Опыт работы с детьми по программе "Неделя здоровья"
Автор: Богатырева Любовь Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 23 общеразвивающего вида" Населённый пункт: город Сыктывкар Наименование материала: обобщенный опыт работы Тема: Опыт работы с детьми по программе "Неделя здоровья" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23 общеразвивающего вида» г.Сыктывкар
Сыктывкарса муниципальнӧй бюджетнӧй учреждение
Челядьӧс 23 №-а видзанiн школаӧдз велӧдан»
Опыт работы с детьми по программе «Неделя здоровья»
Богатыревой Любовь Юрьевны
Сыктывкар 2016 г.
Вопрос
об
обучении
ребенка
сознательному
отношению
к
своему
здоровью – важная проблема. Для ее решения необходима работа со стороны
взрослых
по
ознакомлению
детей
со
своим
телом,
организмом,
его
возможностями
и
особенностями
функционирования.
При
этом
не
предполагается подробное изучение с детьми курса анатомии и физиологии
человека. Главное – поддержать имеющийся у детей интерес к собственному
телу, его строению и функционированию, научить их помогать себе, бережно
относиться к своему организму и здоровью. Важно учить ребенка любить
себя, свое тело, воспитывать в нем оптимистическое само- и мироощущение,
что обеспечит более легкое, безболезненное вхождение малыша в социум и,
как следствие, высокую жизненную активность. В современной ситуации
ребенка следует ставить в позицию субъекта, творца собственной жизни,
хранителя своего здоровья. Проблемы воспитания здорового ребенка были и
остаются
наиболее
актуальными
в
практике
общественного
и
семейного
воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их
реализации. Для укрепления и профилактики психофизического здоровья,
формирования
здорового
образа
жизни
у
детей
дошкольного
возраста
необходимо проведение комплексной работы.
На базе нашей ДОО педагогами разработана целевая программа “Неделя
здоровья”,
в
которой
отражена
перспектива
здоровьесберегающей
деятельности на пять лет.
Целью оздоровительной работы и программы «Неделя здоровья» является:
Создание у детей дошкольного возраста устойчивой положительной
мотивации
к
сохранению
и
укреплению
собственного
здоровья;
формирование
психологического
здоровья
дошкольника
как
важного
фактора здоровья человека в целом.
Работа мною осуществляется через следующие задачи:
Сформировать
у
детей
адекватные
представления
об
организме человека (о строении собственного тела);
Создать у ребенка целостное представление о своем теле;
Научить «слушать» и «слышать» свой организм;
Помочь осознать самоценность своей и ценность жизни
другого человека;
Формировать потребность в физическом и нравственном
самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
Привить навыки профилактики и гигиены, самомассажа,
первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть опасные
для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
Развивать
охранительное
самосознание,
оптимистическое
миро-
и
самоощущение;
воспитывать
уважение
к
жизни
другого
человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.
Обеспечить
тесное
взаимодействие
всех
участников
программы:
педагогический
коллектив,
медицинский
персонал,
родители
(законные
представители) воспитанников и самих воспитанников.
Программа охватывает возраст детей с 1г. 6м. до 7 лет. Реализация
программы осуществляется 1 раз в месяц (неделя), с октября по май согласно
комплексно – тематического планирования ДОО. Система работы построена
с
учетом
возрастных,
психофизических
и
психологических
особенностей
детей дошкольного возраста.
Основой
программы
является
комплексный
подход,
который
заключается в совместной деятельности педагога и ребенка в течение дня, в
режимных
моментах:
утренняя
гимнастика,
прогулка,
режим
питания,
послеобеденный сон, физминутки, закаливающие мероприятия. Реализация
программы
осуществляется
через
следующие
формы
работы
с
детьми:
беседы,
рассматривание
иллюстраций,
картин
о
здоровом
образе
жизни,
рассказы
воспитателя,
чтение
художественной
литературы,
загадывание
загадок о здоровом образе жизни, упражнений, направленных на обеспечение
и поддержание ЗОЖ: самомассаж, элементы релаксации под музыку и звуки
природы, использование игровых и двигательных методик, телесной терапии,
проведении спортивных и досуговых мероприятий, развлечений, организации
праздника «День здоровья», сюжетно – ролевых, дидактических, подвижных
игр, моделирование ситуаций и др. А также во взаимодействии и тесном
сотрудничестве
воспитателей
и
родителей
(законных
представителей)
воспитанников ДОУ.
П е р в ы й
э т ап
р а бот ы
в
мо е й
г ру п п е :
« Д и а г н о с т и к о -
прогностический»
Цель: Изучение возможностей и потребностей воспитателей группы,
педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.
