Опыт патриотического воспитания в деятельности детских общественных организаций
Автор: Суровяткина Наталья Николаевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Мокрое Населённый пункт: Липецкая область, Лебедянский район, с. Мокрое Наименование материала: статья Тема: Опыт патриотического воспитания в деятельности детских общественных организаций Раздел: среднее образование
«Воспитание
любви
к
родному
краю,
к
родной культуре, к родному городу, к родной
речи – задача первостепенной важности, и
нет необходимости это доказывать. Но как
воспитать эту любовь? Она начинается с
малого – с любви к своей семье, к своему
дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к
родному
переходит
в
любовь
к
своему
государству, к его истории, его прошлому и
н а с т о я щ е м у ,
а
з а т е м
к о
в с е м у
человечеству».
Д.С.Лихачёв
Опыт патриотического воспитания в деятельности детских общественных организаций.
Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим
средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности мно-
гонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших
задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития
священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и
неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм — одна из важнейших
черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за
свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам
прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В.Путин говорит о том, что даже само слово
"патриотизм" "подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для
большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это
чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою
страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив
патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ,
способный на великие свершения.
Как говорится в учебниках по политологии, Российский патриотизм — это отношение граждан к
своей Родине — Российской Федерации, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее.
Это отношение к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому ис-
торическому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, ее населяющим, их
национальному достоинств); культурам, традициям, соотечественникам. Дружба народов России и
российский патриотизм взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Это объясняется тем, что в
многонациональном государстве национальное (присущее отдельным народам) и гражданско-
патриотическое (присущее всей федерации) сочетаются как общее и особенное. Патриотизм в этих
условиях не разъединяет и не обособляет нации страны, а сближает их, объединяет.
Я работаю в Гиагинской МБОУ СОШ №2 им.А.Асеева и Ю.Голикова. Патриотическое воспитание в
школе осуществляется согласно школьной программе «Патриотическое воспитание на 2012-2017
годы» (разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан
Российской Федерации и с учетом предложений федеральных и региональных органов
исполнительной власти, общественных организаций, творческих объединений школьников.
Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического
воспитания и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания школьников
как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Программа
представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс нормативно-правовых,
организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных
обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания. Основной целью
Программы является совершенствование системы патриотического воспитания в школе,
формирование у учащихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к
выполнению конституционных обязанностей.
Особую лепту в дело патриотического воспитания вносит детская организация «Радуга».
Востребованность организации в школьной среде — один из самых важных критериев успеха. С
каждым годом все больше учащихся вовлекается в круг идей и проектов «Молодежного совета»,
благодаря широкому спектру направлений работы детской организации. Приоритетным разделом
работы детей является гражданско-патриотическое направление. Девиз организации - «За Родину,
Добро и Справедливость!». Воспитать детей в рамках этого девиза - своеобразная сверхцель
организации.
Актив детской общественной организации в течение всего года ведет тимуровскую работу с
тружениками тыла, участвуют в акции «Ветеран живет рядом». В прошлом году была развернута
большая работа по акции «Георгиевская ленточка». В настоящее время ведется поисковая работа
по сбору информации о погибших односельчанах в годы ВОВ.
Особое место в деятельности детской организации образовательного учреждения отводится
«музейной педагогике». В школе собран материал о ветеранах Великой Отечественной войны,
тружениках тыла, выпускниках школы, находящихся на службе Отечеству, создана «Книга
Памяти».
Представляют интерес уроки мужества, проводимые во всех классах. Для участия в них в школу
приходят дети войны, труженики тыла. Ежегодно 9 мая учащиеся школы . Ко Дню народного
единства организуется конкурс «Россия - Радуга». Это - проект, позволяющий ребятам узнать
больше о культуре народов, населяющих Россию. Каждая команда должна выступить от имени
определенной народности, проживающей на территории нашей страны, рассказать о ее обычаях и
традициях.
Традиционные мероприятия для всех проходят ко Дню Защитника Отечества. Это и конкурсно -
развлекательные программы для учащихся школы : «Военные тайны», «Солдатушки, браво,
рябятушки»; «В бой идут одни новички»; и тематические вечера, огоньки, вечера-встречи: «Солдат
всегда солдат», «По волнам моей памяти» - для ветеранов; и концертные программы для
выпускников и родителей.
Интересно прошли интеллектуально - познавательные игры для среднего звена «Турнир знаний
«Мы - будущее России», посвящённые нашим землякам, участникам ВОВ, историческим событиям
ВОВ. Очень приятна активность детей в участии в этих турнирах. Постепенно в ходе игр у
обучающихся формируется уважительное отношение к истории своей страны, к её героям.
С 2011 года в детском объединении разработан цикл интеллектуально-познавательных
программ «Моя малая Родина».
Цель данного мероприятия - привлечь внимание подростков к истории своей «малой Родины», -
сохранить бережное и сформировать уважительное отношение к памяти своих предков.
Патриотизм – любовь к родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить,
принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека. Патриотизм предполагает гордость
достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его
языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста.