Напоминание

Опыт работы с детьми по программе "Неделя здоровья"


Автор: Богатырева Любовь Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 23 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: город Сыктывкар
Наименование материала: обобщенный опыт работы
Тема: Опыт работы с детьми по программе "Неделя здоровья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 общеразвивающего вида» г.Сыктывкар Сыктывкарса муниципальнӧй бюджетнӧй учреждение Челядьӧс 23 №-а видзанiн школаӧдз велӧдан» Опыт работы с детьми по программе «Неделя здоровья» Богатыревой Любовь Юрьевны Сыктывкар 2016 г.
Вопрос об обучении ребенка сознательному отношению к своему здоровью – важная проблема. Для ее решения необходима работа со стороны взрослых по ознакомлению детей со своим телом, организмом, его возможностями и особенностями функционирования. При этом не предполагается подробное изучение с детьми курса анатомии и физиологии человека. Главное – поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению и функционированию, научить их помогать себе, бережно относиться к своему организму и здоровью. Важно учить ребенка любить себя, свое тело, воспитывать в нем оптимистическое само- и мироощущение, что обеспечит более легкое, безболезненное вхождение малыша в социум и, как следствие, высокую жизненную активность. В современной ситуации ребенка следует ставить в позицию субъекта, творца собственной жизни, хранителя своего здоровья. Проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации. Для укрепления и профилактики психофизического здоровья, формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста необходимо проведение комплексной работы. На базе нашей ДОО педагогами разработана целевая программа “Неделя здоровья”, в которой отражена перспектива здоровьесберегающей деятельности на пять лет.
Целью
оздоровительной работы и программы «Неделя здоровья» является:
Создание у детей дошкольного возраста устойчивой положительной

мотивации

к

сохранению

и

укреплению

собственного

здоровья;

формирование

психологического

здоровья

дошкольника

как

важного

фактора здоровья человека в целом.
Работа мною осуществляется через следующие
задачи:
 Сформировать у детей адекватные представления об организме человека (о строении собственного тела);  Создать у ребенка целостное представление о своем теле;  Научить «слушать» и «слышать» свой организм;  Помочь осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;  Формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;  Привить навыки профилактики и гигиены, самомассажа, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;  Развивать охранительное самосознание, оптимистическое миро- и самоощущение; воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли. Обеспечить тесное взаимодействие всех участников программы: педагогический коллектив, медицинский персонал, родители (законные представители) воспитанников и самих воспитанников.
Программа охватывает возраст детей с 1г. 6м. до 7 лет. Реализация программы осуществляется 1 раз в месяц (неделя), с октября по май согласно комплексно – тематического планирования ДОО. Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста. Основой программы является комплексный подход, который заключается в совместной деятельности педагога и ребенка в течение дня, в режимных моментах: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон, физминутки, закаливающие мероприятия. Реализация программы осуществляется через следующие формы работы с детьми: беседы, рассматривание иллюстраций, картин о здоровом образе жизни, рассказы воспитателя, чтение художественной литературы, загадывание загадок о здоровом образе жизни, упражнений, направленных на обеспечение и поддержание ЗОЖ: самомассаж, элементы релаксации под музыку и звуки природы, использование игровых и двигательных методик, телесной терапии, проведении спортивных и досуговых мероприятий, развлечений, организации праздника «День здоровья», сюжетно – ролевых, дидактических, подвижных игр, моделирование ситуаций и др. А также во взаимодействии и тесном сотрудничестве воспитателей и родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ.
П е р в ы й

э т ап

р а бот ы

в

мо е й

г ру п п е :

