Напоминание

"Развитие познавательной активности обучающихся на уроках изобразительного искусства"


Автор: Кузнецова Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ НШДС №106 "Ёлочка"
Населённый пункт: город Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательной активности обучающихся на уроках изобразительного искусства"
Раздел: начальное образование





Назад





Развитие познавательной активности учащихся на уроках

изобразительного искусства.
Может ли ребёнок прожить без игры? Естественно, нет, ведь игра – основная форма познания им жизни. Игра – зеркало переживаний маленького человека. Содержание обучения в начальных классах, повышенное внимание к предметам эстетического цикла, в том числе изобразительного искусства, требует включения в учебно-воспитательный процесс эффективных методов для развития личности ребёнка. Имеет смысл обратиться к игровым моментам обучения и воспитания, таким, как художественно-дидактические игры и упражнения. Включение игр и упражнений в уроки изобразительного искусства обусловлено взаимосвязью игровой и изобразительной деятельности. Ведь в их основе лежат общие психологические процессы – воображение и эмоции. Дидактическая игра создаёт условия для развития каждого ребёнка, и о результатах познавательно-игровой деятельности можно судить не только по тому, правильно ли ребёнок выполнил то или иное задание, но и по его интересу к познаваемому материалу, готовности к самостоятельной творческой деятельности и оценке её результатов. Игра активизирует познавательные процессы и способствует лучшему усвоению эстетических знаний, умений и навыков. Структура дидактической игры такова: дидактическая задача, игровое действие, правило и результат. Для детей дидактическая задача подаётся в игровой форме и часто выражена в названии самой игры, например: «Собери предметы из избушки медведя», «Одень сказочного героя» и т.п. Если из дидактической игры удалить основные компоненты – игровое действие и правила, то игра превратится в дидактическое упражнение. В основе игры – создание игровой ситуации. Вначале это может происходить с помощью «оживления» игрушек, от лица которых сообщается игровая задача. В дальнейшем игровая ситуация создаётся лишь словесным настроем на познавательно-игровую деятельность. После этого работа уч-ся освобождается от игрового смысла, чтобы не уводить в сторону от решения дидактической задачи. Педагог стимулирует познавательно-игровую деятельность уч-ся, подводя их к самостоятельному решению дидактической задачи, к открытию и усвоению нового. При этом используются различные приёмы постановки дидактической задачи: словесные, или с помощью наглядных действий. При ознакомлении с новым игровым действием возможен пробный ход, в процессе которого учитель познакомит уч-ся с правилами игры. Чтобы убедиться в том, что дети поняли игровое действие и задачу игры или упражнения, можно допустить умышленную ошибку, тем самым, активизировав мыслительную деятельность уч-ся. Основная часть игр может носить соревновательный характер, в конце, в таких случаях, должен подводиться как личный, так и коллективный результат игры.
При разработке содержания и методики проведения игр и упражнений должна учитываться их связь с другими видами учебной деятельности на уроке. Они могут предварять изложение нового материала, организовывать поиск знаний, закреплять пройденное и служить повторением. Следовательно, и место их на уроке может быть различным – в начале, в середине, в конце. Место и роль каждой игры или упражнения определяют, исходя из содержания задачи. Также продумывается их связь с другими формами учебной деятельности, возможны варианты усложнения или облегчения игровых задач. При этом чётко выделяются те новые знания, умения и навыки, творческий опыт, которые нужно сформировать, основываясь на имеющихся знаниях уч-ся. Так как беспорядочное использование на уроке игр и упражнений ведёт к дублированию в познавательной деятельности, игры и упражнения должны быть объединены в систему. При создании системы следует учитывать и индивидуальные особенности уч-ся с нарушением зрения. Ведь основная задача учителя – это развитие сохранных анализаторов, развитие зрительного и цветового восприятия, которые слишком обеднены. С учётом задач, которые учитель ставит перед уч-ся на уроках ИЗО все игры и упражнения удобно разделить на три группы. 1 группа – игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию детей, усвоение ими сенсорных эталонов в области цвета и формы. Эти игры сочетаются с упражнениями, направленными на формирование художественно-графических умений и навыков, которые предполагают знание изобразительных материалов, инструментов и правил работы с ними. 2 группа – игры и упражнения, направленные на усвоение средств художественной выразительности: линии, цвета, композиции. 3 г р у п п а – игры и упражнения, направленные на накопление творческого опыта. Такое разделение игр в зависимости от их целей не означает, что ребят нужно знакомить со всеми играми одной группы, прежде чем приступить к другим - эти игры и упражнения должны чередоваться. Таким образом, осуществляется комплексный подход к обучению основам искусства. Главный методический принцип в использовании игр и упражнений – повторяемость игрового действия с различным содержанием как необходимое условие развивающего эффекта. Основу художественно-дидактических игр составляют настольно- печатные и словесные игры. Все они основаны на принципе наглядности. Поэтому большое внимание нужно уделять оформление дидактического материала. Нужно помнить, что главное условие успеха – это хорошее настроение игроков, их желание включиться в игру и в решение учебной задачи, добиться хорошего результата.

