Трудовое обучение как важнейшая составная часть воспитания подрастающего поколения
Автор: Аргучинская Ольга Александровна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАОУ ДО "ЦОиПО" Населённый пункт: Артёмовский район, п. Буланаш Наименование материала: статья Тема: Трудовое обучение как важнейшая составная часть воспитания подрастающего поколения Раздел: дополнительное образование
Трудовое обучение как важнейшая составная часть воспитания
подрастающего поколения
Современная
школа
должна
растить,
обучать
и
воспитывать
подрастающее
поколение
с
максимальным
учетом
тех
общественных
условий, в которых они будут жить, и работать в новом веке. Создаются
новые возможности для дальнейшего роста производительности труда во
всех
сферах
материального
и
духовного
производства,
повышаются
интеллектуальный
потенциал
общества,
всестороннее
и
гармонически
воспитывается
современный
человек.
В
условиях
становления
рыночных
отношений,
роль
трудового
подрастающего
поколения
существенно
возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В
этой
связи
актуализируется
проблема
подготовки
молодежи
к
труду.
На
передний
план
теории
и
практики
воспитания
выдвигается
трудовое
воспитание.
Важная
часть
трудового
воспитания
и
обучен и я
непосредственное овладение трудовыми умениями и навыками.
Подготовка каждого человека к жизни в огромной степени связана с
приобретенными
им
в
школе
знаниями,
трудовым
воспитанием,
профессиональными
умениями
и
навыками.
Осуществляемая
сегодня
в
школах
работа
по
трудовому
воспитанию
ориентирована
не
только
на
формирование такого качества, как трудолюбие, но и умений вступать в
различные экономические отношения. Именно для успешного претворения в
жизнь этих задач необходимо выявление наиболее элективных способов,
форм и методов работы. Особая потребность в этом отношении окупается в
использовании результатов, накопленных историческим опытом, берущим
истоки еще с прошлого века.
Труд
–
основной
источник
материального
и
духовного
богатства
общества.
Труд
является
основой
воспитания
личности,
обязанностью
каждого
человека.
Имея
навыки
и
способности
долго
и
продуктивно
трудиться,
человек
может
применить
их
в
любом
направлении
своей
деятельности. Именно поэтому трудовое воспитание является важнейшим
элементом школьного педагогического процесса. Воспитание только тогда
может
считаться
полноценным,
когда
учебно-воспитательная
работа
сочетается с практической трудовой деятельностью. В условиях современной
экономической ситуации и быстрого роста научно-технического прогресса
человек должен обладать способностями к быстрому обучению новому, что
требует
значительного
труда.
Современный
человек
должен
быть
высококвалифицированным
специалистом
в
своей
профессиональной
области,
постоянно
совершенствоваться
в
знаниях,
умениях
и
интеллектуальном
развитии,
чтобы
добиться
успеха.
Для
осуществления
этого нужно много и упорно трудиться.
Известно, что воспитание не только организованный процесс в рамках
учебно-воспитательного
учреждения.
Воспитание
–
это
и
социальная
функция, то есть подготовка молодежи к жизни в обществе.
Проблема
1
социализации личности стала особенно актуальной во второй половине XX
века,
так
как
выросло
число
факторов,
оказывающих
влияние
на
формирование молодого поколения, и это влияние стало многосторонним и
противоречивым: НТР, урбанизация, кризис семьи, молодежная субкультура,
общая дегуманизация общества потребления, агрессивность СМИ и т.д. – все
это делает процесс воспитания весьма драматичным. Социализация в самом
широком толковании – это «комплексный процесс интеграции индивида в
общественные структуры», это процесс усвоения личностью норм, правил,
ценностей, принятых в обществе, а также социальных ролей, выполняемых
каждым в жизни [6, с. 45].
Формирование трудовых навыков у средних подростков, их трудовая
занятость
–
это
основа
успешности
будущей
профессии
человека,
возможность самореализации, самовыражения и самоутверждения личности,
средство
устойчивости,
социальной
самозащиты
и
адаптации
человека
в
современных условиях. И в контексте этого, социальный заказ школе – это
коренное
улучшение
трудового
обучения,
воспитания
и
профориентации
учащихся, целью которых сегодня является
не только привитие любви к
труду и уважение к людям труда, ознакомление школьников с основами
современного производства, формирование у них общетрудовых умений и
навыков,
побуждение
к
осознанному
выбору
профессии,
но
и
создание
основы
для
воспитания
мастера
своего
дела,
отличающего ся
профессиональной мобильностью, готового к смене профессии, к перемене
труда, честного и добросовестного гражданина – труженика [2, с. 305].
Труд среднего подростка, включенный в систему образования,
является
условием
разностороннего
развития
и
средством
подготовки
учащихся к жизни и трудовой деятельности. Что такое трудовое воспитание?
Трудовое
воспитание
–
процесс
организации
и
стимулирования
трудовой деятельности учащихся, формирование у них трудовых умений и
навыков, воспитание добросовестного отношения к выполняемой работе,
стимулирование инициативы, творчества и стремления к достижению более
высоких результатов [4, с.65-67]. Трудовое воспитание – целенаправленный
процесс формирования необходимых для трудовой деятельности личностных
и социальных качеств характера человека.
Цель
трудового
воспитания
–
формирование
ценностного
гуманистического отношения к труду как основе нового духовного облика
человека; как фактора формирования личности, осознанию роли труда в
жизни общества; включение детей и юношества в трудовую деятельность;
вооружение трудовыми навыками и умениями [2, с. 20].
