Урок по окружающему миру на тему "Природа в опасности" (3 класс)
Автор: Ефремова Ольга Аркадьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Лепёшкинская начальная общеобразовательная школа" Населённый пункт: Орловская область, Орловский район Наименование материала: план-конспект урока Тема: Урок по окружающему миру на тему "Природа в опасности" (3 класс) Раздел: начальное образование
План-конспект урока по предмету «Окружающий мир»
(по учебнику А. Плешакова)
3 класс
УМК «Школа России»
Тема урока: «Природа в опасности»
Цели:
обучающие – познакомить с тем, как человек влияет на природу, учить правильному поведению
в
природе,
расширить
и
углубить
знания
учащихся
о
целях
создания
Красной
книги,
заповедников, национальных парков.
развивающие
- продолжать работу по развитию психических процессов: памяти, внимания,
мышления, воображения; совершенствовать устную речь учащихся;
воспитательные
–
воспитывать
бережное
отношение
к
окружающей
среде;
чувство
ответственности за совершенные поступки, любознательность, интерес к работе.
Задачи урока:
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к мнению других людей;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие умения работать в парах, группах.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией и использовать различные способы её поиска;
- развитие умения работать с текстом;
- развитие операций мышления: анализа, сравнения, обобщения, сопоставления;
- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;
- формулирование познавательной учебной задачи;
- формирование умения оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами
коммуникации;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку
зрения аргументировать её;
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- п о з н а ко м и т ь с я
с
в л и я н и е м
ч е л о в е к а
н а
п р и р о д у,
Красной
книгой;
Оборудование: фотографии редких и исчезающих растений и животных, конверты с заданиями,
музыкальная фонограмма с голосами птиц и звуками природы, смайлики для самооценки.
Ход урока:
1. Организация начала урока.
Поздоровалось Солнце с людьми на рассвете.
«С добрым утром!» - говорит оно и большим, и детям.
Утро добрым быть должно, и хорошим тоже.
Лишь хороший человек всё на свете может!
- Пусть эти строки поэтессы Татьяны Юриной станут девизом нашего урока. Я
думаю, что тогда наш урок будет проходить в атмосфере доброжелательности и
взаимопомощи. И у нас сегодня все получится. Сегодня к нам на урок пришли
гости, надеюсь, что им у нас понравится, и наше хорошее настроение передастся
и нашим гостям.
2. Проверка домашнего задания.
- Вспомните, о чём мы говорили с вами на прошлом уроке? (Об экологии)
-
Что
изучает
экология?
(Это
наука
о
связях
между
живыми
существами
и
окружающей их средой)
- А что такое «окружающая среда»? (Всё то, что окружает живое существо и с чем
оно связано)
- Скажите, какое значение имеет для людей окружающая среда? (От состояния
окружающей среды зависит то, как будет жить человек: будет ли он пить чистую
воду, дышать чистым воздухом, наслаждаться красотой природы).
3. Самоопределение к деятельности.
-
Нравится ли вам отдых на природе? Сейчас мы отправимся на экскурсию.
Закройте
глаза.
(Включение
фонограммы).
Представьте,
что
вы
оказались
на
лесной опушке. Дует лёгкий ветерок, который, прикасаясь к цветам и траве,
заставляет
их
шевелиться.
Вот
на
цветок
прилетела
пчела,
а
это
выглянул
зайчонок,
который
захотел
погреться
на
солнышке.
Вдали
слышится
голос
кукушки, а вот кузнечик перепрыгивает с травинки на листок. Хорошо вам в лесу?
Н е
п р а в д а ,
л и ?
К р а с и в о !
- Скажите, способен ли человек погубить эту красоту?
- Как это может случиться?
4. Постановка учебных задач урока.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- Как будет звучать тема нашего урока? ( Природа в опасности)
- Какие учебные задачи мы перед собой поставим сегодня?
- Чему будем учиться сегодня на уроке?
5. Работа по теме урока.
- Сегодня на уроке мы будем говорить об охране природы.
