Напоминание

Клавишный синтезатор для детей 5-6 лет


Автор: Витова Татьяна Евгеньевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО Детская школа искусств№ 13 г. Пермь
Населённый пункт: Город Пермь
Наименование материала: Дополнительная образовательная программа
Тема: Клавишный синтезатор для детей 5-6 лет
Раздел: дополнительное образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 13

город Пермь
Дополнительная образовательная программа
по музыкальному инструменту

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ –

клавишный синтезатор

для детей в возрасте 5-6

лет

,

учащихся подготовительного класса

исполнительских отделений

курс обучения 1-2 года

Детских музыкальных школ и

Детских школ искусств

Составитель:

преподаватель ДШИ № 13

Витова Татьяна Евгеньевна
1

г. Пермь

Содержание программы:
- Введение…………………………………………………………… стр. 3 - Пояснительная записка……………………………………………. стр. 5 -Необходимая документация……………………………………….. стр. 9 - Методические рекомендации………………………………………стр. 10 - Содержание курса…………………………………………………. стр. 18 - Организация учебного процесса…………………………………. стр. 18 - Перечень учебно-методического обеспечения………………….. стр. 20 - Список использованной литературы…………………………….. стр. 21 - Рекомендуемые репертуарные сборники…………………………стр. 22 - Примерный репертуарный список…………………………………стр.23 - Песенки и попевки для подбора и транспонирования………… стр.25 - Примерные поурочные планы…………………………………… стр.27 - Данные об авторе (авторах)………………………………………..стр. 29 2

Введение.
История появления клавишных инструментов начинается ещё до нашей эры. Тогда уже были изобретены первые органы, которые на протяжении многих веков усложнялись и совершенствовались. На протяжении многих веков человек пытался найти новые звуки и тембры, совершенствуя существующие и изобретая новые музыкальные инструменты. В 14 веке существовали малые переносные органы (портативы). А в 16 веке сложилась современная конструкция этого инструмента. Фортепиано своим происхождением обязано псалтерию – многострунному щипковому инструменту, распространённому в древности и в Средневековье. В 16 веке его усовершенствовали: присоединили клавишный механизм. Появился клавесин. В 15-16 столетиях существовал родственный клавесину инструмент – клавикорд. В 18 веке три мастера из разных стран независимо друг от друга изобретали фортепиано. Однако всеобщее признание пианино и рояль получили только в 19 веке, когда композиторы, изучив их выразительные возможности, стали сочинять произведения для фортепиано. Появление электронного клавишного инструмента обусловлено двумя причинами:  Стремление музыкантов выйти за рамки традиционного звукового материала с тем, чтобы обогатить палитру своего музыкального творчества.  Историческое совершенствование музыкального инструментария, который в своей конструкции всегда опирался на передовые достижения науки и техники. Поэтому изобретение приборов, генерирующих звук с помощью электричества, дало мощный импульс в конструировании новых электромузыкальных инструментов. Первый электромузыкальный инструмент – телармониум – был изобретён в 1897 году, затем в 1920 году появился терменвокс (создатель – инженер Л.С.Термен), и в 1929 г. - электроорган Хаммонда. Но настоящим расцветом «эпохи клавишного синтезатора» можно считать появление в 50-х годах 20 века первых серийных электроклавишных инструментов «Юность», «Фаэми», а также инструментов, фирмы- производители которых и на сегодняшний день по праву можно назвать гигантами электромузыкальной индустрии, такие как «Casio», «Korg», «Yamaha», «Roland». Развитие и совершенствование новых электронных инструментов происходит с невероятной скоростью. Прочно обосновавшись в конце 20 века в профессиональной музыке, электромузыкальные клавишные инструменты в 3
настоящее время получают все более широкое распространение в повседневном обиходе как инструменты любительского музицирования. Именно поэтому современным становится обучение детей с использованием синтезатора и различных компьютерных технологий. Они по-своему уникальны и это позволяет поставить их в один ряд с традиционными инструментами в системе дополнительного образования.
Причины появления клавишного синтезатора в ДШИ и

использования его в музыкальном образовании детей :
1.В настоящее время электронные инструменты широко используются в профессиональной музыке и пользуются большой популярностью у современной молодёжи. Быстрое развитие ЭМИ, имеющих неограниченные возможности, привело к тому, что синтезатор становится не только популярным, но и незаменимым во многих случаях инструментом,
ВОСТРЕБОВАННЫМ.
2. Обращение к этим инструментам будет способствовать преодолению разрыва между электроакустической аурой бытования музыки в реальной жизни и традиционным звуковым материалом школьного музицирования, который детьми и подростками порой воспринимается как нечто допотопное и замкнутое в стенах школы. 3. В результате всеобщей «цифровой революции», которая произошла в мире на пороге 3-го тысячелетия, появились серьёзные подвижки и в музыкальном образовании. Обучению музыке с использованием этого инструмента в некоторых регионах нашей стране уделяется всё больше внимания. Но, к сожалению, многие педагоги в ДШИ негативно относятся к синтезаторам, а тем более к обучению игре на этом очень богатом во всех отношениях инструменте. Система нашего музыкального образования значительно отстаёт от Западной и Американской в сфере использования музыкально-компьютерных технологий и нуждается в серьёзном обновлении и развитии. По словам одного из первых авторов-электронщиков Эдуарда Артемьева: «Проблемам подготовки музыкантов на основе этого оборудования внимания уделяется мало». Он считает, что отечественные музыканты должны серьезно заниматься электронной музыкой, т.к. это важнейшая сфера деятельности, а «ЭМИ – это огромный океан в современном искусстве». 4. Современные тенденции образования, такие как развивающее обучение, демократизация и вариантность, позволяют устранить малоэффективную направленность традиционного обучения на концертное исполнительство и отсутствие в изучаемых музыкальных дисциплинах межпредметных связей. Использование электромузыкальных инструментов позволяет преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения,способствует активизации музыкального мышления ученика и развитию его творческого потенциала. 4
Всё это объективно ставит перед музыкальной педагогикой задачу обучения игре на этих инструментах и приобщения молодёжи посредством электронных инструментов к музыкальной культуре.
Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для учащихся Подготовительного класса по 1-2 летнему курсу обучения отделений клавишного синтезатора ДШИ и ДМШ. Программа обобщает многолетний опыт автора данной программы - преподавателя по классу фортепиано (стаж 31 год) и по классу клавишного синтезатора с 2004 года. Программа является составительской и основывается на следующих источниках: 1. Методика и программа обучения «Игра на синтезаторе» (сост. Шавкунов И. – С.-Петербург, 2001 г.) 2. Программы «Клавишный синтезатор. Ансамбль клавишных синтезаторов» (сост. Красильников И.М. – Москва, 2001 г.) 3. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования / И.М. Красильников. – Дубна: Феникс+, 2007 г. 4. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании. Учебное пособие для преподавателей общего, специального и дополнительного образования./ И.М. Красильников.– Москва «Искусство в школе», 2007. 5. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе. / И.М.Красильников . – Москва, 2007. 6. Программа по предмету «Музыкальный инструмент. Фортепиано» для Детских музыкальных школ (Сост. Алексеев А.Д. М.,1988) 7. Программа класс специального фортепиано «Интенсивный курс» для Детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств (Автор и составитель Смирнова Т.И. Москва, 2002 год) 8. П р име р ны е у ч е б ны е пла ны о б р а зо ват е льны х п р о г р а м м дополнительного образования детей по видам музыкального искусства для Детских музыкальных школ и Детских школ искусств (Москва, 2001 год) 9. Методические указания для студентов-заочников фортепианного факультета (Сост. Лебензон М.С. Новосибирск, 1976 год)
Необходимость появления этой программы обусловлена рядом

