Напоминание

Открытый урок ОБЖ в 10 классе "Экстремизм и экстремистская деятельность"


Автор: Шнякин Евгений Александрович
Должность: преподаватель- организатор основ безопасности жизнедеятельности
Учебное заведение: МОБУ "СОШ №90"
Населённый пункт: р.п. Чунский, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Открытый урок ОБЖ в 10 классе "Экстремизм и экстремистская деятельность"
Раздел: полное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №90» Р.П.ЧУНСКИЙ Открытый урок ОБЖ в 10 классе
«Экстремизм и экстремистская деятельность»
Урок разработал Шнякин Евгений Александрович, преподаватель – организатор основ безопасности жизнедеятельности Р .П. ЧУНСКИЙ 2015 год 1

Тема урока
: Экстремизм и экстремистская деятельность
Деятельностная цель:
формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель:
расширение понятийной базы
Задачи:

Образовательные:
выяснить причины возникновения экстремизма и терроризма; показать угрозу, которую несут для общества противоправные действия экстремистов;
Развивающие:
развивать умственные действия как интеллектуальные явления и мыслительные операции; учить анализировать события, делать выводы, уметь убедительно и аргументировано доказать свою точку зрения.
Воспитательные
: формировать патриотизм; воспитывать чувство неприятия к насилию, терроризму и экстремизму, содействовать воспитанию терпимости и открытости в отношении к другим людям.
Тип урока
: урок открытия нового знания Место урока в разделе «Гражданская оборона– составляющая часть обороноспособности страны»: это 3 урок в разделе, первый урок по Теме «Экстремизм».
Педагогическая технология:
технология проблемного обучения с элементами , здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных технологий и технологии продуктивного чтения (Стратегия смыслового чтения)
Методы:
исследовательский.
Оборудование урока:
раздаточный информационный материал, заготовки кластера, схемы, таблицы, кластера, индивидуальные листы, компьютер, мультимедиа - проектор, слайдовая презентация.
Характеристика класса:
10а класс разноуровневый, есть обучающиеся с высокой, со средней и низкой мотивацией. Класс работоспособный, заинтересованный в успехе. Обучающиеся имеет свою позицию, у большинства хорошо развита речь, умеют достаточно точно аргументировать свои мысли.
Технологическая карта урока:
2
№ Этапы урока, цель этапа, методические приемы Деятельность учителя Формы работы Планируемый результат Время
I

Мотивация к учебной деятельности
1 2 «Нестандартное начало» Цель: создать настрой на работу Прием «Подводящий диалог» Цель: повторить материал предыдущего урока и подвести обучающихся к понятию «Экстремизм» Прием «Найдите лишнее» Цель : найти Здравствуйте! Сегодняшний урок я хотел бы начать с небольшой притчи. «Однажды во время прилива на берег принесло много морских звёзд. Наступил отлив, и они стали гибнуть на солнце. Мальчик, гулявший по берегу, стал бросать звёзды в море, чтобы они жили дольше. К нему подошёл человек и сказал: "Но это просто глупо, Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!" Ты не сможешь им всем помочь! Мальчик поднял звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал:" Нет, но мои попытки изменят многое – хотя бы жизнь одной звезды.." - Как вы думаете, о чем эта притча? (О человечности, о жизни) - Вы правы, это притча о ценности жизни. - Как вы думаете, какое отношение притча о ценности жизни имеет к предмету ОБЖ? - Приведите примеры преступлений против жизни? (Терроризм) - Почему терроризм представляет сегодня серьёзную угрозу миру и безопасности? - Почему любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания?
Учитель
: 1. Человечество всегда воевало. За последние пять тысяч лет зафиксировано около 15 000 больших и малых войн, в которых погибло несколько миллиардов человек. 70 лет назад отгремели бои Великой Отечественной войны. Победа была одержана, но всеобщий мир так и не наступил. Продолжаются локальные войны. В нашу, казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление, как терроризм. Терроризм — это тоже война. И от него не застрахован никто. В том числе и мы. - Посмотрите на ряд фотографий. все ли из них имеют отношение к терроризму. Фронтально Фронтально В парах. Обучающиеся проверяют готовность к уроку, размышляют над вопросом, проявляют эрудицию. Соотносят притчу с пройденными темами. Выходят на понятие терроризм. Обучающиеся отвечают на вопросы, идет проверка домашнего задания Обсуждают в парах и 1мин 4 мин 2 мин. 3
лишнюю фотографию и назвать социальное явление. Прием предтекстовой стратегии «Ассоциативный куст» Цель: актуализация знаний, определение ключевых вопросов темы, предвосхищение темы 1 2 3 4 5 - Какие еще социальные явления угрожают жизни людей? ( Экстремизм) Назовите ассоциации, которые вызывает у вас слово «Экстремизм» группировки подстрекательство насилие агрессия национальная вражда экстремизм Индиви- дуально находят лишнюю фотографию, изображающую «Экстремизм" За определенный отрезок времени приводят ассоциации к слову «Экстремизм» Доказывают истинность суждения. Сравнивают с ассоциациями учителя и намечают план темы 3 мин
II