- Почему, на ваш взгляд, эта теме важна для нас?
- По чьей вине страдает природа? Кто может её спасти?
-
Как
вы
думаете,
проблема
загрязнения
окружающей
среды,
безжалостного
отношения к природе и её богатствам появилась только сейчас?
-
Во
все
времена
людей
волновали
вопросы
охраны
природы.
Так,
Ярослав
Мудрый ещё в 11 веке своим законом ограничил добычу лебедей, бобров, соболей
и других ценных животных. А указ Петра 1, изданный в 1718 году, предписывал
любого человека, который будет дубовый лес рубить наказывать розгами, а если
кто реку Неву отходами и мусором загрязнять станет, того сослать в Сибирь или
кнутом наказать.
- Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о
том, как сохранить природные богатства для нас и для тех, кто будет жить на
Земле после нас. А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые
маленькие раны.
- О том, какие раны человек наносит природе, мы узнаем из статьи учебника с. 29.
- Поработаем в группах. Первая группа читает статью «О маленьких ранах», а
вторая - «О ранах больших».
- Что называют «маленькими ранами» природы?
- Приведите примеры таких ран, которые мы наносим природе.
- А что такое «большая рана»?
- Какие примеры «больших ран природе» вы можете привести?
- Почему же загрязняется воздух?
- Отчего загрязняются реки, озёра?
- Сейчас я расскажу вам одну историю. Слушайте внимательно, вопросы будут
каждой группе.
Однажды дети пошли гулять в берёзовую рощу. Красиво там было! Птички
поют, цветы пестреют. Решили ребята сделать подарок своим мамам. Вроде бы
доброе дело – маму порадовать, а бабушка сердится:
- Зачем ландышей нарвали? Нельзя же! И большие лесные колокольчики нельзя! И
вот эту душистую ночную фиалку, и эти жёлтые купальницы, и ….
- Но почему? – чуть не плачут ребята. – Они же такие красивые! (по ходу рассказа
вывешиваются фотографии цветов)
- Объясните, почему бабушка сердится? (вопрос для 1-ой группы)
- Вот-вот, ребята, красота их и губит. Кто ни увидит – всякий сорвёт . Оттого
цветов этих и стало мало, чуть ли не каждый пришлось под защиту взять! Скоро
так совсем цветов не останется.
- А ромашку можно взять? – спросила одна девочка.
- Как бы вы ответили на вопрос девочки? (вопрос для 2-ой группы)
- О какой ране природы – большой или маленькой - я вам рассказала?
- Как же нужно вести себя в природе? Давайте вспомним правила поведения в
природе.
6. Физминутка.
-
Если
то,
что
я
буду
зачитывать
вам,
разрешено
делать
в
природе
–
вы
одобрительно хлопаете в ладоши, а если нет – топаете:
- ловить бабочек
- сорить
- наслаждаться тишиной в лесу
- отрывать кору дерева
- развешивать кормушки для птиц
- плавать на лодке по реке в разрешенных местах
- собирать с земли шишки
- срывать цветы
- забирать домой маленьких зверюшек
- в лесу стараться ходить по тропинкам
- не ломать и не разорять муравейники
- ломать ветки деревьев
- собирать в лесу грибы
- запасать семечки, зёрна для зимних кормушек
- собирать для гербария опавшие листья.
7. Работа по теме урока (продолжение)
- По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды
растений и животных.
- Прочитайте в учебнике на с.30-31 о животных, которые исчезли навсегда.
- Как называются эти исчезнувшие животные?
- Знаете ли вы еще каких-либо исчезнувших животных?
- Так, например, носорогам угрожает исчезновение, потому что их убивают из-за
рогов. В некоторых частях Африки люди, защищающие носорогов, срезают им
рога, чтобы охотники оставили их в покое.
-
Калифорнийские
кондоры
исчезли
в
природе.
Потому
что
они
медленно
размножаются, им трудно добывать пищу и люди охотятся на них. Однако, прежде
чем они совсем вымерли, спасли их яйца и вывели птенцов в специальных
центрах. Молодых кондоров выкормили вручную до взрослого состояния. Когда
стало возможно и безопасно, их выпустили назад в дикие места.