причин:
5

отсутствие программы для учащихся 5-7 лет в классе клавишного

синтезатора;

отсутствие связи между предметами на данном этапе обучения;

возможность развития музыкальных способностей и творческого

потенциала

у

детей

на

раннем

этапе

для

подготовки

их

к

дальнейшему

обучению

музыке

в

1-ом

классе,

используя

в

обучении клавишные электронные инструменты.

Данная

программа

отличается

тем,

что

преподаватель

по

специальности параллельно обучает игре на синтезаторе и фортепиано,

дает

основы

теоретических

знаний

(сольфеджио,

слушание

музыки,

ритмика),

стимулирует

развитие

творческих

способностей

ребёнка,

прививая начальные навыки аранжировки.

Это помогает выстроить

связь между предметами и закреплять теорию на практике.
Возможны мелкогрупповые формы проведения уроков, то есть использование урока целиком или какой-либо его части на занятия с 2-4 учениками одновременно. На этих уроках преподаватель: 1. даёт основы нотной грамоты – нотоносец, ключи, обозначения нот (графическое, слоговое и буквенное), мажор-минор, диезные тональности до 4 знаков, знаки альтерации, названия октав, длительностей, размеры 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8, затакт, динамические и штриховые обозначения, аппликатура; 2. разучивает и повторяет мелодический материал ; 3 . знакомит с инструментами симфонического оркестра и народными инструментами , звучащими в синтезаторе ; 4 . учит подбирать мелодии и аккомпанемент к ним , транспонировать , используя различные тембры и стили электронного инструмента ; 5 . развивает чувство внутренней ритмической пульсации , используя ударные инструменты синтезатора ; 6. развивает слух посредством устных диктантов ; 7. развивает навыки чтения с листа на примере однострочных мелодий и ритмов ; 8. отрабатывает упражнения для постановки пианистического аппарата ; 6
9. знакомит с популярной классической и эстрадной музыкой , которая в будущем войдет в репертуар учащихся ; 1 0 . знакомит с элементарными возможностями клавишного синтезатора и даёт начальные навыки аранжировки . Такие занятия для детей особенно увлекательны. Учащиеся, не теряя лишнего времени, с легкостью усваивают материал и проявляют свои творческие способности. Такой подход к обучению повышает наблюдательность детей, их требовательность к своему «сопернику», а тем самым к самому себе, сплачивает учащихся класса в дружный коллектив, что в наибольшей мере способствует их художественному развитию. На индивидуальных уроках закрепляется материал, полученный на групповых занятиях, проверяется домашнее задание. Преподаватель занимается непосредственно преодолением проблем данного ученика, развитием навыков игры на фортепиано и синтезаторе, постановкой рук на инструменте, разбором новых пьес, игрой в ансамбле, чтением с листа. Программа важна тем, что охватывает самый ответственный период обучения – начальный. Успехи ученика во многом зависят от индивидуальных психофизических и интеллектуальных возможностей, поэтому не может быть четких временных ограничений на прохождение того или иного материала. Преподаватель может сам регулировать процесс обучения (1 или 2 года), при необходимости интенсифицируя его. Уроки должны проходить в доброжелательной обстановке, весело, живо, в игровой форме. Задания должны быть разнообразными, на выполнение их уделять не больше 1-5 минут, чтобы не терялось внимание учащихся. В качестве поощрения учащиеся получают цветные карточки или призы. Такие занятия должны приносить детям радость и эстетическое наслаждение, что является самым важным условием общего успеха преподавателя и его учеников. На раннем этапе обучения большую роль играют заинтересованность и поддержка родителей. Их помощь заключаются в организации домашних занятий и контроле за их выполнение. Такой метод обучения помогает глубже изучить индивидуальность каждого ребенка, выявить сильные и слабые стороны его способностей. Преподаватель, учитывая возраст и здоровье ученика, должен умело вложить все необходимое для его дальнейшего обучения в музыкальной школе. 7

Цели и задачи.

Основная цель
обучения игре на синтезаторе на начальном этапе – воспитать у ребенка интерес к музыке и желание заниматься творчеством, развить его художественное воображение, научить его слушать музыку, подготовить ученика к дальнейшему успешному обучению в последующих классах музыкальной школы.
Задачи преподавателя:
 выстроить процесс обучения по тщательно продуманному плану;  сделать обучение более доступным, интересным и увлекательным, а принцип «учиться, играючи» сочетать с воспитанием трудовых навыков и целеустремленности;  на самом раннем этапе развить целый комплекс способностей, раскрыть творческий потенциал;  расширить музыкальный кругозор;  сформировать навыки самостоятельной работы;  дать все знания и навыки, необходимые для дальнейшего успешного обучения игре на клавишном инструменте. Программа рассчитана на 1-2 года обучения, в зависимости от индивидуальных способностей и темпов развития учащихся. Для её реализации предусмотрено одно индивидуальное занятие по синтезатору 1 академический час (45 минут) в младшей подготовительной группе и два индивидуальных занятия в неделю по 0,75 академического часа (35 минут) в старшей подготовительной группе. По желанию преподавателя и при наличии нескольких учащихся ПГ у одного преподавателя эти часы можно распределить примерно так: в младшей подготовительной группе – одно индивидуальное занятие каждую неделю по 30 минут и одно занятие в группе каждую неделю по 30 минут; в старшей подготовительной группе - 2 индивидуальных занятия в неделю по 30 минут и одно групповое занятие в неделю по 30 минут. На групповом занятии не должно быть больше 4 человек, для того, чтобы уделять внимание каждому ученику
.
8

Необходимая документация.

Ход

реализации
программы можно проследить по
следующей

документации
:
1.

Классный

журнал,
в котором фиксируется посещаемость занятий, текущие, итоговые оценки за четверть и год, оценки за технические зачёты и академические концерты.
2.

