Автор: Фёдорова Вера Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "ОСШ им. М. К. Янгеля п. Березняки" Населённый пункт: п. Березняки Иркутская область Наименование материала: Конспект урока Тема: История 7 класс Тема: "Славянский посёлок" Раздел: среднее профессиональное
1
МОУ «ОСШ им. М.К. Янгеля п. Березняки»
Нижнеилимского района
Иркутской области
Урок истории в 7 классе для обучающихся по АООП с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учитель: Фёдорова Вера Анатольевна
п. Березняки
2017г.
Тема урока: Славянский посёлок
2
Место урока в изучаемой теме: 3 урок в разделе «История нашей страны древнейшего периода».
Цель урока:
Образовательная: Продолжить знакомство школьников с «Историей нашей страны древнейшего периода». Закрепить
изученный материал по 1,2 темам, познакомиться, как жили наши предки – славяне: какие жилища строили, как
укрепляли свои поселения.
Воспитательная: Содействовать воспитанию чувства гордости, уважения к прошлому нашей Родины, к своим
предкам; развивать умениеслушать и слышать.
Коррекционно-развивающие умения: Развивать зрительное и слуховое внимание; мыслительную деятельность:
анализ, синтез, обобщение; развивать связную речь школьников.
Средства обучения и оборудование:
1. Б. П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина. История России: Учебник для 7 касса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005г-312с.
2. ЭОР:
Авторская презентация по теме «Славянский посёлок» в формате Роwer Point.
Авторский интерактивный кроссворд в MS EXCEL 2010.
3. Опорные картинки, карточки.
4. Мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
3
п/п
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Сопровождение
I.
Организационный
Приветствие.
Проверяет готовность к уроку
Готовятся к уроку
II.
Проверка домашнего
задания, воспроизведение и
коррекция опорных знаний
учащихся. (Актуализация
знаний)
- Как называется раздел, который
мы изучаем?
- Какие темы нами пройдены?
Обобщение ответов.
Дают ответы
Работают с
опорой на
оглавление
учебника
Сегодня мы продолжим
увлекательное путешествие в
далекие времена, V-VIII в, когда
жили наши предки. Но сначала
вспомним, повторим материал,
проверим домашнее задание.
Слушают
1.Блиц-опрос Приложение 1
Дают письменные
ответы на вопросы
Работа с тестами
Карта
« Расселение
древних славян»
2.Взаимопроверка
Работают в парах.
Проверяют друг у друга
Приложение 2
(ответы на блиц-
4
задания, оценивают
опрос
)
3.Ответить на вопрос
Как Вы понимаете слово
«сообща»? Выберите слова,
близкие по смыслу: вместе, общее,
отдельно, община, сообщение.
Ответы на вопрос
Карточки со
словами: вместе,
общее, отдельно,
община,
сообщение
Приложение 3
Физминутка
III.
Постановка цели и задач
урока. Мотивация учебной
деятельности учащихся.
-
Рассмотрите внимательно
картинку и подумайте, куда же мы
сегодня отправимся в путешествие.
- Правильно! В славянский
посёлок.
Тема урока: «Славянский
посёлок».
-Мы знаем, что восточные славяне
считаются предками русских,
украинцев и белорусов. Они
объединялись в роды и племена.
Все славяне были равны, работали
вместе, сообща. А теперь мы
продолжаем своё увлекательное
путешествие по страницам
истории нашей страны
древнейшего периода.
Рассматривают
картинку. Отвечают на
вопрос
Записывают тему в
тетрадь
Слайды 1-2
5
Цель урока : изучить, какие
жилища строили славяне, как
укрепляли свои поселения.
- Рассмотрите на картинках
поселения славян. Найдите общие
и отличительные признаки в
построении поселков.
Рассматривают. Ищут
сходство и отличия.
Записывают в тетрадь
Слайды 3-5
– А теперь прочитайте текст.
Правильным ли было Ваше
предположение?
- Какие бы 2 вопроса Вы задали
одноклассникам?