-
Многие
бабочки,
такие,
как западноафриканская
бабочка-совка ,
исчезли,
потому что люди коллекционировали их, а также потому, что были уничтожены те
дикие места, где они обычно жили.
-
Установлено,
что
с
1600
по
1970
годы
число
видов
млекопитающих
уменьшилось на 36, а птиц на 94 вида. В последние годы на Земле ежедневно
исчезают от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду
растений.
- Сейчас люди всего мира поняли, что природа на нашей планете в опасности.
Поэтому во многих странах начали охранять природу. Ведётся такая работа и в
нашей стране. Давайте прочитаем об этом в учебнике на с.31-32.
- Назовите мероприятия, которые проводятся по охране природы.
- Куда заносятся сведения о редких растениях и животных? (в Красную книгу)
- Подробнее о Красной книге нам расскажет … .
- Как называются участки земли, где вся природа находится под строгой охраной?
- О заповедниках нам расскажут … и … .
- Как называют природные музеи под открытым небом?
- В нашей стране есть несколько национальных парков. Особенно приятно, что
один из самых крупных находится на территории нашего Орловского края. Это
национальный парк «Орловское полесье». Кто из вас был там? Что особенно
запомнилось?
- Подробнее об «Орловском полесье» расскажет … .
8. Работа в парах.
- А теперь поработаем в парах. Рассмотрите фотографии в конвертах.
- Что на них изображено? Почему они даны парами?
- Соотнесите фотографии и подписи к ним.
- На каких фотографиях показано то, что вредит природе, а на каких – видна
работа по охране природы? (Загрязнение воздуха/ проверка чистоты воздуха;
вырубка леса/ посадка леса; загрязнение воды/ очистные сооружения; истребление
животных/ создание заповедников)
9. Работа в тетрадях.
- Откройте тетради на стр. 18. найдите задание № 1. Прочитайте задание.
- Рассмотрите картинки. Найдите примеры положительного влияния человека на
природу. Отметьте эти картинки знаком « +».
- Найдите примеры отрицательного воздействия человека на природу. Отметьте
эти рисунки знаком « - «.
- Проверим, как вы выполнили эту работу.
- Прочитайте задание № 2.
- Вырезайте рисунки и наклеивайте их на страницу. Приступайте к работе.
- Выполним задание № 3.
- Соотнесите термин и его определение.
10. Обобщающая беседа
- Так почему же люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она
в опасности? Может быть лучше остановить работу всех заводов и фабрик и
превратить Землю в один большой заповедник?
- Как же нужно относиться к природе, чтобы она не погибла?
- Чем каждый из нас может помочь природе?
Ученик читает стихотворение:
Любите родную природу – озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились, Живём мы с тобою на ней!
Так будем же, люди все вместе Мы к ней относиться добрей!
11. Рефлексия.
-
Вы
должны
всегда
помнить
слова
замечательного
русского
писателя
М.М.Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину». Давайте стараться
жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы на ней
пели птицы и журчали чистые ручейки, цвели сады и летали бабочки, и чтобы нам
не было стыдно перед ними за себя и свои поступки.
- Понравился ли вам урок?
- Какие эмоции вы испытали на уроке?
- Оцените своё отношение к уроку и выберите смайлик, показывающий ваше
настроение после урока.
- Какие учебные задачи мы ставили сегодня на уроке? Достигли ли мы их?
- Подведите итог, используя следующие фразы:
Я узнал….
Я научился ….
Мне было интересно узнать…
Мне было трудно…
Я хочу поблагодарить за урок ……. за то, что…
12. Домашнее задание.
- Чтобы вы еще лучше запомнили все, о чем мы говорили на уроке, прочитаете
текст учебника стр. 29-34, ответите на вопросы и выполните задания в тетради №4
и №5 с.20. За работу сегодня на уроке отметки получают……..
- Урок окончен. Спасибо всем за работу.