуры поверхности. Режимы сушки и запекания. Подрумянивание изделий для создания одноцветных композиций,
1 9 многоплановость. Нанесение защитных составов. Выбор темы композиции для интерьера помещения, цветовое и стилистическое решение. Практика: изготовление изделий, сушка, подрумянивание, оформление изделий. 2. Работа с природным материалом. Тема: Оригинальные картины из зёрен. Цветы и букеты. Теория: Знакомство с техникой- картины из зёрен. Материалы, инструменты. Способы окраски зёрен. Подбор зёрен для работы. Выкладывание середины цветков. Выкладывание лепестков и листьев. Практика: Нанесение рисунка на доску, подбор зёрен для работы. Изготовление цветочных букетов и композиций полевых букетов Донского края. Оформление работ. 1. Декоративно-прикладное искусство. Макраме –51 ч. Тема: Плетение крупных изделий. Практика: Плетение триптиха « Сказка» ( панно «Добрый молодец», « Красная девица», « Птица счастья»). Изготовление ламбрекенов и штор.
Содержание учебного плана творческой группы
. I. Основы художественного изображения 1.Тема: Композиция в заданном пространстве. Теория: Беседа о разнообразии эмоционального состояния человека, о цветовой характеристике настроения. Практика: Выполнение объёмной композиции. 2. Тема: Батик. Свободная роспись. Теория: Техника свободной росписи. Практика: Рисование по ткани на свободную тему анилиновыми красителями, масляными красками, контурной наводкой и отделкой резервирующим составом. 3. Тема: Витражи. Теория: Стилизация растений, птиц, животных в разнообразных стилях. Техника безопасности при работе со стеклом. Практика: роспись по стеклу. Рисование по замыслу детей. Оформление работ. 4.Тема: Художественные опыты. Теория:Нетрадиционные техники. Практика: Синхронное рисование обеими руками. Рисование на свободную тему. 5.Тема: Лепка. Солёное тесто.Изготовление сложных композиций. Теория: Расположение отдельных деталей относительно выбранного формата. Симметричность в изделиях.
2 0 Практика:Изготовление композиций по выбору обучающихся. II. Работа с природным материалом.-87ч. Тема:Оригинальные картины из зёрен. Практика: Изготовление картин по замыслу обучающихся. III Декоративно-прикладное искусство. Макраме. 51ч. Тема:Плетение объёмных игрушек. Теория: Техника плетения по кругу. Практика: Плетение изделий по выбору обучающихся. Раздел программы Методическое обеспечение. Формы занятий П р и е м ы и методы Дидактический материал Т е х н и ч е с к о е и материальное оснащение I.Основы художественн ого изображения Традиционные комбинированн ые лекция практическое Объяснительный иллюстрационны й репродуктивный словесный демонстрационн ы е и раздаточные Зрительный ряд: видеофильмы, Оборудование
:
Ноутбук, столик с подсветкой для рисования песком.
2 1 экскурсия мастерская защита проекта фронтальный практический индивидуально- ориентированны й групповой коллективный эмоциональные волевые познавательные фотоальбомы, репродукции, журналы, буклеты, альбомы. Литературный ряд: стихи, легенды, сказки, высказывания. Музыкальный ряд: запоминающее устройство для USB с подбором мелодий соответствующи х темам занятий . Материалы
:
ткань, бумага, краски, калька , клей, лак мука, соль, вода. Инструменты
:
клеевой инструмент, ножницы, иголки, булавки, кисти, канцелярский нож инструменты для работы с солёным тестом II. Р а б о т а с природным материалом Традиционные комбинированн ые лекция практическое экскурсия мастерская защита проекта Объяснительный иллюстрационны й репродуктивный словесный фронтальный практический индивидуально- ориентированны й групповой коллективный эмоциональные волевые познавательные демонстрационн ые и раздаточные Зрительный ряд: видеофильмы, фотоальбомы, репродукции, журналы, буклеты, альбомы. Литературный ряд: стихи, легенды, сказки, высказывания. Музыкальный ряд: запоминающее устройство для USB с подбором мелодий соответствующи х темам занятий . Оборудование