Игры и упражнения для усвоения средств художественной

выразительности.
1 класс. Игра-упражнение «Какого цвета снег?» Игра проводится в начале урока перед работой над зимней композицией. Задача: учить смешивать на палитре цвета для получения нужного цвета, развивать цветовую зоркость и зрительную память. Материал: репродукция картины И.Э.Грабаря «Мартовский снег» (на каждого уч-ся), наборы фишек разнообразных оттенков. Содержание игры: играющие кладут перед собой репродукцию картины и набор фишек. Внимательно вглядываются в картину и при нахождении сходства устанавливают фишку на соответствующий цвет. Когда фишки закончатся, дети должны постараться получить на палитре те цвета, которые увидели на картине. Правило: работу следует проделать, пустив в ход песочные часы на 3 – 5 минут. Выигрывает тот, кто больше определит цветовых аналогий и получит эти цвета на палитре. Из личного опыта. Смешивание цветов и получение новых оттенков требует знания основных цветов. Так как уч-ся имеют достаточно обеднённое зрительное и цветовое восприятие, мною были придуманы следующие виды упражнений. 1. Получение цвета зачитывается в стихотворной форме, уч-ся по ходу стихотворения смешивают основные цвета и получают новые. 2. На доске учитель вывешивает круги с основными цветами и схематично показывает получение нового цвета. Эти схемы остаются на уроке и уч-ся пользуются ими в ходе выполнения самостоятельной работы. 3. Использование цветных плёнок-фильтров для получения цветовых оттенков. Игра-эстафета «Собери предметы из избушки медведя». Игра проводится перед иллюстрированием русской народной сказки «Маша и медведь». З а д а ч а : совершенствовать знания о предметах окружающей действительности, развивать зрительную память и логическое мышление.
Материал: изображение трёх предметов домашнего обихода на каждого уч- ся, три наборных полотна. Содержание: перед каждой командой на доске устанавливается наборное полотно, которое оформлено в виде избушки медведя. Каждый уч-ся получает набор предметов, которые могли бы быть в избушке. Остальные изображения – предметы современного интерьера (телевизор и т.п.). по команде учителя дети выходят и прикрепляют изображение предмета в избушку. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно выполнит условие игры. Правило: каждый участник выходит к наборному полотну, когда на своё место сел его товарищ по команде. За правильный ответ команда получает очко. В конце игры подводятся результаты. 2 класс. «Какое дерево лист потеряло? » Игра проводится, когда дети снова обращаются к изображению осенних листьев. Задача: совершенствовать знания о предметах действительности, умение различать листья различных деревьев. Материал: карты-лото с изображением деревьев и карточки с изображением листьев. Содержание: детям раздаются карты лото и наборы карточек с изображением листьев. На столе у учителя – набор настоящих листьев различных деревьев. Игровое действие заключается в следующем. Учитель демонстрирует лист дерева, уч-ся должны поднять карточку и показать, какое дерево потеряло лист. Затем учитель считает до трёх, а уч-ся должны найти у себя изображение такого же листа и закрыть им карточку с деревом. Выигрывает тот, кто быстро и правильно выполнит условие игры. Упражнение «Цветные зверюшки». Упражнение выполняется при рисовании орнаментальной полосы. Задача: закреплять понятие цветовой гармонии, развивать художественный вкус. Материал: наборы из 5-6 полос различных цветов и 2-3 цветных полосы такого же размера с вырезанными силуэтами забавных зверюшек. Содержание: на классной доске – цветовой круг со стрелками, как у часов. Для начала, учитель повторяет с детьми пары гармонично сочетающихся цветов, указывая на них стрелками на цветовом круге (пр: жёлтый и фиолетовый, синий и оранжевый). Затем уч-ся получают наборы полос. Из 2-3 цветных полос со зверюшками ученик выбирает ту, которая ему больше понравилась. К ней он должен подобрать цветную полоску, которая, по его мнению, сочетается по цвету. Он
подкладывает цветную полосу под полоску со зверюшками и получает законченное цветовое решение. По просьбе учителя уч-ся поднимают полоски и демонстрируют их всему классу.
Игры и упражнения для усвоения художественно-графических умений и