Используйте два слова: поселок,
жилище
Читают текст
Пополняют записи в
тетрадях
Формируют проблему
- Почему славяне
строили поселок на
берегах рек и озёр,
рядом с
непроходимыми
болотами или
глубокими оврагами?
- Почему селяне
строили себе разные
жилища?
Учебник, стр. 44-
48
Обобщение, корректировка ответов
детей с показом презентации
Слушают, смотрят
Слайды 6-11
6
IV.
Первичное закрепление
a) В знакомой ситуации
(типовые задания)
- Пересмотреть текст и дать
полный связный ответ на вопросы
1 группа.
Почему славяне строили свой
поселок на высоком берегу?
2 группа.
Какие жилища и другие
хозяйственные постройки были у
восточных славян?
Работают в группах
Учебник, стр. 44-
48
б) В изменённой ситуации
(конструктивные задания).
Работа по закреплению понятий
Интерактивный кроссворд в MS
EXCEL 2010
Работают в группах.
Решают кроссворд
Кроссворд
Приложение 4
V.
Творческое применение и
добывание знаний в новой
ситуации (проблемные
задания)
Представьте, что вы побывали
внутри славянской избы. Вас
попросили рассказать об этом.
Составьте связный рассказ от 1
лица. Что вы там увидели, какое
место занимает печь, почему
жилище названо «изба». И,
конечно, о своих впечатлениях.
Творчество приветствуется!
Готовят связный
рассказ
Учебник, стр. 47-
50
Опора на
картинки
VI.
Информация о домашнем
Прочитать дополнительный текст
Записывают
Учебник, стр.51-
7
задании, инструктаж по его
выполнению.
«Древние славянские города».
Составить связный рассказ о том,
как строились города, как они
выглядели. (Можно нарисовать).
52
VII.
Рефлексия (подведение
итогов занятия)
- Какое задание понравилось?
- Удалось ли выполнить?
- Что хорошо получилось?
- Какие трудности возникли?
- Над чем еще надо поработать?
- Оцените свою работу на уроке
(прикрепляют отметку на стенд)
Дают ответы на
вопросы
Слайды 12-13
8
Приложение 1
1.Блиц-опрос
Инструкция: Вместо точек записать ответ одним - двумя словами (понятия)
1.
Несколько родственников, живущих вместе – …
2.
Объединение людей, которые всем пользовались сообща - …
3.
Самый старый, мудрый и уважаемый член общины - …
4.
Народное собрание племени - …
5.
Военный начальник племени - …
6.
Княжеское войско - …
7.
Член племени - …
8.
Уважаемые и влиятельные люди племени (князья, дружинники, старейшины) - … …
9.
Селяне, расселявшиеся в лесах - …
10. Где кончался лес, и начиналось чистое поле – жили …
11.Славяне, которые жили севернее полян - …
12.В болотистых местах жили -…
13. Какие ещё племена образовали восточные славяне - …, …
9
Приложение 2
1.Блиц-опрос
Ответы
1.
Семья
2.
Община
3.
Старейшина
4.
Вече
5.
Князь
6.
Дружина
7.
Соплеменник
8.
Знатные люди
10
9.
Древляне
10. Поляне
11. Северяне
12.Дреговичи
13. Вятичи, кривичи
Приложение 3
Ответить на вопрос
Как Вы понимаете слово «сообща»? Выберите слова, близкие по смыслу: вместе, общее, отдельно, община,
сообщение.
Приложение
4
Кроссворд
По вертикали
1. Изба, построенная из дерева, веток, хвороста и обмазанная глиной ( мазанка )
2. Место, где селились славяне ( поселение )
11
3. Тонкие деревянные палочки (щепки) ( лучина )
4. Деревянная посуда круглой или овальной формы с невысокими краями ( лохань )
По Горизонтали
5. Изба, пол у которой был на полтора метра ниже уровня земли, а крыша почти касалась земли ( землянка )
6. Жилище славян ( изба )
7. Деревянная постройка для домашних животных ( хлев )
8. Деревянная постройка для хранения зерна ( амбар )
9. Забор, построенный из заостренных бревен (колов) вокруг славянского поселения ( частокол )
7
3
2
4
9
1
8
5
12
6