Автор: Чупикова Любовь Григорьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ ИРМО "Малоголоустненская СОШ" Населённый пункт: село Малое Голоустное, Иркутская область Наименование материала: Выступление Тема: Типы семей в современном обществе Раздел: среднее образование
Типы семей в
современном обществе
Подготовила: Чупикова Л.Г.
Все мы родом из
детства
Семья – это часть общественной системы. Семья
играет большую роль в жизни человека и общества.
Социологи дают такое определение семьи:
«Семья – это малая группа, члены которой
состоят в браке и родстве, связаны
общностью быта,
взаимной
заботой,
воспитанием детей, взаимопониманием и
поддержкой».
В юридическом плане семья – это союз лиц,
соединенных правами и обязанностями,
вытекающими прежде всего из официально
оформленного брака.
Типы семей по различным признакам
социально-классовый признак - семья рабочего,
работника сельскохозяйственного производства,
представителя интеллектуального труда и т.п.;
по типу населения - городская, сельская;
по национальному признаку - однонациональная,
межнациональная;
по времени существования - семья молодоженов,
молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья
среднего супружеского возраста, семья старшего
супружеского возраста, пожилые супружеские семьи и
т.п.;
по количеству членов семьи (бездетные семьи,
многодетные семьи и т.п.).
Российские психологи, занимающиеся
изучением семьи, выделяют несколько типов
семей.
Семья патриархальная (традиционная)
Это наиболее архаичная форма отношений в семье. Она
опирается на зависимость жены от мужа и детей от
родителей. Главенство мужа заключается в том, что он
главный добытчик в семье, в его руках сосредоточены
все материальные средства и в силу этого он
принимает основные решения.
Внутрисемейные роли строго распределены, в такой
семье господствует абсолютная родительская власть и
авторитарная система воспитания.
Дети в таких семьях часто вырастают неуверенными
в себе, с низкой самооценкой.
Детские эмоциональные проблемы, возникающие в
патриархальных семьях, психологи делят на четыре группы:
•
«Я недостаточно хорош» - и в результате могут проявиться
застенчивость, стеснительность, хамелеонство.
•
«Я беспомощен» - у ребенка отсутствует творческая активность, он
безразличен к успехам и неудачам.
•
«Я чужой» - это позиция эмоционально отверженного ребенка, который
очень рано потерял контакт с родителями, прежде всего с матерью. Такие
дети часто бывают замкнуты, не умеют наладить контакт со сверстниками,
никому не верят, проявляют агрессию и жестокость.
•
«Я сверхответственный» - в эту группу часто попадают дети, которые
часто испытывают страх получить плохую оценку. Они боятся наказания и
часто совершают немотивированные поступки.
Такие детские проблемы нередко возникают с
семьях современных состоятельных людей,
которые считают, что степень их богатства
определяет уровень интеллектуальных
возможностей и нравственных качеств их детей.
Дети и родители в таких семьях существуют под
одной крышей, но как будто в параллельных
измерениях: каждый живет своей жизнью, но
подчиняется силе старшего и главного.
Семья детоцентристская (современная)
Возникший в середине XIX века в Европе
детоцентристский тип семьи характеризуется
возвышение частной жизни. В таких семьях,
как правило, рождается один-два ребенка.
Всегда желанный ребенок превращается в
объект родительской любви и привязанности.
В нашей стране поведение родителей,
мотивированное эмоциональной
привязанностью к детям, получило массовое
распространение с конца 50 – х годов XX века.
Система воспитания в таких семьях
характеризуется рядом негативных черт.
Родители своим трудом обеспечивают
удовлетворение всех потребностей ребенка,
ограждают его от всех забот и трудностей.
Дети страдают от отсутствия
самостоятельности, инициативы,
ответственности. Они привыкли к тому, что
все их желания исполняются, поэтому им
трудно наладить отношения со сверстниками.
Семья супружеская
С середины 70-х годов XX века формируется новый тип семьи, который
назвали супружеским. В семье такого типа отношения определяются
не родством и не родительством, а супружеством. Норма семейной
жизни меняется: родители не в полной мере подчиняют свои интересы
интересам детей.
У каждого из членов семьи свои интересы, которые нередко выходят
за рамки семьи. Система взаимоотношений в семье основана на
сотрудничестве. Главные ценности семьи – сочувствие,
сопереживание, отзывчивость.
Важно, чтобы нравственные ценности и микроклимат семьи были
истинными, а не ложными. Если слово родителей будет подкреплено
делом, поступком, действием, в такой семье не возникнет проблем в
воспитании ребенка.
Семья в современном обществе
В современном мире семья переживает
значительные изменения, связанные с
особенностями жизнедеятельности
индустриального и постиндустриального
общества, процессами урбанизации,
демократизации социальной жизни.
Можно выделить следующие тенденции развития
современной семьи:
— сокращение числа патриархальных семей и развитие семьи партнерского типа;
— сокращение числа расширенных (многопоколенных) семей, преобладание нуклеарной
(простой) семьи;
— перераспределение семейных ролей: совместное ведение супругами домашнего хозяйства,
участие обоих родителей в воспитании детей;
— изменение положения женщины в семье: равное участие обоих супругов в обсуждении
проблем и принятии решений; перераспределение домашних обязанностей в связи с ростом
профессиональной и общественной занятости женщин;
— увеличение количества фактических (не оформленных юридически) браков и рожденных в
них детей;
— увеличение количества разводов, повторных браков и неполных семей;
— сокращение количества детей в семье;
— уменьшение значения родственных связей.
Государственная демографическая политика
Государство заинтересовано в укреплении семьи, в преодолении
демографического кризиса (убыли населения), стабильном
воспроизводстве социальных структур. Этими задачами определяется
государственная демографическая и семейная политика.
Основные направления демографической политики
государства:
— материальная поддержка семьи (пособия и финансовые льготы);
— дополнительные отпуска для родителей в связи с рождением ребенка, по уходу за
детьми;
— развитие сети дошкольных детских учреждений;
— поддержка усыновления сирот;
— финансовое стимулирование рождаемости (в частности, выплата так называемого
«материнского капитала» при рождении второго, третьего или последующего ребенка в
семье);
Немецкий гуманист XV века С.Брант
писал:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому:
Родители пример ему…
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Спасибо за внимание