Напоминание

Чередование гласных О-А в корне слова


Автор: Лосолова Виктория Батомункуевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ № 47
Населённый пункт: пгт Шерловая Гора
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Чередование гласных О-А в корне слова
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока Учитель: Лосолова В.Б. Предмет: Русский язык Класс: 5 Тема Правописание корней –раст-, -ращ-, -рос-
Тип урока
Урок «открытия» новых знаний
Планируемые

результаты

(УУД)

Предметные
: Знать о чередовании гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.
Метапредметные:
1.
Познавательные
: владеть приёмами отбора и систематизации материала;анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. 2.
Регулятивные:
искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы. 3.
Коммуникативные
: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
Личностные
: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.
Основные

понятия
Чередование, корень
Деятельностный

компонент урока
Уметь: - находить орфограмму ; - научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной - пользоваться толковым словарем.
Формы обучения
Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы

обучения
По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный. По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.
Приемы

обучения
Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания
Эмоционально-

ценностный

компонент урока
Знакомство с произведениями художественной литературы.
Оборудование
Бумажные смайлики, карточки с заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная

подготовка учащихся к усвоению изучаемого

материала.
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята! Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
1. Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную

деятельность, создание условий для возникновения

внутренней готовности включения в деятельность.



Организация учебного процесса на этапе 1

Работа ведётся в группах, каждая группа разбирает

слова , объясняя выбор букв:
1. Л…сной, в..зать, нар..дить, з..мной. 2. Кни..ка, ло…кий, тру..ка, зу.., пру… 3. Ар…мат, во..зал, к…стюм, м..чта, р..жим; 4. Выр..сли,позар..стали, водор..сли, выр..щенный. Формулируют ответы на вопросы учителя
2. Актуализация

знаний и фиксация

затруднений в

деятельности

Организация учебного процесса на этапе 2
-- Какие буквы вы поставили? У всех одинаковая буква в одном слове? Почему так получилось? Что нам нужно сделать? Отвечают на вопросы учителя.
3. Выявление

места и причины

затруднения

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее

затруднение, выявить места и причины затруднений

для осознания того, в чем именно состоит

недостаточность знаний, умений.

Организация учебного процесса на этапе 3
Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Тема урока? (формулируем, записываем)
Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в

них корень. Почему в родственных словах разное

написание корня? ( происходит чередование)



Выр

..

сли

,

позар

..

стали

,

водор

..

сли

,

выр

..

щенный

Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с

буквой О, выделяя корень

О А

Выросли позарастали

водоросли выращенный

Подумайте: от какого условия зависит написание

гласной в этих корнях? (От конечного согласного

корня.)

– Сравните ваши размышления с правилом в

учебнике. Насколько мы оказались правы? С.101

Корни –рос-раст- ращ- это варианты одного корня. В

тех корнях, в которых есть буквы т или щ, пишется

А. а если этих букв нет, в корне пишется О
Учащиеся обсуждают ситуацию. Учащиеся формулируют тему урока.

4. Построение

проекта выхода из

затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности

и на этой основе плана действий для достижения

целей.

Организация учебного процесса на этапе 4
Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?
-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче

запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги

алгоритма).

(выделить корень;

подчеркнуть согласную корня:

в корне рос \ раст \ращ перед С пишем О. перед СТ и

Щ пишем А) –

В чём сходство между правилами о правописании

корней –раст- //-рос- // -ращ- (написание безударных

гласных корня зависит от последующих согласных)

2)– Правил без исключений не бывает. Посмотрите и

запомните слова-исключения:



росток

,

отрасль

,

Ростов

,

Ростислав

,

ростовщик

,

– Значение каких слов вам не совсем понятны?

. Словарно-орфографическая работа.

Где его можно узнать лексическое значение слов? (В

толковом словаре). Обратимся к толковому словарю.

Каково лексическое значение слова?

(Индивидуальное задание - находят и зачитывают

значение в словаре С.И.Ожегова.)

Слова посмотрим сейчас:

Ростовщик – тот, кто дает деньги в рост, в долг под

большие проценты.

Отрасль – 1. Ветвь растения (устар.) 2. Потомок,

потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности,

науки, производства.

Вспомним исключения из правил, запишем в тетрадь

Росток, Ростов, Ростислав, ростовщик ,отрасль

Главное, что нужно запомнить:

Никогда не пользуйтесь проверочным словом при

написании слов с чередованием гласных в корне!
А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают? Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей Составление учащимися плана действий.
5.Физкультминутка

Я вижу, что вы уже засиделись, давайте с вами

проведем физкультминутку.

1. Если корень является главной значимой частью

слова, то встали.+

2. Если окончание образует разные формы одного и

того же слова, то хлопок.+

3. Если у существительных 3 склонения, женского

рода после шипящих на конце слова пишется мягкий

знак, то покачали головой.+

4. Если в слове мяч на конце пишется мягкий знак,

то прыжок.-

5. Если существительные ж.р. и м.р. с окончанием –

а,-я относятся ко 2 склонению, то хлопок.
Выполняют упражнения

6. Закрепление с

проговариванием

во внешней речи

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового

знания; выявление пробелов первичного осмысления

изученного материала; проведение коррекции.

Организация учебного процесса на этапе 6

Орфограмму выделите, выбор объясните.
Густо р…сти, разложить р…стения, дубы разр…слись, зар…сли тростника, выр…щенные арбузы, р…стовская земля, длинные водор…сли. Учащиеся работают, выступают с сообщениями
7. Включение в

систему знаний и

повторения

Цель этапа: повторить и закрепить

Организация учебного процесса на этапе 7





Задание:

распределите

записанные

ниже

слова

по

столбикам. Орфограмму выделить, выбор объяснить.
Р…сти, р…сток, отр…сль, р…стения, пор…сль, разр…слись, Р…стислав, пр…сторы, распр…странять , подр…сли, прор…сти, выр..щенный, возр..ст, -раст-(- ращ-) -рос- исключения Другие корни Заполняют таблицу, работают в парах.
8. Рефлексия

учебной

деятельности на

уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание,

оценить собственную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 9
- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите. - В чём испытывали трудности? - Что помогло нам их преодолеть? - Оцените свою деятельность на уроке: если вам понравилось работать на уроке возьмите зелёный смайлик, который означает, что путь к дальнейшим знаниям открыт, если вам нужно доработать по данной теме, то – желтый, а если возникли трудности – то красный. Смайлики помогут на следующем уроке для дальнейшей работы с учениками при закреплении изученной темы. Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности
Информация о

домашнем задании,

инструктаж по его

выполнению

Составить словарную диктовку на изученную

орфограмму. Графически обозначить

орфограмму.
Записывают задание


В раздел образования