Напоминание

Авторская песня


Автор: Дробот Любовь Ивановна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 540
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Авторская песня
Раздел: среднее образование





Назад




Вечер для учащихся 8 класса «Авторская песня» Вам дарована судьбой Неземная благодать: Подголоском и струной Души трепетные рвать. Будут песни ваши петь Всего света голоса. Будут шапки в вашу честь Улетать под небеса. Учитель исполняет «Грузинскую песню» Булата Окуджавы Виноградную косточку в теплую землю зарою, И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву, И друзей созову, на любовь свое сердце настрою… А иначе зачем на земле этой вечной живу? Собирайтесь-ка, гости мои, на мое угощенье, Говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву, Царь небесный пошлет мне прощенье за все прегрешенья… А иначе зачем на земле этой вечной живу? В темно-красном своем будет петь для меня моя Дали, В черно-белом своем преклоню пред нею главу, И заслушаюсь я, и умру от любви и печали… А иначе зачем на земле этой вечной живу? И когда заклубится закат, по углам залетая, Пусть опять и опять предо мной проплывут наяву Белый буйвол, и синий орел, и форель золотая… А иначе зачем на земле этой вечной живу? Ученик 1: Мой голос слаб, мне не перекричать Ревущего хвалу лукавой бездне, Но стоит мне вполголоса начать, И сотни голосов подхватят песню. Одна свеча еще не есть пожар, Одна гитара спящих не разбудит. Но я начну и тысячи гитар
Заглушат звон фанфар и гром орудий. Ученик 2: Какой бы мрак ни застил небеса, Какой бы лжец ни пребывал в фаворе – Мы будем петь, и наши голоса Сольются в хоре не для ораторий. Кто нем – тот мертв! Живой - да воспоет Свободу, но не ту, что дали свыше, А ту одну – свободу из свобод – Жить так же, как поешь, а петь, как слышишь! Учитель: Здравствуйте! Ученик 1: Мы рады видеть Вас на нашем вечере! Ученик 2: Сегодня мы с вами поговорим об авторской песне, считая ее литературным явлением, фактом русской поэзии второй половины 20 века. Учитель: Во все времена главная задача художника, чем бы он ни занимался – будь то ваятель, композитор, поэт – всегда остается одна. Средствами, имеющимися в его распоряжении, рассказать о себе, о своем времени… А самым мощным средством человеческого общения во все времена, во всех социальных группах всегда была песня. И в праздники, и в будни. Точнее, чем «нам песня строить и жить помогает», вряд ли скажешь. Ученик 1: Скажем так: песня – это есть обнаженная человеческая душа. Тем она привлекает людей. Человек может проявить себя в песне мужественным, нежным, задумчивым, веселым, грустным, гневным и т.д., но никогда не должен – фальшивым. Душевная неточность, психологическая ложь убивают песню. И не спасут тогда ни оригинальная мелодия, ни изысканный текст, ни хорошо поставленный голос певца. Ученик 2: Когда поющие поэты появились впервые на радио, то посвященная им передача получила полушутливое название «Барды и министрелли». Это старинное западно-европейское название поэтов-певцов. Из этих двух слов прочнее
укоренилось название бард. Этим словом до сих пор называют тех, кто и сам исполняет их, аккомпанируя себе на гитаре. Наверное, не столь важно, как назвать – авторская песня или бардовская. Главное – глубоко содержательное поэтическое слово и душевное, щемящее сердце своей простотой и наивностью, чистотой и мелодичностью звучание гитары. Учитель: Суть авторских песен – в стремлении к искренности, к правде мыслей и чувств, а значит, в неприятии фальши любого рода: в малом и большом. В основе авторской песни – проблемы: собственные, друзей, страны. Или картинка жизни: собственной, друзей, страны. Видите, как широк диапазон авторской песни? От Я до Мы. А ведь надо иметь право говорить Мы так, чтобы мы были согласны с этим. Значит, главное достоинство барда – умение выразить общие настроения, мысли, идеи. Ученик 1: Авторская песня противостоит развлекательной эстрадной песне, для которой важны главным образом ритм, пестрота, световые эффекты, доходчивые слова. Развлекательная песня – явление музыкальное, авторская песня – прежде всего литературное. Она пишется думающими людьми для думающих людей. Ученик 2: Авторская песня – «штучный товар». Потому что талант каждому дан свой. Важно общее: умение писать стихи, музыку, играть на гитаре, быть артистичным, обаятельным, чуть-чуть психологом ( ибо как иначе «работать» с тысячными залами?) Еще важнее другое: объединить все это в одном человеке. Учитель: Наиболее яркими представителями авторской песни являются: (Ученик 1 и Ученик 2 называют фамилии по очереди)  Поэт, прозаик Булат Окуджава  Поэт, актер Владимир Высоцкий  Поэт, журналист, прозаик, драматург Юрий Визбор  Поэтесса Вероника Долина  Поэт, драматург Александр Галич  Поэт, художник Михаил Анчаров  Поэтесса Новелла Матвеева  Поэтесса, журналистка Ада Якушева  Поэт, драматург Юлий Ким  Поэт, педагог Вадим Егоров
