Автор: Стяжкина Нина Васильевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4" Населённый пункт: город Мегион ХМАО-Югра Наименование материала: методическая разработка Тема: открытый урок по тригонометрии Раздел: полное образование
Тема Решение уравнений, содержащих обратные
тригонометрические функции.
Цели - вывести новую формулу тремя различными способами (открытие
нового знания);
-развитие познавательной активности, творческих способностей,
смекалки и сообразительности учащихся;
-развитие интереса к математике, веры в собственные силы,
развитие коммуникативных навыков.
Ход урока:
1 этап урока - обсуждение
На доске написано уравнение arcsinx(4arcsinx + 3arccosx)=
2
В ходе совместных рассуждений (по аналогии с решением уравнения вида
3cos
2
x-sinx-1=0) пришли к выводу, что необходима формула, объединяющая
обратные тригонометрические функции.
Левая часть формулы предложена учителем, правую часть предстоит вывести
ученикам тремя различными способами.
arcsinx+arccosx=…
2 этап урока – работа в группах
Класс разбит на группы:
Первая группа выводит формулу с помощью единичной окружности.
Вторая группа выводит формулу с помощью таблицы значений
тригонометрических функций.
1
Третья группа выводит формулу с помощью графиков синуса и косинуса.
Два человека ищут формулу в справочнике по элементарной математике
М.Я.Выгодского.
Ученица решает предложенное уравнение по готовой формуле на
обратной стороне доски. (Решение контролирует учитель)
Решение:
Ответ:1.
Ученик снимает ход урока видеокамерой и впоследствии монтирует
презентацию.
Во время работы группы могут пользоваться подсказками по мере
необходимости. (Подсказки в письменном виде прикреплены к доске).
Решение ученики оформляют на ватмане, крепят его на доске и комментируют
ход своих рассуждений, либо пишут на тетрадном листе и показывают под
документ-лампой.
Подсказки группы №1
2
Чертёж группе дан изначально. Угол ОВА обозначен
1)
Выразить из треугольника ОАВ sin
.
2)
Выразите из предыдущей строки
=….
3)
cos
=….
4)
=….
5)
+
=….
6)
arcsin
+arccos
=….
Подсказки группы №2
1)
Пусть arcsinx=a.
2)
arccosx=b.
3)
Выразите из этих строк х .
4)
Продолжите фразу: т.к левые части равенства равны, то….
5)
Посмотрите в таблицу, когда равенство возможно.
6)
Возможно, если, например:
а=0, в=π/2;
а=π/6, в=π/3;
а=π/4, в=π/4;
… …
… …
7)
arcsinx+arccosx=….
3
Подсказки группы №3
1)
Постройте график функции у=sinx.
2)
Постройте график функции у=cosx.
3)
Постройте график у=а, где а
1
;
1
.
4)
Покажите на чертеже отрезок, соответствующий arcsinх и arccosx.
5)
arcsinx+arccosx=….
3 этап урока – выступления представителей групп
4 этап урока – демонстрация применения полученной формулы при решении,
предложенного в начале урока уравнения.
5 этап урока – домашнее задание:
7arcsin
2
x+4arcsinx · arccocx-
2
=0.
6 этап урока