Напоминание

Обобщающий урок по теме "Строение клетки"


Автор: Борисова Людмила Ивановна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с.Буревестник"
Населённый пункт: Сахалинская область Курильский район с.Горное
Наименование материала: Конспект
Тема: Обобщающий урок по теме "Строение клетки"
Раздел: полное образование





Назад





Обобщающий

урок

в

10-

м

классе

по

теме

"

Строение

и

функции

клеток

"

Разработала

учитель

биологии

МБОУ

«

СОШ

с

.

Буревестник

Борисова

Л

.

И

.

Цель урока:
Обобщить и систематизировать знания о строении клетки, доказать, что клетка – основная структурная единица живых организмов.
Задачи урока:
Образовательные:  повторить и закрепить понятия клетка, органоид, -прокариотическая, эукариотическая клетка;  обобщить и систематизировать знания основных положений клеточной теории;  продолжить формирование умений устанавливать причинно- следственные связи между строением и функциями частей клетки; Развивающие:  продолжить развивать умения сравнивать, различать, обобщать, делать выводы;  развивать умения устанавливать логические связи и закономерности  развивать умение аргументировать высказывание своих мыслей;  использование межпредметных связей (литература, биология, история, медицина);  развивать творческие способности Воспитательные:  продолжить формирование навыков работы в группе (один за всех и все за одного);  умение выслушать мнение собеседника;  убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний. Оборудование:
 Таблицы «Строение растительной клетки»,  «Строение живой клетки».  Микроскопы  дидактический материал
Ход урока:

І этап – Организация класса.

II этап – Постановка целей и задач урока.
- Исходя из темы урока попробуйте самостоятельно сформулировать цели и задачи нашего урока На сегодняшнем уроке мы должны подвести итоги нашей работы, обобщить материал о строении клетки, кратко вспомнить историю развития клетки и создание клеточной теории, доказать, что клетка – структурная единица жизни на Земле, повторить строение органоидов клетки, сравнить клетки растительного и животного, прокариот и эукариот. -Итак, мы отправляемся по лабиринтам клетки.
1. Повторение истории открытия клетки и неклеточных форм жизни

Игра «Логическая цепочка»
Расположите в хронологической последовательности : Задание -1: А) ядра всех клеток похожи Б) растительная клетка имеет ядро В) клетка имеет оболочку Г)главная часть клетки – ядро Д) Обнаружено ядро в клетке Ответ: В →Д→Б→А→Г Задание -2: I - Вирусная частичка попадает в клетку: II- Вирусная оболочка сливается с клеточной мембраной Ш –Проникновение вируса в бактериальную клетку Ответ: II →I→Ш

2. Повторение терминов и понятий темы.

1) Викторина «Знаете ли вы термины и понятия»
1. Зеленые пластиды.(Хлоропласты) 2. Структурная и функциональная единица всего живого.(Клетка) 3. Главная составная часть клетки (Ядро) 4. Клетки размножаются только….(делением) 5. Наука, изучающая клетку…..(цитология) 6. Наука, изучающая неклеточные формы жизни…(вирусология) 7. Белковая оболочка вирусов называется….(капсид) 8. Геном вирусов может быть представлен как… (Однонитчатыми и двунитчатыми ДНК и РНК) 9. Комплекс процессов, которые происходят во время взаимодействия инфекционного агента с организмом хозяина. (Инфекция) 10.Одно из наиболее важных биологичсеикх обобщений, согласно которому все организмы имеют клеточное строение (Клеточная теория) 11.Неклеточные формы жизни. (Вирусы) (Обсуждение выполнения задания).
2) Игра «Поле чудес» Дать определение понятий:
А
)
Органоиды растительной клетки
. . . . . . . . (Пластиды)
Б) Пакеты шарообразных плоских мешочков, похожи на стопки монет
. . . . . (Граны)
В) Двумембранные органоиды
. . . . . . . . . . . (Митоходрии)

3. Повторение признаков болезней, которые вызываются вирусами.

Турнир смекалистых.
1) Этой болезни люди боялись больше чумы. Вначале болезни появлялись жар, головная боль, рвота. Затем температура падала, и на лице, груди, ногах, руках постепенно возникали пузырьки, наполненные жидкостью. (Оспа). 2) В организме человека болезнь развивалась не сразу, чаще после 2-6 недель. Страдающий от жажды больной, просит пить. Когда ему подает воду и пытается её пить, начинается приступ водобоязни. (Бешенство). 3) Это новое инфекционное заболевание, которое специалисты признают как первую в известной истории человечества действительно глобальную эпидемию. Ни чума, ни черная оспа, ни холера не являются прецедентами, так как это заболевание решительно не похоже ни на одну из этих и других
известных болезней человека. Чума уносила десятки тысяч жизней в регионах, где разражалась эпидемия, но никогда не охватывала всю планету разом. (СПИД) 4) Источником инфекции является больной человек; больные легкой формой как распространители вируса, наиболее опасны, так как своевременно не изолируются - ходят на работу, пользуются городским транспортом, посещают зрелищные места. Инфекция передается от больного к здоровому человеку воздушно-капельным путем при разговоре, чихании, кашле или через предметы домашнего обихода. (Грипп) 5) Вирусное заболевание, чрезвычайно заразное. Характеризуется повышением температуры, катаральными явлениями со стороны верхних дыхательных путей (кашель, насморк, охриплость голоса), воспалением слизистых оболочек глаз, полости рта и появлением на коже красной крупнопятнистой сыпи. (Корь) 6) Проявляется в виде группы скученных мелких пузырьков с прозрачным содержимым на воспаленном основании, обычно на губах, крыльях носа. Может быть поражена слизистая оболочка полости рта (стоматит), глаз (конъюнктивит), половых органов и др. (Герпес). Вывод.
4. Продолжаем повторение темы. Пары учащихся получают тексты (по

жребию) в которых допущены ошибки. На задание отводится 1 минута.

