Методическая разработка занятия для детей с ограниченными возможностями по программе "Вдохновение" "Азбука макраме"
Автор: Виноградова Елена Михайловна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: ЦРТДиЮ Кировского района г. Кемерово Населённый пункт: Кемерово Наименование материала: Методическая разработка Тема: Методическая разработка занятия для детей с ограниченными возможностями по программе "Вдохновение" "Азбука макраме" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества Кировского района»
Методическая разработка
занятия для детей с ограниченными возможностями по программе
«Вдохновение»
«Азбука макраме»
Составитель:
Виноградова Елена Михайловна
педагог
дополнительного
образования
Кемерово 2016 год
Тема занятия: «Изготовление узлов в технике макраме».
Цель
занятия:
приобщение
детей
к
декоративно-прикладному
творчеству
посредством изготовления узлов макраме.
Задачи:
1.
познакомить учащихся с историей макраме, с применением макраме;
2.
социализировать ребёнка с особенностями психофизического развития
посредством погружения в декоративно-прикладное творчество;
3.
Закрепить
навыки
плетения,
выработать
творческий
подход
к
выполнению работы;
4.
научить завязывать основные узлы, двойные, простые;
5.
способствовать
проявлению
самостоятельного
творчества
при
изготовлении работы;
6.
помочь
в
адаптации
и
реабилитации
детей
с
ОВЗ
посредствам
самовыражения и самореализации;
7.
развить
у
ребенка
ответственность
за
качество
выполняемой
работы,
эстетический вкус, трудолюбие, доводить начатое дело до конца.
Форма занятия: мастер-класс (45 минут).
Тип занятия : изучение и первичное закрепление новых знаний.
Структура занятия:
1. Организационный момент 1-2 минуты
2. Рассказ педагога с демонстрацией готовых узлов 10 - 15 минут
3. Закрепление изученного материала 5 минут
4. Практическая работа (в середине практической работы
физминутка на 2 минуты) 20-25 минут
5. Подведение итогов 3 – 5 минут
Материально-техническое оснащение:
- готовые узлы;
- ножницы;
- английские булавки;
- подушка для плетения;
- инструкционная карта;
- нитки белого цвета;
Ход занятия:
Педагог приветствует детей, объявляет тему занятия.
Теоретическая часть.
Педагог: Для начала давайте разберемся, что такое макраме. Макраме -
один из старинных видов рукоделия, которое дает возможность для проявления
творческой
индивидуальности
и
фантазии
учащихся.
Завязывание
узлов
на
веревке относится к числу древнейших изобретений человечества.
Сегодня
макраме
прочно
вошло
в
нашу
жизнь.
Мастера
узелкового
плетения
создают
шторы,
декоративные
панно,
кашпо,
абажуры,
салфетки,
сумки. Также создаются украшения для женской и детской одежды и сама
одежда.
В настоящем времени искусство макраме находит широкое применение
для украшения изделий быта, интерьера, для выполнения подарков и сувениров.
Техника
выполнения
макраме
проста
и
доступна
человеку
любого
возраста. Для её освоения достаточно знать технику макраме вообще.
Но для начала, я предлагаю вам познакомится с нашими помощниками,
т.е. теми инструментами, которые помогут нам в нашей интересной работе.
Игра «Волшебная коробочка»
Правила в этой игре такие, я загадываю вам загадку. Если вы правильно её
отгадываете, я достаю из сундучка соответственный инструмент, и вы мне
расскажите, какие правила техники безопасности надо выполнять, чтобы с этим
инструментом не поссориться. (достаёт иголки с бусинками, ножницы)
Правила пользования иглами для закалывания
1.
Хранить их только в игольнице.
2.
Передавать тупым концом вперёд.
3.
Нельзя вкалывать в одежду, брать в рот.
4.
После работы пересчитать.
Загадки о ножницах.
Инструмент бывалый-
Не большой, не малый
У него полно забот:
Он и режет и стрижёт.
Смотрите, мы раскрыли пасть
В неё верёвку надо класть,
Верёвка в нашей пасти
Разделится на части.
Правила техники безопасности.
Правила пользования ножницами.
1. Хранить в коробке.
2. Передавать кольцами вперёд.
3. На столе держать сомкнутыми остриями.
