Автор: Лосев Александр Петрович Должность: директор школы Учебное заведение: БОУ "Заливинская СОШ" Тарского муниципального района Омской области Населённый пункт: с. Заливино Наименование материала: Управленческий проект Тема: "Школа полного дня" Раздел: полное образование
ИНТЕГРАЦИЯ УСИЛИЙ ШКОЛЫ И СОЦИУМА ДЛЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
«ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ» НА ПРИМЕРЕ БОУ «ЗАЛИВИНСКАЯ СОШ»
Автор проекта:
Лосев Александр Петрович
Директор бюджетного общеобразовательного учреждения
«Заливинская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза В.И. Васильева»
Тарского муниципального района Омской области
Предполагаемые источники финансирования:
- средства бюджета муниципалитета;
- БОУ «Заливинская СОШ»; -
- дополнительно привлеченные средства от организаций-партнеров и
спонсоров.
Срок реализации проекта:
Проект рассчитан на поэтапное внедрение до 2018 года
с. Заливино 2016 г.
Если ребёнок не творит, он вытворяет
Станислав Ежи Лец
1. Вступление
«Школа полного дня» – это новый тип образовательного учреждения,
объединяющего в себе направления общеобразовательной и дополнительной де-
ятельности: музыкальное, патриотическое, художественное и спортивное образо-
вание.
В БОУ «Заливинская СОШ» обучаются дети из пяти населённых пунктов,
спортивные секции и центры детского творчества находятся вне зоны «шаговой»
доступности от школы. Ребёнку проще прийти на дополнительные занятия в
школу, где он учится, где он знает педагогов, где его друзья, где нет внешних пре-
град, которые могли бы сдерживать его творческое развитие, (создана друже-
ственная среда для получения образовательных и воспитательных результатов и
эффектов возьмите из ФГОС конструктор внеурочной деятельности)
Удаленность от учреждений дополнительного образования усугубляется
оторванностью детей от родителей. Зачастую родители работают далеко от ме-
ста проживания, что не позволяет им уделять должного внимания воспитанию и
развитию детей, они не имеют возможности отвезти ребенка на дополнительные
занятия. Кроме того, из-за занятости недостаточное внимание уделяется и здоро-
вью детей, а ведь большинство из них приходят в школу уже с отклонениями в
здоровье
Все эти проблемы труднодоступности дополнительного образования для
учеников, невозможности организации качественного активного досуга детей и
необходимости контроля за здоровьем школьников.
Целью проекта «Школа полного дня» является интеграция общего полно-
го и дополнительного образования на базе МОУ «Заливинская СОШ» как меха-
низма с озданиесоциальной среды, направленной на организацию досуга и все-
стороннего развития детей.
2. Актуальность
Актуальность проекта подтверждается задачами, стоящими перед совре-
менным образованием и потребностью в дальнейшем развитии качественного об-
разования. Одним из приоритетных направлений национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом России, является
поддержка талантливых детей, обеспечение школьной инфраструктуры и здоро-
вья школьников.
Дополнительно новые образовательные стандарты 2010 года определяют
задачу формирования универсальных учебных действий для решения жизненных
ситуаций и повышают значимость индивидуального прогресса в основных сфе-
рах личностного развития. Все вместе это делает необходимым внесение измене-
ний в процесс обучения, внедрение новых инновационных подходов, которые и
обеспечивает «Школа полного дня».
Предполагается, что построение «Школы полного дня» будет следствием
поэтапного внедрения отдельных мини-проектов, использования имеющихся ре-
сурсов и создания условий для вовлечения учреждений дополнительного образо-
вания в учебный процесс. Полностью проект предполагается реализовать в срок
до 2013 года.
Сегодня организация работы образовательных учреждений в режиме пол-
ного дня - это социальный заказ жителей села. Такие учреждения наиболее полно
объединяют учебную и внеучебную сферы деятельности ребенка в условиях
школьного сообщества. Режим полного дня способствует формированию образо-
вательного пространства учреждения, объединению в единый функциональный
комплекс образовательных и оздоровительных процессов. Организация работы
общеобразовательного учреждения в режиме полного дня должна способствовать
объединению усилий общества и семьи для обеспечения более качественного ду-
ховного и физического развития школьников. Об-
щеобразовательное учреждение, работающее в режиме полного дня, должно -
обеспечивать интеграцию основного и дополнительного образования обучаю-
щихся;
- решать проблемы неуспешности в обучении и профилактики безнадзорности и
беспризорности детей и подростков;
- создавать условия для самовыражения, самоопределения каждого конкретного
обучающегося, способствующие развитию стремления к непрерывному образо-
ванию в течение всей активной жизни человека;
- обеспечивать взаимодействие с семьёй по вопросам воспитания и образования
детей, сохранения их здоровья и реализации комплекса мер по социальной защи-
те детства.