Карточка учёта успеваемости учащегося (индивидуальный план).
Документ, который отражает развитие учащегося на протяжении всего периода обучения в школе. В нём фиксируется следующая информация: - анкетные данные учащегося; - итоговые оценки по всем предметам учебного плана за четверти и год; - задачи по предмету «музыкальный инструмент» на каждый учебный год; - репертуарный план и ход его выполнения по полугодиям; - репертуар и оценка по формам контроля – академическим концертам и техническим зачётам; - характеристика учащегося в конце года по степени выполнения задач; - исполнительская программа выпускного экзамена, оценка; - оценки за выпускные экзамены; - характеристика учащегося по итогам обучения в школе. Грамотное и добросовестное составление индивидуального плана способствует достижению качественных результатов в работе педагога, а также более точной диагностике развития умений и навыков учащихся.
3.

Книга

учета

успеваемости

отделения
. В ней отмечаются все публичные прослушивания учащегося с обязательным выставлением оценки.
4.

Дневник учащегося.
Служит для записей домашних заданий, оценки деятельности учащегося по всем предметам, позволяет родителям контролировать посещаемость и успеваемость. В нем выставляются четвертные и годовые оценки, а также отмечается выполнение репертуарного плана.
5.

Общешкольная книга успеваемости.

6.

Протоколы

методических

совещаний
. В них ф и кс и ру ют с я проведение открытых уроков преподавателей, методических сообщений, составление и обсуждение календарных планов, планов проведения важных мероприятий (конкурсов, отчетных концертов), обсуждается необходимость составления новых учебных программ и их принятие. 9

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

.

Подбор и транспонирование мелодий.
Очень важно, чтобы слуховые представления и понимание выразительности музыкального языка предшествовали изучению нотной записи, чтобы в памяти детей были закреплены четкие и многообразные музыкальные образы. Поэтому начинать обучение музыке нужно с подбора мелодий. Не зная нот и клавиатуры, ребенок может научиться слышать движение звуков и находить при подборе нужные клавиши. Для развития этого навыка преподаватель на первых уроках много играет сам как на фортепиано, так и на синтезаторе. Знакомит с музыкальными жанрами – песня, танец, марш. Начинать обучение следует с самых простых попевок и песенок. Первые мелодии должны начинаться с I ступени в до-мажоре. Потом следует переходить к подбору песенок, начинающихся с III, IV, V ступеней. Параллельно дети будут запоминать названия нот и соответствующие им клавиши. Для более успешного результата при подборе песенок можно использовать следующие подготовительные упражнения: 1. Ребенок поет попевки, показывая рукой движение мелодии по системе «бус» (см. раздел «Нотная грамота») – вверх, вниз, подряд, скачком. 2. Преподаватель играет на инструменте медленно и ровно упражнения типа «бус», (лучше не брать песни, так как нельзя играть вне ритма). Ученик также показывает движение мелодии рукой по вертикали и комментирует: вверх, вниз, на месте, скачками. 3. Предложить ребенку водить рукой по цветной таблице: для мажора – любой теплый цвет, переходящий от светлого до темного, и холодный цвет для минора. Преподаватель играет песенный материал, а ученик показывает движение мелодии по вертикальной таблице. 4.То же упражнение, но таблица расположена горизонтально. На уроках дети транспонируют от звука. (Позже – по тональностям.) Если ребенок не может самостоятельно найти соответствующие черные клавиши, тогда следует показать ему ключевые знаки. Пока слух не очень развит, лучше оказать теоретическую помощь в игровой форме. Транспонирование поможет ученикам быстрее и свободнее ориентироваться в тональностях, активизировать слуховой контроль и мышление. Такие задания не должны осложняться постановкой рук. Ребенок подбирает одним пальчиком. Учитель лишь тактично поверяет свободу и гибкость всей руки, больше обращая внимание на качество звука. Практика игры по слуху должна продолжаться на протяжении всего периода обучения и стать любимым занятием. 10

