Напоминание

Творческий портрет С.Л.Балдаева


Автор: Биликтуева Марина Ринчиновна
Должность: преподаватель по классу "хур"
Учебное заведение: Детская школа искусств №1 им. Л. Л. Линховоина
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: Статья
Тема: Творческий портрет С.Л.Балдаева
Раздел: дополнительное образование





Назад





ТВОРЧЕСКИМ ПОРТРЕТ

С.Л.БАЛДАЕВА
Выполнила: преподаватель по классу «хур» Биликтуева М.Р.

Ху чир погладит, как ребенка,

Свой мории-хур, простой и нежный,

И поплывет напев негромко

Над серой плоскостью безбрежной...

О пой, струна волосяная,

Чем в сердце Родину Заменит?

О,

пой, страна моя степная,

Пой так, как только ты умеешь!

Б. Дуга ров

(из посвящения С. Л. Балдаева)
9

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..................................................................................

Глава I. Творческий путь Сергея Лазаревича Балдаева

Глава II. Грани творчества С. Л. Балдаева.......................
2.1. Музыкант-исполнитель................................................... 2.2. Педагог............................................................................. 2.3. Мастер музыкальных инструментов.............................
Заключение.............................................................................
Список использованной литературы..................................... Архивные материалы:............................................................. Приложение.............................................................................. ..3 ..6 16 16 20 26 .33 .34 35

Введение
Формирование и развитие бурятского и музыкального искусства охватывает довольно длительный период. За более чем семь десятилетий Бурятия сумела занять свое место среди республик России, имеющих развитую самобытную национальную культуру. Насущной потребностью нашей современности является изучение богатейшего музыкального наследия Бурятии, сохранение ее «музыкального инофонда». В этом плане в республике ведется большая работа по изучению традиционной музыкальной культуры бурятского народа и творчества национальных композиторов, в учебных заведениях культуры и искусств республики разрабатываются учебные программы, различные пособия, книги, хрестоматии, даются методологические основы игры на бурятских народных инструментах. Блестящим результатом этой большой и кропотливой работы являются участие и победы наших музыкантов - исполнителей на народных инструментах на конкурсах не только республиканского и российского, но и международного уровня, а также выход на свет научных сборников и исследований о бурятской музыке. Проблемами бу р я т с ко го музыковедения, этнографии и фольклористики ныне занимается целый ряд ученых. Однако остается еще довольно много неисследованных тем. Одна из них касается изучения личности и творческого облика бурятских музыкантов, внесших значительный вклад в развитие национального искусства Бурятии, жизнь и творческая судьба которых могла бы служить образцом для будущих поколений музыкантов. Среди них, пожалуй, самого пристального внимания заслуживает фигура Сергея Лазаревича Балдаева. Крупная творческая личность, музыкант, отличный знаток бурятской музыки, ярко проявивший себя в различных сферах (исполнительской педагогической, общественной) хранитель богатейших
инструментальных традиций своего народа, он внес значимую лепту в дело развития музыкальной культуры Бурятии. Актуальность темы данной дипломной работы очевидна и обусловлена несколькими обстоятельствами: во-первых, необходимостью раскрыть значение деятельности одного из выдающихся деятелей бурятской музыкальной культуры; во-вторых, отсутствием специальных исследований, которые свидетельствовали бы о всесторонней изученности творческого облика С. А. Балдаева. Немаловажную роль в выборе темы данного исследования сыграла и личная заинтересованность автора как музыканта-хуриста, являющегося, по существу, продолжателем дела Сергея Лазаревича. Его образование, окружение, семья, особенность натуры, наконец, его внутренний двигатель, его стремление добиться успехов в своей сфере - все это привлекло автора в личности музыканта. Таким образом, цель работы заключается в изучений творческого облика С. Л. Балдаева, в раскрытии разных граней его деятельности. История жизни бурятского музыканта позволяет высветить и черты характера, которые стали решающими в достижении высот профессионального мастерства. Они определились разными факторами - как врожденными (природными), так и приобретенными (воспитание, среда). Творческую личность С. Л. Балдаева мы попытаемся рассмотреть в контексте эпохи, так как весь творческий путь музыканта был тесно связан с важными событиями музыкальной жизни республики (I и II декада бурятской литературы и искусства, создание оркестров народных инструментов ансамбля «Байкал» и БГТРК, открытие отделения бурятских народных инструментов в Улан-Удэнском музыкальном училище имени П. И. Чайковского и т. д.). Работа состоит из двух глав. В I главе рассматривается жизненный и творческий путь музыканта. II глава посвящена изучению разных граней его облика: исполнительской и педагогической деятельности. 4
Завершающий раздел описывает работу по изготовлению, ремонту и совершенствованию народных музыкальных инструментов. В заключении подведены итоги о значении деятельности С. Л. Балдаева. Неоценимую помощь при написании дипломной работы оказали коллеги и друзья С.Л. Балдаева, предоставившие важные информационные сведения, и, конечно, рассказы и воспоминания о своей жизни самого музыканта и его жены Василисы Владимировны Гергеновой. 5