Образовательный процесс в "Школе полного дня" строится на принципах
- оптимизации процесса реального развития детей через интеграцию общего и
дополнительного образования;
- снижения учебной нагрузки школьников за счет создания единого расписания
на первую и вторую половину дня; -
объединения в единый функциональный комплекс образовательных и оздорови-
тельных ресурсов; -
поляризации образовательной среды школы с выделением разноакцентирован-
ных пространств (кабинет, лаборатория, мастерские, библиотека, читальный зал,
компьютерный класс, игротека, медиатека, спортивный и тренажерный залы, по-
мещения для работы классов - групп или групп, организованных из обучающихся
одного или нескольких классов, пространства для общения и уединения, для игр,
подвижных занятий и спокойной работы).
Необходимость перевода школы в режим работы полного дня обусловлено
следующими факторами:
- в школе обучается 150 учащихся, из них 89 ежедневно подвозятся, из пяти на-
селённых пунктов; -
преобладают дети из средне - и малообеспеченных семей (76%);
- каждый третий школьник относится к социально незащищенной категории, так
как проживает в неполной и асоциальной семье; -
в связи с отсутствием рабочих мест в селе 32% родителей работают вахтовым
методом, тем самым не имеют возможности участвовать в воспитании и обуче-
нии своих детей;
- учащиеся из малых сел не имеют возможность посещать объединения допол-
нительного образования, предметные кружки, факультативы, внеклассные и об-
щешкольные мероприятия.
3. Анализ ситуации
Анализ ситуации в БОУ «Заливинская СОШ» свидетельствует о том, что
необходимо более активное вовлечение родительской общественности и других
социальных партнёров в жизнедеятельность школы, качественное изменение ха-
рактера этих партнёрских отношений. Подавляющее большинство родителей (бо-
лее 90%) считают, что усиление роли внеурочной деятельности будет положи-
тельно сказываться на развитии и улучшении образовательных результатов обу-
чающихся.
Сегодня мы сталкиваемся с недостаточностью развитых школьных форм
социализации для решения индивидуальных задач взросления учащихся, с от-
сутствием оптимальных механизмов самоорганизации, самостоятельного и кол-
лективного действия подростков и старшеклассников.
Школа, перейдя в режим работы полного дня обеспечит полноценное пол-
нодневное пребывание ребенка в школе а также интеграцию основного и допол-
нительного образования обучающихся в течение дня;
расширит условия для
самовыражения, самоопределения каждого конкретного обучающегося, способ-
ствующие развитию стремления к непрерывному образованию в течение всей ак-
тивной жизни человека; даст возможность интегрировать в себе функционал как
общеобразовательного учреждения, так и преимущества учреждения дополни-
тельного образования.
Режим полного дня будет способствовать формированию образовательно-
го пространства учреждения, объединению в один функциональный комплекс об-
разовательные, развивающие, воспитательные и оздоровительные процессы, ре-
шению проблем снижения успешности по предметам в школе. При организации
образовательного процесса снизится учебная нагрузка школьников, поскольку
работа будет проводиться по единому расписанию в первой и второй половине
дня. Школа станет особым социокультурным пространством, «общим местом»
жизнедеятельности детей и взрослых, в котором образовательная и воспитатель-
ная среда будет более комфортной и безопасной чем за её границами.
4. Проблематика
1. Организация полноценного питания детей, проживающих в других сёлах.
2. Совершенствование учебно – материальной базы.
3. Создание условий для непрерывного повышения квалификации педагогиче-
ских работников в сфере оказания дополнительных услуг.
5. Проектная идея и стратегия ее реализации
Учитывая, что современное образование сегодня выступает важнейшим
средством самореализации человека как субъекта, осознающего цель, смысл и
ценность своего существования в
обществе, данный проект направлен на отра-
ботку способов расширения образовательных возможностей обучающихся.
Проект направлен на объединение учебной и внеурочной сфер деятельно-
сти ребёнка в условиях учебного сообщества, формирование единого, функцио-
нального комплекса образовательных и оздоровительных процессов.
Для подготовки к реализации проекта необходимо:
- создание нормативно-правовой базы;
- формирование педагогической системы, которая включала бы в себя учебный
процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение в рамках общеоб-
разовательного учреждения, обеспечивала более полное всестороннее развитие
личности каждого ребёнка, формирование его самостоятельности, ответственно-
сти, гражданского становления; - со-
вершенствование деятельности всех участников образовательного проекта.
