Напоминание

Развитие навыков вокального интонирования


Автор: Картавцева Виктория Радиковна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "ЦВР "Подросток"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: методическое пособие
Тема: Развитие навыков вокального интонирования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Подросток»
Развитие навыков вокального

интонирования
(Методические рекомендации) Автор-исполнитель: Картавцева В. Р. педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Оренбург 2014

Содержание
1. Введение……………………………………………………………………3 2. Формирование вокально-интонационной координации…………...……4 3. Закрепление вокально-интонационной координации …………………..6 4. Формирование и развитие ладового чувства……………………………..8 5. Работа над интонационной точностью………………………………….11 6. Заключение………………………………………………………………..12
Введение
2
Развитие навыков вокального интонирования – «святая святых» вокального ансамбля. Именно вокально-интонационные упражнения являются основным методическим средством развития музыкальных способностей, в первую очередь, музыкального слуха. Все прочие формы работы так или иначе смыкаются с вокально-интонационными упражнениями, а зачастую и вовсе не имеют смысла вне сочетания с ними, либо малоэффективны. Чистота интонации – это слуховое представление звуковысотности каждого звука, формирование ощущения «ширины» интервалов и, главное, ладовое чувство. Что касается творческих форм работы, то они вовсе не призваны «вытеснить» вокально-интонационные упражнения, а лишь дополняют их, придают им творческую привлекательность и осмысленность. Работа над интонацией предполагает разделение процесса развития навыков на несколько этапов.
Формирование вокально-интонационной координации
3
Первый этап – первоначальное формирование вокально-интонационной координации. Речь идет о развитии самой способности интонировать звуки разной высоты. Конечно, в вокальное объединение обычно поступают дети, которые этим навыком в определенной степени уже владеют, и этот этап с ними за ненужностью можно пропустить. Тем не менее, у некоторых учащихся могут возникнуть определенные трудности на этом «поприще», или диапазон интонирования слишком узок, чтобы можно было считать эту проблему окончательно решенной. Руководствуясь тремя простыми принципами в работе, можно в течение одного года развить эту способность практически у каждого, даже самого закоренелого «гудошника»: «расслабление зажатости» голосового аппарата, «опора» дыхания на диафрагму и интенсивный контроль слухом. «Глиссандирование» на гласных звуках и закрытым ртом – простое, но очень действенное средство, приводящее связки в «рабочий» тонус. Глиссандирование производится в максимально широком диапазоне с различной скоростью и относительно протяженной остановкой на низком или высоком звуке. После нескольких занятий можно перейти на чередование отдельных звуков разной высоты без глиссандирования, завершая упражнение звуком максимальной длительности. Развитие навыка «опертого» дыхания требует несколько большего времени и настойчивости. Необходимо с самого начала обращать внимание ученика на «правильное» дыхание «животом». Кроме того, на первых уроках рекомендуется сделать несколько «дыхательных» упражнений: чередование глубокого вздоха, быстрого и, напротив, максимально медленного выдоха. В качестве «закрепляющего» упражнения рекомендуется пение без названий звуков (на гласных и закрытым ртом) звукорядов вверх и вниз, хроматических секвенций фраз на звуках мажорного трезвучия и мажорного трихорда (ДО – РЕ – МИ – РЕ – ДО). При пении этих упражнений особое внимание следует обращать на смену дыхания по фразам или тетрахордам (в звукорядах). Все упражнения необходимо петь с фортепианным гармоническим аккомпанементом, постепенно переходя от полного дублирования мелодии к игре без дублирования. В качестве «активизирующего» слух упражнения можно выучить несколько коротких песен со словами. Желательно подбирать песенный материал, основанный на выразительной мелодике и яркой функциональной гармонии. 4
Гармонический аккомпанемент песен и упражнений должен подчеркивать интонационную напряженность и характеристичность мелодии, способствующую формированию внутреннего желания ребенка петь «выразительно». По той же причине на этом этапе нецелесообразно «просить» ученика повторять отдельно сыгранные звуки, так как выявление способности интонировать основано прежде всего на способности различать интонационное «напряжение» между звуками разной высоты.
Закрепление вокально-интонационной координации
5
