Напоминание

"Школа полного дня"


Автор: Лосев Александр Петрович
Должность: директор школы
Учебное заведение: БОУ "Заливинская СОШ" Тарского муниципального района Омской области
Населённый пункт: с. Заливино
Наименование материала: Управленческий проект
Тема: "Школа полного дня"
Раздел: полное образование





Назад





УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

« ШКОЛА ПОЛНОГО ДНЯ»

ИНТЕГРАЦИЯ УСИЛИЙ ШКОЛЫ И СОЦИУМА ДЛЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

«ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ» НА ПРИМЕРЕ БОУ «ЗАЛИВИНСКАЯ СОШ»

Автор проекта:

Лосев Александр Петрович
Директор бюджетного общеобразовательного учреждения «Заливинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.И. Васильева» Тарского муниципального района Омской области
Предполагаемые источники финансирования:
- средства бюджета муниципалитета; - БОУ «Заливинская СОШ»; - - дополнительно привлеченные средства от организаций-партнеров и спонсоров.
Срок реализации проекта:
Проект рассчитан на поэтапное внедрение до 2018 года
с. Заливино 2016 г.

Если ребёнок не творит, он вытворяет Станислав Ежи Лец
1. Вступление
«Школа полного дня» – это новый тип образовательного учреждения, объединяющего в себе направления общеобразовательной и дополнительной де- ятельности: музыкальное, патриотическое, художественное и спортивное образо- вание. В БОУ «Заливинская СОШ» обучаются дети из пяти населённых пунктов, спортивные секции и центры детского творчества находятся вне зоны «шаговой» доступности от школы. Ребёнку проще прийти на дополнительные занятия в школу, где он учится, где он знает педагогов, где его друзья, где нет внешних пре- град, которые могли бы сдерживать его творческое развитие, (создана друже- ственная среда для получения образовательных и воспитательных результатов и эффектов возьмите из ФГОС конструктор внеурочной деятельности) Удаленность от учреждений дополнительного образования усугубляется оторванностью детей от родителей. Зачастую родители работают далеко от ме- ста проживания, что не позволяет им уделять должного внимания воспитанию и развитию детей, они не имеют возможности отвезти ребенка на дополнительные занятия. Кроме того, из-за занятости недостаточное внимание уделяется и здоро- вью детей, а ведь большинство из них приходят в школу уже с отклонениями в здоровье Все эти проблемы труднодоступности дополнительного образования для учеников, невозможности организации качественного активного досуга детей и необходимости контроля за здоровьем школьников. Целью проекта «Школа полного дня» является интеграция общего полно- го и дополнительного образования на базе МОУ «Заливинская СОШ» как меха- низма
с
озданиесоциальной среды, направленной на организацию досуга и все- стороннего развития детей.
2. Актуальность
Актуальность проекта подтверждается задачами, стоящими перед совре- менным образованием и потребностью в дальнейшем развитии качественного об- разования. Одним из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом России, является поддержка талантливых детей, обеспечение школьной инфраструктуры и здоро- вья школьников.
Дополнительно новые образовательные стандарты 2010 года определяют задачу формирования универсальных учебных действий для решения жизненных ситуаций и повышают значимость индивидуального прогресса в основных сфе- рах личностного развития. Все вместе это делает необходимым внесение измене- ний в процесс обучения, внедрение новых инновационных подходов, которые и обеспечивает «Школа полного дня». Предполагается, что построение «Школы полного дня» будет следствием поэтапного внедрения отдельных мини-проектов, использования имеющихся ре- сурсов и создания условий для вовлечения учреждений дополнительного образо- вания в учебный процесс. Полностью проект предполагается реализовать в срок до 2013 года. Сегодня организация работы образовательных учреждений в режиме пол- ного дня - это социальный заказ жителей села. Такие учреждения наиболее полно объединяют учебную и внеучебную сферы деятельности ребенка в условиях школьного сообщества. Режим полного дня способствует формированию образо- вательного пространства учреждения, объединению в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов. Организация работы общеобразовательного учреждения в режиме полного дня должна способствовать объединению усилий общества и семьи для обеспечения более качественного ду- ховного и физического развития школьников. Об- щеобразовательное учреждение, работающее в режиме полного дня, должно - обеспечивать интеграцию основного и дополнительного образования обучаю- щихся; - решать проблемы неуспешности в обучении и профилактики безнадзорности и беспризорности детей и подростков; - создавать условия для самовыражения, самоопределения каждого конкретного обучающегося, способствующие развитию стремления к непрерывному образо- ванию в течение всей активной жизни человека; - обеспечивать взаимодействие с семьёй по вопросам воспитания и образования детей, сохранения их здоровья и реализации комплекса мер по социальной защи- те детства. Образовательный процесс в "Школе полного дня" строится на принципах - оптимизации процесса реального развития детей через интеграцию общего и дополнительного образования; - снижения учебной нагрузки школьников за счет создания единого расписания на первую и вторую половину дня; - объединения в единый функциональный комплекс образовательных и оздорови- тельных ресурсов; - поляризации образовательной среды школы с выделением разноакцентирован-