навыков.
1 класс. Игра-соревнование «Ниточка-иголочка». Игра проводится на любом уроке, где уч-ся работают простым карандашом. Задача: совершенствовать навыки работы простым карандашом. Материал: карточки-задания с образцом проведения линий в различных направлениях без отрыва карандаша от листа бумаги (на каждого уч-ся). Содержание: создаётся игровая ситуация – карандаш – это иголка, а линия – нитка. Куда направляется иголка, туда направляется и линия-нитка. Дети получают карты-задания с маршрутом движения карандаша. Вначале уч-ся прослеживают движение по карте-образцу, а потом повторяют это самостоятельно на бумаге. Правило: движение начинают все одновременно по команде. Тот, кто оторвал карандаш от листа, должен начать движение сначала. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно выполнит задание. Игра-эстафета «Украшаем ёлку». Игра проводится для закрепления навыков изображения ёлочных игрушек с натуры. З а д а ч а : развивать наблюдательность, глазомер, чувство пропорции, совершенствовать навыки рисования с натуры. Материал: три больших листа бумаги с изображением неукрашенных ёлок, набор ёлочных игрушек несложной формы на каждую команду. Содержание: класс делится на три команды, каждая получает набор ёлочных игрушек, раздаёт их членам команды. На доске перед каждой командой лист с изображением неукрашенной ёлки. Уч-ся, выходя по очереди, должны повесить, т.е. нарисовать игрушку на свою ёлку (рисунок выполняется простым карандашом). Выигрывает та команда, которая украсит ёлку быстро и красиво. 2 класс. Игра-упражнение «Снежинки». Игра проводится на одном из уроков, связанных с зимней тематикой. Задача: совершенствовать умение работать кистью и красками, развивать наблюдательность и воображение.
Материал: лист бумаги в виде квадратной сетки на каждого уч-ся. Содержание: в начале игры педагог обращает внимание уч-ся на то, какие неповторимые формы имеют эти удивительные создания природы – снежинки. Затем предлагает уч-ся придумать разнообразные формы снежинок и заполнить ими клетки листа. Работа ведётся чёрной гуашью на белом листе или белой гуашью на тонированном. Время проведения игры 5-7 минут. Для подведения итогов 1 уч-ся выходит к доске и мелом на доске показывает изображение своих снежинок, если у уч-ся есть такая же снежинка, они ставят около неё плюс. Выигрывает тот, кто придумает больше оригинальных по форме снежинок.
Дополнительный материал к урокам.
1. Игра «Перевоспитание Пачкули». Из-под стола учителя появляется человечек весь перепачканный краской, лохматый (его можно вырезать из картона, сделав тряпичные волоса). - Ребята, как вы думаете, кто это? Ты кто? - Я – Пачкуля. - Почему ты такой грязный? Где ты так испачкался? - Это простая история. Только вот отмыться никак не могу. Мы с Незнайкой рисовали красками осенние листья. Я спешил и всё испортил. - А что же ты наделал, расскажи нам. - Начал я рисовать листок клёна, весь его красной краской закрасил, а потом вспомнил, что концы то у него уже покраснели. Стал я кончики красить красной краской, а получилась какая-то грязь. Рядом с зелёным листком жёлтый лежал. Я стал жёлтый красить. А зелёная краска потекла в жёлтую. Вот, посмотрите, что получилось, (он показывает рисунок). - Как вы думаете, ребята, почему у Пачкули получился такой рисунок? - Он не знает правил работы с акварелью. - Давайте поможем Пачкуле их запомнить, (уч-ся повторяют правила работы кистью и акварелью). -А как же быть с твоим внешним видом? По-моему, надо что-то сделать. - Ребята, что ему следует сделать? - какой же я теперь Пачкуля, я стал совсем чистый. Мне даже самому как-то непривычно. Ребята, назовите меня как-нибудь по-другому. (дети придумывают новое имя) Правила работы кистью и акварельными красками. 1. Акварель предварительно надо развести, и, прежде чем писать, попробовать цвет на листке. 2. Цвета не должны перекрывать друг друга, иначе получится грязь.
3. Если писать акварелью, а рядом краска ещё не просохла, она обязательно растечётся. Поэтому, дождись, когда высохнет один элемент и начинай красить другой. 4. Писать акварелью можно и по мокрой бумаге. Тогда краска расплывается и получится так, будто мы смотрим на рисунок через мокрое стекло.


В раздел образования