 Поэт, геофизик Александр Городницкий  Поэт, врач Александр Розенбаум  Поэт, артист Олег Митяев  Учитель: Вы, наверное, обратили внимание, что в этом длинном списке есть одно общее для всех определение – поэт. Поэт, создающий необычное произведение, в котором объединен талант поэта и композитора, и музыканта, и актера. Ученик 1: Не раз подтверждал эту мысль Булат Окуджава: «… песня – исповедь автора, разговор по душам со слушателем… И потому для меня авторская песня – это прежде всего стихи. Стихи под музыкальный аккомпанемент. Мелодия только углубляет их, придает им особую теплоту и лиричность… Гитара усилила выраженное в стихах настроение, сделала их более доступными, приблизила к массовому слушателю». Ученик 2: Владимир Высоцкий сказал: «Я занимаюсь авторской песней. Это когда перед вами весь вечер стоит на сцене человек с гитарой, глаза в глаза, и рассказывает…в общем-то это даже и не песня, а стихи, положенные на ритмическую основу, которые исполняются под гитару или иной бесхитростный инструмент. И расчет в авторской песне всегда на одно: на то, что вас, как и меня, беспокоят судьбы человеческие, одни и те же проблемы и мысли. И так же, как и мне, вам скребут по нервам и рвут душу несправедливости и горе людское… короче говоря, все рассчитано на доверие. Все, что нужно для авторской песни: ваши глаза, уши и мое желание вам что-то рассказать, а ваше желание – услышать». Учитель: Поэзия бардовской музыки уносит нас к вершинам Альп, растворяет в звездном небе романтических стихотворений, несет в себе философию нашего времени. Ученик 3: А. Дементьев Никогда ни о чем не жалейте вдогонку Если то, что случилось, нельзя изменить. Как записку из прошлого, грусть свою скомкав С этим прошлым порвите непрочную нить.
Никогда не жалейте о том, что случилось Иль о том, что случиться не может уже. Лишь бы озеро нашей души не мутилось Да надежды, как птицы, парили в душе. Не жалейте своей доброты и участья Если даже за все вам – усмешка в ответ. Кто-то в гении выбился, Кто-то в начальство… Не жалейте, что вам не досталось их бед. Никогда, никогда ни о чем не жалейте – Поздно начали вы или рано ушли. Кто-то пусть гениально играет на флейте, - Но ведь песни берет он из вашей души. Никогда, никогда ни о чем не жалейте, Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви. Пусть другой, гениально играет на флейте, Но еще гениальнее слушали вы. Учащиеся исполняют песню Б. Окуджавы «Пожелание» Давайте восклицать, друг другом восхищаться. Высокопарных слов не стоит опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты – Ведь это все любви счастливые моменты. Давайте горевать и плакать откровенно То вместе, то поврозь, а то попеременно. Не надо придавать значения злословью – Поскольку грусть всегда соседствует с любовью. Давайте понимать друг друга с полуслова, Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова. Давайте жить, во всем друг друга потакая, - Тем более что жизнь короткая такая. Ученик 4: Н. Браун Что делать мне, когда ты с сердце входишь Врываешься, рассудку вопреки?
Что делать мне, когда в крови ты бродишь, Как бродят волны в глубине реки? Но что река без волн? Пустое русло. Что сердце без тебя? Глухая клеть. И волны бьют и рвут его до хруста. Как мне их плеск, их натиск одолеть? Один стою, один перед стихией. Где взять мне столько рук, и глаз, и уст. Чтоб весь табун смятений ввел в стихи я Чтоб ожил в слове этот плеск и хруст? Как мне сказать, чтоб стало ясно людям Чтоб стало видно зрячим и слепым Что всею сутью, всей поющей грудью Я слепну перед заревом твоим. Учащиеся исполняют песню Ю. Визбора «Ты у меня одна» Ты у меня одна, Словно в ночи луна, Словно в степи сосна, Словно в году весна. Нету другой такой Ни за какой рекой, Ни за туманами, Дальними странами. В инее провода, В сумерках города. Вот и взошла звезда, Чтобы светить всегда, Чтобы гореть в метель Чтобы стелить постель, Чтобы качать всю ночь У колыбели дочь. Вот поворот какой Делается рекой. Можешь отнять покой, Можешь махнуть рукой, Можешь отдать долги, Можешь любить других, Можешь совсем уйти -
Только свети, свети! Ученик 5 Э. Асадов Я могу тебя очень ждать, Долго-долго и верно-верно, И ночами могу не спать Год, и два, и всю жизнь, наверно! Пусть листочки календаря Облетят, как листва у сада, Только знать бы, что все не зря, Что тебе это вправду надо! Я могу за тобой идти По чащобам и перелазам, По пескам, без дорог почти, По горам, по любому пути, Где и черт не бывал ни разу! Все пройду, никого не коря, Одолею любые тревоги, Только знать бы, что все не зря, Что потом не предашь в дороге. Я могу для тебя отдать Все, что есть у меня и будет. Я могу за тебя принять Горечь злейших на свете судеб. Буду счастьем считать, даря Целый мир тебе ежечасно Только знать бы, что все не зря, Что люблю тебя не напрасно! Учащиеся исполняют песню «Милая моя» («Лесное солнышко») Ю. Визбора Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены. Тих и печален ручей у янтарной сосны. Пеплом несмелым подернулись угли костра. Вот и окончилось все, расставаться пора.