ных пространств (кабинет, лаборатория, мастерские, библиотека, читальный зал, компьютерный класс, игротека, медиатека, спортивный и тренажерный залы, по- мещения для работы классов - групп или групп, организованных из обучающихся одного или нескольких классов, пространства для общения и уединения, для игр, подвижных занятий и спокойной работы). Необходимость перевода школы в режим работы полного дня обусловлено следующими факторами: - в школе обучается 150 учащихся, из них 89 ежедневно подвозятся, из пяти на- селённых пунктов; - преобладают дети из средне - и малообеспеченных семей (76%); - каждый третий школьник относится к социально незащищенной категории, так как проживает в неполной и асоциальной семье; - в связи с отсутствием рабочих мест в селе 32% родителей работают вахтовым методом, тем самым не имеют возможности участвовать в воспитании и обуче- нии своих детей; - учащиеся из малых сел не имеют возможность посещать объединения допол- нительного образования, предметные кружки, факультативы, внеклассные и об- щешкольные мероприятия.
3. Анализ ситуации
Анализ ситуации в БОУ «Заливинская СОШ» свидетельствует о том, что необходимо более активное вовлечение родительской общественности и других социальных партнёров в жизнедеятельность школы, качественное изменение ха- рактера этих партнёрских отношений. Подавляющее большинство родителей (бо- лее 90%) считают, что усиление роли внеурочной деятельности будет положи- тельно сказываться на развитии и улучшении образовательных результатов обу- чающихся. Сегодня мы сталкиваемся с недостаточностью развитых школьных форм социализации для решения индивидуальных задач взросления учащихся, с от- сутствием оптимальных механизмов самоорганизации, самостоятельного и кол- лективного действия подростков и старшеклассников. Школа, перейдя в режим работы полного дня обеспечит полноценное пол- нодневное пребывание ребенка в школе а также интеграцию основного и допол- нительного образования обучающихся в течение дня; расширит условия для самовыражения, самоопределения каждого конкретного обучающегося, способ- ствующие развитию стремления к непрерывному образованию в течение всей ак- тивной жизни человека; даст возможность интегрировать в себе функционал как
общеобразовательного учреждения, так и преимущества учреждения дополни- тельного образования. Режим полного дня будет способствовать формированию образовательно- го пространства учреждения, объединению в один функциональный комплекс об- разовательные, развивающие, воспитательные и оздоровительные процессы, ре- шению проблем снижения успешности по предметам в школе. При организации образовательного процесса снизится учебная нагрузка школьников, поскольку работа будет проводиться по единому расписанию в первой и второй половине дня. Школа станет особым социокультурным пространством, «общим местом» жизнедеятельности детей и взрослых, в котором образовательная и воспитатель- ная среда будет более комфортной и безопасной чем за её границами.
4. Проблематика
1. Организация полноценного питания детей, проживающих в других сёлах. 2. Совершенствование учебно – материальной базы. 3. Создание условий для непрерывного повышения квалификации педагогиче- ских работников в сфере оказания дополнительных услуг.
5. Проектная идея и стратегия ее реализации
Учитывая, что современное образование сегодня выступает важнейшим средством самореализации человека как субъекта, осознающего цель, смысл и ценность своего существования в обществе, данный проект направлен на отра- ботку способов расширения образовательных возможностей обучающихся. Проект направлен на объединение учебной и внеурочной сфер деятельно- сти ребёнка в условиях учебного сообщества, формирование единого, функцио- нального комплекса образовательных и оздоровительных процессов. Для подготовки к реализации проекта необходимо: - создание нормативно-правовой базы; - формирование педагогической системы, которая включала бы в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение в рамках общеоб- разовательного учреждения, обеспечивала более полное всестороннее развитие личности каждого ребёнка, формирование его самостоятельности, ответственно- сти, гражданского становления; - со- вершенствование деятельности всех участников образовательного проекта. В основе идеи по реализации данного проекта лежат технологии коллективного планирования, введения нового (технология РАП).

