Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" - новый взгляд на физическое воспитание обучающихся в СПО
Автор: Фирса Олег Сергеевич Должность: преподаватель Учебное заведение: ГАПОУ КК ЛСПК "Ленинградский социально-педагогический колледж" Населённый пункт: Краснодарский край, станица Ленинградская Наименование материала: Статья Тема: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" - новый взгляд на физическое воспитание обучающихся в СПО Раздел: среднее профессиональное
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и
обороне» - новый взгляд на физическое воспитание обучающихся в СПО
Фирса Олег Сергеевич,
преподаватель физической культуры
ГАПОУ КК ЛСПК «Ленинградский социально-педагогический колледж»
В сложном комплексе социальных, психологических и биологических
факторов влияющих на здоровье обучающихся во время обучения в течение
учебного дня в колледже огромную роль играет двигательная активность
организма
во
время
уроков
физической
культуры.
Современная
общеобразовательная
среда
среднего
профессионального
образования
позволяет каждой образовательной организации самостоятельно выбирать
программу
физического
образования
и
воспитания,
применять
те
виды
спорта
в
работе,
которые
по
причинам
финансово-материальным
могут
использоваться
в
конкретном
колледже.
Совершенно
очевидно,
что
определение
необходимой
для
каждого
студента
величины
физической
нагрузки, изучение путей ее воздействия на организм подростка, анализ
происходящих
при
этом
изменений
требуют
обязательного
контроля.
Предлагаемый
для
внедрения
в
физкультурное
движение
Всероссийский
физкультурно-спортивный
комплекс
«Готов
к
труду
и
обороне»
призван
решить
множество
проблем
физической
культуры
образовательных
организаций
и
стать
инструментом
повышения
престижности
быть
здоровым,
сильным,
ловким,
выносливым
во
время
обучения
в
стенах
колледжа.
Одной
из
таких
проблем
является
всеобщая
диспансеризация
студентов в самом начале учебного года, которая избавит обучающихся от
добывания справок перед каждым этапом сдачи нормативов Комплекса ГТО.
Ведь без справки о допуске к соревнованиям (а сдача нормативов это своего
рода соревнования) он не может быть допущен до них. Одновременно будет
решён (а до сих пор это большая проблема) вопрос о допуске обучающихся к
занятиям на уроках физической культурой. Необходимо также решить вопрос
о
присутствии
в
местах
приёма
нормативов
медицинских
работников
(врача/медсестры
или
представителей
спортивного
диспансера)
для
осуществления
медицинского
контроля
и
при
необходимости
оказания
первой помощи. Кроме того необходимо решить
вопрос об участии в
комплексе
ГТО
студентов
отнесенных
к
специальным
медицинским
группам,
возможно
укомплектовать
группы
по
приему
специальных
нормативов ГТО представителями медицинских учреждений (спортивных
диспансеров), которые необходимо разработать с помощью специалистов по
лечебной физкультуре и специалистов в области спорта инвалидов. Эти дети
в комплексе не задействованы.
Преимущества современного комплекса ГТО в том, что в качестве
контрольных упражнений
в возрастных группах, проходящих обучение в
колледжах, в основном представлены учебные нормы и требования средней
школы. Это в значительной степени повышает эффективность внедрения в
практику комплекса, который по существу дублирует требования школьной
программы, но не является обязательным…
Правовой момент по внедрению комплекса ГТО в образовательной
организации СПО – утвердить тестирование по программе комплекса ГТО в
качестве государственного (регионального) инструмента по оценки уровня
физического развития студентов за период обучения (раздела подготовки,
полугодия)
в
качестве
Государственного
мониторинга
за
физическим
развитием студентов-подростков. Это решит правовой вопрос о проведении
тестов по нормам ГТО со студентами. Для этого необходимо Министерству
спорта
РФ
и
Министерству
образования
и
науки
РФ
создать
межведомственную комиссию по оценке состояния обучающихся с правами
мониторинга физического и функционального состояния студентов в течение
учебного
года.
Это
должно
стимулировать
преподавателей
физической
культуры в колледже на создание условий для положительной динамики
показателей
студентов,
и
повышение
социального
статуса
предмета.
В
настоящее время предмет «физическая культура» в колледже не проходит
внешний мониторинг за уровнем физического и функционального развития
обучающихся со стороны вышестоящих органов Министерства образования.
Внешний
мониторинг,
при
утверждении
нормативов
ГТО
в
качестве
государственных зачетов или экзаменов по выбору,
при аттестации на
квалификационную
категорию,
позволит
преподавателям
физической
культуры, получать дополнительные баллы по его результатам.
Для
внедрения
в
практику
комплекса
ГТО
необходимо
решить
организационный момент. Группа по принятию нормативов комплекса ГТО
(кто
будет
это
финансировать?)
должна
быть
создана
из
числа
высококвалифицированных специалистов в области физической культуры,
имеющих
навыки
организационной
работы
с
людьми
разного
возраста,
опытам проведения массовых соревнований, умением пользоваться ПК и в
особенности программой Excel для математической обработки результатов
исследования.
Возможно
ее
формирование,
как
межведомственной
(Министерства
спорта
и
Министерства
образования)
из
числа
наиболее
подготовленных
тренеров
и
преподавателей
физической
культуры.
