Напоминание

"Заглянем в кладовые Земли"


Автор: Евтушенко Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " СОШ № 50 им. Ю. А. Гагарина"
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: Конспект, презентация к уроку
Тема: "Заглянем в кладовые Земли"
Раздел: начальное образование





Назад





ТЕМА:

Заглянем в кладовые Земли.

Предметные результаты:
 иметь представление о камнях, как части неживой природы;  познакомиться с горными породами и минералами;  различать и узнавать горные породы и минералы;  научиться различать составные части гранита;  узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде.
Метапредметные результаты:
 определять названия красивых камней с помощью атласа-определителя (А.Плешаков) и учебника;  рассказывать о значении камней в нашем доме и изделий из них;  соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены;  высказывать своё отношения к изделиям из камня. 
Личностные результаты:
 осознавать значение красивых камней и изделий из них в нашем доме;  делиться эмоционально-эстетическими впечатлениями от восприятия образцов камней;  обсудить поучительную историю одной коллекции камней.
Предварительная работа.
Учитель готовит коллекцию минералов и горных пород; дети заранее готовят справку – рассказ о некоторых минералах.
Оборудование:
Мультимеадиа,,презентация «Кладовые Земли», листы самопроверки, карты юных геологов, атласы-определители «От земли до неба», лупы, коллекция камней (гранит), тексты для учащихся, цветные карандаши, учебники, рабочие тетради на печатной основе;
Ход урока
I.Орг. момент II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Предлагаю заполнить таблицы самопроверки. Ученикам предлагается обобщить группы слов. III. Мотивация учебной деятельности. Скажите, какие номера вопросов у вас вызвали затруднения?(5) Мы постараемся на них ответить в конце нашего урока.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами заглянем в кладовые Земли!

Сделаем новые открытия!
- Откройте учебники на стр. 44 и прочитайте учебно-познавательную задачу нашего урока.

Узнаем:
что такое горные породы Минералы Кто такие геологи Проведем практическую работу Сделаем свои выводы
(слайд №1,2)
IV. Работа по теме.
1.

Начальные представления о горных породах.
- Недра Земли и её поверхности хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр Земли или с её поверхности, называют
полезными ископаемыми.
Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Одни используются в строительстве (песок, глина, гранит), другие – как топливо (нефть, газ, каменный уголь, торф), из третьих выплавляют металлы. - С некоторыми из горных пород вы сталкиваетесь почти каждый день. Отгадайте, с какими :
(слайд №3)
Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. (МЕЛ) Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК) Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу - Она понадобится сразу. (ГЛИНА) Он очень прочен и упруг, Строителям – надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны. (ГРАНИТ) - Дайте общее название всем этим предметам. (Полезные ископаемые) Читаем хором. - Что такое полезные ископаемые? (Объекты неживой природы,которые находятся под слоем почвы) Где мы их используем? (В строительстве, в быту, в сельском хозяйстве, в топливной промышленности)
(слайд №4)
- А теперь вспомните, с какими горными породами познакомились в 1 классе? (Известняк, гранит, кремень)
(выставка детских работ за 1 класс)

-
Горные породы существуют в трёх состояниях. Одни бывают твёрдые – это гранит, известняк, кремень; другие жидкие – это нефть. Бывают и газообразные – это природный газ. Ученые, которые изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых называются - ГЕОЛОГАМИ
2. Знакомство с минералами. Работа с атласами-определителями.
- Минералы окружают нас повсюду. Из них состоят все горные породы и полезные ископаемые. С минералами мы сталкиваемся ежедневно.
- Возьмите в руки простой карандаш. Рассмотрите его стержень. Этот минерал называется графит. - Или, к примеру, обычная поваренная соль, которая у каждого найдется дома на кухне. Это тоже минерал. - Есть среди минералов и редкие вещества: серебро, золото, алмазы. - Несмотря на то, что минералы так по-разному выглядят, у них есть общие свойства: это твердые вещества с однородным составом. В природе они встречаются в своем естественном виде, и каждый обладает индивидуальной кристаллической структурой. Кроме того, у минералов бывает различный блеск. Он может быть стеклянным, перламутровым, металлическим, восковым. - Большинство драгоценных камней – это минералы. Наиболее почетное место среди них занимают алмазы, изумруды, сапфиры и рубины. - Давайте рассмотрим их в атласе-определителе на с. 16 - 17. Какие вы здесь увидели минералы? - Некоторые минералы бывают только одного цвета. Прочитайте о малахите. Так, малахит всегда зелёный, лазурит – синий. - Но многие минералы могут иметь большое количество расцветок. Давайте прочитаем о янтаре, коралле, жемчуге, бирюзе. - Драгоценные камни – аристократы среди минералов. Но есть в их семье и «простые труженики», которые содержат различные металлы и поэтому более важны для человека. Это руды, из которых получают все металлы от алюминия до цинка.
4. Практическая работа.
- Перед вами на столах лежат кусочки гранита. Рассмотрите их с помощью лупы. - Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат. - Найдите полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц. - Найдите чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда.
(слайд №6)
-
Минералы

