Напоминание

использование обучающих и контролирующих тестов в изучении анатомии и физиологии человека


Автор: Кулагина Лидия Федоровна
Должность: преподаватель анатомии и физиологии человека
Учебное заведение: ГБУ "ПОО Астраханский базовый медицинский колледж"
Населённый пункт: город Астрахань, Астраханская область
Наименование материала: статья
Тема: использование обучающих и контролирующих тестов в изучении анатомии и физиологии человека
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХ И КОНТРОЛИРУЮЩИХ ТЕСТОВ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА




Л.Ф.Кулагина ГБУ «ПОО «Астраханский базовый медицинский колледж», г. Астрахань Анатомия по праву считается важнейшей дисциплиной в любом медицинском образовательном учреждении. Без знаний о строении человеческого тела невозможно изучение ни одной клинической дисциплины. Но при этом анатомия является и одним из самых сложных предметов для всех студентов-медиков. Именно поэтому качественное преподавание этого курса критически важно для выпуска достойных специалистов . Как известно, выбор методов обучения и средств контроля в образовательной области осложняется разнообразием учебной деятельности и необходимостью обеспечить, с одной стороны, полноту охвата пройденного материала всеми студентами, а с другой, оперативно провести контроль и получить объективные данные об уровне обученности студентов по данному предмету. Этим требованиям отвечает тестовый контроль знаний. Тестология, как область знания, занимающаяся проблемами теории и практики, в педагогике существует около 100 лет. Об этом методе имеется очень много информации в литературе, практически каждый учебник содержит соответствующий раздел для самоконтроля и, наконец, тестирование является одним из этапов государственной итоговой аттестации в медицинских вузах и колледжах. В Астраханском базовом медицинском колледже вот уже в течение нескольких лет проходит активная работа по созданию и внедрению не контролирующих, а обучающих тестов. Цель их создания - повышение уровня знаний студентов, с трудом осваивающих медицинские дисциплины. Преподаватели, впервые применяя такие тесты, провели научно- исследовательскую работу по изучению «полезности» данного вида опроса.
Контрольная группа студентов, где применялись «обычные» (стандартные) тесты, подбиралась таким образом, чтобы их показатели (средний балл, процент качества и процент успеваемости) по всем предметам совпадали с исследуемой. Анализ результатов показал, что в группах, где применялись обучающие тесты, качество знаний студентов оказались значительно выше (средний балл 3,6-3,7 и 3,9-4,0) за счет резкого снижения количества «троечников». В настоящее время, действительно профессионально разработанных и систематизированных обучающих и контролирующих тестов в изучении предмета анатомии и физиологии практически очень мало, а изучение анатомии и физиологии человека представляет для студентов медицинского колледжа известные трудности. И это заставляет нас искать пути для решения этих вопросов. Используя литературные сведения, нами были разработаны 60 обучающих тестов по теме «Органы мочевыделения» для студентов I курса, обучающихся по специальности «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Лабораторная диагностика». Пример вопроса 1. Почки расположены в: а) забрюшинном пространстве – верно; б) брюшинной полости - неверно, потому что брюшинная полость это щелевидное пространство между париетальной и висцеральной брюшиной; в) подреберье - неверно, потому что в правом подреберье у человека находится печень, а в левом подреберье – желудок; г) малом тазу - неверно, так как в малом тазу находятся внутренние половые органы человека, мочевой пузырь и прямая кишка. Сравнительный анализ ранее проводимого тестирования с тестированием по последним разработкам показал, что новые тесты дают возможность активизировать познавательную деятельность студентов, получить данные о промежуточных и итоговых результатах, оценить их путем сопоставления с планируемыми результатами, вносить в учебный процесс необходимую
корректировку и наметить пути его дальнейшего совершенствования. А по сравнению с заданиями и вопросами по анатомии и физиологии человека, эти тесты имеют преимущество в четкости логичной структуры представленного материала, при изучении которого у студентов фиксируется внимание не только на формирование ответов, но и на осмысливание сути задания. Кроме того, тесты составлены с учетом межпредметных связей: латинский язык, биология, химия, что дает студентам одновременно с изучением анатомии и физиологии изучать или повторять материал этих предметов. Пример вопроса 2. Полное прекращение мочи – это: а) полиурия – неверно, потому что приставка «поли» с латинского языка обозначает «много», а «урия» - обозначает «моча» т.е. много мочи; б) анурия – верно, так как приставка «ан» с латинского языка обозначает «отрицание, отсутствие» мочи, поэтому в данном случае это полное прекращение мочи; в) олигурия – неверно, потому что в переводе с латинского «олигурия» обозначает «мало мочи»; г) изостенурия – неверно, потому что этот термин обозначает удельный вес мочи. Осуществляя вышеперечисленные виды педагогического контроля в своей работе мы получаем объективную информацию о том, как усваивается учебный материал, как студенты применяют полученные знания для решения практических задач, каков действительный уровень усвоения того или иного учебного элемента. Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что у студентов при работе с обучающими тестами при изучении анатомии и физиологии человека развивается логическое и клиническое мышление, что очень важно для эффективной трудовой деятельности специалиста, при этом отмечается высокое качество обученности. Преподаватели колледжа эффективно продолжают работу в этом направлении.


В раздел образования