Нотная грамота.
С первых уроков необходимо знакомить детей с записью нот на десяти линейках. О ключах можно рассказать позже. Упражнения «Бусы» (запись нот без штиля) учат графическому восприятию нотной записи. Сначала дети осваивают поступенное движение (вверх, вниз, на месте) от ноты «До» 1 октавы, потом через клавишу, по интервалам. Учащиеся могут сами выбирать движение, написать ноты в виде «бус» и сыграть их. Преподаватель предлагает сыграть свои «бусы» (желательно написанные крупно на карточках). Ребенок учится видеть нотный текст «вперед», анализировать его, видеть общий рисунок движения нот. Запись «бус» постепенно усложняется с освоением нового теоретического материала. «Бусы» записываются параллельными интервалами, аккордами, усложняются ритмической записью. Изучение нотной грамоты необходимо сочетать с игрой однострочных мелодий из сборника «Сольфеджио» или использовать в работе составленный автором этой программы сборник «Песенки для маленьких музыкантов».
Метр, ритм и внутренняя ритмическая пульсация.
Уже на 3-4 уроках можно показать ученику ритмическую запись и выполнить с ним серию упражнений. Берется ритмический блок и отрабатывается до автоматизма. Для лучшего усвоения ритмических рисунков следует отказаться на начальном этапе обучения от счета «раз», «два», так как такой счет ассоциируется у детей с пересчитыванием нот в тексте. Можно использовать произношение ритмослогов: «та» - четверть; «ти-ти» - восьмые; «ти-ри-ти-ри» - шестнадцатые; «тиль-ка» - восьмая с точкой и шестнадцатая; «та-и-ти» - восьмые в размере 3/8; «та-ай-ти» - четверть с точкой и восьмая. Важно, чтобы дети научились чувствовать ровную пульсацию и выдерживать ее. Для этого преподаватель при выполнении упражнений использует встроенный в синтезаторе метроном. Можно побеседовать с детьми на тему «Темп и пульс в музыке». Предлагается игра «Я - музыка, а ты - пульс», в которой преподаватель играет ритмичные музыкальные попевки, а ребенок отстукивает пульс, используя разные ударные инструменты синтезатора. Дети должны слышать и видеть в нотах доли такта, укладывать в эти доли более короткие длительности. За долю сначала брать четверть, а чуть позже – восьмую. Доля – это шаг или одно «движение люльки». Учащиеся дирижируют «люльки», рисуют их под нотами: 11
Необходимо с показом нового ритмического рисунка параллельно разучивать с детьми песенки и читать с листа мелодии, где встречаются эти формулы. Очень полезно давать задания на сочинение своих ритмов на разные размеры. Можно использовать в работе ритмические гаммы. Необходимо как можно раньше познакомить со сложными ритмическими фигурами (синкопа, пунктир), так как они встречаются в пьесах подготовительного и 1-го классов. Такой подход к развитию метроритмического чувства научит детей в дальнейшем самостоятельно справляться с ритмическими трудностями в пьесах, что значительно облегчит работу педагога.
Развитие навыков чтения нот с листа.
Читать музыку дети учатся с первых уроков. Сначала они воспроизводят на инструменте запись песенок в виде «лесенок», читают «Бусы», прохлопывают заданный ритмический рисунок. При выполнении этих заданий следует ставить перед учеником главную задачу: дойти до конца, не останавливаться. Все ошибки обсуждать после прочтения. Постепенно, с освоением нотной грамоты, преподаватель на каждом уроке задает ученику для самостоятельной работы 3-5 простых номеров и 1-2 более сложных из сборников «Сольфеджио» или «Песенки для маленьких иузыкантов». Эти мелодии ребенок должен проиграть дома 1-3 раза, с анализом движения мелодии, с пропеванием счета, нот, слов. На уроке преподаватель проверяет игру этих мелодий выборочно. За неделю дети выучивают наизусть 1-2 песенки (или попевки). К концу года они должны знать 30-50 песенок. Эти мелодии дети поют, играют, транспонируют, подбирают к ним аккомпанемент. Когда они научатся их записывать нотными знаками и воспроизводить голосом и на фортепиано, можно включить в работу такие игры, как: «Узнай эти песенки» - в форме кубиков, лото, карточек; «Зашифрованные телеграммы» - записанные на карточках песенки с пропущенными нотами; «Разрезушки» - записанные и разрезанные по фразам песенки, которые нужно быстро собрать. Очень важно как можно раньше научить ребёнка играть вслепую, не глядя на клавиатуру, добиться, чтобы функции рук и глаз были более независимы друг от друга. Для этого нужно: - играть выученные песенки (пьесы) с закрытыми глазами; - читать мелодии (пьесы), «бусы», не глядя на клавиатуру. Для воспитания внимания и умения «следить по нотам» используются следующие приемы: - Запомнить 2-4 такта, а потом без нот проиграть; - играть поочередно кусками - то «про себя», то «вслух»; - следить за игрой преподавателя по нотам и подхватывать, когда он прекращает игру; 12
- выучить песенку (пьесу) без инструмента, а потом исполнить ее без нот. Для успешного чтения с листа важно быстро находить нужную аппликатуру. Когда дети научатся играть 2-3-4 пальчиками, сразу следует объяснить, что при поступенном движении используются соседние пальцы, а при движении через клавишу - через палец. Для развития этого навыка можно: - проигрывать мелодию (пьесу) на столе, подбирая удобные пальцы, а потом сыграть на инструменте; - проставить пальцы в нотах, а потом проверить на клавиатуре. Очень важна удобная аппликатура и для левой руки при исполнении автоаккомпанемента. На начальном этапе обучения учащиеся исполняют элементарные гармонии T,S,D простым способом – мажорное трезвучие - одна клавиша, минорное - две клавиши. Необходимо приучать ребёнка брать гармонии, сохраняя позицию руки. Например: на T поставить 5-ый палец, на S – 2-ой, а на D – 1-ый. При такой постановке можно не смотреть на левую руку, а сосредоточиться на более развитой мелодической линии в правой руке. Все эти задания, готовящие к чтению с листа, даются на каждом уроке с первых месяцев обучения. Выполнение каждого задания требует всего несколько минут. Они помогают ученику научиться работать самостоятельно. Эти несколько минут экономят время на уроке и в домашней работе. Постепенно, усложняя материал и сокращая время на обдумывание, следует добиваться удовлетворительного выполнения заданий. Беглость, умение видеть и слышать вперед, смелость, аппликатурная «хватка» - все это развивается в результате систематической практики чтения.
Формирование игровых навыков.
Учить детей игре на синтезаторе следует сидя, т.к. ребёнок быстро устает. На концертах зачастую исполнитель на клавишном синтезаторе играет стоя, но в моей практике учащиеся используют 2 педали – сустейн и динамическую, поэтому последние 4 года на конкурсах и концертах они выступают сидя. Как показала многолетняя практика, лучше всего формировать игровой аппарат за фортепиано. Посадить за инструмент надо правильно – удобно и свободно. Ребенок не должен сутулиться и сидеть напряженно, поднимать плечи во время игры, прижимать локти к туловищу и выворачивать их в стороны. Осанка, при которой центр тяжести тела проходит вертикально через туловище (ощущение стержня), позволит ученику сохранить устойчивость посадки и даст возможность свободно поворачиваться и наклоняться в разные стороны. Высота посадки и расстояние от инструмента определяются исходным положением предплечья и локтя. Они должны быть чуть выше клавиатуры при поставленных на клавиши пальцах. Плечи при этом спокойно опущены. 13
Для уверенности исполнения большое значение имеет хорошая опора ног, особеннопяток. Наиболее удобна посадка, при которой можно было бы в любую минуту встать. Под ноги маленьким детям ставить подставку. Ступни лучше выдвинуть немного вперед. В первые годы обучения посадка и двигательный аппарат должны всегда быть в поле зрения преподавателя. Нецелесообразно беспрестанно обращать на это внимание ученика. Больше активизировать у детей участие слуха. С первых занятий обращать внимание учащихся на качество воспроизводимого звука, учить находить в звуках настроение, образ. На синтезаторе очень много тембров, и каждый будет отличаться по прикосновению. Здесь нужно опираться прежде всего на слуховые представления ученика. Работа над звуком будет продолжаться на протяжении всего 7-8 летнего курса обучения в школе. Не следует много говорить о постановке рук, лучше поправить их во время игры, проверяя свободу плеч, локтей и запястья. На начальном этапе обучение ведется методом показа. Необходимые движения ребенок «берет с рук». Целесообразно сначала освоить навык извлечения отдельных звуков на non legato 3-им пальцем как наиболее устойчивым. Затем переходить ко 2-му и 4-му и, наконец, к 1-му и 5-му пальцам. Начиная обучение с non legato, мы тем самым воспитываем координацию крупных частей руки, с помощью которых производится смена позиций на клавиатуре. Очень важным навыком является свободный перенос руки по дуге с освобождением запястья. Этот навык необходимо неустанно совершенствовать на протяжении ряда лет, используя усложняющийся материал (перенос двойных нот, аккордов, отрезков пассажей). Такие упражнения будут профилактикой против вредных напряжений и превосходным средством для развития «свободной игры». Групповые занятия позволяют уделить больше внимания подготовке всего тела ребенка к игре на клавишном синтезаторе. Специальные упражнения укрепляют мышцы спины, брюшного пресса, развивают свободу рук, гибкость суставов, устойчивость и активность пальцев. Одновременно дети осваивают танцевальные и дирижерские движения. Танцевальные импровизации позволяют освободиться от зажатости, развить ритмическое чувство и пластику движений, познакомить с новыми музыкальными произведениями и почувствовать их «душой и телом». Каждому упражнению можно дать свое название. Выполнять упражнения желательно под музыку. 1. «Потягушки – расслабушки». Поднимаясь на носки, медленно и плавно, вдохните и поднимите руки вверх. Потянитесь. Затем легко разведите руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, уроните расслабленные руки вниз. Предоставьте рукам раскачиваться до тех пор, пока они не остановятся. 2. «Топорик». Ноги на ширине плеч. Руки перед собой. Сцепить кисти рук «замочком». Вдохните и поднимите руки вверх, с выдохом наклонитесь, бросьте расслабленные руки вниз. Кисти рук не разжимайте. 14
