Напоминание

Изменение имён существительных по командам вопросов


Автор: Токарь Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ № 9
Населённый пункт: город Переславль - Залесский, Ярославская область
Наименование материала: разработка урока русского языка в 3 классе по УМК "Гармония"
Тема: Изменение имён существительных по командам вопросов
Раздел: начальное образование





Назад





Технологическая карта урока

Ф.И.О.

учителя:
Токарь Светлана Анатольевна
Предмет:
Русский язык
Класс:
3 класс
Тип урока:
урок открытия нового знания
Тема
Изменение имён существительных по командам вопросов.
Цель
Формирование первоначальных представлений об изменении имён существительных по падежам.
Задачи
 Совершенствовать умения определять изученные изменения частей речи;  познакомить с изменением имён существительных по команде вопроса для связи слов в предло- жении;  познакомить с понятием «падеж» и количеством падежей в русском языке;  дать понятие о форме именительного падежа единственного числа, как начальной форме имени существительного;  способствовать формированию познавательных УУД, построению логических рассуждений, выполнение заданий на анализ и сравнение, классификацию, осуществление поиска информа-
ции, обобщение.  способствовать формированию регулятивных УУД через обучение постановке учебной задачи, через прогнозирование (планирование) предстоящей работы, осуществление самоконтроля;  способствовать формированию коммуникативных УУД через выполнение правил общения на уроке, ведение диалога, через работу в паре;  способствовать формированию личностных УУД через воспитание прилежания, любознатель- ности в процессе учения.
Планируемые ре-

зультаты
Предметные:  уметь систематизировать изученные изменения частей речи;  анализировать изменения имён существительных по команде вопроса;  изменять и сравнивать изменения пар существительных (одушевлённые и неодушевлённые) по команде вопросов;  знать и определять именительный падеж единственного числа, как начальную форму имени су- ществительного. Личностные:  эстетическое восприятие мира;  положительное отношение к обучению. Метапредметные:  принимать и ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
 делать выводы в результате совместной работы;  действовать по инструкциям учителя;  осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебной задачи, из материалов учебника, собственных наблюдений;  понимать информацию, представленную в изобразительной и модельной форме;  применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, срав- нения, классификации, построения рассуждений и выводов;  аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;  вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Основные понятия
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, форма слова, падеж, изменение имён существительных по падежам, именительный падеж имени существительного, начальная форма име- ни существительного.
Межпредметные свя-

зи
русский язык
Ресурсы
Учебник: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., «К тайнам нашего языка». 1 ч., Смоленск, « Ассоциа- ция XXI век» – 2014 Тетрадь – задачник: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., «К тайнам нашего языка». 1 ч., Смоленск, « Ассоциация XXI век» – 2014 Ноутбук
Проектор Интерактивная приставка Mimio Документ – камера Mimio Материалы сайта umk-garmoniya
Используемые техно-

логии
Частично поисковый способ обучения, деятельностный подход.

Дидактическая

структура

урока (этапы урока)

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Организационный

момент

Ставит задачу - проверяет го-

товность рабочего места обучаю-

щегося.
- Прозвенел звонок и смолк – начи- нается урок. - Сегодня у нас на уроке присут- ствуют гости. Принимать гостей всегда очень приятно. Давайте по- приветствуем их так, как это делают школьники. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, желаю вам успешной работы. Садитесь. - Какие качества помогут вам до- биться успеха?
(трудолюбие, вни-

мание, усидчивость, взаимопо-

мощь...)
- Я уверена, что вы все на уроке бу- дете внимательными, усидчивыми, трудолюбивыми и будете помогать друг другу. Желаю вам успеха на уроке! Проверяют готовность рабочего места (на- личие учебника, печат- ной тетради, письмен- ных принадлежностей) Формирование умений организо- вывать рабочее место.
Регулятивные:
 контроль за со- стоянием рабоче- го места.  эмоционально – положительный настрой на урок, создание ситуа- ции успеха, дове- рия.
Личностные:
 нравственно – этическая ориен- тация (исходя из социальных и личностных ценностей).