I. Творческий путь Сергея Лазаревича Балдаева
Вся история становления и развития бурятской музыкальной культуры неразрывно связана с судьбами многих людей, каждый из которых вписал свою замечательную страницу в ее летопись. Особенно большую роль в этом сыграли представители старшего поколения музыкантов. Это были люди особой закваски, неутомимые труженики, подлинные энтузиасты своего дела, воплотившиеся в себя, пожалуй, все лучшие качества бурятского народа. Они стояли у истоков развития национального искусства и сумели заложить те фундаментальные основы, на которые в дальнейшем опирались все последующие поколения музыкантов. Свой яркий след в истории бурятской музыкальной культуры оставили и русские музыканты В. Д. Обыденная, П. М. Берлинский, В. И. Морошкин, Н. Н. Тихонов, М. П. Фролов, Л. К. Книппер, и многие другие, их имена ныне в республике произносят с большой благодарностью. Благодаря им в республике постепенно начало складываться композиторская школа, а в 30-40-е годы появились целая плеяда бурятских исполнителей, среди которых мы называем и имя старейшего музыканта, народного артиста Республики Бурятия Сергея Лазаревича Балдаева. Музыкальный талант (музыкальные гены он унаследовал от родителей), настойчивость, трудолюбие и целеустремленность (этими качествами он обязан опять же родительскому воспитанию, а также своим учителям) позволили ему добиться значительных успехов в области музыкального исполнительства, в педагогической, концертнопросветительской и организаторской деятельности. Сергей Лазаревич Балдаев родился 20 ноября 1922 года в селе Моголют Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской области. Родился в большой музыкальной семье (7 детей). Его дед, Иван Пиханович, был известным хуристом и певцом. Отец - Лазарь Иванович - сельский учитель, как и дед, играл на хуре, а также на русских народных 6
инструментах. С детских лет его окружала атмосфера народных традиций, в которой глубоко почитались исконные обычаи и обряды. В дальнейшей судьбе мальчика этот фактор сыграет решающую роль и определит его личность и стремления. Сергей рос активным, любознательным мальчиком. Среди сверстников отличался музыкальностью. Казалось, судьбой с самого начала жизненного пути, ему предназначено было быть музыкантом. Но пройдет время, прежде чем он осознает свое истинное призвание. Пока же С. Л. Балдаев получает начальное образование в Моголютской школе, а после переезда семьи в Закаменский район республики продолжает учебу в Улекчинской школе крестьянской молодежи. Здесь был оркестр русских народных инструментов. Необычное для слуха звучание тембров привлекает его внимание, и он с увлечением начинает осваивать игру на мандолине. После окончания школы крестьянской молодежи в 1936 году, последовала учеба в Кяхтинском педагогическом училище, а после его окончания - работа в Сутайской школе Мухоршибирского района. Следует отметить, что все эти годы Сергей Балдаев не оставлял занятий музыкой и продолжал совершенствовать свое мастерство игры на бурятских инструментах. Очевидно, внутренне, на интуитивном уровне, в нем зрела мечта стать профессиональным музыкантом. Осуществление этой мечты поспособствовали не только жизненные обстоятельства и его личные устремления и интерес, но и условия, в которых развивалось молодая Бурят-Монгольская республика. На рубеже 20-30-х годов XX века возникла идея организации оркестра бурятских народных инструментов. Первыми шагами на пути к ее реализации явилась работа по рекомендации национальных инструментов, который занимался известный музыкальный мастер Н. В. Халбаев (позднее сам Сергей продолжит дело, начатое этим талантливым 7
человеком, певцом и исполнителем на народных инструментах). Затем подготовка музыкальных кадров для будущего оркестра в Бурят- Монгольском техникуме искусств (он был открыт в январе 1931г.). Но, пожалуй, определяющую роль в решении этой задачи сыграли события, связанные с подготовкой к проведению в Москве I декады Бурят- Монгольской литературы и искусства. В Бурят-Монголию были приглашены опытные музыканты, в районы с целью выявления и привлечения народных исполнителей в Улан-Удэ выехали специалисты. Московскому мастеру музыкальных инструментов П. Шошину были заказаны национальные инструменты. В качестве руководителя оркестра в республику был приглашен
Иосиф

Львович

Рык,
талантливый, музыкант, скрипач и дирижер (до этого он работал с оркестрами Ленинграда и казахским национальным о р ке с т р ом в А л м а - Ат е ) . В р е с п у бл и ке л юд и с б о л ь ш о й заинтересованностью отнеслись к идее организации народного оркестра. Из различных районов в Улан-Удэ начали приезжать музыканты с инструментами, изготовленными своими руками. Была проведена большая подготовительная работа с участниками оркестра, огромную помощь и поддержку в которой оказали педагоги, первые выпускники и учащиеся музыкального театрального техникума. К началу 1940 года оркестр сформировался полностью. Он состоял из 84-х музыкантов, представлявших струнные инструменты (хуры 4-х видов, хучиры, шанзы, иочины), духовые (лимбы, суры, бишхуры, ухэр- бурэ), ударные (хэнхэрэг, дударма, гонг, сан). Стоит ли говорить, о тех трудностях, которые возникли в ходе разучивания произведений? Ведь многие народные музыканты, прывыкшие играть по слуху, не знали элементарных основ музыкальной грамоты. Пришлось проводить занятия не только по специальным инструментам, но и музыкально-теоретическим дисциплинам. При этом учебные занятия длились целый день. Сегодня, читая воспоминания 8
очевидцев тех событий, поражаешься энтузиазму, творческому горению музыкантов 1 . Эти события и определили весь дальнейший творческий путь С. Балдаева. Он был замечен как талантливый исполнитель на хуре и был приглашен в Оркестр народных инструментов Государственной филармонии. С этого времени начинается новый этап его жизни - он становится профессиональным музыкантом. Из этого легендарного оркестра, вышли многие музыканты, которым суждено было сыграть большую роль в развитии родной культуры. Среди них мы называем имена первых бурятских композиторов Жигжита Батуева, Б Ямпилова, Дандара Аюшеева, Александра Бардамова, видных музыкальных деятелей Марии Балсаевой, Николая Халудорова, Ардана Зонхоева, Василисы Гергеновой, Прасковьи Дадуевой, Марии Дондуковой, Зои Сергеевой, Зинаиды Тогочеевой и, конечно, Сергея Балдаева. Особенно теплые отношения у Сергея Балдаева сложатся с Василисой Владимировной Гергеновой. В 1947 г. она станет его женой и верной спутницей. К ней первой он будет обращаться за советом и поддержкой во всех своих начинаниях. Как и другие участники оркестра, стремившиеся с т ат ь профессиональными музыкантами, С. Балдаев начинает обучение в Улан- 1 1 См., например, воспоминания Марии Дундуковой, участницы ОБНИ ГФ. Б-М АССР в статье «Глазами очевидца» // «Правда Бурятии» 1998, 9 июня. 9
Удэнском музыкально-театральном училище по классу виолончели у
Б о р и с а

