Личностно-ориентированный подход в обучении детей классическому танцу
Автор: Бачурина Мария Евгеньевна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств" Населённый пункт: г. Дзержинский Наименование материала: Методическая разработка Тема: Личностно-ориентированный подход в обучении детей классическому танцу Раздел: дополнительное образование
Автор работы:
преподаватель классического танца
Бачурина Мария Евгеньевна
г.о. Дзержинский
2016 год
Дисциплина
«Классический
танец»
- это
основа
всех
видов
хореографического искусства,
своеобразный
«фундамент» для освоения
всего
комплекса
танцевальных
дисциплин. Он
развивает
физические
данные учащихся, укрепляет мышцы, повышает подвижность суставно-
связочного аппарата, формирует основы правильной постановки корпуса,
координацию,
работоспособность, упорство, выносливость и психическую
устойчивость.
Классический танец является источником высокой исполнительской
культуры - в этом его значение и значимость.
Обучение
детей
хореографии
в
системе
дополнительного
образования имеет свой ряд особенностей: более ранний возраст приема
детей на обучение, фактическое отсутствие строгого профессионального
отбора
при
приёме,
значительно
меньшее
количество
лет
и
часов,
выделяемых учебным планом на изучение танцевальных дисциплин. В
виду вышеизложенного, обучение классическому танцу в системе ДШИ
невозможно без индивидуального подхода к учащимся, составляющего
необходимое условие для успешного освоения сложной программы этого
предмета.
В
основе
моей
творческой
деятельности
с
учащимися
положена
технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская),
которая
строится
на
принципах
индивидуализации
и
дифференциации
образовательного процесса, что позволяет обеспечить каждому учащемуся
условия
для
максимального
развития
его
природных
способностей,
удовлетворения познавательных и социальных интересов.
Личностно-ориентированный подход - способ организации обучения,
в
процессе
которого
преподаватель
учитывает
личные
возможности
учащихся
и
создает
необходимые
условия
для
развития
их
индивидуальных способностей.
Личностно-ориентированный
подход
в
обучении
ставит
в
центр
процесса обучения личность ребенка.
Данный
подход
позволяет
решить
проблему
о бу ч е н и я
хореографическому
искусству
разноуровневых
детей,
что
в
системе
дополнительного образования является особенно актуальным.
Цель такого обучения – творческое и разностороннее развитие
учащихся
с
учетом
их
индивидуальных
способностей,
заложенных
природой, на занятиях хореографией.
Технология
личностно-ориентированного
обучения
в
хореографии
обусловлена следующими задачами:
-
развить
у
учащихся
интерес
к
классическому
танцу,
дать
им
элементарные представления о его красоте, об эстетике танца;
-
заинтересовать
каждого
учащегося
учебным
материалом
и
обеспечить
его
развитие
в
условиях
атмосферы
взаимопонимания
и
сотрудничества;
2
- обучать каждого ребенка на уровне его собственных возможностей
и способностей;
- организовать совместную творческую, рабочую деятельность;
-
помочь
лично сти
познать
себя,
самоопределиться
и
самореализоваться в дальнейшем.
Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из
методических
приёмов
повышения
познавательной
активности
обучающихся и качества обучения.
При
внедрении
данной
педагогической
технологии
в
свою
творческую деятельность я ушла от традиционного типа взаимодействия
«учитель-ученик». Для меня в центре образовательного процесса стоит сам
учащийся,
поэтому
цель
и
принцип
проведения
каждого
урока
я
соизмеряю
с
интересами,
возможностями
своих
учеников
и
иногда
и
психологическими
проблемами,
которые
стараюсь
уважительно
корректировать.
Каждый урок для меня начинается с эмоционального настроя. Я
всегда пытаюсь создать на уроке творческую, рабочую атмосферу, вести
урок так, чтобы у учащихся развился интерес к данному уроку и предмету
в целом.