3. «Полет птицы». Разведите руки в стороны. Медленно, плавно и гибко поднимайте их вверх – вниз, имитируя полет птицы. 4. Дыхательные упражнения. Спокойно и бесшумно, не поднимая плечи, сделайте глубокий вдох так, чтобы легкие до конца наполнились воздухом. Выдох постепенный, бесшумный и полный. 5. «Игра в мяч»: а. ловите мяч одной рукой, подбрасывая его вверх; б. перебрасывайте мяч из одной руки в другую по дуге; в. отпускайте мяч и сразу же ловко и легко подхватывайте его той же рукой, не давая упасть (рука обращена ладонью вниз). Руку в кистевом суставе не сгибайте; г. то же, но отпускать мяч одной рукой, ловить другой. 6. «Стираем белье». Руки перед собой, локти слегка закругленные. Держите 1-2, 1-3,1-4,1-5 пальцами воображаемое полотенце. Плавно отводите руки то вправо, то влево. 7. «Погрози кулачками» - потрясите поднятыми вверх кулаками (тыльной стороной вперед) – «погрозите» ими. 8. «Мельница» - круговые движения рук от плеча в разные стороны. 9. «Лампочка». Движения имитируют ввинчивание и вывинчивание лампочки. Супинацией и пронацией – боковыми движениями, вращениями, пианист использует при игре арпеджио, трелей, тремоло, фигураций. 10. «Градусник» или «Мокрые ручки». Стряхивайте кистями рук воображаемый градусник или воду с мокрых рук. При выполнении всех упражнений следите за осанкой. Все движения выполняйте просто и естественно. Не поднимайте плечи. Руки собранные, легкие. Следующие упражнения помогут ребенку правильно сидеть за инструментом, ровно держать спину, оставляя руки и плечи свободными, делая опору на ноги. 11. «Новая кукла» и «Сломанная кукла». Сидеть на стуле за фортепиано, опираясь на ноги, руки свободно положить на колени (как кукла на витрине). Затем расслабиться. Покачать туловищем с прямой спиной вперед и назад. Затем расслабиться (кукла сломалась). 12. «Заводная кукла» или «Робот». Кукла стоит, подняв руки, стройно и красиво. Завод кончился, постепенно падают, «выключаются» пальцы рук, кисти, руки, туловище. Ребенок наклоняется и качает расслабленными руками. 13. «Подснежник». Ребенок сидит на стуле, руки лежат на коленях. Плавно поднимает и опускает руки. Кисти расслабленные. Ладошку не следует показывать, так как подснежник не распускается, как ромашка, его лепестки собраны и опущены вниз. 14. «Мячик» или «Отдай мне руку». Рука ребенка должны быть полностью расслаблена, чтобы преподаватель мог подбрасывать и ловить ее, как мячик. 15
15. «Три этажа». Смена уровня опоры рук. Руки спокойно лежат на коленях. На счет «раз» положите руки на крышку рояля, «два» - руки на пюпитре, «три» - руки опять на крышке, «четыре» - на коленях. Постепенно следует переходить к более сложным упражнениям, которые развивают координацию движений, свободу рук, цепкость пальцев, глубину взятия звука, глубокое легато. 16. «Лифт». Поочередно поднимайте и опускайте руки, как в упражнении «Подснежник». Усложняйте упражнение в следующем порядке: руки опускаются на расслабленные кулачки, затем на все пальцы, на 1 и 5 пальцы и, наконец, на каждый палец по отдельности. 17. «Вешалка». Ребенок ставит пальцы на стол, но с таким ощущением, что повесил на них руки. Теперь нужно свободно покачать локтями. Сравните: «вешалка» - рука, а пальцы – «крючок». 18. «Марширующие гномы». Пальцы «шагают», как гномы шагают ножками. Работают 2 и 3, 2 и 4, 2 и 1, 2 и 5, 1 и 5, 4 и 3 пальцы. Гномики шагают ножками, сидя на стульчиках. Колени согнуты, а сидят они спокойно, не подпрыгивая. Теперь ученику понятно, что кисть остается в спокойном состоянии, а двигаются только согнутые пальцы. 19. «Паучок». Паучок несет тяжелый рюкзак и, пройдя пятью лапками (все пальцы подряд), осторожно отдает рюкзак второму паучку. Ребенок переносит «тяжесть» из пальца в палец, из руки в руку. Все предложенные упражнения проводятся на групповом занятии, желательно с родителями. Дома дети ежедневно выполняют эти упражнения под контролем родителей. На индивидуальных занятиях преподаватель проверяет качество выполнения этих упражнений, уделяя на это несколько минут.
Подбор аккомпанемента.
Подбор аккомпанемента на синтезаторе особенно увлекателен, т.к. можно использовать готовые стили и жанры. С первого года обучения можно и нужно приступать к подбору аккомпанемента, развивая тем самым гармонический и тембровый слух учащихся. Вот простой вариант подбора на самом раннем этапе обучения. Поставьте левую руку ученика на все 5 клавиш и скажите, что будут участвовать только 3 ноты - под 5,2 и 1 пальцами (I, IV, V ступени). Какой палец в каком месте сыграет, подберите методом проб и ошибок. Чуть позже расскажите детям сказку о странах Мажор и Минор. В Мажоре живут улыбчивые, жизнерадостные люди, они любят шутить и приплясывать. В Миноре живут спокойные, немного угрюмые люди. Они любят вечером посидеть у реки, подумать, погрустить о чем-нибудь. Всего в Музыкальном мире 24 страны. В каждой стране свой Король. У каждого короля свой трон (своя нота). Страна носит имя своего короля. Он всегда первый (сидит на I ступени), главный житель страны. Король Тоника разрешает все споры и крепко сидит на своем троне. 16
Его дочка принцесса Доминанта живет на V ступени. Она ходит на цыпочках и все время задает вопросы: «Где?», «Что?». А папа Тоника дает убедительные ответы. Мама Субдоминанта добрая, красивая, ласковая королева. Она любит свою дочку Доминанту и живет рядом с ней на IV ступени. Дети слушают эти функции, анализируют гармоническую окраску исполняемых преподавателем пьес. После этого могут сыграть мелодию правой рукой и подобрать левой рукой нужные функции. Такое обучение развивает не только слух ребенка, но и его координацию: «услышал – сообразил – сделал». С каждым разом ученик должен действовать быстрее.
Интервалы.
Очень важно с первых уроков ввести ребенка в волшебный мир интервалов, раскрывая внутреннее эмоциональное содержание каждого из них. Преподносить интервалы нужно образно, тоже в виде сказок. Расскажите детям о волшебной музыкальной стране Интервалии, в которой живут 8 сестер-фей. У каждой феи есть свой замок. На берегу реки стоит изящный одноэтажный домик. В нем живет самая маленькая фея – Прима. Ей 1 годик, и поэтому ее волшебные возможности меньше, чем у других фей. Но она уже умеет сочинять песенки - потешки и скороговорки на одной нотке. Рядом с замком Примы в двухэтажном замке живет вторая сестра – фея Секунда. Ее изменчивый характер порой удивляет сестер! То она бывает злючкой-колючкой (звучат секунды на стаккато и с акцентами), то становится игривой и поет песенку «Динь-дон», то плаксой – хныкой. В уютном трехэтажном замке живет фея Терция. Вокруг замка чудесный сад, в котором растут необыкновенной красоты цветы и деревья. Терция покладистая и спокойная. Она ценит дружбу всех сестер и уважает их. По утрам она поет ласковую песенку («Утро ясное, вот и день настал»), а вечером тихую с оттенком легкой грусти («Ночка темная»). У четвертой сестры, Кварты, замок из 4 этажей, очень строгий и крепкий. Кварта самая сильная и решительная из всех фей. На ее призыв заняться музыкальным волшебством слетаются все феи и принимаются за работу. В замке пятой сестры, принцессы Квинты, всегда свежо и прохладно. В этом пятиэтажном здании много пустых комнат, в которых фея любит слушать отголоски песен ветра, эхом разносящиеся по всем комнатам. Шестилетняя фея Секста живет в 6-этажном замке. Секста всегда была всеобщей любимицей. На ее ласковый голос слетаются птицы и сбегаются звери, и вместе с ней поют песню о любви. Семилетняя сестра Септима живет в замке из 7 этажей. Почему-то она всегда ворчит и вечно всем недовольна. Сестры прозвали ее «ворчуньей». На высокой горе стоит восьмиэтажный замок самой старшей сестры - феи Октавы. Она всегда очень стройная и подтянутая. Октава летает с 17
первого этажа на восьмой и оттуда с удовольствием обозревает красивые окрестности. Между замками феи Кварты и Квинты в густом темном лесу в пещере живет злой волшебник Тритон. Он не хочет, чтобы феи творили добрые дела и пели добрые песни. Часто по ночам из его пещеры доносятся таинственные звуки и колдовские заклинания.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