Б о р и с ов и ч а

Б о л д ы р е в а .
Выпускник Ленинградской консерватории, он явился одним из создателей бурятской виолончельной школы (младший брат Сергея - Михаил Балдаев - также стал учеником Болдырева). Превосходный исполнитель и педагог, он воспитал талантливых бурятских виолончелистов, среди которых следует назвать не только братьев Балдаевых, но В. Галсанова, Д. Хамаганову. О своем первом учителе Сергей Лазаревич вспоминает с благодарностью и уважением. И говорит, что Борис Борисович был человеком с отличными музыкальными способностями, потрясающей работоспособностью, светлой доброй душой и оставил неизгладимый след в памяти музыканта. Вспоминая о событиях декады Сергей Лазаревич рассказывает: «Это был настоящий праздник музыкального искусства, тогда еще Бурят-Монголии. Какие талантливые люди были в то время, какую огромную работу проделали руководители республики и молодые артисты! Более 600 человек поехали на декаду и наш оркестр, и хор филармонии, и эвенкийский ансамбль, и Больше-Куналейский семейский народный хор Тарбагатайского района. Но возглавил всю эту огромную делегацию наш музыукально-драматический театр во главе с Г. И. Цыдынжаповым с первой национальной оперой «Энхэ-Булат-батор», музыкальным спектаклем «Баир», в котором очень ярко прозвучал танец «Сон старика», поставленный Игорем Моисеевым на основе ламаистской мистерии «Цам». Все это я хорошо помню, - продолжает Сергей Лазаревич. А какие блистали актеры, певцы, танцоры: Бадма Балдаков, Иван Батурин, Абида Арсаланов, Надежда Петрова, Цырен Хоборков, Николай Таров, Татьяна Гергесова; композиторы М. Фролов, П. Берлинский, Б. Ямпилов, Ж. Батуев! Первая декада, конечно, важна в нашей жизни, мы можем говорить о Декаде много и долго. Первые музыканты и ныне некоторые живы, здоровы, правда в годах - это М. Н. Дондокова, 3. Б. Тогочеева, Ш. Г. 10
Нансулов, В. В. Гергенова и многие другие. Именно эти музыканты, постоянно совершенствуя свое искусство, творчески относясь к своему труду, добились замечательных успехов в исполнительском мастерстве» 1 11 . Декада, подготовленная режиссером Н. Тумановым, балетмейстером Н. Моисеевым, М. Арсеньевым, Т. Глязер, композиторами и дирижерами Г1. Берлинским и Н. Рыком, художниками Г. Кителем и А. Тиминым, явилась знаменательным событием в культурной жизни республики. С триумфальным успехом прошли выступления оркестра народных инструментов Государственной филармонии Бурят-Монгольской АССР. Он исполнил написанные специально для декады произведения В. Морошкина «Колесуха» и П. Берлинского «Танец мальчиков», две пьесы молодого бурятского композитора Б. Ямпилова «Танец пастухов» и «Ехор». Оркестр также подготовил Andante из 94-й симфонии Й Гайдна. Исполнение этого произведения вызвало большой резонанс у московской аудитории ввиду необычного тембрового звучания известной музыки австрийского композитора. Оркестр также аккомпанировал певцам. Его участники показали, кроме того, ряд сольных и различных ансамблевых номеров. Участники декады вернулись на родину, окрыленные успехом. Впереди предстояла большая работа по реализации дальнейших замыслов, а перспективы открывались грандиозные! Но все планы прервала Великая Отечественная война... В трудные военные годы распался ряд творческих коллективов (в том числе и оркестр БНИ). Ушли на фронт добровольцами В. Морошкин, А. Бардамов, Б. Ямпилов. Во фронтовых концертных бригадах принимали участие Г. Дадуев, Г. Цыдынжапов, Б. Балдаков, Н. Петрова и многие другие. Сергей Балдаев, конечно, не мог оставаться в стороне. Пройдя медицинскую комиссию, он поступает учиться в школу военных летчиков в Новосибирске. Постепенно он в совершенстве осваивает эту сложную и 1 Из интервью с С. Балдаевым, проведенном автором дипломной работы в мае 2007 года. 11
опасную профессию, совершает дневные, а затем и ночные вылеты на
no-
2 , Р-5. Служба его затем проходила в г. Бердске и г. Дягилево Рязанской области, где Сергей сначала сам обучался уже как офицер высшей школы ночных экипажей и авиации дальнего плавания на самолетах ИЛ- 4, а после прошел программу инструктора по подготовке летчиков авиации дальнего действия. Великую Отечественную войну он закончил в звании лейтенанта авиации дальнего действия. С. Балдаеву посчастливилось остаться здоровым и невредимым: его авиаполк находился в резерве Главного командования. В 1946 г. по ходатайству заместителя председателя Совнаркома Бурят-Монгольской АССР Г. Ц. Бельгаева он был демобилизован и вернулся на родину. «Я пришел сразу в ансамбль песни и танца Бурят-Монгольской филармонии, - вспоминает С. Лазарев, - и сел за свой инструмент, как за автомат, настолько соскучился». Параллельно с работой в ансамбле, он возобновляет учебу в музыкально-театральном училище. В 1949 г., завершив учебу в училище, С. Балдаев поступает в Уральскую государственную консерваторию им. М. Мусоргского в класс профессора Штрасенберга. К сожалению, профессиональная болезнь руки заставила прервать учебу и вернуться домой. После лечения Сергей Балдаев стал концертмейстером группы басовых хуров оркестра ансамбля песни и танца Государственной филармонии Бурят-Монгольской АССР. В 1954 году Сергей Балдаев был приглашен концертмейстером группы виолончелей в оркестра Бурятского театра оперы и балета, в котором проработал до 1957 г. В этом же году он стал преподавателем по классу виолончели в Улан-Удэнском музыкальном училище. В 1957 году С. Л. Балдаев вновь возвращается в оркестр ансамбля «Байкал». В составе которого он принимает участие во II декаде бурятского искусства и литературы в Москве (ноябрь-декабрь 1959 г.). 12
Разносторонняя деятельность Сергея Балдаева в 1965 году была отмечена присвоением ему звания «Заслуженный артист Бурятской АССР». В 1967 году для выступления во Всероссийском смотре художественной самодеятельности, посвященном 50-летию Октября, был организован оркестр национальных инструментов, который успешно выступил на этом смотре и решением комиссии Гостелерадио СССР был закреплен при Бурятском комитете по телевидению и радиовещанию. Одним из основателей этого оркестра и был Сергей Лазаревич Балдаев. Основной задачей оркестра Бурятской Гостелерадиокомпании была пропаганда произведений бурятских композиторов. Репертуар оркестра был очень обширен и разнообразен. Он исполнял не только бурятскую музыку, но и произведения композиторов Якутии, Тувы, Татарстана, Чувашии, Дагестана, Монголии, а также русскую музыку. 13
В оркестре Гостелерадиокомпании Сергей Лазаревич Балдаев стал вторым дирижером, делал переложения и был концертмейстером группы хуров (руководитель и исполнитель наиболее трудных партий). Свою артистическую и дирижерскую деятельность Сергей Балдаев умело сочетал с педагогической - с 1968 г. он преподавал класс виолончели, хура, иочина, а после открытия в 1970 г. отделения Бурятских народных инструментов в Улан - Удэнском музыкальном училище им. П.И. Чайковского - возглавил его. Авторитет Сергея Балдаева неуклонно рос и в 1974 году его назначают музыкальным руководителем государственного ансамбля «Байкал». В составе этого коллектива он гастролирует во многих республиках страны, а также за рубежом: в Чехословакии (1975), Японии (1984), Франции (1986). Все эти годы Сергей Лазаревич Балдаев неустанно совершенствовался в игре на бурятских народных инструментах. Он виртуозно играл на всех оркестровых разновидностях хура от сопрановых до басовых.
14


