Программа по внеурочной деятельности "Мой поселок"
Автор: Сахарова Наталия Аркадьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ Петровская СОШ Населённый пункт: Ярославская область Ростовский район р.п. Петровское Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа по внеурочной деятельности "Мой поселок" Раздел: дополнительное образование
Место работы: МОУ Петровская СОШ Ярославская область Ростовский
район
Программа по внеурочной деятельности «Мой поселок» (духовно-
нравственное направление)
Содержание
1.
Пояснительная записка
2.
Основные принципы, положенные в основу программы
3.
Ценностные ориентиры содержания курса
4.
Особенности программы
5.
Методический инструментарий (формы, методы, приёмы,
6.
средства обучения)
7.
Ожидаемые результаты обучения
8.
Содержание
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
9.
Тематическое планирование и основные виды деятельности
учащихся
1 класс
2 класс
10.Материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
11.Литература
Пояснительная записка
Одной из важных задач современной школы является привитие чувства
принадлежности к малой Родине, к родным корням. Чаще всего для человека
понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Осознание того,
что утрата многих профессиональных традиций привела к разрыву связи
времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей
искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям
народов различных регионов нашей страны на основе глубокого их изучения
и приобщения к ним всех слоев населения.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где
человек родился. Сродного дома, улицы начинается для ребенка огромная
страна, гражданином которой он является. Но мало только любоваться своим
краем, надо знать его историю, осмысливать ее связь с современностью. В
этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с
историей, культурой, традициями, экономикой, современным бытом родного
края. Краеведческий подход в образовании дает возможность
гармонизировать воспитательный процесс.
Программа кружка «Мой поселок» призвана помочь учителю расширить
знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить
свою связь с прошлым и настоящим страны. Знакомство с историей родного
края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость
духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды.
Программа «Мой поселок» является частью образовательного предмета
«Окружающий мир». Само название программы говорит о том, что в ее
рамках происходит приобщение учащихся к изучению своего края, включает
сведения из таких областей знаний, как география, история, биология,
экология, этнография. Сведения из указанных областей знаний
рассматриваются во взаимосвязи. Воспитание патриотических чувств
происходит через осознание ребенком причастности ко всем процессам,
происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции,
через осознание своей значимости, неповторимости. Кроме того,
краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает
конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса
и оказывает воспитывающее воздействие.
Главная цель программы – формирование у учащихся целостных
представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте
человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания ее
ценностей. Только на основе национальной культуры, народных традиций и
потребностей общества конкретного региона возможен перевод
общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника,
только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать
субъектом культуры. Данный курс призван помочь учителю во внеурочное
время создать условия для развития информационно-коммуникативных
компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о
природе своей земли, о своих земляках, помогает ощутить свою связь с
прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными
навыками исследовательской работы с использованием информационных
технологий. Таким образом, данная программа призвана развивать личность
ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и
реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и
краеведению в частности.
В соответствии с поставленной целью курса определяются задачи курса.
Сформировать основные знания об истории родного поселка, о культурных,
экономических особенностях края;
Воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего
народа;
Развить потребность общения с родной природой и бережного отношения к
ней;
Раскрыть значимость своего региона среди других регионов страны;
Обеспечить развитие чувственного опыта учащихся.
Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования
патриотических чувств младших школьников в современных условиях
расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок
исследовательской деятельности младших школьников.
Новизна предлагаемой программы в более углубленном изучении таких
тематических блоков, как: экологически, культурологический, исторический.
Так как жизнь людей неотделима от жизни природы, именно с природой
связаны традиции, быт, уклад их жизни, то в программу включено изучение
декоративно-прикладного творчества.
Основные принципы, положенные в основу программы
Основные принципы , положенные в основу программы:
Ведущим принципом отбора содержания и конструирования программы
является краеведческий принцип . Отбор учебного материала в соответствии
с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного
восприятия окружающего мира. Экологический отбор учебного материала
помогает раскрыть взаимосвязь «природа-человек», выявить правовые нормы
природы, определить доступную для учащихся природоохранную
деятельность.
Реализация экологического принципа направлена на формирование у
младших школьников основ экологической культуры.
На основании художественно-эстетического принципа изучаются
художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота
человеческого мира и человеческих отношений.
На основании принципа исторического подхода в качестве учебного
материала используются экспозиции краеведческого музея, вещественные
источники исторических знаний и деятельности жителей поселка.
Реализация принципа практической направленности заключается в том,
что отбор содержания учебного материала осуществляется с учетом
практической деятельности детей (наблюдение, моделирование, метод
составления проектов)
Данная программа так же основана на:
принципе доступности , учитывающего индивидуальные особенности
каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принципе демократичности , предполагающим сотрудничество учителя и
ученика;
научности , предполагающего отбор материала из научных источников,
проверенных практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в
определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на
практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы
является ее культурная значимость в жизни района, актуальность,
воспитательная ценность.
Ценностные ориентиры
содержания курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в
природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного
экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на
осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы.
Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к
среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты,
гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового
образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и
социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни,
через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой
способности – любви.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка
социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность
культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым
жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой
жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков,
но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами
общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,
обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по
отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена
общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном
желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового
сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Особенности программы
Программа кружка разработана в соответствии с требованиями современной
дидактики начальной школы. Программа кружка предусматривает
теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины,
самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с
документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными
носителями).
Содержание данной программы рассчитано на учащихся начальных классов.
Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал,
усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы:
краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия
поселка, памятные места. Практическая направленность программы
позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Курс программы
рассчитан на четыре года обучения.
В процессе преподавания курса «Мой поселок» рекомендуется проводить
встречи, викторины, конкурсы, экскурсии в музей. Учащиеся могут готовить
сообщения, проекты, доклады.
Краеведческий материал можно использовать фрагментарно на различных
уроках: в текстах, предложениях по русскому языку, задачах по математике,
беседах по литературному чтению, истории, окружающему миру.
Занятия кружка проходят 2 раза в неделю в течение 1 академического часа.
1 класс – 66часов;
2 -4 класс – 68 часов.
