Напоминание

Творческий проект "Толерантность"


Автор: Саргсян Нарине Спандаровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБПОУ РО "КАТТ"
Населённый пункт: Ростовская область, Боковский район, ст.Каргинская
Наименование материала: Творческий проект
Тема: Творческий проект "Толерантность"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Творческий проект

«Толерантность»

Подготовил:
педагог-психолог ГБОУ НПО РО ПУ№96 Саргсян Н.С. ПАСПОРТ ПРОЕКТА Наименование проекта
«Толерантность »
Руководитель проекта Педагог-психолог ГБОУ НПО РО ПУ№96Саргсян Н.С. Участники реализации проекта Студенты ГБОУ НПО РО ПУ№96 Исполнители проекта Инициативная группа из студентов ГБОУ НПО РО ПУ№96 База реализации проекта ГБОУ НПО РО ПУ№96 Цели и задачи
Цель:
Привлечь студентов к изучению проблемы толерантности;
Задачи:
 Формирование интереса у участников проекта к изучению и осознанию важности проблемы толерантности;  Воспитание толерантности, чувства уважения, сопереживания, гуманности;  Развитие творческих способностей студентов; организация просветительской работы.  Организация межличностного взаимодействия в духе толерантности в ходе работы над презентацией проекта.
 Рассказать о таком качестве, как «толерантность» в интересной и доступной форме для студентов ГБОУ НПО РО ПУ№96. Создать агитбригаду для ведения просветительской работы среди студентов, преподавателей и мастеров п/о. Основные мероприятия проекта 1. Аналитико-диагностическая деятельность:  проведение мониторинга уровня воспитанности и толерантности студентов. 2. Осмысление выявленных проблем и поиск путей их решения. 3. Изучение литературы, публикаций по толерантности, методических рекомендаций. 4. Презентация результатов реализации краткосрочного проекта «Толерантность – это касается каждого»
Введение

Актуальность.
Я , ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч "я"!» - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «город», «семья», «школа», «класс». Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия. В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров, социальных слоёв…, поэтому надо уметь уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку адаптироваться в другой среде, к неожиданно новым для него условиям жизни. Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Цель:
Привлечь студентов к изучению проблемы толерантности; рассказать о таком качестве, как «толерантность» в интересной и доступной форме.
Задачи:
1. Формировать интерес у участников проекта к изучению и осознанию важности проблемы толерантности; 2. Воспитание толерантности, чувства уважения, сопереживания, гуманности; 3. Развитие творческих способностей студентов; организация просветительской работы. 4. организация межличностного взаимодействия в духе толерантности в ходе работы над презентацией проекта. Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный.
Этапы реализации проекта:

I.

Организационный:
1. Подбор материала. 2. Создание творческой группы . 3. Сообщение целей и задач проекта.
II.

Основной:
1 . Создание творческой работы по теме ««Мы интересны друг другу, потому что мы разные» 2. Мозговой штурм. Разработка идей по защите творческой работы 3. Принятие решения. Написание сценария. 4. Распределение ролей и обязанностей.
III.

Заключительный:
1. Презентация творческой работы (по сценарию). 2. Участие в проекте 3. Рефлексия. 3. Анализ результатов.

