Автор: Усатая Ирина Петровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Селекционная СОШ" Населённый пункт: Алтайский край, г.Славгород, с.Селекционное Наименование материала: внеклассное занятие по внеурочной деятельности Тема: "Час добра" Раздел: начальное образование
Технология занятия: ценностное общение
Методические приёмы: С/игры; практические действия.
Предварительная работа: ознакомление учащихся с пословицами о добре.
Цель: Формирование представлений детей о значении добра для гармонии и счастья.
Образовательная цель: Расширять представления школьников о доброте, её роли в жизни
каждого человека.
Развивающая цель:
Развивать воображения средствами художественного творчества. Развивать способность помогать
и сочувствовать людям.
Воспитательная цель:
Воспитывать гуманные чувства, доброжелательное отношение к окружающему миру.
Планируемый результат: формировать навыки ведения здорового образа жизни.
Формирование УУД:
цель учебной деятельности.
Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности « добро», «доброта». Уважение к
людям, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль
результата.
Регулятивные действия: определять
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста,
иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и
решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом,
участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать
свое мнение.
Основные понятия: «добро», «доброта».
Средства обучения:
Наглядные: альбомные листы, акварельные краски. раздаточный материал для работы в
группах, музыкальная запись притчи о добре, презентация в программе Microsoft Power Point.
Технические: ИКТ
Этап занятия
Действия учителя
Деятельность
учащихся
УУД
Мотивацион-
ный этап
Приветствие и эмоциональный
настрой учащихся.
Прослушав прекрасную песню,
постарайтесь настроиться на активную
работу.
Соедините свои ладошки в парах,
(дети повторяют
движения
приветствия)
Регулятивные
УУД:
самостоятельно
организовывать
свое рабочее
почувствуйте тепло сердец своих
друзей, подарите друг другу улыбки и
в нашем классе стало немного теплее и
светлее.
Оцените своё настроение. Все готовы
работать.
место.
Этап
актуализации
знаний
Игровой
приём
«Добрые
мысли
–
добрые чувства»
-Ребята,
сегодня
наше
занятие
мы
начнём с того, что пошлем, друг другу
добрые мысли и добрые чувства.
-
Как
вы
думаете,
как
это
сделать?
- А что вы хотите мысленно пожелать?
- Итак, вы уже догадались, о чем мы
сегодня будем говорить на занятии?
Попробуйте определить тему и
поставить перед собой цели
Как вы думаете, а почему мы будем
говорить о доброте?
(молча, только
глазами).
(здоровья, добра,
послать привет,
поздороваться,
пожелать не
болеть, чтобы
друзей было много,
чтобы вместе
играть).
Получить новые
знания;
Справиться со всеми
заданиями;
Помочь своему
товарищу
Много негатива в
мире: войны,
унижения, грубость,
злоба
Личностные
УУД: ценить и
принимать
базовые ценности
« добро»,
«доброта».
Коммуникативн
ые УУД:
участвовать в
диалоге,
высказывать свою
точку зрения,
оформлять свои
мысли в устной
речи.
Регулятивные
УУД:
определять цель
учебной
деятельности.
Стихотворение «Сегодня в 21
веке…»
Игра “Планета добра”
Учитель: Ребята, у меня в руках
яблоко. Давайте представим, что это не
яблоко, а наша планета Земля.
Посмотрите, какая она красивая,
гладкая, светлая. Но всегда ли она так
выглядит? (Ответы детей: наверное,
нет). А когда она выглядит по-
другому? (Ответы детей: когда мы
совершаем плохие поступки). Какие
именно? Какие слова противоречат
слову “доброта”?
(Дети называют слова: злость,
ненависть, невежество, грубость,
хамство, жадность, обман,
жестокость, враждебность, лень и
другие; учитель с каждым названным
словом втыкает зубочистки в яблоко).
Учитель: Посмотрите, ребята, что
случилось с нашей планетой?
ИЗРАНЕНА) (Ответы детей) Как нам
быть теперь? (Ответы детей:
назвать хорошие слова и забыть
плохие). Называйте, а я буду лечить
нашу планету (Дети называют слова:
доброта, вежливость, внимание,
смелость, дружба, помощь,
трудолюбие, забота, уважение,
аккуратность и другие; вытаскивают
по одной зубочистке на каждое слова
и переламывают её). Посмотрите,
стала ли наша планета такой, какой
была? (Ответы детей: нет, остались
ранки) Что же нужно делать, чтобы эти
ранки поскорее затянулись? (Ответы
детей: говорить больше добрых слов,
совершать больше добрых поступков).
– Что же такое добро?
ДОБРОТА
Слово это серьёзное,
Главное, важное.
В мире очень много
несправедливости,
идут войны в других
странах, люди
делают плохие
поступки, не
задумываясь о
последствиях
Познавательные
УУД:
определять круг
своего незнания,
самостоятельно
делать выводы,
перерабатывать
информацию.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти
вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
-Ребята, а чтобы произошло с миром,
если бы совсем не было доброты?
