Напоминание

Пересказ сказки В. Сутеева "Кораблик"


Автор: Сафонова Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Д/С №9 "Семицветик"
Населённый пункт: г.Серпухов, Московская область
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: Пересказ сказки В. Сутеева "Кораблик"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конкурс

«Поиск. Находки. Открытия!»

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

центр развития ребёнка -

детский сад № 9 «Семицветик»



Номинация:

Конспект непосредственно образовательной

деятельности

в дошкольном учреждении

ТЕМА: Конспект НОД на тему «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»

для детей средней группы

Автор: Сафонова Оксана Александровна

г. Серпухов

2016 г.

Представляю на городской конкурс методических разработок «Поиск. Находки. Открытия» в номинации «Конспект непосредственно образовательной деятельности в дошкольном учреждении» авторский конспект НОД по речевому развитию для детей средней группы на тему «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с методическим обеспечением (мультимедийная презентация к занятию). НОД по развитию речи «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» была проведена в рамках образовательной темы «Сказка в гости к нам пришла», в соответствии с Основной общеобразовательной программой МДОУ-детского сада № 9 «Семицветик». Целью данного занятия является развитие связной речи детей дошкольного возраста. В последнее время заметно снизился уровень речевого развития детей. Родители, к сожалению, стали меньше читать детям книги, беседовать с ними о прочитанном, а анкетирование родителей нашего ДОУ на тему «Чтение в жизни вашего ребенка» показало, что никто никогда не посещал вместе с ребенком детскую библиотеку. Педагоги-дошкольники всегда уделяли повышенное внимание пересказу текста, как основному приему формирования связной и монологической речи, так необходимой детям при обучении в школе. Большое значение на связность детской речи оказывает пересказ именно литературных произведений, т.е. связное, осмысленное, выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения в устной форме. Когда ребёнок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на его личность, на его речевые развития усиливаются. Для достижения цели занятия – развитие связной речи дошкольников - применяла такие приемы, как образное динамичное чтение сказки воспитателем, беседа по содержанию. Так как в начале средней группы идет обучение детей пересказыванию, в занятии я применила прием последовательного пересказывания сказки по иллюстрациям несколькими детьми (приемом «по цепочке») вместе с персонажем (это дидактический прием «Один начинает — другой продолжает»). В заключительной части в игровой форме были подведены итоги, окончание занятия -отсроченное («будем вечером делать кораблики») с переходом на другой вид деятельности («пойдем на улице играть в игру «Лягушата»). Вместе с основными задачами, в течение занятия проходила работа по нравственному воспитанию детей: обоснованное одобрение положительных примеров поведения и неодобрение отрицательных - раскрытие темы дружбы и взаимопомощи в сказке и в пословице. Основные задачи занятия были выполнены благодаря тому, что сказка, выбранная для пересказывания, доступна для понимания детям данного возраста, занятие было построено в игровой форме, с применением ИКТ-технологии; в течение занятия несколько раз менялось местоположение детей, была проведена физминутка «Кораблик» (по теме занятия). Дети были внимательны, активно заняты разнообразной по форме деятельностью, не устали. В дальнейшем планируем продолжить работу по сказке над задачей развитие связной речи: пересказ сказки с элементами драматизации; в индивидуальной и подгрупповой работе - будем учиться пересказывать сказку от начала и до конца. Данное занятие могут использовать воспитатели и специалисты ДОУ по развитию речи в практической деятельности с детьми средней группы, а с воспитанниками старшего возраста могут поставить спектакль по данной сказке и, как итоговое мероприятие, показать детям младшего и среднего возраста. В качестве методических рекомендаций педагогам ДОУ могу предложить в вводной (организационной части) использовать такие методы привлечения внимания детей как: сюрпризный момент с появлением игрушки-Лягушонка, который в игровой форме мотивирует детей на дальнейшую деятельность. В основной части НОД для привлечения внимания детей предлагаю использовать мультимедийную презентацию с портретом В. Сутеева и авторскими иллюстрациями по сказке.

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию

на тему: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»
для детей средней группы
Интеграция образовательных областей:
речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие
Цель:
Р азвитие связной речи детей
Программные задачи:

Речевое развитие:
- продолжить знакомство детей с творчеством В. Сутеева; - учить детей связно пересказывать сказку по картинкам, выразительно передавая диалоги персонажей; - формировать умение понимать и объяснять смысл поговорки; - обогащать словарный запас дошкольников.
Познавательное развитие:
- закреплять знания детей о животных;
Социально-коммуникативное развитие:
- воспитание чувства сопереживания героям художественного произведения; - воспитание чувства взаимовыручки, коллективизма, дружбы. - воспитывать у детей дружелюбие, отзывчивость, готовность оказать помощь другу в трудную минуту.
Предварительная работа:
чтение сказок В.Сутеева,знакомство с творчеством В. Сутеева, рассматривание иллюстраций книг В. Сутеева
Словарная работа:
портрет, иллюстрация, годитесь, притащил, взаимовыручка
Организация детей:

-
стоя на ковре - сидя на стульях - физминутка на ковре - сидя на стульях перед телевизором
Оборудование:
- портрет В Сутеева; - выставка книг писателя; - иллюстрации животных, - загадки о главных героях сказки; - иллюстративные «кадры» к рассказу;
ТСО:
-ТВ - компьютер - мультимедийная презентация.

Ход НОД

I

этап
(стоя на ковре)
Организационный момент.

