Напоминание

Программа элективного курса "Введение в исследовательскую деятельность"


Автор: Авдюкова Татьяна Дмитриевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №32
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа элективного курса "Введение в исследовательскую деятельность"
Раздел: среднее образование





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СУРГУТА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДМЕТНЫЙ) МОДУЛЬ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» СОСТАВИЛА: УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ АВДЮКОВА ТАТЬЯНА ДМИТРИЕВНА г. СУРГУТ 2016 г.

Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает фор- мирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обуче- ния. Элективный курс «Введение в исследовательскую деятельность» позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности в учеб- ном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами познания и сформировать по- знавательную самостоятельность. Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружаю- щего мира. Реализация программы курса позволяет совершенствовать эту склонность, способ- ствует развитию соответствующих умений и навыков, прививает школьникам вкус к исследова- нию, предполагает активное участие школьников в исследовательской деятельности по выбран- ному профилю с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала. Цель курса: развитие учебно-исследовательской компетентности обучающихся. Задачи курса: · сформировать у учащихся чувства значимости научных исследований, понимание роли и значимости отечественной науки и научной школы; · вооружить учащихся теоретическими знаниями о различных формах организации научно-исследовательской деятельности учащихся; · сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы. Программа элективного курса рассчитана на 34 ч. Она состоит из шести разделов:
«
Введе- ние» (1 час), «Образование, научное познание, научная деятельность» (1 час), «Работа с разны- ми источниками информации» (2 часа), «Учебно-исследовательская работа» (25 часов), «Оформление научной работы» (4 часа), « Представление результатов научно-исследователь- ской работы» (2 часа). Количество часов и объем изучаемого материала позволяют принять темп продвижения по кур- су, который соответствует возрасту учащихся 9 -11 классов. Условия реализации. Условиями реализации программы является наличие в школе кабинета, оснащенного персо- нальными компьютерами, подключенными к сети Интернет, наличие цифрового фотоаппарата, цифровой видеокамеры и проектора (для презентации обучающимися своих творческих работ, а
также использования учителем видео - презентаций некоторых тем спецкурса). Наличие средств на посещение музеев и выставочных залов. Программа курса реализуется посредством органи- зации лекций, практических и лабораторных занятий, а также в процессе самостоятельной рабо- ты обучающихся. Лекции обеспечивают должный уровень теоретической подготовки обучающихся. Организа- ция и методика проведения практических и лабораторных занятий строится с учетом реализа- ции возможности формирования у обучающихся практических навыков и умений по разработке проектов и научного аппарата исследования, применения конкретных методов исследования. Учебные занятия призваны сопровождать работу школьников над учебными исследованиями от этапа формулировки темы до взаимного рецензирования завершенных работ и подготовки за- щиты. Поэтому материал курса располагается таким образом, чтобы обеспечить поддержку учебно-исследовательской деятельности школьников. На занятиях проводятся мероприятия, сопровождающие учебно-исследовательскую работу обучающихся: - защита тем учебно-исследовательских работ обучающихся; - круглые столы, диспуты, посвященные обсуждению отдельных частей учебных исследований школьников; - предзащита завершенных учебно-исследовательских работ школьников. Лучшие работы представляются на школьную научно-исследовательскую конференцию. Продуктом реализации учебной программы является ученический проект. В связи с этим учебно-исследовательская работа со школьниками ведется в двух параллельных плоскостях. Первая – плоскость собственной проектно-практической деятельности по разработке и реализа - ции проекта. Вторая – плоскость отработки методики трансляции обучающимся знаний, умений и навыков исследовательского свойства, формирование у школьников соответствующих способ- ностей. Сочетание научности с деятельностно-ориентированным характером обучения позволяет обеспечить включенность обучающихся в индивидуальную или групповую творческую мысли- тельную деятельность через следующие этапы: Информационно-аналитический: получение информации, анализ, оценка, постановка проблем- ных задач для дальнейшего продвижения в изучении и исследовании проблемы, постановка цели исследования, формулировка и обоснование гипотезы. Технологический – планирование исследования, осуществление исследования, фиксация наблю- дений и измерений, анализ, обработка результатов исследования. Конструирующий – рефлексия и коррекция первичных материалов исследования, итоговая за- щита.
