Пользовательский интерфейс. Знакомство с операционной системой: работа с окнами, запуск программ, использование встроенной справочной системы
Автор: Юманова Ирина Валерьяновна Должность: учитель информатики Учебное заведение: МБОУ "Хузангаевская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: Сиктерме-Хузангаево Наименование материала: конспект Тема: Пользовательский интерфейс. Знакомство с операционной системой: работа с окнами, запуск программ, использование встроенной справочной системы Раздел: среднее образование
Конспект урока по теме «Пользовательский интерфейс. Знакомство с операци-
онной системой: работа с окнами, запуск программ, использование встроенной спра-
вочной системы»
Цели урока:
1.
Способствовать усвоению понятий пользовательский интерфейс, объектно-ориен-
тированный интерфейс, объекты, контекстное меню.
2.
Способствовать развитию познавательных интересов, навыков работы с мышью и
клавиатурой, умения конспектировать.
3.
Формировать умения объектного подхода к созданию пользовательского интерфей-
са;
4.
Знать и ориентироваться в возможностях графического интерфейса.
5.
Развивать основные приёмы работы в программной среде;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Технические средства: компьютеры с ОС MS WINDOWS; мультимедийный проек-
тор, экран.
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент.
- Здравствуйте! Все готовы к уроку?
- Садитесь. Кто сегодня дежурный? Кто
отсутствует на уроке?
2. Актуализация знаний.
-
На
прошлом
уроке
вы
говорили
о
файлах и файловых структурах. И вы уже
знаете, что такое файл, файловая система, и
как задается имя файла. Давайте, проверим
домашнее задание.
- И так, что представляет собой файл?
- Верно. А что можете сказать о файло-
вой системе?
- И это верно. А из чего состоит имя
файла?
- Правильно, все молодцы.
3. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы познакомимся с понятием
интерфейс, пользовательский
интерфейс.
Три состояния процесса: выполнение, ожи-
дание, готовность. Понятие объектно-ори-
е н т и р о ва н н ы й
и н т е р ф е й с ,
о б ъ е к т,
контекстное меню. Запишите число и тему
урока: «Пользовательский интерфейс».
- Да, готовы.
Встает дежурный и называет отсут-
ствующих, если есть.
- Файл – это информация, хранящаяся на
внешнем носителе и объединенная общим
именем.
- Это функциональная часть ОС, обеспе-
чивающая выполнение операций с файлами.
-
Имя
файла
состоит
из
собственного
имени и расширения. Расширение указыва-
ет на тип информации в файле
Ученики записывают число и тему урока.
1
4. Изучение нового материала.
Теоретическая часть:
- А сейчас давайте познакомимся с но-
вым для вас понятием «Пользовательский
интерфейс». Под интерфейсом (interface)
понимают совокупность средств и правил,
обеспечивающих
взаимодействие
между
элементами или системами, взаимодействие
устройств компьютера или взаимодействие
компьютера
и
человека.
Таким
образом,
запишите
определение
пользовательского
интерфейса:
- И так, если форма взаимодействия
для пользователя удобная, то она называет-
ся дружественным пользовательским интер-
фейсом. Запишите это.
- Интерфейс системных и прикладных
программ носит название объектно-ориен-
тированного интерфейса. Примером ОС яв-
ляется Windows. ОС работает с множеством
объектов. И так запишите определение:
- Все успевают записать?
- Основным объектом операционной си-
стемы с графическим интерфейсом, с кото-
рым приходиться работать пользователю яв-
ляетсяокно, представляющее собой прямо-
угольную область экрана, предназначенную
для отображения данных или для запуска
программы. Запишите, что можно сделать с
окнами:
- В ОС Windows для знакомства со свой-
ствами объекта и возможными над ним дей-
ствиями
используется
контекстное
меню.
- Пользовательский интерфейс – это фор-
ма взаимодействия программы с пользова-
телем.