Для
обеспечения
полноценного
своевременного
развития
детей,
сохранения
и
укрепления
физического
и
психического
здоровья,
профилактики
простудных
заболеваний,
физического
развития
и
оздоровления воспитанников и для реализации приоритетного направления в
дошкольном
учреждении
имеется
музыкально
-
физкультурный
зал,
оснащенный необходимым традиционным и нестандартным оборудованием,
спортивные
уголки
в
группах,
которые
созданы
с
учётом
возрастных
особенностей детей. На участке детского сада оборудована спортивная и
игровые
площадки,
где
дети
имеют
возможность
развития
двигательных
навыков
в
любое
время
года.
Для
организации
и
проведения
лечебно-
профилактической
работы
с
часто
болеющими
детьми,
для
проведения
коррекционных,
реабилитационных
и
профилактических
процедур
в
дошкольном
учреждении
функционирует
Лечебно-профилактический
кабинет, в который входят Логопедический пункт и кабинет психолога. Также
в ДОУ организован медицинский блок, который состоит из медицинского
кабинета, процедурного кабинета и изолятора.
Современная
наполняемость
группы
требует
от
педагогов
создания
условий для уединения детей, их психологического комфорта и здоровья.
Поэтому в каждой группе созданы зона двигательной активности и зона
уединения, в приёмной оборудованы уголки здоровья с информацией для
родителей. Во всех группах есть уголки природы. Они создают домашнюю,
уютную обстановку и комфортную, развивающую и здоровьесберегающую
для детей атмосферу.
Итак, условия, созданные в ДОО, позволяют обеспечить физическую
активность детей и организацию оздоровительной работы.
Второй этап: «Практический»
Цель:
Введение
здоровьесберегающих
технологий
в
воспитательно-
образовательный процесс ДОУ.
Реализация второго этапа работа велась по блокам.
Блок 1.Содержание работы с детьми определяется в соответствии с
«Федеральными
государственными
требованиями
к
структуре
основной
образовательной программы дошкольного образования»
Система
оздоровительной
работы
включает
в
себя:
Проведение
комплекса
утренней
гимнастики
с
элементами
дыхательной
гимнастики;
Проведение
двигательных
разминок
между
занятиями;
Организация
подвижных
игр
и
физических
упражнений
на
прогулке;
Организация
динамического часа в конце прогулки ; Организация оздоровительного бега в
конце прогулки; Гимнастика после дневного сна; Коррекционная работа с
детьми по развитию движений; Организация занимательной двигательной
деятельности
различного
типа;
пальчиковые
игры
и
упражнения;
Самостоятельная, двигательная деятельность детей; Организация досугов,
праздников; Проведение «Дня здоровья», в летнее время «Недели здоровья»
Организация кружковой работы: «Занятия аэробикой»; Организация работы с
семьёй.
Организуя неделю здоровья режим дня наполняется разными играми,
упражнениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе.
Тщательно
продумывается
план
проведения
каждого
дня
в
течение
всей
недели здоровья, учитывая время года и погодные условия.
В организацию работы с детьми включают разные виды деятельности,
насыщенные как спокойными, так и интенсивными движениями. Это игры и
игровые
упражнения
во
время
прихода
в
дошкольное
учреждение
и
на
прогулках, несложные спортивные соревнования, туристические прогулки-
походы в близлежащий парк или лес. В течение недели здоровья обязательно
проводит ся спортивный
праздник
или
физкультурный
досуг.
В
театрализованной
или
игровой
форме
легче
усваиваются
двигательные
навыки и гигиенические знания.
Блок 2. Организация работы с детьми по формированию ЗОЖ.
В
рамках
образовательной
области
«Здоровье»
для
успешного
формирования
представлений
у
дошкольников
о
ЗОЖ
необходима
целенаправленная, систематическая воспитательно - образовательная работа
в
ДОУ
и
семье. Мы
определили
для
себя
следующие
направления
о с у щ е с т в л е н и я
э т о й
п р о б л е м ы :
-
п р и в и т и е
с т о й к и х
к у л ь т у р н о - г и г и е н и ч е с к и х
н а в ы к о в ;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
-
формирование
представлений
о
том,
что
полезно
и
что
вредно
для
организма;
-
формирование
привычки
ежедневных
физкультурных
упражнений;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде.
Работа в старшей группе ведётся в 3-х направлениях:
1 направление - тема: «Вот я какой!»
Цель: Расширять кругозор детей о строении и функциях тела человека.
Итоговое
мероприятие
недели:
развлечение
«Праздник
Здоровья».