6. Цели и задачи проекта

Цель проекта:
объединение учебной и внеурочной сфер деятельности ребёнка в условиях учеб- ного сообщества, формирование единого функционального комплекса образова- тельных и оздоровительных процессов.
Задачи проекта:
1. Создание условий для полноценного пребывания ребенка в школе в течение дня, здоровьесберегающей среды. 2. Интеграция основных и дополнительных образовательных программ. 3. Объединение учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и образовательной программы школы. 4. Активизация поддержки детских общественных объединений и органов ученического самоуправления. 5. Разработка алгоритма построения индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в школе.
7. Целевые группы проекта
1. Обучающиеся и их законные представители - возможность получения ка- чественного образования через построение учебных образовательных про- грамм и программ дополнительного образования, с активной поддержкой учени- ческого самоуправления. 2. Педагоги (учителя-предметники, классные руководители, педагоги дополни- тельного образования) – освоение современных образовательных технологий для организации эффективного построения учебно – воспитательного процесса, профессиональное развитие. 3. Администрация школы – создание условий для организации школы полного дня с применением технологии управленческого моделирования. 4. Социальные партнёры (учреждения дополнительного образования, админи- страция поселения и Комитета по образованию Тарского муниципального райо- на, СДК, библиотеки, Комитет по молодёжной политике и т.д.).

8. Риски и возможности проекта
Предполагаемые негативы Причина Способы нейтрализации Неприятие частью педа- гогов и родителей содер- жания эксперимента - теоретическая неподго- товленность педагогов, консерватизм; - недостаточная инфор- мированность родителей о приоритетах развития современного образова- ния; - организация постоянно действующего теорети- ческого психолого – пе- дагогического семинара; - система педагогическо- го просвещения роди- телей; Сопротивление части обучающихся выбору ин- дивидуальной образова- тельной траектории на ступени основной школы - неумение планировать учебную деятельность; - несформированность лич- ностных качеств: ответ- ственности, дисциплини- рованности, целеустрем- лённости; - просветительская рабо- та с участниками проек- та; Перегрузка педагогов нескоординированность программ, что может привести к нарушению целостности учебно- воспитательного про- цесса; - оптимальное планиро- вание педагогической де- ятельности на основе научной организации труда; Недостаток материально- технических ресурсов Старение оборудова- ния, недостаточное фи- нансирование. - своевременное приня- тие управленческих ре- шений;
9. Механизм реализации проекта
Реализация проекта может быть достигнута путём - построения образовательной программы на основе ФГОС; - создания единого пространства на основе сетевого взаимодействия Совета школы, Совета старшеклассников, Методического совета школы; - максимального привлечения ресурсов Комитета по образованию Тарского муни- ципального района, социума, семьи; содействующих построению качественной организации учебной и внеучебной деятельности ОУ;
- обновления и дополнительного оснащения материально-технической базы школы для расширения возможностей приобщения обучающихся к дополнитель- ным занятиям различных направлений; - формирования у школьников активной жизненной позиции, реализации про- грамм содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и профориентации; - разработки учебно-образовательных программ; - обеспечения качества и безопасности горячего питания в школе, улучшения структуры питания в условиях «школы полного дня; - проведения мониторинга удовлетворения образовательными услугами для со- здания банка данных для коррекции работы, получение оперативных, долгосроч- ных данных о психическом и физическом состоянии школьников, их интеллекту- альном психофизиологическом потенциале и духовной ориентации.
10. Этапы и сроки реализации проекта
Программа экспериментального проекта определила следующие задачи, реа- лизуемые на 3-х этапах развития:
1

