Пятипальцевая аппликатура, как закономерный этап развития техники игры на гармони
Автор: Ляховецкая Виктория Викторовна Должность: преподаватель Учебное заведение: МАУДО "Детская музыкальная школа №1" Населённый пункт: г. Набережные Челны Наименование материала: статья Тема: Пятипальцевая аппликатура, как закономерный этап развития техники игры на гармони Раздел: дополнительное образование
Ляховецкая В.В.,
Преподаватель отделения народных инструментов
МАУДО ДМШ№1 г. Набережные Челны
Аппликатура может быть наверно поставлена во главу всех школ игры на
любом
музыкальном
инструменте,
ибо
от
неё
зависит
решение
многих
технических
проблем
играющего
музыканта,
начиная
от
качества
звукоизвлечения и заканчивая техникой беглости пальцев. Для того чтобы
наиболее полно и доказательно раскрыть приход современных исполнителей
гармонистов
к
пятипальцевой
аппликатуре,
требуется
выявить
ряд
предпосылок, то есть того, что послужило толчком к использованию всех
пяти пальцев на правой клавиатуре гармони.
Формирование пятипальцевой аппликатуры было бы, наверное,
ненужным явлением по отношению к такому инструменту, как гармонь, если
бы
не
процесс
усовершенствования
её
конструкции,
а
так
же
развитие
исполнительского мастерства и расширение репертуара.
Если взять за образец, как инструменты, первые гармоники, то они были
сравнительно
небольшого,
компактного
размера,
так
называемые
семиклапанки,
те
же
«черепашки»,
на
которых
виртуозно
играл
первый
русский гармонист, получивший широкую известность П. Е. Невский. На
правой
клавиатуре
играли
четырьмя
пальцами,
а
большой
продевался
в
ременное ушко, находящееся на задней стороне грифа. Это ушко помогало
держать инструмент. По тому же принципу строится игра на саратовской
гармонике.
У
Бологоевской
гармони
увеличивается
диапазон,
и
способ
крепления ременного ушка изменяется – оно становится подвижным. На
смену ременному ушку приходит кистевой ремень, который получил своё
применение
в
немецкой
концертине
и
банденеоне.
Таким
образом,
с
увеличением диапазона увеличивается вес и габариты гармони, поэтому на
разных
этапах
её
развития,
по-
разному
решался
вопрос
о
том,
как
её
держать. Это постепенно привело к появлению правого плечевого ремня. Но
он пока один у инструмента.
В 1925-1930 годах гармонь «хромка» вытесняет постепенно другие
виды гармоник из исполнительской практики. Сначала она выпускается с
одним плечевым ремнём, а теперь и с двумя. Это был решающий шаг на пути
к высвобождению и раскрепощению большого пальца, что привело к тому,
что сегодня большой палец используется, как играющий.
Удивительно другое, что даже в тех видах гармоник, где изначально
вроде
бы
предполагается
участие
большого
пальца:
например,
Елецкая
рояльная,
гармонисты
по-прежнему
пользовались
четырёх
пальцевой
аппликатурой.
Преодолеть
укоренившиеся
привычки
и
традиции
они
не
смогли. Судя по школам-самоучителям того времени не было и устойчивой
системы аппликатуры. Такая система может сформироваться лишь с ростом
исполнительской
культуры
и
методической
мысли.
Если
ознакомиться
с
пособиями игры на гармони того времени, можно столкнуться с тем, что их
авторы в большинстве гармонисты практики с невысоким уровнем общей
культуры. Обычная, принятая во всём мире, нотная система, казалась им
трудной для исполнения, освоения, и они применяли
цифровую систему:
каждой клавише соответствовала своя цифра. Но не существовало и так же
общепринятой единой цифровой системы. В итоге каждый автор создавал
свою систему. Получалось, что ученик, обучившийся игре на инструменте по
одному
пособию,
не
может
играть
по
другому
учебнику.
По
вопросу
аппликатуры
не
было
вообще
никаких
методических
указаний,
способствующих
появлению
правильных
навыков
игры.
Исполнители
ориентировались, в основном, на второй и третий пальцы, как наиболее
сильные и ловкие. Даже четвёртый и пятый пальцы играли вспомогательную
роль, использовались в редких случаях.
В 1926 г. был выдвинут лозунг: «Гармонь – на службу комсомолу!». В
городах и сёлах разворачивается массовая компания
по использованию
гармони
в
политико-просветительских
целях.
С
одной
стороны
был
положительный
момент:
это
вылилось
в
огромное
количество
конкурсов
исполнителей на гармонях, в которых принимали участие все желающие, что
позволило
выявить
бытовавшие
в
то
время
виды
этого
инструмента
и
определить наиболее совершенные из них. Начинает решаться вопрос об
организации
музыкального
образования
исполнителей
на
популярных
народных
инструментах.