Организация проблемной ситуации для определения проблем с целью их разрешения
Выход на проблему на основе просмотра видеоролика Цель: определить проблему, требующую решения, и заинтересовать учеников этой проблемой.
Учитель:
Что такое экстремизм? Не каждый может ответить на это вопрос. Студенты одного из вузов города Тюмени решили провести социологический опрос на улицах города. вот что получилось. Посмотрите ролик и сформулируйте проблемы , поднятые в фильме
youtubewatch?time_continue=11&v=z6Vpz1nYx2g
- Предлагаю озвучить вопросы , возникшие при просмотре видеоролика
Ответы
: Что такое экстремизм? экстремизм и терроризм – это одно и то же? кто такие террористы ? экстрим и экстремизм – это одно и то же?
Проблема урока
: Нужно ли современным людям знать, что такое экстремизм? Фронтально С удовольствием смотрят небольшой ролик, называют вопросы, поднятые во время социологического опроса и коллективно формулируют общую проблему. 4 мин.
III Этап определения темы урока и целеполагание
Прием «Ключевые - Исходя из озвученных проблем, назовите тему и цели урока. Индиви- Обучающиеся 1 мин. 4
слова». Цель: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Тема урока: «Экстремизм и экстремистская деятельность» Запишите в индивидуальных листах Определите цели урока, используя ключевые слова. - Узнать, что такое экстремизм? - Определить цель, причины появления и его черты - Познакомиться с видами экстремизма и формами проявления в России дуально предлагают свои формулировки темы, используя ключевые слова, называют цели урока. Размышляют о предстоящей работе, планируют ее ход.
IV



Здоровьесберегающая пауза
Релаксация: Цель: выполнить упражнения для снятия усталости в плечевом отделе Звучит музыка Энио Мариконе «Тень на воде».Предлагаю для снятия усталости закрыть глаза, откинуться на спинку стула, расслабиться, представить самый счастливый эпизод вашей жизни. Слова учителя «Самое дорогое у человека – это жизнь. Берегите свою жизнь и жизнь окружающих вас людей, будьте ответственны за все, что вы совершаете. Фронтально Ученики выполняют предложенные упражнения. 1 мин
V



Ориентация в трудностях решения проблемы: выделение частных проблем и установление очередности их решения

.
Исследовательская работа Цель: формирование навыков работы с информацией в рамках стратегии смыслового чтения Задания для 6 групп Каждая группа получает информационный текст, заготовку схемы, таблицы, кластера, интеллект-карты и получают задания – вопросы:
1 группа
: Подчеркните в информационном тексте ключевые слова, заполните схему «Что такое экстремизм?»
2 группа
: Переработайте информацию, представьте в виде таблицы, назовите цель экстремистской деятельности и характерные черты
3 группа
: Переработайте информацию, представьте в виде кластера «Причины экстремизма в России»
4 группа
: Переработайте информацию, представьте в виде интеллект- карты :«Виды экстремизма»
5 группа
: Переработайте информацию и представьте в виде логической цепочки «Пути распространения экстремистских идей» В группах Класс разбит на группы. Каждая группа выполняет одно из заданий. Группа структурирует информацию по заданной форме и выбирают ответственного за афиширование результата 10 минут
VI Объединение результатов, полученных при решении частных проблем и решение главной проблемы
. Афиширование Цель: донести до каждого ответы на вопросы и привести в систему Выберите представителя от группы, кто в течение 2 минут озвучит решение частных проблем. Все остальные ученики в индивидуальные листы вписывают основную информацию Индиви- дуально Ученики представляют информацию в разных видах. Изучив теорию вопроса, десятиклассники 10 минут 5
знания по экстремизму
Ответ на проблемный вопрос Нужно ли современным людям знать ,

что

такое

экстремизм?
Вопрос учителя к классу: «Терроризм и Экстремизм… Это одно и то же?»
»
высказывали противоречивые мнения, но к концу урока все пришли к единому мнению Цель: прокомментировать домашнее задание , выполнение которого будет обсуждены на следующем уроке Домашнее задания прочитать в учебнике параграф 16 или найти в интернете и ответить на вопрос как противодействовать экстремизму и какую ответственность несут те кто занимается экстремистской деятельностью Индиви дуально Дано на выбор, поиск информации в учебнике или интернете поможет узнать об ответственности за экстремизм 2 мин.
V

Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель: провести рефлексию собственной деятельности. Рефлексию нашей работы на уроке проведем необычно. Прошу рассмотреть на слайдовой презентации страшные кадры проявления экстремизма и терроризма и поразмышлять о ценности человеческой жизни на фоне песни группы «Рождество» «Так хочется жить» Индиви- дуально Называют задания, которые вызвали затруднения. 2 мин. 6
В индивидуальных листах – рефлексия, прием «Незаконченное предложение» Учитель: Спасибо за урок! Будьте живы и здоровы! 7


В раздел образования