Автор: Евтушенко Елена Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ " СОШ № 50 им. Ю. А. Гагарина" Населённый пункт: г. Курск Наименование материала: Конспект, презентация к уроку Тема: "Заглянем в кладовые Земли" Раздел: начальное образование
Предметные результаты:
иметь представление о камнях, как части неживой природы;
познакомиться с горными породами и минералами;
различать и узнавать горные породы и минералы;
научиться различать составные части гранита;
узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде.
Метапредметные результаты:
определять названия красивых камней с помощью атласа-определителя
(А.Плешаков) и учебника;
рассказывать о значении камней в нашем доме и изделий из них;
соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены;
высказывать своё отношения к изделиям из камня.
Личностные результаты:
осознавать значение красивых камней и изделий из них в нашем доме;
делиться эмоционально-эстетическими впечатлениями от восприятия
образцов
камней;
обсудить поучительную историю одной коллекции камней.
Предварительная работа.
Учитель готовит коллекцию минералов и горных пород; дети заранее готовят справку –
рассказ о некоторых минералах.
Оборудование:
Мультимеадиа,,презентация
«Кладовые
Земли»,
листы
самопроверки,
карты
юных
геологов,
атласы-определители «От земли до неба», лупы, коллекция камней (гранит),
тексты для учащихся, цветные карандаши, учебники, рабочие тетради на печатной основе;
Ход урока
I.Орг. момент
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
Предлагаю заполнить таблицы самопроверки.
Ученикам предлагается обобщить группы слов.
III. Мотивация учебной деятельности.
Скажите, какие номера вопросов у вас вызвали затруднения?(5)
Мы постараемся на них ответить в конце нашего урока.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами заглянем в кладовые Земли!
Сделаем новые открытия!
- Откройте учебники на стр. 44 и прочитайте учебно-познавательную задачу нашего урока.
Узнаем:
что такое горные породы
Минералы
Кто такие геологи
Проведем практическую работу
Сделаем свои выводы (слайд №1,2)
IV. Работа по теме.
1.
Начальные представления о горных породах.
- Недра Земли и её поверхности хранят в себе многочисленные природные богатства.
Те
богатства,
которые
добывают
из
недр
Земли
или
с
её
поверхности,
называют
полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования
полезных ископаемых. Одни используются в строительстве (песок, глина, гранит), другие
– как топливо (нефть, газ, каменный уголь, торф), из третьих выплавляют металлы.
- С некоторыми из горных пород вы сталкиваетесь почти каждый день. Отгадайте, с
какими : (слайд №3)
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (МЕЛ)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (ГЛИНА)
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (ГРАНИТ)
- Дайте общее название всем этим предметам.
(Полезные ископаемые) Читаем хором.
- Что такое полезные ископаемые? (Объекты неживой природы,которые находятся
под слоем почвы)
Где
мы
их
используем?
(В
строительстве,
в
быту,
в
сельском
хозяйстве,
в
топливной промышленности)
(слайд №4)
- А теперь вспомните, с какими горными породами познакомились в 1 классе?
(Известняк, гранит, кремень) (выставка детских работ за 1 класс)
-
Горные породы существуют в трёх состояниях. Одни бывают твёрдые – это
гранит, известняк, кремень; другие жидкие – это нефть. Бывают и газообразные –
это
природный
газ.
Ученые,
которые
изучают
горные
породы
и
ведут
поиск
полезных ископаемых называются - ГЕОЛОГАМИ
2. Знакомство с минералами. Работа с атласами-определителями.
- Минералы окружают нас повсюду. Из них состоят все горные породы и полезные
ископаемые. С минералами мы сталкиваемся ежедневно.
- Возьмите в руки простой карандаш. Рассмотрите его стержень. Этот минерал
называется графит.
- Или, к примеру, обычная поваренная соль, которая у каждого найдется дома на
кухне. Это тоже минерал.
- Есть среди минералов и редкие вещества: серебро, золото, алмазы.
- Несмотря на то, что минералы так по-разному выглядят, у них есть общие
свойства: это
твердые
вещества
с
однородным
составом. В
природе
они
встречаются
в
своем
естественном
виде,
и
каждый
обладает
индивидуальной
кристаллической структурой. Кроме того, у минералов бывает различный блеск.
Он может быть стеклянным, перламутровым, металлическим, восковым.
- Большинство драгоценных камней – это минералы. Наиболее почетное место
среди них занимают алмазы, изумруды, сапфиры и рубины.
- Давайте рассмотрим их в атласе-определителе на с. 16 - 17.
Какие вы здесь
увидели минералы?
- Некоторые минералы бывают только одного цвета. Прочитайте о малахите.
Так, малахит всегда зелёный, лазурит – синий.
