ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Автор: Лазарева Галя Николаевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "СОШ №45" г.Чебоксары Населённый пункт: город Чебоксары Чувашской Республики Наименование материала: статья Тема: ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Раздел: среднее образование
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный
образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Особенность ФГОС нового
поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности
ученика. Изменяются и технологии обучения.
В контексте задач современного образовательного стандарта ценность овладения
учащихся коммуникативными действиями диктуется необходимостью их подготовки к
реальному процессу взаимодействия с миром за рамками школьной жизни.
Применение ИКТ технологий на уроках способствует формированию
информационной компетентности обучающихся. А именно развивает следующие
способности:
- использовать информационные технологии (ИТ)(навыки использования ИТ, навыки
работы с Интернет);
- самостоятельно работать с информацией различных источников, искать,
анализировать и отбирать необходимую информацию;
- составлять устное сообщение на основе обработанной информации;
- оформить (устную и письменную) тематическую работу.
Так же учителю необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для
активной мыслительной деятельности, которую он должен стимулировать. Среди наиболее
важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно
относятся к сфере коммуникативных действий. То есть нужно развивать компетенцию
социального взаимодействия. Развитие этих способностей развивает в ребенке
способности:
- работать в команде;
- организовать работу в группе;
- подчиниться руководителю команды;
- выслушать точку зрения другого человека и признать его правоту;
- контролировать свои эмоции;
- брать ответственность на себя;
- участвовать при совместном принятии решений;
- существовать в многокультурном обществе (понимать различия, испытывать
уважение к друг другу, жить с людьми других культур, языков, религий, убеждений).
Мультимедийное сопровождение на уроках позволяет перейти от объяснительно-
иллюстрированного способа обучения к деятельностному. Ученик становится активным
субъектом учебной деятельности, а учитель выступает в роли помощника, консультанта,
поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и
самостоятельность. Уроки с применением ИКТ становятся более эмоционально
насыщенными и наиболее наглядными, ускоряется процесс восприятия и запоминания
информации с помощью ярких образов, а это очень важно ввиду того, что особенностями
современных детей являются клиповое мышление, высокая эмоциональность,
повышенная утомляемость, высокая познавательная активность. Ребёнок становится
жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Чтобы повысить познавательный интерес и сделать урок продуктивнее, с помощью
ИКТ учитель может показать фотографии, поясняющие незнакомые детям слова, на уроках
появляется возможность познакомить учеников с жизнью и творчеством писателей,
виртуально побывав в домах-квартирах и музеях, использовать компьютерные технологии
для закрепления тем.
Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность с
использованием ИКТ способствует закреплению ключевых понятий, воспитывает
культуру речи, обеспечивает условия для проявления творческого начала. Данный вид
работы позволяет детям принимать участие в конкурсах, творческих проектах школьного,
районного, всероссийского уровней. Применение ИКТ в школе также позволяет
рационально и экономно использовать время и силы учителя: подбор иллюстративного
материала к уроку и для оформления стендов, подбор дополнительного познавательного
материала к уроку, знакомство со сценариями праздников и внеклассных мероприятий,
обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и
зарубежья, оформление классной документации, отчетов.
Таким образом, использование современных ИКТ технологий облегчает подготовку
учителя к уроку, позволяет сделать уроки нацеленными на каждого ученика,
разнообразными и насыщенными по формам деятельности, значимыми по результатам,
обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам,
другим информационным ресурсам. С применением ИКТ на уроках, учебный процесс
направлен на развитие логического и критического мышления, воображения,
самостоятельности.