Предварительная часть работы по компьютеризации результатов комплекса
ГТО – составление заявок детей по параллелям в формате Excel – работа
преподавателей
физической
культуры
образовательных
организаций,
успешное завершение которой позволит легко анализировать полученные
данные соревнований после их окончания. Создав базу данных, без особых
усилий ее можно корректировать по результатам очередных тестирований.
Результаты каждого тестирования должны быть отправлены в единую базу
данных тестирования студентов для их дальнейшего анализа в Министерстве
спорта РФ и Министерстве образования и науки РФ, а также профильных
исследовательских ВУЗах для совершенствования тестов и системы оценок
полученных
результатов.
Группа
комплекса
ГТО
должна
быть
укомплектована персональными компьютерами, в количестве не менее одного
2
на
проводимые
одновременно
соревнования,
плюс
один
резервный;
современными, высокоточными секундомерами и другими измерительными
приборами. Результаты соревнований должны быть отражены в доступных
для общего обозрения сайтах – например на сайтах колледжа или комитета по
образованию.
Формами
организации
соревнований
по
принятию
нормативов
комплекса ГТО возможны:
- «Дни здоровья», «Дни бегуна», «Дни прыгуна», «Дни гимнаста»,
«Дни стрелка»,
«День баскетболиста»,
«День волейболиста»,
«День
футболиста»,
и другое для студентов нескольких колледжей, при которых
проходит тестирование;
- Соревнования студентов по видам спорта (которые представлены в
Комплексе
ГТО),
где
в
соревнованиях
принимают
участие
студенты
нескольких близлежащих колледжей.
Организационно группы по приему нормативов ГТО могут работать в
образовательных организациях по составленному ими графику, не нарушая
привычный календарь колледжных и районных соревнований. Помощь в
организации и проведении тестирования по программе комплекса ГТО могут
оказать
преподаватели
спортивных
школ
и
тренеры
по
видам
спорта,
развиваемых в районе. По итогам тестирования тренерский состав реально
может проводить селекцию по набору студентов в учебно-тренировочные
группы.
Хочется
поприветствовать
попытку
объединить
два
основных
направления
развития
физической
культуры
в
современной
России
–
функционального планирования и оценки состояния подростков, в основном
пропагандирующего программами В.И. Ляха и прикладном планировании,
опирающемся
на
планировании
на
основе
нескольких
видах
спорта,
что
пропагандирует
А.П.
Матвеев.
Программа
соревнований
комплекса
ГТО,
разная, в различных возрастных группах, но в основном построена на шести
основных
видах
спорта:
легкой
атлетике,
гимнастике,
лыжном
спорте,
стрельба, туризм, плавание. Это не способствует популяризации внедряемого
комплекса
ГТО.
Хотелось
бы
включить
в
комплекс
ГТО
элементы
спортивных
игр,
например
баскетбол,
волейбол,
футбол,
видов
спорта
популярных
среди
молодежи.
В
современных
играх
разработано
много
игровых тестов по этим видам спорта, необходимо только внести эти тесты в
экспериментальный
этап
внедрения
комплекса
ГТО,
набрать
материал
и
составить нормативы. К примеру, на соревнованиях по баскетболу можно
применять тест по забрасыванию мячей с 5-7- 9 точек, 10 штрафных бросков;
ведению мяча правой и левой рукой на время, с изменением направления; по
футболу: 10 пенальти на точность попадания или в ворота или в мишень и
ведением
на
время;
по
волейболу
–
соревнования
на
точность
подач
в
заданный
квадрат, на
точность
верхней
передачи,
по
бегу
на
коньках
(беговых, фигурных, хоккейных) включить дистанции 100, 300 и 500 метров
Предлагаемые
тесты
можно
отработать
сначала
на
нескольких
территориях,
а
затем
предложить
в
более
широком
формате,
а
то,
что
3
необычные контрольные упражнения из игровых видов спорта привлекут
молодежь к участию в соревнованиях.
Норматив по туристическому походу вообще непонятно как проводить
и как оценивать, за что присваивать какой- либо тип значка.
Некоторые, предложенные составителями комплекса ГТО очень трудны
в работе и сложны в судействе (отжимание, наклоны), эти тесты в процессе
внедрения исчезнут из практики.
Нормативы
-
это
самое
сложное
во
внедрении
комплекса
ГТО…
Выбран самый простой в составлении вариант – трехуровневый, но самый не
точный
в
оценке
результатов
исследований.
Исходя
из
математической
модели нормального распределения результатов исследования, следовало бы
внедрять
минимум
пятиуровневый
оценочный
вариант:
добавить
к
предлагаемым
«золотому»,
«серебряному»
и
«бронзовому»
значкам
ГТО,
скажем
-
«медный»
и
«алюминиевый».
Это
необходимо
сделать
для
привлечения
к
занятиям
физической
культурой
и
спортом
прослойку
физически слабых детей, не приученных к занятиям физической культурой,
количество которых из года в год растет. У этих детей другие ценности, и раз
не
выполнив
ни
какого
норматива
и
не
получив
ни
какого
значка,
в
следующий раз его на соревнованиях мы их не увидим.
Подводя
итоги
вышесказанному,
необходимо
отметить
полезность
ввода в действие Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО,
но
для
его
успешного
внедрения
в
практику
необходимо
решить
ряд
правовых, организационных, финансовых, содержательных и нормативных
вопросов совместно Министерству спорта РФ и Министерству образования и
науки
РФ.
Давайте
будем
вместе
повышать
престиж
студентов
быть
здоровыми, сильными, ловкими, выносливыми и успешными.
4