Изменение имён существительных по командам вопросов
Автор: Токарь Светлана Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ СШ № 9 Населённый пункт: город Переславль - Залесский, Ярославская область Наименование материала: разработка урока русского языка в 3 классе по УМК "Гармония" Тема: Изменение имён существительных по командам вопросов Раздел: начальное образование
учителя: Токарь Светлана Анатольевна
Предмет: Русский язык
Класс: 3 класс
Тип урока: урок открытия нового знания
Тема
Изменение имён существительных по командам вопросов.
Цель
Формирование первоначальных представлений об изменении имён существительных по падежам.
Задачи
Совершенствовать умения определять изученные изменения частей речи;
познакомить с изменением имён существительных по команде вопроса для связи слов в предло-
жении;
познакомить с понятием «падеж» и количеством падежей в русском языке;
дать понятие о форме именительного падежа единственного числа, как начальной форме имени
существительного;
способствовать формированию познавательных УУД, построению логических рассуждений,
выполнение заданий на анализ и сравнение, классификацию, осуществление поиска информа-
ции, обобщение.
способствовать формированию регулятивных УУД через обучение постановке учебной задачи,
через прогнозирование (планирование) предстоящей работы, осуществление самоконтроля;
способствовать формированию коммуникативных УУД через выполнение правил общения на
уроке, ведение диалога, через работу в паре;
способствовать формированию личностных УУД через воспитание прилежания, любознатель-
ности в процессе учения.
Планируемые ре-
зультаты
Предметные:
уметь систематизировать изученные изменения частей речи;
анализировать изменения имён существительных по команде вопроса;
изменять и сравнивать изменения пар существительных (одушевлённые и неодушевлённые) по
команде вопросов;
знать и определять именительный падеж единственного числа, как начальную форму имени су-
ществительного.
Личностные:
эстетическое восприятие мира;
положительное отношение к обучению.
Метапредметные:
принимать и ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
делать выводы в результате совместной работы;
действовать по инструкциям учителя;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебной задачи, из материалов
учебника, собственных наблюдений;
понимать информацию, представленную в изобразительной и модельной форме;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, срав-
нения, классификации, построения рассуждений и выводов;
аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Основные понятия
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, форма слова, падеж, изменение имён
существительных по падежам, именительный падеж имени существительного, начальная форма име-
ни существительного.
Межпредметные свя-
зи
русский язык
Ресурсы
Учебник: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., «К тайнам нашего языка». 1 ч., Смоленск, « Ассоциа-
ция XXI век» – 2014
Тетрадь – задачник: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., «К тайнам нашего языка». 1 ч., Смоленск, «
Ассоциация XXI век» – 2014
Ноутбук
Проектор
Интерактивная приставка Mimio
Документ – камера Mimio
Материалы сайта umk-garmoniya
Используемые техно-
логии
Частично поисковый способ обучения, деятельностный подход.
Дидактическая
структура
урока (этапы урока)
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
Предметные
УУД
1. Организационный
момент
Ставит задачу - проверяет го-
товность рабочего места обучаю-
щегося.
- Прозвенел звонок и смолк – начи-
нается урок.
- Сегодня у нас на уроке присут-
ствуют гости. Принимать гостей
всегда очень приятно. Давайте по-
приветствуем их так, как это делают
школьники. А теперь посмотрите
друг на друга, улыбнитесь, желаю
вам успешной работы. Садитесь.
- Какие качества помогут вам до-
биться успеха? (трудолюбие, вни-
мание, усидчивость, взаимопо-
мощь...)
- Я уверена, что вы все на уроке бу-
дете внимательными, усидчивыми,
трудолюбивыми и будете помогать
друг другу. Желаю вам успеха на
уроке!
Проверяют готовность
рабочего места (на-
личие учебника, печат-
ной тетради, письмен-
ных принадлежностей)
Формирование
умений организо-
вывать рабочее
место.
Регулятивные:
контроль за со-
стоянием рабоче-
го места.
эмоционально –
положительный
настрой на урок,
создание ситуа-
ции успеха, дове-
рия.
Личностные:
нравственно –
этическая ориен-
тация (исходя из
социальных и
личностных
ценностей).
2. Актуализация зна-
ний. Мотивация к
учебной деятельно-
сти.
