Программа элективного курса "Введение в исследовательскую деятельность"
Автор: Авдюкова Татьяна Дмитриевна Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ СОШ №32 Населённый пункт: г.Сургут Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа элективного курса "Введение в исследовательскую деятельность" Раздел: среднее образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СУРГУТА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДМЕТНЫЙ) МОДУЛЬ
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ВВЕДЕНИЕ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
СОСТАВИЛА:
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ
АВДЮКОВА ТАТЬЯНА ДМИТРИЕВНА
г. СУРГУТ 2016 г.
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является
формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает фор-
мирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для
самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обуче-
ния.
Элективный курс «Введение в исследовательскую деятельность» позволяет познакомить
учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности в учеб-
ном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами познания и сформировать по-
знавательную самостоятельность.
Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружаю-
щего мира. Реализация программы курса позволяет совершенствовать эту склонность, способ-
ствует развитию соответствующих умений и навыков, прививает школьникам вкус к исследова-
нию, предполагает активное участие школьников в исследовательской деятельности по выбран-
ному профилю с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала.
Цель курса: развитие учебно-исследовательской компетентности обучающихся.
Задачи курса:
· сформировать у учащихся чувства значимости научных исследований, понимание
роли и значимости отечественной науки и научной школы;
· вооружить учащихся теоретическими знаниями о различных формах организации
научно-исследовательской деятельности учащихся;
· сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской
работы.
Программа элективного курса рассчитана на 34 ч. Она состоит из шести разделов: « Введе-
ние» (1 час), «Образование, научное познание, научная деятельность» (1 час), «Работа с разны-
ми источниками информации» (2 часа), «Учебно-исследовательская работа» (25 часов),
«Оформление научной работы» (4 часа), « Представление результатов научно-исследователь-
ской работы» (2 часа).
Количество часов и объем изучаемого материала позволяют принять темп продвижения по кур-
су, который соответствует возрасту учащихся 9 -11 классов.
Условия реализации.
Условиями реализации программы является наличие в школе кабинета, оснащенного персо-
нальными компьютерами, подключенными к сети Интернет, наличие цифрового фотоаппарата,
цифровой видеокамеры и проектора (для презентации обучающимися своих творческих работ, а
также использования учителем видео - презентаций некоторых тем спецкурса). Наличие средств
на посещение музеев и выставочных залов. Программа курса реализуется посредством органи-
зации лекций, практических и лабораторных занятий, а также в процессе самостоятельной рабо-
ты обучающихся.
Лекции обеспечивают должный уровень теоретической подготовки обучающихся. Организа-
ция и методика проведения практических и лабораторных занятий строится с учетом реализа-
ции возможности формирования у обучающихся практических навыков и умений по разработке
проектов и научного аппарата исследования, применения конкретных методов исследования.
Учебные занятия призваны сопровождать работу школьников над учебными исследованиями
от этапа формулировки темы до взаимного рецензирования завершенных работ и подготовки за-
щиты. Поэтому материал курса располагается таким образом, чтобы обеспечить поддержку
учебно-исследовательской деятельности школьников.
На занятиях проводятся мероприятия, сопровождающие учебно-исследовательскую работу
обучающихся:
- защита тем учебно-исследовательских работ обучающихся;
- круглые столы, диспуты, посвященные обсуждению отдельных частей учебных исследований
школьников;
- предзащита завершенных учебно-исследовательских работ школьников.
Лучшие работы представляются на школьную научно-исследовательскую конференцию.
Продуктом реализации учебной программы является ученический проект. В связи с этим
учебно-исследовательская работа со школьниками ведется в двух параллельных плоскостях.
Первая – плоскость собственной проектно-практической деятельности по разработке и реализа -
ции проекта. Вторая – плоскость отработки методики трансляции обучающимся знаний, умений
и навыков исследовательского свойства, формирование у школьников соответствующих способ-
ностей.
Сочетание научности с деятельностно-ориентированным характером обучения позволяет
обеспечить включенность обучающихся в индивидуальную или групповую творческую мысли-
тельную деятельность через следующие этапы:
Информационно-аналитический: получение информации, анализ, оценка, постановка проблем-
ных задач для дальнейшего продвижения в изучении и исследовании проблемы, постановка
цели исследования, формулировка и обоснование гипотезы.