Помимо занятий преподаванием и исполнительством, Сергей Лазаревич Балдаев создавал новые музыкальные инструменты и ремонтировал старые. Через его руки прошло множество поломанных скрипок, виолончелей, морин-хуров, которым он возвратил жизнь 1 . Мастерство музыканта и его активная просветительская деятельность были по заслугам отмечены: в 1977 году Сергею Балдаеву было присвоено почетное звание «Народный артист Бурятской АССР». В 1985 году он был награжден дипломами XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве и III Всемирного конкурса исполнителей народной песни в Краснодаре, а в феврале 1998 года Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию наградила его Почетной грамотой за достижения и развитие отечественного телевидения и радиовещания. Выйдя на пенсию, Сергей Лазаревич Балдаев, талантливый музыкант, дирижер, педагог и музыкальный мастер успешно продолжает свою деятельность во благо музыкальной культуры Бурятии. 1 1 Подробные сведения об этой области С. Балдаева см. закл. разделе работы. 15
II. Г рани творчества С.Л. Балдаева
2.1. Музыкант-исполнитель Исполнительская деятельность С. Л. Балдаева началась в конце 30-х годов, когда он был приглашен в создаваемый оркестр народных инструментов Государственной филармонии, в составе которого он затем принял участие в
I
и
I I
декадах бурятской литературы и искусства в Москве (1940, 1959гг) начальные навыки игры на хуре он получил от отца Лазаря Балдаева. Учась в Улан-Удэнском музыкально-театральном училище, он освоил игру на виолончели в классе Б.Б. Болдарева. Хур и виолончель станут его любимыми инструментами. Своего младшего брата он позже тоже привел к своему педагогу - очень хотелось, чтобы маленький Миша стал хорошим виолончелистом 1 . Первые свои выступление с оркестром народных инструментов Сергей Лазаревич Балдаев помнит хорошо: «Со своими первыми зрителями мы встречались в сельских клубах, освещенных керосиновыми лампами, а там, где не было клубного помещения, прямо в домах колхозников. И где бы эти встречи не проходили, они оставляли добрую память об искусстве артистов ансамбля. Шли месяцы, ансамбль ездил по республике много и подолгу, объехал почти все районы, побывал на гастролях в Агинском, Усть-ордынском округах. Каждый раз пополнял свою программу новыми произведениями, написанными не только композиторами, но и найденными в народе, созданными народом. Приедем, бывало, в какой-нибудь улус, сразу же интересуешься, нет ли в здешних местах исполнителей народных песен, сказителей, улигеров. И всегда они находились. У нас даже сложилась такая традиция - включать этих певцов в программу концертов. После небольшой репетиции они уже могли петь под оркестр или под аккомпанемент национального 1 1 Его мечта осуществиться в полной мере. Михаил Лазаревич, благодоря способностям и трудолюбию, закончил Уральскую консерваторию (чего, к сожалению не удалось сделать Сергею) по классу виолончели и оркестровому дирижированию, будет играть в симф. оркестре Бурятского театра оперы и балета, станет первым бурятским дирижером. В этом году М.Л. Балдаев отметил свое 75- летие и 55- летие творческой деятельности. В апр. 2007 г. он удостоился звания Заел, деятель РФ. * 16
инструмента. Не раз бывало, что я выходил на сцену с новым моим учеником» 1 . В 1954 г. Сергея Лазаревича приглашают в оркестр Бурятского театра оперы и балета, где он исполняет соло виолончели в балете «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева. К сожалению, не сохранились записи, которые позволили бы запечатлеть игру музыканта. Но очевидцы тех лет высоко отзываются об исполнительском искусстве С. Л. Балдаева. С 1957 г. Сергей Балдаев - артист оркестра ансамбля «Байкал». В составе этого коллектива принимал участие во II декаде бурятского искусства и литературы в Москве (ноябрь-декабрь 1959 г.) и побывал во всех республиках, областях, краях. Сколько гастрольных дорог он исколесил, на каких только сценических площадках не выступал: в зимних палатках у воинов Красной Армии, в юртах скотоводов-кочевников, в рыбацких столиках на Байкале, и в сельском клубе, доме культуры, на открытых стадионах, в Кремлевском Дворце съездов в Москве, в театрах страны, в крупнейших концертных залах мира. Сергей Лазаревич аккомпанировал в то время молодым известным артистам: Лимите Шанюшкиной, Клавдии Шулуновой, Баиру Егорову, Маргарите Чайванэ и Владимиру Шагжиеву. И все эти годы С.Л. Балдаев неустанно совершенствовался в игре на бурятских народных инструментах. Позже музыковед О. Куницын так и передал свои впечатления от его игры: «Большая музыкальная одаренность, владение рядом классических инструментов (виолончель, контрабас) позволили С. Л. Балдаеву достичь высокого мастерства в игре на бурятском национальном инструменте - хуре. Он виртуозно играет на всех разновидностях хура - от хур - сопрано до хура-баса. В его руках они звучат мягко, насыщенно, подвижно. Не может не доставить истинного наслаждения любителю национальной музыки исполнение 1 1 Беседа с маэстро // Культура. 2005, 15 марта. 17
