Автор: Саргсян Нарине Спандаровна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГБПОУ РО "КАТТ" Населённый пункт: Ростовская область, Боковский район, ст.Каргинская Наименование материала: Творческий проект Тема: Творческий проект "Толерантность" Раздел: среднее профессиональное
Подготовил:
педагог-психолог
ГБОУ НПО РО ПУ№96
Саргсян Н.С.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта
«Толерантность »
Руководитель проекта
Педагог-психолог
ГБОУ НПО РО ПУ№96Саргсян Н.С.
Участники реализации
проекта
Студенты
ГБОУ НПО РО ПУ№96
Исполнители проекта
Инициативная группа из студентов
ГБОУ НПО РО
ПУ№96
База реализации проекта
ГБОУ НПО РО ПУ№96
Цели и задачи
Цель: Привлечь студентов к изучению проблемы
толерантности;
Задачи:
Формирование интереса у участников проекта к
изучению и осознанию важности проблемы
толерантности;
Воспитание толерантности, чувства уважения,
сопереживания, гуманности;
Развитие творческих способностей студентов;
организация просветительской работы.
Организация межличностного взаимодействия в духе
толерантности в ходе работы над презентацией проекта.
Рассказать о таком качестве, как «толерантность» в
интересной и доступной форме для студентов
ГБОУ
НПО РО ПУ№96.
Создать агитбригаду для ведения
просветительской работы среди студентов,
преподавателей и мастеров п/о.
Основные мероприятия
проекта
1.
Аналитико-диагностическая деятельность:
проведение мониторинга уровня воспитанности и
толерантности студентов.
2.
Осмысление выявленных проблем и поиск путей их
решения.
3.
Изучение литературы, публикаций по толерантности,
методических рекомендаций.
4.
Презентация результатов реализации краткосрочного
проекта «Толерантность – это касается каждого»
Введение
Актуальность.
Я
, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная
семья, в слове «мы» - сто тысяч "я"!» - так оптимистично и жизнеутверждающе
начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если
вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и
цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность внешних данных,
интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в
одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так
легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие
социальные образования, как «страна», «город», «семья», «школа», «класс».
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является
одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством
разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе
толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как
общечеловеческая ценность, и как норма социального действия. В своей жизни
мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров,
социальных слоёв…, поэтому надо уметь уважать культурные ценности, как
своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться
находить точки соприкосновения.
Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку
адаптироваться в другой среде, к неожиданно новым для него условиям жизни.
Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются
неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
Цель: Привлечь студентов к изучению проблемы толерантности; рассказать
о таком качестве, как «толерантность» в интересной и доступной форме.
Задачи:
1.
Формировать интерес у участников проекта к изучению и осознанию
важности проблемы толерантности;
2.
Воспитание толерантности, чувства уважения, сопереживания,
гуманности;
3.
Развитие творческих способностей студентов; организация
просветительской работы.
4.
организация межличностного взаимодействия в духе толерантности в
ходе работы над презентацией проекта.
Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный.
Этапы реализации проекта:
I.
Организационный:
1.
Подбор материала.
2.
Создание творческой группы .
3.
Сообщение целей и задач проекта.
II.
Основной:
1
. Создание творческой работы по теме ««Мы интересны друг другу, потому что
мы разные»
2. Мозговой штурм. Разработка идей по защите творческой работы
3. Принятие решения. Написание сценария.
4.
Распределение ролей и обязанностей.
III.
Заключительный:
1.
Презентация творческой работы (по сценарию).
2. Участие в проекте
3. Рефлексия.
3.
Анализ результатов.
Теоретическое обоснование проблемы толерантности
Толерантность: сущность, роль и значимость для личности и общества.
Для того чтобы понять сущность, уровень и особенности проявления
толерантности современного российского общества необходимо, прежде всего,
четко определить значение самого термина «толерантность».
В различных словарях, энциклопедиях, соответствующих научных
работах даются практически одинаковые по сущности определения этого
понятия, которые различаются в основном по полноте описания его конкретных
составляющих и проявлений.
Так в «Новой философской энциклопедии» (Москва. «Мысль».2001 г.)
толерантность трактуется как «…качество, характеризующее отношение к
другому человеку как к равно достойной личности и выражающееся в
сознательном подавлении чувства неприятия, вызванное всем тем, что
знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни,
убеждения). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог
с другим, признание и уважение его прав на отличие».
В « Социологическом энциклопедическом словаре» (Москва, ИНФРА М-
НОРМА, 1998 г.) даётся следующее определение: «Толерантность-терпимость к
чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям,
верованиям».
В «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО. 1995 г.) она
определяется как ценность и социальная норма гражданского общества,
проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть
различными, в обеспечении устойчивой гармонии между различными
конфессиями политическими, этническими и другими социальными группами, в
уважении к разнообразию культур, цивилизаций и народов, готовности к
пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися между собой по
внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».
По определению автора, «толерантность - определённая
мировоззренческая и нравственно-психологическая установка личности на то, в
какой мере ей принимать или не принимать различные, прежде всего чуждые ей
идеи, обычаи, нормы поведения, ситуации и т.д.»
Таким образом, основной смысл толерантности – терпимость к
«чуждому», «иному». Это качество присуще как отдельной личности, так и
конкретному коллективу, той или иной социальной группе, обществу в целом.