В
обучении
классическому
танцу
важную
роль
играет
именно
воспитание в процессе урока. Мне очень важно не командовать на уроке, а
сотрудничать
с
детьми.
Обучение
классическому
танцу
это
безумно
трудоемкий
процесс
для
ребенка,
поэтому
иногда
приходится
одновременно быть и преподавателем, и воспитателем, и родителем. Для
меня очень важно дать понять детям, что мы трудимся с ними над одним
общим делом, у нас одни цели, желания и перспективы.
Данный подход позволяет почувствовать каждому ребенку в классе
свою
значимость
и
необходимость,
что
положительным
образом
сказывается
на
их
заинтересованности
к
занятиям,
результативности
уроков и сохранности контингента.
При
реализации
личностно-ориентированного
подхода
в
своей
педагогической
деятельности
мне
приходится
корректировать
учебный
процесс в зависимости от общего настроя класса.
В зависимости от преобладания положительных или отрицательных
эмоций, настроение у ребенка может быть как хорошим, так и плохим.
Исследователь У. Джеймс писал, что внутреннее напряжение в мышцах
меняется в зависимости от настроения, причем внешне это может никак не
проявляться. И на каждый вид эмоций реагирует определенная группа
мышц. Так, на состояние депрессии отвечают изменением своего тонуса
мышцы–сгибатели,
а
на
сильные
стрессовые
ситуации
–
мышцы-
разгибатели.
Таким
образом,
любому,
даже
незначительному
оттенку
эмоции соответствует свой комплекс изменений в мышцах.
Эмоции,
блокированные
в
теле,
могут
привести
к
мышечным
зажимам, которые постепенно могут войти в привычку учащегося, что, в
3
дальнейшем,
может
привести
к
частым
травмам,
и
худшим
образом
сказаться на их танцевальности.
В связи с этим, бывали даже случаи, когда мне приходилось уходить
от
намеченного
плана
проведения
урока.
Мне
важно
следить
за
психологическим
настроем
учащихся,
создавать
рабочую,
здоровую
атмосферу в классе, чтобы у детей как можно меньше возникало эмоций,
которые они не могут проявить.
Следующим
важным
этапом
в
реализации
л и ч н о с т н о -
ориентированного подхода в обучении учащихся является распределение и
подача учебного материала.
В
основе
обучения
классическому
танцу
лежит
принцип
постепенности и строгой последовательности. Не изучив определенного
движения,
нельзя
двигаться
дальше.
Для
меня
важно,
чтобы
прорабатываемый
материалом
был
усвоен
каждым
ребенком
в
классе,
только в этом случае я буду усложнять программу обучения.
Во
время
каждого
урока
я
индивидуально
работаю
с
каждым
ребенком. После исполнения движения у станка, либо на середине зала я
указываю детям на их ошибки,
индивидуально исправляю недочеты в
исполнении. В этот момент важно подключить к этому процессу всех
учащихся в классе. Это неоценимо, когда ребенок видит ошибки другого, и
знает, как их исправить. При этом немаловажно не потерять темп урока.
Формулируя учебные задания, я стараюсь использовать образные
выражения,
чтобы
как
можно
быстрее
донести
до
учащихся
смысл
исполняемого движения.
В модели личностно-ориентированного преподавания классического
танца
я
уделяю
большое
значение
возрастным
психологическим
особенностям учащихся.
Система
изучения
хореографического
искусства
основывается
на
принципе
наглядности,
который
является
традиционным
методом
обучения. Поэтому очень важно развивать внимание учащихся.
Процессы
восприятия
и
наблюдения,
которые
очень
важны
для
освоения трудных движений классической хореографии, в возрасте 10-12
лет
находятся
еще
в
стадии
становления,
и
всегда
нуждаются
в
педагогическом руководстве. На занятиях классическим танцем учащиеся
этого
возраста
часто
делают
ошибки,
которые
являются
следствием
особенностей внимания детей, которые в возрасте 10-12 лет не могут
охватить
всех
впечатлений,
вызываемых
внешними
факторами.