С. Л. Балдаевым «Мелодии» Д. Аюшеева - хур-бас поет мощно, тепло и одухотворенно» 1 . В 1970 г. ансамбль «Байкал» ездил на гастроли в Минск. Эти гастроли С. Балдаеву запомнились особенно: «Привезли молодого Кима Ивановича Базарсадаева для усиления ансамбля. Тогда и чиновники большие часто выезжали для представления коллектива на высшем уровне, - замечает он (С. Балдаев встречал начальство в минском аэропорту) - Это были очередные длительные гастроли. Тогда мы выступали в Витебске, Могилеве, Борисове, Орле. Ким Иванович звенел, аж где-то отвалилась пилястра от сильного звука его голоса... исполнители поражали зрителей, среди них Капитон Халбаев, Эрнест Матоваров, Михаил Фатеев, Олег Будаев, Светлана Халбаева, Дарима-Доржи Паломова, Дарима Найданова и другие блистали в то время в искрометных танцах. Затем мы посетили центральную Россию... а потом гастролировали по республикам Северного Кавказа... После приехали в Москву. Нас вызвали на Центральное телевидение, записали. Говорят, наши земляки видели по телевидению выступление нашего ансамбля» 1 2 . Гастроли эти растянулись на три месяца. А потом последовал выезд в Ленинград на Международный фестиваль «Белые ночи». Тогда были интересные гастроли вспоминает С. Балдаев, - организаторами концертов выступали «Росконцерт» и «Союзконцерт», которые полностью брали на себя расходы, связанные с дорогой, гостиницами, суточными. А теперь все сам платишь... Вот, например, в 2000г. мы ездили в Грецию на Международный фестиваль через Москву. А до Москвы надо долететь. Так вот мы неделю ездили в Читу на старой «Волге», чтобы успеть договориться с командующим Забайкальского военного округа, чтобы тот дал разрешение забрать нас артистов на своем служебном самолете ТУ- 154 в Улан-Удэ и добросить в Москву. Командующий согласился и дал команду. И таких случаев с театром «Байкал» было много раз». Особенно 1 Куницын О.И. Там же. 2 Беседа с маэстро // Культура. 2005. 15 марта.
запомнилась С. Балдаеву поездка на Чернобыльскую АЭС в 1992г., когда ансамбль возили на встречи и даже на экскурсии «Вывезли почти 600 человек, артистов, писателей, художников, композиторов с реквизитом, бутафорией на четырех бортах. Нам помогали все и прежде всего правительство во главе С. В. Сагановым, вся республика. Я тогда работал главным дирижером ансамбля «Байкал», - делится своими впечатлениями С. Балдаев. В этих гастрольных поездках он никогда не испытывал одиночество, тоску по дому, ведь всюду сопровождала его жена Василиса Владимировна, тоже артистка ансамбля, проработавшая в «Байкале» около 50-ти лет. География их гастролей представляется необозримой. Где только они не побывали! Весь Советский Союз, Монголия, Болгария, Чехословакия, Польша, Япония... всюду они исполняли бурятскую музыку, везде знакомили они народы со своими самобытными национальными инструментами. В области исполнительского искусства С.Л. Балдаев добился действительно вершин мастерства. Сегодня, анализируя путь музыканта, мы начинаем в полной мере осознавать значение его концертно просветительской деятельности. Он сделал очень многое для своей родины. И хотелось бы, чтобы это надолго сохранилось в памяти наших потомков. 19
2.2. Педагог Работу на педагогическом поприще С.Л. Балдаев начал в 1954 году. Обращение к ее еще одной сфере деятельности было вызвано печальным обстоятельством: умер его первый учитель Борис Борисович Болдырев, который в течение многих лет вел класс виолончели в музыкальной школе и музыкальном училище. После смерти Бориса Борисовича остались его ученики... С.Л. Балдаев заменил своего педагога, доучил учеников. Педагогическая деятельность оказалась достаточно интересной областью для музыканта исполнителя, и он надолго свяжет свою жизнь с училищем. К середине 60-х годов стала очевидной необходимость создания самостоятельного республиканского оркестра Бурятских народных инструментов, который смог бы достойно продолжить традиции оркестра народных инструментов Государственной филармонии Бурят- Монгольской АССР. С. Балдаев, А. Зонхоев и Ч. Павлов выступили инициаторами восстановления оркестра. Они понимали острую необходимость в воспитании молодых музыкантов. Таким образом, назрела потребность открытия в Улан-Удэнском музыкальном училище специализированного отделения бурятских народных инструментов. В 1968 году был сделан первый набор учеников. Были открыты классы хура, чанзы, и иочина, в которых первыми педагогами стали С. Л. Балдаев и А. Ф. Зонхоев. 20
Педагогам отделения БНИ на начальном этапе пришлось столкнуться с массой проблем, поскольку не существовало учебных планов, не было ни учебных программ, ни учебных пособий, не хватало инструментов. Собственно инициатива открытия нового отделения шла от
Зинаиды