2. Актуализация зна-

ний. Мотивация к

учебной деятельно-

сти.

Организует повторение изученно-

го материала:
- Ребята, чем мы занимались на про- тяжении нескольких уроков?
(Вы-

ясняли, как изменяются части

речи).

-
За словами, каких частей речи мы наблюдали?
(имени существитель-

ного, имени прилагательного,

глагола).

Проводит параллель с ранее изу-

ченным материалом. Подводит

обучающихся к формулированию

темы урока.
- Давайте вспомним, как изменяют- ся эти частиречи. - Как изменяется имя существитель- ное? - Как изменяется имя прилагатель- ное? - Как изменяются глаголы в опре- делённой форме?
Выводит на доску первую стра-
Вспоминают об изу- ченных изменениях частей речи, отвечают на вопросы учите- ля, строят речевые вы- сказывания. Вспоминают, в какой форме могут употреб- ляться имена суще- ствительные, имена прилагательные и гла- голы (в определённой форме), объясняют свой выбор, определя- ют границы знания и незнания, пытаются сформулировать тему урока. Систематизация на основе имею- щихся знаний ин- формации об изу- ченных измене- ниях частей речи. Развитие умения изменять форму имени существи- тельного.
Познавательные:
 синтез, как со- ставление целого из частей;  построение логи- ческой цепи рас- суждений, обос- нование выбора.
Регулятивные:
 целеполагание (постановка учебной задачи на основе соот- несения того, что изучено и что не изучено).
Коммуникативные:
построение речевого высказывания.

ничку флипчарта.
- А с какой частью речи, мы будем сегодня работать, вы узнаете, отга- дав загадку: Есть один седой старик, Превращаться он привык: В шляпу, в дерево, в конфеты – в общем, в разные предметы.
-
О какой части речи идёт речь? По- чему?
Кликом мыши убирает имя прила-

гательное, глагол.
- Так, как же изменяются имена су- ществительные?
3. Определение учеб-

ной задачи

Уточняет понимание обучающи-

мися поставленные цели урока.
- Давайте поработаем с одним из имён существительных. Предлагаю вам отгадать ещё одну загадку: Мама с папой говорят, Что теперь я — старший брат, Осуществляют учеб- ное сотрудничество, обосновывают свой выбор, отвечают на во- просы учителя, строят рассуждения, пытают- ся определить учеб- ную задачу. Повторение пра- вил проверки без- ударного гласного в корне существи- тельного спосо- бом изменения по числам. Определение и
Познавательные:
 формулирование проблемы;  самостоятельное формулирование познавательной цели;
Что за куколка в коляске плачет? Видимо, от тряски? В ванной ползунков гора! Брату кто она? …
(Сестра.)

-
С каким существительным будем работать?
На доску вывешивает слово «се-

стра» с указанием орфографиче-

ской задачи.
- Открываем тетради, записываем: «Девятое декабря. Классная работа». - Запишите слово «сестра», решив орфографическую задачу.
Вызывается один ученик к доске и

выполняет задание на доске.
- Через чёрточку, запишите прове- рочное слово. Каким способом про- верки мы воспользовались?
(Из од-

ного предмета сделали – много).

-
Так как мы изменили существи- тельное?
(По числам).
Записывают в рабочих тетрадях слово «се- стра», решая орфогра- фическую задачу. формулирование темы урока.  подведение под понятие.
Регулятивные:
 целеполагание (принятие и по- становка учеб- ной задачи);  прогнозирование ;  предугадывание.
Личностные:
 смыслообразова- ние: понимание сущности усво- енного.
Коммуникативные:
 построение рече- вого высказыва- ния.

Обратить внимание на флип-

чарт.
- А как ещё изменяются существи- тельные?
(По команде вопроса).
- Измените слово «сестра» по ко- манде вопроса. - По какому ещё вопросу…. - А, вы точно знаете, по командам, каких вопросов изменяется имя су- ществительное? - Какая же тема нашего урока?
(Из-

менение имён существительных

по команде вопросов).
- Какую цель поставим на урок?
(Научиться изменять имена суще-

ствительные по командам вопро-

сов).