Курс состоит из 6 блоков:
Моя семья;
Элементы фольклора и народного творчества. Игры моей бабушки;
Декоративно-прикладное творчество. Народные умельцы;
Мой поселок. Страницы истории;
Природа моего края;
Интересные люди.
В зависимости от состава учащихся, заинтересованности со стороны учителя
и учеников, можно менять местами как блоки целиком, так и отдельные темы
внутри блока.
Курс способствует
•
максимальной активизации познавательной деятельности учащихся
•
формированию у них навыков и умений самостоятельной работы
•
развитию исторического мышления
Методический инструментарий (формы, методы, приёмы,
средства обучения)
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют
обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой
информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем,
коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более
детального обследования объектов, дополняют словесные методы,
способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические
работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на
практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая
возрастные и психологические особенности детей, специфику курса “Мой
поселок” необходимо использовать такие формы проведения занятий как
экскурсии, занятия-встречи, практические работы. Такие формы работы
позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию
народа, его ценностям.
Особенностью организации учебного процесса по краеведению является
динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока
заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту
среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей,
улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий,
целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе,
то есть необходимо расширение образовательного пространства.
Наряду с традиционными, в программе используются современные
технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения,
здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные
технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.
Программа предусматривает следующие формы контроля знаний, умений
и навыков : разноуровневые тестовые работы, отчеты по экскурсиям,
практическим работам, защиту проектов.
Ожидаемые результаты обучения
Освоение курса «Мой поселок» вносит существенный вклад в достижение
личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Малую Родину и историю поселка, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентации;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Мой поселок» играет значительную роль в достижении
метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) использование знаково-символических средств представления информации
для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
9) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием курса «Мой
поселок» ;
При изучении курса «Мой поселок» достигаются следующие предметные
результаты:
1) понимание роли и значения родного поселка в развитии России в целом;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю,
своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной
жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы
и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной
среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение,
запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением
информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом
информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи
в окружающем мире.
Содержание
1класс
Моя семья(16ч)
Семья. Члены семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра), фамилия,
имя, отчество, профессия (продавец, парикмахер, почтальон, спасатель, врач,
медсестра, учитель, водитель, машинист, контролер).
Экскурсия в пожарную часть, на почту, на железнодорожную станцию, на
автостанцию.
Практическая работа: оформление альбома «Профессия моих родителей»
Элементы фольклора и народного творчества. Игры моей бабушки(
Потешки, прибаутки. Игры («каравай», «ручеек», «кошки-мышки», « гори,
гори ясно», «волк и гуси», «змея»). Русские народные песни.
Декоративно-прикладное творчество. Народные умельцы(8ч)
Знакомство с различными материалами и основными приемами лепки:
скатывание, вытягивание, сгибание, присоединение. Инструменты для
работы с тестом, глиной. Правила техники безопасности при работе с
различными инструментами.
Лепка из соленого теста, лепка из глины. Виды посуды и ее предназначение.
Виды плетения: макраме, ткачество. Основные материалы и инструменты для
плетения. Плетение из бумажных полосок.
Экскурсия в частную мастерскую Ю. А. Топорковой
Мой поселок. Страницы истории(7ч)
Дом, улица, домашний адрес, названия современные и старинные, предметы
быта ( коромысло, чугун, кринка, ухват, стиральная доска, утюг, веретено,
прялка)
Экскурсия в школьный музей «Предметы старины»
Практическая работа: изготовление макета «Два дома».
Природа моего края(8ч)
Растения, животные моего края, правила поведения в природе, помощь
животным, сезонные изменения в природе.
Экскурсия в березовую рощу, к бобровой плотине.
Практическая работа: изготовление скворечника
Интересные люди
Воспоминания бабушек и дедушек о Великой Отечественной войне, об
интересных случаях из своей жизни, связанных с историей поселка.
Экскурсия к памятнику Победы
2 класс
Моя семья()
Семья, родственники (прабабушка, прадедушка, дядя, тетя, кузен, теща,
свекровь, кум, сват), семейные праздники, традиционные праздники разных
народов, семейные рецепты, семейные обязанности.
Практическое занятие: изготовление подарка ко дню Матери, подготовка к
конкурсу рисунков «Моя семья»
Элементы фольклора и народного творчества. Игры моей бабушки
Хоровод, заклички. Считалки, дразнилки. Игры с мячом.
Декоративно-прикладное творчество. Народные умельцы
Искусство ткачества и вышивания. Основные приемы вышивки:
«крестиком», «гладью». Работа с бисером. Плетение из ивовых прутьев.
Мой поселок. Страницы истории
Герб, герб поселка, легенды, предания о достопримечательностях поселка.
Архивные и музейные материалы, воспоминания старожилов.
Экскурсия в церковь Петра и Павла, в Преображенскую церковь, в березовую
рощу, к Святому колодцу, на горку Любви и Разлуки, в село Годеново.
Практическая работа: изучение символики поселка, создание книги
«Памятные места п. Петровское»
Природа моего края
Рельеф, основные формы рельефа (равнина, холм, овраг). Растения и
животные лесов, полей, садов, болот. Редкие и исчезающие виды. Охрана
животных. Влияние деятельности людей на природу.
Экскурсия в лес, сад, на поле, заочная экскурсия на болото. Виды рельефа.
Равнина. Низина. Холм. Овраг. Влияние ледникового периода на
формирование рельефа нашей местности.
Практическая работа: подготовка сообщений об экскурсии в природное
сообщество
Интересные люди
Встречи со старожилами поселка, с работниками краеведческого музея, с
народными умельцами
3 класс
Моя семья(16ч)
Наука генеалогия, генеалогическое дерево, родословная, герб и девиз семьи,
лента времени, история семьи, традиции семьи.
Практическая работа: составление генеалогического дерева, подготовка к
фотовыставке «Моя семья»
Элементы фольклора и народного творчества. Игры моей бабушки
Колыбельная, русские народные песни, песни разных народов, игры на улице
(или в спортивном зале): городки, чиж, лапта
Декоративно-прикладное творчество. Народные умельцы
Народная игрушка, материалы для изготовления, тряпичная кукла, куклы
обереги, домовой, игрушки из дерева. Лоскутная мозаика. Клеевая
аппликация из лоскутков.
