Автор: Перминова Наталья Анатольевна Должность: преподаватель Учебное заведение: Детская школа искусств Авиастроительного района Населённый пункт: казань Наименование материала: конспект Тема: Освоение основных видов техники домриста Раздел: дополнительное образование
аппарата и развитие технических возможностей учащегося;
научить учащегося самостоятельно преодолевать технические
трудности .
Задачи урока:
Образовательные-
Расширять багаж музыкальных знаний
учащегося;
Научить учащегося правильно исполнять те
или иные штрихи, встречающиеся в гамме, а
также и в произведениях, которые будут
исполняться в учебной программе;
Научить ученика правильно пользоваться
теми или иными штрихами.
Развивающие:
Развивать музыкально-образное мышление ученика;
Развивать двигательно-игровые навыки;
Развивать технические навыки;
Развивать чувство ритма учащегося.
----1-----
Воспитательные:
Воспитание любви к инструменту;
Воспитание культуры поведения за инструментом
Воспитание чувства ответственности к такому виду
музыкального исполнения ,как гамма
Оснащение урока:
Музыкальный инструмент;
Нотный материал;
Учебные пособия;
Пульт для нот;
Подставка для ног.
План занятия:
I . Организационный этап. Приветствие учащегося,
психологический настрой на занятие. Сообщение темы
занятия, а также задач, которые необходимо
выполнить на данном занятии.
II. Основная часть.
1. Ознакомление с понятием «гамма».
2. Демонстрация написания и исполнения гаммы на
домре.
-------------2-----------
3. Изучение штрихов. Правильность их исполнения.
4. Использование гаммы в исполнении этюда, а
также штрихов, которые мы изучили в гамме.
III. Заключительная часть. Подведение результатов занятия.
Домашнее задание.
Ход урока:
В начале урока мы должны познакомиться с самим
понятием «гамма». Для этого педагог заранее дал задание
ученику - посмотреть определение слова гамма в словаре.
Ученик: Гамма- это последовательный, поступенный набор
звуков определенной высоты при движении вверх или вниз.
Педагог: Да, верно.
Педагог играет гамму соль мажор вверх и вниз. Ученик
внимательно смотрит и запоминает. Затем начинается
разбор гаммы в медленном темпе с правильной
аппликатурой, что является важным моментом в изучении
гаммы.
-------------3-------------
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Далее мы начинаем изучать штрихи. В нотной тетради
ученика записывается порядок исполнения штрихов на
домре:
1. Половинные на тремоло
2. Четвертные ударом
3. По две восьмые- удары в разные стороны
4. Триоли
5. По четыре шестнадцатые
6. Пунктирный ритм
7. Две шестнадцатые -восьмая
8. Две ноты на тремоло- две ударами
9. Арпеджио
10.
Т53
-------------4-----------
Ученик проигрывает все штрихи. Здесь может возникнуть
сложность в исполнении триолей.
Педагог: На какую ноту мы делаем акцент?( Это выделение
или подчеркивание сильной доли)
Ученик: На первую из трех.
Данное задание играем в медленном темпе, все четко
выигрывая, делая удар медиатором на первую ноту в
триоли. С заданием ученик справляется успешно. Идем
далее. Следующая сложность в игре- это пунктирный ритм.
Это довольно сложный момент, поэтому подробно его
разбираем. Для этого мы простукиваем 4 шестнадцатые
ноты ровно, затем стучим только 1-ю и 4-ю ноту , считая
вслух. Так у нас получается точный ритмический рисунок.
Таким образом, наша гамма изучена в полном объеме.
Следующий этап.
Педагог:-- Теперь мы посмотрим этюд композитора Д.
Кабалевского. Сначала просматриваем этюд.
Вопрос: Что мы видим в этом произведении?
Ответ: Здесь встречаются триоли, которые мы изучили в
гамме. А также мы видим здесь движение поступенное, как
в гамме.
-----------5--------
Дается пример из этюда:
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Педагог: Совершенно верно. Все, что мы изучили в гамме
сейчас встречается в нашем этюде. Я думаю, что ученику
будет намного легче разбирать и играть этюд, так как весь
материал был достаточно хорошо разобран ранее.
III. Заключительный этап урока.
На данном этапе идет закрепление пройденного материала.
Педагог: Давай повторим название нашей изученной
гаммы, количество знаков при ключе. Какие штрихи ты
запомнила и есть какие вопросы по исполнению этих
штрихов, чтобы дома ты смогла сама играть без помощи
педагога?
Домашнее задание будет следующее-
1) проиграть несколько раз гамму соль мажор, чтобы
хорошо запомнить расположение нот на грифе. Затем
поиграть все штрихи, записанные в тетради со счетом вслух.
2) Этюд разобрать в медленном темпе со счетом вслух,
внимательно используя указанную в тексте аппликатуру.
--------6----------