4. Работа по откры-

тию нового знания.

Организует устный коллектив-

ный анализ учебной задачи.

Побуждает обучающихся к выска-

зыванию своего мнения.
Читают задания к упражнениям, опреде- ляют, какое задание необходимо выпол- нить. Развитие умений изменять имена существительные по командам во- просов для связи
Коммуникативные:
 сотрудничество с учителем и детьми, высказы- вание своего

Отмечает степень вовлеченно-

сти обучающихся в работу на

уроке.

-
Для этого предлагаю вам выпол- нить упражнение 190 на странице 76 учебника. - Прочитайте задание к упражнению
(про себя, вслух)
. Где будем работать?
(В тетради –

задачнике).
- Почему вы так решили?
(Потому

что дан значок «выполняй зада-

ние в тетради – задачнике»).

-
Прочтите задание в тетради – за- дачнике. - Какое слово будем вписывать?
(Сестра).

-
Вписывая слово «сестра», о чём необходимо помнить
? (Оставим

слово в начальной форме или бу-

дем его изменять).

Организует учебное взаимодей-

ствие обучающихся в парах.
Планируют работу по изучению нового мате- риала в ходе урока. Отвечают на вопросы учителя, доказывают верность своего отве- та. Работают в парах. Вписывают имена су- ществительные в предложения, изменяя их по командам вопро- сов. Определяют, по ко- мандам, каких вопро- сов изменяются имена существительные, вы- ясняют, что при этом изменяется окончание существительного, на- зывают окончания форм существительно- го. Осуществляют само- проверку по образцу слов в предложе- нии. Знакомство с ко- мандами вопро- сов, по которым изменяются имена существительные. Формирование по- нятий «падеж», изменение имён существительных по командам во- просов - измене- ние по падежам. Знакомство с име- нительным паде- жом, как началь- ной формой име- ни существитель- ного, его вопроса- ми. мнения, обсу- ждение;  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  умение с доста- точной полнотой и точностью вы- ражать свои мысли;  умение слушать и вступать в диа- лог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Познавательные:
 знаково - симво- лические дей- ствия (чтение условных обозначений
- Над этим упражнением предлагаю вам поработать в парах.
Осуществляет проверку по стра-

нице 2 флипчарта.

Организует самопроверку задания.
- Если, задание выполнено верно, поставьте себе «+», если, были ошибки «-». - Пришлось ли изменять форму сло- ва «сестра»?
(Пришлось).

-
Для чего?
(Чтобы связать слова

в предложении по смыслу).

-
Какая часть слова при этом изме- нялась?
(Окончание).
- Выделите окончания в формах сло- ва «сестра». - Проверим.
-
По команде каких вопросов изме- няли слово «сестра»?
Выставляет на доску команды во-

просов:
страницы флипчарта (упр. 190), при помо- щи документ – камеры (упр.191). Оценивают свою рабо- ту при помощи мето- дики «Плюс. Минус». Извлекают нужную информацию из учеб- ника. Читают новые науч- ные сведения в учеб- нике, анализируют со- держание прочитанно- го, отвечают на вопро- сы учителя. Планируют работу на уроке. учебника);  анализ измене- ния имён суще- ствительных по команде вопроса;  поиск информа- ции и анализ ин- формации, логи- ческие (установ- ление соответ- ствия);  обобщение.
Регулятивные:
 выделение и осо- знание обучаю- щимися того, что уже усвоено и что ещё подле- жит усвоению;  контроль в фор- ме сличения ре- зультата с задан- ным эталоном с целью обнаруже- ния отклонений и отличий от эта-

кто?

кого?

кому?

кого?

кем?

о ком?
- Перечислите вопросы, по которым изменялось слово «сестра». - Чем мы сейчас занимались?
(Из-

меняли существительное по ко-

мандам вопросов).

-
В результате работы, что выясни- ли?
(Выяснили, по каким вопро-

сам изменяется имя существи-

тельное).