Мой поселок. Страницы истории
Первое упоминание о поселке, исторические события, ВОВ в истории
поселка, семьи. Карта, виды карт. Карта Ярославской области. Поселок на
карте Ярославской области. Территория поселка в разное время
Экскурсия в краеведческий музей «Надежда»
Практическая работа: работа с картой
Природа моего края
Родник. Водоемы: озеро Рюмники, озеро Чашницы, река Сара, река Печегда,
пруды. Месторасположение, флора и фауна. Значение для поселка.
Экологические проблемы. Охрана водоемов.
Экскурсия «Пруды моего поселка», «Реки моего поселка», «Озера моего
поселка» (заочная), к Святому источнику
Практическая работа: участие детей в очистке родника, конкурс плакатов и
ртсунков «Береги природу»
Интересные люди
Поэты и писатели о Петровске
4 класс
Моя семья(16ч)
Архив. Для чего он нужен. Работа с архивными документами. Музей, сбор
документов для музея, работники музея. Семейный альбом, понятие
«реликвия».
Экскурсия в школьный музей
Практическая работа - проект «История семейной реликвии»
Элементы фольклора и народного творчества. Игры моей бабушки
Частушки, розыгрыши, шутки, танцы наших предков. Традиционные
праздники жителей поселения. День поселка. Отражение природы в
народном творчестве.
Практическая работа: отбор материала, накопленного за курс обучения для
инсценировки «Петровские посиделки»
Инсценировка «Петровские посиделки»
Декоративно-прикладное творчество. Народные умельцы Символы:
солнце, земля, вода. Их значение в жизни людей. Народный костюм.
Символы-обереги в народном костюме. Знакомство с лобзиком. Правила
техники безопасности при работе с режущими инструментами. Организация
рабочего места. Приемы выпиливания лобзиком.
Экскурсия в мастерскую по изготовлению наличников.
Практическая работа – выпиливание лобзиком «Деревянные узоры».
Примечание: если не позволяют возможности, то практическую работу
«Выпиливание лобзиком» можно заменить практической работой
«Вырезание из бумаги».
Мой поселок. Страницы истории
История школы, год создания, преобразования. Здания школы. Школа в
военное время. Директора и учителя школы в разное время. Пионерская и
комсомольская организация в школе. Знаменитые выпускники. Школьные
годы родителей.
Экскурсия в школьный музей
Занятия жителей поселения в разные исторические эпохи. История
предприятий поселения (хлебозавод, молокозавод, кормсовхоз, КБО,
пожарная часть, швейная мастерская, почта, отделение Сбербанка, воинская
часть и др.) в разные времена. Проблемы поселка: социальные и
экологические
Практическая работа: отбор материала, собранного за курс обучения для
подготовки к презентации «История поселка»
Природа моего края
Почвы. Их использование и охрана.
Полезные ископаемые края, строительные материалы (песок, щебень, глина,
торф, гравий). Современные предприятия поселка по добыче полезных
ископаемых. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду
Экскурсия в карьероуправление, в карьер.
Практическая работа: сбор коллекции «Полезные ископаемые»
Интересные люди
Поселок глазами старожилов и современников
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
1-й класс
Тема
Число
часов
Основные виды деятельности
учащихся
Моя семья (18 часов)
Папа, мама, я – моя семья
1
Подготовить рассказ о семье,
домашнем хозяйстве, профессиях
членов семьи.
Познакомиться с учителем и
одноклассниками.
Обсудить правила поведения в
школе.
Моделировать и оценивать
различные ситуации поведения в
общественных местах
Объяснять роль людей различных
профессий в нашей жизни.
Фамилия, имя, отчество
1
Родственники. Бабушка и
дедушка
1
Родственники. Брат и сестра
1
Выставка рисунков «Моя
семья»
1
Профессия. Профессия моих
родителей
1
Профессия – учитель,
воспитатель. Экскурсия по
школе. Правила поведения в
1
школе.
Подготовить небольшие сообщения
о представителях разных профессий
на основе дополнительной
информации.
Подобрать к своему сообщению
иллюстрации, видеокадры.
Выполнять правила уличного
движения в ходе учебных игр.
Проиграть учебные ситуации по
соблюдению правил уличного
движения.
Познакомиться с соблюдением
безопасности в дороге во время
экскурсии.
Характеризовать разные виды
транспорта.
Демонстрировать в учебной игре
правила пользования разными
видами транспорта.
Характеризовать роль труда как
основу жизни людей.
Приводить примеры действий
людей разных профессий в создании
окружающих нас вещей.
Работать в группах и
самостоятельно с источниками
информации об окружающем мире.
Встреча с представителями
разных профессий
(парикмахер, продавец)
1
Профессия – почтальон.
Экскурсия на почту
1
Профессия – спасатель.
Экскурсия в пожарную
часть.
1
Профессия – водитель,
контролер. Ролевая игра
«Едем в автобусе». Правила
поведения в общественном
транспорте.
1
Транспорт моего поселка.
Экскурсия на автовокзал.
Правила поведения на
дороге
1
Транспорт моего поселка.
Экскурсия на
железнодорожную станцию.
Правила поведения вблизи
железнодорожных путей.
1
Оформление альбома
«Профессия моих
родителей»
1
Оформление альбома
«Профессия моих
родителей»
1
Выставка рисунков «Кем я
хочу быть»
1
Подготовка к утреннику
«Все работы хороши –
выбирай на вкус»
1
Утренник «Все работы
хороши – выбирай на вкус»
1
Элементы фольклора и народного творчества. Игры моей бабушки. (9
часов)
Пестушки
1
Потешки «Зайка»
«Скок, скок, поскок»
«Ой ди-ди-ли»
Прибаутки
«Ладушки,ладушки»
1
Изучить различные жанры детского
фольклора: игры, песни, прибаутки,
считалки, потешки и др.
Расширить круг представлений о
народной культуре.
«Петушок»
«Попляши-ка, попляши»
Развить умение наблюдать,
анализировать, обобщать и
правильно отражать в речи
воспринятое.
