Особенности эстетического воспитания детей младшего школьного возраста
Автор: Беличенко Дарья Сергеевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАУДО "Центр детского творчества" Населённый пункт: Нижневартовск Наименование материала: статья Тема: Особенности эстетического воспитания детей младшего школьного возраста Раздел: дополнительное образование
Беличенко Д.С.,
педагог дополнительного образования
МАУДО «Центр детского творчества»,
Нижневартовск
Особенности эстетического воспитания
детей младшего школьного возраста
В
процессе
воспитания,
в
том
числе
и
эстетического,
необходимо,
прежде всего, учитывать возрастные особенности, присущие детям младшего
школьного возраста. Данная ситуация связана с тем, что достаточно трудно
формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая
личность уже сложилась.
Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы
взрослый
человек
стал
духовно
богатым,
необходимо
обращать
особое
внимание
на
эстетическое
воспитание
детей
дошкольного
и
младшего
школьного возраста.
Б.Т.
Лихачев
пишет:
«Период
дошкольного
и
младшего
школьного
детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического
воспитания
и
формирования
нравственно-эстетического
отношения
к
жизни». Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется
наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно
превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические
качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в
более или менее неизменном виде на всю жизнь [2; C.61].
Нельзя или, по крайней мере, чрезвычайно трудно научить юношу,
взрослого человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали.
Трудно быть доброму тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не
пережил
детскую
непосредственность
и
потому
неизгладимо
сильную
радость от доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни
стать мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так
и не научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать.
Конечно, течение жизни что-то меняет и вносит свои коррективы. Но
именно
в
дошкольном
и
младшем
школьном
возрасте
эстетическое
воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы.
Рассмотрим
более
подробно
некоторые
особенности
детей
данной
возрастной группы.
Одна из особенностей младшего школьного возраста связана с тем, что
в этот период ребенок впервые знакомится со школой. В это время у него
появляется новый ведущий вид деятельности – учеба. Главным человеком
для ребенка становится учитель. «Для ребят в начальной школе учитель –
самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помог
преодолеть
первые
трудные
шаги
в
жизни...»
[2; C.68]. Через него дети
познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы,
предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта А.С.
Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения
к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными.
И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной работы самого
педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают
детей на дела [1; C.126].
Следующая
особенность
эстетического
воспитания
в
младшем
школьном
возрасте
связана
с
изменениями,
происходящими
в
сфере
познавательных процессов школьника.
Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их
мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги
и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения,
идеалы
претерпевают
изменения.
В
отдельных
условиях
под
влиянием
товарищей,
взрослых,
произведений
искусства,
жизненных
потрясений
идеалы
могут
претерпевать
коренные
изменения.
«Педагогическая
суть
процесса
формирования
эстетических
идеалов
у
детей
с
учетом
их
возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего
детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления
об
обществе,
о
человеке,
об
отношениях
между
людьми,
делая
это
в
разнообразной,
изменяющейся
на
каждом
этапе
новой
и
увлекательной
форме», – отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев [2; C.85].
Для дошкольного и младшего школьного возраста ведущей формой
знакомства
с
эстетическим
идеалом
является
детская
литература,
мультипликационные фильмы и кино.
Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери,
или
фантастические
вымышленные
существа,
наделенные
человеческими
качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости,
справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок
становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за
справедливость против зла. «Это уже, безусловно, формирование идеала как
части мировоззрения в той своеобразной форме, которая позволяет малышам
легко и свободно войти в мир общественных идеалов. Важно только, чтобы
первые идеальные представления ребенка не оставались на уровне лишь
вербально-образного
выражения.
Надо
постоянно,
всеми
средствами
побуждать
детей
к
тому,
чтобы
они
в
своем
поведении
и
деятельности
приучались следовать любимым героям, реально проявляли и доброту, и
справедливость,
и
способность
изображать,
выражать
идеал
в
своем
творчестве: стихах, пении и рисунках» [2; C.119].
Кроме
того,
именно
с
младшего
школьного
возраста
происходят
изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству,
красоте действительности осознаются и дифференцируются. Так, например,
Д.Б. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу в этом
возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что
«...одни
ребята
относятся
к
искусству
и
действительности
именно
эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки,
рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое
отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и
жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается
для них в потребность. Другие дети общаются с искусством вне собственно
эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически:
получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают
и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о
нем общее представление» [2; C.37].
Знание
педагогом
истинных
мотивов
отношения
детей
к
искусству
помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического
отношения.
Чувство
красоты
природы,
окружающих
людей,
вещей
создает
в
ребенке
особые
эмоционально-психические
состояния,
возбуждает
непосредственный
интерес
к
жизни,
обостряет
любознательность,
мышление, память.
Раннее детство – это период непосредственной, глубоко эмоциональной
жизни. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти,
нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс
выработки
убеждений,
навыков
и
привычек
поведения.
В
работе
Н.И.
Киященко
довольно
четко
подчеркивается,
что
«педагогиче ское
использование
эмоционального
отношения
ребенка
к
миру
-
один
из
важнейших
путей
проникновения
в
детское
сознание,
его
расширения,
углубления, укрепления, конструирования» [3; C.38]. Он также отмечает, что
эмоциональные
реакции
и
состояния
ребенка
являются
критерием
действенности
эстетического
воспитания.
«В
эмоциональном
отношении
человека
к
тому
или
иному
явлению
выражается
степень
и
характер
развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли» [3; C.27].
Таким образом, младший школьный возраст – это особенный период,
наиболее
благоприятный
для
эстетического
воспитания.
В
этот
период
главную роль на этом этапе жизни школьника играет учитель. Пользуясь
этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент
эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания
заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте
формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных
эстетических
качеств
будущей
личности.
Если
родители
и
педагоги
не
занимаются
эстетическим
воспитанием
школьника
в
этот
период,
то
в
последствии
очень
сложно
привить
человеку
хороший
вкус,
манеры
и
чувство красоты и гармонии.
Список используемой литературы:
1.
Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса.
М., 1988г.
2.
Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М., 1998г.
3.
Киященко,
Н.И..
Эстетика.
Общий
курс:
План-программа
и
методические материалы. – М., 2002г.