Практическая работа
Вводный инструктаж: Наша волшебная коробочка ещё не пуста. Что
нам ещё потребуется для работы?
Нити.
Нити могут быть самые разные - мулине, шерстяные, бумажный корд,
бельевой шнур, рыболовный шнур и т. д.
Итак, у нас имеется всё необходимое для работы, давайте начнём, не
забывая о правилах техники безопасности.
Теория:
Сегодня мы с вами вспомним, как выполняются основные узлы в технике
макраме (инструкционные карты лежат на столе у каждого ребенка).
ДВОЙНОЙ ПЛОСКИЙ УЗЕЛ плетется четырьмя или более нитями, из
которых две средние служат направляющими — они всегда натянуты. Крайние
же — рабочие. Узел плетут двумя способами: первый — левую рабочую нить
кладут сверху направляющих слева направо, правую рабочую нить кладут на
левую и далее по диагонали вытягивают ее в петлю; второй способ точно такой
же, только в зеркальном отображении.
ВИТАЯ
ЦЕПОЧКА
также
плетется
четырьмя
и
более
нитями.
Две
средние — направляющие (натянуты), а крайние — рабочие. Рабочую нить
всегда кладут сверху направляющих, а другую рабочую нить — на первую и да-
лее
по
диагонали
вытягивают
в
петлю.
После
выполнения
четырех
узлов
цепочку поворачивают на 180°.
РЕПСОВЫЙ УЗЕЛ один из основных в макраме. Его вяжут следующим
образом:
направляющая
нить
натянута,
а
рабочая
перекидывается
через
направляющую два раза. После первого перекидывания нить подтягивают до
получения петли нужного размера, а при следующем перекидывании сильно
затягивают в узел.
Ряд репсовых узлов образует бриду. Бриды могут быть горизонтальные ,
наклонные и вертикальные. Вертикальные бриды имеют одну рабочую нить и
несколько направляющих.
ДВУСТОРОННЯЯ
ПЕТЛЯ
плетется
из
четырех
и
более
нитей.
Внутренние нити направляющие, а крайние — рабочие. Левой нитью сначала
плетут
петлю
слева
от
направляющих,
а
правой
нитью
—
справа.
Нити
натягвают и образуют один узел. Точно так же делают последующие узлы.
Практическая часть.
В кабинете звучит тихая спокойная музыка. Сегодня мы познакомились с
некоторыми видами узлов макраме. Их очень много.
На нашем занятии мы
изготовим основные из них.
У каждого из вас на рабочем столе находится инструкционная карта.
Прежде
чем
мы
приступим
к
работе,
обратите
внимание,
я
буду
показывать, как выполнять каждый из узлов. Ваша задача выполнять узлы
вместе со мной, действуя строго по инструкционной карте.
Комментарии:
работая
с
детьми
с
ОВЗ
важно
понимать,
что
необходим индивидуальный подход к каждому ученику, необходимо похвалить
за каждый успех. Также необходимо чередовать умственную и практическую
деятельность. Обязательна гимнастика, которая снимет мышечные спазмы и
зажимы в области кистей рук и лица.
Дети начинают работать.
Когда дети выполнят большую часть работы, проводится физкультминутка:
Физкультминутка
« Цветы»
Движения
Наши нежные цветки
Распускают
лепестки.
Руки плавно поднимаются перед собой вверх,
немного разводятся в стороны.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Движения рук влево, вправо.
Наши алые цветки,
Закрывают лепестки.
Руки наверху плавно смыкаются и
опускаются.
Тихо засыпают.
Дети приседают.
Головой качают.
Головой качают.
Педагог: Прошу всем сесть на свои места. Продолжим нашу работу.
Педагог контролирует и поощрает правильность выполнения работы каждого
ребенка и соблюдение правил техники безопасности.
Подведение итогов
Анализ
выполненных
изделий.
Обсуждение
типичных
ошибок,
затруднений.
Закрепление знаний и умений:
Что такое макраме?
Какие основные узлы в этой работе?
А, сейчас, наши помощники- инструменты хотят спать (уборка рабочих
мест).
Окончание занятия
Какую цель мы ставили на уроке?
Мы её достигли?
Рефлексия
Проводим коллективную выставку узлов и играем в игру.