Способность к саморегулированию у детей этого возраста тоже не сильно
развита.
Поэтому
учебные
комбинации
я
не
перегружаю
большим
количеством
движений.
Гораздо
полезнее
повторить
одну
короткую
комбинацию
несколько
раз,
чтобы
сохранить
степень
концентрации
внимания
учащихся.
При
этом
бесконечное
однообразное
повторение
одной и той же комбинации снижает их внимание. Для этого я добавляю
4
новые
элементы
или
делаю
акценты
на
художественных
нюансах
исполнения.
Выход на сцену создает хороший стимул для дальнейшего обучения,
поэтому он необходим учащимся, так как обучение классическому танцу –
работа достаточно рутинная.
При подборе или сочинении мною определенного хореографического
номера
я
всегда
учитываю
творческую
индивидуальность
учащегося.
Очень важно, чтобы характер и образ номера был схож с темпераментом
ребенка. Тогда он будет выглядеть органично на сцене, понимать, что он
танцует.
Работа
над
любым
концертным
номером
объединяет
знания
и
навыки, полученные учащимися во время уроков, подчиняя их решению
главной творческой задачи – созданию сценического образа.
Сольные
репетиции,
то
есть
индивидуальные
занятия
являются
углубленной
учебно-воспитательной
работой
с
учащимися,
которые
невозможны без личностно - ориентированного подхода к ребенку.
Работая
с
солистом,
я
выстраиваю
определённый
порядок
следования одного движения за другим с учётом профессиональных и
физических
данных
конкретного
ребенка,
продуманно
чередую
и
распределяю нагрузку.
Обучение
искусству
классического
танца
–
процесс
творческий,
длительный и кропотливый.
Предложенная мною модель личностно-ориентированного подхода в
преподавании
классиче ского
танца
охватывает
все
у р о в н и
профессионального
развития
учащихся
и
доказывает
следующие
результаты:
Здоровьесберегающая
продуктивность
учебно-творческой
деятельности;
Развитие потребности, мотивации, интереса и инициативности
учащихся
в
освоении
программы
обучения
классическому
танцу
через
личностное
восприятие,
стремление
к
самостоятельному поиску нового;
рост
психологического
и
творческого
развития
детей
(активизация
их
воображения,
памяти,
а к т е р с к и х
способностей) независимо от первичного уровня подготовки;
занятость
всех
учащихся
в
постановочно-репетиционной
и
концертной
деятельности,
где
каждому
воспитаннику
находится
своя
соответствующая
роль:
солист,
массовый
исполнитель,
постановка
танца
с
учётом
специфических
возможностей исполнителей и т.д.;
положительная динамика сохранности контингента;
5
призовые
места
как
коллектива
в
целом,
так
и
отдельных
солистов.
Подводя
итог,
можно
сделать
вывод,
что
л и ч н о с т н о -
ориентированный
подход,
как
методологическая
основа
современной
педагогики, является, на сегодняшний день, наиболее актуальной моделью
совершенствования преподавания классического танца.
\
6
Список литературы.
1.
Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -
М: Педагогика, 1982.
2.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е
изд. М.: Просвещение, 1991.
3.
Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1987.- 341 c.
4.
Красин А.Н. Всестороннее и гармоничное развитие личности. М.:
Знание, 1981.
5.
Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного
образовательного процесса в школе: Монография. / М.Е. Кузнецов -
Новокузнецк, 2000.
6.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в
современной школе. - М.: Изд-тво «АПК и ПРО», 2002.
7.
Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. СПб.: Знание, 2000.
8.
Цыпин Г.М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии
исполнительской деятельности. М.: Музыка, 2010.
9.
Якиманская,
И.
С.
Технология
личностно-ориентированного
образования. - М.: Изд-тво «Сентябрь», 2000.
10.
Якиманская,
И.
С.
Личностно
ориентированное
обучение
в
современной школе. - М.: Изд-тво «Сентябрь», 2002.
7