Необходимо чётко различать понятия «терпимость» и «терпение» (в их
социальном понимании). Терпение – уровень, психологический порог
восприятия личностью (общественными слоями, группами) неблагоприятных
для неё социальных, духовных и других воздействий, выше которого она теряет
психологическую и волевую стабильность и способна к непредсказуемым
действиям.
Рассматривая проблему толерантности, следует сразу же сделать два
важных замечания. Во-первых, под «чуждыми», «иными» не подразумеваются
идеи, поведение, поступки, обряды, которые неминуемо ведут к деградации, к
разрушению социального, духовного. Безусловной проблемой в данном случае
является то, что на практике не всегда сразу же и однозначно выявляется их
катастрофическая, негативная ценность. Отсюда и трудности в оценках этих
идей, и соответственно личностные общественные сложности в формирования
определённого к ним отношения. С другой стороны, не следует забывать, что
именно толерантное отношение, лишённое желания сразу же запретить,
заклеймить и позволяет выявить подлинную сущность «иного». Из этого
вытекает и другое замечание. Толерантность не предполагает обязательного
отказа от критики, от дискуссии, и тем более от собственных убеждений.
Для любого, а особенно для социологического анализа данного явления важно
не только вывести её общую дефиницию, но и выделить конкретные уровни
толерантности «чуждому», «иному» и к его носителям.
В исследованиях следующим образом определяются эти уровни: активное
осуждение, требование применения к «иному» репрессивных мер; Осуждение,
требование непримиримой идейной борьбы, разоблачений, общественного
запрета «чуждого», но без применения репрессивных мер: Безразличное
отношение к «чуждому», «иному»; Неприятие «чуждого», но уважительное
отношение к нему и его носителям; Действенное уважение к «чуждому»,
«иному», борьба за то, чтобы оно не отторгалось в обществе и имело полное
право быть достойно в нём представленным.
Первые два уровня характеризуют личность (общество) с отрицательными
мировоззренческими и нравственно-психологическими установками на
терпимость. Третий – с незрелыми установками. Четвёртый-пятый – с разной
степенью развитой толерантностью.
Можно сформулировать несколько иные уровни толерантности, но в
любом случае для исследования, анализа важно достаточно чётко представить
себе, в каком случае необходимо характеризовать её как достаточно низкую, в
каком – среднюю, в каком высокую.
Роль и значение толерантности в обществе вытекает из самой её
сущности. Именно направленность, уровень отношения основной массы людей
к различным идеологическим теориям, религиозным взглядам, к людям разных
национальностей, к различным культурным явлениям в первую определяют
общественную стабильность, являются непременным условием социального и
духовно-нравственного прогресса.
Толерантность является ключевым духовно нравственным принципом
гражданского общества. Уровень толерантности отдельного человека во многом
характеризует его личные качества, обусловливает его отношения с другими
людьми.
Исходя из этого, во многих социологических и политологических теориях
уровень, степень толерантности общества рассматривается как один из ведущих,
иногда главных критериев духовного, социального, политико-государственного
развития общества. Именно поэтому в практике реального политического
процесса, государственного управления его формированию всегда уделялось
особое внимание.
Можно вспомнить в связи с этим и борьбу за свободу совести сторонников
Реформации (М.Лютер) и призыв к уважению инакомыслящих Ф.Вольтера,
П.Бейля, и трактовку толерантности с точки зрения политического утилитаризма
М.Монтеня и Ж.-Ж.Руссо и борьба за практическое воплощение идей
толерантности в жизнь общества в эпоху Просвещения, и, конечно, усилия
философов и практиков либерализма.
В настоящее время проблема формирования толерантности стоит
особенно остро. Это объясняется целым рядом причин: резкое расслоение
мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам и
связанный с этим рост нетерпимости; развитие религиозного экстремизма;
обострение межнациональных отношений, вызванное локальными войнами;
проблемами беженцев. Не случайно в 1995 году ЮНЕСКО приняла
специальную «Декларацию принципов толерантности».
Непременным условием для эффективного осуществления этих и других
программ является, прежде всего, чёткое понимание сегодняшнего состояния
толерантности в российском обществе: её уровень в целом, по отдельным
направлениям, тенденции изменений и другие параметры.
Практические пути воспитания толерантности
Вот уже несколько лет мы живем в 21 веке. Прогресс, экономика, новые
компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна
быть размереннее, увереннее, радостнее. Но, однако, в современном обществе
происходит активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов.
Мероприятия, в которых принимают участие студенты, служат хорошим
средством воспитания различных сторон личности, в том числе и
толерантности.
Вывод
Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков
незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. По предложению
ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира
и ненасилия в интересах детей планеты. Правительство Российской Федерации
утвердило федеральную целевую программу “Формирование установок
толерантного сознания и профилактики экстремизма”
Данным проектом мы попытаемся понять, почему эта проблема особенно
актуальна для современной России? Участившиеся в последние годы акты
насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные,
межнациональные и другие конфликты. 16 ноября 1995 года ООН утверждена
Международная декларация принципов толерантности, в которой дается
определение данного понятия: Толерантность - это уважение, принятие и
правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм
самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по
внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают
правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни,
верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает
существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его
институтах. Толерантность - глобальная проблема всего общества. На слуху
проявления национализма (убеждение в превосходстве своей нации над другими
и в том, что своя нация обладает большим объемом прав); дискриминация по
признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение
социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе); расизм
(дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки,
что одни расы превосходят другие); фашизм; осквернение религиозных или
культурных символов
Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и
непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению
находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и
преодолевать существующие конфликты.