Организует повторение изученно-
го материала:
- Ребята, чем мы занимались на про-
тяжении нескольких уроков? (Вы-
ясняли, как изменяются части
речи).
- За словами, каких частей речи мы
наблюдали? (имени существитель-
ного, имени прилагательного,
глагола).
Проводит параллель с ранее изу-
ченным материалом. Подводит
обучающихся к формулированию
темы урока.
- Давайте вспомним, как изменяют-
ся эти частиречи.
- Как изменяется имя существитель-
ное?
- Как изменяется имя прилагатель-
ное?
- Как изменяются глаголы в опре-
делённой форме?
Выводит на доску первую стра-
Вспоминают об изу-
ченных изменениях
частей речи, отвечают
на вопросы учите-
ля, строят речевые вы-
сказывания.
Вспоминают, в какой
форме могут употреб-
ляться имена суще-
ствительные, имена
прилагательные и гла-
голы (в определённой
форме), объясняют
свой выбор, определя-
ют границы знания и
незнания, пытаются
сформулировать тему
урока.
Систематизация
на основе имею-
щихся знаний ин-
формации об изу-
ченных измене-
ниях частей речи.
Развитие умения
изменять форму
имени существи-
тельного.
Познавательные:
синтез, как со-
ставление целого
из частей;
построение логи-
ческой цепи рас-
суждений, обос-
нование выбора.
Регулятивные:
целеполагание
(постановка
учебной задачи
на основе соот-
несения того, что
изучено и что не
изучено).
Коммуникативные:
построение речевого
высказывания.
ничку флипчарта.
- А с какой частью речи, мы будем
сегодня работать, вы узнаете, отга-
дав загадку:
Есть один седой старик,
Превращаться он привык:
В шляпу, в дерево, в конфеты –
в общем, в разные предметы.
- О какой части речи идёт речь? По-
чему?
Кликом мыши убирает имя прила-
гательное, глагол.
- Так, как же изменяются имена су-
ществительные?
3. Определение учеб-
ной задачи
Уточняет понимание обучающи-
мися поставленные цели урока.
- Давайте поработаем с одним из
имён существительных. Предлагаю
вам отгадать ещё одну загадку:
Мама с папой говорят,
Что теперь я — старший брат,
Осуществляют учеб-
ное сотрудничество,
обосновывают свой
выбор, отвечают на во-
просы учителя, строят
рассуждения, пытают-
ся определить учеб-
ную задачу.
Повторение пра-
вил проверки без-
ударного гласного
в корне существи-
тельного спосо-
бом изменения по
числам.
Определение и
Познавательные:
формулирование
проблемы;
самостоятельное
формулирование
познавательной
цели;
Что за куколка в коляске плачет?
Видимо, от тряски?
В ванной ползунков гора!
Брату кто она? …
(Сестра.)
- С каким существительным будем
работать?
На доску вывешивает слово «се-
стра» с указанием орфографиче-
ской задачи.
- Открываем тетради, записываем:
«Девятое декабря.
Классная работа».
- Запишите слово «сестра», решив
орфографическую задачу.
Вызывается один ученик к доске и
выполняет задание на доске.
- Через чёрточку, запишите прове-
рочное слово. Каким способом про-
верки мы воспользовались? (Из од-
ного предмета сделали – много).
- Так как мы изменили существи-
тельное? (По числам).
Записывают в рабочих
тетрадях слово «се-
стра», решая орфогра-
фическую задачу.
формулирование
темы урока.
подведение под
понятие.
Регулятивные:
целеполагание
(принятие и по-
становка учеб-
ной задачи);
прогнозирование
;
предугадывание.
Личностные:
смыслообразова-
ние: понимание
сущности усво-
енного.
Коммуникативные:
построение рече-
вого высказыва-
ния.
Обратить внимание на флип-
чарт.
- А как ещё изменяются существи-
тельные? (По команде вопроса).
- Измените слово «сестра» по ко-
манде вопроса.
- По какому ещё вопросу….
- А, вы точно знаете, по командам,
каких вопросов изменяется имя су-
ществительное?
- Какая же тема нашего урока? (Из-
менение имён существительных
по команде вопросов).
- Какую цель поставим на урок?
(Научиться изменять имена суще-
ствительные по командам вопро-
сов).
4. Работа по откры-
тию нового знания.