Подготовить и провести
фольклорный праздник « Игры моей
бабушки»
Игровые песни. «Тень-тень-
потетень»
«Золотые ворота»
«Федя-Медя»
«Сидит ворон на суку»
1
Игровые песни. «Заинька,
пойдём в лес»
«Ах, вы сени, сени»
(комары)
«Ой, зимушка-зима»
1
Игровые песни. «Гуси», «У
медведя во бору», «Семь
сыновей»
1
Подвижные игры в доме.
«Каравай», «Ручеек»,
«Кошки-мышки»,
««Колечко»
1
Подвижные игры на улице.
«Пятнашки», «Гори, гори
ясно», «Волк и гуси»
1
Подвижные игры на улице.
«Жмурки», «Пятнашки»
1
Праздник «Игры моей
бабушки»
1
Декоративно-прикладное творчество. Мастера и мастерицы. (16 ч)
Ремесло. Виды ремесел.
Основные ремесла нашего
поселка.
1
П о з н а к о м и т ь с я
с
в и д а м и
декоративно-прикладного
творчества.
С помощью учителя
–
в ы п о л н я т ь
п р о с т е й ш и е
и с с л е д о в а н и я
( н а б л ю д а т ь ,
сравнивать,
с о п о с т а в л я т ь )
изученные
материалы:
их
виды,
физические
и
технологические
с в о й с т в а ,
к о н с т р у к т и в н ы е
о собенно сти
ис пользуе м ы х
инструментов,
приёмы
работы
освоенными приспособлениями
и
инструментами;
–
анализировать
предлагаемые
задания:
понимать поставленную
Материалы и инструменты
для лепки. Правила техники
безопасности при работе с
разными инструментами.
Организация рабочего места.
1
Основные приемы лепки:
скатывание, вытягивание,
сгибание, присоединение.
1
Соленое тесто.
Приготовление соленого
теста. Лепка из соленого
теста. Символ Петровска
«Еж»
2
цель, анализировать
конструкторско-технологические
и
декоративно-художественные
особенности предлагаемых изделий,
выделять известное и неизвестное;
– осуществлять практический поиск
и
открытие
нового
знания
и
умения;
чит ать
г р а ф и ч е с к и е
изображения (рисунки);
–
воплощать
мысленный
образ
в
м а т е р и а л е
с
о п о р о й
( п р и
необходимости)
на
графические
изображения,
соблюдая
приёмы
безопасного и рационального труда;
–
планировать
п р е д с т оя щ у ю
практическую
деятельность
в
соответствии с её целью, задачами,
особенностями
выполняем ого
задания;
С помощью учителя
и
под
его
контролем организовывать
свою
деятельность: подготавливать своё
рабочее
ме сто,
р а ц и о н а л ь н о
р а з м е щ а т ь
м а т е р и а л ы
и
инструменты,
соблюдать приёмы
безопасного и рационального труда.
Экскурсия в частную
мастерскую Топорковой Ю.
А. Мастер-класс «Лепка из
соленого теста»
1
Глина. Свойства глины.
Основные приемы работы с
глиной. Организация
рабочего места.
1
Экскурсия в школьный
музей «Посуда из глины. Ее
предназначение».
1
Лепка из глины. Посуда.
Роспись посуды
2
Беседа о различных видах
плетения. Основные
материалы и инструменты
для плетения. Плетеные
изделия
1
Плетение из бумажных
полосок. Половик
2
Плетение из бумажных
полосок. Корзинка
2
Выставка работ «Мастера и
мастерицы»
1
Мой поселок. Страницы истории (14ч).
Мой дом
1
Описывать (по результатам
экскурсии, просмотра наглядных
материалов о родном поселке) свои
эмоции; свои чувства и личные
впечатления от увиденного.
Собирать и оформлять информацию
(текст, набор иллюстраций) о
культурных богатствах родного края
в ходе экскурсий в краеведческий
музей, по улицам поселка, к местам
исторических событий и
памятникам истории и культуры.
Обмениваться с одноклассниками
сведениями о культурных
богатствах, традициях и порядках
родного поселка, полученными из
разных источников информации, из
бесед со старшими.
Моя улица
1
Экскурсия по улице
Подгорной
1
Домашний адрес
1
Поселок глазами
современников. Встреча со
старожилами поселка
1
Названия современные и
старинные
2
Предметы быта
1
Экскурсия в школьный
музей «Предметы старины»
1
Экскурсия в краеведческий
музей «Деревенская изба»
1
Проект «Два дома»
4
Участвовать в обсуждениях,
моделирующих ситуации общения с
людьми разных взглядов на
прошлое и настоящее страны,
соблюдая при этом правила
культуры общения, уважения и
взаимопонимания.
Изготовить макет убранства
старинной избы и современного
дома.
Природа моего края (8 ч)
Растения моего края.
Экскурсия в березовую рощу
1
Проводить групповые и
самостоятельные наблюдения на
экскурсии
Различать растения и животных,
используя информацию,
полученную в ходе наблюдений,
чтения, работы с иллюстрациями.
Характеризовать особенности
дикорастущих и культурных
растений, диких и домашних
животных своей местности.
Приводить примеры съедобных и
ядовитых грибов своей местности.
Сравнивать и различать деревья,
кустарники и травы своей
местности.
Сравнивать и различать
дикорастущие и культурные
растения, характеризовать их роль в
жизни человека (на примере своей
местности)
Растения, растущие на
улицах поселка. Экскурсия
по улицам поселка
1
Редкие растения. Охрана
исчезающих видов
1
Животные моего края
Охрана животных
1
Экскурсия к бобровой
плотине
1
Акция «Скворечник»
1
Сезонные изменения в
природе
2
Обобщающий урок (1 ч)
Устный журнал «Мой
поселок»
1
Применение полученных знаний и
умений
2 класс
Тема
Количество
часов
Основные виды деятельности
учащихся
Моя семья ( 16 ч.)
Мои родственники.
Прабабушка и прадедушка.
1
Подготовить рассказ о семье,
близких и дальних
родственниках.
Обсудить права и обязанности
членов семьи.