На доску выставляется: «Выяс-

нить» (1 – й пункт плана рабо-

ты).
- Предлагаю понаблюдать ещё за од- ним словом. В этом нам поможет упражнение 191. лона;  способность к преодолению препятствий;  планирование: определение по- следовательно- сти промежуточ- ных целей с учётом конечно- го результата;  целеполагание (принятие учеб- ной задачи), осу- ществление самоконтроля, самооценка.
Личностные:
 смыслообразо- вание( адекват- ное реагирова- ние на трудно- сти).
- Прочтите задание к упражнению. - Какое слово необходимо вписать?
(Река).
- Каким образом будем работать над словом?
(Будем ставить вопросы

к существительному и записы-

вать его формы, выделяя при

этом окончания).
- Поработаем в парах и выполним данное задание.
Осуществляет проверку при помо-

щи документ – камеры.

Организует самопроверку задания.
- Если, задание выполнено верно, поставьте себе «+», если, были ошибки «-». - Скажите по порядку вопросы, ко- торые вы задавали.
Выставляет на доску команды во-

просов:

что?

чего?


чему?

что?

чем?

о чём?
- Сколько раз вам пришлось изме- нять форму слова?
(6 раз).
- Для чего вы изменяли форму сло- ва?
(Чтобы связать слова в

предложении по смыслу).

Обращается к пункту плана «Вы-

яснить».
- Что мы выяснили?
(По каким во-

просам изменяются имена суще-

ствительные).

-
Значит, этот этап работы нами вы- полнен.
Ставит отметку о выполнении

пункта плана «Выяснить».
- А знаете ли вы, как называется из- менение имён существительных по командам вопросов?
(Нет).
А где мы можем это узнать? (
В


учебнике, спросить у взрослых,по-

читать в справочной литературе и

т.д.).

На доску выставляет: «Узнать»

(2 – й пункт плана работы).

Организует фронтальную работу

по выбору необходимой информа-

ции из учебника.

-
Сегодня мы будем получать ин- формацию из учебника и поможет в этом упражнение 192 на странице 77 учебника. - Прочтите задание упражнения. Что предлагает выполнить учебник?
(Прочитать и узнать новое об из-

менениях слов).
- Читаем
(про себя, вслух)
. - Для чего изменяются имена суще- ствительные?
(Для связи слов в

предложении).
- По командам, каких вопросов из- меняются имена существительные?
(При помощи флипчарта называ-


ются вопросы).
- Как учёные назвали изменения имён существительных по командам этих вопросов?
(Изменением по па-

дежам).
- Что означает слово «падеж» в переводе с греческого?
(Падение).

-
Почему?
(Изменяясь, имя суще-

ствительное как бы падает со сту-

пеньки на ступеньку).
Сколько ступенек с вопросами?
(6).
- Сколько пар вопросов?
(6).
- Сколько же падежей в русском языке?
(6).
- Продолжим читать и узнавать но- вое. Выполним упражнение 193 на страницах 77 – 78 учебника. -Выясним, какие важные сведения сообщает учебник. - Что узнали?
(Именительный па-

деж – главный. Его так назвали,

потому что он даёт имя предмету,

требуя ответа на вопросы: кто?


что?).

Читает стихотворение об имени

существительном. Обращает

внимание обучающихся на стра-

ницу 3 флипчарта.

-
Существительное, в какой форме является начальной формой имени существительного?
(В именитель-

ном падеже, в единственном чис-

ле).

-
Узнали новые сведения?
(Узнали).

Ставит отметку о выполнении

пункта плана «Узнать».

5. Закрепление нового

материала.

Организует закрепление изученно-

го об именительном падеже имён

существительных в соответ-

ствии с планом работы.
- У нас на доске пункты плана, кото- рые мы уже выполнили. Перечисли- те их
. (Выяснить. Узнать).