Воспитатель:
Собрались все дети в круг Я - твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, И друг-другу улыбнемся.
Воспитатель:
Вижу у вас сегодня у всех отличное настроение! Я этому очень рада! А хотите узнать, что мы сегодня будем делать? (Да)
Воспитатель:
К нам в гости пришел герой сказки, которую мы с вами совсем недавно прочитали, а что это за герой, вы узнаете, если отгадаете загадку. Слушайте внимательно!
Загадка:
Я зеленый, как трава, Моя песенка: "Ква-ква". (Лягушка)
Воспитатель:
Да, ребята, верно, сегодня к нам в гости пришел Лягушонок. (показывает игрушку-Лягушонка)
Лягушонок:
Здравствуйте, ребята! А вы знаете, что про меня написано много сказок?! Вот смотрите – сказки «Колобок», «Репка», «Теремок»…
Воспитатель:
Подожди-подожди, лягушонок! По-моему ты хвастаешься! Ребята, скажите, есть лягушонок в сказке «Колобок»? ….(Ответы детей:…) А в сказке «Репка»?... Но мы с ребятами знаем сказку, в которой ты, лягушонок, точно есть – эту сказку написал детский писатель Владимир Сутеев. И мы её недавно читали, вспоминайте, ребята, как она называется?.. (Ответы детей: «Кораблик»)
Лягушонок:
Точно! Эта сказка про меня!
Воспитатель:
Не только про тебя. Садись, лягушонок, послушай!
I



I

этап
(Предложить детям пройти, присесть на стулья)
Воспитатель:
Посмотрите на экран – перед вами – фотография писателя Владимира Сутеева. Его называют детским писателем. А как вы думаете, почему его так называют – «детский писатель»? (Ответы детей: сочиняет сказки для детей)
Воспитатель обобщает ответы детей:
Правильно, Владимир Сутеев – детский писатель, потому что он написал много сказок и рассказов для самых маленьких читателей – для вас, дети. А ещё он очень хорошо рисовал и для каждой сказки – у него были свои картинки – иллюстрации. - А какие еще сказки и рассказы этого писателя вы знаете, слышали или читали? (Ответы детей: «Под грибом», «Мешок яблок», «Кто сказал «Мяу?»)
Воспитатель:
Ну что ж, ребята, давайте я вам ещё раз прочитаю сказку «Кораблик», а вы внимательно слушайте, потом сами будете её рассказывать. Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Пришли на речку. - Давайте купаться! - сказал Лягушонок и прыгнул в воду. - Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. - Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся Лягушонок. - Куда же вы годитесь?! - И так стал хохотать - чуть было не захлебнулся. Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.
Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок - ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок - веревочку. И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали - и построили кораблик! Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли! Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл... И не догонишь!
I



I



I

этап

Воспитатель:
А хотите и вы прокатиться на кораблике? Давайте встанем в круг и поплывем
Физкультминутка
Ветер по морю гуляет (Руки наверху раскачиваем, ноги по очереди сгибаем) И кораблик подгоняет (Дуем) Он бежит себе в волнах (Руки на пояс и легким бегом) на раздутых парусах. Начался вдруг сильный шторм, (Сильно раскачиваем руками и делаем круговые Прогремел на небе гром. (Движения с поднятыми руками ) Наш кораблик закачался, (Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаемся, будто сейчас упадем) Вверх с волной сперва умчался, (Руки волнообразно поднимает вверх, вправо, влево) А потом упал он вниз. (Сели) Вверх-вниз, вверх-вниз. (Приседаем)
IV этап

Беседа по содержанию ( в кругу)
- Как называется сказка, которую мы прочитали? (Ответы детей: «Кораблик») - О ком рассказывается в этой сказке? (Ответы детей:) - Что придумали друзья? (Ответы детей:) - Как они строили кораблик? (Ответы детей:) - Чем заканчивается сказка? (Ответы детей:) - Какими словами? (Ответы детей:) - Каким показан лягушонок в этой сказке (Ответы детей: хвастливый, насмешливый, озорной). - А его друзья, какие? (Ответы детей: смелые, находчивые, трудолюбивые, деловые, дружные). - Чем вам понравилась эта сказка? (Ответы детей:)
Воспитатель:
Ребята, а давай теперь вы попробуете составить рассказ о наших находчивых друзьях, а картинки – вам помогут. (Составление рассказа по картинкам в презентации)
Воспитатель:
Ребята, вам понравилась сказка?
Воспитатель:
Молодцы, ребята. А как вы понимаете пословицу: Один за всех – и все за одного (Ответы детей:)
Лягушонок:
Я понял! Понял, что надо помогать друзьям и поддерживать друг друга! Спасибо вам, ребята, побегу к друзьям! До свидания!
Воспитатель:
(уносит Лягушонка)

До свиданья, лягушонок! Как хорошо, ребята, что у нас получилось помочь Лягушонку: он стал добрым и больше не хвастается! - Из какой сказки к нам сегодня приходил в гости Лягушонок?.. (Ответы детей: «Кораблик») - Кто написал сказку «Кораблик»? (Ответы детей: детский писатель Владимир Сутеев)
-
А вспомните, ребята, из чего друзья сделали свой кораблик? (Ответы детей: листочек, скорлупа, соломинка, веревочка)
Воспитатель:
А я тоже сделала свой кораблик (показать). Как вы думаете, из чего я его сделала? (Ответы детей:…) Если кораблик из бумаги, то он какой?.. (Ответы детей: бумажный) А вы хотите научиться делать такие же кораблики? … Я вас обязательно вечером научу.На этом наша беседа закончена. Желаю Вам быть смелыми, дружными, находчивыми и добрыми, как наши герои.

Литература:
1. Сутеев В.Г. Любимые сказки. М.: Изд. «АСТ», 2014.- 178с. 2. Сутеева В.Г. Сказки и картинки. М.: Изд. «Просвещение», 2009. – 232с.


В раздел образования