Богдановны

Тогочеевой,
директора училища. Она принимала самое активное участие во всех начинаниях педагогов, преодолении трудностей, решении разного рода вопросов, возникших в ходе учебного процесса. Она действительно была «душой и сердцем» отделения, оказывала всяческую поддержку С. Л. Балдаеву, который в течение первых четырех лет был его заведующим и вел класс не только хура, но и чанзы и иочина (ввиду отсутствия педагогов данных специальностей). «Тяжело было сначала, - вспоминает Сергей Лазаревич, - не было инструментов, программы обучения. Первое время занимались на скрипках, упирая их о колени. Получались хуры-сопрано. Помог нам Бальжинима Дугаров, отличный мастер. Его золотые руки изготавливали и хуры, и чанзы. Это он участвовал в эволюции инструмента, начав 21
изготавливать ко II декаде бурятской литературы и искусства в Москве 4- струнные хуры. Во время первой декады у нас были еще 2-струнные, а в 1948г. уже 3-струнные хуры. И вот Дугаров начал делать нашим студентам по одному и даже по два инструмента. Денег у студентов, конечно, и тогда не было, чтобы сразу же расплатиться, и мне приходилось самому покупать для них, а студенты постепенно рассчитывались со мной. Себе же хур я сделал сам. Вот мы так начинали. Самые первые наши студенты пришли к нам без какой-либо предварительной подготовки, один после 8- летки, другие - после средней школы. Вначале, с 1968 года, они учились на смешанном отделении русских и бурятских народных инструментов. Если сегодня на отделении 15 преподавателей, то тогда были единицы. Нам пришлось пригласить в группу чанз домриста Александра Иосифовича Ягупенко, а в класс хура - виолончелистку Елену Семеновну Евсюкову. С 1968 г. по 1974 г. мы выпустили 16 человек только по классу хура и столько же по классу чанзы» 1 . Работа в Улан-Удэнском музыкальном училище раскрыла еще одну грань дарования Сергея Лазаревича - он проявит себя как замечательный педагог, крайне добросовестный, ответственный и чуткий человек, способный раскрыть в своих учениках творческий потенциал. Приводим воспоминания одной из первых выпускниц отделения БНИ Н.Д. Жигжитовой. - В классе у С. Л. Балдаева я обучалась с 1970-1974 г. Пришла я без музыкальной подготовки, хотела научиться играть на мандолине. После прослушивания Сергей Лазаревич сам лично записал меня в свой класс хура. Когда я приобрела первые навыки игры на инструменте, он посадил меня в оркестр. И уже с III курса я начала работать в оркестре Гостелерадиокомпании. На курсе нас было шесть хуристов. К каждому из нас Сергей Лазаревич имел свой подход. Никто из нас ни разу не пропускал его занятия. Он нам давал многое не только как педагог, но и 1 1 Цит. по статье О. Куницына «Пой, пой, струна степная, пой, так, как только ты умеешь» // Бурятия. 1995г. 4 мая. 22

как человек. Воспитывал в нас уважение к старшим, ответственность не только за себя, но и за других, т.е. старался привить все те качества, которые были присущи ему самому. Обучались мы все на инструментах, сделанных его руками. Занятия Сергей Лазаревич проводил очень насыщено, шла большая плодотворная работа. Мы много занимались дома самостоятельно. Во время занятий по оркестру настройку инструментов проводил сам С. Л. Балдаев. Настраивал каждый инструмент. Это длилось около часа. Сергей Лазаревич никогда не обделял никого вниманием. У него не было любимчиков, ко всем, без исключения, он относился с уважением и трепетом. Именно эти качества Сергея Лазаревича снискали ему большой авторитет и любовь у студентов. Школу С. Л. Балдаева прошла еще одна его ученица В. Дугарова (она затем закончила Ташкентскую консерваторию и долгое время преподавала в Улан-Удэнском музыкальном училище и институте культуры). С теплотой вспоминает она годы учебы: «В свое время я имела счастье обучаться в классе С. Л. Балдаева. Грамотный, интеллигентный, тактичный, обаятельный, умеющий не только рассказать, объяснить, как исполнить то или иное произведение, но и показать, сыграть самое 23 трудное место, пассаж, мелизм... Он и сегодня, несмотря на свой преклонный возраст, помогает молодым музыкантам где делом, а где советом» 1 . Сегодня отделение БНИ, хотя и самое молодое в музыкальном колледже, имеет свои сложившиеся традиции и продолжает интенсивно 7 развиваться". Ныне это самое крупное отделение. Педагогический состав его пополнился за счет своих же наиболее способных выпускников. Расширился и круг музыкальных инструментов, растет соответственно и контингент студентов. Музыкальный колледж по праву гордится отделением БНИ, которое стало его своеобразной визитной карточкой и всегда помнит о музыкантах - педагогах старшего поколения, разработавших методологические основы игры на различных народных инструментах. С. Л. Балдаев преподавал в музыкальном училище в течение двадцати лет - с 1954 по 1974 гг. За эти годы из его класса вышли 18 выпускников. Ныне они работают в различных оркестрах Бурятии, преподают в Улан- Удэнском музыкальном колледже, Восточно-Сибирской академии культуры и искусства и Детских школах искусств республики. Приводим список выпускников, учившихся в разные годы в классе С. Л. Балдаева: 1. Архинчеева Берта Иосифовна - хур - сопрано (1956г.). 2. Дашиева Цыренсу Дабаевна - хур-бас (1956). 3. Гуроракшеев Бато-Мунко Дабаевич-хур-бас (1958г.). 4. Дашиева Намжилма - хур-сопрано (1958г.). 5. Готолова Галина Владимировна - хур (1959г.). 6. Миронова Елена Исаевна - хур (1959г.). 7. Андохинова Долина Дамбиновна - хур (1960г.). 8. Атутова Светлана Дмитриевна - хур (1960г.). 9. Дашижигмитова Цырен-Дулма - хур (1972г.). 10. Дондупова Дагзама Дондоковна - хур (1972г.). 1 1 Дугарова В. Крылатый наставник музыки // Бурятия. 2005г. 16 июля, №127. ' В 1992г. Улан-Удэнское музыкальное училище было переименовано в музыкальный колледж. 24
11.Дугарова Валентина Чимитовна (1972г.). 12.Ринчиндоржиева Чойжидма Ендоновна (1972г.). 13.Юндупова Галина Антоновна (1972г.). 14.Бадмадоржиева Любовь Очировна (1973г.). 15.Дулмаева Дарима Гомбожаповна (1973г.). 16.Бабданова Надежда Дугаржаповна (1974г.). 17.Генинов Руслан Шойжонимаевич (1974г.). 18.Дансаранова Дашима Батомункуевна (1974г.). 25