Организует устный коллектив-
ный анализ учебной задачи.
Побуждает обучающихся к выска-
зыванию своего мнения.
Читают задания к
упражнениям, опреде-
ляют, какое задание
необходимо выпол-
нить.
Развитие умений
изменять имена
существительные
по командам во-
просов для связи
Коммуникативные:
сотрудничество с
учителем и
детьми, высказы-
вание своего
Отмечает степень вовлеченно-
сти обучающихся в работу на
уроке.
- Для этого предлагаю вам выпол-
нить упражнение 190 на странице
76 учебника.
- Прочитайте задание к упражнению
(про себя, вслух) .
Где будем работать? (В тетради –
задачнике).
- Почему вы так решили? (Потому
что дан значок «выполняй зада-
ние в тетради – задачнике»).
- Прочтите задание в тетради – за-
дачнике.
- Какое слово будем вписывать?
(Сестра).
- Вписывая слово «сестра», о чём
необходимо помнить ? (Оставим
слово в начальной форме или бу-
дем его изменять).
Организует учебное взаимодей-
ствие обучающихся в парах.
Планируют работу по
изучению нового мате-
риала в ходе урока.
Отвечают на вопросы
учителя, доказывают
верность своего отве-
та.
Работают в парах.
Вписывают имена су-
ществительные в
предложения, изменяя
их по командам вопро-
сов.
Определяют, по ко-
мандам, каких вопро-
сов изменяются имена
существительные, вы-
ясняют, что при этом
изменяется окончание
существительного, на-
зывают окончания
форм существительно-
го.
Осуществляют само-
проверку по образцу
слов в предложе-
нии.
Знакомство с ко-
мандами вопро-
сов, по которым
изменяются имена
существительные.
Формирование по-
нятий «падеж»,
изменение имён
существительных
по командам во-
просов - измене-
ние по падежам.
Знакомство с име-
нительным паде-
жом, как началь-
ной формой име-
ни существитель-
ного, его вопроса-
ми.
мнения, обсу-
ждение;
инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации;
умение с доста-
точной полнотой
и точностью вы-
ражать свои
мысли;
умение слушать
и вступать в диа-
лог, участвовать
в коллективном
обсуждении
проблем, строить
сотрудничество
со сверстниками
и взрослыми.
Познавательные:
знаково - симво-
лические дей-
ствия (чтение
условных
обозначений
- Над этим упражнением предлагаю
вам поработать в парах.
Осуществляет проверку по стра-
нице 2 флипчарта.
Организует самопроверку задания.
- Если, задание выполнено верно,
поставьте себе «+», если, были
ошибки «-».
- Пришлось ли изменять форму сло-
ва «сестра»? (Пришлось).
- Для чего? (Чтобы связать слова
в предложении по смыслу).
- Какая часть слова при этом изме-
нялась? (Окончание).
- Выделите окончания в формах сло-
ва «сестра».
- Проверим.
- По команде каких вопросов изме-
няли слово «сестра»?
Выставляет на доску команды во-
просов:
страницы флипчарта
(упр. 190), при помо-
щи документ – камеры
(упр.191).
Оценивают свою рабо-
ту при помощи мето-
дики «Плюс. Минус».
Извлекают нужную
информацию из учеб-
ника.
Читают новые науч-
ные сведения в учеб-
нике, анализируют со-
держание прочитанно-
го, отвечают на вопро-
сы учителя.
Планируют работу на
уроке.
учебника);
анализ измене-
ния имён суще-
ствительных по
команде вопроса;
поиск информа-
ции и анализ ин-
формации, логи-
ческие (установ-
ление соответ-
ствия);
обобщение.
Регулятивные:
выделение и осо-
знание обучаю-
щимися того,
что уже усвоено
и что ещё подле-
жит усвоению;
контроль в фор-
ме сличения ре-
зультата с задан-
ным эталоном с
целью обнаруже-
ния отклонений
и отличий от эта-
кто?
кого?
кому?
кого?
кем?
о ком?
- Перечислите вопросы, по которым
изменялось слово «сестра».
- Чем мы сейчас занимались? (Из-
меняли существительное по ко-
мандам вопросов).
- В результате работы, что выясни-
ли? (Выяснили, по каким вопро-
сам изменяется имя существи-
тельное).
