Напоминание

Методическая разработка занятия для детей с ограниченными возможностями по программе "Вдохновение" "Азбука макраме"


Автор: Виноградова Елена Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ЦРТДиЮ Кировского района г. Кемерово
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка занятия для детей с ограниченными возможностями по программе "Вдохновение" "Азбука макраме"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества Кировского района»
Методическая разработка

занятия для детей с ограниченными возможностями по программе

«Вдохновение»

«Азбука макраме»
Составитель: Виноградова Елена Михайловна педагог дополнительного образования Кемерово 2016 год

Тема занятия:
«Изготовление узлов в технике макраме».
Цель

занятия:
приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству посредством изготовления узлов макраме.
Задачи:
1. познакомить учащихся с историей макраме, с применением макраме; 2. социализировать ребёнка с особенностями психофизического развития посредством погружения в декоративно-прикладное творчество; 3. Закрепить навыки плетения, выработать творческий подход к выполнению работы; 4. научить завязывать основные узлы, двойные, простые; 5. способствовать проявлению самостоятельного творчества при изготовлении работы; 6. помочь в адаптации и реабилитации детей с ОВЗ посредствам самовыражения и самореализации; 7. развить у ребенка ответственность за качество выполняемой работы, эстетический вкус, трудолюбие, доводить начатое дело до конца.
Форма занятия:
мастер-класс (45 минут).
Тип занятия
: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Структура занятия:
1. Организационный момент 1-2 минуты 2. Рассказ педагога с демонстрацией готовых узлов 10 - 15 минут 3. Закрепление изученного материала 5 минут 4. Практическая работа (в середине практической работы физминутка на 2 минуты) 20-25 минут 5. Подведение итогов 3 – 5 минут
Материально-техническое оснащение:
- готовые узлы; - ножницы; - английские булавки; - подушка для плетения; - инструкционная карта; - нитки белого цвета;

Ход занятия:
Педагог приветствует детей, объявляет тему занятия.
Теоретическая часть.

Педагог:
Для начала давайте разберемся, что такое макраме. Макраме - один из старинных видов рукоделия, которое дает возможность для проявления творческой индивидуальности и фантазии учащихся. Завязывание узлов на веревке относится к числу древнейших изобретений человечества. Сегодня макраме прочно вошло в нашу жизнь. Мастера узелкового плетения создают шторы, декоративные панно, кашпо, абажуры, салфетки, сумки. Также создаются украшения для женской и детской одежды и сама одежда. В настоящем времени искусство макраме находит широкое применение для украшения изделий быта, интерьера, для выполнения подарков и сувениров. Техника выполнения макраме проста и доступна человеку любого возраста. Для её освоения достаточно знать технику макраме вообще. Но для начала, я предлагаю вам познакомится с нашими помощниками, т.е. теми инструментами, которые помогут нам в нашей интересной работе. Игра «Волшебная коробочка» Правила в этой игре такие, я загадываю вам загадку. Если вы правильно её отгадываете, я достаю из сундучка соответственный инструмент, и вы мне расскажите, какие правила техники безопасности надо выполнять, чтобы с этим инструментом не поссориться. (достаёт иголки с бусинками, ножницы)
Правила пользования иглами для закалывания
1. Хранить их только в игольнице. 2. Передавать тупым концом вперёд. 3. Нельзя вкалывать в одежду, брать в рот. 4. После работы пересчитать.
Загадки о ножницах.
Инструмент бывалый- Не большой, не малый У него полно забот: Он и режет и стрижёт. Смотрите, мы раскрыли пасть В неё верёвку надо класть, Верёвка в нашей пасти Разделится на части.
Правила техники безопасности.

Правила пользования ножницами.
1. Хранить в коробке. 2. Передавать кольцами вперёд.

3. На столе держать сомкнутыми остриями.

Практическая работа

Вводный инструктаж:
Наша волшебная коробочка ещё не пуста. Что нам ещё потребуется для работы?
Нити.
Нити могут быть самые разные - мулине, шерстяные, бумажный корд, бельевой шнур, рыболовный шнур и т. д. Итак, у нас имеется всё необходимое для работы, давайте начнём, не забывая о правилах техники безопасности.
Теория:
Сегодня мы с вами вспомним, как выполняются основные узлы в технике макраме (инструкционные карты лежат на столе у каждого ребенка).
ДВОЙНОЙ ПЛОСКИЙ УЗЕЛ
плетется четырьмя или более нитями, из которых две средние служат направляющими — они всегда натянуты. Крайние же — рабочие. Узел плетут двумя способами: первый — левую рабочую нить кладут сверху направляющих слева направо, правую рабочую нить кладут на левую и далее по диагонали вытягивают ее в петлю; второй способ точно такой же, только в зеркальном отображении.
ВИТАЯ

ЦЕПОЧКА
также плетется четырьмя и более нитями. Две средние — направляющие (натянуты), а крайние — рабочие. Рабочую нить всегда кладут сверху направляющих, а другую рабочую нить — на первую и да- лее по диагонали вытягивают в петлю. После выполнения четырех узлов цепочку поворачивают на 180°.
РЕПСОВЫЙ УЗЕЛ
один из основных в макраме. Его вяжут следующим образом: направляющая нить натянута, а рабочая перекидывается через направляющую два раза. После первого перекидывания нить подтягивают до получения петли нужного размера, а при следующем перекидывании сильно затягивают в узел. Ряд репсовых узлов образует бриду. Бриды могут быть горизонтальные , наклонные и вертикальные. Вертикальные бриды имеют одну рабочую нить и несколько направляющих.
ДВУСТОРОННЯЯ

