Автор: Лосолова Виктория Батомункуевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ СОШ № 47 Населённый пункт: пгт Шерловая Гора Наименование материала: методическая разработка Тема: Чередование гласных О-А в корне слова Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Учитель: Лосолова В.Б.
Предмет: Русский язык
Класс: 5
Тема
Правописание корней –раст-, -ращ-, -рос-
Тип урока
Урок «открытия» новых знаний
Планируемые
результаты
(УУД)
Предметные : Знать о чередовании гласных е-и в корнях; научиться выбирать
гласную в орфограмме а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. Понимать, что корни
с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за
приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения
слова.
Метапредметные:
1. Познавательные : владеть приёмами отбора и систематизации
материала;анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия,
группировать.
2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно
выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять
степень успешности работы.
3. Коммуникативные : строить связное монологическое высказывание;
представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
Личностные : формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию
к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.
Основные
понятия
Чередование, корень
Деятельностный
компонент урока
Уметь:
- находить орфограмму ;
- научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной
- пользоваться толковым словарем.
Формы обучения
Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы
обучения
По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.
По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.
Приемы
обучения
Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания
Эмоционально-
ценностный
компонент урока
Знакомство с произведениями художественной литературы.
Оборудование
Бумажные смайлики, карточки с заданиями, карточки для этапа рефлексии,
учебник
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Организационный
момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная
подготовка учащихся к усвоению изучаемого
материала.
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
Создает благоприятный психологический настрой на
работу. Здравствуйте,
ребята!
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Приветствуют
учителя,
проверяют
свою
готовность к
уроку
1. Мотивация
(самоопределение)
к учебной
деятельности
Цель этапа: включение учащихся в учебную
деятельность, создание условий для возникновения
внутренней готовности включения в деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 1
Работа ведётся в группах, каждая группа разбирает
слова , объясняя выбор букв:
1. Л…сной, в..зать, нар..дить, з..мной.
2. Кни..ка, ло…кий, тру..ка, зу.., пру…
3. Ар…мат, во..зал, к…стюм, м..чта, р..жим;
4. Выр..сли,позар..стали, водор..сли, выр..щенный.
Формулируют
ответы на
вопросы
учителя
2. Актуализация
знаний и фиксация
затруднений в
деятельности
Организация учебного процесса на этапе 2
-- Какие буквы вы поставили? У всех одинаковая буква в
одном слове? Почему так получилось? Что нам нужно
сделать?
Отвечают на
вопросы
учителя.
3. Выявление
места и причины
затруднения
Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее
затруднение, выявить места и причины затруднений
для осознания того, в чем именно состоит
недостаточность знаний, умений.
Организация учебного процесса на этапе 3
Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Тема
урока? (формулируем, записываем)
Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в
них корень. Почему в родственных словах разное
написание корня? ( происходит чередование)
Выр
..
сли
,
позар
..
стали
,
водор
..
сли
,
выр
..
щенный
Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с
буквой О, выделяя корень
О А
Выросли позарастали
водоросли выращенный
Подумайте: от какого условия зависит написание
гласной в этих корнях? (От конечного согласного
корня.)
– Сравните ваши размышления с правилом в
учебнике. Насколько мы оказались правы? С.101
Корни –рос-раст- ращ- это варианты одного корня. В
тех корнях, в которых есть буквы т или щ, пишется
А. а если этих букв нет, в корне пишется О
Учащиеся
обсуждают
ситуацию.
Учащиеся
формулируют
тему урока.
4. Построение
проекта выхода из
затруднения
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности
и на этой основе плана действий для достижения
целей.
Организация учебного процесса на этапе 4
Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте составим
план действий. Каков будет первый шаг? Второй?
Третий?
-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче
запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги
алгоритма).
(выделить корень;
подчеркнуть согласную корня:
в корне рос \ раст \ращ перед С пишем О. перед СТ и
Где его можно узнать лексическое значение слов? (В
толковом словаре). Обратимся к толковому словарю.
Каково лексическое значение слова?
(Индивидуальное задание - находят и зачитывают
значение в словаре С.И.Ожегова.)
Слова посмотрим сейчас:
Ростовщик – тот, кто дает деньги в рост, в долг под
большие проценты.
Отрасль – 1. Ветвь растения (устар.) 2. Потомок,
потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности,
науки, производства.
Вспомним исключения из правил, запишем в тетрадь
Росток, Ростов, Ростислав, ростовщик ,отрасль
Главное, что нужно запомнить:
Никогда не пользуйтесь проверочным словом при
написании слов с чередованием гласных в корне!
А теперь сверим наши выводы с выводами учебника.
Совпадают?
Учащиеся
обсуждают,
анализируют,
планируют
пути
достижения
целей
Составление
учащимися
плана
действий.
5.Физкультминутка
Я вижу, что вы уже засиделись, давайте с вами
проведем физкультминутку.
1. Если корень является главной значимой частью
слова, то встали.+
2. Если окончание образует разные формы одного и
того же слова, то хлопок.+
3. Если у существительных 3 склонения, женского
рода после шипящих на конце слова пишется мягкий
знак, то покачали головой.+
4. Если в слове мяч на конце пишется мягкий знак,
то прыжок.-
5. Если существительные ж.р. и м.р. с окончанием –
а,-я относятся ко 2 склонению, то хлопок.
Выполняют
упражнения
6. Закрепление с
проговариванием
во внешней речи
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового
знания; выявление пробелов первичного осмысления
изученного материала; проведение коррекции.
Организация учебного процесса на этапе 6
Орфограмму выделите, выбор объясните.
Густо р…сти, разложить р…стения, дубы разр…слись,
зар…сли тростника, выр…щенные арбузы, р…стовская
земля, длинные водор…сли.
Учащиеся
работают,
выступают с
сообщениями
7. Включение в
систему знаний и
повторения
Цель этапа: повторить и закрепить
Организация учебного процесса на этапе 7
Задание:
распределите
записанные
ниже
слова
по
столбикам. Орфограмму выделить, выбор объяснить.
Р…сти,
р…сток, отр…сль,
р…стения, пор…сль,
разр…слись, Р…стислав, пр…сторы, распр…странять ,
подр…сли, прор…сти, выр..щенный, возр..ст,
-раст-(-
ращ-)
-рос-
исключения
Другие
корни
Заполняют
таблицу,
работают в
парах.
8. Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке
Цель этапа: зафиксировать новое содержание,
оценить собственную деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 9
- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их?
Докажите.
- В чём испытывали трудности?
- Что помогло нам их преодолеть?
- Оцените свою деятельность на уроке: если вам
понравилось работать на уроке возьмите зелёный
смайлик, который означает, что путь к дальнейшим
знаниям открыт, если вам нужно доработать по данной
теме, то – желтый, а если возникли трудности – то
красный. Смайлики помогут на следующем уроке для
дальнейшей работы с учениками при закреплении
изученной темы.
Осуществляют
самоконтроль,
оценивают
свою работу.
Осуществляют
самооценку
собственной
учебной
деятельности,
соотносят цель
и результат.
Обсуждают
формы работы
на уроке и
возникшие
трудности
Информация о