Второй этап – закрепление вокально-интонационной координации. Если на первом этапе решается задача формирования способности голосового аппарата интонировать звуки разной высоты, то на втором – закрепить эту способность, сделать владение голосовым аппаратом более уверенным и точным. На этом этапе можно продолжить работу над предыдущими упражнениями, обращая большее внимание теперь на точно сть интонирования, значимость каждого звука. В целях развития точности интонирования можно предложить учащемуся чередовать связное пение на одном дыхании с пением упражнений, где звуки отделяются короткими паузами. При этом следует обращать внимание на точность звуковысотного «попадания» (уже на этом этапе можно приучать ученика к правилу: прежде чем что-либо спеть, нужно сначала точно представить, услышать «внутренним» слухом «звуковой образ»). Здесь очень может помочь «предварительное» пропевание звуков в упражнениях закрытым ртом. Что касается исполнения произведений, то очень полезным упражнением является пропевание их без текста на звуке «Ю», «Ё» и других гласных звуках. Это упражнение полезно выполнять «нефорсированным» звуком без гармонического аккомпанемента, аккуратно дублируя только мелодическую линию. Предложенные упражнения призваны не только научить вокальному интонированию, но и заложить базу для формирования «чувства лада». Одновременно происходит формирование базовых навыков воспроизведения ритма. Ритмические упражнения не рассматриваются как самостоятельный навык. Собственно ритмические упражнения возможны лишь в самом начале обучения, при знакомстве с соответствующими теоретическими понятиями ( ритм, метр, размер). В дальнейшем упражнения на развитие «метроритмического чувства» интегрируются с различными практическими видами деятельности. Продолжая работу над развитием вокально-интонационных навыков на изучаемом репертуаре, рекомендуется: — спеть мелодию, с одновременным проигрыванием ее на фортепиано педагогом (играть следует очень тихо, почти беззвучно, но максимально выразительно); 6
— спеть вне ритма каждый звук мелодии «a capella», проверяя с некоторым опозданием чистоту интонирования проигрыванием этого же звука на фортепиано (играть на фортепиано звук следует очень аккуратно и мягко, не заглушая пения, чтобы можно было скорректировать интонацию); — спеть мелодию ритмично по фразам «a capella», предварительно сыграв фразу на фортепиано (нужно повторять несколько раз, до тех пор, пока не будет достигнут удовлетворительный вариант; играть и петь нужно максимально выразительно и аккуратно); — максимально выразительно спеть мелодию полностью «a capella». Все эти упражнения в комплексе призваны сформировать навык интонирования мелодий, уверенного владения голосовым аппаратом, создав тем самым прочный фундамент для развития ладового чувства.
Формирование и развитие ладового чувства
7
Третий этап – собственно формирование и развитие ладового чувства – основного принципа развития вокально-интонационных навыков. На этом этапе формируется навык «слышания» лада. Невозможно чисто интонировать, не представляя «внутренним слухам» того, что должно звучать. Задача, по сути, сводится к тому, чтобы научиться создавать в голове звуковой образ (внутреннее представление интонаций и ритма). Если с воспроизведением ритма особых проблем поначалу не возникает, так как приходится иметь дело с весьма ограниченным числом вариантов, то в н у т р е н н е е ф о р м и р о в а н и е з в у к о в о г о о б р а з а о б ы ч н о м у «среднестатистическому» ребенку, не имеющему абсолютного слуха, дается значительно сложнее. Полезно учащемуся, не владеющему музыкальной грамотой, предлагать зрительно анализировать графическая запись звуков (ноты), которая содержит в себе информацию об интонационной линии, пусть даже лишь на очень условном уровне. «Графическое» направление движения мелодии дает первоначальный импульс для формирования звукового интонационного образа. Дальнейшее же его уточнение происходит за счет «ладовой настройки». Так или иначе, воспитание ладового чувства составляет основную методическую проблему в работе с вокальным ансамблем. Существует довольно много различных программ и методик, тем или иным способом решающих эту проблему. Принцип формирования и развития «ладового чувства» основан на способности голосовых связок и всего аппарата звукообразования запоминать интонационные и ладовые связи между звуками разной высоты. Здесь особую пользу могут дать упражнения, основанные на пении транспонируемых фраз с ярким гармоническим эффектом «сдвига» тональностей. Не секрет, что тонические трезвучия разных тональностей имеют свой хоть и трудноуловимый, но неповторимый колорит. И если пение в одной тональности не «провоцирует» слух на восприятие «тонального колорита», то подобные «контрастные» сочетания тональностей способны раскрыть «краску» каждой тональности, благодаря непосредственному их сопоставлению. Метод сопоставления тональностей можно использовать в «попевочных» упражнениях. Разученные ранее упражнения, нужно пропевать не только с полным аккомпанементом, внимательно вслушиваясь в характерные обороты гармонического сопровождения, но и с «сокращенным» вариантом аккомпанемента: 8