«Пальчики» (учащиеся поднимают вверх руку с сомкнутыми в кулак
пальчиками, на каждый из вопросов учителя при согласии ребенок расправляет
один
пальчик.
В
результате
экспресс-диагностики
выясняется
отношение
каждого учащегося к уроку и к своей работе на уроке.)
1. Я довольна своей работой на занятии.
2. У меня было хорошее настроение на занятии.
3. Мне понравилось изделие, которое я сделала.
4. Я буду продолжать знакомиться с этой техникой.
5. Мне понравилось занятие.
Работы оформляются в небольшую выставку на доске.
Результат занятий:
1.Адаптация и социализация детей с ограниченными возможностями на
уроках макраме.
2.Получение знаний по истории макраме.
3.Применение знаний и умений на практике.
4.Умение изготовления основных узлов макраме.
Заключение
На занятиях по макраме дети с ограниченными возможностями находят
отдушину, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является
самовыражением
и
самореализацией.
А
также
важное
значение
имеют
поддержка
и
одобрение
любых
творческих
идей
поступивших
от
детей,
закрепление любых, пусть минимальных успехов детей, развитие собственной
индивидуальности ребенка в условиях совместной деятельности.
Атмосфера занятий позволяет раскрепоститься, ведь здесь ребенку дается
больше
свободы
для
реализации
желаний
и
идей.
Занятия
помогают
воспитывать
у
детей
силу
воли,
дисциплинированность,
трудолюбие,
ответственность за порученное дело. Детям приятно сделать своими руками
подарки.
Они испытывают гордость, и им хочется лишний раз от родных
услышать
похвалу.
Это
способствует
лучшей
самооценке
ребенка
с
ограниченными
возможностями,
а
также
способствует
самоуважению
и
воспитанию чувства собственного достоинства. Создавая работы по макраме
своими руками, ребенок укрепляет связь с внешним миром, что особенно важно
для детей с ограниченными возможностями. Изделие, выполненное ребенком-
инвалидом, несет отпечаток его личности. Через свои работы они пытаются
общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям, необходимы
простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. Занятия
по
макраме
являются
возможностью
для
детей
с
ограниченными
возможностями для их продуктивной творческой деятельности и социального
общения.
В условиях творчества каждый ребенок обретает право и реальную возможность для
развития
своих
творческих
способностей,
преодолевая
внутренние
трудности,
кусочек
фантазии есть в каждом ребенке, который чувствуя, размышляя, действуя вносит в жизнь
крупицу своего «Я».
Ключевые слова
Ограниченные возможности (инвалидность) - ограничения в деятельности
в результате физических, умственных, сенсорных или психических отклонений
здоровья.
Социальная
адаптация
—
процесс
привыкания
индивида
к
условиям
социальной среды, приспособление человека к сложившейся социальной среде
за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознание своих
возможностей в сложившейся обстановке.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий мышечной,
костной и
нервной систем в сочетании со зрительной путем выполнения
мелких движений кистями, рук и ног. Часто применяется такое понятие как
ловкость.
Образное
мышление — мышление в образах: по наглядности, чертежам, в
уме. Способность сохранять и реализовать эти образы в своей деятельности в
процессе
решения
поставленных
задач
—
главная
функция
образного
мышления.
Творческие способности - готовность к принятию и созданию принципиально
новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и
входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также
способность
решать
проблемы,
возникающие
внутри
статичных
систем.
Согласно
американскому
психологу
Абрахаму
Маслоу
—
это
творческая
направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под
воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной
практики.
На
бытовом
уровне
творческие
способности
или
креативность
проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из
кажущейся
безвыходной
ситуации,
используя
обстановку,
предметы
и
обстоятельства необычным образом.
Список литературы
1. Кузьмина М. Макраме-узелковое плетение. Издательство: ПК «Алтай», 1994.
2. Пицык А.А. Макраме. Мир книги , 2009.
3. Ращупкина С.Ю. Модные украшения своими руками. Москва, 2001.
4. Чудиловская Н.А. Рукоделие. Издательство: ХарвестISBN,2002.
5. Учитывали рекомендации педагогов-психологов: У. Глассер, Р. Кэмпбэл, М.
Максимов, В. Сатир и др.