В основе идеи по реализации данного проекта лежат технологии коллективного
планирования, введения нового (технология РАП).
6. Цели и задачи проекта
Цель проекта:
объединение учебной и внеурочной сфер деятельности ребёнка в условиях учеб-
ного сообщества, формирование единого функционального комплекса образова-
тельных и оздоровительных процессов.
Задачи проекта:
1. Создание условий для полноценного пребывания ребенка в школе в течение
дня, здоровьесберегающей среды.
2. Интеграция основных и дополнительных образовательных программ.
3. Объединение учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках
воспитательной системы и образовательной программы школы.
4. Активизация поддержки детских общественных объединений и органов
ученического самоуправления.
5. Разработка алгоритма построения индивидуальной образовательной
траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в школе.
7. Целевые группы проекта
1. Обучающиеся и их законные представители - возможность получения ка-
чественного образования через построение учебных образовательных про-
грамм и программ дополнительного образования, с активной поддержкой учени-
ческого самоуправления.
2. Педагоги (учителя-предметники, классные руководители, педагоги дополни-
тельного образования) – освоение современных образовательных технологий
для организации эффективного построения учебно – воспитательного процесса,
профессиональное развитие.
3. Администрация школы – создание условий для организации школы полного
дня с применением технологии управленческого моделирования.
4. Социальные партнёры (учреждения дополнительного образования, админи-
страция поселения и Комитета по образованию Тарского муниципального райо-
на, СДК, библиотеки, Комитет по молодёжной политике и т.д.).
8. Риски и возможности проекта
Предполагаемые
негативы
Причина
Способы
нейтрализации
Неприятие частью педа-
гогов и родителей содер-
жания эксперимента
- теоретическая неподго-
товленность педагогов,
консерватизм;
- недостаточная инфор-
мированность родителей о
приоритетах развития
современного образова-
ния;
- организация постоянно
действующего теорети-
ческого психолого – пе-
дагогического семинара;
- система педагогическо-
го просвещения роди-
телей;
Сопротивление части
обучающихся выбору ин-
дивидуальной образова-
тельной траектории на
ступени основной школы
- неумение планировать
учебную деятельность; -
несформированность лич-
ностных качеств: ответ-
ственности, дисциплини-
рованности, целеустрем-
лённости;
- просветительская рабо-
та с участниками проек-
та;
Перегрузка педагогов
нескоординированность
программ,
что
может
привести к нарушению
целостности
учебно-
воспитательного
про-
цесса;
- оптимальное планиро-
вание педагогической де-
ятельности на основе
научной организации
труда;
Недостаток материально-
технических ресурсов
Старение
оборудова-
ния, недостаточное фи-
нансирование.
- своевременное приня-
тие управленческих ре-
шений;
9. Механизм реализации проекта
Реализация проекта может быть достигнута путём
- построения образовательной программы на основе ФГОС;
- создания единого пространства на основе сетевого взаимодействия Совета
школы, Совета старшеклассников, Методического совета школы; -
максимального привлечения ресурсов Комитета по образованию Тарского муни-
ципального района, социума, семьи; содействующих построению качественной
организации учебной и внеучебной деятельности ОУ;
- обновления и дополнительного оснащения материально-технической базы
школы для расширения возможностей приобщения обучающихся к дополнитель-
ным занятиям различных направлений;
- формирования у школьников активной жизненной позиции, реализации про-
грамм содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности
молодежи на рынке труда, занятости и профориентации;
- разработки учебно-образовательных программ;
- обеспечения качества и безопасности горячего питания в школе, улучшения
структуры питания в условиях «школы полного дня;
- проведения мониторинга удовлетворения образовательными услугами для со-
здания банка данных для коррекции работы, получение оперативных, долгосроч-
ных данных о психическом и физическом состоянии школьников, их интеллекту-
альном психофизиологическом потенциале и духовной ориентации.
10. Этапы и сроки реализации проекта
Программа экспериментального проекта определила следующие задачи, реа-
лизуемые на 3-х этапах развития: 1
этап - апрель 2016 г. – сентябрь 2016 г.