этап - апрель 2016 г. – сентябрь 2016 г.
Организация работ по переходу на экспериментальный режим функционирова- ния. Этап становления школы. Подготовка документации. Мониторинг. Анкети- рование. Внесение изменений в образовательную программу, правила внутрен- него трудового распорядка и Устав школы. Формирование пакета нормативных документов по организации работы школы в режиме полного дня. Информацион- ная поддержка проекта. Мотивация родителей и учащихся. Установление парт- нерских отношений с учреждения дополнительного образования, администрация поселения и Комитета по образованию Тарского муниципального района, СДК, библиотеки, Комитет по молодёжной политике и т.д
2 этап – сентябрь 2016 г. – май 2017 г.
Организация работ по обеспечению функционирования общеобразовательного учреждения в режиме эксперимента. Организация деятельности учащихся во внеурочное время. Создание дополнительных материально-технических условий для осуществления экспериментальной работы. Повышение квалификаций учи- телей, участвующих в эксперименте. Осуществление мониторинга эксперимента. Коррекция экспериментальной работы с учетом новых условий, возникающих в процессе эксперимента. Деятельность школы по исполнению нормативно-право- вых актов. Совершенствование материальной базы. Внедрение в педагогический
процесс элементов научно-методической деятельности. Организация игровых зон, дополнительного горячего питания.
3 этап июнь 2017 г.- июнь 2018 г.
Организация работ по анализу, систематизации и транслированию результатов экспериментальной работы. Обобщение педагогического опыта. Анализ и си- стематизация результатов эксперимента. Подготовка отчета и пакета документов на перспективу. Осуществление комплекса мероприятий по ознакомлению педа- гогической общественности о результатах эксперимента. Информирование обще- ственности через СМИ и Интернет.
11. Сопровождение проекта
11.1.Научно-методическое сопровождение Научно-методическое сопровождение планируется осуществлять через ор- ганизацию работы методического совета. Роль экспертов заключается в обеспече- нии качественного выполнения разработок в сфере их компетентности за счет участия в проектировании программ по дополнительному образованию, экспер- тизе выполнения, консультировании и поддержке педагогов в течение всего срока реализации проекта. Задача членов совета состоит в сопровождении разработки программ до- полнительного образования, удержании целостного контекста выполнения рабо- ты, содержательной организации семинаров в школе, обобщении и анализе полу- ченных результатов и в составлении рекомендаций внедрения данной модели школы полного дня в образовательный процесс на основании полученного опыта 11.2. Мониторинговое и аналитическое сопровождение Для обеспечения «отслеживания» результатов эксперимента предполагает- ся разработка модели мониторинга и модели оценки результатов проекта, а также определение показателей и индикаторов оценки качества реализации экспери- мента. В качестве критериальной базы мониторинга выбраны: - потребительская оценка; - эффекты апробации материалов; - эффективность и результативность работы. Участники эксперимента рассчитывают получить ответы на следующие ключевые вопросы: 1. Отвечает ли модель (материал) действительным нуждам участников апро- бации (родителей, учеников, учителей, администрации школы).
2. Какие положительные и отрицательные эффекты (изменения) привнесла модель (материал) в практику работы школы; 3. Повысила или понизила модель (материалы) результативность и эффек- тивность работы школы.
12. Ожидаемые результаты проекта
От реализации проекта ожидаются следующие результаты: - наличие модели методического сопровождения; - увеличение количества педагогов, освоивших современные педагогические технологии; - пакет типовых правовых документов (договоры, соглашения, положения и пр.), организационно-управленческих (учебные планы, расписание и пр.) и методиче- ских материалов; - организация дополнительной формы занятости учащихся в учебное и во внеу- чебное время; - объединение в единый функциональный комплекс образовательные и оздорови- тельные процессы; - качественное улучшение оздоровления, отдыха детей при сопровождении вра- чей и педагогов; - объединение учебной и внеучебной сферы деятельности ребенка в условиях школьного сообщества; - создание условий для вовлечения учеников, их родителей и жителей поселения в развитие БОУ «Заливинская СОШ» как центра образования и досуга. Результат реализации проекта будет способствовать выполнению нацио- нальной образовательной инициативы «Наша новая школа». В частности, анализ построения учебного процесса позволит практически применить имеющиеся на- работки, выработать методики и сформировать рекомендации для внедрения в подобные школы района. Все вышеперечисленное делает проект актуальным, своевременным, эф- фективным и необходимым для реализации в текущих условиях.
13. Критерии результативности реализуемого проекта:
1. Снижение уровня заболеваемости учащихся; 2. Повышение уровня активной деятельности учащихся 3. Рост успешности учащихся. 4. Повышение профессионализма и развития компетентностей педагогического коллектива


В раздел образования