2.3. Мастер музыкальных инструментов
Особого внимания заслуживает работа С. Л. Балдаева как мастера музыкальных инструментов. Следует отметить, что она тесно связана с его музыкально-исполнительской и педагогической деятельностью. Такое взаимодействие и взаимовлияние различных сфер было обусловлено целым рядом факторов. Один из них связан с нехваткой или отсутствием бурятских народных инструментов. Это проблема особенно остро встала в конце 30-х годов XX века, когда в период подготовки к I декаде начал создаваться первый оркестр бурятских народных инструментов, ставший ныне легендой для музыкантов. Тогда разгорелось дискуссия о том, каким быть народному оркестру (обсуждались его структура, принципы соотношения инструментальных групп, проблема репертуара, музыкально- кадровая политика и т.д.). Когда же были определены пути в решении этой проблемы, то встала необходимость в унификации и реконструкции народных инструментов. Задача унификации музыкальных инструментов, по мнению профессора В. В. Китова, была необходима, поскольку в народном быту инструменты, обычно изготавливавшиеся самими музыкантами из подручных материалов, не имели стабильного размера и строя. Нередко имели довольно ограниченный диапазон и слабый звук 1 . Чтобы создать оркестр бурятских народных инструментов, требовалась подвергнуть их реконструкции. Впервые эти проблемы нашли освещение в работе П. М. Берлинского «Перспективы музыковедческой работы и музыкального строительства в Бурятии»". В начале 30-х годов началась работа по реконструкции народных инструментов в Бурят-Монгольском го с уд а р с т в е н н о м и н с т и т у т е к ул ьт у р ы . И з го т о в л е н и е м и усовершенствованием инструментов занимались и изве стные музыкальные 1 1 Китов В.В. Оркестр бурятских инструментов. - Улан-Удэ, 2001г. “ Берлинский П.М. Перспектива музыковедческой работы и музыкального строительства в Бурятии. - Верхнеудинск, 1931г. 26
мастера, в числе их Н. В. Халбаев, певец и исполнитель на народных инструментах. Он, например, изготовил хур, усовершенствование которого позволило добиться большей гибкости, выразительности звука и придать инструменту красивый внешний облик. Н. Халбаев сум е л реконструировать и хур, впервые сделав его из дерева, а не из тростника, благодаря чему звук приобрел силу. Эти инструменты и использовали музыканты легендарного Первого оркестра республики. Кроме того, были заказаны инструменты мастеру П. Шошину, работавшему в Экспериментальной мастерской Управления по делам искусств при СНК РСФСР. Хорошо помнит этот период С. Л. Балдаев, участник народного оркестра. С уважением и теплотой он говорит о Н.В. Халбаеве, который, по существу, явился для него первым учителем, передавшим молодому музыканту секреты по изготовлению бурятских народных инструментов. С. Л. Балдаев, вспоминая те годы, говорит: «Н. Халбаев дал мне много информации по изготовлению бурятских инструментов. Я многому у него научился. Свой первый инструмент, я сделал в 1973 г. Материалы я тогда заказывал. В. Дугарову в Москву. Я был первым мастером, который сделал 4-х струнный хур... Он был по мензуре похож на скрипку». 1 Позже он сделал еще пять 4-х-струнных хуров-сопрано, диапозон звучания, которых расширился от ноты «соль» малой октавы и выше. В конце 70-х годов Сергей Балдаев изготовил оригинальный сур собственной конструкции. Он представлял собой продольную флейту с наклонным мундштуком. Раньше при прямом мундштуке приходилось тремя пальцами обеих рук перебирать отверстия сура, а большим пальцем придерживать корпус инструмента. Теперь же, при наклонном мундштуке, большой палец был свободен. Балдаев сделал сур не из сосны, а из бука. Если раньше Н. В. Халбаев использовал при изготовлении составные части, то Сергей Лазаревич применил цельный материал. Мастеру 27 Из интервью взятом у С. Л. Балдаева в мае 2007г.
пришлось при работе дрелью просверлить ось дерева бука. Благодаря преимуществам нового материала (а ведь он, кроме того, еще обладал гораздо большей прочностью), сур приобрел красивое грудное звучание. Хотя, следует признать, сур из сосны все же имел несколько иную, более нежную тембральную окраску. Сергею Балдаеву принадлежала также идея изготовления и реконструкции деревянного духового инструмента бишхур. Одновременно над производством бишхура работал другой мастер Бальжинима Дугаров, музыкант из Агинского национального округа. Когда в Улан-Удэнском музыкальном училище было открыто отделение бурятских народных инструментов, которое возглавил С. Л. Балдаев, именно Б. Дугаров сначала изготавливал для учеников по одному и даже по два инструмента. В училище не было тогда ятагов. Они появились позже, когда за их изготовление взялся Лубсан Доржиевич Жамбалов. Вместе с ним Сергей сделал по монгольским образцам первые десять ятагов. В модификации чанзы и хура, в поисках материала для струн и резонаторов также активное участие принял Ардан Федорович Зонхоев. Все эти люди, талантливые мастера бурятских национальных инструментов, явились активными инициаторами открытия музыкальной мастерской. В настоящее время мастерские закрыты. Теперь инструменты приходится изготавливать на дому. Так, например, племянник Бальжинимы Дугарова Очиржап Доржиевич Жамбалов в пристроек к своему дому сделал мастерскую и начал работать по заказу, изготавливая почти все бурятские инструменты: чанзы, иочины, ятаги, различные разновидности хура (кстати, он совсем не знает нотной грамоты, но обладает тонки музыкальным слухом благодаря которому ему удается создавать совершенно удивительные по тембру инструменты). Квартира С. Л. Балдаева, расположенная по улице Борсоева в центре города, тоже напоминает собой мастерскую. Всюду, куда ни 28
бросишь взгляд, находятся музыкальные инструменты. Здесь и хуры- сопрано, хуры-басы, чанзы, суры... Все эти инструменты сделанны руками музыканта. С каждым из них у Сергея Лазаревича связана своя история, памятная страничка жизни, в каждый инструмент вложена частица его души. Поэтому и расставаться с ними бывает жаль, но ведь музыкантам - исполнителям нужны инструменты 1 . С. Л. Балдаев говорит, что всего в его коллекции 14 хуров- сопрано. Все они по форме и мензуре напоминают скрипку. А сколько он наладил сломанных инструментов и смычков для своих учеников из училища, музыкантов-коллег из Бурятии, Иркутской и Читинской областей! Через его руки прошли не только бурятские инструменты, но и скрипки и виолончели. И Тугутов, доктор исторических наук, знаток бурятской музыки пишет в своей статье: «Меня, как этнографа всегда интересовали изделия замечательных рук мастеров - аларцев Николая Халбаева и Ардана Зонхоева, агинца Б. Дугарова, янгутского страдивариуса Сергея Балдаева. Поэтому я так неустанно прослеживал за эволюцией наших народных музыкальных инструментов. Меня не могло не радовать, что каждый из этих мастеров сумел сберечь стиль, манеру наших предков, внести свое творческое начало в каждый музыкальный инструмент. Их творческое дерзание - залог того, что наши исполнители будут извлекать из национальной музыкальных инструментов дивные, поистине волшебные звуки, идущие из глубины души народной» 2 . Хорошо известно, что в древности каждая бурятская семья стремилась иметь в доме свой музыкальный инструмент, ведь он нес в себе глубокий смысл, явился символом духовности, служил своеобразной защитой (оберегом) от различных бед и неприятностей. Народные инструменты, кроме того, передавали звуки окружающего мира дуновение Автор этой работы, например, тоже приобрела хур-сопрано у С Л. Балдаева и сегодня использует в своей исполнительской практике. - Тугутов И. Из глубины души народной. // Знамя труда. 1979, 24 апреля. 29
ветра, шелест листьев, журчание ручья, пение птиц и умели отразить тончайшие нюансы человеческих переживаний, вызвать у слушателей радость или грусть восторг или слезы. Прошедший недавно в Улан-Удэ музыкальный фестиваль «Звуки инструментов Евразии» позволил еще раз убедиться в необходимости сохранения богатейших инструментальных традиций бурятского народа. Сегодня С Л. Балдаеву, бурятскому Страдивари (так его называют в республике, сравнивая со знаменитым итальянским мастером 1-ой половины XVIII века), исполняется 85 лет. Он достаточно потрудился на своем веку, но и сейчас несмотря на почтенный возраст, не бросает работу по изготовлению и ремонту бурятских народных инструментов. 30