-Где
вы
можете
найти
т оч н о е
определение этого слова?
Как и у рек, у доброты есть свои
истоки. Когда закладывается этот
исток доброты?
Конечно, в детстве, в родительском
доме.
Как только вы родились, вы попали в
ласковые
руки
членов
всей
вашей
семьи.
Мама,
папа,
бабушка,
дедушка
жалеют,
балуют,
дарят
игрушки
и
книжки.
Но сегодня и ваша помощь нужна
родным людям.
Расскажите, какие вы домашние
дела выполняете?
- Продолжите моё предложение…
У п р а ж н е н и е
« П р о д о л ж и
предложение»
- Какому доброму поступку будет
р а д а
в а ш а
м а м а ?
Н а ч и н а й т е
предложение со слов: «Моя мама будет
рада, если я…»
-
« М о я
младшая
с е с т рё н ка
Это
–
заботливое,
внимательное
отношение к людям.
Добро – все то, что
заслуживает
одобрения. Добро –
всё
положительное,
хорошее,
полезное.
Добрые
дела
–
это
поступки,
которые
полезны
для
всех
нас.
Царило бы только
зло
В Толковом словаре
русского языка С. И.
Ожегова
(братишка) будет рада (или рад), если
я…»
-« Учитель (или воспитатель) будут
рады, если я…»
Игра «И я»
– Я буду называть вам
поступки. Если поступок добрый – вы
говорите «и я», если плохой, то
молчите.
«Я помогаю ухаживать за цветами»
– и я.
«Я убираю за собой игрушки» – и я.
«Я разбрасываю свои вещи» – ...
«Я помогаю маме» – и я.
«Я играю с младшей сестренкой» – и
я.
«Я держу кошку за хвост» – ...
«Я не здороваюсь с соседкой» – ...
«Я помогаю бабушке нести тяжелую
сумку» – и я.
Этап открытий
новых знаний
Этап
применения
знаний-игры
-А откуда к нам пришло слово
«добро»?
История слова "Добро"
Много добрых слов в приветствиях,
пожеланиях, с которыми мы
встречаемся часто в жизни Какие,
например?
А знаете ли вы историю слова
"Добро"? это слово является исконно
русским. Доброжелательность всегда
ценилась русским народом. Слышали
ли вы такие выражения "дать добро" и
"получить добро"? Что значит "дать
добро"? Что значит "получить добро"?
Назовите АНТОНИМ к слову ДОБРО?
Сказка о добре и зле.
Понравилась ли вам сказка?
А о чем же она?
Как вы думаете, ребята, почему
Злой Колдунье удалось внести в
души и сердца людей злость,
ненависть, зависть?
Добрых людей, как всегда не хватает,
(Добро пожаловать,
добрый день,
добрый вечер, в
добрый путь, в
добрый час.)
(Дать согласие,
разрешение на что-
либо.)
(получить
разрешение,
согласие на что-
либо, одобрение.)
ЗЛО
Следить за своими
поступками. Рядом с
добрыми людьми
всегда есть злые
Познавательные
УУД:
определять круг
своего незнания,
самостоятельно
делать выводы,
перерабатывать
информацию.
Личностные
УУД:
Ценить и
принимать
Этапы
применения
знаний-игры
Добрых людей, как всегда, дефицит,
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые – щедро больным помогают,
Добрые - дарят тепло и уют,
Добрые – в ногу со слабым шагают
И никакого СПАСИБО не ждут!
Притча о Добре и Зле
Добро и Зло с далёких пор
Ведут свой древний, давний спор
Кто на яву, а не во сне
Сильней и крепче на земле?
"Сильнее Я" сказало Зло
"Кто служит мне, тем повезло
Я щедро отблагодарю
Земные блага подарю
Машины, деньги, мощь и власть
Пусть насладятся жизнью всласть!"
Добро сказало: "Может быть,
Но только я могу любить
Хоть за душою ни гроша
Для всех людей важна душа
Я виллы, яхты не дарю
Зато я душу сохраню
Друзей, родных, детей и дом
И много счастья в доме том
Не знаю, что ещё сказать..
Остаться с кем, самим решать
Добро и Зло с далёких пор
Не оставляют этот спор.
Я предлагаю вам отправиться в
небольшое путешествие
Еще издавна люди стремились к добру
и ненавидели зло. И эту мысль они
отразили в пословицах, которые
передаются из уст в уста. Поэтому
первым делом мы поплывем на остров
пословиц.
Какие пословицы о добре вы знаете?
Из этих пословиц мы видим, что
добро всегда приносит радость
окружающим людям.
Игра «Собери пословицу»
следующие
базовые ценности:
«желание
понимать друг
друга», «понимать
позицию другого»
Коммуникатив-
ные УУД:
участвовать в
работе группы,
распределять
роли,
договариваться
друг с другом.
Регулятивные
УУД:
самоконтроль.
