Автор: Бакриева Софья Кагировна Должность: учитель Учебное заведение: ГБОУ №20 Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Современный урок иностранного языка Раздел: среднее образование
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где
сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия; происходит общение учителя
и учащихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на
систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого ученика».
Концепция модернизации российского образования так определяет социальные требования к
системе школьного образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные,
нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные
решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству,
отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством
ответственности за судьбу страны».
Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в
последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения
иностранным языкам. Приоритетным направлением развития современной школы стала
гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный
потенциал (принцип). Он предполагает учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию
дифференцированного подхода к обучению.
Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение,
направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным
является:
- применение активных форм познания: наблюдение , опыт, учебный диалог;
- создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и
действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью,
определять свое знание и незнание.
В связи с этим в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится
использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно
добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и
умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы
универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной
учебной деятельности. Сегодня в центре внимания – ученик, его личность. Поэтому основная цель
современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся,
которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
В связи с этим выделяют ряд требований, предъявляемых к современному уроку иностранного
языка:
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и
окончание;
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать
тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с
учениками и умеет направлять их на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
здоровьесбережение;
в центре внимания урока – учащиеся;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса,
стремление учащихся, настроение детей;
планирование обратной связи.
На основании перечисленных требований можно определить особенности современного урока
иностранного языка.
Особенности современного урока иностранного языка
В настоящее время основной стратегией обучения является коммуникативность. В связи с этим
следует выделить ряд особенностей урока иностранного языка, которые следует учитывать при
планировании урока.
1. Практическая направленность урока. На уроке и.я. учитель формирует у учащихся навыки и
умения использовать и.я. как средство общения. Знания признаются необходимыми, но как
вспомогательный фактор: знания сообщаются с целью более эффективного формирования
навыков и умений.
2. Атмосфера общения. Одной из ведущих черт современного урока иностранного языка является
атмосфера общения. Создание такой атмосферы – это требование, вытекающее из программных
целей и закономерностей обучения. Обучение общению может успешно осуществляться только в
условиях, когда учитель и ученики являются речевыми партнерами.
3. Единство целей. Урок иностранного языка должен решать целый комплекс целей
одновременно. На уроке проводится работа над разными аспектами языка (фонетикой,
грамматикой, лексикой) и над развитием умений в различных видах речевой деятельности
(аудированием, чтением, говорением, письменной речью). Однако при планировании урока
выделяется одна основная практическая цель. Остальные цели могут быть определены как задачи,
за счет решения которых обеспечивается достижение основной практической цели.
Формулировка цели должна быть четкой и конкретной. В качестве цели может выступать тот или
иной навык, то или иное умение. В этом случае правильным будут следующие формулировки
цели:
«Формирование лексических навыков»
«Развитие техники чтения»
«Развитие монологических умений»
Соотношение целей и задач – это соотношение частного и общего. Реализация цели возможна
благодаря решению ряда задач. Таким образом, ставя задачи, учитель намечает определенный
путь достижения цели, а также конкретизирует уровень или качество формируемого навыка и
умения.
Пример 1. На уроке учитель планирует научить учащихся рассказывать о том, куда они поедут на
рождественские каникулы.
Цель: развитие монологических умений.
Задачи: 1) Активизировать лексику по теме «Развлечения. Путешествия»
2) Активизировать грамматический материал (будущее время)
3) Тренировать учащихся в чтении текста («Как я проведу Рождество…»)
4) Научить учащихся монологическому высказыванию типа повествование с опорой на
текст.
Помимо основной практической цели, формулируются развивающая, воспитательная и
образовательная цели урока.
Образовательная цель предполагает использование языка для повышения общей культуры,
расширения кругозора, знаний о стране изучаемого языка. Данная цель достигается в процессе
анализа используемых на занятиях текстов, бесед, обсуждения актуальных проблем и др.
Достижение образовательной цели предусматривает приобретение учащимися страноведческих и
лингвострановедческих знаний.
Воспитательная цель, как правило, обусловлена тем материалом, который используется на уроке.
Данная цель реализуется через отношение обучающегося к языку и культуре его носителей и
предполагает решение задач, обеспечивающих формирование:
Уважительного и доброжелательного отношения к народу изучаемого языка;
Системы моральных ценностей;
Понимания важности изучения иностранного языка;
Чувства справедливости, осознанного отношения к нравственным поступкам.