Припев: Милая моя! Солнышко лесное! Где, в каких краях Встретишься со мною? Крылья сложили палатки – их кончен полет. Крылья расправил искатель разлук - самолет. И потихонечку пятится трап от крыла – Вот уж, действительно, пропасть меж нами легла! Не утешайте меня, мне слова не нужны. Мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны. Вдруг сквозь туман там краснеет кусочек огня, Вдруг у огня ожидают, представьте, меня? Ученик 6 Опять весна! Опять какой-то гений Мне шепчет незнакомые слова, И сердце жаждет новых песнопений, И в забытьи кружится голова. Опять кругом зазеленели нивы, Черемуха цветет, блестит роса, И над землей, светлы и горделивы Как купол храма, блещут небеса… Учащиеся исполняют песню «Весеннее танго» Вот идет по свету человек – чудак, Сам себе печально улыбаясь. В голове его какой-нибудь пустяк. С сердцем, видно, что-нибудь не так. Припев: Приходит время С юга птицы прилетают Снеговые горы тают И не до сна. Приходит время Люди головы теряют И это время Называется весна. Сколько сердце валидолом не лечи, Все равно сплошные перебои.
Сколько головой о стенку не стучи Не помогут лучшие врачи. Поезжай в Австралию без всяких слов, Там сейчас как раз в разгаре осень. На полгода ты без всяких докторов Будешь снова весел здоров! Ученик 7: «Берегите друзей» Р. Гамзатов Знай, мой друг, вражде и дружбе цену И судом поспешным не греши. Гнев на друга, может быть, мгновенный, Изливать покуда не спеши. Может, друг твой сам поторопился И тебя обидел невзначай, Провинился вдруг и повинился, Ты ему греха не поминай. Люди, мы стареем и ветшаем, И с теченьем наших лет и дней Легче мы своих друзей теряем, Обретаем их куда трудней. Если верный конь, поранив ногу, Вдруг споткнулся, а потом опять… Не вини его, вини дорогу И коня не торопись менять. Люди, я прошу вас, ради Бога, Не стесняйтесь доброты своей, На земле друзей не так уж много, Опасайтесь потерять друзей. Я иных придерживался правил, В слабости усматривая зло. Скольких в жизни я друзей оставил, Сколько от меня друзей ушло. В жизни было всякого немало, И, бывало, на путях крутых Как я каялся, как не хватало Мне друзей потерянных моих! И теперь я всех вас видеть жажду, Некогда любившие меня, Мною не прощенные однажды Или не простившие меня.
Учащиеся исполняют «Песню о друге» В. Высоцкого Если друг оказался вдруг И не друг и не враг, а так… Если сразу не разберешь, Плох он или хорош. Парня в горы тяни – рискни, Не бросай одного его. Пусть он в связке с тобой одной, Там поймешь, кто такой. Если парень в горах – не ах, Если сразу раскис – и вниз, Шаг ступил на ледник – и сник, Оступился – и в крик, - Значит, рядом с тобой – чужой. Ты его не брани – гони: Вверх таких не берут, и тут Про таких не поют. Если ж он не скулил, не ныл, Если хмур был и зол, но – шел, А когда ты упал со скал, Он стонал, но – держал. Если шел за тобой, как в бой, На вершине стоял хмельной, - Значит, как на себя самого, Положись на него. Ученик 8 Почему мы поем у костров Только самые старые песни? Почему не качается плесень Этих вечных бесхитростных строф? То ли жаждет бродячья душа Приобщаться к минувшим дорогам, То ли нам в единении строгом С теми песнями легче дышать.
Ученик 9 Почему мы поем у костров Песни бардов, которым за сорок? И, забыв о невзгодах и ссорах Понимаем друг друга без слов? Может просто устала душа По беседам заумным скитаться И, наверное, хочется братцы, Разобраться во всем не спеша. Ученик 10 Почему, как вояке шинель, Нам дороже аккорды простые, И не тянет к высокому стилю В предрассветной седой тишине? Видно, в этой дали голубой, Где часы до рассвета короче, Позабыв про бессонные ночи, Мы становимся сами собой. Учитель: Так пускай, ненавязчив и тих, Разрешая больные вопросы, Поднимается к звездам белесым Этот добрый полночный мотив. Учащиеся исполняют песню «Как здорово» О. Митяева Изгиб гитары желтый ты обнимешь нежно, Струна осколком эха пронзит тугую высь. Качнется купол неба большой и звездноснежный. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Качнется купол неба большой и звездноснежный. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет. Ты что грустишь, бродяга? А ну-ка, улыбнись! И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет: Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним, Чьи имена, как раны, на сердце запеклись, - Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.


В раздел образования