— пение с аккомпанементом без дублировки мелодии; — пение с басовым голосом; — пение без аккомпанемента. При пении с «сокращенным» аккомпанементом необходимо рекомендовать учащимся интонировать, опираясь на «мысленно» достроенную гармонию. В принципе, при достаточно интенсивном и продолжительном пении этих упражнений можно развить слух до состояния, близкого к «абсолютному» – различать отдельные звуки по высоте. Развитие «чувства лада» (так называемого, «относительного» слуха) осуществляется, прежде всего, путем чередования различных форм работы с большим и разнообразным мелодическим материалом, как специально сочиненным для упражнений, так и позаимствованным из произведений различных композиторов. Желательно чередовать различные формы работы над музыкальным материалом: — пение мелодии с одновременным проигрыванием ее на фортепиано педагогом; — пение мелодии с одновременным проигрыванием ее на фортепиано в другой октаве; — пение под импровизируемый преподавателем гармонический аккомпанемент (с дублированием мелодии); — то же самое, но без дублирования мелодии; — пение в унисон (октаву) с преподавателем; — пение solo a capella. Желательно соблюдать следующие рекомендации: 1) Во всех случаях петь мелодии нужно максимально выразительно. 2) При пении «в ансамбле» с педагогом желательно выдерживать максимально подвижный, но естественный темп. 3) При пении в подвижном темпе нужно стараться «подхватывать» мелодию в случае «расхождения» с педагогом. 9
4) При пении solo важно выбрать такой темп, в котором учащийся может спеть мелодию с минимальным числом ошибок. Для развития «чувства лада» полезнее спеть десяток простых мелодий, чем одну сложную, так как здесь очень важно воспитать в себе определенную уверенность интонирования в ладу, чего достаточно сложно добиться, пробираясь сквозь замысловатые альтерации и хроматизмы. Развитие ладового чувства – задача очень непростая, требует не одного года работы, и не решается только вокально-интонационными упражнениями. Разучивание мелодий не должно сводиться к механическому их повторению до тех пор, пока «сами не запомнятся». Нужно обязательно рекомендовать учащимся осуществлять этот процесс «осмысленно». Начинать разучивание желательно с предварительного анализа мелодии, определить форму, найти одинаковые или сходные фразы, их отличительные особенности и другие важные нюансы строения мелодии. В результате должен сформироваться цельный схематический образ, который впоследствии «заполняется» конкретным интонационным содержанием. При самом разучивании важно ставить перед учащимся цель запомнить фразу или предложение с минимального количества повторений, доведя эту способность со временем до умения запоминать мелодии с одного «воспроизведения». Опять-таки, необходимо при каждом пропевании мелодии добиваться максимально выразительного ее исполнения – именно а этом залог успеха, «секрет» быстрого запоминания. Работа над развитием «чувства лада» не сводится только лишь к разучиванию мелодий. Очень полезны упражнения, создающие «ладовую настройку» – их рекомендуется пропеть перед работой над мелодией в той же тональности: гаммы, устойчивые ступени в произвольном порядке, неустойчивые ступени в произвольном порядке, разрешения неустойчивых ступеней, опевание устойчивых ступеней, скачки с устойчивых ступеней на неустойчивые с последующим разрешением, интервалы в пределах лада от различных ступеней и т. д. Все эти упражнения поются по мере усложнения в соответстветствии с уровнем восприятия их учащимся.
Работа над интонационной точностью
Четвертый этап – работа над интонационной точностью. Упражнения на развитие чистой интонации должны вводиться уже на первых этапах работы 10
над формированием вокально-интонационных навыков. Однако, основная часть этих упражнений дает максимальный эффект лишь после того, как учащийся овладел навыком более-менее свободного владения голосом. «Злоупотребление» работой над чистотой интонирования на ранних «стадиях» может привести к тому, что учащемуся придется решать одновременно очень много разнохарактерных проблем, что, в свою очередь, может привести к психологическому дискомфорту. На этом этапе преобладающим должно стать пение мелодий a capella в спокойном, удобном для слухового контроля темпе. Так же интенсивно вводятся различные упражнения на интонирование интервалов и аккордов от звука. Особое значение на этом этапе придается пению двухголосия. Эта форма работы как никакая другая способна активизировать слух на чистоту интонирования. Работая над двухголосием целесообразно предложить исполнение «в ансамбле» с педагогом: — педагог играет один голос и поет в унисон (октаву) вместе с учеником другой; — преподаватель поет один голос и дублирует голос ученика на фортепиано; — оба голоса поются «a capella». Все эти формы работы с двухголосием можно применять и при пропевании интервальных либо аккордовых последовательностей.
Заключение
Завершая обзор методов развития вокально-интонационных навыков, отметим, что здесь не ставилась задача перечислить и детально рассмотреть 11
все возможные упражнения, так или иначе связанные с этим видом работы на занятиях. Каждый педагог вправе не только выборочно использовать необходимые упражнения, но и вводить свои собственные, в зависимости от конкретных педагогических задач. Главное помнить о том, что вокально- интонационные упражнения, несмотря на их неоспоримую ценность, не являются самоцелью, а лишь основным методом развития навыка интонирования. Чистое пение имеет безусловный приоритет у учащихся, занимающихся вокалом или хоровым пением. Для всех остальных это – способ ассоциированного «переноса» механизма вокального интонирования на разные виды музыкальной деятельности, как исполнительские, так и «слушательские». 12


В раздел образования