Первый шаг к доброте – это доброе
слово. Поэтому мы отправляемся
в Город вежливости.
- Медики советуют ежедневно 1-3
минуты посвящать добрым словам.
Каждое доброе слово несёт силу,
энергию тому человеку, кто сказал его,
а затем и тому человеку, в чей адрес
было сказано, важно сказать от души.
Остров « ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ»
Добрых людей, как всегда не хватает,
добрых людей, как всегда, дефицит.
Игра «ПАУТИНКА ДОБРА»
Многие организации и отдельные
граждане нашей страны осуществляют
акции милосердия по отношению к
воспитанникам детских домов и
инвалидам. Некоторые родители, даже
имея собственных детей, берут на
воспитание детей- сирот из детского
дома. Наши артисты и музыканты
проводят концерты, средства от
которых передают на
благотворительные цели. А когда
случаются аварии, землетрясения,
катастрофы вся страна помогает
пострадавшим людям. И самое
страшное на земле ЗЛО – это ВОЙНА!
Наша страна собирает десятый конвой
новогодней гуманитарной помощи
Донбассу.
А в какой акции милосердия
принимали участие все вы?
— Легко или трудно быть добрым?
Добрым быть совсем-
совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
Обсудить
пословицы
Работа в группах
Дети становятся по
кругу и передают
клубочек ниток,
вспоминая добрые
дела друг друга.
СПАСИБО за то,
….
Коммуникатив-
ные УУД:
участвовать в
работе группы,
распределять
роли,
договариваться
друг с другом,
слушать и
понимать других,
читать про себя
информацию и
понимать
прочитанное.
Регулятивные
ные УУД:
участвовать в
коллективном
обсуждении,
осуществлять
контроль.
Проектная
деятельность
И в беде друг друга не забыть.
Да быть добрым нелегко, но важно.
Давайте
попробуем
сформулировать
правила Доброты.
1.
Совершать хорошие дела
просто так, из хороших
побуждений.
2.
Любить людей знакомых и
незнакомых
3.
Призывать окружающих к
хорошим взаимоотношениям
4.
Делать добро для близких,
друзей
5.
Не завидовать
6.
Не вредничать
7.
Не грубить
Мы приближаемся к
последнему месту «ОСТРОВУ
ДОБРОЙ ЗЕМЛИ»
Изготовление коллажа
- Земля покрыта туманом. Давайте
сделаем так, чтобы солнце на этой
земле засияло ярко-ярко. Для этого
первая команда изобразит нам на этом
листе солнце. Не случайно, народная
мудрость гласит: доброта, что солнце.
А добрые люди как лучи этого солнца
добротой своей согревают людей.
Второй группе я раздам слова и
выражения:
развязный
аккуратный
доброжелательный
вежливый
грубый
неучтивый
умеет прощать обиды
чуткий
отзывчивый
помогает в беде
часто ссорится
вспыльчивый
скромный
общительный
ласковый
веселый
Работа в группах
на листках
Регулятивные
УУД:
способность к
преодолению
препятствий,
оценивать
результаты своей и
чужой
деятельности,
самоконтроль,
самооценка.
Проектная
деятельность
счастливый
наглый
внимательный
жадный
крикливый
- Вашей команде нужно выбрать из
этих слов только те, которые относятся
к добрым людям и наклеить их как
лучи.
- Ребята, а чего не хватает на нашей
картине? Конечно, на Доброй земле
должны петь птицы, цвести сады,
потому что природа тоже радуется
доброте. А если мы будем злыми и
жестокими по отношению к природе,
то и цветы все погибнут. Посмотрите
на картину, которая у нас с вами
получилась.
- Добравшись до Доброй земли, вы,
наверное, поняли, что у каждого
человека, большого и маленького, свой
путь к доброте.
- Ребята, как вы думаете, где живёт
доброта? (в наших сердцах)
Я надеюсь, что вырастете
добрыми, вежливыми, справедливыми
людьми. И эти качества будут такими
же крепкими, как паутина.
Путь к доброте - нелёгкий, на нём
человека ожидают и взлёты, и падения,
и добро, и зло.
- Покажите Ваши продукты
деятельности
Итак, основное назначение человека -
творить добро.
Я думаю, Новый год принесёт удачи,
здоровья и мира во всём мире!!!
Говорят, под Новый год, что не
пожелается, Всё всегда произойдет, всё
Рефлексия
всегда сбывается.
А давайте загадаем желания?
Вспомните цель , поставленную в
начале занятия. Вернемся к теме
классного часа. Теперь изменилось
ваше понимание темы?
Ребята, как вы думаете, мы достигли
результата на занятии? Почему так
думаете?
Как бы вы оценили свою работу по
шкале оценки?
А я сегодня всех благодарю за теплый,
доверительный разговор, за добрые,
умные мысли, за творческое
отношение к работе.
Я тоже хочу сделать доброе дело и
подарить вам на память сердечки,
пусть они у вас будут талисманами
добрых дел.
Оценивают