.

Задачи начального обучения:
 Выявление и развитие музыкальных способностей – музыкального слуха, чувства музыкального ритма, музыкальной памяти.  Организация игровых движений ученика (посадка, определяющая роль слухового контроля в освоении игровых движений, развитие координации движений).  Освоение основных приёмов звукоизвлечения – non legato, legato, staccato.  Формирование первоначальных навыков ис полне ния пятипальцевых позиционных последовательностей.  Обучение основам нотной грамоты и ознакомление ученика с элементарными теоретическими понятиями.  Первоначальное формирование навыков разбора текста и чтения с листа.  Развитие у ребёнка навыков самостоятельной работы.  Развитие музыкально-эмоциональной отзывчивости ученика. Обычно эти задачи выполняются 6-летним учеником за один год. Но некоторым детям нужен более длительный срок, чтобы приспособиться к инструменту, развить музыкальные способности, освоить необходимый теоретический и нотный материал. Работу с такими учащимися в освоении вышеперечисленного материала предлагается растянуть на 2 года. В течение учебного года с учащимся необходимо пройти очень большое количество мелких произведений ( 30-40), не задерживаясь подолгу на каждом из них. 18

Организация учебного процесса

.

Учёт успеваемости.
Большое значение для успешного развития учащихся имеет разумно организованный учет успеваемости. К «Программе» прилагаются примерные поурочные планы групповых занятий. Индивидуальные уроки преподаватель планирует с учетом усвоения пройденного материала на занятиях в группе. Каждого ребенка необходимо поощрять за самые маленькие успехи. В качестве оценки ученику за правильные ответы, за работу на уроке и дома выдаются карточки или призы. Для проверки навыков, грамотности и степени развития учащихся не следует проводить серьезные и пугающие детей экзамены, зачеты и контрольные уроки. Лучше, если это будут конкурсы, праздники, концерты для родителей.
В конце I четверти
проводится урок для родителей. Они могут реально оценить успехи и развитие способностей своих детей. Преподаватель так же делает определенные выводы и, по итогам четверти, выстраивает и планирует дальнейший процесс обучения.
В конце II четверти
проводится прослушивание учащихся 1-го года обучения, где они исполняют две простые пьесы, демонстрируют элементы постановки игрового аппарата, игру разными пальчиками на non legato. Можно провести новогодний конкурс юных музыкантов.
В конкурс могут быть включены следующие задания:
1) Кто больше знает песенок про зиму и Новый год? 2) Угадать мелодии по карточкам. 3) Странспонировать песенку. 4) Проставить пропущенные в песенке нотки («Зашифрованные телеграммы»). 5) Подобрать аппликатуру к заданной мелодии и сыграть ее с листа. 6) Ответить на вопросы Деда Мороза (используя пройденный теоретический материал). 7) Угадать знакомую пьесу и автора (играет преподаватель или старшеклассник). 8) Придумать название незнакомой пьесе (играет преподаватель или старшеклассник). 9) Определить на слух интервалы. На этом конкурсе–празднике дети уже могут продемонстрировать свои навыки игры на фортепиано и синтезаторе.
В середине III четверти
можно организовать концерт для мам и бабушек. Дети читают стихи, поют песенки, посвященные 8 марта, весне, маме, бабушке, исполняют любимые пьесы.
В конце года
каждый ученик должен представить список знакомых песенок, подобранных к ним аккомпанементов, пьес, выученных 19
самостоятельно и под руководством преподавателя, сыграть наизусть 10-25 однострочных попевок и песенок, 2-5 пьес для фортепиано. У каждого ученика будет свой репертуар, накапливаемый из года в год и отличающийся количеством и сложностью пьес.
Основным в подведении итогов
обучения будет концерт учащихся подготовительного класса отделения клавишных синтезаторов в присутствии родителей и комиссии преподавателей. За выступление выдаются призы. В исполнении оценивается посадка, постановка рук, сложность пьес, эмоциональный отклик ребенка на характер исполняемого произведения, качество исполнения, аранжировка, сделанная учеником под руководством преподавателя (подбор тембра, стиля, мультипэдов и перебивок).
Работая по этой программе,