Моделировать и оценивать
различные ситуации
поведения в гостях. Провести
небольшое исследование о
взаимоотношениях в семье на
основе сохранившихся писем
и поздравительных открытках.
Подобрать к своему
сообщению иллюстрации,
видеокадры.
Выполнять правила в ходе
учебных игр.
Проиграть учебные ситуации
по соблюдению этикета.
Познакомиться с семейными
преданиями
Работать в группах и
самостоятельно с
источниками информации об
окружающем мире.
Подготовить и провести
праздник «Семейные
посиделки»
Мои родственники. Дядя,
тетя
1
Мои родственники. Кузены
1
Мои родственники. Теща,
свекровь, кум, сват. Чтение
сказки «Медведь и лиса»
1
Фотовыставка «Моя семья»
1
Мини-исследование.
«Семейная переписка»
2
Мир семейных увлечений.
1
Праздники в моей семье
2
Практическое занятие «Как
сделать подарок и как его
подарить»
1
Любимые рецепты моей
семьи
2
Семейные обязанности
1
Семейные предания.
1
Праздник «Семейные
посиделки»
1
Элементы фольклора и народного творчества. Игры моей бабушки (8
ч)
Отражение природы в
народном творчестве.
Заклички: дождю, птицам,
солнышку.
2
Изучить различные жанры
народного фольклора:
заклички, считалки,
дразнилки. Расширить круг
представлений о народной
культуре.
Развить умение наблюдать,
анализировать, обобщать и
правильно отражать в речи
воспринятое.
Хороводные песни
2
Считалки
1
Дразнилки
1
Игры с мячом: «штандер»,
«снежки»
2
Декоративно прикладное творчество. Мастера и мастерицы (20 ч)
Экскурсия в краеведческий
музей. Искусство ткачества и
вышивки в работах местных
мастеров
1
Познакомиться
с
видами
декоративно-прикладного
творчества.
С помощью учителя
–
выполнять
про стейшие
исследования
(наблюдать,
сравнивать,
сопоставлять)
изученные
материалы:
их
в и д ы ,
ф и з и ч е с к и е
и
технологические
свойства,
конструктивные
особенности
используемых
инструментов,
приёмы
работы
освоенными
приспособлениями
и
инструментами;
– анализировать предлагаемые
з а д а н и я :
п о н и м а т ь
поставленную
ц
е
л
ь
,
анализировать
конструкторско-
т е х н о л о г и ч е с к и е
и
декоративно-художественные
особенности
предлагаемых
изделий,
выделять
известное
и неизвестное;
– осуществлять практический
поиск
и
открытие
нового
знания
и
умения;
читать
графические
изображения
(рисунки);
–
воплощать
мысленный
образ
в
материале
с
опорой
(при
необходимости)
на
графические
изображения,
соблюдая приёмы безопасного
и рационального труда;
–
планировать
предстоящую
практическую деятельность в
соответствии
с
её
целью,
задачами,
о собенно стями
выполняемого задания;
С помощью учителя и под
его контролем
организовывать свою
деятельность: подготавливать
своё рабочее место,
рационально размещать
материалы и инструменты,
соблюдать приёмы
Основные материалы и
инструменты, используемые
при вышивании. Правила
техники безопасности при
работе с иглой
1
Вышивка «крестиком».
Основные приемы работы.
Выбор рисунка.
1
Вышивка «крестиком».
1
Вышивка «крестиком».
Выставка работ
1
Вышивка «гладью».
Основные приемы работы
1
Вышивка «гладью»
1
Вышивка «гладью».
Выставка работ
1
Вышивка бисером
3
Беседа об истории плетения
ивовыми прутьями.
Знакомство с работами
местных жителей
1
Основные материалы и
инструменты, используемые
при работе с ивовыми
прутьями.
1
Плетение из ивовых прутьев.
Коврик
2
Плетение из полосок бумаги.
Корзина
3
Мастер класс «Плетение
лаптей»
1
Выставка работ
1
безопасного и рационального
труда.
Мой поселок. Страницы истории
Герб
1
Описывать (по результатам
экскурсии, просмотра
наглядных материалов о
родном поселке) свои эмоции;
свои чувства и личные
впечатления от увиденного.
Собирать и оформлять
информацию (текст, набор
иллюстраций) о культурных
богатствах родного края в
ходе экскурсий в
краеведческий музей, по
улицам поселка, к местам
исторических событий и
памятникам истории и
культуры.
Обмениваться с
одноклассниками сведениями
о культурных богатствах,
традициях и порядках
родного поселка,
полученными из разных
источников информации, из
бесед со старшими.
Участвовать в обсуждениях,
моделирующих ситуации
общения с людьми разных
взглядов на прошлое и
настоящее страны, соблюдая
при этом правила культуры
общения, уважения и
взаимопонимания.
Изучение символики
поселки. Герб поселка
1
Достопримечательности
поселка. Экскурсия
Березовая роща
1
Достопримечательности
поселка. Экскурсия Святой
колодец
1
Достопримечательности
поселка. Крест у дороги
1
Достопримечательности
поселка. Экскурсия Церковь
Петра и Павла
1
Достопримечательности
поселка. Преображенская
церковь и подземный ход
1
Встреча с местными
жителями. Легенды и
предания
1
Проект «Памятные места п.
Петровское»
4
Природа моего края(12 ч)
Демонстрация фильма о
нашей планете в
доисторический период.
Влияние ледникового
периода на формирование
рельефа нашей местности
2
Проводить групповые и
самостоятельные наблюдения
на экскурсии
Различать растения и
животных, используя
информацию, полученную в
ходе наблюдений, чтения,
работы с иллюстрациями.
Особенности рельефа нашей
местности. Равнина. Низина.
1
Холм. Овраг.
Характеризовать особенности
дикорастущих и культурных
растений, диких и домашних
животных своей местности.
Приводить примеры
съедобных и ядовитых грибов
своей местности.
Сравнивать и различать
деревья, кустарники и травы
своей местности.