Примерами формулировок воспитательной цели могут быть:
«Воспитывать умение общаться с одноклассниками»
«Развивать умение отстаивать свою точку зрения»
«Прививать любовь к животным» и др.
Реализация развивающей цели связана с развитием психических функций учащихся (памяти,
мышления, внимания, воображения), эмоциональной сферы, а также с формированием навыков
и умений межличностного общения.
Примерные формулировки развивающей цели могут звучать следующим образом:
«Развивать механизм языковой догадки»
« Развивать способности вступать в иноязычное общение»
« Развивать способности логичного изложения мыслей»
Воспитательные, развивающие и образовательные цели достигаются через практическую цель.
4. Адекватность упражнений цели урока. Именно цель урока определяет выбор упражнений. Цель
определяет средства, поэтому упражнения (как средство обучения) должны быть адекватны цели.
Адекватность упражнений означает их соответствие тому виду речевой деятельности, который
развивается на данном уроке. Кроме того, адекватность есть соответствие упражнений характеру
формируемого навыка. Например, если целью урока является формирование лексического навыка
в устных видах речевой деятельсти (говорении и аудировании), то упражнение на перевод с
русского на английский язык нельзя назвать адекватным, т.к. оно способствует формированию
языкового, а не речевого навыка. Адекватным в данном случае будет упражнение условно-
речевого характера (например, ответы на вопросы в устной форме, упражнения типа
«Согласись/не согласись и другие).
5. Последовательность упражнений. Очень важно расположить упражнения таким образом, чтобы
каждое предыдущее упражнение являлось опорой для следующего, планировать урок от простого
к более сложному.
6. Комплексность урока. Урок иностранного языка носит комплексный характер. Это означает, что
каждая доза речевого материала «пропускается» через четыре основных вида речевой
деятельности, т.е. один и тот же материал учащиеся воспринимают на слух, используют в
говорении, читают и записывают. Таким образом, комплексность – это взаимосвязь и
взаимообусловленность всех видов речевой деятельности при чередовании ведущей роли одного
из них.
7. Иноязычная речь – цель и средство обучения на уроке. Каждый вид речевой деятельности
выступает как целевое умение, однако при обучении, например, монологическому высказыванию
в качестве опоры может быть использован текст для чтения. В этом случае текст будет выступать
средством обучения говорению. Также следует отметить, что урок иностранного языка должен
вестись на иностранном языке, где речь учителя в общей сложности не должна превышать 10%
времени урока.
8. Логика урока иностранного языка. Урок должен быть логично спланирован, что подразумевает:
Соотнесенность всех этапов урока с основной целью;
Соразмеренность всех этапов урока и подчиненность их главной цели по времени выполнения;
Последовательность и поэтапность в овладении речевым материалом, когда каждое упражнение
подготавливает выполнение следующего;
Связность урока, которая может обеспечиваться речевым материалом (лексические единицы
содержаться во всех упражнениях), предметным содержанием (все компоненты урока
объединены общей темой), общим замыслом (урок-дискуссия).
Учитывая перечисленные особенности урока предлагаем следующую схему плана-конспекта
урока.
Структура современного урока в рамках ФГОС
1. Организационный момент
тема,
цель,
образовательные, развивающие, воспитательные задачи
мотивация их принятия
планируемые результаты: знания, умения, навыки
личностно-формирующая направленность урока
2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось)
3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока
постановка учебной задачи
актуализация знаний
4. Сообщение нового материала
Решение учебной задачи
Усвоение новых знаний
Первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль с
тестом)
5. Закрепление изученного материала
Обобщение и систематизация знаний
Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом)
6. Подведение итогов
диагностика результатов урока
рефлексия достижения цели
7. Домашнее задание
инструктаж по его выполнению
Этапы конструирования урока в рамках ФГОС
1. Определение темы учебного материала
2. Тип дидактической цели темы
3. Тип дидактической цели урока
4. Определение типа урока
изучения и первичного закрепления новых знаний
закрепления новых знаний
комплексного применения ЗУН
обобщения и систематизации знаний
проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся
5. Продумывание структуры урока
6. Обеспеченность урока
7. Отбор содержания учебного материала
8. Выбор методов обучения
9. Выбор форм организации педагогической деятельности
10. Оценка ЗУН
11. Рефлексия урока