Теоретическое обоснование проблемы толерантности

Толерантность: сущность, роль и значимость для личности и общества.
Для того чтобы понять сущность, уровень и особенности проявления толерантности современного российского общества необходимо, прежде всего, четко определить значение самого термина «толерантность». В различных словарях, энциклопедиях, соответствующих научных работах даются практически одинаковые по сущности определения этого понятия, которые различаются в основном по полноте описания его конкретных составляющих и проявлений. Так в «Новой философской энциклопедии» (Москва. «Мысль».2001 г.) толерантность трактуется как «…качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равно достойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванное всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его прав на отличие». В « Социологическом энциклопедическом словаре» (Москва, ИНФРА М- НОРМА, 1998 г.) даётся следующее определение: «Толерантность-терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям». В «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО. 1995 г.) она определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями политическими, этническими и другими социальными группами, в уважении к разнообразию культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися между собой по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».
По определению автора, «толерантность - определённая мировоззренческая и нравственно-психологическая установка личности на то, в какой мере ей принимать или не принимать различные, прежде всего чуждые ей идеи, обычаи, нормы поведения, ситуации и т.д.» Таким образом, основной смысл толерантности – терпимость к «чуждому», «иному». Это качество присуще как отдельной личности, так и конкретному коллективу, той или иной социальной группе, обществу в целом. Необходимо чётко различать понятия «терпимость» и «терпение» (в их социальном понимании). Терпение – уровень, психологический порог восприятия личностью (общественными слоями, группами) неблагоприятных для неё социальных, духовных и других воздействий, выше которого она теряет психологическую и волевую стабильность и способна к непредсказуемым действиям. Рассматривая проблему толерантности, следует сразу же сделать два важных замечания. Во-первых, под «чуждыми», «иными» не подразумеваются идеи, поведение, поступки, обряды, которые неминуемо ведут к деградации, к разрушению социального, духовного. Безусловной проблемой в данном случае является то, что на практике не всегда сразу же и однозначно выявляется их катастрофическая, негативная ценность. Отсюда и трудности в оценках этих идей, и соответственно личностные общественные сложности в формирования определённого к ним отношения. С другой стороны, не следует забывать, что именно толерантное отношение, лишённое желания сразу же запретить, заклеймить и позволяет выявить подлинную сущность «иного». Из этого вытекает и другое замечание. Толерантность не предполагает обязательного отказа от критики, от дискуссии, и тем более от собственных убеждений. Для любого, а особенно для социологического анализа данного явления важно не только вывести её общую дефиницию, но и выделить конкретные уровни толерантности «чуждому», «иному» и к его носителям. В исследованиях следующим образом определяются эти уровни: активное осуждение, требование применения к «иному» репрессивных мер; Осуждение, требование непримиримой идейной борьбы, разоблачений, общественного запрета «чуждого», но без применения репрессивных мер: Безразличное отношение к «чуждому», «иному»; Неприятие «чуждого», но уважительное отношение к нему и его носителям; Действенное уважение к «чуждому», «иному», борьба за то, чтобы оно не отторгалось в обществе и имело полное право быть достойно в нём представленным. Первые два уровня характеризуют личность (общество) с отрицательными мировоззренческими и нравственно-психологическими установками на терпимость. Третий – с незрелыми установками. Четвёртый-пятый – с разной степенью развитой толерантностью.
Можно сформулировать несколько иные уровни толерантности, но в любом случае для исследования, анализа важно достаточно чётко представить себе, в каком случае необходимо характеризовать её как достаточно низкую, в каком – среднюю, в каком высокую. Роль и значение толерантности в обществе вытекает из самой её сущности. Именно направленность, уровень отношения основной массы людей к различным идеологическим теориям, религиозным взглядам, к людям разных национальностей, к различным культурным явлениям в первую определяют общественную стабильность, являются непременным условием социального и духовно-нравственного прогресса. Толерантность является ключевым духовно нравственным принципом гражданского общества. Уровень толерантности отдельного человека во многом характеризует его личные качества, обусловливает его отношения с другими людьми. Исходя из этого, во многих социологических и политологических теориях уровень, степень толерантности общества рассматривается как один из ведущих, иногда главных критериев духовного, социального, политико-государственного развития общества. Именно поэтому в практике реального политического процесса, государственного управления его формированию всегда уделялось особое внимание. Можно вспомнить в связи с этим и борьбу за свободу совести сторонников Реформации (М.Лютер) и призыв к уважению инакомыслящих Ф.Вольтера, П.Бейля, и трактовку толерантности с точки зрения политического утилитаризма М.Монтеня и Ж.-Ж.Руссо и борьба за практическое воплощение идей толерантности в жизнь общества в эпоху Просвещения, и, конечно, усилия философов и практиков либерализма. В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Это объясняется целым рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам и связанный с этим рост нетерпимости; развитие религиозного экстремизма; обострение межнациональных отношений, вызванное локальными войнами; проблемами беженцев. Не случайно в 1995 году ЮНЕСКО приняла специальную «Декларацию принципов толерантности». Непременным условием для эффективного осуществления этих и других программ является, прежде всего, чёткое понимание сегодняшнего состояния толерантности в российском обществе: её уровень в целом, по отдельным направлениям, тенденции изменений и другие параметры.
Практические пути воспитания толерантности

Вот уже несколько лет мы живем в 21 веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. Но, однако, в современном обществе происходит активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Мероприятия, в которых принимают участие студенты, служат хорошим средством воспитания различных сторон личности, в том числе и толерантности.
Вывод
Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу “Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма” Данным проектом мы попытаемся понять, почему эта проблема особенно актуальна для современной России? Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты. 16 ноября 1995 года ООН утверждена Международная декларация принципов толерантности, в которой дается определение данного понятия: Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Толерантность - глобальная проблема всего общества. На слуху проявления национализма (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав); дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе); расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие); фашизм; осквернение религиозных или культурных символов Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.


В раздел образования