использование обучающих и контролирующих тестов в изучении анатомии и физиологии человека
Автор: Кулагина Лидия Федоровна Должность: преподаватель анатомии и физиологии человека Учебное заведение: ГБУ "ПОО Астраханский базовый медицинский колледж" Населённый пункт: город Астрахань, Астраханская область Наименование материала: статья Тема: использование обучающих и контролирующих тестов в изучении анатомии и физиологии человека Раздел: среднее профессиональное
Л.Ф.Кулагина
ГБУ «ПОО «Астраханский базовый медицинский колледж», г. Астрахань
Анатомия
по
праву
считается
важнейшей
дисциплиной
в
любом
медицинском
образовательном
учреждении.
Без
знаний
о
строении
человеческого тела невозможно изучение ни одной клинической дисциплины.
Но при этом анатомия является и одним из самых сложных предметов для всех
студентов-медиков. Именно поэтому качественное преподавание этого курса
критически важно для выпуска достойных специалистов
.
Как
известно,
выбор
методов
обучения
и
средств
контроля
в
образовательной области осложняется разнообразием учебной деятельности
и необходимостью обеспечить, с одной стороны, полноту охвата пройденного
материала
всеми
студентами, а с другой, оперативно провести контроль и
получить объективные данные об уровне обученности студентов по данному
предмету.
Этим
требованиям
отвечает
тестовый
контроль
знаний.
Тестология, как область знания, занимающаяся проблемами теории и практики,
в педагогике существует около 100 лет. Об этом методе имеется очень много
информации
в
литературе,
практически
каждый
учебник
содержит
соответствующий раздел для самоконтроля и, наконец, тестирование является
одним из этапов государственной итоговой аттестации в медицинских вузах и
колледжах.
В Астраханском базовом медицинском колледже вот уже в течение
нескольких
лет проходит
активная работа по созданию
и
внедрению не
контролирующих, а обучающих тестов. Цель их создания - повышение уровня
знаний
студентов,
с
трудом
осваивающих
медицинские
дисциплины.
Преподаватели,
впервые
применяя
такие
тесты,
провели
научно-
исследовательскую работу по изучению «полезности» данного вида опроса.
Контрольная
группа студентов, где
применялись «обычные» (стандартные)
тесты, подбиралась таким образом, чтобы их показатели (средний балл, процент
качества и
процент успеваемости) по
всем предметам
совпадали
с
исследуемой.
Анализ результатов показал, что в группах, где применялись обучающие
тесты, качество знаний студентов оказались значительно выше (средний балл
3,6-3,7 и 3,9-4,0) за счет резкого снижения количества «троечников».
В настоящее время, действительно профессионально разработанных и
систематизированных
обучающих
и
контролирующих
тестов
в
изучении
предмета
анатомии
и
физиологии
практически
очень
мало,
а
изучение
анатомии и физиологии
человека представляет для студентов медицинского
колледжа известные трудности. И это заставляет нас искать пути для решения
этих вопросов.
Используя
литературные
сведения,
нами
были
разработаны
60
обучающих тестов по теме «Органы мочевыделения» для студентов I курса,
обучающихся
по
специальности
«Сестринское
дело»,
«Лечебное
дело»,
«Лабораторная диагностика».
Пример вопроса 1. Почки расположены в:
а) забрюшинном пространстве – верно;
б) брюшинной полости - неверно, потому что брюшинная полость это
щелевидное пространство между париетальной и висцеральной брюшиной;
в) подреберье - неверно, потому что
в правом подреберье у человека
находится печень, а в левом подреберье – желудок;
г) малом тазу - неверно, так как
в малом тазу находятся внутренние
половые органы человека, мочевой пузырь и прямая кишка.
Сравнительный анализ ранее проводимого тестирования с тестированием
по
последним
разработкам
показал,
что
новые
тесты
дают
возможность
активизировать познавательную деятельность студентов, получить данные о
промежуточных и итоговых результатах, оценить их путем сопоставления с
планируемыми
результатами,
вносить
в
учебный
процесс
необходимую
корректировку и наметить пути его дальнейшего совершенствования. А по
сравнению с заданиями и вопросами по анатомии и физиологии человека, эти
тесты имеют преимущество в четкости логичной структуры представленного
материала, при изучении которого у студентов фиксируется внимание не только
на формирование ответов, но и на осмысливание сути задания.
Кроме
того,
тесты
составлены
с
учетом
межпредметных
связей:
латинский
язык,
биология,
химия,
что
дает
студентам
одновременно
с
изучением анатомии и физиологии
изучать или повторять материал этих
предметов.
Пример вопроса 2. Полное прекращение мочи – это:
а) полиурия – неверно, потому что приставка «поли» с латинского языка
обозначает «много», а «урия» - обозначает «моча» т.е. много мочи;
б) анурия – верно, так как приставка «ан» с латинского языка обозначает
«отрицание,
отсутствие»
мочи,
поэтому
в
данном
случае
это
полное
прекращение мочи;
в) олигурия – неверно, потому что в переводе с латинского «олигурия»
обозначает «мало мочи»;
г) изостенурия – неверно, потому что этот термин обозначает удельный
вес мочи.
Осуществляя вышеперечисленные виды педагогического контроля в
своей
работе мы
получаем
объективную
информацию
о
том,
как
усваивается учебный материал, как студенты применяют полученные знания
для решения практических задач, каков действительный уровень усвоения
того или иного учебного элемента.
Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что
у студентов при работе с обучающими тестами при изучении анатомии и
физиологии человека развивается логическое и клиническое
мышление, что
очень важно для эффективной трудовой деятельности специалиста, при этом
отмечается
высокое
качество
обученности.
Преподаватели
колледжа
эффективно продолжают работу в этом направлении.