Автор: Акежев Январби Айсович Должность: преподаватель-организатор обж Учебное заведение: МКОУ "СОШ а.Псаучье-Дахе им. Героя России О. М. Карданова" Населённый пункт: КЧР, Хабезский район, а. Псаучье-Дахе Наименование материала: Сценарий классного часа Тема: Чтобы выжить-надо знать Раздел: полное образование
Цели и задачи проведения открытого урока:
1. Пропаганда социальной значимости курса «Основы безопасности жизнедеятельности»,
поднятие его престижа;
2.
Пропаганда
культуры
безопасности
жизнедеятельности
среди
подрастающего
поколения;
3. Практическая отработка навыков безопасного поведения школьниками в различных
условиях;
Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Чтобы выжить – надо знать»,
карточки с заданием, учебный фильм «Правила поведения в ЧС».
Ход урока.
I. Организационный момент. Психологический настрой.
II. Введение материала по цели урока.
Сегодня мы собрались для очень важного и интересного разговора. Современный мир,
природа и развивающиеся технологии все чаще бросают нам вызов в виде природных
бедствий, техногенных аварий и катастроф. В нашей стране существует мощная структура
-
МЧС
России,
готовая
действовать
в
сложной
обстановке
чрезвычайных
ситуаций
различного
характера.
И
ее
сила
заключается
не
только
в
современном
высокотехнологичном
оборудовании,
но
и
в
кадровом
потенциале.
В
МЧС
России
работают подготовленные сотрудники, искренне любящие свое дело. Их знают и уважают
во всем мире – наша страна не оставляет без внимания и помощи ни одну чрезвычайную
ситуацию на планете.
1-й слайд: МЧС России
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Основано 27 декабря 1990 года.
Вышестоящий орган государственной власти Президент РФ.
2-й слайд: Министр МЧС
Владимир Андреевич Пучков в должности с 21 мая 2012 года.
3-й слайд: Символика МЧС России:
Большая эмблема Представительский флаг
4-й слайд: За прошедшие сутки 24.04.2013 года
5-й слайд: Спасателями и пожарными МЧС России спасено 443 человека.
6-й слайд: В техногенных пожарах спасено 107 человек.
7-й слайд: Обнаружено и обезврежено 138 взрывоопасных объекта.
8-й слайд: На водных объектах спасено 2 человека.
9-й слайд: Психологическая помощь оказана в 13 случаях.
10-й слайд:
Опасной называется ситуация, которая угрожает жизни, здоровью, имуществу человека
или природной среде.
11-й слайд:
Не
проходит
и
дня,
чтобы
газеты,
радио,
телевидение
не
принесли
сообщение
об
очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, преступлении в том или ином городе,
либо стране. Террористы захватывают заложников, терпят бедствие пароходы и поезда,
пешеходы попадают под колёса машин.
12-й слайд:
Каждый из нас может оказаться в такой непредвиденной ситуации. Кто же поможет
человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего – ОН САМ! Сегодня на нашем уроке
три
команды
спасателей попробуют найти выход из предложенных в игре опасных
ситуаций!
13-й слайд: Единая дежурно-диспетчерская служба.
В
каждом
городе
страны
по
инициативе
МЧС
России
создаётся
Единая
дежурно-
диспетчерская служба, которая является составной частью городского управления Единой
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
14-й слайд: Службы экстренной помощи.
Знать номера телефонов экстренных служб нужно всем, и взрослым, и детям! Всем
известны номера телефонов 01, 02, 03, 04. А как ещё можно позвонить в Единую
городскую службу спасения по стационарному и мобильному телефону? 39-3-01, 2-32-01,
010.
15-й слайд:
Задание 1. «Просьба о помощи».
В этом задании вы получаете карточку с номером телефона экстренной службы. Командам
спасателей необходимо назвать экстренную службу по номеру телефона, позвонить туда и
правильно провести разговор с диспетчером службы.
16-й слайд:
Задание 2. «Тушим сами».
Как правильно вызвать пожарную службу, мы знаем. Но сами - бездействовать не можем!
Что же делать?
17-й слайд: Вопрос каждой команде спасателей:
1.Чем можно затушить горящие бензин, керосин и другие органические масла?
2.Если на вас загорелась одежда, ваши действия?
3.Что делать, если комната, в которой вы находитесь, стала заполняться густым едким
дымом?
18-й слайд: Первая медицинская помощь.