Пользовательский
интерфейс
соот-
ветственно составляют те средства, которые
позволяют
комфортно
взаимодействовать
(управлять)
программными
продуктами
и
периферийным оборудованием.
Ученики записывают определение.
- Объект – документ, программа, устрой-
ство, с которым связываются определенные
свойства и поведение. Объект имеет свое
имя и обозначение (значок).
- Да.
- Кнопки управления состоянием окна:
- свернуть, сворачивает окно на па-
нель быстрого доступа.
- развернуть, увеличивает размеры
окна по ширине экрана.
- восстановить, возвращает развёр-
нутое окно в нормальный вид.
- закрыть, закрывает окно.
2
Откройте учебник на странице 61 и посмот-
рите рисунок. Там изображено контекстное
меню документа. Думаю, что все уже знают,
как выводить контекстное меню?
- Правильно.
- И так, запишите определение:
Практическая часть:
- Прежде чем приступить к практике, от-
ветьте, пожалуйста, на вопрос: Что такое
«мышь» и для чего она предназначена?
- Да, верно. Кто еще хочет что-нибудь
добавить?
-
Молодцы. Чаще
указатель
выглядит
как маленькая стрелка, но его вид меняется
в зависимости от операций, которые выпол-
няет пользователь.
- А сейчас, давайте приступим к работе.
Первое задание:
1.
Работа
с
мышью:
левой
кнопкой
мыши открыть пакет программ - калькуля-
тор
(сколько
способов
открытия
можно
предложить?) на пакете программ калькуля-
тор открыть контекстное меню.
- Как вижу, все справились. Второе зада-
ние:
2.
Отыскать
на
рабочем
столе
папки:
«1», «2», «3» развернуть, свернуть, восста-
новить, закрыть(объяснить, как это делает-
ся).
- Молодцы, справились. И на сегодня
последнее задание:
3. Вышеуказанные три папки располо-
жите по диагонали, столбиком и одна в дру-
гой(объяснить, как это делается ).
5.
Повторение
ЗУН,
полученных
на
уроке.
- Да, знаем. Для этого следует выделить
значок объекта и щелкнуть правой кнопкой
мыши.
- Меню – это выводимый на экран спи-
сок, из которого пользователь может выби-
рать нужный ему элемент.
- Мышь – это координатное устройство,
предназначенное для взаимодействия поль-
зователя с компьютером.
-
На экране мышь отображается в виде
указателя, который перемещается по экрану
при движении мыши. Он используется для
того, чтобы указывать на различные объек-
ты, запускать программы, выбирать пункты
меню, «перетаскивать» объекты, выделять
текст и пр.
Ученики выполняют задание. В это вре-
мя учитель подходит к каждому ученику и
проверяет.
Учитель контролирует работу учащих-
ся.
3
- Ребята, сейчас мы проверим, как вы
усвоили
новый
материал.
Я
вам
задам
несколько вопросов. Так, я думаю, вы луч-
ше запомните.
-
Что
такое
пользовательский
интер-
фейс?
-
Что
понимается
под
дружественным
пользовательским интерфейсом?
- Назовите основной объект ОС с графи-
ческим интерфейсом?
- Хорошо, молодцы.
6. Подведение итогов.
- Спасибо за работу на уроке, мы сего-
дня научились принципам объектного под-
хода
к
пользовательскому
интерфейсу,
а
именно – освоили главные приемы работы
на рабочем столе, в окнах и практически
изучили возможности справочной системы
компьютера.
На уроке все хорошо поработали.
7. Домашнее задание.
-
Выучить теоретический материал, за-
писанный в тетради. Ответить на вопросы
(П12, стр 62, 1-3).
- Пользовательский интерфейс – это фор-
ма взаимодействия программы с пользова-
телем.
- Если форма взаимодействия для пользо-
вателя удобная, то она называется друже-
ственным пользовательским интерфейсом.
- Окно.
4