« Д и а г н о с т и к о -

прогностический»
Цель: Изучение возможностей и потребностей воспитателей группы, педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей. Для обеспечения полноценного своевременного развития детей, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, профилактики простудных заболеваний, физического развития и оздоровления воспитанников и для реализации приоритетного направления в дошкольном учреждении имеется музыкально - физкультурный зал, оснащенный необходимым традиционным и нестандартным оборудованием, спортивные уголки в группах, которые созданы с учётом возрастных особенностей детей. На участке детского сада оборудована спортивная и игровые площадки, где дети имеют возможность развития двигательных навыков в любое время года. Для организации и проведения лечебно- профилактической работы с часто болеющими детьми, для проведения коррекционных, реабилитационных и профилактических процедур в дошкольном учреждении функционирует Лечебно-профилактический кабинет, в который входят Логопедический пункт и кабинет психолога. Также в ДОУ организован медицинский блок, который состоит из медицинского кабинета, процедурного кабинета и изолятора. Современная наполняемость группы требует от педагогов создания условий для уединения детей, их психологического комфорта и здоровья. Поэтому в каждой группе созданы зона двигательной активности и зона уединения, в приёмной оборудованы уголки здоровья с информацией для родителей. Во всех группах есть уголки природы. Они создают домашнюю,
уютную обстановку и комфортную, развивающую и здоровьесберегающую для детей атмосферу. Итак, условия, созданные в ДОО, позволяют обеспечить физическую активность детей и организацию оздоровительной работы.
Второй этап: «Практический»
Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательный процесс ДОУ. Реализация второго этапа работа велась по блокам. Блок 1.Содержание работы с детьми определяется в соответствии с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования» Система оздоровительной работы включает в себя: Проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики; Проведение двигательных разминок между занятиями; Организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке; Организация динамического часа в конце прогулки ; Организация оздоровительного бега в конце прогулки; Гимнастика после дневного сна; Коррекционная работа с детьми по развитию движений; Организация занимательной двигательной деятельности различного типа; пальчиковые игры и упражнения; Самостоятельная, двигательная деятельность детей; Организация досугов, праздников; Проведение «Дня здоровья», в летнее время «Недели здоровья» Организация кружковой работы: «Занятия аэробикой»; Организация работы с семьёй. Организуя неделю здоровья режим дня наполняется разными играми, упражнениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе. Тщательно продумывается план проведения каждого дня в течение всей недели здоровья, учитывая время года и погодные условия. В организацию работы с детьми включают разные виды деятельности, насыщенные как спокойными, так и интенсивными движениями. Это игры и игровые упражнения во время прихода в дошкольное учреждение и на прогулках, несложные спортивные соревнования, туристические прогулки- походы в близлежащий парк или лес. В течение недели здоровья обязательно проводит ся спортивный праздник или физкультурный досуг. В театрализованной или игровой форме легче усваиваются двигательные навыки и гигиенические знания. Блок 2. Организация работы с детьми по формированию ЗОЖ. В рамках образовательной области «Здоровье» для успешного формирования представлений у дошкольников о ЗОЖ необходима целенаправленная, систематическая воспитательно - образовательная работа в ДОУ и семье. Мы определили для себя следующие направления о с у щ е с т в л е н и я э т о й п р о б л е м ы : - п р и в и т и е с т о й к и х к у л ь т у р н о - г и г и е н и ч е с к и х н а в ы к о в ; - развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов; - обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи; - формирование представлений о том, что полезно и что вредно для
организма; - формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений; - формирование элементарных представлений об окружающей среде. Работа в старшей группе ведётся в 3-х направлениях: 1 направление - тема: «Вот я какой!» Цель: Расширять кругозор детей о строении и функциях тела человека. Итоговое мероприятие недели: развлечение «Праздник Здоровья». 2 направление - тема: «Уши – орган слуха» Цель: Продолжать знакомить детей со строением слухового аппарата и выполняемыми функциями; активизировать знания детей о роли слуха для жизни человека (ориентировка в окружающей действительности, овладение человеческой речью); дать представление о причинах нарушения слуха. Итоговое мероприятие недели: Развлечение «В гости к Емеле». 3 направление - тема: «Хочу быть здоровым!» Цель: Продолжать знакомить детей со строением человеческого организма, развивать положительную мотивацию заботы о своем здоровье, создать у ребенка целостное представление о своем теле; познакомить с понятием «микробы», витамины, лекарственные растения, природные факторы и их влияние на человеческий организм. Итоговое мероприятие недели: Викторина «Много интересного узнали мы» 4 направление - Тема: «Скелет и мышцы человека» Цель: Продолжать знакомить детей со строением человеческого организма, развивать положительную мотивацию заботы о своем здоровье, создать у ребенка целостное представление о своем теле; познакомить с понятиями «скелет» и «мышцы», «опорно - двигательный» аппарат человека, осанка. Итоговое мероприятие недели: Досуг «День рождение бабушки Яги» 5 направление - Тема: «Об удивительных превращениях пищи вокруг нас» Цель: Продолжать знакомить детей со строением человеческого организма, развивать положительную мотивацию заботы о своем здоровье, создать у ребенка целостное представление о своем теле; расширять кругозор о пищеварительном тракте, его основными отделами и выполняемыми функциями, учить понимать свой организм, его потребности, показать взаимосвязь между пищеварительной системой и ротовой полостью; прививать устойчивую положительную мотивацию к ЗОЖ. Итоговое мероприятие недели: Викторина «Что мы знаем о здоровье?» 6 направление – Тема: «Человек и его строение» Цель: Продолжать знакомить детей со строением человеческого организма, развивать положительную мотивацию заботы о своем здоровье, создать у ребенка целостное представление о своем теле; расширять кругозор о пищеварительном тракте, его основными отделами и выполняемыми функциями, учить понимать свой организм, его потребности, показать взаимосвязь между пищеварительной системой и ротовой полостью; прививать устойчивую положительную мотивацию к ЗОЖ.
Я считаю, что к моменту выпуска детей в школу они получат необходимые представления о ЗОЖ и будут иметь стойкие навыки и привычки сохранения своего здоровья. Блок 3. Работа с семьёй воспитанников Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, выпуск буклетов «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья «Здоровые дети », «Как я расту», проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ. Совместная работа с семьёй строится на следующих основных положениях, определяющих её содержание, организацию и методику: - Единство целей и задач в воспитании ребёнка. - Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания в ДОУ. - Индивидуальный подход к каждой семье - Взаимное доверие и взаимная помощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критике и самокритике. В перспективе мы планируем организовать работу нескольких клубов, например «Молодые бабушки», «Папа, мама, я - спортивная семья»
Третий этап: « Обобщающий»
Цель: подведение итогов годовой работы. Результаты за период (2 года):  У детей сформирована устойчивая положительная мотивация к сохранению и укреплению собственного здоровья и окружающих;  Сформированы знания, умения и навыкои ухода за телом, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; воспитанник владеют навыками элементарного самомассажа, дыхательной гимнастики, элементами релаксации.  С фо рми р о ва н ы п р а в и ла ли ч н о й б е з о п а с н о с т и , безопасности окружающих;  Воспитанники проявляют нравственные ч увства, соблюдают моральные нормы: взаимопомощи, доброжелательности, сострадания, уважения, заботы об окружающих и др.  Повышен профессионализм и мастерство педагога.  Сформировано позитивное отношение и повышение активности родителей в работе по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.


В раздел образования