Курс обеспечивает: - Овладение организационными учебными умениями (осознание и определение цели исследова- ния, планировка условий и последовательности, контроль за соответствием плана исследова- ния). - Овладение практическими учебными умениями (умение проектировать, пользоваться справоч- ником, периодической печатью, компьютером, статистическими данными, работа с графиками, таблицами). - Овладение культурой поисковых умений и потреблением информации (отбор, анализ, обобще- ние, презентация результатов самостоятельного исследования). - Овладение умением творческой, исследовательской деятельности (применение знаний в объяс- нительной, методологической и прогностической функциях; выделение проблемы, нахождение альтернативы решения или способа решения проблемы). - Овладение речевой деятельностью (восприятие мысли, суждения, навыки продуктивной ком- муникации и группового взаимодействия; умение доказать, объяснить, раскрыть сущность проблемы исследования). Прогнозируемые результаты выявляются в рамках следующих форм контроля: Текущий контроль – беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам, рецензирование работ учащихся. Отработка и закрепление основных умений и навыков осуществляется при выполнении прак- тических заданий. Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной дея- тельности, так как школьники учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения. Уделяется внимание развитию речи: учащимся предлагается объяснять свои действия, вслух высказывать свою точку зрения, ссылаться на известные правила, факты, высказывать догадки, предлагать способы решения, задавать вопросы, публично выступать. С целью приобщения учащихся к работе с литературными источниками, каталогами, принципами составления библиографии и т.п. организуется посещение библиотеки. Происходит развитие не только практических умений организации научно- исследовательской деятельности учащихся, но и общеучебных умений. Реферативная и исследовательская деятельность учащихся позволяет удовлетворять их индивидуальные потребности и интересы, выявлять их индивидуальные возможности, т.е. максимально индивидуализировать обучение.
Программа содержит список литературы по предложенным темам. Прилагаются методиче- ские материалы, содержащие различные рекомендации по выполнению исследовательских ра- бот, критерии оценивания, тесты. Требования к уровню усвоения учебного материала: В результате изучения программы курса «Введение в исследовательскую деятельность» у уча- щихся формируются следующие умения и компетентности: Этапы исследовательской работы Развиваемые умения и навыки исследовательской деятельности учащегося Выбора темы исследования, постановка проблемы Способность видеть противоречия и ориентиро- ваться в современной научной информации, уста- навливать предмет и объект исследования Постановка целей и задач исследования Умение ставить цель и самостоятельно планиро- вать деятельность по этапам Знакомство с литературой (книги, архивы, СМИ, Интернет) Трудолюбие, наблюдательность; использовать об- щенаучные и частнонаучные методы; оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия Выбор методов исследования, планирова- ние эксперимента Объективность, логичность и абстрактность мышления; Проведение исследований Собирать, анализировать, систематизировать но- вую информацию Формулирование выводов Умение кратко и логично излагать мысли Оформление отчета и презентации исследо- вания Умение оформить результаты достижений, твор- ческий подход Защита исследовательской работы Ораторские способности, ответственность, уме- ние обосновывать собственную точку зрения, оце- нивать свою деятельность, рефлектировать Умения и навыки исследовательской дея- тельности Ключевые компетентности Видеть проблему учебно-познавательная Самостоятельно ставить задачи учебно-познавательная Анализировать, сравнивать, выбирать мето- ды, наиболее приемлемые для работы учебно-познавательная Подбирать литературу информационная
Составлять библиографию информационная Готовить тезисы, рефераты учебно-познавательная, социально-трудовая Выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, аргументированно говорить, владеть вниманием аудитории; Общекультурная, коммуникативная, компетенция личностного самосовершенствования Выслушивать других Общекультурная, коммуникативная Задавать вопросы по проблемам выступле- ний общекультурная, коммуникативная С достоинством выходить из острых ситуа- ций общекультурная, коммуникативная, компетенция личностного самосовершенствования Содержание элективного курса
«Введение в исследовательскую деятельность учащихся»