Организация работ по переходу на экспериментальный режим функционирова-
ния. Этап становления школы. Подготовка документации. Мониторинг. Анкети-
рование. Внесение изменений в образовательную программу, правила внутрен-
него трудового распорядка и Устав школы. Формирование пакета нормативных
документов по организации работы школы в режиме полного дня. Информацион-
ная поддержка проекта. Мотивация родителей и учащихся. Установление парт-
нерских отношений с учреждения дополнительного образования, администрация
поселения и Комитета по образованию Тарского муниципального района, СДК,
библиотеки, Комитет по молодёжной политике и т.д
2 этап – сентябрь 2016 г. – май 2017 г.
Организация работ по обеспечению функционирования общеобразовательного
учреждения в режиме эксперимента. Организация деятельности учащихся во
внеурочное время. Создание дополнительных материально-технических условий
для осуществления экспериментальной работы. Повышение квалификаций учи-
телей, участвующих в эксперименте. Осуществление мониторинга эксперимента.
Коррекция экспериментальной работы с учетом новых условий, возникающих в
процессе эксперимента. Деятельность школы по исполнению нормативно-право-
вых актов. Совершенствование материальной базы. Внедрение в педагогический
процесс элементов научно-методической деятельности. Организация игровых
зон, дополнительного горячего питания.
3 этап июнь 2017 г.- июнь 2018 г.
Организация работ по анализу, систематизации и транслированию результатов
экспериментальной работы. Обобщение педагогического опыта. Анализ и си-
стематизация результатов эксперимента. Подготовка отчета и пакета документов
на перспективу. Осуществление комплекса мероприятий по ознакомлению педа-
гогической общественности о результатах эксперимента. Информирование обще-
ственности через СМИ и Интернет.
11. Сопровождение проекта
11.1.Научно-методическое сопровождение
Научно-методическое сопровождение планируется осуществлять через ор-
ганизацию работы методического совета. Роль экспертов заключается в обеспече-
нии качественного выполнения разработок в сфере их компетентности за счет
участия в проектировании программ по дополнительному образованию, экспер-
тизе выполнения, консультировании и поддержке педагогов в течение всего срока
реализации проекта.
Задача членов совета состоит в сопровождении разработки программ до-
полнительного образования, удержании целостного контекста выполнения рабо-
ты, содержательной организации семинаров в школе, обобщении и анализе полу-
ченных результатов и в составлении рекомендаций внедрения
данной модели
школы полного дня в образовательный процесс на основании полученного опыта
11.2. Мониторинговое и аналитическое сопровождение
Для обеспечения «отслеживания» результатов эксперимента предполагает-
ся разработка модели мониторинга и модели оценки результатов проекта, а также
определение показателей и индикаторов оценки качества реализации экспери-
мента.
В качестве критериальной базы мониторинга выбраны:
- потребительская оценка;
- эффекты апробации материалов;
- эффективность и результативность работы.
Участники эксперимента рассчитывают получить ответы на следующие
ключевые вопросы:
1. Отвечает ли модель (материал) действительным нуждам участников апро-
бации (родителей, учеников, учителей, администрации школы).
2. Какие положительные и отрицательные эффекты (изменения) привнесла
модель (материал) в практику работы школы;
3. Повысила или понизила модель (материалы) результативность и эффек-
тивность работы школы.
12. Ожидаемые результаты проекта
От реализации проекта ожидаются следующие результаты:
- наличие модели методического сопровождения;
- увеличение количества педагогов, освоивших современные педагогические
технологии;
- пакет типовых правовых документов (договоры, соглашения, положения и пр.),
организационно-управленческих (учебные планы, расписание и пр.) и методиче-
ских материалов;
- организация дополнительной формы занятости учащихся в учебное и во внеу-
чебное время;
- объединение в единый функциональный комплекс образовательные и оздорови-
тельные процессы;
- качественное улучшение оздоровления, отдыха детей при сопровождении вра-
чей и педагогов;
- объединение учебной и внеучебной сферы деятельности ребенка в условиях
школьного сообщества;
- создание условий для вовлечения учеников, их родителей и жителей поселения
в развитие БОУ «Заливинская СОШ» как центра образования и досуга.
Результат реализации проекта будет способствовать выполнению нацио-
нальной образовательной инициативы «Наша новая школа». В частности, анализ
построения учебного процесса позволит практически применить имеющиеся на-
работки, выработать методики и сформировать рекомендации для внедрения в
подобные школы района.
Все вышеперечисленное делает проект актуальным, своевременным, эф-
фективным и необходимым для реализации в текущих условиях.
13. Критерии результативности реализуемого проекта:
1. Снижение уровня заболеваемости учащихся;
2. Повышение уровня активной деятельности учащихся
3. Рост успешности учащихся.
4. Повышение профессионализма и развития компетентностей педагогического
коллектива