Закл

ючение
Деятельность Сергея Лазаревича Балдаева носила масштабный и разносторонний характер. Он начал свой творческий путь в искусстве в конце 30-х годов, войдя в состав первого оркестра бурятских народных инструментов ГФ Б-М АССР. Работа в оркестре и определила его дальнейшую судьбу. С. Л. Балдаев много времени по святил музыкальноисполнительской деятельности. В составе оркестра он объездил весь Советский Союз, побывал в разных странах Европы, Монголии, Китая, всюду пропагандируя инструментальную культуру Бурятии. В конце 60-х годов, ощущал острую необходимость в решении задачи музыкальных кадров для народных оркестров, С. Балдаев вместе с другими музыкальными деятелями выступает инициатором открытия специализированного отделения бурятских народных инструментов в Улан- Удэнском музыкальном училище имени П.И. Чайковского, и сам на первых порах осуществляет руководство им, проявляя организаторский талант. Именно тогда столкнувшись с проблемой нехватки народных инструментов, он начал перенимать секреты изготовления и реконструкции бурятских инструментов у своих старших товарищей и добился со временем в этой области подлинных высот мастерства. Отделение БНИ затем пройдет сложный и длительный путь формирования и становления, прежде чем сложатся традиции, благодаря которым училище будет гордиться его достижениями. Но надо помнить, что у истоков его зарождения стояли талантливые бурятские музыканты, и в числе их С. Л. Балдаев. В целом педагогическая деятельность Сергея Лазаревича в музыкальном училище продлилась два десятилетия. За это время он выпустил около 20-ти музыкантов, которые ныне работают в различных коллективах республики.
Таким образом, вклад С. Л. Балдаева в развитие бурятского инструментального исполнительства неоценим: знаток бурятской музыки, энтузиаст своего дела, талантливый исполнитель, являлся одним из организаторов и дирижеров оркестра бурятских народных инструментов ВГТРК, музыкальный руководитель ансамбля песни и танца «Байкал», мастер по реконструкции народных инструментов. Осенью Сергею Балдаеву исполнится 85 лет. Несмотря на почтенный возраст, он, как и прежде сохраняет молодость души, оптимизм и жизнерадостность. В этом году вместе с женой Василисой Владимировной Сергей Лазаревич отметит еще один юбилей-60-летие совместной жизни. Это очень дружная и гостеприимная семья. Каждого человека здесь встречают с радостью. В этом автору данной работы пришлось убедиться самой во время встреч, связанных с собиранием материалов о Сергее Лазаревиче. Очень интеллигентные люди со светлой душой живут на бурятской земле. Они всегда готовы поделиться своими знаниями, опытом, дать советы, рекомендации. Они несут в себе свет высшей духовности, стержень которой находится в многовековых национальных традициях бурятского народа. Автор надеется, что данная работа будет иметь определенный интерес для всех тех кого волнует проблемы Бурятского музыкального искусства и судьбы его выдающихся деятелей. 32

Архивные материалы:
1. Интервью С. Л. Балдаевым 2007, 10 мая. 2. Интервью С. Л. Балдаевым 2007, 4 июня. 3. Интервью В.В. Гергеновой 2007, 10 мая. 4. Интервью В. И. Шамбеевой 2007, 15 мая. 5. Интервью Н.Д. Жигжитовой 2007, 31 мая 34

Пр иложение
1. Фотографии из семейного архива семьи С.Л. Балдаевых 2. публикации о С. Л. Балдаеве в Республиканской прессе 35


В раздел образования