Сравнивать и различать
дикорастущие и культурные
растения, характеризовать их
роль в жизни человека (на
примере своей местности)
Особенности рельефа нашей
местности. Наш поселок на
физической карте
1
Экскурсия «Растения и
животные леса»
1
Экскурсия «Растения и
животные поля»
1
Экскурсия «Растения и
животные садов и огородов»
1
Заочная экскурсия «Растения
и животные болот»
1
Составление альбома о
растениях и животных нашей
местности
2
Обобщающий урок (2 ч)
Устный журнал «Мой
поселок»
2
Применение полученных
знаний и умений
З класс
Тема
Количество
часов
Основные виды деятельности
учащихся
Моя семья (16 ч)
Наука генеалогия
1
Составлять вместе со старшими
родственниками родословное
древо своей семьи, собирая и
представляя информацию об
именах, фамилиях и
родственных связях, а также о
судьбе представителей разных
поколений.
Генеалогическое дерево
1
Девиз и герб моей семьи
1
Фотовыставка «Моя семья»
1
Лента времени моей семьи
1
Мини-исследование
«История моей семьи»
2
Составление своей
родословной. Отбор
материала.
1
Составление своей
родословной. Оформление
работ
1
Выставка «Моя
родословная»
1
Традиции моей семьи
3
Игра «День рождения»
1
Подготовка к семейному
вечеру «Моя дружная
семья»
1
Семейный вечер «Моя
дружная семья»
1
Элементы фольклора и народного творчества. Игры моей бабушки(12
ч).
Небылицы
1
Находить и извлекать
необходимую информацию о
прошлом нашей страны,
родного края (о праздниках,
достопримечательностях и т.п).
Обмениваться с
одноклассниками сведениями о
культурных богатствах,
традициях и порядках,
полученными из разных
источников информации, из
бесед со старшими
родственниками
Докучные сказки
1
Колыбельная моей мамы
1
Русские народные песни
1
Народные песни разных
национальностей
1
Песенники мам и бабушек
1
Подвижные игры на улице.
Чиж
2
Подвижные игры на улице.
Городки
2
Подвижные игры на улице.
Лапта
2
Декоративно-прикладное творчество. Мастера и мастерицы(18 ч)
Беседа о народной
игрушке.
1
Наблюдать связи человека с
природой и предметным миром;
предметный мир ближайшего
окружения, конструкции и
образы объектов природы и
окружающего мира, наблюдать
декоративно-художественные
особенности предлагаемых
изделий
С помощью учителя
– выполнять простейшие
исследования (наблюдать,
сравнивать, сопоставлять)
изученные материалы: их виды,
физические и технологические
свойства, конструктивные
особенности используемых
инструментов, приёмы работы
освоенными приспособлениями
и инструментами;
– воплощать мысленный образ в
материале с опорой (при
Экскурсия в Музей
игрушек(заочная)
1
Выставка «Игрушки моих
родителей»
1
Материалы и инструменты
для изготовления игрушек.
Правила техники
безопасности при работе с
разными инструментами.
Организация рабочего
места
1
Тряпичная кукла
1
Кукла-оберег
1
Домовой
2
Основные приемы работы с
древесиной. Правила
техники безопасности при
работе с режущими
инструментами.
1
Мастер- класс
1
«Изготовление игрушек из
дерева»
необходимости) на графические
изображения, соблюдая приёмы
безопасного и рационального
труда;
- исследовать (наблюдать,
сравнивать, сопоставлять)
предложенные объекты.
Обмениваться с
одноклассниками сведениями
(полученными из разных
источников)
Изготовить на примере местных
материалов различные народные
игрушки.
Игрушки из дерева
2
Виды ткани. Клеевая
аппликация из лоскутков
1
Аппликация из лоскутков
«Мой
поселок»(коллективная
работа)
4
Выставка работ «Мои
игрушки».
1
Мой поселок. Страницы истории(14 ч)
Первое упоминание о
поселке. Жизнь в старину
1
Находить и извлекать
необходимую информацию о
прошлом нашего поселка из
дополнительных источников
знаний (словари, энциклопедии,
справочники и др.).
Оценивать некоторые легко
определяемые, однозначные
исторические события и
поступки исторических
деятелей как вызывающие
чувство гордости, восхищения
или презрения, стыда.
Оценивать некоторые
исторические события и
поступки исторических
деятелей как неоднозначные,
которые невозможно оценить
только как «плохие» или только
«хорошие», высказывать своё
обоснованное отношение к этим
событиями и поступкам.
Преобразовывать извлечённую
информацию в соответствии с
заданием (выделять главное,
сравнивать, выражать своё
отношение) и представлять её в
виде устного или письменного
текста, рисунка.
Обмениваться с
Роль Екатерины 2 в жизни
поселка
1
Исторические события в
жизни поселка
1
Экскурсия в краеведческий
музей «Надежда» «История
поселка в фотографиях»
1
ВОВ в истории моего
поселка
1
Воспоминания местных
жителей о ВОВ
1
ВОВ в истории моей семьи
1
Возложение цветов и
венков памятнику Воину
освободителю
1
Развитие поселка в
послевоенные годы
1
Современный облик
поселка
1
Знаменитые люди
Петровска
1
Родные поэты
1
Создание презентации
«Наш поселок вчера и
сегодня»
2
одноклассниками сведениями
(полученными из разных
источников) о прошлом и
настоящем своей семьи, родного
края.
Природа моего края(8 ч)
Родники. Их значение.
1
Сравнивать и различать разные
водоёмы на примере своей
местности.
Находить на физической карте
Ярославской области разные
водоёмы определять их
названия.
Определять направления
течения рек по карте.
Характеризовать (в ходе
экскурсий и наблюдений)
водоёмы своей местности.
Проводить групповые
наблюдения во время экскурсии
на реку, озеро, пруд, болото.
Извлекать (по заданию учителя)
необходимую информацию из
учебника и дополнительных
источников знаний (словари,
энциклопедии, справочники) об
особенностях поверхности и
водоёмах родного края,
подготавливать доклады и
обсуждать полученные
сведения.
Применение полученных знаний
и умений на уроках в жизни.
Экскурсия к Святому
источнику. Акция «Чистый
родник»
1
Водоемы нашего края.