В
1926
г.
в
третьем
музыкальном
техникуме
открывается
класс
баяна.
Всё
–
его
судьба
решена.
На
нём
ведётся
профессиональное обучение, разрабатываются методики по обучению игре,
создаются грамотные профессиональные школы. И здесь переход от четырёх
к пяти пальцевой аппликатуре с усложнением литературы и постановкой
более серьёзных исполнительских задач привела сначала к эпизодическому, а
затем и к полному использованию пятого пальца в игре. У баянистов сегодня
это закономерное явление, никого не удивляющее.
Гармонь же, к сожалению, ждала иная дорога – пропаганда
комсомольских идей в малых городах и сёлах: под неё пелись частушки
против социально-неугодных элементов кулачества, священнослужителей. Но
инструмент
полюбился
и
прижился
в
народе.
Он
прошёл
вместе
с
фронтовиками Великую Отечественную войну. Люди учились играть друг по
другу. Но отсутствие профессионального обучения на нём на долгие годы
затормозило
ход
его
развития.
И
только
с
приходом
перестройки
государственной
политики,
когда
заговорили
о
возрождении
лучших
национальных традиций, в народном творчестве начинает что-то меняться. В
середине
восьмидесятых
проходит
Всесоюзный
конкурс
гармонистов
в
Новосибирске под эгидой братьев Заволокиных. Это дело получает горячий
отклик,
в
результате
чего
на
телевидении
появляется
популярная
телепередача
«Играй,
гармонь!»
с
её
ведущим,
профессиональным
музыкантом,
народным
артистом
России
Г.
Д.
Заволокиным.
Это
ознаменовало
собой
начало
нового
этапа
развития
исполнительства
на
гармони. Теперь под неё поют не только частушки. Усложнение репертуара
заставляет задуматься об использовании всех пальцев правой руки, служит
толчком к этому.
В своё время это пережил баян. Гармонистам было уже гораздо легче
идти
по
проторенной
дороге.
Не
имея
вначале
своей
оригинальной
литературы, гармонисты пользовались переложениями музыки, написанной,
для
баяна,
фортепиано.
Приобщение
к
её
ценностям
оказало
огромное
влияние
на
формирование
художественного
облика
гармониста
-
исполнителя.
Стремление
к
полноценному
воспроизведению
пьес,
написанных для других инструментов, заставило исполнителей искать новые
средства
выразительности,
новые
приёмы
игры.
Так
появилась
необходимость вначале эпизодически использовать большой палец, а затем
всё чаще применять пятипальцевую аппликатуру.
С развитием исполнительства на гармони, появляется оригинальная
литература,
где
использование
большого
пальца
правой
руки
предусматривается
самим
композитором
(Произведения
А.Устьянцева,
В.
Масленникова,
С.
Сметанина,
В.
Бессонова
и
других
авторов).
В
этом
направлении плодотворно работает композитор Е. Дербенко. Пятипальцевая
аппликатура
в
его
произведениях
для
гармони
выглядит
не
случайным
явлением, а сформировавшейся системой.
Многообразие музыки требует и бесконечного количества пальцевых
сочетаний.
Но
если
внимательно
рассмотреть
разного
рода
пассажи,
фигурации, то можно выявить ряд типичных аппликатурных формул. Эти
формулы чаще всего встречаются в гаммо- и арпеджио образном движении.
1-4 и 2-3 пальцами на гармони правой рукой исполняются гаммы в терцию;
1-4 и 2-5 - сексты, октавы; 2-3-1, 2-3-4, 1-2-3, 4 – аппликатурная схема для
исполнения
длинного
арпеджио
во
весь
диапазон.
Кроме
того
большим
пальцем удобно исполнять все альтерированные звуки на гармони. Если
музыкант упорядочил для себя расположение в пальцах в гаммах и арпеджио,
то ему не составит особого труда применить эту аппликатуру в исполняемом
произведении.
Однако
не
на
все
случаи
жизни
можно
иметь
заготовки,
поэтому
каждый
исполнитель
должен
знать
основные
аппликатурные
принципы
и
приёмы,
с
помощью
которых
будет
решать
те
или
иные
художественные задачи.
Пятипальцевая аппликатура, как закономерный этап развития техники,
развила приёмы, утвердившиеся в четырёх пальцевой аппликатуре, обогатив
исполнительскую технику гармониста качественно новыми преимуществами
и возможностями.
Ссылки на источники и литературу:
1.
Баян и баянисты: сборник методических материалов. Вып.2. – М.,1974
2.
Липс Ф. Искусство игры на баяне. – М., 1998.
3.
Новожилов В. Баян. - М., 1988.
4.
Мирек А. М. …И звучит гармоника. – М., 1979.
5.
Ризоль Н. И. Принципы применения пятипальцевой аппликатуры на
баяне. – М., 1977.