На доску выставляется: «Выяс-
нить» (1 – й пункт плана рабо-
ты).
- Предлагаю понаблюдать ещё за од-
ним словом. В этом нам поможет
упражнение 191.
лона;
способность к
преодолению
препятствий;
планирование:
определение по-
следовательно-
сти промежуточ-
ных целей с
учётом конечно-
го результата;
целеполагание
(принятие учеб-
ной задачи), осу-
ществление
самоконтроля,
самооценка.
Личностные:
смыслообразо-
вание(
адекват-
ное
реагирова-
ние
на
трудно-
сти).
- Прочтите задание к упражнению.
- Какое слово необходимо вписать?
(Река).
- Каким образом будем работать над
словом? (Будем ставить вопросы
к существительному и записы-
вать его формы, выделяя при
этом окончания).
- Поработаем в парах и выполним
данное задание.
Осуществляет проверку при помо-
щи документ – камеры.
Организует самопроверку задания.
- Если, задание выполнено верно,
поставьте себе «+», если, были
ошибки «-».
- Скажите по порядку вопросы, ко-
торые вы задавали.
Выставляет на доску команды во-
просов:
что?
чего?
чему?
что?
чем?
о чём?
- Сколько раз вам пришлось изме-
нять форму слова? (6 раз).
- Для чего вы изменяли форму сло-
ва? (Чтобы связать слова в
предложении по смыслу).
Обращается к пункту плана «Вы-
яснить».
- Что мы выяснили? (По каким во-
просам изменяются имена суще-
ствительные).
- Значит, этот этап работы нами вы-
полнен.
Ставит отметку о выполнении
пункта плана «Выяснить».
- А знаете ли вы, как называется из-
менение имён существительных по
командам вопросов? (Нет).
А где мы можем это узнать? ( В
учебнике, спросить у взрослых,по-
читать в справочной литературе и
т.д.).
На доску выставляет: «Узнать»
(2 – й пункт плана работы).
Организует фронтальную работу
по выбору необходимой информа-
ции из учебника.
- Сегодня мы будем получать ин-
формацию из учебника и поможет в
этом упражнение 192 на странице
77 учебника.
- Прочтите задание упражнения. Что
предлагает выполнить учебник?
(Прочитать и узнать новое об из-
менениях слов).
- Читаем (про себя, вслух) .
- Для чего изменяются имена суще-
ствительные? (Для связи слов в
предложении).
- По командам, каких вопросов из-
меняются имена существительные?
(При помощи флипчарта называ-
ются вопросы).
- Как учёные назвали изменения
имён существительных по командам
этих вопросов? (Изменением по па-
дежам).
- Что означает слово «падеж» в
переводе с греческого? (Падение).
- Почему? (Изменяясь, имя суще-
ствительное как бы падает со сту-
пеньки на ступеньку).
Сколько ступенек с вопросами? (6).
- Сколько пар вопросов? (6).
- Сколько же падежей в русском
языке? (6).
- Продолжим читать и узнавать но-
вое. Выполним упражнение 193 на
страницах 77 – 78 учебника.
-Выясним, какие важные сведения
сообщает учебник.
- Что узнали? (Именительный па-
деж – главный. Его так назвали,
потому что он даёт имя предмету,
требуя ответа на вопросы: кто?
что?).
Читает стихотворение об имени
существительном. Обращает
внимание обучающихся на стра-
ницу 3 флипчарта.
- Существительное, в какой форме
является начальной формой имени
существительного? (В именитель-
ном падеже, в единственном чис-
ле).
- Узнали новые сведения? (Узнали).
Ставит отметку о выполнении
пункта плана «Узнать».
5. Закрепление нового
материала.
Организует закрепление изученно-
го об именительном падеже имён
существительных в соответ-
ствии с планом работы.
- У нас на доске пункты плана, кото-
рые мы уже выполнили. Перечисли-
те их . (Выяснить. Узнать).
- Как вы думаете, а теперь, что мы
должны сделать? (Закрепить наши
знания).
Планируют работу по
изучению нового мате-
риала в ходе урока.
Записывают имена су-
ществительные в два
столбика, распределяя
по командам вопросов:
кто? что?.
Отвечают на вопросы
учителя, доказывают
верность своего отве-
Закрепление зна-
ний об именитель-
ном падеже имени
существительно-
го.