Заочная экскурсия «Озеро
Рюмники, озеро Чашницы»
1
Экскурсия «Реки моего
поселка»
1
Экскурсия «Пруды моего
поселка»
1
Значение водоемов в жизни
поселка. Охрана водоемов
2
Конкурс плакатов и
рисунков «Береги природу»
1
Обобщающий урок (1 ч)
Устный журнал «Мой
поселок»
1
Применение полученных знаний
и умений
4 класс
Тема
Количество
часов
Основные виды деятельности
учащихся
Моя семья(12 ч)
Архив. Для чего он нужен
1
Извлекать (по заданию учителя)
необходимую информацию из
дополнительных источников знаний
(словари, энциклопедии,
справочники, семейные альбомы,
письма) о своей семье, подготовка
докладов и обсуждение полученных
сведений
Работа с архивными
документами
2
О чем могут рассказать
старые фотографии
1
Семейный альбом
1
След войны в моей семье
1
Понятие «реликвия».
1
Проект «Семейная
реликвия!
4
Конкурс презентаций
«Семейная реликвия»
1
Элементы фольклора и народного творчества. Игры моей бабушки(16 ч)
Частушки
1
Находить дополнительную
информацию о народном творчестве
помощью библиотеки, Интернета и
других информационных средств.
Участвовать (в активной роли) в
праздновании местных праздников.
Самостоятельно выбирать активную
роль в подготовке и проведении
местных.
Описывать свои эмоции, чувства и
личные впечатления, от участия в
подготовке и проведении местных
праздников.
Находить и извлекать необходимую
информацию о праздниках,
достопримечательностях нашего
края. Преобразовывать извлечённую
информацию в соответствии с
заданием (выделять главное,
сравнивать, выражать своё
отношение) и представлять её в виде
устного или письменного текста,
рисунка.
Шутки. Розыгрыши
1
Танцы разных народов
4
Обрядовые песни
1
Обрядовые игры
1
Традиционные праздники
местных жителей.
Осенины
1
Традиционные праздники
местных жителей.
Рождество
1
Традиционные праздники
местных жителей. Святки
1
Традиционные праздники
местных жителей.
1
Традиционные праздники
местных жителей. Пасха
1
Традиционные праздники
местных жителей.
Праздник Ивана Купалы
1
Традиционные праздники
местных жителей. День
поселка
1
Инсценировка
«Петровские посиделки»
1
Декоративно-прикладное творчество. Мастера и мастерицы(14 ч)
Символы солнца, земли,
воды. Их значение в жизни
1
Изготовить элемент, модель
национального костюма,
людей
внутреннего и внешнего убранства
крестьянского дома
Обмениваться с одноклассниками
сведениями (полученными из
разных источников)
о прошлом родного края, народов
России.
Наблюдать связи человека с
природой и предметным миром;
предметный мир ближайшего
окружения, конструкции и образы
объектов природы и окружающего
мира, наблюдать декоративно-
художественные особенности
предлагаемых изделий
С помощью учителя
– выполнять простейшие
исследования (наблюдать,
сравнивать, сопоставлять)
изученные материалы: их виды,
физические и технологические
свойства, конструктивные
особенности используемых
инструментов, приёмы работы
освоенными приспособлениями
и
инструментами;
– воплощать мысленный образ в
материале с опорой (при
необходимости) на графические
изображения, соблюдая приёмы
безопасного и рационального труда;
- исследовать (наблюдать,
сравнивать, сопоставлять)
предложенные объекты.
Народный костюм.
Символы-обереги в
народном костюме.
1
Изготовление народного
костюма из разных
материалов
1
Изображение символов-
оберегов на предметах
быта. Экскурсия в
школьный музей
1
Внутреннее убранство
дома. Изготовление
мебели, посуды для
кукольного домика
3
Экскурсия «Деревянные
узоры»
1
Экскурсия в мастерскую
по изготовлению
наличников. Мастер-класс
« Изготовление
наличников».
1
Знакомство с лобзиком.
Правила техники
безопасности при работе с
режущими
инструментами.
Организация рабочего
места.
1
Приемы выпиливания
лобзиком
1
Русское зодчество.
Домовая резьба.
Выпиливание лобзиком
2
Выставка работ
1
Мой поселок. Страницы истории(16 ч)
Школа вчера и сегодня.
Церковно-приходское
училище. Занятие в
школьном музее
1
Находить и извлекать необходимую
информацию о настоящем и
прошлом родного края из текста,
иллюстраций, карт, из
дополнительных источников знаний
(словари, энциклопедии,
справочники, архивные материалы.
Воспоминания местных жителей).
Занятие в школьном музее.
Первые учителя
1
Занятие в школьном музее.
Первый директор и его
1
преемники
Преобразовывать извлечённую
информацию в соответствии с
заданием (выделять главное,
сравнивать, выражать своё
отношение) и представлять её в виде
устного или письменного текста,
рисунка.
Выполнять в группе задания по
осмыслению значимого явления
настоящего своей малой Родины,
нашей страны, (распределить роли,
добыть и преобразовать
информацию, обсудить и
договориться об общем ответе,
представить его).
Обмениваться с одноклассниками
сведениями (полученными из
Занятие в школьном музее.
Строительство нового
здания школы
1
Наша школа в годы ВОВ
1
Занятие в школьном музее
«Они не вернулись с
войны»
1
Пионерская и
комсомольская
организация в школе.
1
Разработка экскурсии для
первоклассников «Наша
школа»
1
Встреча с учителями,
работавшими в школе в
разное время
1
Школьные годы моих
родителей
1
Занятия жителей
поселения в разные
исторические эпохи.
1
Предприятия поселения в
разные времена.
1
Проблемы поселка:
социальные и
экологические
1
Проект «История моего
поселка»
3
Природа моего края( 8 ч)
Работа с атласом. Поселок
на карте Ярославской
области. Территория
поселка в разные времена
1
Находить на карте Ярославской
области родной поселок.
Анализировать влияние
современного человека на природу,
оценивать примеры зависимости
благополучия жизни людей от
состояния природы.
Моделировать ситуации по
сохранению природы и её защите.
Характеризовать (на основе опытов)
состав почвы, роль почвы в природе
Почвы. Их использование
и охрана.
1
Полезные ископаемые
края
1
Строительные
материалы(песок, глина,
1
щебень, торф).