Сущность трудового воспитания:
– выращивание в человеке определенных знаний и представлений о
ценностях труда, стремлений, интересов, личностных позиций в отношении
к различным видам труда;
– создание целостного характера, становление его гражданственности,
деловитости, нравственно-волевых черт, творческого начала;
2
– развитие экономического мышления, создание инструментария для
успешной индивидуальной и коллективной трудовой деятельности.
Трудовое
воспитание
есть
процесс
вовлечения
учащихся
в
разнообразные, педагогически организованные виды общественно полезного
труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых
умений и навыков, развития у них творческого практическою мышления,
трудолюбия и сознания рабочего человека. Трудовое воспитание имеет также
своей задачей осуществление начального профессионального образования и
профориентации; формирование трудолюбия, других нравственных качеств,
эстетического
отношения
к
целям,
процессу
и
результатам
труда.
Оно
призвано
прививать
уважение
к
людям
труда;
знакомить
учащихся
с
основами
современного
промышленного
и
сельскохозяйственного
производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; побуждать к
сознательному
выбору
профессии
и
получению
первоначальной
профессиональной подготовки [3, с.110].
Огромное внимание уделяется вопросам совершенствования трудового
воспитания, трудового и профессионального обучения, профессиональной
ориентации
средних
подростков,
включению
их
в
систематический
посильный
общественно
полезный,
производительный
труд,
техническое
творчество
и
сельскохозяйственное
опытничество.
Указанные
процессы
представляют
собой
элементы
целостной
системы
трудовой
подготовки
средних подростков, важное место в которой занимает учебный предмет
«Трудовое и профессиональное обучение».
Многогранные и сложные задачи по трудовому и профессиональному
обучению, воспитанию средних подростков могут быть успешно решены в
том
случае,
если
учителя
(преподаватели,
мастера
производственного
обучения,
наставники)
четко
представляют
цели
своей
деятельности,
постоянно
заботятся
о
повышении
качества
учебно-воспитательного
процесса, в совершенстве владеют разнообразными методами и приемами
работы с учащимися.
Показателями трудовой воспитанности являются потребность среднего
подростка в труде, интерес к труду, трудовая активность, наличие знаний о
производстве, трудовых умений, готовность к выбору профессии [1,с. 67].
В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи
трудового воспитания средних подростков:
–
формирование
положительного
отношения
к
труду
как
высшей
ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности,
потребности в творческом труде, стремления применять знания на практике;
–
подготовка
к
сознательному
выбору
профессии,
формирование
культуры труда, старания, трудолюбия, бережного отношения к школе;
– воспитание высоких моральных качеств: трудолюбия, чувства долга и
ответственно сти,
че стно сти,
предприимчиво сти,
д е л о в и то с т и ,
целеустремленности, умения планировать свою жизнедеятельность с учетом
ближайших, средних и дальних перспектив;
3
–
развитие
организаторских
способностей:
умений
сотрудничать
в
коллективной
трудовой
деятельности,
соревноваться,
оказывать
взаимопомощь и взаимоподдержку;
–
вооружение
учащихся
разнообразными
трудовыми
умениями
и
навыками.
Таким образом, в процессе трудового воспитания создаются условия для
проявления
средними
подростками
нравственных
качеств:
коллективизма,
взаимопомощи, уважения к людям и результатам их трудовой деятельности.
Общественно полезный труд включает: труд по самообслуживанию в школе и
дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за
зелеными насаждениям и др.). Производительный труд предполагает участие
средних
подростков
в
создании
материальных
ценностей,
вступление
в
производственные отношения. Участие в производительном труде развивает
у
средних
подростков
профессиональные
интересы,
склонности,
потребности в труде, они познают смысл экономики и хозяйствования [7].
Неоспорим факт, что средние подростки, занимавшиеся трудом в школьный
период своей жизни, наиболее приспособлены к любому виду созидательного
общественного труда. Ушинский говорил о том, что у детей должна
быть организована каждая минута. Дети никогда не должны оставаться один
на один с собой «без дела в руках или без мысли в голове» – ибо тогда
портится и сердце, и ум и совесть. Также Ушинский подчёркивал:
«Самое воспитание, если оно желает человеку счастье, должно воспитывать
его не для счастья, а приготовлять к труду жизни» [6, с.158]. Тот, кто умеет
трудиться, способен совершить подвиг. В современных условиях все больше
осознается истина, что основой прогрессивного развития каждой страны и
всего человечества в целом является сам человек его нравственная позиция,
его
культура,
образованность,
профессиональная
компетентность.
Дело,
действие,
деятельность,
труд
занимают
особое
место
в
воспитании
подрастающего поколения.
4
Список использованной литературы
1.
Аверичев
Ю.П.
Организация
трудового
обучения
и
воспитания
школьников. М.:Педагогика, 1976. 68с.
2.
Бондаревская
Е.В.
Трудовое
воспитание
учащихся
в
условиях
реализации школьной реформы. Ростов-н/Дону, 2006. 110с.
3.
Воробьев А.И. Теория и практика трудового воспитания учащихся в
условиях
реформы
общеобразовательной
школы.
Ташкент.
“ФАН”.,
2006. 280с.
4.
Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект – пособие для
студентов педагогов и учителей. М.: Педагогическое общество России,
2012. 192с.
5.
Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. Под ред.
Н.Л. Селивановой. М.: Дрофа, 2015. 734с.
6.
Сластин В.А.Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учеб.пособие для
студ.
высш.
пед.
учеб.
заведений.
−
М.:
Издательский
центр
«Академия», 2014. 576с.
7.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-
ФЗ "Об образовании в Российской Федерации
5