"Физкультурно-оздоровительный клуб для школьников как форма активизации физического воспитания по ФГОС"
Автор: Факанова Нина Алексеевна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МОБУ СОШ № 26 Населённый пункт: город Якутск Наименование материала: Статья Тема: "Физкультурно-оздоровительный клуб для школьников как форма активизации физического воспитания по ФГОС" Раздел: среднее образование
Республика Саха (Якутия), город Якутск, МОБУ СОШ № 26
Кафедра физической культуры и здоровья
Из опыта работы школьного оздоровительного клуба «Робинзон».
Тема: «Физкультурно-оздоровительный клуб для школьников,
как форма активизации физического воспитания по ФГОС».
Руководитель клуба «Робинзон»
учитель физической культуры
МОБУ СОШ № 26
Факанова Нина Алексеевна
2017 год, Якутск
Наша школа является центром физической культуры и здорового образа жизни
школьников.
ФГОС нового поколения впервые определяет такую составляющую, как здоровье
школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и
укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности школы.
В современных условиях проблема здоровья детей приобретает глобальный характер.
Здоровье ребенка, определяется воздействием внешних и внутренних воздействий на его
организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять этим
воздействиям. Учащихся необходимо научить использовать средства физической
культуры для укрепления здоровья, для умения организовывать активный отдых и досуг,
уметь противостоять стрессам. Формировать у школьников общественных и личностных
представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической
подготовленности. Успешность этой деятельности, устранение вредных привычек и
повышение устойчивости к ним, определяет направления усилий по сохранению и
укреплению здоровья.
События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызывали глубокие
изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявления
разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных
ситуаций социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в
повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отразились
на состоянии здоровья и жизни людей. В этой связи возрастает роль системы
образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области
безопасности жизнедеятельности, и выработку у них привычек здорового образа жизни.
Известно, что здоровый образ жизни, положительное отношение к занятиям спортом
и физической культурой закладывается в школьные годы.
Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа, как
составляющая системы дополнительного образования в школе, решает эти задачи.
СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КАФЕДРЫ
В СИСТЕМЕ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
Дополнительное образование включает в себя спортивные кружки и секции, клубы,
спортивные праздники, дни здоровья. Кафедра физической культуры считает наиболее
эффективной формой внеурочной работы – клуб.
СХЕМА КЛУБНОЙ РАБОТЫ
Формы
Урочная форма
Внеурочная форма
Каждый учитель нашей кафедры отрабатывает методическую тему. Например: я
работаю над темой «Обучение школьников основам выживания в окружающей среде по
предмету физическая культура». Эта тема входит в вариативную часть моей рабочей
программы. Работая над данной темой четвертый год, определила следующие
Цели:
- Формирование системы специальных знаний и умений в области основ выживания в
окружающей среде у школьников;
- Привитие навыков здорового образа жизни
- Приобретение способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных
условиях социального характера
Задачи :
- Развить у школьников интерес, мотивацию и убежденность в необходимости
постоянного совершенствования знаний и навыков по выживанию в окружающей среде.
- Развивать навыки оказания доврачебной помощи пострадавшему человеку.
- Совершенствовать навыки передвижения по пересеченной местности.
- Развивать такие качества личности, как целеустремленность, ответственность,
находчивость, дисциплинированность, смелость, решительность, умение действовать
в команде.
Так как я работаю на начальном звене, моя задача - повысить мотивацию у учащихся к
получению дополнительного образования.
Сегодня я представляю Вашему вниманию свою тему «Основы выживания в окружающей
среде по предмету физическая культура» и как я работаю в этом направлении.
Начальная школа
Клубная система дополнительного обучения и
воспитания школьников во внеурочное время
Физкультурно-
спортивные клубы
Физкультурно-
оздоровительные
клубы
Клубы основ
безопасности
жизнедеятельности
На уроках физической культуры в начальной школе со 2 класса мы с ребятами
изучаем узлы, использую раздельное обучение. Затем комплексно, в сочетании с
физическими упражнениями этот элемент используется в эстафете. Например: ребенок
отжался, добежал до фишки, завязал узел, вернулся в команду. В итоге ребята
преодолевают полосу препятствий, учатся работать в команде.