и роль живых организмов в
образовании почвы (на примере
своей местности).
Исследовать (на основе опытов)
состав почвы, роль почвы в
экосистеме и роли живых
организмов в образовании почвы (.
Характеризовать влияние человека
на экосистемы и природные
сообщества (на примере своей
Экскурсия в карьер
«Добыча полезных
ископаемых» Сбор
коллекции «Полезные
ископаемые»
1
Современные предприятия
поселка по добыче
полезных ископаемых.
1
Экскурсия в
карьероуправление
1
Влияние добычи полезных
ископаемых на
окружающую среду.
Экологические проблемы
поселка
1
Обобщающий урок(2 ч)
Систематизация
материала, накопленного
за курс обучения
1
Применение полученных знаний и
умений
Устный журнал «Мой
поселок»
1
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Внеурочная деятельность отличается от других видов. В связи с этим и
оснащение учебного процесса имеет свои особенности.
При изучении курса « Мой поселок»закладываются основы для
последующего изучения систематических курсов географии, истории и
краеведения. Курс «Мой поселок» содержит элементарные, доступные для
восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и
неживой природе своей местности; человеке, его социальной сущности;
обществе, его истории и культуре своего края. Поэтому принцип наглядности
является одним из ведущих принципов обучения, так как именно наглядность
лежит в основе формирования представлений об объектах природы и
культуры человеческого общества.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие
наглядные пособия:
натуральные живые пособия – комнатные растения; домашние животные;
гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты
коллекции минералов, полезных ископаемых Ярославской области;
изобразительные наглядные пособия;
географические и исторические карты Ярославской области;
предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её
хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни
общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных
демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон
и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно
благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных
ресурсов (например, school-collection.edu) позволяет обеспечить
наглядный образ к подавляющему большинству тем курса.
Важная роль в изучении своего края принадлежит экскурсиям,
предусмотренным программой курса «Мой поселок», поэтому оснащение
образовательного процесса по возможности должно включать экскурсионное
снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки,
рулетки и т.д
Перечень учебного и учебно-наглядного оборудования
Группа средств
обучения/ субъект
образовательного
процесса
Средства обучения
Формы
работы со
средством
обучения
Программное
обеспечение
1. Программа курса «Мой поселок»
Цифровые
образовательные
ресурсы (для учителя)
1 .Электронные пособия (для
использования при работе с интерактивной
доской)
2. Видеофильмы
Цифровые
образовательные
ресурсы (для ученика)
1. Электронные учебные пособия,
тренажёры, тесты
. Электронные учебные пособия:
«Ярославский край» - мультимедийная
энциклопедия;
Демонстрационно-
наглядные пособия
1. Комплект демонстрационных таблиц по
основным разделам предмета:
времена года;
правила поведения в доме;
люди разных профессий;
виды транспорта;
объекты живой и неживой природы;
Съедобные и ядовитые грибы;
Коллекции натуральных образцов сырья,
ткани, бумаги, строительных материалов
таблицы по стилям архитектуры,
одежды, предметов быта;
основы прикладного искусства;
2. Наборы сюжетных (предметных)
картинок или открыток
животные; (домашние), (дикие)
птицы;
насекомые;
профессии;
грибы;
кустарники;
цветущие растения;
лекарственные травы;
деревья;
злаковые культуры;
времена года;
рыбы;
фрукты;
овощи;
3. Набор муляжей (фрукты, овощи, ягоды и
т.п.)
4 . Карта Ярославской области
5. Флюгер демонстрационный
Пособия для
отработки
практических умений и
навыков
1. Доски и наборы стеков для лепки из
пластилина и глины,
комплекты для вышивания,
ножницы, ножи канцелярские,
шило,
ленты измерительные и пр.
иглы в игольнице
2. Наборы для детского творчества: кисти,
палитры, стаканы–непроливайки, ножницы
3.Комплект ударно-шумовых инструментов
Лабораторное
оборудование
1. Набор химической посуды и
принадлежностей по природоведению
2. Гербарии (растения, виды почв, плоды и
семена и пр.)
3. Коллекции (плодов и семян растений пр.)
4. Коллекция полезных ископаемых.
5. Микроскоп ученический цифровой
6.Термометры для измерения температуры
воды
7. Лупа
8.Компас
Книгопечатная
продукция
Энциклопедии и справочники по основным
разделам предмета;
атлас – определитель А. А. Плешакова «От
земли до неба»;
А. А. Плешаков «Зелёные страницы»;
А. А. Плешаков «Великан на поляне»
Большой справочник живой природы;
Энциклопедия «Жизнь животных»;
Красная книга;
Красная книга Ярославской области;
Игры и игрушки
Лингвистическое лото, домино, викторины,
игры – путешествия и другие настольные
игры;
Наборы ролевых игр, игрушек и
конструкторов по темам
.Куклы в русской (национальной) одежде,
другие предметы национальной культуры
(матрешки, шкатулки, свистульки и пр.)
Литература, используемая для разработки программы
и организации образовательного процесса:
Баранов В. И., Баунова И. А., Белоусов Ю. А. и др. Рассказы о природе
Ярославской области для учеников начальной школы. – Ярославль: Верх.-
Волж. КН. Изд-во, 1989
Герасимов В. П. Животный мир нашей Родины. Пособие для учителя
начальных классов. М.- Просвещение, 1985
3. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание.
1987.
4. Даринский А.В. Краеведение/ пособие для учителя. – М.,
П., 1987.
5. Ерохина Т. И., Чижова И. Н. Православие и русская
культура: Учебное пособие для учащихся 2-4 классов общеобразовательных
школ. – Ярославль, Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2009.
6 Зубова Е.Н. Тайна нашего имени, фамилии, отчества.- М.: Изд.
Дом славянской книги, 2007
7. Козлов П. И., Воскрксенская О. Г., Белоусов Ю. А.
Ярославский край. Ярославль, 1983
8 Кузнецов Н. В. Экскурсии в природу. Ярославль, 1955
9. Попова Г.П. Классные часы / 1 класс – Волгоград, Изд.
Учитель, 2001
10. Экологическое образование и воспитание в начальной
школе. – М.:, 2003.