Напоминание

Эффективные формы и методы обучения


Автор: Лазуткина Нелля Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РО "Волгодонский техникум общественного питания и торговли"
Населённый пункт: г.Волгодонск, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Эффективные формы и методы обучения
Раздел: полное образование





Назад




Поиск эффективных форм и методов обучения. Сегодня инновациями в образовании никого не удивишь. Использование новых форм и методов, технологий, скорее, норма, чем исключение. Оснащение современных образовательных учреждений позволяет широко внедрять информационно-коммуникационные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок учебных предметов в общеобразовательном учреждении. ИКТ призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Под эффективностью понимают полезность урока для развития каждого обучающегося. Значит, чтобы повысить эффективность урока, необходимо сделать его значимым для каждого отдельного ученика. Основной задачей информатизации образования является эффективное использование следующих преимуществ информационно – коммуникационных технологий:  активная позиция обучающегося;  переход процесса познания из категории «учить» в категорию «изучать» какой-либо предмет осознанно и самостоятельно;  информационная насыщенность и гибкость методики обучения с применением ИКТ;  «погружение» обучающегося в особую информационную среду, которая наилучшим образом мотивирует и стимулирует процесс обучения;  дифференциация и индивидуализация учебного процесса;  коренное изменение организации процесса познания путём смещения её в сторону системного и мышления;
Разработка урока с использованием ИКТ состоит из следующих этапов: 1. Концептуальный. На данном этапе определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение результатов, аргументируется необходимость использования ИКТ или ресурсов Интернет в образовательном процессе, исходя из педагогических задач урока. 2. Технологический. На основе сформулированных требований к образовательным электронным ресурсам по дидактическим целям и методическому назначению проводится анализ и отбор образовательных электронных ресурсов. Выбирается форма урока, выделяются основные структурные элементы урока, прогнозируется эффективность использования данного ресурса, определяется методика проведения урока и проектируются основные виды деятельности с ресурсами в учебном процессе. 3. Операциональный. На данном этапе проводится детализация функций, которые можно возложить на средства ИКТ, и способов их реализации, выбор способов взаимодействия обучаемого с электронным ресурсом, осуществляется поэтапное планирование урока. Планируя урок с применением ИКТ, нужно учитывать следующие факторы: уровень подготовки класса, методическую цель урока, тип урока, готовность учащихся к новому виду учебной деятельности, гигиенические требования. Критерии полезности ИКТ в образовании можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии. В зависимости от того, какие средства ИКТ используются, выделяется несколько типов уроков:  урок с компьютерной поддержкой;  урок с выходом в Интернет;
 урок с мультимедийной поддержкой. Рассмотрим подробнее каждый из типов уроков. Урок с компьютерной поддержкой. Работу учеников на таком уроке можно организовать несколькими способами: - учащиеся одновременно работают с учителем, на определенном этапе переходят к работе за компьютером; - учащиеся работают на компьютере по указанию учителя; - работа с текстом электронного учебника или пособия. Урок с выходом в Интернет. Позитивная возможность современных информационных технологий – возможность использовать уникальные экспериментальные ресурсы, расположенные порой на другом конце земного шара: вести наблюдения звездного неба на настоящем телескопе или управлять реактором атомной станции, воспользоваться для перевода учебного текста онлайн-словарём, пройтись по залам музеев мира. Ещё одна возможность, которую успешно используют современные преподаватели - развитие и поощрение творческого потенциала учащихся. Публикации в Интернете лучших исследовательских работ, сочинений, гипертекстовых рефератов не только дают возможность ученикам выполнить мини-исследование, но и представить результаты своего труда массовому читателю. Урок с мультимедийной поддержкой. Современные дети – это дети экранной динамичной информации. Информация на экране монитора воспринимается ими намного лучше, чем печатная книжная информация. Конечно, печально осознавать, что современные дети очень мало читают, однако, при подготовке к уроку необходимо учитывать данный фактор. Компьютер, укомплектованный звуковой картой, колонками, видеопроектором, позволяет сделать урок живым и красочным. На
качественно новом уровне реализуется принцип наглядности обучения. Анимация, видеоизображение, звук делают изучаемые события и явления более наглядными, а, значит, и доступными, таким образом, превращая процесс обучения в более комфортный для ученика. Использование ИКТ на уроке позволяет рационально организовать рабочее время учителя и учеников: учителю не потребуется писать на доске мелом, отвернувшись от класса, развешивать иллюстрации, менять демонстрируемый материал и т.д. Заранее подготовленная информация к уроку появляется в нужно время, в заранее продуманном темпе и объеме. Время, сэкономленное на уроке, может использоваться для увеличения объема информации или тренировочных упражнений. Средства ИКТ разнообразны и возможности их велики. Рассмотрим более подробно программные средства обучения, которые широко используются в системе образования. Обучающие программы (О П ) – специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Такие программы носят обучающий характер: они содержат пояснения, правила, образцы выполнения заданий, что способствует максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя возможность им самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП являются лишь частью всей системы обучения, следовательно, должны быть увязаны со всем учебным материалом. Электронные учебники – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно- справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний. Тестовая система компьютерного контроля – одна из самых распространенных компьютерных систем контроля знаний. Использование компьютера помогает преподавателю сократить рутинную, малоинтересную
работу по проверке тестов, что позволяет проводить контроль чаще и снижает фактор субъективности. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)- учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи. Значительно упрощают подготовку учителя к уроку, так как представляют собой модули получения новых знаний, практического и контролирующего характера, позволяют дифференцировать и индивидуализировать работу на уроке. С появлением Интернета стало возможным и дистанционное обучение. Дети, имеющие временные ограничения возможностей здоровья и не имеющие возможности регулярно посещать образовательные учреждения, не оказываются «выключенными» из процесса обучения. Это поможет им усвоить материал и быть успешными на последующих уроках. Приход ИКТ на смену традиционной методике, безусловно, способствует усилению эффективности учебного процесса. Технология привносит качественные изменения в педагогический процесс, способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективно организовать процесс обучения, повышает интерес учащихся к предмету, активизирует познавательную деятельность учащихся. Средства и формы медиаобразования дают учителю возможности профессионального роста и самосовершенствования на пути использования новейших достижений науки и информационных технологий. Последнее способствует обновлению содержания и форм современного образования.


В раздел образования