полевой

шпат,

кварц

и

слюда,

соединяясь

вместе,

образуют

горную породу – гранит.

Физ-минутка
Голову вверх подними , подбородок подтяни . Повернись теперь направо , и налево посмотри , Руки в стороны теперь , и сцепи их на спине . Потянись , распрямись И тихонько на место садись - Давайте откроем рабочие тетради на с. 32 и заполним схему 1. Что же мы здесь запишем в табличках? - Прочитайте задание №2 на с. 33. Приготовьте два карандаша: зелёный и желтый. - Что будем закрашивать зелёным цветом? Что раскрасили жёлтым? - Оценка выполненной работы (достигнута ли цель). Прочитайте цель нашей работы. Как вы считаете, научились ли вы различать составные части гранита? Давайте запишем вывод нашей работы: я научился различать составные части гранита.
4. Чем отличаются горные породы от минералов? (слайд №7)

5. Где используют богатство земных кладовых? (слайд 8)

6. Практическая часть

Работа в группах «Исследования юных геологов»

Учащимся предлагается рассмотреть полезное ископаемое (ПИ), установить цвет, свойства. Предположить, где можно использовать (ПИ).
Сведения из дополнительной литературы.
По ходу работы учитель вывешивает на доске названия и условные обозначения полезных ископаемых. 6
.

Ребята,

как

вы

думаете,

а

в

Курской

области

ведется

добыча

полезных

ископаемых?
Учащиеся выдвигают свои предположения.
(СЛАЙД) КАРТА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Территория Курской области богата полезными ископаемыми. В частности, имеет большие запасы железной руды, которые используются в металлургии. Всего на территории области насчитывается более 30 месторождений.(слайд) Известно шесть месторождений тугоплавких глин (керамического сырья) с запасами пригодных для изготовления фаянсовых изделий, половой и облицовочно-фасадной плитки, кислотоупорных изделий и канализационных труб; глина второго сорта используется для производства лицевого кирпича и черепицы. Обогащенные пески полностью удовлетворяют стандартам оконного стекла, консервной тары, изоляторов и бутылок из полубелого стекла и пеностекла.
(СЛАЙД)
Добыча песка для изготовления силикатных изделий возможна на 16 месторождениях Курской области
.(СЛАЙД)
В области имеются достаточно большие запасы торфа, который используется как топливо и как органическое удобрение.
(СЛАЙД)
V
.
Домашнее задание. -
Прочитайте задание №2 в рабочих тетрадях. Отметьте. Его вы выполните

дома после чтения текста учебника
.
- И еще отметьте задание №3. Вам придется поработать дома с атласами –

определителями

и

приготовить

дополнительное

сообщение

о

граните,

полевом шпате, кварце или слюде по выбору. А краткие сведения о них

внесите в тетрадь.
VI. Рефлексия учебной деятельности. - Ребята, теперь вы сможете ответить на 5 вопрос в листе самопроверки? - Что мы увидели, заглянув в кладовые Земли? - Что нового и интересного узнали? - А как вы думаете, горные породы и минералы к какой природе будут относиться: живой или неживой? Почему так думаете? - Из чего состоит гранит? - Чем отличаются горные породы от минералов? - Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи на с. 47 в учебниках. - Кто запомнил название профессии людей, изучающих горные породы и минералы?
Приложение к уроку

ЛИСТОК САМОПРОВЕРКИ № п.п Фамилия, имя 1. Облака, туман, иней, ледостав 2. Солнце, Земля, Марс, Плутон 3. Лев, Водолей, Скорпион, Дева 4. Сентябрь, октябрь, ноябрь 5. Полевой шпат, слюда, гранит № п.п Фамилия, имя 1. Дождь, ветер, облака, снег 2. Рак, Телец, Скорпион, Водолей 3. Декабрь, январь, февраль 4. Нептун, Плутон, Венера, Земля 5. Железная руда, уголь, торф, графит


В раздел образования