Мониторинг как инструмент совершенствования профессиональной деятельности педагога
Автор: Мокроусова Наталья Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "СОШ № 84" Населённый пункт: г.Саратов Наименование материала: статья Тема: Мониторинг как инструмент совершенствования профессиональной деятельности педагога Раздел: начальное образование
Мониторинг как инструмент совершенствования профессиональной
деятельности педагога
Современный подход к развитию образовательных систем заключается в
понимании того, что качество образования является самым эффективным
средством удовлетворения образовательных потребностей общества, семьи,
ребёнка, человека.
«Что такое «качество» в общем виде?
Качество – это соответствие определённой цели.
Качество – это совокупность характеристик продукта или услуг.
Качество – это удовлетворение требований потребителя.
Качество
–
это
соответствие
предмета
как
результата
труда
некоторым заданным стандартам.
Управление
качеством
образования
в
учреждении
есть
процесс
проектирования, то есть постановки целей образования и определения путей
их достижения; организация образовательного процесса и мотивация его
участников
на
качественный
труд;
контроля
как
процесса
выявления
отклонений от целей и мониторинга – системы отслеживания изменений в
развитии; регулирования и анализа результатов.
Одним из результатов образовательного процесса является обученность
(соответствие
стандартам),
т.е.
определённый
уровень
знаний,
умений
и
навыков у обучающихся.
Данный результат должен иметь показатели и методики их оценивания и
отслеживания
изменений.
Для
этого,
наряду
с
различными
формами,
методами, видами внутреннего контроля, в образовательных учреждениях
разрабатывается и вводится внутренняя модель мониторинга.
Многие
формы
и
методы
традиционно
осуществляемого
контроля
в
современных
условиях
мало
эффективны,
поэтому
образовательные
учреждения начали разрабатывать свою модель мониторинга.
Целью
мониторинга
в
образовательном
учреждении
является
обеспечение
эффективного
информационного
отражения
состояния
образования. Для каждого образовательного учреждения показатели качества
образования в узком смысле всегда специфичны, они отражают требования,
соответствующие
тем
моделям
выпускника,
которые
определяют
цели,
задачи, содержание образования в данном учреждении.
Одним
из
условий
успешности
мониторинга
является
наличие
объективной информации о качестве знаний у обучающихся. Такие данные
возможны
только
в
случае
регулярного
контроля
над
образовательным
процессом.
Мониторинг
в
образовательном
учреждении
может
быть
представлен двумя уровнями:
Первый уровень (индивидуальный, персональный) осуществляет педагог
(это ежедневное наблюдение и фиксирование динамики развития каждого
обучающегося
и
детского
коллектива
в
целом
или
по
определенным
направлениям).
Второй уровень (внутриучрежденческий) осуществляет администрация
учреждения (он заключается в отслеживание динамики развития детских
объединений и центра в целом по определенным критериям или комплексно
по
нескольким
направлениям
и
во
времени
–
по
полугодиям
и
годам
обучения).
Мониторингу первого уровня уделяется большое значение, т.к. именно
он
представляет
систему
педагогического
взаимодействия
«педагог
–
обучающийся»
и
обеспечивает
развитие
индивидуальных
способностей
каждого воспитанника, включение его в образовательную деятельность с
учетом его возможностей и способностей.
Педагогическая
диагностика
проводится
в
с леду ю ще й
последовательности:
Начальная диагностика (проводится при наборе или на начальном этапе
формирования коллектива).
Начальная
диагностика
включает
изучение
отношения
ребенка
к
выбранной
деятельности,
его
достижения
в
этой
области,
личностные
качества ребенка.
Текущая диагностика (промежуточная) (проводится в течение года, чаще
в декабре).
Текущая диагностика состоит из изучения динамики освоения ребенком
предметного
содержания,
личностного
развития
обучающихся,
взаимоотношений в коллективе.
Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года).
Итоговая
диагностика направлена на проверку освоения детьми программы или ее
этапа, а также учет изменений качеств личности каждого ребенка.
Любой из видов педагогического мониторинга проводится в три этапа .
На
первом
этапе
(подготовительном) определяется
цель,
объект
(объектом
мониторинга
для
педагога
является
обучающийся,
детское
объединение, а также отдельные направления образовательного процесса),
сроки, инструментарий.
Второй этап (практический) - сбор информации.
Методики
сбора
информации
разнообразны:
наблюдения,
опрос,
собеседование, анализ документов, посещение занятий, контрольные срезы,
анкетирования, тестирование и т. д. Использование тех или других методик
зависит от целей проведения мониторинга и имеющихся средств.
Н а
т р е т ь е м
э т а п е ( аналитический)
– происходит
обработка
информации и её анализ, вырабатываются рекомендации, определяются пути
корректировки.
С
первых
дней
занятий
в
детском
коллективе
должно
быть
место
каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических
особенностей
и
склонностей.
Поэтому
педагогу
нужно
быстро
и
гибко
реагировать на стремительно меняющуюся ситуацию, уметь спланировать
учебный
материал
для
каждого
воспитанника,
продумать
перспективные
задачи его развития, анализировать результаты. Для этого необходимо знать
о собенно сти
развития
обучающихся,
их
нача льный
у р о в е н ь
сформированности
познавательных
умений
и
навыков,
а
также
уровень
знаний, умений и навыков по конкретной образовательной программе. В этом
педагогу поможет проведение стартовой диагностики в начале учебного года.