можно спрогнозировать следующие

результаты:
 в памяти детей закрепляются многообразные музыкальные представления;  дети подбирают и транспонируют 10-25 мелодий, попевок и песенок;  учащие ся о сваивают нотную грамоту и овл а д е ва ют необходимыми теоретическими знаниями;  свободно читают с листа однострочные мелодии и ритмические рисунки;  подбирают к мелодиям простейший аккомпанемент и транспонируют их в другие тональности;  самостоятельно и грамотно разбирают нотный текст, соответствующий уровню их развития;  играют 5-10 несложных пьес всеми пальчиками на non legato и, по возможности, legato.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕХНИЧЕСКОГО И УЧЕБНО-

МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Для проведения индивидуальных уроков с учащимися отделения необходимы следующие условия:  Индивидуальный класс преподавателя.  Наличие в классе двух инструментов фортепиано и синтезатора, педали к нему.  Мебель: 3 – 4 стула, письменный стол, шкаф для книг, дисков, наглядных пособий.  Желательно наличие музыкального центра или компьютера для прослушивания дисков и записи исполнения детей на диски.  Наличие библиотеки в школе с достаточным содержанием нотной и методической литературы. 20
 Стенды отделения в классе и в холле школы для информации.  Наглядные пособия.  Шумовые инструменты (по желанию преподавателя).
Список использованной литературы
1. Наумова О.Н. Веселая дудочка (сборник детских песенок) – Горький, 1968. 2. Начинаю играть на рояле //под. ред. Борзенкова А. – М., 1992. 3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано - М., 1972. 4. Брагина О.Ф. На уроках А.Д. Артоболевской //Методические материалы в помощь педагогам-пианистам музыкальных школ – М., 1970. 5. Верхолаз Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа – М., 1960. 6. Ежеквартальный журнал «Музыка и электроника» 7. Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования – Дубна Феникс+ 2007 г. 8. Красильников И.М. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании. Проблемы педагогики электронного музыкального творчества – Москва «Искусство в школе» 2004 г. 9. Красильников И.М. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе – Москва 2007 г. 10. Лерман М.И. О некоторых задачах обучения будущего пианиста// Вопросы фортепианной педагогики – М., 1973. 11. Любомудрова Н.А. Начальное обучение на фортепиано //Очерки по методике обучения игре на фортепиано – Т.1 – М., 1965. 12. Ляховицкая С.С. О педагогическом мастерстве – Л., 1963. 13. Ляховицкая С.С. Развитие активности, самостоятельности и сознательности учащихся //Вопросы фортепианной педагогики – М., 1973. 14. Общая психология – Отв. ред. Петровский А.В. – М., 1970. 21
15. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации – М., 1992. 16. Фейгин М. Музыкальный опыт учащихся // Очерки по методике обучения игре на фортепиано – М., 1973. 17. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков – Л., 1971.
Рекомендуемые репертуарные сборники.
1. Альтерман С. 40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет – Тетрадь I – СПб., 1999. 2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой – М., 1988. 3. Баренбойм Л. Путь к музицированию – Вып. 1 – М., 1981. 4. Кончаловская Н. Нотная азбука – Киев, 1963. 5. Красильников И.М., Лискина Е.Е. Учусь аранжировке. Пьесы для синтезатора. Младшие классы - М.: Классика - XXI, 2008. 6. Красильников И.М. и Клип И.Л. Нотная папка для синтезатора. Начальный период обучения/ В 5-ти тетрадях Москва: ДЕКА-ВС, 2007. 7. И. Красильников, Т. Кузьмичева Волшебные клавиши. Произведения для клавишного синтезатора: Учеб. пособие для уч-ся мл. и ср. классов дет. муз. школ и школ искусств – Москва – 1-е изд.: 2004. 8. Красильников И., Кузьмичева Т. Народные песни и танцы. В переложении для синтезатора и музыкального компьютера Москва, 2003. 9. Милич Б. Маленькому пианисту – Киев, 1974. 10. Мошкаров С.Г. Фортепиано (1 класс). Пособие для общеобразовательных школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла – Пермь, 1996. 11. Николаев А. Школа игры на фортепиано – М., 1996. 12. Подольская Я. Первые шаги. Пособие для домашнего музицирования – Пермь, 2002. 13. Ройзман Л.И., Натансон В.А. Юный пианист – Вып.1 –М.,1971. 22
14. Симонова Т. Чудесные клавиши: пособие для начинающего пианиста – С.- Петербург,2001. 15. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс – Вып.1 (тетради №№1-3) Москва, 1992. 16. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. Начинаем. – Тетрадь 1 – М.,2002. 17. Соколов А. Обучение с увлечением: нескучная антология облегченных переложений популярных мелодий – Вып. 4 – М.,1999. 18. Собичевская Л.А. Маленькому пианисту – Пермь, 2002. 19. Трусова В. Ноткина книжка: музыкальные шутки для детей – С.-Петербург, 1998.
Примерный репертуарный список.
1. Красев М. Топ-топ (народная прибаутка). 2. УНП Перстень. 3. РНП «Во саду ли». 4. Ходит зайка по саду (детская песенка). 5. Степовой Я. «Бим – бом». 6. Раухверг М. Корова. 7. Красев М. Ходит Вова маленький. 8. Филиппенко А. Цыплята. 9. Уотт Д. Три поросенка. 10. Старокадомский М. Веселые путешественники. 11. Гнесина Е. Этюд. 12. Калинников В. Тень-тень. 13. РНП Дождик. 14. Кабалевский Д. Про Петю. 15. Калинников В. Киска. 23
16. Берлин Б. Пони Звездочка. 17. Щуровский Ю. Мышонок. 18. Лонгшамп – Друшкевичова Д. Игра в жмурки. 19. Степшина С. Игра в мяч. 20. Артоболевская А. Вальс собачек. 21. Венгерская народная песня. 22. УНП Журавель. 23. Руббах Д. Воробей. 24. Украинская народная песня (фа-мажор). 25. УНП Казачок. 26. Берлин Б. Марш поросят. 27. Лонгшамп – Друшкевичова Д. Игра в мяч. 28. Лонгшамп – Друшкевичова Д. Негритята. 29. Любарский С. Курочка. 30. Коломиец А. Танец. 31. Филиппенко А. На мосточке. 32. Бер О. Темный лес. 33. Волков В. Резвушка. 34. Кабалевский Д. Ежик. 35. ФНП Большой олень. 36. Крутицкая М. Зима. 37. УНП Ой, лопнув обруч. 38. ПНП Висла. 39. УНП Птичка. 40. Абелев Ю. Осенняя песенка. 41. Красев М. Журавель. 42. Филипп И. Колыбельная. 43. Украинская народная песня (ля-минор). 44. РНП Коровушка. 45. Сароян С. Кукла. 24