Технологический – планирование исследования, осуществление исследования, фиксация наблю-
дений и измерений, анализ, обработка результатов исследования.
Конструирующий – рефлексия и коррекция первичных материалов исследования, итоговая за-
щита.
Курс обеспечивает:
- Овладение организационными учебными умениями (осознание и определение цели исследова-
ния, планировка условий и последовательности, контроль за соответствием плана исследова-
ния).
- Овладение практическими учебными умениями (умение проектировать, пользоваться справоч-
ником, периодической печатью, компьютером, статистическими данными, работа с графиками,
таблицами).
- Овладение культурой поисковых умений и потреблением информации (отбор, анализ, обобще-
ние, презентация результатов самостоятельного исследования).
- Овладение умением творческой, исследовательской деятельности (применение знаний в объяс-
нительной, методологической и прогностической функциях; выделение проблемы, нахождение
альтернативы решения или способа решения проблемы).
- Овладение речевой деятельностью (восприятие мысли, суждения, навыки продуктивной ком-
муникации и группового взаимодействия; умение доказать, объяснить, раскрыть сущность
проблемы исследования).
Прогнозируемые результаты выявляются в рамках следующих форм контроля:
Текущий контроль – беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам, рецензирование
работ учащихся.
Отработка и закрепление основных умений и навыков осуществляется при выполнении прак-
тических заданий.
Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной дея-
тельности, так как школьники учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и
делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации,
находить пути их решения.
Уделяется внимание развитию речи: учащимся предлагается объяснять свои действия,
вслух высказывать свою точку зрения, ссылаться на известные правила, факты, высказывать
догадки, предлагать способы решения, задавать вопросы, публично выступать.
С целью приобщения учащихся к работе с литературными источниками, каталогами,
принципами составления библиографии и т.п. организуется посещение библиотеки.
Происходит развитие не только практических умений организации научно-
исследовательской деятельности учащихся, но и общеучебных умений.
Реферативная и исследовательская деятельность учащихся позволяет удовлетворять
их индивидуальные потребности и интересы, выявлять их индивидуальные возможности, т.е.
максимально индивидуализировать обучение.
Программа содержит список литературы по предложенным темам. Прилагаются методиче-
ские материалы, содержащие различные рекомендации по выполнению исследовательских ра-
бот, критерии оценивания, тесты.
Требования к уровню усвоения учебного материала:
В результате изучения программы курса «Введение в исследовательскую деятельность» у уча-
щихся формируются следующие умения и компетентности:
Этапы исследовательской работы
Развиваемые умения и навыки исследовательской
деятельности учащегося
Выбора
темы
исследования,
постановка
проблемы
Способность видеть противоречия и ориентиро-
ваться в современной научной информации, уста-
навливать предмет и объект исследования
Постановка целей и задач исследования
Умение ставить цель и самостоятельно планиро-
вать деятельность по этапам
Знакомство с литературой (книги, архивы,
СМИ, Интернет)
Трудолюбие, наблюдательность; использовать об-
щенаучные и частнонаучные методы; оценивать
промежуточные результаты и корректировать свои
действия
Выбор
методов
исследования,
планирова-
ние эксперимента
Объективность,
логичность
и
абстрактность
мышления;
Проведение исследований
Собирать, анализировать, систематизировать но-
вую информацию
Формулирование выводов
Умение кратко и логично излагать мысли
Оформление отчета и презентации исследо-
вания
Умение оформить результаты достижений, твор-
ческий подход
Защита исследовательской работы
Ораторские
способности,
ответственность,
уме-
ние обосновывать собственную точку зрения, оце-
нивать свою деятельность, рефлектировать
Умения и навыки исследовательской дея-
тельности
Ключевые компетентности
Видеть проблему
учебно-познавательная
Самостоятельно ставить задачи
учебно-познавательная
Анализировать, сравнивать, выбирать мето-
ды, наиболее приемлемые для работы
учебно-познавательная
Подбирать литературу
информационная
Составлять библиографию
информационная
Готовить тезисы, рефераты
учебно-познавательная, социально-трудовая
Выступать перед публикой, связно излагать
свои мысли, аргументированно говорить,
владеть вниманием аудитории;
Общекультурная, коммуникативная, компетенция
личностного самосовершенствования
Выслушивать других
Общекультурная, коммуникативная
Задавать вопросы по проблемам выступле-
ний
общекультурная, коммуникативная
С достоинством выходить из острых ситуа-
ций
общекультурная, коммуникативная, компетенция
личностного самосовершенствования
Содержание элективного курса
«Введение в исследовательскую деятельность учащихся»
Тема 1. Введение
Предмет, цели и задачи элективного курса «Введение в исследовательскую деятельность».