-
Но
многие
минералы
могут
иметь
большое
количество
расцветок.
Давайте
прочитаем о янтаре, коралле, жемчуге, бирюзе.
- Драгоценные камни – аристократы среди минералов. Но есть в их семье и
«простые труженики», которые содержат различные металлы и поэтому более
важны для человека. Это руды, из которых получают все металлы от алюминия до
цинка.
4. Практическая работа.
- Перед вами на столах лежат кусочки гранита. Рассмотрите их с помощью лупы.
- Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат.
- Найдите полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц.
- Найдите чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда.
(слайд №6)
-
Минералы
полевой
шпат,
кварц
и
слюда,
соединяясь
вместе,
образуют
горную породу – гранит.
Физ-минутка
Голову
вверх
подними
,
подбородок
подтяни
.
Повернись
теперь
направо
,
и
налево
посмотри
,
Руки
в
стороны
теперь
,
и
сцепи
их
на
спине
.
Потянись
,
распрямись
И
тихонько
на
место
садись
- Давайте откроем рабочие тетради на с. 32 и заполним схему 1. Что же мы здесь
запишем в табличках?
- Прочитайте задание №2 на с. 33. Приготовьте два карандаша: зелёный и желтый.
- Что будем закрашивать зелёным цветом? Что раскрасили жёлтым?
- Оценка выполненной работы (достигнута ли цель). Прочитайте цель нашей
работы. Как вы считаете, научились ли вы различать составные части гранита?
Давайте запишем вывод нашей работы: я научился различать составные части
гранита.
4. Чем отличаются горные породы от минералов? (слайд №7)
5. Где используют богатство земных кладовых? (слайд 8)
6. Практическая часть
Работа в группах «Исследования юных геологов»
Учащимся
предлагается
рассмотреть
полезное
ископаемое
(ПИ),
установить
цвет,
свойства. Предположить, где можно использовать (ПИ).
Сведения из дополнительной литературы. По ходу работы учитель вывешивает на
доске названия и условные обозначения полезных ископаемых.
6 .
Ребята,
как
вы
думаете,
а
в
Курской
области
ведется
добыча
полезных
ископаемых? Учащиеся выдвигают свои предположения.
(СЛАЙД) КАРТА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Территория Курской области богата полезными ископаемыми. В частности, имеет
большие запасы железной руды,
которые используются в металлургии. Всего на
территории области насчитывается более 30 месторождений.(слайд)
Известно шесть месторождений тугоплавких глин (керамического сырья) с запасами
пригодных для изготовления фаянсовых изделий, половой и облицовочно-фасадной
плитки,
кислотоупорных
изделий
и
канализационных
труб;
глина
второго
сорта
используется для производства лицевого кирпича и черепицы. Обогащенные пески
полностью удовлетворяют стандартам оконного стекла, консервной тары, изоляторов
и бутылок из полубелого стекла и пеностекла. (СЛАЙД)
Добыча песка для изготовления силикатных изделий возможна на 16 месторождениях
Курской области .(СЛАЙД)
В области имеются достаточно большие запасы торфа, который используется как топливо
и как органическое удобрение. (СЛАЙД)
V . Домашнее задание.
-
Прочитайте задание №2 в рабочих тетрадях. Отметьте. Его вы выполните
дома после чтения текста учебника .
- И еще отметьте задание №3. Вам придется поработать дома с атласами –
определителями
и
приготовить
дополнительное
сообщение
о
граните,
полевом шпате, кварце или слюде по выбору. А краткие сведения о них
внесите в тетрадь.
VI. Рефлексия учебной деятельности.
- Ребята, теперь вы сможете ответить на 5 вопрос в листе самопроверки?
- Что мы увидели, заглянув в кладовые Земли?
- Что нового и интересного узнали?
- А как вы думаете, горные породы и минералы к какой природе будут относиться:
живой или неживой? Почему так думаете?
- Из чего состоит гранит?
- Чем отличаются горные породы от минералов?
- Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи на с. 47 в учебниках.
-
Кто
запомнил
название
профессии
людей,
изучающих
горные
породы
и
минералы?
Приложение к уроку
ЛИСТОК САМОПРОВЕРКИ
№
п.п
Фамилия, имя
1.
Облака, туман, иней,
ледостав
2.
Солнце, Земля, Марс,
Плутон
3.
Лев, Водолей,
Скорпион, Дева
4.
Сентябрь, октябрь,
ноябрь
5.
Полевой шпат, слюда,
гранит
№
п.п
Фамилия, имя
1.
Дождь, ветер, облака,
снег
2.
Рак, Телец, Скорпион,
Водолей
3.
Декабрь, январь, февраль
4.
Нептун, Плутон, Венера,
Земля
5.
Железная руда, уголь,
торф,
графит