Напоминание

Образование единого русского государства


Автор: Бурко Ирина Борисовна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГБПОУ МРМК
Населённый пункт: город Минеральные Воды
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Образование единого русского государства
Раздел: среднее образование





Назад





Бурко Ирина Борисовна

преподаватель истории

ГБПОУ МРМК

Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках истории.
Познавательная деятельность разнообразна, она дает возможность изучать часть материала необходимого для формирования активной жизненной позиции каждого ученика самостоятельно, что позволяет сделать процесс обучения более эффективным. Самостоятельная работа осуществляется на лекциях, групповых занятиях и в ходе самостоятельного изучения тем курса истории. Её можно использовать при составлении схем, таблиц, развернутого плана, написания реферата и доклада. Помогает анализировать и сопоставлять, давать собственную оценку фактам, стройно излагать свои мысли. В самостоятельной работе выделяется несколько уровней: 1. воспроизводящий уровень позволяет готовиться к заданиям требующие запоминания (текста, дат, терминов), простого воспроизведения информации в виде пересказа. 2. преобразующий уровень дает возможность проанализировать материал и скомпоновать его в виде схем, планов, тезисов, выводов. Это помогает освоить материал. На лекциях самостоятельная работа проявляется во время кратких ответов на вопросы, при составлении развернутых планов, схем, при конспектировании лекций. 3. творческо-поисковый уровень позволяет изучить материал, по предложенной теме используя любой источник (монография (например, Борисов Н.С. Иван III), статья, Интернет, справочная литература, словари) и выделив основные мысли в тексте, выступить с ними на уроке в течение 2 минут, познакомив учащихся с важной информацией, не перегружая их монотонностью изложения. Эту форму работы отношу к опережающей – самостоятельной работе. На групповых занятиях самостоятельная работа проявляется в ходе выступления с докладами и сообщениями. 1
Познавательная деятельность позволяет решать проблемные задачи, построенные на логических цепочках, сравнивать правления монархов и эпох. Анализировать текст, выделять главные мысли, позволяет делать выводы об изучаемом материале. Преподаватель организует самостоятельную работу, формулирует и разъясняет задание, контролирует работу учащихся, отвечает на возникшие в ходе работы вопросы и проверяет результаты.
Урок.

Тема:
«
Образование единого Русского государства»

Цели:
Образовательная: формирование знаний о процессе образования единого Русского государства. Развивающая: продолжить работу по составлению развернутых планов, схем при написании конспекта; анализировать просмотренный материал; опережающие задание. Воспитательная:
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: учебник Сахаров А.Н. Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века; карта «Российское государство XV – XVI вв.».
Содержание урока:
1. орг. момент – проверка присутствующих и письменные принадлежности. 2. Проверка знаний:
-
Начало возвышения Москвы 3. Изложение материала: 1 . Постановка целей и задач. 2. видео - ролик компании ТВЦ «История Государства Российского» серия «Феодальная война в XV веке», цель ответить на вопросы после анализа просмотренного материала. 1. Кто из князей Рюриковичей претендовал на первенство? 2. Кого из врагов государства привлекали к этой борьбе? 3. Выступление обучающегося с докладом об Иване III – как личности (самостоятельная работа). 4 . Рассказ преподавателя о событиях второй половины XV в. 5. Составление развернутого плана по теме «Образование единого государства – России. Иван III; создание новой системы управления» и запись в тетрадь. Пункт 3. Иван III. Объединение русских земель вокруг Москвы. 2
Страницы 182 - 190 I. формирование территорий: А. 1477-1478 гг. присоединение Новгорода Битва на реке Шелонь 1471 г. разгром новгородцев. Б. 1472 г. «Великая Пермь» В. 1489 г. земли по рекам Оби и Вятки Г. 1485 Тверское княжество Д. При сыне Иван III - Василии III: 1510 г. Псковская республика, 1514 г. Смоленское княжество, 1521г. Рязанское княжество. II. Изменение символики: А. официальный титул «Великий князь Всея Руси» Б. название государства «Россия» В. герб государства - «Двуглавый Орел» III. Новая система управление – составление схемы. IV. Укрепление власти: А. ограничивали права удельных князей: - запрет чеканки своей монеты; - сокращение судебных прав; - взывание в казну налогов с частновладельческих крестьян; - ограничение привилегий бояр, монастырей в податных делах; - контроль действий кормленщиков. Б. Судебник 1497 г. – новый кодекс законов единого государства. В. Ограничение выхода крестьян; их переход от одного владельца к другому в течении недели до и после Юрьева дня. Великий Князь Всея Руси Волостели – из числа «вольных людей» Волость - управление сельской местностью. 3 Приказы – орган центрального управления (возглавляли бояре или дьяки) Боярская Дума – совет при Великом Князе (бояре управляли отдельными отраслями государственными хозяйствами)
- пожилое – деньги за двор. V. Новое войско – московское. Единая военная организация, основа дворяне – помещики. 2. Первичная проверка понимания обучающимся: Фронтальная проверка по вопросам: - Какие признаки единого централизованного государства просматривалась в России? - Какие выводы можно сделать о характере общественных отношений, о государстве на основании Судебника 1497 г.? 5. Последствия создания единого государства: А. Свержение ига Орды. Б. Войны с Литвой и Ливонским орденом. В. Расширение территории на Восток. 3. Закрепление новых знаний - Каковы причины феодальной войны второй четверти XV в.? - Какие цели ставили враждующие стороны? - Чем завершилась феодальная война? - Какое значение для дальнейшей судьбы страны имел ее результат? 4


В раздел образования