Тема 1. Введение
Предмет, цели и задачи элективного курса «Введение в исследовательскую деятельность». Основные городские, всероссийские и региональные научно- практические конференции и кон- курсы школьников.
Тема 2. Образование, научное познание, научная деятельность
Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. Метод и роль в научном познании. Результаты познания. Наука и научное мировоззрение. От- личие науки от других явлений духовной жизни человека. Место науки в духовной жизни обще- ства. Принципы научного мышления. Объяснительное и описательное в науке. Могут ли существовать две теории, объясняющие одни и те же факты. Факты и их интерпретация. Критерий истины. Доказательства. Научные теории.
Тема 3. Работа с разными источниками информации.
Виды информационных источников. Работа в библиотеке. Справочный аппарат книги. Анализ источников и литературы по проблеме исследования. Методика изучения литературных источ- ников с применением рациональных приемов работы над текстом. Правила оформления библиографических ссылок. Составление списка литературы по теме ис- следования. Принципы и приемы работы с каталогами. Работа в сети Интернет. Авторские пра- ва. Практическое занятие: «Правила работы в библиографическом отделе, составление
библиографического списка литературы».
Тема 4.

Учебно-исследовательская работа
1.Основные виды исследовательских работ: аннотация, доклад, конспект, реферат, рецензия, научно-исследовательская работа, тезисы, отзыв. Компоненты содержания каждо- го вида работ, требования к содержанию, этапы работы над рефератом, требования к оформ- лению, критерии оценки. Мастерская (групповая работа): «Составить аннотацию статьи, книги; написать от- зыв на реферат»; «Подготовить конспект статьи»; «Написать рецензию на сочинение, твор- ческую работу»; «Подготовить доклад по теме». 2.Учебное исследование. Определение общего тематического направления учебного исследова- ния. Выбор темы и обоснование ее актуальности. Объект и предмет исследования. Понятие о целях и задачах научного исследования. Гипотеза в научном исследовании. Структура учебного исследования. План работы над учебным исследованием. Научное иссле- дование. Виды научно-исследовательских работ: реферативные, практические, опытно-экспери- ментальные. Практические занятия: «Выбор темы своего исследования; обоснование ее актуальности; фор- мулировка цели и задач своего исследования»; «Составление индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации». 3. Методы научного исследования: теоретические и эмпирические. Индукция и дедукция. Ана- лиз и синтез. Сравнительный анализ. Правила проведения сравнительного анализа. Синектика. Метод аналогий: виды аналогий прямая аналогия, личностная, фантастическая, символическая. Основы моделирования: математическое и техническое моделирование. Статические и динами- ческие модели. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диа- граммы и их виды. Метод экспертных оценок. Организация и проведение метода экспертных оценок.. Шкалирование. Виды шкал измерений. Метод мозгового штурма: история возникнове- ния метода; варианты, основные этапы, правила проведения мозговой атаки. Практическое занятие: «Метод мозгового штурма. Применение метода сравнительного анали- за к описанию событий, явлений»
4. Наблюдение. Основные задачи наблюдения. Условия проведения наблюдений. Недостатки ме- тода наблюдений. Классификация наблюдений. Организация и проведение научного наблюде- ния. Практическое занятие: «Планирование и проведение наблюдения». 5. Эксперимент. Роль эксперимента в науке. Виды эксперимента. Планирование эксперимента.. Эксперимент и наблюдение, их отличие. Требования к подготовке эксперимента. Способы реги- страции результатов эксперимента. Практические занятия: «Проведение тематических экспериментальных исследований»; «Пред- ставление результатов эксперимента в различных видах: табличном, графическом, схематиче- ском и т.д.». 6. Работа над основной частью исследования: материал и методика, описание места и условий исследования, основные результаты исследования, обобщение и вывод. Составление индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации. Стиль изложения материала. Знакомство с разными стилями изложения научных работ. Практические занятия:«Проведение своего исследования». «Подготовить анализ литературных источников по теме своего исследования».
Тема 5. Оформление научно-исследовательской работы
Требование к оформлению научных работ. Схемы и иллюстрации. Цитирование. Ссылки и правила оформления ссылок. Способы представления результатов исследования. Апробация учебного исследования. Подготовка проекта. Рецензирование. Правила написания рецензии. Практическое занятие: «Оформление титульного листа, библиографических ссылок, правила оформления приложений»; «Оформление результатов своего исследования».
Тема 6. Представление результатов научно-исследовательской работы (2 часа)
Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Составление тези- сов исследования и компоненты их содержания. Доклад, компоненты содержания доклада. Под- готовка доклада о научном исследовании. Подготовка к защите. Культура выступления и веде- ния дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, за- ключительное слово.
Практические занятия: «Составить тезисы своего исследования в соответствии с предъявляе- мыми требованиями»; «Подготовка доклада к научно-практической конференции». Литература для учащихся: 1. Введенская Л.А., Павлов Л.Г. Деловая риторика. Учебное пособие для вузов. – Ростов-на Дону: МАРТ, 2000 2. Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М.:Книга, 1975 3. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. Книга для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1990 4. Комаров В.Н. Путь к тайне: беседы со старшеклассниками. – М.:1990 5. Михальская А.К. Основы риторики; Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение: АО «Моск. учеб.», 1996. 6. Николаев Н.А. Учись быть читателем: старшекласснику о культуре работы с научно- популярной книгой. – М.: Просвещение, 1982 Литература для учителя: 1. Андреев М.Д. Теория как форма организации научного знания. М.: Наука, 1979 2. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификацион- ную работу: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000 3. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 1999 4. Безрукова В.С. Настольная книга педагога –исследователя. – Екатеринбург.: Издатель- ство Дома учителя, 2001 5. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.1—84. — Введ. 01.01.86. — М., 1984. 6. Гилева Е.А., Егоров Ю.С. Метод проектов - эффективный способ повышения качества образования // Школа. - 2001. - №2 (41). 7. Горбунова 1I.B., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом // Образова- ние в современной школе. - 2000. - №4. 8. . Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. — М.: Вербум-М, 2001. 9. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 5-е изд., испр.- М. Издательско - торговый дом «Русская редакция», 2005. - 368с. +CD 10. Кузнецов И.Н. Методика научного исследования. – Мн.:1997
11. Савенков А. И. Психология исследовательскогообучения. - Издательство М., Академия, 2005. – 217с. 12. Образцов П.И. Методы и методология психологического исследования. СПб.: Питер, 2004 13. Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. – Новосибирск: Наука, 1979 14. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 правил. М.: ГУ – ВШЭ: ИНФРА – М, 2001 15. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.—М.: На - родное образование, 2001. 16. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов//Директор школы, 1998, №4. 17. Шилова О.Н. Как разработать эффективный учебно - методический пакет средствами ин- формационных технологий: Методическая лаборатория программы Intel «Обучение для будущего»/ 18. О.Н. Шилова, М.Б. Лебедева; под ред.: Е.Н. Ястребцева. - М.: Институт. Ру, 2006. - 144с: ил. -(Учебно - методическое пособие)


В раздел образования