ПЕТЛЯ
плетется из четырех и более нитей. Внутренние нити направляющие, а крайние — рабочие. Левой нитью сначала плетут петлю слева от направляющих, а правой нитью — справа. Нити натягвают и образуют один узел. Точно так же делают последующие узлы.
Практическая часть.
В кабинете звучит тихая спокойная музыка. Сегодня мы познакомились с некоторыми видами узлов макраме. Их очень много. На нашем занятии мы изготовим основные из них. У каждого из вас на рабочем столе находится инструкционная карта.
Прежде чем мы приступим к работе, обратите внимание, я буду показывать, как выполнять каждый из узлов. Ваша задача выполнять узлы вместе со мной, действуя строго по инструкционной карте. Комментарии: работая с детьми с ОВЗ важно понимать, что необходим индивидуальный подход к каждому ученику, необходимо похвалить за каждый успех. Также необходимо чередовать умственную и практическую деятельность. Обязательна гимнастика, которая снимет мышечные спазмы и зажимы в области кистей рук и лица. Дети начинают работать. Когда дети выполнят большую часть работы, проводится физкультминутка:
Физкультминутка

« Цветы»

Движения
Наши нежные цветки Распускают лепестки. Руки плавно поднимаются перед собой вверх, немного разводятся в стороны. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Движения рук влево, вправо. Наши алые цветки, Закрывают лепестки. Руки наверху плавно смыкаются и опускаются. Тихо засыпают. Дети приседают. Головой качают. Головой качают.
Педагог:
Прошу всем сесть на свои места. Продолжим нашу работу. Педагог контролирует и поощрает правильность выполнения работы каждого ребенка и соблюдение правил техники безопасности.
Подведение итогов
Анализ выполненных изделий. Обсуждение типичных ошибок, затруднений.
Закрепление знаний и умений:
 Что такое макраме?
 Какие основные узлы в этой работе? А, сейчас, наши помощники- инструменты хотят спать (уборка рабочих мест).
Окончание занятия
Какую цель мы ставили на уроке? Мы её достигли?
Рефлексия
Проводим коллективную выставку узлов и играем в игру.
«Пальчики»
(учащиеся поднимают вверх руку с сомкнутыми в кулак пальчиками, на каждый из вопросов учителя при согласии ребенок расправляет один пальчик. В результате экспресс-диагностики выясняется отношение каждого учащегося к уроку и к своей работе на уроке.) 1. Я довольна своей работой на занятии. 2. У меня было хорошее настроение на занятии. 3. Мне понравилось изделие, которое я сделала. 4. Я буду продолжать знакомиться с этой техникой. 5. Мне понравилось занятие. Работы оформляются в небольшую выставку на доске.
Результат занятий:
1.Адаптация и социализация детей с ограниченными возможностями на уроках макраме. 2.Получение знаний по истории макраме. 3.Применение знаний и умений на практике. 4.Умение изготовления основных узлов макраме.
Заключение

На занятиях по макраме дети с ограниченными возможностями находят отдушину, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией. А также важное значение имеют поддержка и одобрение любых творческих идей поступивших от детей, закрепление любых, пусть минимальных успехов детей, развитие собственной индивидуальности ребенка в условиях совместной деятельности. Атмосфера занятий позволяет раскрепоститься, ведь здесь ребенку дается больше свободы для реализации желаний и идей. Занятия помогают воспитывать у детей силу воли, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность за порученное дело. Детям приятно сделать своими руками подарки. Они испытывают гордость, и им хочется лишний раз от родных услышать похвалу. Это способствует лучшей самооценке ребенка с ограниченными возможностями, а также способствует самоуважению и воспитанию чувства собственного достоинства. Создавая работы по макраме своими руками, ребенок укрепляет связь с внешним миром, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями. Изделие, выполненное ребенком- инвалидом, несет отпечаток его личности. Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. Занятия по макраме являются возможностью для детей с ограниченными возможностями для их продуктивной творческой деятельности и социального общения. В условиях творчества каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей, преодолевая внутренние трудности, кусочек фантазии есть в каждом ребенке, который чувствуя, размышляя, действуя вносит в жизнь крупицу своего «Я».

Ключевые слова

Ограниченные возможности
(инвалидность) - ограничения в деятельности в результате физических, умственных, сенсорных или психических отклонений здоровья.
Социальная

адаптация
— процесс привыкания индивида к условиям социальной среды, приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознание своих возможностей в сложившейся обстановке.
Мелкая моторика
— совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем в сочетании со зрительной путем выполнения мелких движений кистями, рук и ног. Часто применяется такое понятие как ловкость.
Образное

мышление
— мышление в образах: по наглядности, чертежам, в уме. Способность сохранять и реализовать эти образы в своей деятельности в процессе решения поставленных задач — главная функция образного мышления.
Творческие способности
- готовность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. На бытовом уровне творческие способности или креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.

Список литературы
1. Кузьмина М. Макраме-узелковое плетение. Издательство: ПК «Алтай», 1994. 2. Пицык А.А. Макраме. Мир книги , 2009. 3. Ращупкина С.Ю. Модные украшения своими руками. Москва, 2001. 4. Чудиловская Н.А. Рукоделие. Издательство: ХарвестISBN,2002. 5. Учитывали рекомендации педагогов-психологов: У. Глассер, Р. Кэмпбэл, М. Максимов, В. Сатир и др.


В раздел образования