Основная школа
На уроках в основной школе мы изучаем более сложные узлы, разучиваем
элементы спуска и подъема, ребята учатся оказывать первую доврачебную помощь. И в
комплексе с физическими упражнениями эти элементы включаются в полосу
препятствий. С основного звена для учащихся, у которых появился интерес, повысилась
мотивация к занятиям дополнительным образованием по теме «Основы выживания в
окружающей среде», работают клубы.
Средняя школа
На среднем звене в первом полугодии в зимний период ребята совершенствуют свои
прикладные знания и примерно, со второго полугодия, начинается опрабация своих
умений и навыков на соревнованиях. Дети выступают на соревнованиях школьных,
городских, защищают честь школы. А значит все знания, которые они получили во время
дополнительного образования, они применяет на соревнованиях.
В осенне – весенний период, когда позволяет температурный режим, воспитанники
клубов выходят на воненно-полевые сборы, на сборах ребята совершенствуют знания,
закрепляют навыки полученные на тренировках в зимний период, а именно закрепляют
способы оказания первой доврачебной помощи, учатся ориентироваться на местности,
соревнуются в стрельбе, разборке и сборке автомата Калашникова и т.д.
Рассмотрим рост мотивации обучающихся на следующих графиках.
График повышения мотивации в начальной школе
В начальной школе у учащихся наблюдается рост урочной мотивации, т. к. школа
переполнена, нет возможности организовывать внеклассную работу. Поэтому
положительно сказывается увеличение часов физической культуры по ФГОС.
График повышения мотивации в основной школе
урочная
Дополнительное
образование
Вариативная
часть
Дополнительное
образование
Дополнительное
образование
Урочная
График повышения мотивации в средней школе
В средней школе сохраняется урочная мотивация и растет мотивация в
дополнительном образовании, за счет внеурочной деятельности, профильного обучения,
открываются профильные классы.
При анализе работы, по дополнительному образованию, прослеживается рост
физического развития детей, совершенствование знаний и умений по основам
выживания, по военно-прикладным видам спорта, по ориентированию, по оказанию
первой доврачебной помощи и т. д. Это подтверждают результаты и призовые места на
городских и республиканских соревнованиях по данному направлению.
Достижения на городских и республиканских соревнованиях по годам
2013-2014
2014-2015
2015-2016
I место – в городском
смотре строя и песни, в
группе 3-4 кл.;
III место – в городских
соревнованиях «Патриот»;
IV место – в городской
Олимпиаде по ОБЖ;
II место в открытых
городских соревнованиях по
пожарно-прикладному
спорту;
III место – в
Республиканских
соревнованиях по пожарно-
прикладному спорту;
I место – в открытом
первенстве по военно-
прикладным видам спорта,
на «Кубок Героя России
Рыжикова А.А.»;
II место – в открытом
первенстве по военно-
прикладным видам спорта
на «Кубок Героя России
Рыжикова А.А.»;
I место - в городском
смотре строя и песни, в
группе 10-11 кл.,
II место – в открытом
первенстве по военно-
прикладному спорту, ВПК
им. Рыжикова А.А., мл. гр. II.
- Призовые места на
соревнованиях «Патриот »;
- Призовые места в
I место – в городском
финале смотра строя и
песни, в группе
обучающихся 5-7 кл.;
I место – в городском
финале смотра строя и
песни, в группе 10-11
классы;
I место - в открытом
первенстве по военно-
прикладным видам спорта,
старшая группа;
I место – в открытом
первенстве по военно-
прикладным видам спорта,
средняя группа;
I место – в открытом
первенстве по военно-
прикладным видам спорта, в
мл. гр.;
урочная
Дополнительное
образование
городских соревнованиях по
ориентированию;
II место – в Республиканских
соревнованиях по пожарно-
прикладному спорту;
III место – команда школы в
Первенстве города Якутска
и пригорода по пожарно-
прикладному спорту
II место – в городских
соревнованиях по пожарно–
прикладному спорту;
III место – в городских
соревнованиях по пожарно-
прикладному спорту;
Призовые места в городских
и республиканских
соревнованиях по
ориентированию;
Вывод:
1. Конечным результатом такой работы является: на начальной школе развитие
максимального интереса к занятиям по данному направлению, что является
основным мотивом выбора предпрофильного обучения в основной школе.
2. Исходя из вышеизложенного, делаю заключение , что обучение школьников
выживанию в окружающей среде является необходимым компонентом
вариативной программы обучения по физической культуре, как гармонично-
развитой личности и будущего гражданина России.
Учитель физической культуры Н.А. Факанова