2 направление - тема: «Уши – орган слуха»
Цель: Продолжать знакомить детей со строением слухового аппарата и
выполняемыми функциями; активизировать знания детей о роли слуха для
жизни человека (ориентировка в окружающей действительности, овладение
человеческой речью); дать представление о причинах нарушения слуха.
Итоговое мероприятие недели: Развлечение «В гости к Емеле».
3 направление - тема: «Хочу быть здоровым!»
Цель:
Продолжать
знакомить
детей
со
строением
человеческого
организма, развивать положительную мотивацию заботы о своем здоровье,
создать у ребенка целостное представление о своем теле; познакомить с
понятием
«микробы»,
витамины,
лекарственные
растения,
природные
факторы и их влияние на человеческий организм.
Итоговое мероприятие недели: Викторина «Много интересного узнали
мы»
4 направление - Тема: «Скелет и мышцы человека»
Цель:
Продолжать
знакомить
детей
со
строением
человеческого
организма, развивать положительную мотивацию заботы о своем здоровье,
создать у ребенка целостное представление о своем теле; познакомить с
понятиями «скелет» и «мышцы», «опорно - двигательный» аппарат человека,
осанка.
Итоговое мероприятие недели: Досуг «День рождение бабушки Яги»
5 направление - Тема: «Об удивительных превращениях пищи вокруг нас»
Цель:
Продолжать
знакомить
детей
со
строением
человеческого
организма, развивать положительную мотивацию заботы о своем здоровье,
создать у ребенка целостное представление о своем теле; расширять кругозор
о
пищеварительном
тракте,
его
основными
отделами
и
выполняемыми
функциями,
учить
понимать
свой
организм,
его
потребности,
показать
взаимосвязь
между
пищеварительной
системой
и
ротовой
полостью;
прививать устойчивую положительную мотивацию к ЗОЖ.
Итоговое мероприятие недели: Викторина «Что мы знаем о здоровье?»
6 направление – Тема: «Человек и его строение»
Цель:
Продолжать
знакомить
детей
со
строением
человеческого
организма, развивать положительную мотивацию заботы о своем здоровье,
создать у ребенка целостное представление о своем теле; расширять кругозор
о
пищеварительном
тракте,
его
основными
отделами
и
выполняемыми
функциями,
учить
понимать
свой
организм,
его
потребности,
показать
взаимосвязь
между
пищеварительной
системой
и
ротовой
полостью;
прививать устойчивую положительную мотивацию к ЗОЖ.
Я
считаю,
что
к
моменту
выпуска
детей
в
школу
они
получат
необходимые
представления
о
ЗОЖ
и
будут
иметь
стойкие
навыки
и
привычки сохранения своего здоровья.
Блок 3. Работа с семьёй воспитанников
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка
становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию
потребности
в
здоровом
образе
жизни
у
детей
используются
как
традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как
информационные
бюллетени,
выпуск
буклетов
«Здоровье»,
тематические
выставки,
библиотека
здоровья,
оформляются
информационные
уголки
здоровья «Здоровые дети », «Как я расту», проводятся консультации, встречи
«за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных
и
медицинских
работников,
спортивные
семейные
эстафеты.
Родители
-
постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.
Совместная
работа
с
семьёй
строится
на
следующих
основных
положениях, определяющих её содержание, организацию и методику:
- Единство целей и задач в воспитании ребёнка.
- Систематичность и последовательность работы в течение всего года и
всего периода пребывания в ДОУ.
- Индивидуальный подход к каждой семье
- Взаимное доверие и взаимная помощь педагогов и родителей на основе
доброжелательной критике и самокритике.
В перспективе мы планируем организовать работу нескольких клубов,
например «Молодые бабушки», «Папа, мама, я - спортивная семья»
Третий этап: « Обобщающий»
Цель: подведение итогов годовой работы.
Результаты за период (2 года):
У
детей
сформирована
устойчивая
положительная
мотивация
к
сохранению
и
укреплению
собственного
здоровья
и
окружающих;
Сформированы знания, умения и навыкои ухода за телом,
бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
воспитанник
владеют
навыками
элементарного
самомассажа,
дыхательной гимнастики, элементами релаксации.
С фо рми р о ва н ы
п р а в и ла
ли ч н о й
б е з о п а с н о с т и ,
безопасности окружающих;
Воспитанники
проявляют
нравственные
ч увства,
соблюдают
моральные
нормы:
взаимопомощи,
доброжелательности,
сострадания, уважения, заботы об окружающих и др.
Повышен профессионализм и мастерство педагога.
Сформировано
позитивное
отношение
и
повышение
активности родителей в работе по сохранению и укреплению здоровья
воспитанников.