Конкурс «Найди ошибку»

№1.
Вирусы играют большую роль в жизни человека. Они являются возбудителями опасных заболеваний, таких как оспа, гепатит, брюшной тиф, грипп, корь, тонзиллит. Вирусы обитают не только в клетках, но и в свободноживущем состоянии. Даже могут размножаться вне клетки.
№2
Английский ботаник М.Шлейден доказал, что в любой растительной клетке есть ядро. В конце 30-х годов в 19 веке немецкий физиолог Т.Шванн обнаружил, что оболочки всех клеток похожи.
№3

Различают три вида пластид:
А) лейкопласты – зеленые пластиды
Б) хлоропласты- оранжевые, желтые пластиды В) хромлпласты – бесцветные пластиды. (Обсуждение выполнения задания и проверка). (проводится физминутка: упражнения для глаз и опорно-двигательной системы)
5. Вспомним некоторые даты и числа, которые встречались при изучении

темы.

Конкурс «С точностью до…»
Баллы будут получать те учащиеся, которые, быстрее всех вспомнят, что означают следующие числа.
1)

0,5 – 3 часа
(длится митоз)
2)

1831
(Броун обнаружил в клетке ядро)
3)

1839
(Шванн сформулировал клеточную теорию)
4)

1917
(Эррель открыл бактериофаги)
5)

2n
(Диплоидный набор хромосом соматической клетки) № 6 Вспомним правила работы с микроскопом. (Получают инструктивные карточки) (на столах микроскопы и препараты) Инструктивная карточка 1. Рассмотрите микропрепараты и определите растительную клетку, животную клетку, клетку гриба. 2. Зарисуйте увиденное в тетради.
После выполнения работы проводится беседа по вопросам:
1. Назовите отличительные особенности растительной клетки 2. Назовите отличительные особенности животной клетки 3. Какие органоиды являются основными для всех типов эукариот? 4. (Все эукариоты состоят их цитоплазматической мембраны, цитоплазмы и ядра) 5. Какие функции они выполняют? 6. Какие черты преобладают в строении больше: сходства или отличия? (сходства) 7. О чем это свидетельствует? (о единстве происхождения живого)
Буквенный диктант

Напишите буквы, которые требуются в задании, и вы получите слово.
№ Содержание вопроса Ответ Буква
1 Третья буква в фамилии ученого, который доказал, что вне клетки жизни нет Вирхов
р
2 Последняя буква в понятии структурная и функциональная единица живого Клетка
а
3 Последняя буква в такой форме клеточного размножения, при котором происходит точное распределение набора хромосом между дочерними клетками Митоз
з
4 Первая буква предыдущего слова Митоз
м
5 Вторая буква в понятии поглощение клеткой воды, веществ, частиц и микроорганизмов. Эндоцитоз
н
6 Первая буква в названии этой болезни- люди боялись её больше чумы Оспа
о
7 Био – обозначает… Первая буква Жизнь
ж
8 Вторая буква в названии бесцветных пластид Лейкопласты
е
9 Третья буква в понятии клетка «пьет» воду Пиноцитоз
н
10 Последняя буква в органоидах, которые хорошо развиты в растительной клетке. Содержат воду, минеральные соли, углеводы и т.д. Вакуоли
и
11 Вторая буква в названии инфекционного вирусного заболевания печени. Гепатит
е

РАЗМНОЖЕНИЕ
– тема нашего следующего урока. А сейчас подведем итоги сегодняшнего урока.
7.Подведение итогов.

Вывод:
На уроке мы с вами побывали в чудесном и неповторимом мире клетки, мире который присутствует в каждом из нас. Клетка является системой поскольку содержит органоиды, связанные между собой выполняемыми функциями; есть органоиды, которые являются – полуавтономными, т.е. самостоятельными системами. Клетка является открытой системой т.к. происходит эндоцитоз и экзоцитоз благодаря цитоплазматической мембране и ферментам клетки; осуществляется связь внутренней среды клетки с другими клетками. Клетка является саморегулирующей системой т.к. благодаря скоординированной и взаимосвязанной работе органоидов и основных структур клетки обеспечивается гомеостаз. – Что же такое клетка? Клетка – это структурная, функциональная, саморегулирующая, открытая система любого живого организма.
V. Оценки и комментарии ответов учащихся


VI. Домашнее задание
– повторить: термины по теме, строение и функции органоидов клетки;
VII. Рефлексия «Лестница успеха».
Продолжите лесенку Умею….. Понимаю….. Знаю…..


В раздел образования