:
Ноутбук. Материалы
:
ткань, бумага, краски, калька, проволока, материалы природного происхождения,клей, лак. Инструменты
:
клеевой инструмент, ножницы, шило, кусачки, булавки, кисти. III Декоративно- прикладное искусство. Макраме. Традиционные комбинированн ые лекция практическое экскурсия мастерская защита проекта Объяснительный иллюстрационны й репродуктивный словесный фронтальный практический индивидуально- ориентированны й групповой демонстрационн ы е и раздаточные Зрительный ряд: видеофильмы, фотоальбомы, репродукции, журналы, буклеты, альбомы. Литературный Оборудование
:
Ноутбук Материалы
:
картон, краски, калька, проволока, клей Инструменты
:
клеевой инструмент, ножницы, шило, кусачки, иголки, булавки, подушки для плетения,
2 2 коллективный эмоциональные волевые познавательные ряд: стихи, легенды, сказки, высказывания. Музыкальный ряд: запоминающее устройство для USB с подбором мелодий соответствующи х темам занятий . Список литературы, для обучающихся: 1. Величка Н. Роспись. Техники, приёмы, изделия. М., АСТ- ПРЕСС, 1999. 2. Горяинова О.В., Паианова. Микромакраме с бисером и бусинами. Ростов- на-Дону, Феникс, 2006. 3. Данильченко Л.А., Скребцова Т.О. Плетение из шпагата, шнура, бечёвки. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006. 4. Исполнева Ю.Ф. Секреты макраме. Уроки ремесла. М., АСТ. Астрель. 2002. 5. Максимова М., Кузьмина М., Послушные узелки. М., Эксмо, 1997 6. Нагибина М.И., Природные дары для поделок и игры. Я., академия развития, 1997. 7. Силаева К.В., Солёное тесто: украшения, сувениры, поделки. М., Эксмо, 2003. 8. Скребцова Т.О. Солёное тесто: идеи для интерьера: панно, фоторамки, миниатюры. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007. 9. Тукало Т., Чудина Е., Шквыря Ж.. Оригинальные картины из зёрен. Цветы и букеты. М., Контент, 2004. 10.Федотова В.А., Федотов В.И. Наузовое плетение (макраме). М., Из-во АСТ , 2007. Список литературы для педагога: 1. Ачнатов М. Немеркнущее наследие. М., 1990 2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М., Просвещение 1981. 3. Жеганова С.Н. Русская народная живопись. М., 1984 4. Капустин Н.П. Личностно- ориентированные технологии воспитания. М., 1994. 5. Кожохина С.К. Батик. Я., Академия развития, 2000. 6. Мителло. Аппликация, техника и искусство. М., Эксмо - пресс, 2002. 7. Сараева Ю.С., Роспись по ткани. Ростов-на-Дону, Феникс, 2000. 8. Сурина М.О. История образования и цветодидактики. М., Март, 2003.
2 3 9. Хананова И. М., АСТ - Пресс книга, 2010. 10.Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе. М., Просвещение, 1981. 11.Хоменко В.А. Солёное тесто. Шаг за шагом. Х., Книжный клуб, 2007. 12. Чиотти Д. Макраме: украшения из плетёных узелков. М.., Ниола 21- век, 2005. 13.Чикалов А.К. Русское народное декоравтивно - прикладное искусство. М., Просвещение, 1973. 14.Что можно сделать из природного материала. М., Просвещение, 1991. 15.Шеремет Е.В. Лучшие поделки из солёного теста. Х., Фактор, 2008. 16.Этюды по всеобщей истории искусств, М., 1979. План воспитательной работы. № п/п Наименование мероприятия Цель Сроки Место проведения 1. «Мы рады вам» Комплектование сентябрь ЦТ 2. «Давайте познакомимся» Создание комфортной обстановки в сентябрь ЦТ
2 4 объединении. 3. «Осень золотая». Создание дружеской обстановки в объединении. октябрь ЦТ 4. Б е с е д а « Я з а з д о р о в ы й о б р а з жизни» Профилактика здорового образа жизни. ноябрь ЦТ 5. Рождественские посиделки. Знакомство с народными традициями. январь ЦТ 6. Б е с е д а « Г е р о и отечества». Воспитание патриотизма. февраль ЦТ 7. Праздник бабушек и мам. Знакомство с историей праздника. март ЦТ 8. Б е с е д а « Н е т наркотикам» Профилактика здорового образа жизни. апрель ЦТ 9. Б е с е д а « Э т о т с л а в н ы й д е н ь победы» Воспитание патриотизма, у в а ж е н и я к старшему поколению. май ЦТ
2 5


В раздел образования