Песенки и попевки для подбора и транспонирования.
1. У кота-воркота. 2. Березняк А. Светит солнышко. 3. РНП Как под горкой. 4. Вот иду я вверх, вот иду я вниз. 5. Фасоль. 6. В октябре. 7. Дождик. 8. РНП Не летай, соловей. 9. Кот-царапка. 10. Березняк А. Я гуляю. 11. Эрнесакс Г. Едет, едет паровоз. 12. Василек (детская песенка). 13. Тиличеева Е. Пляшут зайцы. 14. Козонька рогатая. 15. Паучок. 16. ЧНП Жучка и кот. 17. РНП Во саду ли. 18. РНП Во поле береза. 19. РНП Как пошли наши подружки. 20. Качурбина М. Мишка с куклой. 21. РНП Зайка. 22. Филиппенко А. Веселый музыкант. 23. Иорданский М. Голубые санки. 24. Филиппенко А. Снежинки. 25. Калинников В. Тень-тень. 26. РНП Веселые гуси. 27. РНП Птичка. 28. Филиппенко А. Две лягушки. 29. Филиппенко А. Пирожки. 25
30. Филиппенко А. Новогодняя. 31. Витлин В. Дед Мороз. 32. Филиппенко А. Цыплята. 33. РНП По грибы. 34. Александров А. К нам гости пришли. 35. Филиппенко А. Детский сад. 36. Карасева В. Горошина. 37. Красев М. Песенка зайчиков. 38. Красев М. Елочка. 39. Бекман А. В лесу родилась елочка. 40. Красев М. Песенка ребят. 41. Брамс И. Петрушка. 42. Старокадомский М. Кукла. 43. ЛНП Петушок, погромче пой. 44. РНП Коровушка. 45. Витлин В. Серенькая кошечка. 46. РНП Пастушок. 47. Филиппенко А. Весенняя песенка. 48. РНП На зелёном лугу. 49. Островский А. Пусть всегда будет солнце. 50. Филиппенко А. По малину в сад пойдем. 51. Шаинский В. В траве сидел кузнечик. 52. Шаинский В. Антошка. 53. Шаинский В. Чунга-чанга. 54. Крылатов Е. Песенка о лете. 55. БНП Перепелочка. 56. Журбин А. Смешной человечек. 26

Примерные поурочные планы первых занятий.



1 урок.
Знакомство с клавиатурой, игра на отдельных клавишах через октаву, по ступенькам. Знакомство с некоторыми инструментами (флейта, скрипка, аккордеон) Игра и пение песенок «Серый кот», «Вот иду я вверх», разбор их записи. Показ записи нот. «Бусы» на 11 линейках. Клавиши «До», «Ре», «Ми» на клавиатуре – играем и поем на них песенку «Серый кот». Упражнения №№1,2,3,4 для укрепления мышц спины, развития свободы рук Знакомство с жанром марша («Солдатский марш» Шумана).
2 урок.
Проверка освоения пройденного материала. Нахождение клавиш «До», «Ре», «Ми» по всей клавиатуре. Пение пройденных песен с показом движения мелодии руками. Игра упражнения «Бусы». Разбор двух новых песенок с поступенным движением – «Как под горкой», «Едет, едет паровоз». Знакомство с клавишами «Фа», «Соль» на клавиатуре. Пение попевки «Фасоль», игра. Упражнения для организации игровых движений №№ 1 – 5. Слушание музыки «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» Чайковского. Понятие пульса в музыке.
3 урок.
Повтор нот и клавиш «До», «Ре», «Ми», «Фа», «Соль». Разбор песен от нот «Фа», «Соль» - «Василек», «Светит солнышко». Введение темы «Ритм и пульс». Отстукивание ритма знакомых песен с пропеванием ритмослогов («та», «ти-ти»). Упражнение «Мячик».
4 урок.
Упражнения №№5,6. Знакомство с танцевальными и песенными жанрами («Полька», «Старинная французская песенка» Чайковского). Знакомство с нотой «Ля» Пение двух новых песен – «Дождик» и «Жучка и кот». Транспонирование песни «Вот иду я вверх», «Как под горкой» от нот «Соль», «Ре». Запись ритма. Ритмическая запись знакомых песен. 27

5 урок.
Упражнения №№7,8. Повтор упражнений №№1-5. Слушание знакомых пьес и «Марша» Прокофьева. Понятие «сильная доля» (ударение). Отстукивание пульса с выделением сильных долей. Чтение ритмических рисунков. (одна группа детей читает ритм, другая – отбивает пульс). Проверка самостоятельной домашней работы - разбор песен «В октябре» и «Пляшут зайцы».
6 урок.
Упражнения для посадки за инструментом №№ 11-13. Повтор знакомых упражнений. Пение гаммы до-мажор. Разбор песенки «Я гуляю». Знакомство с интервалами прима, секунда, терция. Чтение ритмических рисунков. Знакомство с ритмом «восьмая + две шестнадцатые». Разбор песенки «Мишка с куклой». Знакомство с трехдольным размером. Слушание ЧНП «Аннушка».
7 урок.
Определение жанра и угадывание знакомой музыки (играет преподаватель). Закрепление ритмических групп: две восьмые, четверть, восьмая + две шестнадцатые. Чтение ритмических рисунков по карточкам (правой рукой) с пульсом (левой рукой). Отработка координации рук. Пение ритмической гаммы. Закрепление интервалов прима, секунда, терция на примере песенок «Дождик» и «Та-та, два кота». Разбор двух новых песенок: «Жук» и «Паучок» (или проверка самостоятельной работы).
8 урок.
Слушание «Вальса» из «Детского альбома» Чайковского. Слушание и определение интервалов (2,3). Знакомство с диезом, бемолем. Транспонирование знакомых песен от клавиш ре, ми, фа, соль. Угадывание знакомых песен по записи. Упражнения для рук №№10,14,15,16. Разбор песен «Козонька» и «Во саду ли».
9 урок.
Понятие «такт». Проставить тактовые черты в знакомых песнях. Тема «Мажор-минор». Упражнения на столе №№17-19. Пение ритмической гаммы до-мажор в размере 2/4, дирижирование «люлек». Слушание « Итальянской песенки» из «Детского альбома» Чайковского. 28

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ.
Витова Татьяна Евгеньевна. МАУ ДО «Детская школа искусств №13». Заведующая фортепианным отделением, преподаватель по классу фортепиано и клавишного синтезатора, концертмейстер. Образование специальное высшее: Новосибирская государственная консерватория 1991 год. Стаж работы – 31 год. 29


В раздел образования