Напоминание

Мониторинг как инструмент совершенствования профессиональной деятельности педагога


Автор: Мокроусова Наталья Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 84"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Мониторинг как инструмент совершенствования профессиональной деятельности педагога
Раздел: начальное образование





Назад





Мониторинг как инструмент совершенствования профессиональной

деятельности педагога
Современный подход к развитию образовательных систем заключается в понимании того, что качество образования является самым эффективным средством удовлетворения образовательных потребностей общества, семьи, ребёнка, человека. «Что такое «качество» в общем виде?  Качество – это соответствие определённой цели.  Качество – это совокупность характеристик продукта или услуг.  Качество – это удовлетворение требований потребителя.  Качество – это соответствие предмета как результата труда некоторым заданным стандартам. Управление качеством образования в учреждении есть процесс проектирования, то есть постановки целей образования и определения путей их достижения; организация образовательного процесса и мотивация его участников на качественный труд; контроля как процесса выявления отклонений от целей и мониторинга – системы отслеживания изменений в развитии; регулирования и анализа результатов. Одним из результатов образовательного процесса является обученность (соответствие стандартам), т.е. определённый уровень знаний, умений и навыков у обучающихся. Данный результат должен иметь показатели и методики их оценивания и отслеживания изменений. Для этого, наряду с различными формами, методами, видами внутреннего контроля, в образовательных учреждениях разрабатывается и вводится внутренняя модель мониторинга. Многие формы и методы традиционно осуществляемого контроля в современных условиях мало эффективны, поэтому образовательные учреждения начали разрабатывать свою модель мониторинга. Целью мониторинга в образовательном учреждении является обеспечение эффективного информационного отражения состояния образования. Для каждого образовательного учреждения показатели качества образования в узком смысле всегда специфичны, они отражают требования, соответствующие тем моделям выпускника, которые определяют цели, задачи, содержание образования в данном учреждении. Одним из условий успешности мониторинга является наличие объективной информации о качестве знаний у обучающихся. Такие данные возможны только в случае регулярного контроля над образовательным процессом.

Мониторинг

в

образовательном

учреждении

может

быть

представлен двумя уровнями:
Первый уровень (индивидуальный, персональный) осуществляет педагог (это ежедневное наблюдение и фиксирование динамики развития каждого обучающегося и детского коллектива в целом или по определенным направлениям). Второй уровень (внутриучрежденческий) осуществляет администрация учреждения (он заключается в отслеживание динамики развития детских объединений и центра в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени – по полугодиям и годам обучения). Мониторингу первого уровня уделяется большое значение, т.к. именно он представляет систему педагогического взаимодействия «педагог – обучающийся» и обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого воспитанника, включение его в образовательную деятельность с учетом его возможностей и способностей.
Педагогическая

диагностика

проводится

в

с леду ю ще й

последовательности:
Начальная диагностика (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива). Начальная диагностика включает изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка. Текущая диагностика (промежуточная) (проводится в течение года, чаще в декабре). Текущая диагностика состоит из изучения динамики освоения ребенком предметного содержания, личностного развития обучающихся, взаимоотношений в коллективе. Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года). Итоговая диагностика направлена на проверку освоения детьми программы или ее этапа, а также учет изменений качеств личности каждого ребенка. Любой из видов педагогического мониторинга проводится
в три этапа
.
На

первом

этапе

(подготовительном)
определяется цель, объект (объектом мониторинга для педагога является обучающийся, детское объединение, а также отдельные направления образовательного процесса), сроки, инструментарий.
Второй этап (практический) -
сбор информации. Методики сбора информации разнообразны: наблюдения, опрос, собеседование, анализ документов, посещение занятий, контрольные срезы,
анкетирования, тестирование и т. д. Использование тех или других методик зависит от целей проведения мониторинга и имеющихся средств.
Н а

т р е т ь е м

э т а п е
(
аналитический)


происходит обработка информации и её анализ, вырабатываются рекомендации, определяются пути корректировки. С первых дней занятий в детском коллективе должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. Поэтому педагогу нужно быстро и гибко реагировать на стремительно меняющуюся ситуацию, уметь спланировать учебный материал для каждого воспитанника, продумать перспективные задачи его развития, анализировать результаты. Для этого необходимо знать о собенно сти развития обучающихся, их нача льный у р о в е н ь сформированности познавательных умений и навыков, а также уровень знаний, умений и навыков по конкретной образовательной программе. В этом педагогу поможет проведение стартовой диагностики в начале учебного года.


В раздел образования