-
Как вы думаете, а теперь, что мы должны сделать?
(Закрепить наши

знания).
Планируют работу по изучению нового мате- риала в ходе урока. Записывают имена су- ществительные в два столбика, распределяя по командам вопросов: кто? что?. Отвечают на вопросы учителя, доказывают верность своего отве- Закрепление зна- ний об именитель- ном падеже имени существительно- го.
Регулятивные:
 планирование: определение по- следовательно- сти промежуточ- ных целей с учётом конечно- го результата;  самооценка. уме- ние осуще- ствлять познава-

На доску выставляет: «Закре-

пить» (3 – й пункт плана рабо-

ты).

-
Подберите по три слова в каждый столбик. На какие вопросы должны отвечать слова?
(кто? что?).

Организует индивидуальную рабо-

ту.

Во время работы детей, проверяя

задание, выбирает слова во мно-

жественном числе.

-
Прочтите, записанные вами слова. Выслушивает ответы 3 – 4 человек. - Что вы можете сказать об этих сло- вах?
(Это имена существитель-

ные, в именительном падеже).
- Посмотрев в ваши работы, я выпи- сала на доску следующие слова…
Организует коллективную работу

по определению начальной формы

имени существительного.

Открывает запись на доске:
та. Выясняют, что суще- ствительные в имени- тельном падеже, во множественном числе не стоят в начальной форме. тельную и лич- ностную рефлек- сию.
Коммуникативные:
 построение рече- вого высказыва- ния, осуществле- ние учебного со- трудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные:
 поиск и анализ информации;  анализ слов с це- лью выделения признаков имён существитель- ных;  подведение под понятие «началь- ная форма имени существительно- го»;  формулирование

кто? что?

кошки игры

клоуны книги
- Стоят ли данные имена существи- тельные в начальной форме?
(Нет).

-
Почему?
(Потому что начальная

форма имени существительного –

это существительное в имени-

тельном падеже, в единственном

числе. А эти существительные

стоят в именительном падеже. Во

множественном числе).
- Молодцы. Закрепили мы свои знания об именительном падеже?
(

Да).
- Значит, мы выполнили пункт плана «Закрепить»
Ставит отметку о выполнении

пункта плана «Закрепить».
выводов.
Личностные:
 оценивание усва- иваемого содер- жания материа- ла.
6. Рефлексия

Организует рефлексию, в форме

перекрёстного опроса по изученно-

му материалу.
- А что осталось сделать в конце Называют основные позиции материала и как они их усвоили (что получилось, что См. предыдущие этапы.
Познавательные:
рефлексия
Коммуникативные:

урока?
(Подвести итог).

На доску выставляет: «Подвести

итог» (4 – й пункт плана работы).
- Какова была тема урока?
( Изме-

нение имён существительных по

командам вопросов).
- Какую цель мы ставили на урок?
(Научиться изменять имена суще-

ствительные по командам вопро-

сов).
- С какими новыми научными сведе- ниями познакомились? - Какое задание вам показалось са- мым трудным? - Какое задание было самое ин- тересное? - Как вы думаете, что будем изучать на следующих уроках? - Кого можно похвалить за актив- ную работу? - Оцените свою работу на уроке при помощи красного, жёлтого и зелёно- не получилось). Строят речевое выска- зывание. Осуществляют самоо- ценку. постановка вопросов, построение речевого высказывания
Личностные:
смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: «Какое зна- чение и какой смысл имеет для меня уче- ние? Что дал урок?»
го карандашей. - Как вы себя оценили?
Выслушивает 5 – 6 человек.

7. Домашнее задание

Организует совместную домаш-

нюю работу обучающихся и роди-

телей.

-
Дома поработаете с жёлтой рамоч- кой – «Расскажи дома. Что теперь знаешь». На странице 78 учебника. Читают задание рамки в учебнике и выясня- ют, какое домашнее за- дание им предстоит выполнить. Развитие умений рассказывать о по- лученных знаниях родителям.
Коммуникативные:
 умение с доста- точной полнотой и точностью вы- ражать свои мыс- ли.
Познавательные:
 поиск и выделе- ние информации.
Регулятивные:
 составление пла- на и последова- тельности дей- ствий.
Личностные:
 понимание сущ- ности усвоенно- го.

8. Итог урока
-Вы очень хорошо работали. Спаси- бо вам за урок.


В раздел образования