Первая
медицинская
помощь
-
это
простейшие
срочные
и
необходимые
меры
для
спасения жизни человека и предупреждения осложнений до прибытия скорой помощи. В
экстремальных условиях может возникнуть ситуация, когда только ты сможешь оказать
первую медицинскую помощь себе или пострадавшему товарищу.
19-й слайд: Задание 3. «Помоги пострадавшему».
Первой команде спасателей необходимо оказать медицинскую помощь при ссадинах или
порезах; второй команде спасателей – при пищевом отравлении; третьей команде – оказать
первую помощь при ожоге.
20-й слайд:
Задание 3.
Выберите для каждого случая нужные медикаменты:
Бинт Йод
Р-р бриллиантовый зелёный Перманганат калия
Пантенол Перекись водорода
Индивидуальный перевязочный пакет
Салфетки стерильные медицинские Уголь активированный
21-й слайд: Чрезвычайные ситуации на железной дороге.
Каждый человек в среднем один-два раза в год едет куда-нибудь на поезде. Поезда -
достаточно безопасный вид транспорта, но всё же нужно быть готовым к возможным
опасным ситуациям, чтобы не растеряться в трудную минуту и действовать правильно.
22-й слайд: Справочная информация.
Одна из крупных мировых катастроф на железных дорогах случилась 6 июня 1981 года в
Индии. В ней погибло 800 человек.
23-й слайд:
Задание 4. «Осторожно, поезд!»
Представим
ситуацию
пожара
в
вагоне
поезда.
Командам
спасателей
необходимо
расположить приведённые ниже действия в нужной последовательности.
-Уходи от пожара в передние вагоны, если это не возможно, иди в конец поезда, плотно
закрывая за собой все двери;
-Закрой окна, чтобы ветер не раздувал пламя;
-Если существует угроза твоей жизни, не пытайся спасать багаж;
-Немедленно сообщи проводнику о пожаре, извести пассажиров о случившемся, разбуди
спящих;
24-й слайд: Обеспечение безопасности дорожного движения.
Справочная информация:
Современный транспорт – зона повышенной опасности. Под колёсами машин ежегодно в
дорожно-транспортных происшествиях погибает в нашей стране около 40000 человек, из
них каждый десятый – ребёнок, причём мальчиков погибает больше! Поэтому нужно знать
и соблюдать правила дорожного движения!
25-й слайд:
Задание 5. « Мои друзья – дорожные знаки».
Дети Пешеходный переход
Когда вы куда-нибудь едете, вам по пути встречается много дорожных знаков. Знаете
ли вы, что они обозначают?
Задание командам спасателей: у вас имеются карточки с изображением дорожных
знаков, вам надо правильно определить, что он обозначает.
26-й слайд: Запрещающие знаки.
Движение пешеходов Движение на велосипедах
запрещено запрещено
27-й слайд: Знаки особых предписаний.
Место остановки Подземный пешеходный
трамвая переход
28-й слайд: Предупреждающие знаки.
Пересечение с трамвайной Железнодорожный переезд
линией без шлагбаума
29-й слайд: Белореченск – промышленный город.
Как
и
все
промышленные
города,
в
определённой
степени
является
объектом
потенциальной опасности для людей и окружающей среды.
В нашем районе расположены химический завод, маслоэкстракционный завод, завод
по производству ЖБИ и другие предприятия, на которых при аварии возможно
заражение воздуха парами хлора, аммиака и других отравляющих веществ.
30-й слайд:
Средства индивидуальной защиты
предназначены
для
защиты
человека
от
радиоактивных
и
отравляющих
веществ,
и
бактериальных средств. По своему назначению они делятся на средства защиты органов
дыхания и кожи. По принципу защиты – на фильтрующие и изолирующие.
31-й слайд:
Мы заканчиваем наш урок, и желаем нашим спасателям и вам, ребята, действовать в
жизни так же дружно и обдуманно, как в игре. Запомните: ваша безопасность в ваших
руках!
III. Подведение итогов.
Чему был посвящён наш урок? Как вы понимаете тему урока? Почему важно знать, как
действовать в различных ЧС? Какие ситуации мы называем чрезвычайными? Предлагаем
вашему вниманию фильм «Правила поведения в ЧС».
Просмотр учебного фильма «Правила поведения в ЧС».
Урок
подготовлен
с
использованием
интернет
ресурсов,
учебного
фильма
«Правила
поведения в ЧС», презентация составлена на основе презентации Жидилёвой Е.А. «Чтобы
выжить- надо
знать». Классный час-игра по теме: «Безопасность и защита человека в
опасных и чрезвычайных ситуациях».
В
с
ла
с
Президент Российской
Федерации.года.