Основные городские, всероссийские и региональные научно- практические конференции и кон-
курсы школьников.
Тема 2. Образование, научное познание, научная деятельность
Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.
Метод и роль в научном познании. Результаты познания. Наука и научное мировоззрение. От-
личие науки от других явлений духовной жизни человека. Место науки в духовной жизни обще-
ства. Принципы научного мышления.
Объяснительное и описательное в науке. Могут ли существовать две теории, объясняющие
одни и те же факты. Факты и их интерпретация. Критерий истины. Доказательства. Научные
теории.
Тема 3. Работа с разными источниками информации.
Виды информационных источников. Работа в библиотеке. Справочный аппарат книги. Анализ
источников и литературы по проблеме исследования. Методика изучения литературных источ-
ников с применением рациональных приемов работы над текстом.
Правила оформления библиографических ссылок. Составление списка литературы по теме ис-
следования. Принципы и приемы работы с каталогами. Работа в сети Интернет. Авторские пра-
ва.
Практическое занятие: «Правила работы в библиографическом отделе, составление
библиографического списка литературы».
Тема 4.
Учебно-исследовательская работа
1.Основные виды исследовательских работ: аннотация, доклад, конспект, реферат,
рецензия, научно-исследовательская работа, тезисы, отзыв. Компоненты содержания каждо-
го вида работ, требования к содержанию, этапы работы над рефератом, требования к оформ-
лению, критерии оценки.
Мастерская (групповая работа): «Составить аннотацию статьи, книги; написать от-
зыв на реферат»; «Подготовить конспект статьи»; «Написать рецензию на сочинение, твор-
ческую работу»; «Подготовить доклад по теме».
2.Учебное исследование. Определение общего тематического направления учебного исследова-
ния. Выбор темы и обоснование ее актуальности. Объект и предмет исследования. Понятие о
целях и задачах научного исследования. Гипотеза в научном исследовании.
Структура учебного исследования. План работы над учебным исследованием. Научное иссле-
дование. Виды научно-исследовательских работ: реферативные, практические, опытно-экспери-
ментальные.
Практические занятия: «Выбор темы своего исследования; обоснование ее актуальности; фор-
мулировка цели и задач своего исследования»; «Составление индивидуального рабочего плана.
Сбор первичной информации».
3. Методы научного исследования: теоретические и эмпирические. Индукция и дедукция. Ана-
лиз и синтез. Сравнительный анализ. Правила проведения сравнительного анализа. Синектика.
Метод аналогий: виды аналогий прямая аналогия, личностная, фантастическая, символическая.
Основы моделирования: математическое и техническое моделирование. Статические и динами-
ческие модели. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диа-
граммы и их виды. Метод экспертных оценок. Организация и проведение метода экспертных
оценок.. Шкалирование. Виды шкал измерений. Метод мозгового штурма: история возникнове-
ния метода; варианты, основные этапы, правила проведения мозговой атаки.
Практическое занятие: «Метод мозгового штурма. Применение метода сравнительного анали-
за к описанию событий, явлений»
4. Наблюдение. Основные задачи наблюдения. Условия проведения наблюдений. Недостатки ме-
тода наблюдений. Классификация наблюдений. Организация и проведение научного наблюде-
ния.
Практическое занятие: «Планирование и проведение наблюдения».
