Напоминание

Типы семей в современном обществе


Автор: Чупикова Любовь Григорьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ ИРМО "Малоголоустненская СОШ"
Населённый пункт: село Малое Голоустное, Иркутская область
Наименование материала: Выступление
Тема: Типы семей в современном обществе
Раздел: среднее образование





Назад




Типы семей в современном обществе Подготовила: Чупикова Л.Г.
Все мы родом из детства
Семья – это часть общественной системы. Семья играет большую роль в жизни человека и общества.  Социологи дают такое определение семьи: «Семья – это малая группа, члены которой состоят в браке и родстве, связаны общностью быта, взаимной заботой, воспитанием детей, взаимопониманием и поддержкой».  В юридическом плане семья – это союз лиц, соединенных правами и обязанностями, вытекающими прежде всего из официально оформленного брака.
Типы семей по различным признакам  социально-классовый признак - семья рабочего, работника сельскохозяйственного производства, представителя интеллектуального труда и т.п.;  по типу населения - городская, сельская;  по национальному признаку - однонациональная, межнациональная;  по времени существования - семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилые супружеские семьи и т.п.;  по количеству членов семьи (бездетные семьи, многодетные семьи и т.п.).
Российские психологи, занимающиеся изучением семьи, выделяют несколько типов семей.
Семья патриархальная (традиционная)  Это наиболее архаичная форма отношений в семье. Она опирается на зависимость жены от мужа и детей от родителей. Главенство мужа заключается в том, что он главный добытчик в семье, в его руках сосредоточены все материальные средства и в силу этого он принимает основные решения.  Внутрисемейные роли строго распределены, в такой семье господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания.  Дети в таких семьях часто вырастают неуверенными в себе, с низкой самооценкой.
Детские эмоциональные проблемы, возникающие в патриархальных семьях, психологи делят на четыре группы: • «Я недостаточно хорош» - и в результате могут проявиться застенчивость, стеснительность, хамелеонство. • «Я беспомощен» - у ребенка отсутствует творческая активность, он безразличен к успехам и неудачам. • «Я чужой» - это позиция эмоционально отверженного ребенка, который очень рано потерял контакт с родителями, прежде всего с матерью. Такие дети часто бывают замкнуты, не умеют наладить контакт со сверстниками, никому не верят, проявляют агрессию и жестокость. • «Я сверхответственный» - в эту группу часто попадают дети, которые часто испытывают страх получить плохую оценку. Они боятся наказания и часто совершают немотивированные поступки.
 Такие детские проблемы нередко возникают с семьях современных состоятельных людей, которые считают, что степень их богатства определяет уровень интеллектуальных возможностей и нравственных качеств их детей.  Дети и родители в таких семьях существуют под одной крышей, но как будто в параллельных измерениях: каждый живет своей жизнью, но подчиняется силе старшего и главного.
Семья детоцентристская (современная)  Возникший в середине XIX века в Европе детоцентристский тип семьи характеризуется возвышение частной жизни. В таких семьях, как правило, рождается один-два ребенка. Всегда желанный ребенок превращается в объект родительской любви и привязанности.  В нашей стране поведение родителей, мотивированное эмоциональной привязанностью к детям, получило массовое распространение с конца 50 – х годов XX века.
 Система воспитания в таких семьях характеризуется рядом негативных черт. Родители своим трудом обеспечивают удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от всех забот и трудностей. Дети страдают от отсутствия самостоятельности, инициативы, ответственности. Они привыкли к тому, что все их желания исполняются, поэтому им трудно наладить отношения со сверстниками.
Семья супружеская  С середины 70-х годов XX века формируется новый тип семьи, который назвали супружеским. В семье такого типа отношения определяются не родством и не родительством, а супружеством. Норма семейной жизни меняется: родители не в полной мере подчиняют свои интересы интересам детей.  У каждого из членов семьи свои интересы, которые нередко выходят за рамки семьи. Система взаимоотношений в семье основана на сотрудничестве. Главные ценности семьи – сочувствие, сопереживание, отзывчивость.  Важно, чтобы нравственные ценности и микроклимат семьи были истинными, а не ложными. Если слово родителей будет подкреплено делом, поступком, действием, в такой семье не возникнет проблем в воспитании ребенка.

Семья в современном обществе
 В современном мире семья переживает значительные изменения, связанные с особенностями жизнедеятельности индустриального и постиндустриального общества, процессами урбанизации, демократизации социальной жизни.
Можно выделить следующие тенденции развития современной семьи:  — сокращение числа патриархальных семей и развитие семьи партнерского типа;  — сокращение числа расширенных (многопоколенных) семей, преобладание нуклеарной (простой) семьи;  — перераспределение семейных ролей: совместное ведение супругами домашнего хозяйства, участие обоих родителей в воспитании детей;  — изменение положения женщины в семье: равное участие обоих супругов в обсуждении проблем и принятии решений; перераспределение домашних обязанностей в связи с ростом профессиональной и общественной занятости женщин;  — увеличение количества фактических (не оформленных юридически) браков и рожденных в них детей;  — увеличение количества разводов, повторных браков и неполных семей;  — сокращение количества детей в семье;  — уменьшение значения родственных связей.
Государственная демографическая политика  Государство заинтересовано в укреплении семьи, в преодолении демографического кризиса (убыли населения), стабильном воспроизводстве социальных структур. Этими задачами определяется государственная демографическая и семейная политика.
Основные направления демографической политики государства:  — материальная поддержка семьи (пособия и финансовые льготы);  — дополнительные отпуска для родителей в связи с рождением ребенка, по уходу за детьми;  — развитие сети дошкольных детских учреждений;  — поддержка усыновления сирот;  — финансовое стимулирование рождаемости (в частности, выплата так называемого «материнского капитала» при рождении второго, третьего или последующего ребенка в семье);
Немецкий гуманист XV века С.Брант писал: Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому: Родители пример ему… Коль видят нас и слышат дети, Мы за дела свои в ответе И за слова: легко толкнуть Детей на нехороший путь. Держи в приличии свой дом, Чтобы не каяться потом.
Спасибо за внимание


В раздел образования