Регулятивные:
планирование:
определение по-
следовательно-
сти промежуточ-
ных целей с
учётом конечно-
го результата;
самооценка. уме-
ние осуще-
ствлять познава-
На доску выставляет: «Закре-
пить» (3 – й пункт плана рабо-
ты).
- Подберите по три слова в каждый
столбик. На какие вопросы должны
отвечать слова? (кто? что?).
Организует индивидуальную рабо-
ту.
Во время работы детей, проверяя
задание, выбирает слова во мно-
жественном числе.
- Прочтите, записанные вами слова.
Выслушивает ответы 3 – 4 человек.
- Что вы можете сказать об этих сло-
вах? (Это имена существитель-
ные, в именительном падеже).
- Посмотрев в ваши работы, я выпи-
сала на доску следующие слова…
Организует коллективную работу
по определению начальной формы
имени существительного.
Открывает запись на доске:
та.
Выясняют, что суще-
ствительные в имени-
тельном падеже, во
множественном числе
не стоят в начальной
форме.
тельную и лич-
ностную рефлек-
сию.
Коммуникативные:
построение рече-
вого высказыва-
ния, осуществле-
ние учебного со-
трудничества с
учителем и
сверстниками.
Познавательные:
поиск и анализ
информации;
анализ слов с це-
лью выделения
признаков имён
существитель-
ных;
подведение под
понятие «началь-
ная форма имени
существительно-
го»;
формулирование
кто? что?
кошки игры
клоуны книги
- Стоят ли данные имена существи-
тельные в начальной форме? (Нет).
- Почему? (Потому что начальная
форма имени существительного –
это существительное в имени-
тельном падеже, в единственном
числе. А эти существительные
стоят в именительном падеже. Во
множественном числе).
- Молодцы. Закрепили мы свои
знания об именительном падеже? (
Да).
- Значит, мы выполнили пункт плана
«Закрепить»
Ставит отметку о выполнении
пункта плана «Закрепить».
выводов.
Личностные:
оценивание усва-
иваемого содер-
жания материа-
ла.
6. Рефлексия
Организует рефлексию, в форме
перекрёстного опроса по изученно-
му материалу.
- А что осталось сделать в конце
Называют основные
позиции материала и
как они их усвоили
(что получилось, что
См. предыдущие
этапы.
Познавательные:
рефлексия
Коммуникативные:
урока? (Подвести итог).
На доску выставляет: «Подвести
итог» (4 – й пункт плана работы).
- Какова была тема урока? ( Изме-
нение имён существительных по
командам вопросов).
- Какую цель мы ставили на урок?
(Научиться изменять имена суще-
ствительные по командам вопро-
сов).
- С какими новыми научными сведе-
ниями познакомились?
- Какое задание вам показалось са-
мым трудным?
- Какое задание было самое ин-
тересное?
- Как вы думаете, что будем изучать
на следующих уроках?
- Кого можно похвалить за актив-
ную работу?
- Оцените свою работу на уроке при
помощи красного, жёлтого и зелёно-
не получилось).
Строят речевое выска-
зывание.
Осуществляют самоо-
ценку.
постановка вопросов,
построение речевого
высказывания
Личностные:
смыслообразование,
т.е. ученик задаётся
вопросом: «Какое зна-
чение и какой смысл
имеет для меня уче-
ние? Что дал урок?»
го карандашей.
- Как вы себя оценили?
Выслушивает 5 – 6 человек.
7. Домашнее задание
Организует совместную домаш-
нюю работу обучающихся и роди-
телей.
- Дома поработаете с жёлтой рамоч-
кой – «Расскажи дома. Что теперь
знаешь». На странице 78 учебника.
Читают задание рамки
в учебнике и выясня-
ют, какое домашнее за-
дание им предстоит
выполнить.
Развитие умений
рассказывать о по-
лученных знаниях
родителям.
Коммуникативные:
умение с доста-
точной полнотой
и точностью вы-
ражать свои мыс-
ли.
Познавательные:
поиск и выделе-
ние информации.
Регулятивные:
составление пла-
на и последова-
тельности дей-
ствий.
Личностные:
понимание сущ-
ности усвоенно-
го.
8. Итог урока
-Вы очень хорошо работали. Спаси-
бо вам за урок.