Напоминание

"Системно-деятельностный подход в преподавании математики в условиях введения ФГОС".


Автор: Чуб Наталья Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: БОУ СОШ № 6
Населённый пункт: ст. Пластуновская МО Динской район
Наименование материала: статья
Тема: "Системно-деятельностный подход в преподавании математики в условиях введения ФГОС".
Раздел: среднее образование





Назад





Тема:

«Системно-деятельностный подход в преподавании

математики в условиях введения ФГОС».
Содержание 1. Введение…………………………………………………………………….3 2. Задачи учителя при системно- деятельном подходе в обучении математике………………………………………………………………….4 3. Построение урока, типология уроков и критерии оценивания урока в рамках системно- деятельного подхода………………………………………………………………...…...6 4. Содержание практической деятельности……………………………….9 5. Заключение…………………………………………………………....…..10 6. Использованные источники……………………………………………...11
Введение.

Современный мир меняется быстрыми темпами, находится в постоянном движении. Наше общество заинтересовано в компетентных людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить,имеющих высокий профессиональный уровень и деловые качества. Внедрение Федеральных государственных стандартов влечёт изменение требований к образовательному процессу на всех этапах обучения. В современной школе важен системно-деятельностный подход в обучении, целью которого является воспитание личности ребёнка, как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом- быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности является значительным достижением психологии. Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизнь-это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе. ФГОС: пункт 7 «В основе стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям ин- формационного общества; - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; - ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».
Системно-деятельнотстный подход обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; - проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; - построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических о собенно стей обучающихся.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных возможностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих ро ст творческого потенциала, познавательных мотивов; - гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Задачи учителя при системно- деятельностном подходе.

Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться. Для эффективной реализации этих масштабных инновационных изменений каждый педагог должен осуществить концептуальное и практическое осмысление инновационных путей развития образования, определить перспективы и приоритетные направления развития своей профессиональной деятельности, откорректировать цели, начать экспериментальную проверку концептуальных идей, осуществляя рефлексию результатов своей деятельности и деятельности учащихся. Таким образом, педагогу, как основному субъекту инноваций, сегодня, в отсутствии опыта и разработанных методик реализации новых подходов, просто необходим опыт педагогического проектирования. Общим для всех учебных стратегий является построение образовательного процесса на основе трёх фаз: вызов-реализация смысла(осмысление)- рефлексия.Организация самостоятельной исследовательской деятельности состоит в создании учителем ситуаций, в которых учащиеся становятся маленькими учёными, делающими своё собственное открытие. Учитель должен организовать учебный процесс так, чтобы дети сами додумались до решения проблемы урока и могли объяснить, как надо действовать в новых условиях. Поэтому, основные задачиобразования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде,способность к самоизменнению и саморазвитию на основе рефлексивной деятельности. Стиль работы педагога изменяется в условиях самостоятельной работы учащихся. Учитель должен, направлять и стимулировать школьников, давать подсказки, но не заставлять работать.Чтобы ребёнка заинтересовать, надо предложить ему что-то сделать,например: «Попробуй..», «Выбери..», «Придумай» и т.д. У ребёнка должен быть выбор- действовать или нет. Учитель, находя нужные слова, побуждает к действию, развивает интерес, но не командует, не заставляет. Экспериментально доказано, что многие учащиеся, которых считали неспособными к математике, попадая в новые условия, когда необходимо самостоятельно действовать, мыслить, искать, под влиянием этих новых условий успешно овладевают математическими законами, правилами, теоремами. Именно такие условия обеспечивают умственное развитие школьника. У любого учителя есть от природы одаренные дети. У кого-то такой ребенок один, а у кого их несколько. Если не заботиться об их развитии, то им трудно будет состояться как творческим личностям. Наша задача, не
зависимо от учебного заведения позаботиться о таких учащихся. Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:  как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;  какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;  какие методы и средства обучения выбрать;  как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;  как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Построения урока, типология уроков и критерии оценивания

урока в рамках системно - деятельностного подхода.



При системно- деятельностном подходе в обучении математике выделяются следующие компоненты овладения знаниями:  восприятие информации;  анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);  запоминание (создание образа);  самооценка. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях). Учебная задача- задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать. Учебная деятельность- управляемый учебный процесс. Учебное действие- действие по созданию образа. Образ- слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие- я умею! У меня получится! Эмоционально-ценностная оценка- Я считаю так то…(формирование мировоззрения). Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно- деятельностного подхода. Система дидактических принципов обеспечивает реализацию технологии деятельностного метода в практическом преподавании: 1. Принцип деятельности- заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, сознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2. Принцип непрерывности- означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3. Принцип целостности- предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4. Принцип минимакса- заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на
уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5. Принцип психологической комфортности- предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6. Принцип вариативности- предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7. Принцип творчества- означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретению учащимися собственного опыта творческой деятельности. Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности. 1. Урок постановки учебной задачи. 2. Урок решения учебной задачи. 3. Урок моделирования и преобразования модели. 4. Урок решения частных задач с применением открытого способа. 5. Урок контроля и оценки. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: 1. Уроки «открытия» нового знания. 2. Уроки рефлексии. 3. Уроки общеметодологической направленности. 4. Уроки развивающего контроля.
Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых.
Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно- контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений и т. д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т. д.
Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно- методических линий.

Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:  предъявление контролируемого варианта;  сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;  оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием. Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой: 1. Написание учащимися варианта контрольной работы. 2. Сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы. 3. Оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Содержание практической деятельности.
Мы учителя должны развивать у детей способности к логическому мышлению, доказательно мыслить. Математически грамотным должен быть каждый, не зависимо от того будет он заниматься математикой
профессионально в дальнейшем или нет. На уроках я пытаюсь воспитать интерес к предмету. Доказываю, что математика-это жизнь, это наука всех наук. Новые темы стараюсь начать с проблемного вопроса, ставлю на основе жизненных примеров. Моя задача правильно организовать работу, сделать так, чтобы материал усвоили все учащиеся. В своей работе большое внимание уделяю задачам. Стараюсь связать их с жизнью. Очень часто на уроках сталкиваешься с ситуацией: несколько учеников «выключены» из учебного процесса. Они не воспринимают объяснение нового материала, не могут решить простейших примеров по новой и предыдущим темам. Опыт показывает, что применение карточек в течение трех- четырех недель помогает им освоить ранее не понятый материал и хорошо воспринять новые темы. Затем они легко включаются в общий ритм учебного процесса. Обучающая карточка состоит из чередования трех блоков:  опорная формула;  решенные примеры;  Р. С. –реши сам. В словосочетании ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ: проблемное означает, что на уроке должны быть проработаны два звена: постановка проблемы и поиск решения. Постановка проблемы- это этап формулирования темы урока или вопросы для исследования. Наиболее характерной является проблемная ситуация с «затруднением». В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Второй путь постановки учебной проблемы на уроке - подводящий диалог. В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные (проанализируй и сравни). Ответом на последний вопрос станет формулировка темы урока. В качестве примера приведу фрагмент одного из уроков На уроке геометрии в 7 классе, при изучении темы «Неравенство треугольника» готовлю комплекты палочек определённой длины, разбиваю учащихся на группы и предлагаю каждой группе составить треугольники из данного комплекта палочек, например, 3см, 5см, и 9см; 4см, 5 см и 9см; 5см, 6см, 10 см. Учащиеся опытным путём выясня.т, что из предложенных комплектов можно составить только один треугольник. Возникает вопрос «почему?». Как правило, учащиеся замечают зависимость между длинами палочек. Но чтобы правильно сформулировать математическое утверждение, предлагаю измерить длины палочек, записать полученный результат с помощью математических операторов и сделать вывод. 3+5 < 9; 4+5=9;
5+6>10. На этом этапе учащиеся сами приходят к выводу, что сумма длин двух сторон должна быть больше третьей. Урок, основанный на принципах системно-деятельностного подхода прививает такие навыки учащимся, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни.Последовательная реализация системно-деятельностного подхода повышает эффективность образования, существенно увеличивает мотивацию и интерес к учению.
Заключение


Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая
предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность. Ситуация затруднения школьников в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых знаний. Нельзя заставлять ребенка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем. Всякий раз при разрешении проблемной ситуации я с удовольствием наблюдаю, как ребята усваивают новое для себя, но и переживают этот процесс как «открытие» еще чего-то неизвестного: кто сдержанно, а кто с нетерпением и восторгом (пятиклассники), торопясь, чтобы его не опередили в «открытии», и обижаясь иногда на себя, если не сумел быть первым, а иногда на меня «почему выбрала другого, а не меня». А мне на каждом уроке приходится думать о том, как ободрить его, заставить поверить в свои силы, снова увидеть горящие глаза. Именно это заставляет меня искать что-то новое, всегда быть в поиске.
Литература

1. . Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008. 2. Научный Альманах №3 2016г 3. Галанов А. Б. Информационные и телекоммуникационные технологии для учителей предметников. Уфа: БИРО, 2007 4. Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя.- М.: ВИТА- ПРЕСС, 2008 5. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода.- Москва, 2006 6. Карабанова О.А. Программа развития универсальных учебных действий как развивающий потенциал стандартов общего образования второго поколения // Образовательная политика. – 2009. – №9. – С. 9-11


В раздел образования