5. Эксперимент. Роль эксперимента в науке. Виды эксперимента. Планирование эксперимента..
Эксперимент и наблюдение, их отличие. Требования к подготовке эксперимента. Способы реги-
страции результатов эксперимента.
Практические занятия: «Проведение тематических экспериментальных исследований»; «Пред-
ставление результатов эксперимента в различных видах: табличном, графическом, схематиче-
ском и т.д.».
6. Работа над основной частью исследования: материал и методика, описание места и
условий исследования, основные результаты исследования, обобщение и вывод. Составление
индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации. Стиль изложения материала.
Знакомство с разными стилями изложения научных работ.
Практические занятия:«Проведение своего исследования». «Подготовить анализ литературных
источников по теме своего исследования».
Тема 5. Оформление научно-исследовательской работы
Требование к оформлению научных работ. Схемы и иллюстрации. Цитирование. Ссылки и
правила оформления ссылок. Способы представления результатов исследования. Апробация
учебного исследования. Подготовка проекта. Рецензирование. Правила написания рецензии.
Практическое занятие: «Оформление титульного листа, библиографических ссылок, правила
оформления приложений»; «Оформление результатов своего исследования».
Тема 6. Представление результатов научно-исследовательской работы (2 часа)
Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Составление тези-
сов исследования и компоненты их содержания. Доклад, компоненты содержания доклада. Под-
готовка доклада о научном исследовании. Подготовка к защите. Культура выступления и веде-
ния дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, за-
ключительное слово.
Практические занятия: «Составить тезисы своего исследования в соответствии с предъявляе-
мыми требованиями»; «Подготовка доклада к научно-практической конференции».
Литература для учащихся:
1.
Введенская Л.А., Павлов Л.Г. Деловая риторика. Учебное пособие для вузов. – Ростов-на
Дону: МАРТ, 2000
2.
Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М.:Книга, 1975
3.
Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. Книга для учащихся старших классов. – М.:
Просвещение, 1990
4.
Комаров В.Н. Путь к тайне: беседы со старшеклассниками. – М.:1990
5.
Михальская А.К. Основы риторики; Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10—11
кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение: АО «Моск. учеб.», 1996.
6.
Николаев Н.А. Учись быть читателем: старшекласснику о культуре работы с научно-
популярной книгой. – М.: Просвещение, 1982
Литература для учителя:
1.
Андреев М.Д. Теория как форма организации научного знания. М.: Наука, 1979
2.
Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификацион-
ную работу: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия,
2000
3.
Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 1999
4.
Безрукова В.С. Настольная книга педагога –исследователя. – Екатеринбург.: Издатель-
ство Дома учителя, 2001
5.
Библиографическое описание документа. Общие требования и правила оформления.
ГОСТ 7.1—84. — Введ. 01.01.86. — М., 1984.
6.
Гилева Е.А., Егоров Ю.С. Метод проектов - эффективный способ повышения качества
образования // Школа. - 2001. - №2 (41).
7.
Горбунова 1I.B., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом // Образова-
ние в современной школе. - 2000. - №4.
8.
. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. — М.: Вербум-М, 2001.
9.
Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 5-е изд.,
испр.- М. Издательско - торговый дом «Русская редакция», 2005. - 368с. +CD
10. Кузнецов И.Н. Методика научного исследования. – Мн.:1997
11. Савенков А. И. Психология исследовательскогообучения. - Издательство М., Академия,
2005. – 217с.
12. Образцов П.И. Методы и методология психологического исследования. СПб.: Питер,
2004
13. Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. – Новосибирск: Наука, 1979
14. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 правил. М.:
ГУ – ВШЭ: ИНФРА – М, 2001
15. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.—М.: На -
родное образование, 2001.
16. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов//Директор
школы, 1998, №4.
17. Шилова О.Н. Как разработать эффективный учебно - методический пакет средствами ин-
формационных технологий: Методическая лаборатория программы Intel «Обучение для
будущего»/
18. О.Н. Шилова, М.Б. Лебедева; под ред.: Е.Н. Ястребцева. - М.: Институт. Ру, 2006. - 144с:
ил. -(Учебно - методическое пособие)